Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Макарова Наталья Анатольевна

Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века
<
Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Макарова Наталья Анатольевна. Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03. - Орел, 2001. - 214 с. РГБ ОД, 61:02-10/219-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. На пути к «берлинскому роману». Понятия «реализм» и «роман» в немецкой литературе и эстетике (XVIII - XIX век) . 28

Глава II. Становление художественного мастерства Т. Фонтане: писатель в поиске тем и героев.

2.1. Первые «берлинские» романы: «Грешница», «Сесиль» 63

2.2. Романы и повести 80-х годов: «Пути - перепутья», «Стина», «Матильда Мёринг» 77

2.3. Проза 90-х годов: «Поггенпулы», «Госпожа Женни Трайбель», «Эффи Брист», «Штехлин» 96

Глава III. Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80 - 90-х годов.

3.1. Автор и рассказчик в повествовательной структуре 109

3.2, Художественное время и пространство в романах и повестях Т. Фонтане 128

3.3. Символика. Лейтмотивика. 148

3.4.Литературные цитаты, реминисценции, аллюзии 159

Заключение.. ...168

Примечания 174

Список использованной литературы 196

Приложение 206

Введение к работе

Развитие немецкой литературы во второй половине XIX века характеризуется сложной, острой борьбой различных направлений. Одним из них был критический реализм, однако его эволюция имела свои особенности.

Три ведущие школы критического реализма - русская, английская и французская - сложились ещё в 20-30-е годы XIX века, в то время как становление и развитие этого литературного направления в Германии явно задержалось. Одной из„причин этого была своеобразная социально - политическая ситуация, определявшая духовную и культурную жизнь конгломерата княжеств, герцогств и вольных городов. На развитии немецкой культуры и литературы крайне неблагоприятно сказалась раздробленность Германии, сохранявшаяся до 1870 - 1871 годов. Лишь в результате франко- прусской войны страна стала единой: достигнуто это было «железом и кровью», по рецепту всесильного канцлера Отто фон Бисмарка.

Творчество очень немногих немецких писателей этого периода получило европейскую известность, однако с 70 - 80-х годов прошлого века литература Германии начала понемногу восстанавливать былое значение.

Этот сложный и трудный процесс складывался за счёт ряда факторов; в первую очередь следует особо выделить обращение писателей к опыту «золотого века» - XVIII столетия, прославленного именами Гёте и Шиллера, к опыту романтиков, сломавших и отвергнувших нормативную эстетику классицизма и наметивших новые пути развития литературы.

Важную роль в становлении немецкой школы критического реализма сыграла так называемая областническая литература.

Виднейшие и наиболее талантливые её представители внесли значительный вклад в расширение тематики, в обновление арсенала художественных средств; они обозначили ряд актуальных проблем, стоявших перед обществом, ввели в свои романы и повести новых героев, подняли новые пласты действительности. Меклен-буржец Фриц Рейтер (1810 - 1874) открыл немцам Северную Германию; Теодор Шторм (1817 - 1888) - своеобразие быта и уклада земли Шлезвиг - Гольштейн; В. фон Поленц (1861 - 1903) создал масштабную панораму сельской Саксонии; Клара Фибих (1860-1952) нарисовала впечатляющие картины жизни деревень При-рейнского и Познанского региона.

В русле областничества начался творческий путь Теодора Фонтане - эпика: «Странствия по марке Бранденбург» (1861- 1881) - книга очерков, написанная в полном соответствии с нормами литературы «Heimatkunst».

Передавая местный колорит и воспроизводя в деталях этнографические подробности быта и нравов той или иной земли Германии, эти писатели в лучших своих произведениях всегда выходили за пределы проблем, характерных только для данного региона, затрагивая вопросы общегерманского значения. Разумеется, областническая литература имела и свои изъяны.

Её представители часто воспевали в качестве идеала патриархальную жизнь захолустных уголков; консервативный уклад про-, тивопоставлялся ими, как правило, чуждой городской цивилизации. Однако гуманистические традиции предшествующего периода находили продолжение в творчестве прогрессивных немецких писателей конца XIX века, в том числе и так называемых «областников».

Ведущим жанром критического реализма по праву считается социальный роман; для создания национальной формы этого жанра

в немецкой литературе многое сделали такие мастера прозы как Вильгельм Раабе (1831- 1910), Фридрих Шпильгаген (1829- 1911), Вильгельм фон Поленц (1861-1903). Традиции немецкой классической литературы нашли продолжение и в творчестве самого значительного немецкого реалиста второй половины XIX века Теодора Фонтане (1819- 1898).

Т.Фонтане ставил своей главной задачей создание обобщённой картины действительности. Жизнь различных сословий Германской империи нашла отражение в его произведениях; почти обязательными героями стали у него представители «четвёртого сословия» - люди из народа, о симпатии к которым он не раз заявлял в своих письмах и статьях (1).

На раннем этапе творчества Т.Фонтане выступил как незаурядный поэт, затем как журналист, очеркист, и лишь в поздний период он создал ряд романов и повестей, получивших европейскую известность. Став признанным мастером прозы, он не прервал сотрудничества с периодической печатью, систематически выступая на страницах «Фоссовой газеты» как театральный рецензент и критик. Наиболее значительные его произведения эпического жанра были созданы в 80- 90-е годы XIX века; эти социально- психологические романы не потеряли своего значения до наших дней. В конце XIX - начале XX века они были переведены на большинство европейских языков, в том числе и на русский (2).

Т.Фонтане высоко ценят на родине за его вклад в развитие немецкой национальной литературы. Отдельные его произведения и собрания сочинений регулярно переиздаются, что свидетельствует о неослабевающем интересе к его творчеству и о признании его вклада в становление школы немецкого реализма (3).

6 * * *

Хроника жизни Т.Фонтане в чисто внешних её моментах выстраивается следующим образом:

Т.Фонтане родился в 1819 году в семье аптекаря в захолустном городке Нойруппин (Бранденбург); по окончании школьного курса он должен был идти по стопам отца: в 1833 - 1843 годах он изучает тонкости фармации, сдаёт государственный экзамен на звание «Аптекаря первого класса».

В 1839 - 1841 годах состоялся литературный дебют Т.Фонтане: в «Berliner Figaro» опубликованы повесть «Любовь брата и сестры», новелла «Первая любовь Генриха IV» и двенадцать стихотворений.

В 1849 году вышел в свет сборник «Мужи и герои», принёсший Т.Фонтане - поэту известность и славу; многие баллады из этого издания стали хрестоматийными.

В 1852 году Т.Фонтане приехал в столицу Великобритании в качестве корреспондента «министерской» прусской прессы. Увиденное легло в основу первой книги путевых очерков и репортажей «Лето в Лондоне» (1854).

