Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Поэма о двенадцати поединках" и образы Гудерза и Пирана в "Шах-наме" Фирдоуси Мухаммад Юнус Тугян

<
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухаммад Юнус Тугян. "Поэма о двенадцати поединках" и образы Гудерза и Пирана в "Шах-наме" Фирдоуси: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Мухаммад Юнус Тугян;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2016.- 183 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Поэма о двенадцати поединках и её значение в общем художественном контексте «Шах-наме».

I. 1. Тематика и содержание «Поэмы о двенадцати поединках» 10

I. 2. Основные элементы структуры поэмы 25

I. 3. Роль числа «двенадцать» в поэме Фирдоуси 28

ГЛАВА II. Образ Гудерза и Гашвадаган в «Шах-наме».

П. 1. Отражение царства Ашканидов в истории и в «Шах-наме» 37

П. 2. От исторических Ашканидов до эпических Гашвадаган 48

II 3. Гашвадаган в «Шах-наме» 56

II 4. Гудерзиян - знаменосцы славы Ирана 73

ГЛАВА III. Образ Пирана Висы и его рода в «Шах-наме»

III. 1. Род Висы в истории, преданиях и в «Шахнаме» 100

III. 2. Образ Пирана в «Шах-наме» 113

ГЛАВА IV. Сравнительный анализ образов Гудерза и Пирана Висы .

IV. 1. Сходства образов Гудерза и Пирана в «Шах-наме» 157

IV. 2. Отличительные особенности образов Гудерза и Пирана 163

Заключение 166

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Гениальное произведение Абулкасыма Фирдоуси «Шах-наме» занимает важное место, как в истории литературы иранских народов, так и в истории создания национального эпоса и эпических поэм в целом. Интерес к Фирдоуси и его «Шах-наме» возник еще при жизни автора, а научным изучением этого памятника всемирной культуры и литературы стали заниматься в начале XIX века в Европе. Многочисленные переводы «Шах-наме», иранистами различных стран и времен, а также исследовательские работы по этому произведению, которые осуществлялись с конца XVTH века и продолжаются до наших дней, свидетельствуют об огромном интересе исследователей и читателей к великому творению Фирдоуси. Ныне изучением жизни и творческого наследия Фирдоуси занимаются иранисты -фирдоусиведы Европы, России, Индии, Ирана, Афганистана, Таджикистана и многих других стран, а само изучение жизни и творческого наследия Фирдоуси превратилось в отдельную отрасль иранистики.

Несмотря на многочисленных работы исследователей различных стран и времен о Фирдоуси и его «Шах-наме», это гениальное произведение представляет собой неисчерпаемое поле для исследования многосторонних его аспектов. Прав был Е. Э. Бертельс, когда полагал, что о каждой поэме «Шахнаме» можно написать отдельное исследование. Но, невзирая на то, что появились исследования по отдельным поэмам и, в особенности, разновидностям поэм «Шах-наме», исследователи пока не удовлетворены ни достигнутыми результатами, ни подготовленными критическими текстами (74).

Созданное на основе национального эпоса и всевозможных жанров устного творчества иранских народов и «Шах-наме» Фирдоуси воссоздает художественную историю этих народов с опорой на письменные источники, мифы и легенды, исторические события с участием иранских и неиранских царей богатырей и других персонажей. При этом поэт воссоздает историю Ирана как истинный знаток не только истории глубокой древности до своей эпохи, но и проникает в разнообразия проявлений социальной, политической, культурной и бытовой жизни тысячелетий. Поэтому всестороннее изучение произведения такого объема и значения как «Шах-наме», не только чрезвычайно важно, но в не меньшей степени сложно.

Избранная нами тема исследования - поэма «О двенадцати поединках» является одной из важнейших частей «Шах-наме», так как в ней описываются битвы и сражения двух известных семейств - Гошвады из Ирана и Висе из Турана. Войны и сражения за отчизну, приношение себя в жертву ради защиты чести и государства, определение географических границ, представленные в данной поэме, являются важной проблемой для исследования иранского национального эпоса. Необходимость и важность исследования по данному направлению объясняется тем, что до сих пор в иранистике и востоковедении

отсутствуют работы монографического характера, посвященные исследованию образов Гудерза и Пирана и особенностях их личностей.

Актуальность и важность темы настоящей диссертации заключается и в том, что целостное исследование «Поэмы о двенадцати поединках» в связи с деяниями Гудерза и Пирана, в интерпретации источников, выявление особенностей сюжетной линии, её художественно-эстетических достоинств могут способствовать более глубокому раскрытию идейно-художественного содержания, искусства сказителя в сотворении национального эпоса. Такой подход к материалу даст нам возможность определить место и роль «Поэмы о двенадцати поединках» в структуре национального эпоса в осмыслении Фирдоуси.

Степень научной разработанности темы. Следует отметить, что «Шах-наме Фирдоуси как бессмертный памятник всемирной литературы давно привлекал внимания востоковедов и литературоведов, по многим его аспектам написано множество научно-исследовательских работ и имеются весьма ценные высказывания и рассуждения, часть которых так или иначе, касается также «Поэмы о двенадцати поединках».

