Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие поэтических компонентов и композиция произведений лирических жанров в персидско-таджикской поэзии Рахмон, Шохзамон Абдукадирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахмон, Шохзамон Абдукадирович. Развитие поэтических компонентов и композиция произведений лирических жанров в персидско-таджикской поэзии : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.03.- Душанбе, 1997.- 65 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы и степень её изученности. Работа, представленная на обсуждение, посвяпека анализу поэтических компонентов хоыпозиции лирических яалров тадкикско-персидской поэзии. Исследуются разлячшо аспекты этой проблемы, тесно связанные со специгуи-кой поэзии, такие как ыелодша, тематика, содержание и многие другие. Рамки исстедования охватывают время от момонта зарождения фар-сиязычного стиха, ог древнеіЬих его истоков до наших- дней.

В истории персидско-таджикской литературы были периода, от которых до нас не дошло почти ничего из творческого наследия литераторов, а некоторые эпохи оставили нам лишь надписи и небольшие фрагменты стихов. Письменные памятники древности изучены далэко неполно, к тому яе по в должной мере обстоятельно и всесторонне. Не исследована литературная мысль арабов и иранцев, р'6 связь с культурой греков к римлян, индусов и китайцев и тюркояэнчных народов в средние века. Всё это породило многие трудности в осущротвлек».и налего исследования. По необходимости нам пришлось затронуть и эту проблематику. Самый трудный для исследования период порсоязы^-ной поэзии, в котором много неясностей и белых пятен, от которою не осталось полных и достоверных текстов, — это период, пред-

шествовавший династии Саманидов. Древняя доисламская поэзия и поэ-.зия Саманидов требуют специального обстоятельного изучения.

Устная поэзия - это другой достоверный источник, который может оказать большую помощь при сравнительном изучении малых поэтических яанров классической и современной поэзии.

Средневековая и современная персоязнчная поэзия, мояно сказать, в теоретическом плане исследована очень мало. До последнего времени учёные обраш/їли основігое внимание на поэтику и литературную критику, на тематику и содержание поэзии, оставляя вне поля зрения такие ваянно проблемы, как художоствошмй стиль, закономерности развития жанров, ритм а мелодика стиха, система стихосложения /аруз/, рифли и их организуюсь роль, образность художественной речи и многое другое. Несмотря на существовании работ, где глубоко рассмотрены вопросы стмсослоясения, ри^ми, жанров, образности /исследования- А.Фитрата, Н.Бсктоша, Парвиза Хонларі, Б.Сиру-са, Т.Зехни, АЛзера и др./, по нашему мнению, наблюдается односторонность подхода к теории стиха и поэтике, остаётся малоизученной история поэзии и литературной критики с сегодняшних позиций. Всё ванное, что имеется в сушрствуот^іх трудах, исследовано на основе средневековой' теории поэзии и опираотся на концепции теоретиков про'ллого, иногда ке авторы некоторых работ довольствовались лишь коп.іенториями и обгяснеіияки их рекомендаций. Важные наблюдения и выводы встречаются в трудах Е.Э.Бертельса, А.Нирзоова, И.С .Брагинского, И.Хусейн-зодс, Н.Масумл, М.Иукурова, Г.Лошдзе, Р.Амонова, М.Н.Османова, З.Кодриноіі, Л.НДемидчик, Х.Мирзозода, В.Асрори, А.Магшязова, З.Османовой, Х.Атахановой, Сіавроіюва и др. Такие исследователи, как А.Сатторов, Х.Шарннов, Р.І.!усулк.іанкулов, А.Ха-клков, Х.Ыоднкулов, А.Насрщиашов, А.Абдуманнонов, Ю.Аісбароз, У. Тоиров к другие болео всего уделили внимание целостности конструкция стиха, диалектической взаішосвязанности поэтического замысла и ого выражения. Но всё еи^е но выявлена единая историко-эстетичест кая линия развития персидско-тадасккской поэзии.

Также еіцр не исследованы всесторонне, в полном объёме вопросы з?анра и стиля. Изучение этих проблем, как и исследование других аспектов поэзии, её категорий всё епуз носят больше описательный характер. Лишь начиная с 60-х іюдов в науко наметились новые нута анализа поэзии.

Анализ поэтических компонентов композиции лирических жанров, их поэтики, по нашему мнению, требует историко-сопоставительного

подхода. "Категория литературного.аанра - категория историческая,-пишет Д.С Лихачев,- Литературное жанры появляется только на определённой стада:: развитая искусства слова и затем постоянно меняются и сменятся. Дело нэ только в том, что одни жанры приходят на смену другим, и ни один жанр не является для литературы вечным -дело ещё в том, что мекявтся сами принципы выделения отделышх жанров, меняются типы и характер жанров, кх функции в ту или иную эпоху" /9,55/.