В 1855 - 1859 годах писатель возглавлял работу англо - немецкого корреспондентского пункта. За эти годы им подготовлено множество репортажей и корреспонденции для газет и журналов Англии и Германии; в них в достаточно полном объёме была отражена жизнь Великобритании во всём её многообразии. Кроме того, писатель смог глубоко и основательно ознакомиться с английской литературой (и культурой в целом), что отразилось в его творчестве 60 - 90-х годов.

В 1859 году он переехал в Берлин. Со столицей связан расцвет таланта Т.Фонтане - мастера очерка, военного репортажа, литера-

турного и театрального критика, мастера прозы - автора повестей и романов, получивших европейское и мировое признание.

С 1876 года Т.Фонтане считал себя «свободным литератором». Его известность и слава начались с многотомных «Странствий по Бранденбургу» (1861 -1881), книги военных репортажей «Война 1864 года в Шлезвиг - Гольштейне» (1865). В качестве военного корреспондента в 1870 году он отправился во Францию, где и попал в плен. Итогом стала книга о франко - прусской войне «Военнопленный» (1871).

С 1876 года Т.Фонтане работал преимущественно в области эпических жанров, создав в 70-е - 90-е годы около двадцати романов и повестей - наиболее значимую часть собственного литературного наследия.

Обзор критической литературы о писателе. Основные

направления исследований.

Круг критических работ, посвященных творчеству Т.Фонтане, весьма обширен, а объём публикаций довольно разнообразен - от небольших рецензий и заметок в газетах и журналах (первые из них появились в 1878 году) до обстоятельных монографий и разделов в многочисленных «Историях немецкой литературы», издававшихся и издающихся на родине писателя с 1890-х годов прошлого века и до наших дней. В ряду авторов первых критических работ о Т.Фонтане- прозаике следует особо выделить О.Брама, К.Альберти, К.Блейбтрея, К.Френцеля. Эти писатели - натуралисты, оценивая его творчество, отмечали, что до него ещё никто так правдиво не показал жизнь большого города и основные сословия Германской империи. Исходя из того, что Фонтане изображал в

большинстве произведений современную действительность, писатели - натуралисты считали его «своим», единомышленником во взглядах на литературу. К.Альберти утверждал, что Т.Фонтане «...уже с первой попытки - новеллы «Грешница» - удалось занять ведущее место в когорте новых бойцов», т.е. натуралистов (4).

Положительно оценивая естественность и простоту творческой манеры Фонтане, К.Френцель обратил особое внимание на интерес романиста к миру «мелкого, повседневного, заурядного»; он же отметил у писателя некоторую ограниченность тематики, упрекнув Т.Фонтане за то, что он не затрагивает проблему «свободы и власти», а её критик, цитируя Шиллера, считал фундаментом и первоосновой искусства (5).

М.Г.Конрад, ведущий теоретик мюнхенской группы натуралистов, критиковал писателя за отсутствие героических характеров и перспектив будущего. Неправомерен его упрёк Т.Фонтане, якобы не проложившему, как и Г.Келлер, «новых путей» в литературе(б).

Объективно оценить творчество Т.Фонтане и определить его место в истории немецкой литературы пытались не только натуралисты. В первое десятилетие XX века появился ряд работ (Ф.Сервэс, И.Эттлингер, Р.Брант, П.Щепаньский), носивших в основном описательный характер. В них излагались основные факты биографии и содержались некоторые подчас глубокие оценки ряда произведений Т. Фонтане: роман «Эффи Брист» рассматривался не только как высшее достижение Т. Фонтане, но и как Ъдна из вершин отечественной литературы конца XIX века. Ф.Сервэс и П.Щепаньский, приводя убедительные аргументы, называли его крупнейшим мастером лирической прозы.

Автором первой крупной работы о писателе - реалисте стала Э.Кронер, которая попыталась проанализировать женские образы в романах и повестях Т.Фонтане. Однако этот анализ не был пол-

ным и объемлющим, т. к. содержал лишь общие замечания по поводу характеров героинь и пересказ основных сюжетных линий . Исследовательница высказала немало верных замечаний об особенностях характеров и мотивах поведения персонажей фонтанов-ских романов, но почти ничего не сказала о том, какими художественными средствами создаются образы Мелани, Стины, Женни Трайбель, Эффи Брист, ограничившись сопоставлениями Кэте и Лены Нимпч, Стины и Лены Нимпч, Паулины и Стины. Некоторые её наблюдения не потеряли своего значения и до наших дней: использование писателем в качестве основы сюжета «простого случая»; персонажи обычных, «нормальных» масштабов, узнаваемость обстановки, в которой происходит действие (7).

Этого серьёзного изъяна удалось избежать Е.Герман, написавшей обстоятельную (около 40 страниц) статью о проблематике и художественных особенностях романа «Эффи Брист» (журнал «Die Frau», 1912). Она оценила его как лучшее произведение Т.Фонтане (8). Эта работа существенно отличается по своему характеру от предыдущих критических статей тем, что её можно рассматривать как одну из первых удачных попыток осмыслить своеобразие художественных средств, использованных писателем, как научно обоснованное исследование, в котором отсутствуют натяжки и предвзятые оценки как отдельного произведения, так и творчества Т.Фонтане в целом. Примером подобной предвзятости могут служить высказывания критика - марксиста Ф.Меринга: в известной работе «Капитал и пресса» (1891) он обрушился на роман «Пути - перепутья», усмотрев в нём апологетику капитализма. Он резко осудил автора за изображение «отношений между антагонистическими классами в виде безмятежной идиллии» и приписывание социальным низам «холопски верноподданической психологии» (9).

Первое обстоятельное монографическое исследование о творчестве писателя принадлежит Конраду Вандрею, оно вышло в Мюнхене, в 1919 году, к 100- летию со дня рождения Т.Фонтане. Основная часть работы посвящена анализу романов и повестей, получивших европейское и мировое признание.

Исследователь характеризует Т.Фонтане как выдающегося мастера прозы, а всё его творчество как вершину реализма в немецкой литературе второй половины XIX века. К.Вандрей обстоятельно проследил творческую эволюцию писателя, совершенствование мастерства; главным достижением критик считал создание жанра «берлинского романа».

Хотя К.Вандрей рассматривал творчество Т.Фонтане вне исторической эпохи, вне борьбы литературных направлений того времени и не производил сравнения с произведениями других писателей, тем не менее, его работа стала значительным вкладом в литературоведение. Она содержит добросовестный анализ творческой манеры Т.Фонтане. Многие положения и выводы исследования К.Вандрея представляют интерес для современного исследователя. Значительным шагом вперёд стала попытка типологической классификации романов, предпринятая К.Вандреем. В частности, анализируя прозу позднего периода творчества, он оперирует терминами «Milieuroman» («роман среды»), «Berliner Sittenroman» («роман о нравах Берлина»), характеризует своеобразие его иронии на примере «Госпожи Женни Трайбель». К.Вандрей обратил внимание и на влияние традиций областнической литературы даже на вершинные, наиболее значительные в художественном отношении произведения Т.Фонтане. Он справедливо отметил: «роман «Эффи Брист» немыслим без Гоген - Креммена, без атмосферы Бранденбурга, без детального воспроизведения нижненемецкой среды (эпизоды в Кессине)»; эти факторы во многом предопреде-

лили место «Эффи Брист» в его наследии: «вершина реализма Т.Фонтане». К.Вандрей установил сохранившуюся доныне периодизацию творчества писателя: раннее (лирика), «средний период» (высшее достижение - «Пути - перепутья»), «поздний период» (лучший роман - «Эффи Брист»)(10). Заслуга его и в том, что он составил одну из первых библиографий литературы о Т.Фонтане, содержащую сорок названий.