Важнейшими работами общего характера о поэмах «Шах-наме», в том числе исследуемой нами поэме, являются научные изыскания Г. Эге, Е. Э. Бертельса, М. Н. Османова, 3. Сафа, X. Мирзозаде, А. Зарринкуба, М. Надушана, К. Саррами, Р. Фасайи, Дж Дустхаха, Дж X. Мотлака, М. Райахи, X Шарифова и др. В указанных работах в основном по тому или иному поводу излагаются отдельные мысли и высказывания о «Поэме о двенадцати поединках» и главных образах, т. е. Гудерза и Пирана.

Одной из ранних работ, опубликованной в Иране и охватывающей некоторые сведения о личности Пирана Висы является статья С. Бахармаста, под названием «Пиран Висе выполнил свою миссию сполна». Ценные высказывания об образах Гудерза и Пирана встречаются также в монографиях известного иранского шахнамеведа М. И. Надушана «Жизнь и смерть богатырей в «Шахнаме» и «Семейство Гудерза и Пирана», Дж X Мотлака. Другой исследователь С. М. Озодимехр в своей статье, посвященной анализу образа Пирана, называет его «умом мыслителей «Шах-наме» (64,136).

К работам, в которых в общих чертах интерпретируются образы Гудерза и Пирана можно отнести и исследования М. Кариба, 3. Сафа, С. Хамидийана, А. Инанлу, А. Нишапури, М. Р. Фасайи, М. Зинджани, С. Амирийана и др.

В целом, краткий анализ научных исследований, относящихся к теме нашей работе показывает что по сей день остается не подвергшей всестороннему монографическому анализу «Поэма о двенадцати поединках» определении её структуры и содержания, системы образов, идейно -эстетических особенностей и т. д. Данная тема, избранная нами для диссертации исследуется в монографическом плане впервые и её осуществление может

раскрыть один из важных пластов содержания и особенностей форм «Шах-наме».

Цель и задачи исследования заключаются в определении места и значимости «Поэмы о двенадцати поединках» в составе «Шахнаме» Фирдоуси, анализе образов Гудерза и Пирана и их отношений, выявлении истоков формирования их образов, исследовании структуры и содержания и идейно-эстетических особенностей поэмы, рассмотрении влияния мифических, сказочных и художественных изображений в сюжетной линии поэмы и мировоззренческой позиции Фирдоуси в ней. В цель данного исследования также входит изучение значения «Поэмы о двенадцати поединках» в развитии и становлении героической поэмы в персидско-таджикской литературе, целостный литературоведческий анализ поэмы, имеющей начало и конец, в то же время, связанной с другими составными частями «Шах-наме».

Исходя из главной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- Определение источников «Поэмы о двенадцати поединках» в
письменных доисламских памятниках и в литературно-исторических
произведениях трех веков исламского периода;

рассмотрение структуры и содержания поэмы;

анализ образов поэмы, в особенности образов главных героев Гудерза и Пирана;

- исследования вопроса влияния судьбы в жизни героев и
воззренческой поэзии Фирдоуси в поэме;

прослеживание мифических, сказочных и легендарных изображений в сюжетной линии поэмы;

определение места и значимости «Поэмы о двенадцати поединках» в составе «Шах-наме» Фирдоуси;

Объектом данного диссертационного исследования, в первую очередь, является «Шах-наме» Фирдоуси Тегеранского издания (1381-2003) выполненное иранским литературоведом М. Д. Сийаки. К исследованию также привлечены издания «Шахнаме», осуществленные Жюл Мулом, московским изданием и «Шахнаме», изданный М. Джейхуни в Кабуле и литературно-исторические памятники древности и исламского периода.

Предметом исследования настоящей диссертационной работы является «Поэма о двенадцати поединках» входящая в составе «Шах-наме» Фирдоуси.

Источники исследования. Базовым источником данного исследования является, указанное Тегеранское издание М. Д. Сийаки. данное издание пользуется успехом в ряде шахнамеведческих центрах мира, в том числе в Европе и Америке, где воспринимается в качестве надежного источника (13, 7). Источниками работы также являются доисламские и постисламские литературно-исторические памятники и научно-исследовательские работы

отечественных и зарубежных иранистов и литературоведов, посвященных Фирдоуси и его «Шах-наме».

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые в литературоведении и шахнамеведении предпринята попытка всесторонне исследовать истоки формирования «Поэмы о двенадцати поединках», анализировать структуру и содержания, систему образов, идейно-художественные особенности поэмы, определить место и значения поэмы в составе «Шах-наме» и в истории развития персидско-таджикской героической поэмы в целом.

В диссертации также впервые подвергаются подробному и целостному анализу вопросы, связанные с ролю мифологии, сказок и легенд в сюжете поэмы, влияния предопределения судьбы на жизнь героев, воззренческой позиции Фирдоуси в поэме и т. д.

Исследования автора диссертации проводится на основе новейших достижений современной литературной мысли, особенно, трудов, изданных в Таджикистане Иране, Афганистане и других европейских странах.

Методы исследования. С целью исследования и решения задач, поставленных в диссертации, прежде всего, за основу был взят сравнительно-исторический метод анализа литературных произведений. Также в процессе исследования были использованы и другие методы, такие, как структуралистический метод, метод психоанализа и принцип критического подхода к рассматриваемым текстам, научным и художественным источникам.

Методологическая и теоретическая база исследования основана на опыте и трудах литературоведов и востоковедов России, Ирана, Таджикистана, Индии, таких как Е. Э. Бертельс, И. С. Брагинский, М. М. Дьяконов, X. Шарипов, Ш. Асроров, 3. Сафа, М. И. Надушан, К. Саррами, М. Д. Сийаки, М. Рийахи, Дж X. Мотлак и др.