Ныне всё больше осознаётся необходимость комплексного исследования теорій лирической поэзии и учёта всех её аспектов. В этом случае больше шансов получить истинные научные за^тючения и выводы о шормирорании и эволюции лирических жанров, ort их зарождении и развитии. Исследуя теоретические основы поэтики в тесной связи с жанрами касыды, кит'а /фрагмент/, газели, рубай, дубайти /четверостишия/, фарда, месневп, мусага-ата, тарджебанда, таркиббанда и свободного стиха. Необходимо проанализировать соотношение жанров арабское и персидской поэзии.

В решении этих вопросов мы руководствовались идеями И.Ю.Крач-ковского, Е.Э.Бертельса, П.Н.Хоилари, Д.СЛихачёва, М.Шукурова.

Продметсы исследования в диссертации стали история зарождения, эволюция лирических жанров, их взаимовлияние, национальные и международные импульсы развития жанров; новый стих, новая система свободного стиха, интеллектуальная поэзия и эстетические принципы сегодняшней персидско-таджикской поэзии.

' Современный персидский и таджикский стих расшатал канонизированные устои и формы вчерашнего стиха, вобрал в себя свежие достижения мировой поэзии. "Освобождение" от дааиения раї.юк Формы старого стиха сблизило поэзию с прозой. Лирические стихи в прозе сейчас находят всё большее распространение, обретают новие формы и средства выражения. Современная таджикская литература не является исключением. Сайф Рахим, Бахианёр, Муаззама, Абдурахим Сармад и. др. пробуют свои силы в прозостихе.

Свободный стих з таджикской поэзии появился в XX веке, с нач*> лом социальной революции. С.Айни, АЛахуги, Пайрав, Х.Юсуфи, М,Рахима и другие опирались в свс;іх новаторских поисках на р/сскуо и европейскую революционную поэзия. 3 годы революционных преобразований поэзия приобрела бохкзо публашетическо-агатямонный харак-тер.

Стих XX веха мы называем свободным стихом, в котором проявляются элементы классической поэзии, но в содержании, в охвате социальной тематики, в мотре и риЗые, мелодике и звучании, жанрах, образности у него много нового и свежего. Новая структура свободного стиха вобрала в себя общечеловеческое содержание, глубокие внутренние раздумья, общечеловеческие и национальные черты мышления народов планеты.

Цель и задачи исследования — всесторокно, в единстве и целостности исследовать систему поэтических компонентов композиции «шрических яанров, через её изменение проследить эволхцию поэтики персоязычной поэзии от ей истоков до наших дней, особенности и специфику ео развития и формирования. Такие лирические жанры, как касыда, кит'а, газель, рубай, дубайти, мусаммат и пр. более или менее исследованы с точки зрения их тематики и содержания, но вопросы их структуры, поэтики не подвергались специальному научному изучена!). Важнейшая цель диссертации на основе изучения композиционных компонентов лирических жанров выявить их специфику, функции, новые и уникальные возможности, определить достижения и удупрния в ех использовании. Автор представленной работы, направ-г ляя главное внимание на сущность канров, на теорию стиха, стремился придти к обобщениям о природе поэзии в соответствии с поэтическим опытом современности.

С этой точки зрения были проанализированы сочинения учёных
средневековья Мухаммеда Родуёни, Рашидаддина Ватвата, Шанса Кай-
са Рази, Вахида Табрези, Хаджа Васирудцина Туей, Атауллаха Хусай
ки, Хусайна Баиза Кашифи и др. Другой, не менее вахной задачей бы
ло критически осмыслить эстетическую сухость стиха в теоретичес
ком аспекте, определить сегодняшний путь развития таджикской по
эзии и показать влияние и отражение в ней достижений мировой по
эзии, _; . _i

Для выявления осос'гаыостсй современной таджикской поэзии и . некоторых явлений древней поэзии автором были использованы труды теоретиков литератур других народов, работы по свободному стиху, вышедшие в России, Китае, Японии, Иране, Индонезии, в некоторых арабских и тюркоязычнкх странах в переводе на русский язык.