Эта же тенденция к объективному анализу творчества писателя просматривается в монографиях М.Краммера (Theodor Fontane,-Berlin, 1922) и Г.Шпиро (Theodor Fontane.- Wittenberg, 1928).

В этих работах творчество Т.Фонтане рассмотрено на широком историческом и литературном фоне; впервые были введены в литературоведческий обиход статьи и письма, в которых затрагивались теоретические проблемы романа. Оба автора решительно отвергли легенду о «мудром старце» - политически индифферентном Т.Фонтане и сделали особый акцент на актуальности проблематики его романов повестей.

Однако на рубеже 20 - 30-х годов нацистское движение дало определённый импульс легенде о Т.Фонтане - певце юнкерства и приверженце «прусской идеи». Она сложилась ещё в начале XX века стараниями Э.Шмидта, К.Бурдаха, Ф.Шёнеманна, а её тезисы легли в основу статей Ф.Беренда, Г.Роте, Г.Майнка, опубликованных в 1920 - 1924 годах, в которых вопреки фактам утверждалось, что Т.Фонтане был убеждённым монархистом, едва ли не верноподданным, на протяжении всей жизни сохранившим любовь к правящей династии. Высшую оценку в их работах получили прусские баллады, «Странствия по Бранденбургу», а художественная проза объявлялась несовершенной, лишённой художественной ценности.

После прихода Гитлера к власти творчество писателя стало объектом многообразных искажений и спекуляций. Признанный ведомством Геббельса Ю.Петерсен и его единомышленники (Г.Г.Вегнер, Х.Вандель, Г.В.Зайдель, Ю.Фюрстенау) объявили Т.Фонтане едва ли не провозвестником национал - социализма и идеального государства - «третьего райха», защитником старопрусских традиций, апологетом юнкерства.

Это обстоятельство сыграло крайне негативную роль в судьбе наследия Т.Фонтане после краха гитлеровской империи. Руководители начавшегося в 1945 году процесса денацификации сочли его произведения вредными и ненужными в новой Германии; такое отношение к писателю было и на Западе, и на Востоке страны, разделённой на зоны оккупации; оно сохранялось и в первые годы существования ФРГ и ГДР.

Борьбу против явных передержек в оценках наследия Т.Фонтане вели эмигранты - писатели, литературоведы, журнали-сты. Следует особо выделить в этом ряду работы Шарлотты Иол-лес 30 - 40-х годов, в которых на основе многочисленных документов опровергались основные положения официозной (нацистской) концепции творчества писателя.

Неустанно полемизировали с идеологией фашизма Т.Манн и Г.Манн, защищавшие культурное наследие родины от интерпретаций его деятелями ведомства Геббельса. В статьях о Т.Фонтане они делали особый акцент на демократизме писателя и высоком художественном уровне его прозы. Они видели в нём основоположника современного немецкого романа, сумевшего заглянуть в XX век и определить пути развития прозы нового столетия.

В статье «Подлинный романист» (1948) Г.Манн, оценивая творчество Т.Фонтане, писал: «Он первым доказал, что роман мо-

жет быть правдивым и долговечным документом, отображающим общество и эпоху» (11).

Наивысшую оценку Т.Манна получило творчество Фонтане 80-90-х годов, причём не только художественные произведения, но и письма. Говоря о его манере, Т.Манн заметил: «Есть нечто подлинно волшебное в его стиле, особенно в стиле его преклонных лет, вновь предстающем нам в письмах 80-90-х годов...». Роман «Эффи Брист» Томас Манн назвал в одной из статей «шедевром общеевропейского значения». Подводя итог, писатель заметил: «Нелегко найти в истории духа человеческого нечто подобное тому зрелищу, какое являет престарелый Фонтане, стареющий годами, но непрерывно молодеющий творчески, умственно, душевно... Он был рождён, чтобы стать «стариком Фонтане», ...первые шесть десятилетий его жизни были почти сознательной подготовкой к двум последним...»(12).

* * *

Статьи Т.Манна, Г.Манна, литературоведов - эмигрантов (Ш.Йоллес и др.) способствовали освобождению культурного наследия Германии (в том числе и творчества Т.Фонтане) от груза неверных оценок и прямых фальсификаций нацистской «науки».

В 50-е годы в ГДР появилось значительное количество исследований, посвященных творчеству Т.Фонтане. И.М.Ланге, Ю.Кущинский, П. Рилла, И.Шобес, И.Бинер, А.Абуш рассматривали его романы и повести в неразрывной связи с эпохой, в широком культурно - историческом контексте, справедливо оценивая их как одно из высших достижений немецкой литературы второй половины XIX века.

Общие оценки творчества писателя исследователями второй половины XX века практически не расходятся с суждениями К.Вандрея, Т.Манна и Г.Манна, однако в их работах даётся как

правило глубокий анализ определённого аспекта многогранного наследия Т.Фонтане. Герберт Рох в монографии «Фонтане, Берлин и XIX столетие» (1962) проследил «берлинскую» тему в немецкой литературе от её истоков до «столичных» романов автора «Путей -перепутий» и «Госпожи Женни Трайбель», введя их в русло европейской традиции («парижские» и «лондонские» романы О.Бальзака, У.Теккерея, Ч.Диккенса). Йост Шиллемейт в исследовании « Теодор Фонтане: Дух и мастерство поздних произведению^ 1961) остановился на малоизученных аспектах ряда его романов (в частности, «Штехлин»), Йозеф Ганнер («Стилистика Теодора Фонтане», 1967) одним из первых обстоятельно проанализировал своеобразие сатиры Фонтане. Иоахим Бинер в книге «Фонтане - литературный критик» (1956) не только выписал в деталях хронологию этого аспекта деятельности писателя, но и на обширном фактическом материале (статьи, письма, заметки) детально рассмотрел его эстетические взгляды. Он особо отметил, что в художественной практике Фонтане был «несравненно смелее, нежели в сфере идеологии» (13).

Одну из первых попыток осмысления художественного пространства в романах писателя предпринял Вольфганг Е. Рост (1931), однако он построил исследование скорее в аспекте чисто географическом, нежели в плане литературном. Он досконально, по адресным книгам Берлина, проследил места жительства героев «Путей - перепутий», маршруты их поездок, воспроизвёл топографию Берлина и его окрестностей, ставших местом действия в произведениях Т.Фонтане (14).

