Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Варламова Елена Валерьевна

Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер
<
Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Варламова Елена Валерьевна. Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Варламова Елена Валерьевна; [Место защиты: Казан. федер. ун-т].- Казань, 2010.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1245

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ США 30

ГЛАВА II

АМЕРИКАНСКАЯ ПРИРОДА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОГО ХАРАКТЕРА В СБОРНИКЕ НОВЕЛЛ Ш. АНДЕРСОНА «УАЙНСБУРГ, ОГАЙО» 57

ГЛАВА III

ОБРАЗ ГОРОДА И ЕГО ФУНКЦИЯ В РОМАНАХ Д. ДОС ПАССОСА 78

ГЛАВАIV

ОПТИМИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Т. УАЙЛДЕРА 126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159

БИБЛИОГРАФИЯ 1  

Введение к работе

Актуальность диссертационного; исследования обусловлена; все возрастающим интересом к образу. Америки, который сформировался в художественной литературе США первой половины XX века.

Именно в этот период страну охватил процесс глобализации, ритм новейшей городской цивилизации стал верховодить умами, поэтому особенно остро зазвучала проблема необходимости сохранить основные звенья, американской5 национальной идентичности в условиях новой социально-политической обстановки. Образ Америки в художественной литературе США отображает перемены, происходящие в национальном сознании, становление: нового национального; самосознания; поиски национальной идентичности в ситуации первой половины XX века.

Проблема постепенной» утраты— национальной идентичности; происходившей на протяжении всего XX века, остро переживается многими американцами. Современный американский социолог и философ профессор С. Хантингтон выразил эту проблему в книге под названием «Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности» . 0н отмечает, что , к началу XXI столетия «среди? образованных американцев, принадлежащих, к элите,, представление о; национальной? идентичности воспринималось весьма отстранение. В сознание американца настойчиво: вторгались, такие концепции, как глобализация, мультикультурализм, космополитизм, иммиграция,, субнационализм и антинационализм: На передний: план выступали иные идентичности — расовые, «кровные», тендерные. А многие иммигранты, по контрасту, демонстрировали лояльность Штатам и охотно принимали двойное гражданство. Сотрудники корпораций, профессионалы, технократы: «информационной эпохи» ставили космополитизм выше национальной идентичности. Преподавание, американской. истории превратилось в преподавание истории этнической, чтобы не сказать племенной. Торжество диверсификации заставляло все острее тосковать по тому общему, что объединяло американцев, что, собственно, и делало их американцами. Национальное единство и ощущение национальной идентичности, порожденные трудами и борьбой пионеров в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях и закрепленные тяготами мировых войн века двадцатого, стремительно утрачивали почву под ногами» .

История понятия «национальная идентичность» ("national identity") сравнительно недолгая. Исследования в области национальной идентичности начались приблизительно с 90-х годов XX века в трудах зарубежных и отечественных ученых . Из многочисленных вариантов определений национальной идентичности, предложенных современной наукой, нам близко одно, данное H.A. Кос олаповым, подчеркивающее неотъемлемую связь национальной идентичности и национального характера: «Национальная идентичность выступает социально и политически ориентированной материализацией определенного историко- психологического генотипа (национального характера) для данной социальной группы в конкретный период. ... Национальный характер - это сложившийся на всем протяжении существования культуры и специфический для каждой данной исторически устойчивой общности комплекс духовно-психологических черт, качеств и характеристик, определяющий наиболее предпочтительные для данной общности тип мировосприятия и мышления, формы, средства и методы социальной организации, а также наиболее вероятные для нее типы личностных и социальных комплексов и виды психологической компенсации» .

Определение национальной идентичности, данное H.A. Косолаповым, подчеркивает неотъемлемую связь между «национальным характером» и «национальной идентичностью», это во многом близкие понятия, но первое применялось к исследованию феномена национального в XIX веке, второе применимо к первой половине XX века.

