Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтическое украшение - алакара в индийской поэтике "Рити" XVII в. Цветкова, Светлана Олеговна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цветкова, Светлана Олеговна. Поэтическое украшение - алакара в индийской поэтике "Рити" XVII в. : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Санкт-Петербург, 2003.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Период "рити" (XVII - сер. XIX вв.) в поэзии на диалектах хинди индийского средневековья имеет большое значение в истории развития литературной традиции хинди как этап оформления этой традиции и формального воссоединения ее с классическим санскритским литературным каноном. С одной стороны, этот этап можно рассматривать как итоговый, вобравший в себя многочисленные характерные черты, воспринятые поэзией на новоиндийских диалектах из традиции санскритской литературы и, вместе с тем, отразивший все новые тенденции, сложившиеся в поэзии хинди за несколько столетий ее развития. С другой стороны, этот период служит своего рода завершением "канонической" стадии формирования литературы хинди, переходным этапом, выявившим в традиции поэтического творчества внутренние предпосылки к новому развитию в культурном и историческом контексте нового времени. Сложный комплекс условий, соединивший в себе как внутренние, традиционные, так 'и внешние, иноземные влияния, породил достаточно своеобразное литературное направление, чрезвычайно интересное для исследования. Вместе с тем, поэзия именно этого периода оказалась наименее изученной в российской и западной индологии и до сих пор остается своего рода "белым пятном". Причина этого коренится в сложившемся, вероятно, еще в XVIII в. представлении о том, что, поэзия периода "рити" знаменует собой период упадка в индийской литературе, поэтика "рити" -явление заимствованное, и даже поэзия этого времени имеет чисто формализованный, искусственный и потому - несамостоятельный характер. Тем не менее, подобное суждение, не основанное на сколько-нибудь планомерном и, серьезном исследовании, можно назвать только предрассудком.

Актуальность избранной для данного исследования темы определяется насущной необходимостью восполнить этот пробел в изучении исторического развития литературы хинди, найти критерии для научной оценки тех литературных явлений, которые составили основу этого важнейшего и переломного этапа в ее истории, и дать им обоснованную с литературоведческой точки зрения

характеристику. Предпринятое исследование вносит вклад в создание более целостного представления о ходе формирования тенденций, определивших ход развития литературы хинди, а также об этапах развития традиционной индийской поэтики в период позднего средневековья.

Цель исследования мы видели в том, чтобы методическим путем выявить основания и факторы литературоведческой оценки поэтического творчества авторов и произведений указанного периода, которая в дальнейшем позволила бы вынести более обобщенные суждения о месте и роли поэзии эпохи "рити" в процессе становления и развития литературы хинди.

Источники исследования - издания наиболее авторитетных трактатов о поэзии на брадже XVII в., а также труды крупнейших представителей основных школ санскритской классической поэтики, послужившие основой для сопоставительного анализа. В качестве исходного материала для исследования был взят трактат на брадже поэта XVII в. Бхушана "Шивраджбхушан" ("Шивбхушан"), посвященный описанию канона поэтических украшений (аланкар), разработанного в санскритской поэтике.

-- В ходе нашей работы >мы пришли к заключению, что причиной недостаточной изученности позднесредневековой поэтики является, в частности, отсутствие действенной методики сопоставительного анализа поэтических украшений, которая учитывала бы специфику сложившегося в Индии канона фигур поэзии. Ввиду этого одной из существенных задач, которую нам надлежало решить, явилась задача выработки рабочего метода исследования на основе изучения системы описания поэтических фигур в санскритской теории поэзии с учетом ее исторического развития. В основание выработанной нами методики были положены понятия формальной структуры (принципов построения) аланкар и их функции, т.е. той практической роли, которую данные фигуры выполняют в поэтическом высказывании. Далее эта методика была применена нами для сравнительного анализа описанных и проиллюстрированных в трактате "Шивбхушан" поэтических украшений с аналогичными фигурами, представленными в

сочинениях других поэтов "рити" XVII в., и с рядом материалов из санскритских поэтологических сочинений.

