Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новеллистика К. Бликсен и литературно-философская традиция С. Киркегора Ломагина Анастасия Всеволодовна

Новеллистика К. Бликсен и литературно-философская традиция С. Киркегора
<
Новеллистика К. Бликсен и литературно-философская традиция С. Киркегора Новеллистика К. Бликсен и литературно-философская традиция С. Киркегора Новеллистика К. Бликсен и литературно-философская традиция С. Киркегора Новеллистика К. Бликсен и литературно-философская традиция С. Киркегора Новеллистика К. Бликсен и литературно-философская традиция С. Киркегора
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ломагина Анастасия Всеволодовна. Новеллистика К. Бликсен и литературно-философская традиция С. Киркегора : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Санкт-Петербург, 2001.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/837-2

Содержание к диссертации

Введение

Первая глава Рецепция произведений С.Киркегора в художественном сознании К.Бликсен 30

Вторая глава Интертекстуальность новелл К.Бликсен в системе автор читатель 104

Заключение 195

Список использованной литературы

Рецепция произведений С.Киркегора в художественном сознании К.Бликсен

В этом контексте можно сказать, что, новеллы и романы К.Бликсен являются переплетением судьбы и творчества, продолжением ее жизни, опытом эстетического осмысления действительности и способом существования. Долгие годы, проведенные вдали от Европы, атмосфера многолетнего противодействия обстоятельствам и мнению окружающих и ощущение непонятости, которое отражено в письмах к родным из Африки, повлияли коренным образом на творческую позицию писательницы. Дональд Виндхам сказал о ней так: "Есть авторы, которые сами по себе интереснее, чем их книги, есть книги, интереснее чем личность их автора. Но есть авторы, которые дополняют свои книги, а их книги - их личность. К таким относится Исак Динесен." Карен Бликсен родилась в 1885 г. в усадьбе Рунгстедлунд, недалеко от Копенгагена. Первым трагическим событием детства, оказавшим на ее жизнь и творчество особо сильное влияние, стало самоубийство отца, который был яркой личностью и сам имел отношение к литературе. Под псевдонимом Боганис он издал "Письма охотника", навеянные его пребыванием в Америке. Будучи офицером, отец писательницы принял участие в нескольких войнах, в том числе на стороне французов во франко-прусской войне 1871 г. Он присутствовал при событиях Парижской коммуны и позднее написал книгу "Париж во время коммуны", на страницах которой открыто выражал симпатии к революционерам.

Семья очень сильно повлияла на формирование бунтарского духа писательницы. Биографы Карен Бликсен отмечали, что она боготворила отца и была его любимой дочерью. Тяготея к отцу, она не принимала строгую систему буржуазного воспитания, которой придерживались родственники ее матери. Ее больше привлекал внешне яркий образ жизни родственников дворянского происхождения со стороны отца. Позднее в своих произведениях писательница выказывала солидарность со взглядами отца: ее герои оказывались на стороне французов, как в новелле "Элоиза", действие которой разворачивается во времена франко-прусской войны, и участвовали в восстании коммунаров как герои новеллы "Сновидцы" и "Пир Бабетты".

К.Бликсен рано начала писать пьесы и рассказы. В 1903 и 1907 годах в датских журналах вышли ее первые рассказы, опубликованные под псевдонимом, который она взяла по кличке собаки своего отца - Оцеола. Затем наступил длительный перерыв в творчестве, во время которого в основном и формировалось ее мировоззрение, накапливался читательский и жизненный опыт, для того, чтобы подготовить блестящий литературный дебют на мировой сцене в 1934 г. со сборником "Семь фантастических историй".

С 1914 по 1931 год Карен Бликсен жила в Кении, на кофейной плантации, где развернулась основная драма ее жизни, также нашедшая отражение в литературном творчестве. Она выходит замуж за своего кузена - барона Брора Бликсена Финеке. На фоне африканских пейзажей рушится семейная жизнь писательницы: Брор Бликсен разводится с ней. Здесь же она переживает и самое сильное увлечениє своей жизни. Ее роман с английским дворянином Денисом Финч Хэттоном заканчивается крахом - их отношения становятся прохладными и вскоре Денис гибнет в авиакатастрофе.

Пармения Мигел - биограф Карен Бликсен, описывая жизнь писательницы на кофейной плантации, отмечает, что ее друзья и, в первую очередь, Денис Финч Хэттон были верными и внимательными слушателями ее историй. Большинство мотивов ее поздних произведений родилось еще в Африке, и многие из них были рассказаны перед аудиторией.