«Национальный характер», «национальный дух» - это понятия, которыми оперировали европейские философы в XIX веке. Именно они выдвинули теорию национальной принадлежности. И. Гердер был первым, кто положил начало научному осмыслению феномена наций и национальных государств, выделив критерии, по которым сообщество можно назвать нацией: единый язык, общее происхождение, общая история. Таким образом, немецкие романтики утверждали, что природа наций иррациональна. В науке XX века подход немецких романтиков к вопросу о возникновении нации назвали примордиальным (первородным).

Анализ примордиальной теории возникновения нации, сформулированной в трудах И. Гердера и его. единомышленников, представлен в трудах зарубежных исследователей: Э. Смита, К. Гиртца, Ван ден Берга, - в отечественной: Ю. Бромлея; М.Н. Руткевича, В.Г. Бабакова, Э.А. Позднякова. Они отмечают, что принадлежность, индивида к определенной нации в XIX веке рассматривалась как внутренняя сущность. Нация понималась как объективно данная реальность,,высший этап развития этноса.

Примордиальный подход имеет ценность для понимания прочности связи между индивидами внутри нации, когда основаниями для единства являются язык, обычаи, религия, общность происхождения и исконная территория. Однако этот подход не принимает во внимание социальные, экономические и политические изменения, происходящие в обществе. Возникновение национальных государств в XX веке потребовало иных оснований для утверждения национального.

В науке XX века были сформулированы модернистская (инструментал истекая) и постмодернистская (конструктивистская) концепции национального единства .

Сторонники модернистского подхода американец Жорж де Вое, западные ученые Э. Геллнер, О: Бауэр, М. Хрох, российский исследователь М.Н. Губогло предприняли попытку объяснить рост национальных движений в современном мире. По их утверждению, люди осознанно мобилизуют этнические символы для достижения цели, которой является сплоченная нация. Таким образом, нация не является извечной природной данностью, а представляет собой продукт экономических изменений, индустриальной революции, образования современных государств, становления системы: общего стандартизированного образования; Иными- словами, они- понимают нацию как политический проект,, усиливая значимость социальных факторов как основ самоидентификации.

Сторонники постмодернистского подхода, вслед за Б. Андерсоном, трактуют нации как «воображаемые сообщества», объясняя это тем, что члены даже самой маленькой нации не могут знать друг друга в лицо или даже слышать друг о друге, но у каждого в воображении существует образ их общности (образ музея, библиотеки и т.п.). В таком случае национальную идентичность можно считать, новой социальной конструкцией. Конструктивисты, показывают, что многие традиции возникли не в далеком прошлом, а намеренно «изобретены» в недавнее время. В отечественной науке сторонником постмодернистского подхода к исследованию нации является В.А. Тишков!°._Постмодернистскаятеория представляет собой одну из последних тенденций, в рамках которой описываются признаки, обеспечивающие жизнеспособность современных наций.

Как отмечалось выше, первая половина XX века — это; время формирования новой американской национальной идентичности. Это следующий этап в, становлении национального сознания,, уже не в 1 фимордиальном, а в модернистском ключе. На этом этапе происходит тщательный отбор, осознанная селекция этнических символов, накопленных за завершенный примордиальный период, с целью - создания национальной идеологии. Решить проблему отбора необходимых, символов ставит перед собой и художественная литература. Образ, страны, созданный в. произведениях американских писателей первой половины XX века, отображает поиски тех примордиальных элементов Национального сознания, которые призваны сформировать новую национальную идентичность в условиях изменившейся социально-политической обстановки.

Национальная идентичность отражается в художественном сознании. И в отечественном, и в зарубежном литературоведении, а также в других гуманитарных науках: искусствоведении, культурологии, политологии и социологии, - есть ряд работ, в которых исследуется феномен выражения национальной идентичности в произведениях литературы и искусства.  

Похожие диссертации на Образ Америки в литературе США первой половины XX века : Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер