Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Публицистическое начало в таджикской современной прозе : на материале прозы периода независимости Таджикистана Зикиряева Мухиба Аббасовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зикиряева Мухиба Аббасовна. Публицистическое начало в таджикской современной прозе : на материале прозы периода независимости Таджикистана : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Зикиряева Мухиба Аббасовна; [Место защиты: Худжан. гос. ун-т им. Б.Г. Гафурова].- Худжанд, 2007.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы Литература является мощным фактором воздействия на мировоззрение и сознание, духовность и нравственное совершенствование людей Это ее черта была характерна и реалистической художественной прозе, суть которой заключалась в точном, правдивом и достоверном отражении социального положения людей через образы героев и персонажей Однако стиль изложения в советскую эпоху, как и во все времена, был связан с идеологической политикой Поэтому в большинстве случаев в сюжетной линии прозаических произведений присутствовала политическая и идеологическая сила под названием «социалистический реализм» Другие словами, не реализм, как вытекает из его толкования, раскрывал себя в литературе, а действительность художественно воплощалась в соответствии с политическими требованиями и критериями

Необходимо подчеркнуть, что реалистическое описание событий и происшествий является закономерным фактом, и никакая сила не может отделить литературу от жизни, социальной обстановки, естественного исторического развития Писатель независимо от таланта и дарования принадлежит той социальной атмосфере в которой живет Поэтому мечты и чаяния одного человека могут быть отражены в литературе как общественные

Следует отметить, что во все эпохи формирования общественной жизни для описания событий и происшествий и вотощения их сути в соответствующее содержание крайне важно изложение истины без национальной, племенной, исторической и религиозной предвзятости Литературный опыт первых десятилетий советской эпохи показал, что под влиянием государственной политики в наших умах укоренилось предвзятое отношение на дореволюционную жизнь В советскую эпоху взгляды на историю претерпели коренное изменение Историю, в соответствии с новым учением, изучали и познавали с классовых позиций Классовый подход вместе с социалистическим учением нашли применение в литературных исследованиях и творческой практике В результате исторический взгляд приобрел субъективный и предвзятый характер Правящий класс, капиталисты сплошь были объявлены эксплуататорами, угнетателями, поработителями, а труженики - угнетенными, многострадальными и порабощенными

Таким образом, литература всецело была на службе идеологии, и писатель должен был творить свое произведение с учетом социальной среды и отразить в нем события, факты, хронику и биографию известных личностей Ярким свидетельством вышесказанного могут служить «Воспоминания» Садриддина Айни Большинство персонажей этой книги реально жили и упомянуты своими именами

Таджикскую прозу невозможно охарактеризовать без определения социальных предпосылок, потому что литература во все времена считается средством, способствующим созданию благоприятной социальной почвы, и

писатель своим талантом приобщает людей к красоте, справедливости, высоким нравственным устоям Иранский ученый Мухаммадали Исломи в этой связи утверждает, что «хотя не существует единой мировой литературы с общим языком и стилем, манерой изложения и структурными критериями, однако любое литературное произведение во всех языках имеет общие черты по охвату помыслов, эмоций и людского восприятия» (4,91)

В мировом литературоведении наряду с изучением прозаических и художественно-эстетических закономерностей, большое распространение получило социологическое исследование литературы, связанное с закономерностями, не зависящими от партийности, принципов однобокой критики и т д

Литературовед Абдухолик Набиев по поводу социалогического изучения литературы пишет «Кстати, нельзя сказать, что социологическое исследование литературы, является переходящим фактором эпохи революций Этот научный принцип исследования во все времена имел свой объект исследования» (7,91)

Предметом изучения настоящей диссертационной работы является связь литературы с публицистикой Необходимость выбора данной темы продиктована изменениями в политической и культурной сферах XX века, критериями оценок литературы, ее содержания, появления новых творческих школ, факторов зависимости литературы от политики Изучение литературы периода независимости не может быть изолировано от других периодов, ибо она своими корнями внутренне связана с предыдущими Если оценить состояние прозаических произведений с учетом социальных факторов, то в советской прозе литературная критика осуществлялась в соответствии с такими критериями времени как коммунистическая мораль, партийный устав, программа экономического развития (пятилетние планы, десятилетние перспективы), индивидуальная мораль политических деятелей, природа общества и тд Но в 80-90-е годы прошлого столетия главными критериями стали такие факторы, как перестройка, гласность и свобода слова

Публицистический взгляд, ясность изложения, критика, сопоставление, подведение итогов в художественной прозе последних двух десятилетий имеют тесную связь с общенациональными, религиозными, этнографическими, историческими ценностями Для литератора и писателя социальное положение, сформировавшее сознание и мораль общества создают большие художественные возможности Политические изменения 80-х годов имели две тенденции первая - перестройка экономики и производства страны, вторая - гласность и улучшение духовного климата Именно эти тенденции обеспечили в литературной критике свободу слова Наглядным примером является то, что в 1987-1988 годах журнал «Садои Шарк» организовал диспут под рубрикой «Вопросы современной прозы», а литераторы и критики изложили свои взгляды о состоянии таджикской прозы