Научно-теоретическое значение диссертации объясняется тем, что, полученные результаты можно использовать при создании общего курса истории персоязьршой литературы, а также для разработки теории литературных жанров. Исследование представляет материал для анализа поэтических текстов и позволяет новому подходу к иным поэмам героического эпоса «Шах-наме» Фирдоуси.

В практическом плане результаты исследования можно использовать при написании истории зарождения, становления и развития героического эпоса в персидско-таджикской - литературе. Материалы диссертации также могут оказать содействие авторам учебников и учебных пособий для вузов и средних общеобразовательных школ. Они также могут быть использованы при подготовке курса лекций по истории средневековой персидско-таджикской литературы, при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров;

Основные положения, выносимые на защиту:

- «Поэма о двенадцати поединках» является одной из семи
скандальных поэм «Шах-наме» и упоминается среди пяти наиболее важных
поэм данного произведения;

Основная тема поэмы - это война иранцев и туранцев, где во главе войск противостоящих сторон находятся Гудерз и Пиран. В этой войне победят иранцы, так как они защищают честь своей родины, а туранцы выступают в роли агрессоров;

Легенды и сказания о главных героях поэмы - Гудерзе и Пиране и их сражениях формировались еще в авестийской литературе и в устном народном творчестве иранских народов, о чем свидетельствуют такие источники, как «Авеста», «Бундахишн», «Минаг-е хирад» и труды ряда арабоязычных авторов исламского периода;

Сюжет «Поэмы о двенадцати поединках» впервые был переложен в поэтическую форму героической поэмы в «Шах-нмае» Фирдоуси;

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях кафедр теории и истории Таджикского государственного института языков им. С. Улугзода (протокол № 10 от 23 мая 2014 года), истории таджикской литературы Таджикского национального университета (протокол № 13 от 20.01.2015 года).

Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях, в том 3 из которых опубликованы в «Вестнике Таджикского национального университета», «Известиях Академии наук республики Таджикистан», рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

По теме диссертации также прочитаны доклады на международных конференциях, посвященных памяти Абулькасыма Фирдоуси и тысячелетию создания его «Шахнаме», проведенных в Иране, Афганистанеи Шведции. (2012-2014 г г).

Структура работы. Диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основные элементы структуры поэмы

Поэма «О двенадцати поединках» является одной из самых скандальных поэм «Шах-наме». Джалал Холик Мотлак упоминает её среди пяти наиболее важных поэм «Шах-наме» (34, 94). В период правления Кей-Хосрова четыре раза организуются жестокие бои против Туранского Афрасиаба ради отмщения за Сиавуша, которые создают почву для пяти великих поэм.

После того, как в Иран приходит весть об убийстве Сиявуша Герсивезом -братом Афрасиаба, в Иране начинают готовиться к мести. Узнав об этой горькой вести, Ростем приходит в Иран и под его руководством армия иранцев и систанцев отправляется на земли Турана. Предводителем армии не являлись ни Туе, ни Гудерз, ни Фериборз, и даже ни Ферамарз - сын Ростема. Это первая битва отмщения была спровоцирована Ростемом и систанцами против Афрасиаба. Однако иранцы и Гошвады на этом не останавливаются. Они снова жаждут мести.

Ростем как покровитель иранцев, которые из-за пролитой крови Сиавуша враждовали с Тураном, на тот момент был в Систане. Туе - военачальник Ирана тоже больше не считал важным снова отправляться в Туран ради мести. Только Гошвады не переставали враждовать.

Однажды Гудерз во сне видит Кей-Хосрова и отправляет своего сына Гив в Туран, чтобы тот привёз Кей-Хосрова к нему. Они желали, чтобы на троне сидел ещё один злодей, и под его руководством они бы отмстили за Сиавуша. Несмотря на противостояния Туса, они всё же подталкивают юного принца на трон и начинают новые враждебные походы во главе с новым царём.

Кей-Хосров после прибытия в Иран с Тусом организует свою первую битву с туранцами, что и является результатом печального конца сказания.

В этом сказании из-за ряда следующих одна за другой ошибок Туе отстраняется от должности военачальника и его место занимает Фериборз. Он так же, как и его предшественник, не может ничего поделать в этой войне, и сломленный, со стыдом возвращается к царю в Балх.

На сей раз Кей-Хосров, подготовив армию, ещё раз отправлял его в сторону Турана, армией управляет Туе. И в этой схватке армия Ирана, потерпев поражение, находит для себя убежище в горах Хамавана. Это сказание известно как «Комус Кушони», некоторые шахнамеведы называют его сказанием Горы Хамаван, таджикские шахнамеведы дали ему название «Описание одной мировой войны в «Шах-наме» (60, 115). Вслед за этим сказанием идёт Сказание о Китайском Хакане. В данных поэмах Ростем приходит на помощь иранцам, которые скрывались в горах Хамавана и оказывает им свою помощь. В конце Пиран убегает с поля боя и иранцы возвращаются.