Задачи исследования, исходя из этого, можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Выработка результативной методики, отражающей специфику системы индийского канона поэтических украшений и пригодной для сопоставительного анализа отдельных фигур в синхроническом и диахроническом аспектах;

  2. Выявление на основе анализа теоретического и иллюстративного материала характерных черт строения и особенностей трактовки отдельных фигур в "Шивбхушан" в сопоставлении с другими авторитетными трактатами на брадже XVII в. и в сравнении с правилами санскритского канона;

  3. Общая характеристика трактата Бхушана, его специфических черт, определение места творчества Бхушана в контексте развития поэтической и поэтологической традиции на диалектах хинди в рассматриваемый период;

4. Выявление общих тенденций в поэзии и поэтике на брадже в
период ее складывания в XVII в. на основе проделанного
исследования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили идеи, изложенные ' в трудах Г.П.Щедровицкого, Р.Якобсона, В.Жирмунского, М.Л.Гаспарова, Н.Д.Арутюновой, С.С.Аверинцева и других отечественных авторов, помимо этого, в качестве теоретической основы и источников сопоставительного материала мы опирались на работы видных российских индологов Т.Я.Елизаренковой, Ю.М.Алихановой, С.Л.Невелевой, Э.Н.Темкина.

В работе в максимальной степени были учтены исследования, отраженные в монографиях, статьях и переводах отечественных и зарубежных индологов, обращавшихся к теме индийской поэтики и истории средневековой литературы, а также индийских литературоведов. В ряду трудов, составивших общую основу исследования, следует назвать монографии, статьи и переводы Ф.И. Щербатского, П.А.Гринцера, А.П.Баранникова, Ю.В.Цветкова, В.И.Балина, ' Н.А.Вишневской и других, познакомившие российского читателя с традиционной санскритской

поэтикой и поэзией на средневековых языках. Помимо этого мы в значительной степени опирались на труды зарубежных авторов, посвященные исследованию системы санскритской теории поэзии: Г.Якоби, Й.Нобеля, С.К.Де, Э.Джероу, В.Рагхавана, М.К.Порше, К.Кришнамурти, а также на работы индийских литературоведов С.Чаудхари, братьев Мишра ("Мишрабандху"), Р.Шуклы, Вишванатхапрасада Мишры, Бхагиратхи Мишры, Виджаяпала Синха, Трибхувана Синха, Хазарипрасада Двиведи, Намвар Синха, Шьямасундара Даса, М.Менария, Р.П.Чатурведи, Дхирендры Вармы, Д.С.Бхати и др.

Научная новизна работы определяется систематическим и методическим подходом к оценке трактатов о поэзии периода "рити", позволяющим выявить и. обобщить многие до сих пор не изученные факторы развития средневековой поэзии на брадже. Помимо этого данное исследование является, фактически, первым в российской индологической науке самостоятельным исследованием поэтики периода "рити". Комментированный перевод трактата Бхушана "Шивбхушан", вошедший в Приложение II, выполнен автором и также приводится на русском языке впервые.

Практическая значимость работы определяется тем, что полученные в ней результаты могут быть использованы при чтении университетских курсов по средневековой литературе хинди, составлении учебников, пособий и хрестоматий, а также для дальнейшего научного исследования поэзии хинди, этапов ее становления и собственно поэтики периода "рити".

Апробация работы. В настоящее время автор разработал и читает расширенный курс (с параллельным чтением текстов источников) и ряд спецкурсов по истории средневековой литературы хинди с учетом и, отчасти, на основании проделанного исследования, отраженного в данной работе. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах на различных международных и университетских конференциях - на ежегодной международной конференции индологов "Зографовские чтения" в 1998, 1999, 2000, 2001 и 2002 гг., на международной конференции по проблемам преподавания индологических дисциплин в университете (1999 г.), на ежегодной научной сессии СПбФ ИВ РАН в 2000 г., на

междисциплинарной конференции молодых филологов "Юрьевские чтения" в СПбГУ (1999 г.), на научной конференции Восточного факультета, посвященной 275-летию Санкт-Петербургского университета (1999 г.), а также в ряде сообщений, сделанных на кафедре индийской филологии. Положения диссертации изложены в двух публикациях.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также двух приложений.