В диссертации прилагаются усилия по исследованию предпосылок и факторов формирования, эволюции и расширения влияния публицистики на таджикскую прозу, особенно на прозу периода независимости И на этой

основе сделана попытка анализировать документальную основу, особенности художественной документалистики, бытописания, проследить общественное сознание и мировоззрение общества, которые составляют внутреннее содержание прозы Публицистические элементы и художественные средства описания составляют две стороны художественного произведения, их соответствие и соотношение являются важным фактором для художественного исследования Публицистическое начало считается одним из аспектов художественного и психологического описания Наряду с этим, в случае нарушения соотношения художественного и публицистического описания, возникает дисбаланс в элементах сюжета и композиции, нарушается эстетическая целостность и индивидуальный стиль писателя С учетом вышесказанного в настоящем исследовании прослеживается эволюция публицистических аспектов в прозе периода независимости, анализируются традиционные жанры художественной прозы, тематика и содержание произведений, особенности стиля публицистики, пути обращения писателей к социальным проблемам

Степень изученности проблемы Изучение таджикской прозы XX
века и общей панорамы литературы осуществлено со стороны
литературоведов И С Брагинского, Иржи Бечки, М Шукурова, Р Амонова,
X Шарифова, А Сайфуллаева, Л Демидчика, А Саттарова, X Асозода,
А Рахмонова, Л Демидчик, А Набиева, Н Салимова, М Ходжаевой,
М Имомова, Дж Бакозода и других В научных монографиях указанных
ученых рассмотрены важнейшие особенности прозы советского периода в
соответствии с критериями времени и условиями советской литературной
критики Литературоведы М Шукуров, А Сайфуллаев, Р Амонов, А Саттаров,
Дж Бакозода, X Шарифов в своих книгах и статьях проявили интерес к
вопросам развития закономерностей тематики и содержания, формы и
содержания, стилистических особенностей, идейно-художественной ценности
реалистической прозы Необходимо отметить, что новые явления прозы
периода независимости стали объектом многочисленных

іитературовєдческих исследований и современная критика была свободна от официальных критериев и трафаретов

Академик М Шукуров первый среди таджикских литературоведов поставил вопрос о необходимости нового взгляда на тематику, содержание и стиль таджикских писателей советского периода В своих исследованиях он подверг переосмыслению произведения литераторов конца XIX века и начала XX столетия, таких как Сиддикходжа Аджзи, Абдуррауф Фитрат, Махмудходжа Бехбуди, Садри Зие, Садриддин Айни и ряда писателей второго и третьего поколения, в т ч Джалола Икрами, Рахима Джалила, Пулода Толиса, Ф Мухаммадиева, Уруна Кухзода, Сорбона, Абдулхамида Самада, Саттора Турсуна и др

Профессор Атахон Сайфуллаев наравне с исследованием общей панорамы прозы периода независимости, тематики и содержания, языка и стиля современных писателей, в том числе Мехмона Бахти, Абдулхамида Самада, Гулназара, также рассматривает вопросы жизни и творчества

писателей советского периода - Садриддина Айни, Хакима Карима, Сотима Улугзода, Рахима Джалила, а также творческие связи таджикских писателей с литераторами других народов

Исследователь современной таджикской прозы Абдухолик Набиев большое внимание уделяет вопросу изучения творческой деятельности таджикских просветителей, в том числе М Бехбуди, Н Бектоша и других Он исследует взаимосвязь и взаимопонимание формы и темы, вопросы стиля изложения, изучает проблемы отражения внутреннего мира героев сегодняшней и вчерашней прозы

Исследования Матлубы Ходжаевой посвящены изучению поэтики прозы В ее монографиях «Проблемы стиля», «Исследование стиля художественных произведений», «В поисках души слова» подвергается анализу не только стиль таджикских писателей, но и научные теории литературных стилей в мировой литературе В трудах литературоведов Абдуджаббора Рахмонова, Носирджона Салимова, Худойназара Асозода, Махмаисуфа Имомова, Маруфа Раджаби, Абдусамада Мулло, Шамсиддина Солехова рассматриваются вопросы истории, исторической памяти, индивидуального стиля писателя, содержания и формы произведений

Проблеме становления художественной публицистики посвящены труды русских ученных А В Неверова, В И Этова, В А Богданова, М С Черепахова, МБ Храпченко, Ю В Суровцева Так Л Н Целкова в своей книге «Современный роман (размышления о жанровом своеобразии)» отмечает, что несмотря на индивидуальность стиля многих писателей, в современной советской романистике можно выделить общие, широко распространенные тенденции, свойственные ей в целом Это во-первых - тяготение к документалистике как к своего рода приему организации повествования (11,8)

Изучению проблем публицистики посвящены статьи и монографии А Маниязова, С Табарова, А Саъдулаева, П Гулмуродзаде, О Салимзода и ряда других ученых Однако следует отметить, что в названных трудах вопросы проникновения публицистики в художественную ткань прозы либо упомянуты лишь обобщенно, либо в совершенно ином ключе, т е когда под публицистикой подразумевается особый жанр литературы Фактически же вопрос о степени влияния публицистического начала в художественной прозе остается нераскрытым, хотя именно эта тенденция, т е усиление и укрепление публицистического начала наблюдается в прозе современного этапа