Не обошли вниманием творчество писателя исследователи, анализировавшие и более общие проблемы; в частности, М.Линк в работе «Путевой очерк как жанр литературы от Гёте до Гейне»

(1963) в ряду мастеров этого жанра художественного творчества называет и Т.Фонтане (1 5).

Людвиг Фертиг в монографии «Дворянство в немецком романе XVIII- XIX веков» (1965) отметил, что противоречивое отношение писателя к этому сословию было обусловлено рядом факторов. В частности, привлекательные и симпатичные герои из этой среды вырастали на почве антибуржуазности, поскольку делец новой формации всегда вызывал наибольшую антипатию Т.Фонтане (16).

Говоря о фундаментальных работах последних десятилетий, посвященных творчеству писателя, особо следует выделить монографии Петера Деметца «Формы реализма: Теодор Фонтане» (Мюнхен, 1964) и Ганса - Генриха Ройтера «Теодор Фонтане» (Берлин, 1968). Ими, а так же Хельмутом Нюрнбергером, автором монографии «Раннее творчество Т.Фонтане: Политика. Поэзия. История. 1840-1860» (Гамбург, 1967), обобщено лучшее из достижений исследователей предшествующих поколений и на основе большого количества впервые введённых в научный обиход, не публиковавшихся ранее писем, статей, заметок, набросков, дана объективная оценка творчества Т.Фонтане; исследователи не обошли противоречия в его мировоззрении, отметив склонность к компромиссному решению острых социальных конфликтов, к «просветлению» действительности, что негативно сказалось в художественной практике.

В деле изучения, сохранения и пропаганды наследия писателя огромную роль сыграли Архив и Общество Т.Фонтане (Потсдам, Нойруппин), а также издающийся ими с 1965 года журнал «Fon-tane- Blatter». В послевоенные годы работой этих организаций руководили Г.-Г.Ройтер, И.Шобес, К.Шульце, О.Кейлер, М.Хорлитц (в настоящее время их возглавляет Ханна Д. фон Вольцоген),- из-

вестные германисты, авторы многочисленных публикаций о Т.Фонтане.

На страницах «Fontane- Blatter» печатались работы историко-литературного характера И.Бинера, Ш.Иоллес, Г.Эрлера, К:Шульце, знакомившие читателя с малоизвестными подробностями жизненного и творческого пути Т.Фонтане, историей замысла отдельных произведений и его воплощения, комментировавшие не публиковавшиеся ранее письма, статьи и черновые наброски.

Значительное место в этом издании всегда отводилось публикациям, в которых рассматривалось художественное своеобразие эпики Т.Фонтане. В их ряду следует выделить статьи Х.Д.Крауша о пейзажах и интерьерах «Штехлина» (17), Е.М.Волкова о лирической прозе Т.Фонтане (18), В.Эртля о поэтике имён фонтановских персонажей (19), Х.Оля о мифологических мотивах в творчестве писателя (20), К.Д.Поста о символике цвета в «Эффи Брист» (21).

С середины 90-х годов несколько изменилась структура журнала. Она стала более чёткой и регламентированной: «Неопубликованное и малоизвестное»; «История литературы. Критика»; «Рецензии и аннотации»; «Разное»; «Библиография»; «Информация». Эти изменения не повлияли на основные задачи издания, они остались прежними: изучение и пропаганда наследия писателя.

В последние годы опубликованы неизвестные ранее письма Т.Фонтане Т.Шторму, Ф.В.Хольтце, жене, Ф.Сервэсу и др., а также новые исследования о «Странствиях по Бранденбургу» (Х.Фишер); о романах «Невыносимо» («Unwiederbringlich») (Ш.Иоллес), «Грешница» (И.фон дер Люэ) и «Сесиль» (Х.Нюрнбергер, Х.Фишер), о «польской» теме в творчестве писателя (В.Рик).

По - прежнему в центре внимания большинства исследователей остаётся художественное своеобразие, поэтика романов Т.Фонтане. Так, в ряду последних публикаций (за 1992-94 годы) на

страницах «Fontane- Blatter» следует выделить работу Рольфа Сельбмана о поэзии в «Госпоже Женни Трайбель». Новую оценку герои «Штехлина» и сам роман в целом получили в работе Стефана Нойхауза: «Фонтане и «Туннель через Темзу». Не иссякает интерес исследователей и к лучшему произведению Т.Фонтане «Эф-фи Брист». Одной из малоизученных сторон этого романа посвящена работа Элизабет Хофманн - «Анни фон Инштеттен - ещё одна второстепенная фигура в «Эффи Брист» Т.Фонтане» (22).

В номерах «Fontane - Blatter» за 1997 и 1998 годы достоянием читателей стали не публиковавшиеся ранее письма Т.Фонтане (подготовлены к печати М.Хорлитцем), критические заметки писателя о Ф.Шиллере и о «Романцеро» Г.Гейне. Представляют значительный интерес статьи Е.М.Волкова «Художественное пространство в поздней прозе Т.Фонтане» (23), П.Врука о биографической прозе писателя (24), Х.Фишера об особенностях манеры Т.Фонтане - журналиста (25).

* >К *

После того как произведения Фонтане были переведены на английский, французский, русский языки, критики этих стран не обошли вниманием творчество немецкого писателя - реалиста и в своих работах оценили его во многом более объективно, чем немецкие исследователи. Теодор де Визева отметил высокий художественный уровень прозы Т.Фонтане ("Revue des Deux Mondes".-15. Dez. 1898); «значительнейшим немецким романистом» назвал автора «Эффи Брист» Ж.Бонвилль ("Revue des Revues".- 1. Febr. 1900); Е.Койслер опубликовал первую во Франции фонтановскую библиографию ("Revue Germanique".- 1910.- № 6).

Английский литературовед Кеннет Хайенс стал автором первой подробной монографии о Фонтане, появившейся за пределами Германии (Theodor Fontane. A Critikal Study.- London, 1920).

Творчество немецкого писателя не осталось незамеченным и в русской критике. Так, в журнале «Семья» (1894) появилась статья анонимного автора, посвященная Фонтане и его творчеству. В ней изложены основные моменты биографии писателя и подробно рассмотрены некоторые романы («Грешница», «В лабиринте»), отмечена актуальность проблематики и реалистический характер его творчества. Особенно высокую оценку русского критика получила книга воспоминаний Т.Фонтане «Моё детство», поскольку в ней автору удалось с поразительной точностью и тонкостью раскрыть психологию подростка и изобразить жизнь провинции (26). Переводы произведений Т.Фонтане на русский язык сопровождались как правило публикацией статей, посвященных его романам и повестям, а также краткими биографическими справками.