Существуют ещё две поэмы в «Шах-наме», которые никак не связаны со злыми намерениями Кей-Хосрова. Поэма «О диве Акване и поэма «О Бижене и Мениже». Что касается поэмы «О двенадцати поединках», о которой идёт речь в этом исследовании, то она затрагивает истории, связанные с жаждой мести. Начинается всё с того, что Пиран отправляется с армией в сторону Ирана по приказу Афрасиаба. Полководцем армии Ирана был Гудерз, подробное описание сражений можно прочесть далее и узнать, что эти сражения были самыми ужасными в «Шах-наме». Затем происходит ещё одно столкновение Кей-Хосрова и Афрасиаба, после чего наступает конец великому царю.

Двенадцать сражений были начаты туранцами. Афрасиаб настойчиво отправляет Пирана в стан врагов во имя отмщения, а с другой стороны, Кей-Хосров находит ему достойного противника в лице Гудерза. В этой войне иранцы побеждают. Почему? Дело в том, что они защищали честь своей родины, а туранцы беспредельно желали атаковать иранцев. Рассмотрим точку зрения двух царей на этот счёт:

Говорит Афрасиаб Пирану перед отправкой к бою, чтобы тот отправился в Иран и тем самым старался поставить на их трон другого, и чтобы никак не шёл ни на какие компромиссы и разговаривал только враждебным тоном И Кей 12

Хосров, после того, как Гудерз утверждается противником Пирана, говорит ему (52, 1154).

И приказал Гудерзу, чтоб пошёл воевать, и не осмеливался бы говорить, что к этому не причастен, и чтобы ни в коем случае не истреблял постройки, а что касается Пирана - прежде приказал, чтобы отправили к нему какого-нибудь мудреца, дабы тот дал ему хорошее наставление и искренне общался с ним (52, 1158).

А дальше становится ясно, что Пирану никак не удаётся предотвратить трагедию, и Гудерз тем самым шаг за шагом идёт к победе.

Армии стоят напротив друг друга. Согласно «Шах-наме», Гудерз находился в местности, называемой «Зибад» или «Рибад», а Пиран был в то время в Канобаде. Местность представляла собой горы.

Война проходила вначале сосредоточенно, спокойно. Два полководца походили на игроков в шахматы, и как будто делали свои ходы, стоя на двух сторонах большой доски.

События поэмы «О двенадцати поединках» уподоблялись волнению рек, что движутся по общему руслу. Начало сказания повествует о похождениях и отказах от принятия решений. Армии становятся в строй. Полководцы сидят в тылу, и никто никак не решается выйти из строя, сердце бойцов бьётся от волнения, и вот, наконец, двое воинов с обеих сторон идут навстречу друг другу; несмотря на упорные противостояния полководцев, именно они положат начало кровопролитию. Это Бижен и Хамаван. Затем начинается борьба по принципу кровь за кровь, дав начало двенадцати поединкам. Описание войны настолько красочно, что читатель не может оторваться до последних строк (128, 162). Сцены так ярко и удивительно отображены, что, по мнению Генри Моса (121, 160), Фирдоуси, возможно, участвовал в военных походах и учениях. Сам поэт проник в художественную ткань своих поэм настолько детально и реалистично, что другой шахнамевед полагал, что, возможно, Фирдоуси всю жизнь прожил как военный, и ему ведомы все тайны и секреты ведения войск (77, 230). Мы знаем, что читателям «Шах-наме» больше нравится читать о поединках. Сказания «О Ростеме и Сухрабе», «О Ростеме и Пулодунде», «О Ростеме и Исфандияре», «О Хамаване», в которых говорится о нескольких сражениях Ростема с Комусом и Ашкбусом, Гехаргаханом и Шангалом и китайским Хаканом привлекают внимание читателя по мере детального описания подвигов богатырей, и поэма «О двенадцати поединках» относится к числу тех поэм, в которых повествуется о поединках, схватках и одиночных боях между Гудерзом и Пираном. Поэму стоит считать заслуживающей интереса читателя.

Хотя эпос как жанр на сегодняшний день считается новым явлением в персидской литературе, «Шах-наме» безусловно относится именно к этому виду литературы. Здесь речь пойдёт о структуре, сюжете и сценарии эпоса (117, 174). Поэму «О двенадцати поединках» в «Шах-наме» характеризуют свои, присущие ей особенности, которые мы будем подробно трактовать в нашей

Тема поэмы - это война иранцев и туранцев, где во главе противостоящих сторон находятся Гудерз и Пиран. Вслед за тем, как Ростем вытащил Бижена из колодца в Туране, напал ночью на дворец Афрасиаба и затем противостоял туранцам, огонь вражды вспыхнул в сердце Афрасиаба. И это обстоятельство легло в основу поэмы, являясь одной из причин разгоревшейся войны.

Царь Турана ещё раз собрал войско и захотел завладеть землями по ту сторону Джайхуна. Он написал письмо каждому соседнему царю и попросил у них помощи. Вместе с большой армией отправил сына Шиде в Хорезм, чтобы тот охранял те земли, а опытному полководцу (Пирану) приказал наступать на Иран ( 49, 1152 ).

Роль числа «двенадцать» в поэме Фирдоуси

Имя Гошвада упоминается как воинственного богатыря в эпоху Нувзара. О нём также имеются сведения в эпоху царствования Кей-Кобада. Он принимал участие в военных походах этого периода. Но во времена правлении Кей-Кавуса о нем нет сведений. А вместо него выступает его единственный сын Гудерз.

