Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980) Иманов, Мухтар Казым оглы

Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980)
<
Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980) Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980) Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980) Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980) Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980) Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980) Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980) Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иманов, Мухтар Казым оглы. Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980) : диссертация ... кандидата филологических наук : 00.00.00.- Баку, 1984

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Общее идейно-художественное направление психологизма в современной азербайджан ской прозе 13-55

ГЛАВА II. Тенденции отображения действительности в восприятии героя 56-108

ГЛАВА III Поиски внутреннего монолога 109-Ш

Заключение 153-155

Список использованной литературы

Общее идейно-художественное направление психологизма в современной азербайджан ской прозе

В зависимости от конкретных факторов: эстетического отношения писателя к действительности, темы и идеи, проблематики произведения и типа героя психологизм выявляется в различных прозаических произведениях в разной мере и на разном уровне, В некоторых прозаических произведениях, где мысли и чувства героя отображены частично, психологизм выступает лишь как элемент» В других же - чувственно-эмоциональный и интеллектуальный мир выдвигается в центр внимания, художественное исследование этого мира превращается в важное средство отображения действительности. Нет сомнения, что в народных сказках и дастанах, классических эпических образцах встречаются элементы психологизма в конкретном его понимании - в смысле отображения чувств и мыслей героя. Отнюдь не изолируются от описания индивидуального духовного мира персонажей ряд современных эпических произведений, главной целью которых является освещение определенной социальной среды и типичных норм поведения в ней. Можно привести различные эпизоды из рассказов, повестей и романов, не написанных на основе принципа психологического изображения, и тем не менее, на их примере объяснить определенные особенности психологизма. Однако это не очень-то рациональный путь исследования. Во-первых, потому, что выбранные в качестве примеров детали, составляя меньшинство в общем контексте, не могут олицетворять художественного облика произведения. С другой стороны, подход к художественному произведению не как к единому целому, выбор исходной точкой для научного анализа лишь изредка звучащих нот в его общем ансамбле препятствует изучению психологизма на уровне особого художественного отображения. Поиски элементов психологизма в прозаическом произведении в целом не отвечающем принципу психологического изображения приблизительно можно сравнить с поисками элементов реализма в нереалистическом произведении Ибо не так уж,: трудно найти следы присущих реализму -особенностей - отображения жизни такой, как она есть - в фольклоре, античных образцах письменной литературы, в различных литературных течениях, стилях и методах последующих периодов. Однако, как известно, "речь о реализме вне системы, единства концепции и проблематики, на уровне отдельных деталей, выражений, штрихов не оправдывает себя»1.

Эстетическое отношение писателя к действительности играет важную роль в характере психологизма, который выявляется в зависимости от литературного течения и творческих методов» В соответствии с принципом правдивого отображения жизни, реалистическая литература выдвигает задачу изображения человека так, как есть» Один из характерных признаков реалистического психологизма находит свое выражение в жизненности и многоплановости образов,

Тенденции создания многосторонних характеров встречаются и в других, нереалистических творческих методах. Было бы ошибочно также называть героев всесторонними образами во всех произведениях, написанных реалистическим методом. Главная сущность вопроса в том, что реализм создает особенно много возможностей для появления всесторонних образов.

Подробное выражение чувств и мыслей персонажа не во всяком реалистическом произведении выступает как признак многосторонности характера. Многоплановые человеческие образы, воплощающие в себе и положительные, и отрицательные качества, возможно создавать и путем описания внешних поступков и действий. Встречаются и случаи одностороннего и схематического представления персонажа, чувства и размышления которого описываются подробно и всесторонне. Однако и то истина, что предоставление обширного места отображению размышлений персонажа, дает широкие возможности писателю-реалисту, стремящемуся воздействовать на глубинные слои человеческой души и создать галерею богатых образов.

Реализм, в особенности социалистический реализм, не отрицает идеализации героя, более рельефного преподнесения какого-то положительного качества в нем. Он не считает удовлетворительным случаи превращения образа от начала до конца в воплощение положительного или отрицательного; принцип разделения характеров на положительные - отрицательные, хорошие - плохие, умные - невежественные заменяется принципом естественного соединения в едином характере различных отличающихся друг от друга человеческих качеств.

