Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Романы Александра Лернета-Холениа 1930-1940-х гг.: литература и история Балаева Светлана Владимировна

Романы Александра Лернета-Холениа 1930-1940-х гг.: литература и история
<
Романы Александра Лернета-Холениа 1930-1940-х гг.: литература и история Романы Александра Лернета-Холениа 1930-1940-х гг.: литература и история Романы Александра Лернета-Холениа 1930-1940-х гг.: литература и история Романы Александра Лернета-Холениа 1930-1940-х гг.: литература и история Романы Александра Лернета-Холениа 1930-1940-х гг.: литература и история
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балаева Светлана Владимировна. Романы Александра Лернета-Холениа 1930-1940-х гг.: литература и история : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Балаева Светлана Владимировна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2010.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/902

Введение к работе

Данная работа посвящена изучению творчества австрийского прозаика, поэта и драматурга Александра Лернета-Холениа (1897-1976), романная проза которого относится к важным явлениям в немецкоязычной литературе 1930-х — начала 1940-х годов.

Александр Лернет-Холениа «составил себе репутацию прежде всего как романист»1, причем к романному творчеству он обратился в 1930-е годы, ставшие для него весьма плодотворными. Именно в этот период (в 1930-е и в начале 1940-х гг.) в свет вышли его книги «Штандарт» (1934), «Барон Багге» (1936), «Красный сон» (1938), «Марс в созвездии Овна» (1941) и «Две Сицилии» (1942) — они и составляют предмет исследования, посвященного анализу взаимосвязи литературы и истории в творчестве австрийского писателя. Кроме этого, в качестве материала исследования привлекается его обширное эпистолярное наследие.

Непосредственной целью работы является систематическое филологическое изучение своеобразной творческой стратегии Лернета-Холениа, который в прозе 1930-х — начала 1940-х годов вписывает историческую проблематику в беллетристический контекст. Достижение исследовательской цели осуществляется в ходе решения конкретных филологических задач, в частности:

— исследование проблемы взаимодействия творческих взглядов Лернета-Холениа с эстетическими программами писателей-современников (Г. Бара, Г. Бенна, Г. фон Гофмансталя), выявление результатов этого взаимодействия, нашедших отражение в художественной прозе австрийского автора 1930-х -1940-х годов;

— анализ истоков исторической проблематики в творчестве Лернета-Холениа, выявление решающих факторов в формировании образа истории у писателя, что позволит объяснить особенности изображения истории в его литературных произведениях;

1 Архипов Ю. Предисловие // Австрийская новелла XX века . М., 1981. С. 21.

— рассмотрение интертекстуальной специфики в анализируемой прозе
1930-х — 1940-х годов, а также исследование примыкающей к этому
специфической особенности повествования — использования

беллетристических приемов для представления «серьезных» исторических тем.

Актуальность рассматриваемой в данной работе проблемы обусловлена прежде всего тем, что до сих пор в отечественном и зарубежном литературоведении не существовало работ, рассматривающих соотношение литературы и истории в творчестве Лернета-Холениа в контексте социокультурной ситуации в Австрии до 1938 года, в то время как современное литературоведение пересматривает отношение к роли Лернета-Холениа в истории австрийской литературы.

К творчеству Лернета-Холениа критики и литературоведы обращались довольно часто. Литературная критика 1930-х гг. отличалась поразительным единообразием, заключавшимся в лояльном и даже восторженном отношении к личности автора и его книгам. И послевоенное творчество австрийского писателя находило самого широкого читателя и положительное восприятие в литературной критике. После его смерти в 1976 г. литературоведение длительное время не проявляло интереса к его произведениям, и за двадцать лет появилось только две значительные монографии, посвященные его прозе2. С приближением юбилейного, 1997, года ученое сообщество вспомнило о Лернете-Холениа, по-новому взглянуло на его книги, которые и после 1945 года продолжали переиздаваться, и признало его значительный вклад в австрийскую литературу и культуру. Накануне юбилея, в 1996 году, американский литературовед Р. Дассановский опубликовал монографию «Призрачные империи: романы Александра Лернета-Холениа и проблема постимперской австрийской идентичности»3. В 1997 году австрийский исследователь Р. Рочек

2 Muller-Widmer F. Alexander Lernet-Holenia. Grundziige seines Prosa-Werkes
dargestellt am Roman "Mars im Widmer". Ein Beitrag zur neuen osterreichischen
Literaturgeschichte. Bonn, 1980; Liith R. Drommetenrot und Azurblau: Studien zur Affinitat von
Erzahltechnik und Phantastik in Romanen von Leo Perutz und Alexander Lernet-Holenia.
Meitingen, 1988.