В поэме Кик Кухзад, Гошвад и Милад - воины, охраняющие Ростема, воины войска Заля и находятся в Забулистане.

В «Шах-наме» облик Гошвада проявляется тогда, когда Афрасиаб совершает набеги на Иран и сражается с царём Ирана - Новзером. В этой битве Гошвад был убит, а некоторые из числа его воинов попали в плен. Афрасиаб поручил своему брату Агриресу охрану и присмотр за пленными. Но Агрирес, поскольку был миролюбивым и не желал, чтобы иранские пленные были убиты, тайно ищет пути их освобождения. Весть об этом доходит до Заля. Он ставит эту задачу перед своими богатырями.

Гошвад взял на себя предводительство войска в этой трудной и ответственной битве и вернул всех пленных в Забулистан. В «Шах-наме» ему дали прозвище «обладатель золотого шлема».

После этого события он появляется во дворце Кубада - первого царя Каянидов, и после Карана является самым воинственным и отважным всадником.

Хотя родственная связь Гошвада с семейством Каве неизвестна, но на основе двустишья Алхаки в «Шах-наме» (издание Бирухим, т. 1, с. 35 -двустишие 216) Каве приписывается 18 сыновей, и все они, кроме одного, были убиты Зохаком. Также, согласно преданию Алхаки в «Шах-наме» (там же, т. 3, с. 755, поля) Гошвад - отец Гудерза был одним из сыновей Кавы (162, 394). В некоторых из прозаических форм «Шах-наме», в диспуте, который состоялся между Тусом и Гудерзом, Гудерз с гордостью заявляет, что он и есть один из потомков славного Кавы, а Туе упрекает его, что они относятся к роду кузнецов из числа воинов Ирана.

В «Шах-наме» говорится, что Каве оставил после себя двух сыновей -Карана и Кубада. Кубад был старшим сыном Кавы и в эпоху Нувзара, на одном поединке с сыном Висе - Барманом он был убит. Каран после Кавы был назначен военачальником войск, так как входил в военную рать иранского царя, и был самым близким ему в государственных делах.

Из истории Ашканидов мы узнали, что клан Карана является одним из семи знатных родов династии Парфии. Этот род, начиная с эпохи Ашканидов и до порога третьего столетия лунного календаря исламского летоисчисления (времена правления Мамуна Аббаси) сохранял своё величие и мощь. Кристенсен пишет: «Родовое начало Гудерзиян, что связывают своё происхождение с Караном, является поддельным (ложным)» (102, 186).

Оба эти рода и все лица, которые выдаются за потомков Кавы, связаны с эпохой Ашканидов.

Было сказано, что Гудерзиян - род, пробивший себе путь от истории к эпосу. Этот род в конце третьего тысячелетия выявил свой эпический образ и в коллизии добра со злом, под предводительством Кей-Хосрова победил Афрасиаба (240:158). Гудерзиян, после рода Ростема являются подлинными хранителями царей Каянидов. Гошвад, когда находился у туранцев в плену, то по своему значению, был третьим лицом из иранской богатырской рати. Афрасиаб описывает своему отцу о положении войска Ирана. Он сперва упоминает имя Ростема, потом Карана, а после Гошвада: « ...третий- другой именуется Гошвад с золотым шлемом» (57, 62). После упоминает имя Михраба Кабули. Род Гошвада (Гудерзиян) после рода Сама Наримана в эпоху Каянидов пользовался большим влиянием.

Род Каве с самого начала, то есть, с эпохи Феридуна до царства Кавуса занимал достойное место - после царского рода. Они были полководцами. С переходом власти от Кей-Кобада Кавусу во дворце произошли некоторые изменения. Кавус ввел кое-какие изменения, на основе которых «Кавиев стяг» должен быть у одного из царевичей, поскольку Гудерзиян не принадлежали роду Каев, то согласно этому правилу, были отодвинуты от предводительства войска. Таким образом, это обязательство перешло роду Новзериян, самым влиятельным представителем которого являлся Туе, и ему досталось это знамя. После этого события Туе стал полководцем войска Ирана. Но Гудерзиян во всех сражениях были на первых рядах войн и сыграли важную роль в судьбе Ирана. Может, именно это стало причиной того, что в конце, Гудерзиян восстали против Кавуса. Кей-Хосрова вернули из Турана в Иран и преподнеся ему царскую корону, таким образом, вернули себе былую славу, честь и влияние. В эпоху Кей-Хосрова мы видим, что Гудерзиян, несмотря на полководческую миссию Туса, находят своё достойное место среди дворцовой знати и пользуются огромным влиянием перед царём. В книге «Муджмал-ат-таворих» пишется: «...Сыновья Гудерза исполняли важные поручения царя. Гив был главной охраной царя, а Бижен - его личной охраной. Хосров и Бехрам возглавляли пир, Зарир был главным среди послов, а Хаджир был главным среди придворных царя, Нузад (Фарузад) был хранителем» (37, 574).

Утрата обладания этим великим правом со стороны Гудерзиян стала причиной того, что все представители этого рода по отношению к Кавусу и Тусу испытали в душе ненависть и злобу, и во всех представившихся удобных случаях выплеснули эту ненависть наружу.