«Эффи Брист» и «Госпожа Женни Трайбель» впервые переведены на русский язык в 1899 году. В предисловии, сопровождавшем романы, переводчики попытались осветить основные этапы творчества Т.Фонтане и дать представление о его многогранном таланте - критика, журналиста, романиста. Они, в частности, отметили достоверность изображения и чёткость психологических характеристик в переведённых произведениях.

После 1917 года творчество Т.Фонтане (равно как Т.Шторма, В. фон Поленца, Ф.Ройтера и др.) на десятилетия было предано забвению, поскольку писатель не касался проблем классовой борьбы, не отразил революционности пролетариата и нараставшего забастовочного движения.

Общим местом в оценке творчества этих писателей стали уп-
*х, реки в ограниченности кругозора, камерности тематики, консерва-

тизме и едва ли не реакционности.

Поворот к лучшему наметился лишь в годы хрущёвской отте
пели: в 60-е годы вновь появились на русском языке избранные
произведения Т.Шторма, В.Раабе, Т.Фонтане. Роман «Эффи Брист»
был снова переведён на русский язык в 1960 году. Автор вступи-
v тельной статьи С.П.Гиждеу основной акцент сделал на художест-

венных особенностях социально - психологических романов
Т.Фонтане и рассмотрел круг проблем, затронутых им в произве
дениях позднего периода. «Немецкие реалисты XX века многим
обязаны Теодору Фонтане», - писал С.Гиждеу, подчёркивая боль
шое значение эпики писателя. Им отмечены и важнейшие черты
его творчества: «критическое отношение к окружающей действи
тельности, точность социальных характеристик, умение сдержанно
< и вместе с тем покоряюще правдиво воссоздать психологический

облик своего современника, удивительная конкретность изображения». Основное внимание уделено, естественно, «Эффи Брист»; роман справедливо оценивается как вершина творчества Т.Фонтане. Характеризуя проблематику и анализируя художественные особенности ряда его произведений 80 - 90-х годов, С.Гиждеу приходит к выводу, что они - «правдивые документы эпохи...» (27).

Самые значительные работы 60-70-х годов, посвященные творчеству Т.Фонтане и опубликованные в СССР, написаны известными советскими германистами С.В.Тураевым и И.М.Фрадкиным.

И.М.Фрадкин является автором статьи о писателе в четвёртом томе академической «Истории немецкой литературы» (М.: Наука, 1968.- Т.4.- С.187-230); в ней литературоведом дана объективная

оценка творчества писателя, определено его место в истории немецкой и мировой литературы, отмечены противоречия в политических взглядах и в системе эстетических представлений (тезис о необходимости «просветления» действительности и сглаживания «острых» углов). Статья И.М.Фрадкина основана на письмах, статьях, дневниках Т. Фонтане; большинство материалов впервые вводилось в литературоведческий обиход.

В 1971 году в издательстве «Художественная литература» вышел в свет однотомник, в который вошли «Шах фон Вутенов», «Пути - перепутья», «Госпожа Женни Трайбель». И.М.Фрадкин написал для этой публикации вступительную статью о творчестве Т.Фонтане; в ней наряду с подробным анализом повести и романов уделено внимание и остальным произведениям писателя. Литературовед охарактеризовал Фонтане как «переходную фигуру от старого критического реализма к реализму XX века», по достоинству оценив мастерство романиста в изображении «истории немецкого общества», «трезвость и проницательность в понимании людских страстей и общественных пороков» (28).

В это же время (точнее, в 60 - 70-е годы) были защищены кандидатские диссертации, посвященные творчеству В.Раабе (Т.И.Фурсова, Н.И.Четверикова); ранее, в 1959 году - о Т.Шторме (Д.Я.Калныня).

В 60 - 80-е годы на кафедре зарубежных литератур МОПИ им. Н.К.Крупской под руководством О.М.Соловьёвой сложилось актуальное направление исследования проблем немецкого реализма второй половины XIX века. Результатом этих исследований стали диссертации, в которых рассматривалось творчество В. фон Поленца, (В.А.Федченко), Т.Фонтане (Е.М.Волков), Ф.Ройтера (Э.Ф.Камелькова), а также значительного прозаика - натуралиста М.Кретцера (Л.П.Шпак). Большое внимание в этих работах было

уделено проблемам художественного мастерства названных авторов.

Интерес к творчеству Т.Фонтане не ослабевал на протяжении последних десятилетий XX века. В главе «Немецкая литература» в седьмом томе «Истории всемирной литературы» (М.: Наука,1991.-С.370-393) С.В.Тураев особо отметил «художественную смелость Т.Фонтане», творчество которого - «сплав высочайшей духовности и повседневности»; оно противостояло «любым концепциям (в том числе и идеям Ницше), отрицавшим главенствующую роль духовного начала в человеке».

Авторы раздела о немецкой литературе в восьмом томе этого же издания (М.: Наука, 1994.-Т.8.-С.323-347) - известные учёные Н.С.Павлова и Л.М.Юрьева, высоко оценивая творчество Т.Фонтане, отметили, что его традиции со всей очевидностью проявляются в творчестве Т.Манна (в частности, в «Будденброках»). Характеризуя персонажей Т.Фонтане, исследователи отметили: «его герои, чьи судьбы поставлены в тончайше прочерченную зависимость от их статуса в социальной действительности, в то же время оказываются богаче и сильнее своей судьбы и своей социальной роли, одерживая над ними победу (отсюда свет и покой Фонтане, отсюда его поэтичность)».

Широкий круг вопросов, связанных с творчеством Т.Фонтане, освещен в работах Е.М.Волкова. В одной из них - «Роман Т.Фонтане «Эффи Брист», (изд-во «Просвещение», 1979, серия «История одного романа»), автор охарактеризовал не только это произведение, но и творчество писателя в целом, определил его место в немецкой литературе второй половины XIX века. Говоря о том, что Фонтане был не единственным представителем немецкого реализма той эпохи, Е.М.Волков отметил: «благодаря социальной глубине и значимости тематики своих произведений, правдивости

и художественной силе творчества он занял исключительно важ-
^ ное место в развитии немецкого критического реализма второй по-

ловины XI X века».

Исследователь подробно остановился на истории сюжета, рас
смотрел проблематику и художественные особенности произведе
ния. Отмечая, что «глубокий лиризм, являющийся художествен
ным выражением отношения автора к изображаемому, - характер-
.j;, нейшая черта творчества Т.Фонтане», Е.М.Волков считает «Эффи

Брист» высшим достижением его лирической прозы (29).

В 1974 году совместно с доктором Кристой Шульце
Е.М.Волковым была составлена «русская» часть библиографии
произведений Т.Фонтане, переведённых в нашей стране в 1891-
1971 годах и критической литературы о нём; список содержит 43
названия. Этот материал был опубликован в журнале «Fontane -
Blatter» наряду с его же пятью статьями, посвященными в основ-
4 ном художественному своеобразию эпики Т.Фонтане (30).

