Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пьесы Ю. Щербака в контексте украинской драматургии 70-80-х годов Зелинская, Лидия Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зелинская, Лидия Владимировна. Пьесы Ю. Щербака в контексте украинской драматургии 70-80-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Киев. гос. пед. ин-т.- Киев, 1991.- 15 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/592-x

Введение к работе

Актуальность проолемн. Изучение драматических произведений Ю.Шербакя в контексте украинской современной драматуогии представляется актуальным, поскольку пьесы автора отражают новнв тенденции развития литературного рода. В середине 70-х гопов драматург попытался провести ДескомпоомисннЯ социологический анализ общества, вскрыть истиннее конфликты и проблемы современности, прорвать монополию нормативного героя. Продолжая традиций исторкко-оиографической драмн, Ю.Шерпах также переосмысливал прототипнне образы, декларированные украинской драматургией несколько десятилетий. Rro портретный метод исследования конкретной исторической личности, выработанные эстетические принципы - актуальний материал литературоведческого анализа в плане художественной трансформации прототипа в тип, генезиса жанра. С точки з пения сегодняшнего времени отчетливее видна эволгпкя поототипнэго образа, эволюция мярояозрения драматургов, духовные запросы эпохи.

Нчуччая новизча исследования и данной диссертации определяется тем, что ото первая попытка систематизировать и осмыслить драматический портрет как подсгруктурчуп разновидность историко-биота*кчеекой драмы в тематически подобряном контексте. Объектом анализа являптоя произведения, не попадавшие в поле зрения литературоведов или же пти пьесы рассматривались вне своей порт--ватной счеци+ики. лпяматургия У).І>ібаі'А но исследовалась в целостной, гармонически совокупной, и,гяИно-ст.левой сударе. В этом то*е заключается элемент новизны диссертационной работы.

Тепоетико-чотодологической основой диссертации является гносеологическая теория Г.Сковородя; ястетические взгляды И.Франко, Г.В.'^'.Гегел.", Р.Кнгардена; легаши из структуральной позтики ГДотчоиа; ^илосо^ско-психологичесуяе исследования .Н.Грота, Ї.Сартра, котооне склонили к изуче::;'о *удокественного процесса в системе психология творчества.

П. качестве методологических справочников выступают литера-» туроведческие работы А.Пиленкого, Н.Зерова, Д,Наливайко; иссле-д''чанкя с йстопии украинской литературы; искусствоведческие кон-пепчии П.Килоикого, Ч. Андрониковой,

Главные методологические принципы анализа драматического произведения с точки зрения прототкпного страза - гносеологические категории самосознания и самопознания человека в портрете, эстетические положения о разнообразии стилевых структур художественное формы. Исходя ия принципа историзма мышления писателя и признавая, что драматический портрет синтезирует образ модели и образ автора, методика анализа птютотипного образа опирается на закономерности диалектической логики. "М.к не можрм забыть исторических и литературных событий тюследтпнцит впох,- писал Ю.Лотман, конкретизируя эти закономерности,- но вполне можем сконструировать сознание, которому эти события неизвестны."

Степень изученности проблемы. 70-80 годы в советской драматургической литературе завершились паузой сосредоточенных раздумий. Рушатся полувековые идеалы доктрины соцреачизма, на сиену возвращаются пьесы забытых писателей. В ряде новейших монографий открыто критиковались конюнктурность мышления современных драматургов, рудименты теории бесконфликтности и по достоинству оценивались принципиальность гражданской позиции авторов,художественное своеобразве драматических произведений, которые не вписывались в параметры соцреализма. Однако последние два-три года для научно-критической мысли - это время, что измеряется ак "до" и "после". Исследуя драму, литературоведы пребывали в той же системе "единств? .но правила, го метола". Сегодняшние условия свободного научного поиска и "метод познания, что выплывает из предмета познания" /В.Донник/, позво^т проследить разптич украинской современной драмы г каузально., зависимости от действительного состояния духовности общества.

  1. Лотман Ю. Лекции по структуральной поэтике.-Тарту,1964.-С.91.

  2. См.: Вакуленко Д. Мовою художніх образів.-К.,1988; Лем"я-нівська Л., Семенюк Г. Українська радянська драматургія. Тенденції сучасного розвитку.-К.,198V; Корзов Ю. Советская политическая драматургия 60-80-х годов.-К.,1989.

Истопико~биогря1ичнс?'ая драча изучалась в украинском литературоведении на разных уровнях: теоретическом и ампирическом'' Впервкв о драматическом портрете упомянул К.Оторчак, исследуя внутоичанрорне разветвления исторической пьес». Литературовед разработал классик .и кацип жанрових типов, срели которнх пьосы-портретн, пьесн-хроники, исторические драмы в прямом понимании, различая япс в ггостгюенческом п. чне. В краткой обзорной характеристике клясек*'.икалкя не бнла достаточно аргументирована и ortoc-новаяа. Тридцать лет, миновавшие со времени написания монографии, не углубили тоопии ханоа. Исследователи пользовались общин понятием - историко-биографическая дпама я только в редких случаях акцентировали внимание на стрткттной споциіике. Определение в принципе несло ласность неди^иьноенцированяого подхода, при котором прототипнмй обьокт драматизации становится новнра-зительнш, внешние приметы произведения нивелируются, отождествляются с другими типами.