В сражении с Пашаном, в котором полководцем войска является Фериборз, он, ввиду натиска со стороны туранцев, оставив лагерь войска, сам берёт «Кавиев стяг» и укрывается у подножия горы. Бижен, с целью продолжения войны и упорного рвения иранского войска в нём, приходит к Фериборзу, и настаивает на том, чтобы он отдал ему «Кавиев стяг», дабы он мог выйти в поле сражения со знаменем в руках. Фериборз отказывает ему, но Бижен вынимает меч из ножен и знамя своих предков, которое находилось в руках у Фериборза, порывает его на две части. Одну часть он берёт с собой в поле битвы. Этот поступок Бижена свидетельствует о том, что Гудерзиян всегда были готовы тому, чтобы вернуть себе былую славу и честь во всех представившихся им случаях.

Одним из этих представившихся случаев была трагедия Сиавуша в Туране. Когда печальная весть об этом событии дошла до Ирана, Гудерзиян более чем кто-либо были опечалены и демонстрировали свою печаль. Мы находим в источнике «Таърихи Табари»: «...На основе единогласного мнения персидских ученых, первым, кто надел черное, был Шадус - сын Гудерза. Он скорбил о смерти Сиявахша и стал надевать черное одеяние. Когда эта злополучная весть о гибели Сиявахша дошла до царя Кей-Кавуса, Шадус в черном одеянии пришел к царю, и причиной своего поступка объяснил тем, что настали чёрные и тёмные дни» (48, 425).

Об этом говорит Ибн ал-Асир, предположительно с того же выше приведенного источника: «Но когда весть о гибели Сиявахша дошло до Ирана, то Шадус или Саду с (Сиядваш) сын Гудерза в трауре о Сиявахше надел черное. Он был первым, кто в знак траура носил чёрное одеяние. Этим одеянием он пришел ко дворцу царя. Кей-Кавус, когда увидел его в черном одеянии, спросил: «Что это?» Он в ответ сказал: «Сегодня чёрный день, день траура» (25, 77-78).

Гудерзиян, начиная с того времени были готовы к отмщению за невинно пролитую кровь Сиявахша. Воспитателем Сиявахша был Ростем, и он также находился в родственных связях с Гудерзиян. Туе являлся его соперником, потому что именно усилиями и стараниями Заля и Ростема Тусу не достался трон царя Ирана. Вдобавок к этому, Бехрам, сын Гудерза был ровесником Сиявахша и имел большую дружбу с ним. Когда Сиявахш шёл на войну против Афрасиаба, рядом с ним были Ростем, Бехрам - сын Гудерза, а также Зенге Шаваран находился рядом с ним (156, 59).

От исторических Ашканидов до эпических Гашвадаган

Когда Пиран услышал печальную весть о мученической смерти Сиавуша из уст своих братьев, «он сошел с трона и потерял сознание», разорвал своё одеяние и стал биться головой о землю от горя. Он поспешил к Афрасиабу и спас Ференгис от злых рук палачей.

Он переживал из-за беременности Ференгис и хотел спасти их. Афрасиаб опасался того семени, что находится в чреве Ференгис, и стремился уничтожить это семя. Пиран поклялся, что с рождением ребенка он предоставит его царю, чтобы тот поступил с ним, как захочет. Пиран увёз Ференгис с собой в Хутан, охранял и оберегал её. После рождения Кей-Хосрова он своими уловками смог спасти его от рук Афрасиаба.

Однажды Пирану приснился Сиавуш. Во сне Сиавуш напоминил Пирану, что сегодня ночь празднества Кей-Хосрова. Проснувшись, Пиран в тот же миг отправил свою жену Голшахр к Ференгис, чтобы та навестила её. Голшахр увидела, что у Ференгис родился сын. Пиран известил об этом Афрасиаба, после чего новорождённого передали пастухам. Прошло десять лет, а Афрасиаб до сей поры опасался его. Он направил к Пирану посла, чтобы узнать о Кей-Хосрове. Если тот заметит у него нрав Сиавуша, то должен быть убит, как и его отец. Пиран ответил, что этому мальчику ничего не известно о его прошлом. Так как его воспитывает другой человек, он не превозносит отца, а любит только свою мать. Пиран взял слово с Афрасиаба, что привезёт Хосрова, если он не будет причинять ему вреда. Афрасиаб согласился с Пираном, и тот привёз Кей-Хосрова к царю. После беседы с ним Афрасиаб предположил, что Кей-Хосров глупое дитя. Пиран поспешил как можно скорее вывести его из дворца Афрасиаба. Они решили послать Хосрова к своей матери, в Сиавушгард.

Когда Гив перевозил Кей-Хосрова и его мать из Турана в Иран, Пиран послал в погоню за ними своего брата Нестихена. Но их усилия возвратить беглецов в Туран закончились безуспешно, тогда сам Пиран бросился в погоню за ними. Между ним и Гивом разгорелась битва и Гив, победив его в этой схватке, взял в плен, и привел к Ференгис и Кей-Хосрову. Ференгис заступилась за Пирана, помня о его доброте к себе и к своему сыну. Но Гив поклялся, что если Пирана возьмёт в плен, то убьёт непременно. Но все же решил лишь отрезать его уши. Он завязал руки Пирану, посадил его на седло коня, и взял с него слово, что руки ему может развязать дома только его жена Гулшахр. Узнав о побеге Кей-Хосрова с матерью в Иран, Афрасиаб тоже бросился за ними в погоню. По дороге он встретился с Пираном и разозлился