Предварительные итоги исследований были подведены Е.М.Волковым в монографии «Немецкий роман 1870-1910-х годов: Проблемы поэтики» (Орёл, 1996). В этих работах, продолжающих лучшие традиции отечественного литературоведения и учитывающих концепции предшественников (о них было сказано выше), творчество Т.Фонтане рассмотрено на широком культурно - историческом фоне, вписано в русло немецкой и мировой литературной традиции (31).

* * *

Обзор наиболее значительных исследований, посвященных
творчеству Т.Фонтане, подтверждает необходимость более обстоя
тельного и глубокого изучения поэтики его романов и повестей
* 80-90-х годов XIX века, остающихся до настоящего времени не-

достаточно освещенными в отечественной германистике.

Отдавая дань глубокого уважения предшественникам, нельзя не отметить, что в ряде работ отечественных литературоведов, появившихся в 20-е-80-е годы XX века, исходными стали принципы классового, партийного подхода к явлениям искусства. Намеченная А.В.Луначарским (1875-1933) социологическая методология анализа литературного произведения нашла крайнее выражение в работах В.М.Фриче (1870-1929) и его последователей. Этот подход особенно наглядно проявился в учебниках истории зарубежной литературы, изданных в 40-е-80-е годы, во многих монографиях и учебных пособиях: в них основной акцент сделан на проблемно - содержательном аспекте как отдельных произведений, так и творчества писателей Х1Х-ХХ веков в целом, о художественном мастерстве и своеобразии манеры письма говорилось бегло, вскользь и самыми общими фразами. В силу этих причин изучение поэтики немецкого романа последней трети XIX - начала XX века (и прозы крупнейшего реалиста той поры - Т.Фонтане) остаётся в ряду основных направлений современной отечественной германистики.

Актуальность работы заключена в исследовании проблем поэтики романов Т.Фонтане и доминант художественности его современников, в выявлении специфики фонтановской прозы, в изучении взаимовлияния типологических разновидностей романа. Это позволит составить целостное представление о своеобразии поэтики повестей и романов Т.Фонтане 80-х-90-х годов.

Учитывая опыт и итоги работы предшественников из Германии и российских литературоведов над проблемами художественного мастерства Т.Фонтане, основные цели и задачи исследования можно определить следующим образом:

-Исследовать проблематику и поэтику романов и повестей Т.Фонтане 80 - 90-х годов XIX века в контексте его творчества в целом и в русле развития немецкого реализма XIX века.

-Определить место Т.Фонтане на фоне множества школ и направлений, сложившихся в немецкой литературе в 80-е-90-е годы XIX века.

-Рассмотреть вопрос о его отношении к натурализму.

-Выявить своеобразие творческой манеры писателя, сказавшееся на выборе тематики, героев, среды.

-Рассмотреть категории художественного времени и пространства, роль лейтмотивики, символики, литературных цитат и реминисценций в структуре романов и повестей.

-Выявить доминанты лирической прозы Т.Фонтане и основные особенности её стилистики; показать особую роль пейзажа в создании неповторимой атмосферы в его прозаических произведениях.

Научная новизна: В отличие от исследований предшественников, в которых по принятой в 60 - 70-е годы методологии основное внимание уделялось проблемно - тематической стороне романов и повестей Т. Фонтане (Е.М.Волков), жанровому своеобразию его произведений (Т.Авагян) и сравнительно - сопоставительной характеристике психологизма у Дж.Мередита и Т.Фонтане (Е.Л.Мураткина), данная диссертация полностью посвящена анализу художественного мастерства и доминант поэтики романов и повестей немецкого реалиста 80 - 90-х годов XIX века. Результаты исследования будут способствовать более глубокому пониманию поэтики «берлинских» романов Т.Фонтане, создававшихся в один из наиболее интересных периодов развития немецкой культуры и литературы: мощный толчок их развитию сообщили берлинская и мюнхенская школы натурализма, дебют Т.Манна, Г.Манна,

Б.Келлермана, Г.Гессе и др. Исследование должно помочь понять «органическую логику» жанра (М.Бахтин), его способность «помнить своё прошлое» (М.Бахтин); в конечном итоге - осветить малоизученные страницы творчества Т.Фонтане и недостаточно полно рассмотренные факторы литературного процесса в Германии.

Методология исследования. В диссертации использован ис-торико - литературный метод анализа с элементами сравнительно - типологического анализа художественного произведения.

Практическая значимость исследования. Основные положения диссертации могут способствовать более полному освещению в лекционных курсах процессов, происходивших в литературе Германии в 80-е-90-е годы XIX века, более глубокому их изучению в рамках спецкурсов и спецсеминаров, курсов по герма-но - русским литературным связям. Поскольку многие малоизвестные и неизвестные материалы впервые вводятся в научный обиход, обобщённый в работе материал может служить основой новых объективных оценок состояния немецкой литературы в целом и романа в частности на рубеже XIX - XX веков.

Содержание термина «поэтика» в диссертации: В работах Б.Томашевского, В.Жирмунского, Ю.Тынянова, В.Виноградова 20-х - 30-х годов термин «поэтика» используется в следующем значении: «наука о структурных формах художественных произведений и исторических законах изменения этих форм под влиянием нового содержания» («Поэтический словарь», М.,1966,- С.122). В более позднем издании «поэтика» определяется как «наука о системе средств выражения в литературных произведениях» (Литературный энциклопедический словарь, М., 1987.- С.295).

Более широкое толкование можно найти у Ф.Мартини: поэтика «занимается содержательной тканью всех элементов формы, прослеживает осуществление замкнутого живого облика поэтического

произведения через посредство основных жанровых форм, структурных элементов звучания, ритма, композиции и стиля... Она стремится постичь всеобщие законы как в исторической изменчивости, так и в отдельном построении -облике».

В нашей работе в термин «поэтика» вложено следующее содержание: своеобразие поэтического видения мира Теодором Фонтане, преломившееся в его эстетических, идеологических, философских представлениях и обусловившее своеобразие системы образов, общую тональность и структуру его произведений.

Материал исследования: романы и повести Т.Фонтане 80 - 90-х годов XIX века: «Грешница» (1882), «Сесиль» (1886), «Пути -перепутья» (1887), «Стйна» (1888), «Матильда Мёринг» (1891), «Поггенпулы» (1892), «Госпожа Женни Трайбель» (1892), «Эффи Брист» (1895).

Помимо этого, в работе проводятся параллели и сопоставления с произведениями Ф.Шпильгагена, В.Раабе, В.фон Поленца, Т.Шторма, П.Линдау, П.Гейзе и др.

Апробация работы:

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора 1997-2000 годов и в докладах на международных и межвузовских научных конференциях:

Доминанты лирической прозы Т.Фонтане (на основе романа «Пути - перепутья»). Международная конференция германистов (Владимир, 1999).

Подбор лексики как одно из средств речевой характеристики персонажа (на материале романа Т.Фонтане «Грешница»). Третья международная школа - семинар «Словарь в современном мире». (Иваново, 1999).