Цели и задачи исследования Основной целью диссертации является исследование вопроса влияния публицистики, бытописания, правдивого отражения социального и политического положения общества, художественной документалистики и комментирования исторических и современных событий на художественную прозу литературы периода независимости на примере ее выдающихся образцов Для реализации данной цели автор диссертации ставит перед собой следующие задачи

1 Прослеживание эволюции истории публицистики и проявления
публицистических факторов в художественной литературе

2 Изучение предпосылок появления и укрепления публицистических
факторов в литературе конца XIX века и начала XX столетия

  1. Анализ связи и влияния публицистики на просветительскую литературу и изучение элементов художественной публицистики в персидско-таджикской литературе начала XX века

  2. Изучение влияния публицистики на прозаические жанры, в том числе рассказ, достон и кисса (повесть) роман в соответствии с внутренней классификацией тематики и общественно-политических и культурных событий

  3. Выявление отличий публицистической прозы очерка, путевых заметок (сафарнома), воспоминаний от художественной прозы с элементами публицистики

  4. Выявление путей проникновения публицистики в прозу периода независимости

Методология исследования В соответствии с сущностью и природой исследуемой темы диссертант в основном опирался на сравнительно-исторический принцип анализа Автор опирается на труды отечественных и зарубежных литературоведов, в числе которых Ахмад Гулчин Маони, М Шакури, А Сайфуллаев, X Шарифов, А Набиев, А Насриддинов, Н Салимов, М Ходжаева, М Имомов, А Саъдуллаев, П Гулмуродзода, Ян Рипка, Иржи Бечка, Л Н Целкова, А В Неверов, В А Богданов, В И Этов, М Б Храпченко и другие

Источники исследования В качестве основных источников монографии послужили «Сафарнома» Носира Хусрава, «Бадое ал-вакоеъ» Зайниддина Махмуда Восифи, «Чахор унсур» Мирзо Абдулкадыра Белила, «Наводир ал-вакое» и «Рисолаи таърихи» Ахмада Дониша, «Савонех- ал-масолик ва фаросех-ал-мамолик» Возеха, «Таърихи инкилоби фикри дар Бухаро» Садриддина Айни, «Тухафи ахли Бухоро» Мирзо Сироджа Хакима, «Наводири Зиеия», «Рузнома» Садри Зие, «Мунозира», «Баеноти сайехи хинди», «Давраи хукмронии Амир Олимхон» Абдуррауфа Фитрата, «Икоз ал-ноимин ва эълом ал-чохилин» Мухаммада Икрома, современные таджикские прозаические произведения, в том числе сочинения Кухзода, Сорбона, Абдулхамида Самада, Саттора Турсуна, Равшана Ермухаммада, Кароматуллоха Мирзо, Шодона Ханифа, Мухаммадзамона Солеха, Бахманера, Диловара Мирзо, Сарварой Азимовой, Салима Аюбзода, Ханифы Мухаммадохир и других

Научная новизна исследования В диссертации впервые подвергаются анализу вопросы влияния публицистики на художественную прозу, факторы усиления этой тенденции, причины и пути проникновения документализма в современную таджикскую прозу, особенно в прозу периода независимости

В диссертации предметом комплексного рассмотрения становятся почти все произведения представителей просветительского движения,

начиная с Ахмада Дониша до Фитрата и Айни в связи с проявлением в них публицистического начала Наравне с этим, впервые художественная проза анализируется с учетом охвата политических, социальных и культурных проблем периода независимости и вопросов истории таджикского народа, осуществляется внутритематическая классификация в ходе рассмотрения традиционных прозаических жанров

Научная и практическая значимость исследования Научные выводы диссертации могут быть использованы при написании трудов по литературоведению, истории современной таджикской литературы, исследованию современной таджикской прозы, эволюции жанров Также материалы исследования можно использовать при преподавании истории современной таджикской литературы, стилистики, написании учебно-методических пособий, учебников литературы для высших и средних учебных заведений, дипломных и курсовых работ

Апробация работы. На основе проведенного исследования диссертантом прочитан ряд научных докладов на научных семинарах кафедры, научно-теоретических конференциях молодых ученых и аспирантов Согдийской области, ежегодных конференциях преподавателей ХГУ имени академика Б Гафурова

По теме диссертации опубликовано 6 статей в коллективных сборниках и периодической печати Список опубликованных работ приводится в конце автореферата

Диссертация обсуждена на заседании кафедры современной таджикской литературы ХГУ имени академика Б Гафурова (протокол №7 от 27марта 2007г) и на заседании секции литературоведения при диссертационном совете ХГУ имени академика Б Гафурова ( протокол № 6 от 24 апреля 2007 г ) и рекомендована к защите

Структура работы Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы

Похожие диссертации на Публицистическое начало в таджикской современной прозе : на материале прозы периода независимости Таджикистана