Последней трагедией, разрушившей "африканскую" жизнь К.Бликсен, явилось банкротство и вынужденная продажа фермы, за которую она пыталась бороться до самого конца. В написанных гораздо позже романе "Африканская ферма" и сборнике "Тени на траве" она объясняется в любви к Африке, к образу жизни белых людей, попавших под обаяние красоты и величия природы. Особое место в ее творчестве занимают феодальные отношения, сложившиеся между белыми колонизаторами и африканским населением. Позднее во многих своих новеллах она обращается к теме слуг и господ, воспевая ушедший феодальный строй старой Европы.

В августе 1931 года Карен Бликсен возвращается в Данию, чтобы на обломках личной жизни начать литературное творчество. В одном из своих эссе она пишет: "Я вернулась на родину... вокруг меня все исчезло, утонуло за горизонтом... и я стала немой. Мне нечего было сказать, в прямом смысле слова. И все же мне нужно было говорить. Мне нужно было еще написать мои книги". Первый сборник новелл "Семь готических историй" вышел в свет в 1934 г. в Америке на английском языке под псевдонимом Исак Динесен. Затем в 1935 г. он появился в Дании под названием "Семь фантастических историй". С тех пор большинство своих произведений Карен Бликсен писала сначала на английском языке, пользуясь псевдонимом, а затем на датском, подписываясь своим именем. В 1937 г. появилась сначала английская, а затем, в том же году, и датская версия воспоминаний писательницы о жизни в Африке: "Из Африки" и "Африканская ферма". А в 1942 г. были изданы "Зимние сказки", вышедшие в один год и по-английски, и по-датски. На этом заканчивается самый интенсивный период творчества писательницы. В ее работе наступает перерыв. В течение следующих 15 лет она написала только роман под псевдонимом Пьер Андрежель, озаглавленный в английском варианте "Божественные мстители" (1944 г.), а в датском "Пути возмездия" (1946 г).

Последний период ее литературного творчества, прошедший на фоне ухудшающегося здоровья, ознаменовался несколькими сборниками новелл: в 1957 г. "Последние истории", вышедшие на двух языках; затем - "Анекдоты судьбы", в 1958. В 1961 г. вышли несколько дополнительных эскизов к картине африканской жизни: "Тени на траве", а в 1963 г. появилась последняя новелла - "Эренгард", изданная посмертно.

Интертекстуальность новелл К.Бликсен в системе автор читатель

Эта история является примером того, о чем в начале повествования говорит сказительница: "Там, где люди верны, навечно непоколебимо верны истории, там в конце концов заговорит тишина. А там, где нет никакой истории или где ее предали, там тишина становится пустотой". Чистый холст хранит в себе разные возможности истолкования и дает пищу для размышлений, что является признаками сущностного предмета. Его история наверняка останется и в людской памяти и в устной традиции.

Персонажи писательницы, признавшие свою "идею" как замысел Бога-автора, оказываются в "истории", и с ними, как уже было отмечено, происходит ряд удивительных внутренних перемен. Таким образом, в новеллах К.Бликсен встречаются два типа действующих лиц. Некоторые из них в начале повествования характеризуются неразвитостью личности. В новелле "Старый странствующий рыцарь" герои в какой-то момент воспринимают себя "зародышами фантазии Творца"; одной из героинь "Всемирного потопа в Нордернее" предстоит "создать себя"; Пилот в новелле "Сновидцы" находится на "зародышевом" уровне развития. Другие занимают отчетливо более высокое положение на лестнице духовного развития. Им дана возможность оценивать ситуацию и воздействовать на происходящее. В результате внутренних метаморфоз персонажей новелл Карен Бликсен коренным образом меняется их поведение, идеалы и психическое состояние. Эти моменты являются центральными в новелле, хотя не всегда совпадают с кульминацией событийной стороны повествования. Мгновение постижения собственной истины, которая идентична "идее" персонажа, является моментом самопознания для действующих лиц во многих новеллах писательницы. Адам - герой новеллы "Скорбная нива" - так воспринимает произошедшую в нем перемену: "...оно ("осознание" - А.Л.) проникло в самую его сущность и преобразило его так же,..., как это происходило с людьми в момент религиозного обращения".1 Это сравнение еще больше усиливает мотив божественности судьбы.