В очередной раз образ Пирана замечен в сказании «О Форуде». Когда Афрасиаб был оповещён о поджогах Туса по дороге в Килат и о гибели Форуда, то подстрекнул Пирана на войну с ним. В этой битве Пиран одержал верх над войском Ирана и нанёс сильный удар по войску Гудерзиянам. Туе отступил в сторону Касаруд, и укрылся за горой. Об этом поражении известили Кей-Хосрова. Кей-Хосров освободил Туса от должности полководца, и назначил на его место Фериборза. Фериборз послал Роххама с посланием к Пирану. Пиран радушно принял Роххама, и обвинил иранцев в затее этой войны. Но сказал Роххаму, что он даёт им срок один месяц. Через месяц они смогут вернуться в свою страну. Иранцы за этот месяц подготовились к новой войне. На этой войне ветер победы снова подул в сторону Пирана. Войсками Турана был нанесен большой ущерб иранскому войску. В этой войне «осталось только восемь воинов из Гудерзиян» (57, 150). Из семейства Пирана в этой битве были убиты 900 человек.

Кей-Хосров в очередной раз снарядил войско, и под командованием Туса направил их на войну против туранцев. Осведомившись о снаряжении войска иранцев, Пиран тоже подготовился к сражению. Однако перед началом войны он направил к Тусу посла. С добрыми намерениями он призвал Туса к перемирию. Он напомнил, что был благонамерен с Ференгис и Кей-Хосровом, и до сих пор оплакивает смерть Сиавуша. Будучи под впечатлением от слов Пирана, Туе предлагает ему сторониться этих опасных нападок, и идти к царю Ирана, который уважает его, и взамен добрых деяний он будет щедро

Эти обстоятельства доказывают несколько фактов. Первое то, что иранцы непрерывно предлагают Пирану перейти в их сторону. Интересен и тот факт, что первым, кто это предлагал, был Туе.

Однако в предыдущей битве под предводительством Пирана Гудерзиян понесли большие потери, и теперь Гудерз намерен отомстить за смерть своих сыновей. Выходит, Туе не хочет воевать против Пирана.

В начале этого сражения Туе вышел на поле битвы, и свалил с ног силача из туранского войска. Хуман, брат Пирана, выступил на поединок с Ту сом. Между Ту сом и Хуманом состоялся интересный диалог. Туе в очередной раз выражает своё желание перевезти Пирана и его семейство в Иран. На этот раз, Туе от имени Кей-Хосрова говорит о доверии, уважении и любви к Пирану. Хуман также считает эти противостояния неизбежными, и говорит о доверии к Пирану, о его доброте и великодушии.

В этой поэме в очередной раз такое предложение выдвигается Ростемом, о чём поговорим позже. И в третий раз, по настоятельной просьбе Кей-Хосрова, когда Гудерз был снаряжён для войны против туранцев, об этом тоже приведём ниже.

Возможно, Пиран прибегает ко лжи и плутовству. Он в начале одной битвы извещает Афрасиаба о том, что: .(54, 155) t J t Ь jl j Lg jji л uiS ja. L jb & php «Кимвалов иранских разносится гром, С Гудерзом и Гивом, и Тусом-вождем Нагрянуло войско. Поймал я врагов В силки назидательных вкрадчивых слов. Пришли мне дружину бойцов удалых, На славу попотчуем недругов злых! На стан их нежданной грозой налетим, Их землю набегом в пустырь обратим. Афрасиаб выслал на помощь войско, и Пиран подготовился к битве. Эта битва произошла на берегу реки Шахд . Здесь же приводится двустишие со слов дозорного иранского войска Тусу, где раскрываются две стороны личности Пирана.

Образ Пирана в «Шах-наме»

В первый раз, когда Ростем ради мести за кровь Сиавуша с войском приближается к границам Турана, Афрасиаб встречает его огромным количеством войска. В первом столкновении противоборствующих сторон, тот самый дальновидный и сильный Пильсом просит разрешения у Афрасиаба выйти на поединок с Ростемом. Афрасиаб выражает свое довольство этим поступком Пильсома, и обещает ему, что если тот победит Ростема в этом поединке, то он подарит ему страну и выдаст за него свою дочь.

Но Пиран опечален грядущими событиями. Потому, он ведает о том, что Пильсому не по силу сразить Ростема, и он будет убит в этом поединке. Он хочет преградить путь Пильсома в битве с Ростемом, но юный Пильсом горд и эгоистичен. В этом огромном мире он видит только себя. Назидания старшего брата могут преградить ему путь, и он скачет на поле боя с целью сразить Ростема.

Я львиные когти свои отточил!». И в этот раз двое иранских богатырей идут к нему навстречу в бой. Это были Гив и Ферамарз. Пильсом сражается с обоими витязями. В это время Ростем взирает на них. Он узнает в этом силаче Пильсома, потому что среди туранцев нет такого воина, подобного ему в храбрости и доблести. Ростем слышал от астрологов и мобадов о нём: И если наставников мудрых найдет,

В Иране, в Туране он всех превзойдет. Ростем вступил с ним в поединок: сразил его стрелой, снял с коня и, бросив его о землю, убил. В «Шах-наме» описывается короткая жизнь Пильсома, но в ней отражаются такие качества, как миролюбие, мудрость, воинственность и могучая сила.