3 Dassanowsky R. Phantom Empires. The Novels of Alexander Lernet-Holenia and the

издал обширную биографию писателя4. В том же году в Германии и в Австрии прошли симпозиумы, посвященные Лернету-Холениа5. Будучи популярен на родине и переведен на многие европейские языки, в России Александр Лернет-Холениа известен мало. На русский язык переведены три его прозаических произведения: новелла «Марези», повесть «Барон Багге» и роман «Пилат». Статья о творчестве австрийского писателя вошла в Краткую литературную энциклопедию6. Что касается литературоведческих публикаций, то Лернету-Холениа посвящено послесловие А. В. Белобратова к русскому переводу «Барона Багге»7 и глава в монографии Д. В. Затонского8.

Научную новизну данной работы можно оценить лишь в контексте предшествующей научной традиции исследования произведений Лернета-Холениа. Замысел диссертации возник вследствие неудовлетворенности тем, как рассматривалась проблема отношения литературы и истории в творчестве Лернета-Холениа 1930-1940-х гг.. В существующих на данный момент исследованиях не учитываются философские взгляды писателя, изложенные в его письмах и эссе. В данной работе в научный оборот вводятся обширные материалы из эссеистики и эпистолярного наследия Лернета-Холениа, содержащего очень важные автохарактеристики его взглядов и творчества.

Положения, выносимые на защиту:

— творчество Лернета-Холениа 1930-х — начала 1940-х годов составляет
важную и неотъемлемую часть австрийской литературы, вобравшую в себя ряд
существенных особенностей;

— представление исторических тем и образа истории в книгах
австрийского автора связано с проблемой «австрийской идентичности» и

Question of Postimperial Austrian Identity. Riverside, 1996.

4 Rocek R. Die neun Leben des Alexander Lernet-Holenia. Wien, 1997.

5 Материалы симпозиумов были опубликованы в 1999 (Alexander Lernet-Holenia.
Poesie auf dem Boulevard. Koln, Weimar, Wien, 1999.) и в 2005 (Alexander Lernet-Holenia.
Resignation und Rebellion. Riverside, 2005.) годах.

Веселовская H. Б. Лернет-Холения II Краткая литературная энциклопедия. М., 1967. Т. 4. Столбец 156.

Белобратов А.В. Случай на мосту через Ондаву. Александр Лернет-Холения в царстве «мнимого небытия» // Лернет-Холения А. Барон Багге. СПб., 2002. С. 72-80.

Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. М., 2000.

занимает важное место в ряду литературных произведений с исторической проблематикой;

— проза А. Лернета-Холениа является убедительным примером удачного соединения в литературе размышлений об истории с беллетристической формой изложения, что делает произведения австрийского автора, с одной стороны, успешными у массового читателя и, с другой стороны, интересным материалом для литературоведческого исследования.

Методологические принципы, применяемые в диссертации, включают использование приемов сравнительно-исторического, типологического, интертекстуального анализа, а также анализа структуры художественного текста. В работе использованы некоторые положения из трудов М.М. Бахтина, Ю.Н. Тынянова, Ю. М. Лотмана, Р. Барта, У. Эко, Э. Ауэрбаха, Ц. Тодорова, Ж. Женетта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в курсе истории немецкоязычной литературы XX века.

Апробация работы прошла в 2007 году на семинарах «Школы аспирантов» (Doktorandenschule) на базе Российского государственного гуманитарного университета (Москва), на Международных филологических конференциях в 2008 и 2009 годах (Санкт-Петербург), на «Дне науки» филологического факультета Московского государственного университета им. МБ. Ломоносова (2008).

По своей структуре работа состоит из введения, трех глав и заключения. К работе приложена библиография научных работ и изданий оригинальных текстов (включая переводы А. Лернета-Холениа на русский язык), а также список неопубликованных писем австрийского писателя, цитируемых в диссертации.

Похожие диссертации на Романы Александра Лернета-Холениа 1930-1940-х гг.: литература и история