Говоря о процессе преображения персонажей К.Бликсен, П.Хьорт и С.Бьерринг обозначают его термином "скачок".2 При этом они используют понятие, введенное С.Киркегором, и мотивируют свой выбор возможным влиянием личности философа на мировоззрение и творчество К.Бликсен. Основным объектом для исследования философ считает вопрос осознания и развития человеком своей сущности и пути становления личности. Для философа существование предшествует открытию человеком своего "я". По философии Киркегора каждый человек способен и призван осознать себя как личность и пройти этапы личностного развития во время своего земного существования. Когда личность готова к переходу на новый уровень, происходит скачок, который "внезапен, необъясним, ир рационален. Это переход из одного качества в другое..." Таким образом, можно предположить, что и метаморфозы героев в произведениях К.Бликсен приводят их на новую ступень. В произведениях писательницы существует несколько типов обстоятельств, которые являются фоном для внутренних метаморфоз героев.

1. Женщина и мужчина осознают друг друга как личности, имеющие собственную ценность. Эти метаморфозы, как правило, случаются на почве любовных отношений. В "Путях вокруг Пизы" это случается после насилия; в "Старом странствующем рыцаре" - во время попытки любовницы отравить бывшего возлюбленного. В "Обезьяне" - после попытки изнасилования; в "Поэте" - после отказа возлюбленного от любви; во "Всемирном потопе в Нордернее" - во время поцелуя героев.

2. Герои независимо от пола в результате вовлеченности в описываемые события, осознают свое место в мироздании и свою индивидуальную задачу. Примером таких изменений может служить герой "Путей вокруг Пизы" граф Август, который осознает, что явился неслучайным участником произошедших событий, и, таким образом, ощущает свою принадлежность мирозданию. Каспарсен в "Потопе в Нордернее", взяв на себя роль кардинала и исполнив ее в соответствии с предначертанием, получает признание фрекен Малин и оказывается героем легенды: в народе начинают говорить о "Кардинальском потопе". Линкольн - герой новеллы "Сновидцы" - обретает способность видеть сны и новое отношение к жизни.

3. Герои осознают свой проигрыш и его причину в собственной невнимательности к зову судьбы. Они оказываются наказанными за это. Поняв, что упустили возможности, предоставленные самой судьбой, они впадают в скуку, отчаяние, а иногда и погибают. Большинство таких героев, однако, спокойно принимают такой ход событий и в том числе свою смерть как закономерность. К этой группе относятся принц Потенциани и графиня Карлотта - герои "Путей вокруг Пизы", которые пытались изменить ход событий по своему усмотрению вопреки воле Бога. Принц, осознав упущенную возможность, падает, сраженный ударом; графиня обретает внутреннюю гармонию, приняв торжество божественной воли. Попытка смоделировать любовный треугольник закончилась неудачей для господина Ма-тиесена в новелле "Поэт". Ситуация выходит из-под его контроля, и он осознает, что все находится в руках более могущественного сочинителя, чем он сам - в руках Бога.

Несмотря на то, что систематизация воззрений С.Киркегора представляет принципиальную сложность, исследователи выделяют на основании его произведений три ступени эволюции личности: эстетический (романтический) стиль жизни, этический стиль и религиозный, как высшую ступень развития. Эстетический стиль жизни предполагает развитие чувственной стороны личности. Герой наслаждается жизнью, но не может понять ее, так как живет одним моментом. Он не проживает жизнь, а растрачивает ее на бесконечные поиски, боясь и избегая некоторых ее проявлений: брака, постоянной дружбы.

Первым типом эстетического героя у С. Киркегора является образ Соблазнителя или Дон Жуана. Этот герой в погоне за наслаждением развивает чувственную сторону своего "я". В конечном счете, как и все романтические герои, он обречен на отчаяние. Образ доктора Фауста является другим примером эстетического персонажа. Самоуглубленность, самоанализ, попытки понять смысл существования, разочарованность и сомнения являются характерными чертами этого героя. Без этического осознания жизненных ситуаций герой неизбежно впадает в отчаяние от невозможности осуществления поставленной задачи. Отчаяние, как последняя стадия развития личности в эстетическом стиле жизни, характеризует и Агасфера - Вечного жида. Но в глубине отчаяния и созревает возможность для осознания героем себя как личности и начала пути развития своего "я".

Развитие "я" на этическом уровне предполагает вовлеченность личности в жизнь общества и проживание полной смысла человеческой жизни по законам общественной морали, следуя христианским заповедям. Третий стиль жизни - религиозный - является вершиной развития личности. Достигнув его, человек становится воплощением покорности божественной воле. Киркегор обращается к библейским легендам об Иове, Аврааме, Христе, образ жизни которых представляет пример религиозной стадии личностного развития. На этом уровне моральные и эстетические нормы человеческого общества перестают играть какую-либо роль. Божественная воля становится единственным мерилом правильности избранного пути.

Похожие диссертации на Новеллистика К. Бликсен и литературно-философская традиция С. Киркегора