Слово «Хуман» заимствовано от слова «Хом» («Хаома»), его современное произношение «Хуман», древнейшая форма «Хаман» («Книга об именах» с. 132, Бурхан. с.2400 2 т). Это сложное слово и состоит из двух частей. «Ху» и «ман», первая часть означает «хороший», и вторая часть «ма» или «ман» в древнеиранских писаниях имеет значение «душа» и «доброжелатель» (Словарь «Шах-наме» с.231). Табари это имя приводит в форме «Хамон» (Табари, т.е. 610). В «Муджмал-ут-таворих» его считают одним из командующих войсками Афрасиаба (43, 120).

В первый день битвы Сохраб берёт в плен Гурдофарид, но позже сам оказывается в плену любви. Хамон ведает об этой тайне Сохраба. Он обращается к Сохрабу: «Великие витязи не попадают в плен чьей-то любви»: .(54, 96) J-AJ J- JJ ик_я- LSW-J jljs - JJ J 4 JJ jf

И деву тогда ты увидишь у ног». И когда в сердце Сохраба зародилась надежда на то, что в поединке будет противоборствовать с ним Ростем, Хуман развеял эти сомнения Сохраба, и убедил его, что это не Ростем. Он постепенно готовит Сохраба к душераздирающему поединку с Ростемом. Он один из главных виновных в смерти Сохраба. Будто злой рок, Кавус, Афрасиаб и Хуман сговорились о смерти Сохраба. В сказании «О Сиавуше» также упоминается имя Хумана. Он в игре в конное поло Сиавуша с Афрасиабом играл на стороне Афрасиаба. Когда Ростем хватает за пояс Афрасиаба и хочет взять его в плен, Хуман спешит на помощь Афрасиабу. Он наносит удар в спину Ростема и освобождает Афрасиаба. Хуман после нанесения единственного удара Ростему бежит с поля боя. Туе спрашивает Ростема, не пострадал ли он от удара Хумана. Ростем отвечает Ту су: .(44, 1 24)- JJ j f J (jSJljix j IJJ jj JLIJA eoijj A jj & Ростем отвечает: «Когда булава -Оружие грозное витязя-льва, Коль ею рука исполина разит, Она сокрушает и сталь, и гранит, Но если ударил Хуман булавой, Ее не железной считай - восковой!». Во время похода Кей-Хосрова из Турана в Иран, когда Афрасиаб в погоне за ними достиг берегов Джейхуна, Афрасиаб хотел форсировать Джейхун, но Хуман преградил ему путь.

В битве иранцев с туранцами под командованием Фериборза и Пирана, Хуман нападает в центр войска Ирана и сражается с Фериборзом. Фериборз спасается бегством, а войско Ирана распадается. И на сей раз Хуман вступает в битву с Ту сом. Здесь Фирдоуси воздаёт хвалу Хуману, что очень интересно:

Хуман и Туе посередине поля вступают в диалог. В это время Гив приближается к ним и обращает свой взор на Туса и говорит, что с ним (Хуманом) можно общаться на языке саблей и мечей. Хуман обращается к Гиву со словами: .(54, 156) Jlj J JJ Ijx ij JJJIIA A sLal Ls&± . IjiiS kjjl4 Давно ли в Ладене ты видел меня? С индийским булатом вскочив на коня, Разя без пощады в кровавом бою, Гошвадову всю истребил я семью. После этого Хуман и Туе вступают в поединок. Конь Хумана пострадал от стрел Туса, и тот поменял коня. Наступает ночь и оба витязя возвращаются с поля боя.

Секира в руке богатырской блестит. Он готов к сражению. В этой битве войска Ирана отступают и находят укрытие в горе Хамаван. В одном из диспутов Хуман так обращается Тусу: Завтра он вынудит иранцев сдаться. В этой битве Хуман - главный герой поэмы и главный среди войск Турана. Пиран велел ему с тридцатью тысячами бойцов окружить иранское войско, находившееся на горе Хамаван. Он намеревался ударить по иранскому войску так, чтобы они не смогли больше объединиться, и чтобы у них больше не хватило сил для борьбы и сражения.

Кажется, что туранец Хуман схож с иранцем Тусом. Эти двое несколько раз сражаются друг с другом.

Из семейства Висе Ростем таит в душе давнюю вражду к Хуману. Потому что именно Хуман подталкивает Сохраба к сражению против Ростема. Когда-то Ростем получил от него удар в спину. Когда Хуман идёт на встречу Ростему и выходит на поле боя в Хамаван, то меняет своё знамя, коня и кольчугу, чтобы Ростема не узнал его: К шатру своему устремившись затем, Сменить поспешил он сверкающий шлем, Стяг выбрал другой и другого коня, И щит уж не тот, и другая броня. В присутствии Ростема представился как «Кухгуш», а имя своего отца называет «Буснас». Хуман вступает в диалог с Ростемом. Ростем от него требует встречи с Пираном. Хуман по возвращении со встречи с Ростемом говорит Пирану: .(54, 170) - JJ ju j ju j j JJ -" ил. jl j Речь слушал мою, говорил он со мной; Из прошлых обид не забыл ни одной. Вначале, о брат мой, назвал он меня, В беде, Сиавуша постигшей, виня. О брани, о днях разрушений и зол, О грозном возмездии речи он вел, О славном Бехраме и многих сынах Гудерза, поверженных нами во прах. И только тебя, именитый, жалел, Назвав твое имя, лицом просветлел.