Отдельные аспекты диссертации докладывались на ежегодных научно - методических конференциях кафедры иностранных языков ОрёлГТУ (Орёл, 1997 - 2000):

Эстетические взгляды Т.Фонтане (понятие «просветление» действительности в его письмах и статьях).

Отражение истории Германии в произведениях Т.Фонтане («Странствия по марке Бранденбург»).

Портрет столицы Германии XIX века в «берлинских» романах Т.Фонтане.

Понятия «реализм» и «роман» в немецкой литературе и эстетике (XVIII - XIX век).

Диссертация получила положительную оценку при обсуждении на кафедре русской литературы XX века и истории зарубежной литературы ОГУ (протокол № 7 от 20 марта 2001г.) и на кафедре иностранных языков ОрёлГТУ (протокол № 7от 6 марта 2001года).

На пути к «берлинскому роману». Понятия «реализм» и «роман» в немецкой литературе и эстетике (XVIII - XIX век)

Основные представления о романе в немецкой литературе начали складываться в XVIII веке: в 1774 были опубликованы "Опыт о романе" Ф. фон Бланкенбурга и трактат И.Я.Энгеля "О действии, диалоге и повествовании". Ориентируясь на традиции европейской прозы (преимущественно английской) и учитывая опыт находившегося в стадии становления отечественного романа воспитания (прежде всего "Агатона" Х.М.Виланда, 1767), Ф.фон Бланкенбург усматривал главную задачу современного писателя в том, чтобы показать поступки и чувства "подлинных людей" "действительного мира", передать "внутреннюю историю характера", процесс его формирования (32).

Дальнейшее развитие жанра связывалось И.Я.Энгелем с необходимостью смешения разных литературных форм: он полагал, что должны быть узаконены как "драматизированный роман", так и "эпизированная драма" (33).

И.К.Вецель, говоря о необходимости показа персонажей в борьбе с обстоятельствами, ратуя за создание "правдивой картины человеческой жизни", "нравов и страстей", "верность тону подлинной жизни" (а это непременные компоненты английской history - рассказа о вымышленных событиях, соответствующих обычному ходу современной жизни), все-таки особый акцент делал на том, что роман должен быть прежде всего историей совершенствования человека, историей его души, а характер героя следовало, по его мнению, выстраивать на двух непременных компонентах: "высоком образе мыслей" и "чувствительном сердце" (34). Высокий теоретический уровень решения проблем жанра романа подтверждается, в частности, и найденной для него емкой афористической формулой: в 1780 году И.К.Вецель в предисловии к "Герману и Ульрике" предполагал соединить элементы биографии (жизнеописания) героя и комедии с тем, чтобы могла возникнуть "подлинная бюргерская эпопея" {"Wahre burgerliche Ерорбе") /курсив И.К.Вецеля - Н.М./(35). Это определение три с лишним десятилетия спустя повторил Гегель.

Принято считать, что формирование основных положений реализма в XIX веке осуществлялось в немецкой литературе, критике и эстетике "от противного": новые принципы художественного отражения действительности противопоставлялись романтическим. Это верно лишь отчасти, поскольку высказывания некоторых романтиков (Ф.Шлегель, Э.Т.А. Гофман) являются, в сущности, изложением реалистических концепций (36). Мысли Ф.Шлегеля ("Письмо о романе", 1800) во многом созвучны положениям, изложенным Дидро в "Похвальном слове Ричардсону" (1762), в котором сформулированы основные принципы поэтики романа новой эпохи ("мир, где мы живем - вот место действия", "действующие лица его обладают всей возможной реальностью", романист "развертывает передо мной обычное течение событий, совершающихся вокруг меня"(37).

Гегелевская концепция, с которой принято вести отчет развития теории жанра романа XIX века, была подготовлена эстетикой XVIII столетия и вобрала многое из теоретических разработок предшественников.

Эпическая поэзия умерла, и на ее развалинах возник роман -"современная буржуазная эпопея", - отметил Гегель. Основным её конфликтом, по мнению философа, должен быть конфликт "между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений, а также случайностью внешних обстоятельств" (38). "Желание отца, какой-нибудь тетки, гражданские отношения" становятся препятствием для героя, иначе говоря, мир противодействует их "идеалам и бесконечному закону сердца" (39). Гегель предлагал и вариант разрешения конфликта: "субъект обламывает себе рога, вплетается со своими желаниями и мнениями в существующие отношения и разумность этого мира... и приобретает в нем соответствующее местечко. Сколько бы тот или иной человек не ссорился с миром, сколько бы его не бросало из стороны в сторону, он, в конце концов, все же получает свою девушку и какую-нибудь службу, женится и делается таким же филистером, как и все другие" (40).

Комментируя это положение, И.Верцман заметил: "предлагаемый "Эстетикой" ключ подходит больше к семейно-бытовому роману или к "роману воспитания", как их понимали в XVIII веке, чем к позднейшему историческому и социальному рома-ну"(41).

В регламентированном мире человек лишён возможности раскрыть собственную индивидуальность, заложенное в нем инициативное начало подавляется. Ему остается, по мысли Гегеля, "уйти в себя". "Лишь один выход для человека - искать убежища во внутренней свободе субъекта. Только в стихии внутренней жизни обретается свобода; только здесь дух может наслаждаться ею" (42). Таким образом, для романиста главное -изображение внутреннего мира персонажей, понимание событийной стороны как чего-то второстепенного, поиски поэтического в душе героя.

Первые «берлинские» романы: «Грешница», «Сесиль»

Немецкая лирическая проза сложилась не без влияния традиций литературы сентиментализма - как европейского (в первую очередь английского), так и отечественного.

Мастерам немецкой и немецкоязычной лирической прозы от "бурных гениев", Г.Э.Лессинга и Жан-Поля до Т.Шторма, Г.Келлера, А.Штифтера и Т.Фонтане - особенно близкой была установка сентименталистов на чувство, определявшееся ими как "доминанта человеческой природы", их надежда на высвобождение и совершенствование "естественных" чувств (особо подчеркивалась их неиспорченность и непосредственность) (123).

Демократический характер персонажей, отличавшихся богатством духовного мира, но постоянно наталкивавшихся на глухую стену непонимания во враждебном им филистерском мире и порожденные этим большие и малые конфликты также были созвучны умонастроениями Т.Шторма, В.Раабе, Т.Фонтане.

Меланхолическая атмосфера, патриархальная идиллия на лоне природы, ностальгические ноты, светлые воспоминания о безвозвратно ушедшей юности, угасшей любви, умерших друзьях и близких, разорение родовой усадьбы, потеря крова - эти мотивы, столь характерные для литературы сентиментализма в ее классически-канонической форме, - были восприняты, развиты и углублены поколением немецких писателей, вошедших в литературу во второй половине XIX века, в частности, В.Раабе и Т.Фонтане.