Л.Толстой писал: "Как бы хорошо написать художественное произведение, в котором бы ясно высказать текучесть человека, то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то СИ-лач, то бессильнейшее существо"т. Великий писатель считал в своем творчестве основным изображение человека, как изменяющегося существа и стремился создать диалектику текучестью. Единство текуческих черт, изображение глупости в человеке разумном, жестокости - в добродушном, слабости - в стойком - не носило случайного характера, исходило из попыток реального освещения человеческой психологии. Персонажи Л.Толстого и других писателей-психологов - герои со сложной натурой, глубокосодержательные и даже парадоксальные. При их создании авторы опираются на такую важную научную истину,что человеческая психология гибка и изменчива,в зависимости от конкретных ситуации,от различных факторов окружающей среды в одном и том же

Тенденции отображения действительности в восприятии героя

Для правильного ответа на этот вопрос следует просмотреть причины столь неблаговидных поступков Кадыра, его чувства и переживания, связанные с этими поступками, учесть его скрытые от окружающих мысли и размышления. "Мало ли что Кадыр... "в душе" говорит Салтанат,что "я сам виноват", "уже исправился" и т.д. Мы же расцениваем образ не по этим словам Кадыра, а в основном по его поступкам (курсив наш - М.И.) в произведении"1.

Если взять главным этот цринцип, тогда, конечно, по характеру, по духовному миру, нравственному настрою мы должны будем охарактеризовать Кадыра, как близкий к Мюкушу образ и, таким образом, допустим ошибку. Ибо ... внешние события жизни дяя Акрама Айлисли не столь уж существенны, хотя он их и не игнорирует. Для него куда как более важен тот отзвук, те смещения, которые влекут за собой внешние события во внутреннем мире самого человека. Основная тема этой повести ("Над Курой в теплых лесах" - М.И.), так же как и тема предыдущих повестей Айлисли, - это нравственный настрой челове р , имеющих место в душе своего героя, в выявлении нравственных качеств, не вмещающихся в одни рамки с "хулиганством". В соответствии с темой и идеей повести размышления героя рассматриваются как ведущий художественно-структурный элемент. Посредством внутренних монологов автор переносит читателя к прошлым событиям и старается осветить конкретные психологические корни "недостойных" поступков Кадыра.

Кадыр вырос сиротой. Единственное, чего жаждет его душа от окружающих его людей - приветливое лицо, доброе слово. Однако Кадыр не то что приветливого лица, доброго слова не видит - не слышит, наоборот, на каждом шагу он чувствует, что люди относятся к нему враждебно, питают особую неприязнь. У кого бы ни пропала курица, у кого бы не подожгли сено, все подозревают Кадыра. В селе у кого-то пропадает ковер, и без всякого доказательства арестовывают невинного Кадыра и т.д. и т.п., таким образом, неприглядные поступки Кадыра, направленные против односельчан, являются ответом на их отношения к нему.

Ласку, приветливость, в которых так нуждается Кадыр, и которых не видит от людей, он ждет от своей жены Салтанат. Напившись, он любит Салтанат еще сильнее. Ему хочется ласкать, целовать, играться с ней, как с ребенком. Он любит расплетать косы Салтанат, целовать, вдыхать их аромат. "От твоих волос исходит запах моей матери", - повторяет он и плачет. Однако Салтанат не может понять Кадыра, она равнодушна к нему, а то и жестока, и из этого-то чаще всего начинаются их ссоры! Кадыр боится мести окружающих его людей, поэтому не хочет, чтобы у него родилась дочь. Он опасается, что ему отомстят, запятнав честь дочери. Салтанат наивно связывает рождение мертвого ребенка с угрозами Кадыра, с его нежеланием иметь дочь. Однако, как и некоторые другие поступки Кадыра, -это его нежелание тоже связано с определенными обстоятельствами и носит цреходящий характер. Впоследствии выясняется, что две дочки Кадыра, рожденные Мариной на далекой белорусской земле, окрыляют Кадыра. Названные именами матери Кадыра и Салтанат, эти две девочки становятся его духовной опорой.

Отправившись на фронт,Кадыр дает себе слово, что больше не вернется в село. Но места, где он родился и вырос, теплые леса над Курой, земля,в которой покоится его мать, с неодолимой силой влекут к себе, не дают ему покоя. Думая, что прошедшие шесть лет стерли из памяти людей его неблаговидные поступки, он возвращается в родное село в надежде, что односельчане, и в первую очередь, Салтанат встретят его приветливо и дружелюбно. Вернувшийся в село после шестилетнего отсутствия, Кадыр раскаивается в своих прошлых поступках Он неоднократно внутренне обвиняет себя в конфликтах с односельчанами.