Логика прототипной модоли в разно." степени влияет на форме— творчески? процесс, а значит тянгюаое своеобразие наиболее удойно исследовать талуктнвнкм методом. В монографиях чаще всего кон» стятировилсч факт присутствия поототипа вне его снязи с общей структурой драми. Проблемы воспроизведения конкретной личности сводились преимущественно к проблемам соотношения содержания документа и авторского вимпела. Необходимо било значительно расширить поле исследования, чтобы понять такие принципы портретного творчества Ю.'."ербяка как метафорическое по ^осмысление биографии челорркя, "хесткуп документальность", стремление к пслхоТизкчес-кой адекватности образа путем психологического анализа,

"ва"ятическому портрету еще предстоит углубленноо изучений в аспекте генезиса чанпа, в привязанности к философской базе каждой эпохи, в привлечении более обширной типологии. В данной диссертационной работе внимание зао''~:.)Я<"-тоя лишь на тех моментах, KOTpnw характерні; для драматургии г).'!ьГ^ка.

  1. См.: Стоочак К. Питання поетики драми.-К.,19.

  2. См.: ЧаркулевськиЯ П. Українська радянська історична драма. -Одеса, 197ft; Радонька !і. Коніїеттпія сбпазу А.Міпхевича в радянській драматургії 50-х років // Проблеми слов"янознавства.-Львів, 19R3.

Материалом исследования в і глава стати драматические произведения Ю.Щербака "Надеяться" и "Стена" в контексте пьес С.Голо-ваяивского, В.Суходольского, Ю.Костяка, А.Макаренко, В.Сидак, Л.Смилянского, А,Ильченко.

Анализированные драматические портреты и хроники относятся к разным годам и периодам советской литературы. Образ Тараса Шевченко разрабатывался украинской драматургией почти полвека. Интерпретация Ю.Щербака была единственной в изучаемом двадцатилетии и вто факт не только хронологического порядка, а прежде всего астатического.

История драматургического обтаза Леси Украинки менее объемная. В основном она сконцентрировалась вокруг юбилейной даты -столетия со дня рождения поэтессы, но также завершается пьесой Ю.Щербака.

Два прототипннх образа наиболее характерны для украинской нстприко-биографтческой дглмн, предетамипт различные внутркжян-ровне типы, что дает возможность проведения сопоставительного анализа, изыскания закономерностей. Материал неоднородный по своему художественному уровню, но представляет интерес с точки эте-ния психологии творчества в условиях диктата метола сопреачиэча, запилил стереотипних схем в изображении выдающейся исторической личности.

Контекст пьес о современности подбирался только в рамках 70-80-х годов. В литературном ііропесо выбранные ^роизвелет"1 занимают неоднозначное место. Актирное Дункционивовпние некоторчх драм, как свидетельствует история, сегодня не является показателем высокой художественности и глубины отображения СЛОЖНЫХ т .'>-имоотноэтений в современном ойттрстне. Материал исследования раскрывает разные, диаметрально птютиьополочнне поэици, мироояупе-ния драматургов, творивших в ог.но время. На одном полюсе борьба хорошего с еще лучшим, на другом - трезвый аначиз жизни, трагедия утраченных поколений, развенчание Фальшивих иллюзий. Понятно, что эти пьесы с трудом пробиватись на сиену или же оставались неизвестными. Такова участ . некоторых произведений v,.i>Iep-бака /"Открытие","Расследование"/, Я.Верещака, В.Врублевской, А.Крыма, Я.Стельмаха, В.ІіІевчтка. Лрята, воплощенная в спектакль, должна была внполн~г узкоилеологическую Функцию, поэтому отбор

проходил особо тщательно.; Ойьектнвный анализ драматических произведений и того времени, когда они написаны, отвечает на сакраментальний вопрос нескольких десятилетий: почему отстает драматургия?

Главная прль диссертации - исследовать драматургию ЮДербак" в диахронном и синхронном контексте, выявить основные тенденции в рязвитиу укояинской современно* драматургии 70-ЙО-х годов, учитывая опнт предшественников, но не повторяя традиционных оценок. В связи с этим выдвигается следующие звдачн:

показать жанровое многообразие, идейно-стилевые искания ЮЛербака ь художественном обагяпении драми;

провести гонезисннй анализ наиболее приметного явления -драматического портрета в аспекте своеобразия моделирования про-тотишюго обоаза, зависимости процесса поотреткровяния от прогрессивных веяний общественно-культурной действительности или наоборот, уни*ккяпии творчества, жесткой системы тоталитарного метода; удельного веса традиций и новых стилистических тенденций ;

раскоыть идейную наполненость образов и кон|лигктов в драмах о современности, многоаспектное?!, проблематики жизни и принципов ее изобра»ечия.

Обь"и и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, гвут глав, заключения и списка использованной литературы. Основной текст занимает 150 е., библиогратия включает 1Е6 наименований.