Выбор'темы. Персидско-таджикская поэзия в плане эволюции системы поэтических компонентов и композиции лирических канров до сих пор не изучалась. При исследовании отдельных исторических по-риодов развития литературы рассмотрены основные вопроси развития

7 малых лирических жанров, их соотношение и взаимодействие. При таком подходе были развязаны и распутаны некоторые запутанные узлы средневековой и современной поэзии, что позволило придти к комплексным обобщениям. Явления, в которых проявилась гармония жанров, дали возможность определить новые эстетические феномены родной и зарубежной персоязычной поэзии, где с разных точек зрения исследованы малые лирические жанры с древнейших времён до сегодняшнего дня. Обнаружены и проанализированы внутренние закономерности, пути формирования и взаимосвязь всех малых жанров. В последней главе работы специально исследуется свободный стих. В свободном стихе предшествующие исследователи меньше обращали внимание на жанровую специфику п внутреннюю природу, большей частью их внимание привлекали содержание, воспитательное значение стиха. Казалось, будто прежние законы средневековой поэзии разрушены, каддый яанр нашёл свои специфическую закономерность, содержание приняло различные форта выражения. Общность темы уничтожила общность формы, дело приняло такой оборот, что "новые формы" стиха больше не шшфовали общие избитые слова, местами исчезли плавность, мелодичность, а порою и искренность художественной речи, настоящая поэтичность. В современной поэзии на первый план выади содержание и тема, иногда уничтожая логическую связанность или вредя философской сущности стиха. Была предана забвении истина, что как бы ни была важна идея, подлинность, искренность стиха важнее.

Бели поэты первого советского поколения в 20-не годы проявили мастерство в традиционных формах и жанрах, то с конца 50-х я начала 60-х ходов многие поэты,больше всего Ы.Каноат, Лоте, Бозор, Іухвазар, їулрухеор и др.,добились заметных достижений в свободном стихе, влились в новое течении современной мировой поэзии, представляя собой его оригинальную национальную ветвь. Свободный стих стал общей системой поэзия всех народов, явлением XX века, которое было рождено роволгщонЕыми изменениями в жизни мирового сообщества.

Теоретической и нетолологической основой исследования яп-ляютоя принципы хроиологизма я сравнительного изучения, истори-ко-теоретического подхода к выявлению закономерностей развития жанрои.

2анры и поэтические компоненты лирики зарождались и разви-саххоь постепенно. Еанри, освовашшэ на бейте, сформировались

8 очень рано, в DHC вв., жанры, строящееся на банде, развивались в письменной литературе в Х-Ш вв., а те жанры,основой которых являются смешанные компоненты, сложились в Н-ХП вв. Поэты, использовавшие некоторые готовые яташш арабской поэзии, постепенно прешли к собственным национальным формам и видам поэзии, используя историческое прошлое своего народа, обычаи и традиции, формы выражения мысли и чувства, что провело.в свою очередь к уси ленив самосознания поэтов.

При изучении свободного стиха также был использован метод историко-сравнителыюго анализа, что привело к выводу о созвучии,

В НеКОТОрОЙ Степени,НОВОЙ ПОЭЗИИ ДреВНИМ СТИХаМ, СУФИЙСКОЙ ПОЭЗИ1

Иеторико-сравнительний метод применён во всех узловых моментах исследования.

Теоретическую и методологическую основу работы составили теоретические исследования по таджикской поэзии и поэтике близких литератур, труды учёных, литературоведов, исследователей поэзии народов бывшего Cocoa, достижения современных арабских, индийски китайских, тюркоязычных и других теоретиков литературы, работы, которых переведены на русский язык.

Практическая ценность диссертации заклдлается в том, что е обобщения и данные нежно широко использовать при изучении исторг персоязычной поэзии. Материалы данной работы могут быть также не пользованы при исследовании теории литературы и стихосложения, г этяки, литературной критики, в лекционных курсах по введению в литературоведение в т.п.

/пробвдия работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к зашите и к печати на заседаниях кафедры таджикской литературы Таджикского государственного педагогического университета им. К Джураева /19,12,1995 г./, секции литературоведения Учёного сове Института языка и литературы им. Рудаки АН республики Таджикист

Л8.02.І997 г., пр. 17 /. .

Результаты исследования, опубликованные в вкде отдельных монографий, статей, докладов, используются прк чтоник курсов историз таджикской литературы, теории литературы, литератур Востока, литературной критики, поэтики, на семинарах и спецкурсах.

Публикации и издания. Список печатных работ по теме диссер тации приведён в конце автореферата. Общий объём публикаций сое-

9 тавляет более 35 п.д., в том числе четыре монографии и 23 статьи в научных сборниках и журналах.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.