Но село встречает его с еще большей неприязнью и отчужденностью. Здесь никто не рад его возвращению, даже Салтанат,а сын лавочника Аршада дразнит его "сумасшедший Кадыр,хулиган Кадыр, вор Кадыр". И Кадыр вновь принимается за старое: ударом ноги разбрасывает в разные стороны сигареты, продаваемые сыном Аршада втридорога, проиграв в нарды, срывает с головы чайханщика Гейбул-лы и выбрасывает через окно его каракулевую шапку. "Эти поступки Кадыра, связанные с конкретным психологическим состоянием, обусловленные минутным настроением, в той или иной мере оправдывают его .

Мы далеки от мысли абсолютно отрицать соответствие между неблаговидными поступками Кадыра и его характером. Разумеется, грубость Кадыра в отношении к людям не является обязательным и не I Алиев X. Замысел писателя и его воплощение.- Азербайджан Еянджлери, 1974, 18 апреля. -пременным следствием его положения, неправильной оценкой его поступков окружающей средой. Несомненно, в этой грубости выражены оцределенные отрицательные черты его характера: горделивость, надменность, неумение или нежелание прощать людям, придирчивость и т.д. Как уже отмечалось выше, между судьбами Кадыра и Мюкуша, их плачевным положением существует определенное сходство. Однако по характеру - это разные люди и поэтому и отношение их к окружающей среде тоже отличается в своей сущности. Мюкуш прекрасно умеет смолчать, не слышать ругани и оскорблений жены Медины и колхозного председателя Муртуза запрятать до поры до времени свои чувства схитрить. Кадыр же абсолютно не умеет сносить упреков и оскорблений притвотняться т ади приветливого слова хамелеонствовать. Калъго не желает оплэавдываться петзед теми кто не понимает его не хочет іюизнаваться в том что он был неттоав советзшив тот или иной ттостллгтотс

Поиски внутреннего монолога

Люди, с легкостью поднимающие руку на акацию у дороги,еще беспощаднее к дубовому лесу. Эти места, всего несколько лет назад бывшие обиталищем для маралов, косуль, любимые не только местным населением, но и гостями, приезжающими из Баку и даже Москвы,воспеваемые поэтами, сейчас напоминают страшные развалины. Когда-то здесь, под кроной ветвистых дубов ночевали голуби. Взлетая, подаимая шум крыльями, эти голуби наполняли сердце Зелимхана радостью и гордостью, окрыляли его, приводили в трепет и восхищение его поэтическую натуру и по ночам, сидя при свете лампы, тэн изливал свои чувства на бумагу: "Как ты прекрасна, родина!" Теперь голуби, словно обиженные, покинули эти места,а чувство гордости у Зелимхана уступило свое место чувству гнева и сокрушения.