Сентименталисты сделали особый акцент на "нетождественности" человека самому себе, его способности быть "разным" (противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов и др.) (124) - черта, свойственная персонажам немецких реалистов второй половины XIX века. "Индивидуализирующее начало в искусстве" (125), которое последовательно отстаивали сентименталисты, отвергая нормативность эстетики, защищалось на ином уровне и в иной форме В.Раабе, Т.Фонтане и др. Они последовательно отвергали ставшие догмой принципы, исповедовавшиеся эпигонами романтизма и неоклассицистами. Даже близкие им во многом натуралисты становились объектом весьма жесткой критики, когда они заявляли о своем методе как вершине художественной мысли или пытались выработать определенный свод правил, которым надлежало неукоснительно следовать.

Во второй половине XIX века немецкий романтизм постепенно терял былые позиции, но историзм романтиков, их стихийная диалектика, глубокое вторжение в душевный мир человека, поиски ответа на вопрос о ценности человеческой личности имели большое значение для развития реализма XIX века. Писатели-реалисты Т.Шторм, В.Раабе, Т.Фонтане в начале своего творческого пути во многом были еще близки романтической традиции.

Важнейшей вехой в становлении немецкой лирической прозы стали повести и романы австрийского писателя Адальберта Штифтера (1805-1868). Характернейшая их особенность в том, что его герои живут в тесном общении с природой, а она пред 65 стает символом "могучего целого", макрокосма, в который, подобно микрокосму, вписаны ячейки человеческого общества -крестьянская семья, деревня, усадьба" (126).

Одним из признанных мастеров немецкой лирической прозы является Теодор Шторм, дебютировавший в литературе как лирик. Начинающий поэт во многом следовал романтической традиции Гейне, Эйхендорфа, Мёрике, но, несмотря на сильное влияние признанных мэтров, уже в ранних его стихах проявляется самобытность стиля и интонаций. Позднее Т.Шторм зарекомендовал себя и как мастер лирической новеллы.

К большинству штормовских новелл вполне применим термин "лирический сюжет", в котором главное - не хронологическая последовательность (или непоследовательность) событий, а движение мыслей и чувств лирического героя, участвующего в определенных событиях или вспоминающего о них. Основное внимание в новеллистике Т.Шторм уделял созданию лирического настроения, которое сразу захватывало читателя.

Заслуга Т.Шторма в том, что он, наследуя и развивая лучшие отечественные традиции жанра, заложенные Гофманом, Эйхен-дорфом, Клейстом, привнес в него и усилил в нем лирическое начало.

Наряду с Т.Штормом, многое сделавшим для упрочнения реалистических тенденций в немецкой новеллистике, привнесшим в неё психологическую утончённость и лирико-эмоциональное начало, следует назвать и Вильгельма Раабе.

Автор и рассказчик в повествовательной структуре

В 80 - 90-е годы XIX века в кругах немецких писателей, литературоведов и критиков заметно возрос интерес как к общим проблемам эстетики (особенно ярко он проявлялся у представителей культурно-исторической школы и ее лидеров - В.Шерера и Г.Гетнера), так и к вопросам теории и поэтики отдельных жанров, в частности, романа. Трудно назвать прозаика второй половины XIX - начала XX века, который прямо, в форме эссе, статьи, рецензии, реплики, или косвенно, в виде спора персонажей, - не высказался бы по названым проблемам. Это была попытка вскрыть причины отставания отечественной эпики, особенно заметной на европейском литературном фоне. Кроме того, в эту пору сложилось несколько школ, эстетические программы которых строились на непривычных, нетрадиционных принципах: «искренний реализм» и натурализм во Франции и Германии, эстетизм в Великобритании, «нежный реализм» в США, веризм в Италии, «натюризм» в Бельгии.

В Германии в 70-е - 80-е годы появляется ряд трудов, заложивших основы поэтики: «Поэтика. Риторика. Стилистика» В.Вакернагеля, изданная в 1873г.; «Поэтика» Г.Баумгарта, завершенная в 1887 г.; В.Шерером в 80-е годы прочитан курс лекций, основные положения которых, посвященные проблемам художественности, литературной техники, легли в основу его «Поэтики» (1 888г.).

Бур-ные споры вызвало появление сборников эссе и статей Ф.Шпильгагена; «Материалы к теории и технике романа» (1883), «Эссе по литературе и эстетике» (1891), «Новые материалы к теории эпоса и драмы» (1898). Одним из ключевых в этих работах стал тезис о соотносимости античного эпоса и современного романа: по мнению автора, «Илиада» и «Одиссея» - идеальный тип эпопеи, поскольку главной ее чертой является строгая объективность. Известный исследователь М.Л.Тройская, рассматривая это положение, отметила: «Опорным пунктом всей его поэтики является противопоставленный субъективистскому произволу тезис «строгой объективности», обуславливающий беспристрастную позицию автора» (184).

Роман, по мнению Ф.Шпильгагена, должен быть прежде всего историей героя - «носителя идеи» (185), созвучной идеологии и мировосприятию автора; раскрытие его характера возможно лишь через действия и поступки, но не через многословные рассуждения, рефлексию (186). Главнейшая задача романиста - «заставить персонажей действовать», но при этом «исчезнуть за героями» (187), не проявлять себя в авторских лирических или публицистических отступлениях. Вновь сошлемся на авторитетное мнение М.Л.Тройской: «Шпильгаген отказывает писателю в праве быть «прокурором или защитником», но в то же время он видит в нем «судью», дающего «объективное резюме » (188). Ф.Шпильгаген сравнивал место автора в повествовании с положением режиссера и рабочих сцены во время спектакля: они за кулисами, и никоим образом не должны показываться зрите-лям(189). Любое обращение романиста напрямую к читателю, «лобовая» оценка персонажа или ситуации представлялись Ф.Шпильгагену субъективистским произволом, элементами непоэтичности; их он усматривал, в частности, в «Избирательном сродстве» и «Эффи Брист» (190).

Объективность повествования - одно из ключевых положений эстетики натурализма, провозглашенное еще «искренним реалистом» Шанфлери в книге «Реализм» (1857): «воображение должно уступить место факту; «искренность» - это соединение максимальной точности наблюдений с максимально точной их передачей, она делает невозможным и немыслимым любые оценки автора, которому всегда надлежит быть бесстрастным» (191).

Критически относясь к теории и художественной практике Шанфлери и называя его романы «социализмом в литературе», братья Гонкуры, тем не менее, следовали некоторым тезисам «искренних реалистов», в частности, они защищали принцип строгой объективности. Начинавший Э.Золя в восторженной рецензии на роман «Жермини Ласерте» (1865) самые сильные его стороны связывал с беспристрастностью наблюдений «куска жизни», «документальностью» как основой подачи материа-ла(192). З.М.Потапова отметила: «...Еще до выработки собственной натуралистической теории Золя усматривал в «Жермини Ласерте» все основы «экспериментального романа»(193).

Похожие диссертации на Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века