Зелимхан не ограничивается лишь размышлениями, как журналист, он предпринимает и практические мероприятия. Сразу же после начала вырубки лесов, он, выступив в газете со статьей "Акация", ввра- жает свою тревогу, на судьбе придорожной акации обобщает участь дубовых лесов. Однако в последующие несколько лет после появления этой статьи, положение намного ухудшается,деревья срубают еще больше. В гибели дубовых лесов Зелимхан видит гибель своих црежних представлений о человеке, црироде и красоте и его беспокойство дости - 99 гает крайнего драматического предела. Этот драматизм усиливается еще и тем обстоятельством, что лесные погромщики - его самые близкие родственники: брат Карахан, дядя Керем и их друзья. Деньги, заработанные за счет вырубки лесов, Керем тратит и на Зелимхана, и на его невесту Зумруд. Дядюшка Керем ни в чем не отказывает Зелимхану, режет в его честь жертвенных баранов, покупает Зумруд драгоценности и шелка. И таким образом, выходит, что хотя и окольным путем, однако в вырубке лесов наряду с дядей Керемом участвует и Зелимхан. Воспоминания о "благодеяниях" дяди не могут ослабить гнева и ненависти Зелимхана к Керем-киши, он пытается освободить именитую семью Маиловых от его отрицательного влияния. Но уже первый его шаг сделанный с этой целью - возвращение купленных для Зумруд вещей - приводит к серьезному семейному конфликту. Ни Зумруд, ни Карахан, ни Сабит Маилов (отец Зелимхана) не могут понять Зелимхана правильно. В старом лесничем Сабите Маилове, который раньше, во времена прежнего секретаря райкома Султана Амирли плакал как ребенок глядя на "нашествие" ттэактотюв МТС на лес по-своему бунтовал против этого "нашествия" который словно родных детей любил стройные чинатэы белые бетэезы величественные югбы - вот в этом самом Сабите Маилове бетзет верх родственное И. Телеграмма.- В кн.: Имя твое-человек.М.:Советский писатель,1978,с.177. - 100 -чувства. Перед его мысленным взором оживают согнувшийся стан брата Карахана, белая борода отца Сабита Маилова, заплаканные глаза жены брата Сарии, умоляющие взгляды племянников. Зелимхан не может написать статью, позоряющую его родных,как лесных грабителей. Одни лишь мысли и тревоги Зелимхана, его беспокойство и волнения по поводу вырубки лесов, переживаемые на цротяжении всей повести чувства, позволяют читателю узнать его, как человека, любящего свою родную землю глубокой любовью, занимающего резкую позицию по отношению к тем, кто наносит ущерб материальному и духовному богатству народа. Хотя в диалогах с отцом, с братом, с Зумруд Зелимхан испытывает затруднения в выборе слов для ясного и точного выражения своих чувств, читатель полностью разделяет его взгляды, сразу же и до конца повести становится его единомышленником.Ибо автор передает читателю "песню", звучащую в груди Зелимхана о природе и красоте, делает его слушажелем самых сокровенных, самых тонких нот этой музыки, неслышимой окружающими Зелимхана людьми. Постановка цроблемы природы в единстве с духовно-нравстввнными вопросами нашла свое удачное художественное разрешение и в повестях Иси Меликзаде "Зеленая улица", "Старый дуб" и в романе Сабира Ахмедова "Тогана". В творчестве же другого азербайджанского прозаика - Акрама Айлисли - мотив природы и человека получил своеобразное идейно-художественной направление. Нельзя сказать,что у этого писателя проблема црироды и человека ставится в конкретной форме в каком-то оцределенном его произведении и мы не можем назвать такого героя в его творчестве, который размышлял бы непосредственно об этой проблеме. Однако фактом является и то, что в его творчестве найдется очень мало героев, в духовный мир которого природа не входила бы во всей своей первозданной красоте, эти герои попросту неотделимы от родных мест, любимой земли, ее гор и лесов, -сел и деревень. Эту особенность творчества Акрама Айлисли отмечали многие исследователи. Приведем слова лишь одного из них, С.Залыгина: "Любовь героев Акрама Айлисли - и одновременно - героев маленького Садыха (героя романа "Лвди и деревья" - М.И.) не только входит в их жизнь, она ее составляет, она - это они, их характерные судьбы"1. Эта любовь, в первую очередь, любовь к родному селу. Как справедливо замечает А.Гаджиев: "Для них (для героев А.Айлисли- М.И.) деревня - это природа, родная земля, которая притягивает и возвращает к себе с любого расстояния. Это чувство любви человека к земле, к родной земле, на которой он родился и вырос, передается и читателю, заставляя задумываться над тайной нравственно-психологического воздействия произведений писателя"р.

Теплая Кура, теплая земля, теплые леса, теплые деревья на ее берегу не дают покоя Кадыру, живущему в далекой БелоруссиЕ, ни на минуту не выходят из его памяти ("Над Курой в теплых лесах"),песня, сложенная шофером Кули, наводит его на размышления о родной деревне, о ее горах и ущельях, отвесных скалах и журчащих родниках ("Чистая песня"), для Аждара, удравшего с тремя тысячами казенных денег, спекулирующего на Бакинских базарах, ореховые, алычовые и инжировые, миндалевые деревья его селения Б збулак - дорогие, незабываемые воспоминания ("Сердце - это такая штука"), Самур, еще и месяца нет, как разлучился с селением Дузбулак, однако, уже скучает по нему, не может забыть его высоких деревьев, приземистых кустов, гор и скал, речек и родников, звездных ночей ("Никудышный"}, Мирза Манаф уже более сорока лет расстался с Бузбулаком, но продолжает видеть во сне его зеленые лужайки и поляны, берега речек,

Похожие диссертации на Психологизм в современной азербайджанской прозе (1960-1980)