Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Исмаилова Мутриба Охунджоновна

Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов
<
Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исмаилова Мутриба Охунджоновна. Шихоб-ад-дин яхья сухраварди и идейно-художественные особенности его персидских трактатов: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.03 / Исмаилова Мутриба Охунджоновна;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2016.- 174 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Жизнь и творческое наследие Шихоб-ад-дина Сухраварди

1.1 Жизнь и творческая деятельность Шихоб-ад-дина Сухраварди 14

1.2. Литературное наследие Шихоб-ад-дина Сухраварди 34

1.3. Мировоззрение Сухраварди в свете суфийских учений . 49

ГЛАВА II. Тематика, содержание и источники персидских трактатов Шихоб-ад-дина Сухраварди

2.1. Тематика и идейное содержание персидских трактатов Сухраварди 66

2.2 Источники трактатов Сухраварди 112

ГЛАВА III. Стилистические и художественные особенности персидских трактатов Шихоб-ад-дина Сухраварди

3.1. Стилистические особенности персидских трактатов Шихоб- ад-дина Сухраварди 126

3.2. Художественно - изобразительные средства персидских трактатов Шихоб-ад-дина Сухраварди 146

Заключение. 160

Библиография...

Введение к работе

Актуальность проблемы. Несмотря на то, что персидско-таджикская мистическая литература в конце ХI и в течение ХII века достигла апогея своего развития, она находилась в постоянном противостоянии с разными философскими течениями. Развитие точных наук, в том числе математики и астрономии, геометрии и физики, открытие обсерваторий, реформа календаря, создание многочисленных научных трудов, также распространение философии неоплатонизма в разных интеллектуальных и просветительских центрах оказывали определенное влияние на суфийскую литературу. В эту эпоху жили и творили ученые, философы и писатели, которые были рьяными последователями школы перипатетизма (машшоия), в том числе Фараби и Ибн Сино, или их критиками и комментаторами. Наиболее яркими представителями этой когорты были Абухамид Мухаммад Газали (1056-1111), Имом Фахраддин Мухаммад ибн Умар Рози (1148-1210) и Шейх Шихоб-ад-дин Яхья Сухраварди (1159-1191). Предметом анализа нашего диссертационного исследования является Шейх Шихоб-ад-дин Яхья Сухраварди, имевший большую известность благодаря тому, что сформулировал философию (хикмат) озарения и создал большое количество трудов. Несмотря на то, что Шихоб-ад-дин Сухраварди прожил на белом свете всего 36 или 37 лет, его глубокие философские и мистические воззрения изложены приблизительно в 50 трактатах и книгах, коими вписал свое имя в книгу вечности. Философские и мистические воззрения Шихоб-ад-дина Сухраварди получили такое распространение и такой восторженный прим, что, по словам исследователей, в ту эпоху стали причиной интеллектуального волнения умов и появления многочисленных последователей и приверженцев. Несмотря на трагически оборванную в молодом возрасте жизнь, две великие заслуги Шихоб-ад-дина Сухраварди сохранили его имя как яркой личности в истории мистической и исламской мысли.

Первая - Шихоб-ад-дин приложил усилия для восстановления значения и статуса восточной философии и представления е содержания в истории мировой цивилизации. Он является основоположником течения под названием «хикмати ишрок;» (философия озарения), которое в дальнейшем приобрело известность в персидско-таджикской мистике именно под этим названием.

Вторая - за свою короткую жизнь Сухраварди удалось создать около 50 философских и мистических трактатов, каждый из которых занимает особое место и имеет особое значение в истории исламской мысли и в персидско-таджикской литературы.

Шейх Шихоб-ад-дин Сухраварди также является выдающимся литератором и мистиком.

Персидские трактаты Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди обладают высоким литературным достоинством, но на сегодняшний день их важнейшие литературоведческие аспекты не становились предметом

отдельного монографического исследования. Содержательный аспект и стиль изложения персидских трактатов свидетельствуют о значительной роли и вкладе их автора в развитие и совершенствование мистической прозы на персидском языке.

С этой точки зрения, в современном таджикском литературоведении исследование сочинений Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди, особенно его трактатов как наследия персидско-таджикской мистической литературы, считается одной из актуальных и насущных задач.

Степень изученности темы. Изучение личности и творчества Шихоб-ад-дина Сухраварди началось ещ в годы его жизни. Достоверным источником по изучению жизни и наследия Сухраварди является книга «Нузхат-ул-арвох» («Непорочность душ»), принадлежащая перу одного из его верных учеников - Шахрзури. Жизненный путь и философско-мистическое наследие Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди в Таджикистане практически не становились объектом изучения.

Академик Б.Гафуров в разделе «Таджикская наука и литература в ХI -начале ХIII века» книги «Таджики», касаясь проблемы распространения суфизма и его проникновения в персидско-таджикскую литературу, пишет: «… однако многие формы суфизма, особенно на ранних этапах развития, в силу совершенно иного истолкования в нем элементов ислама, стали выражением оппозиции ортодоксальному вероучению. Поэтому феодальные власти и ортодоксальное духовенство подвергали многих суфиев жестоким гонениям (в 922 г. зверски казнн Хусейн ибн Мансур Халладж, в 1191 г. убит в тюрьме Шихоб-ад-дин Сухраварди)» (4, 438).

Академик Мусо Диноршоев в книге «Натурфилософия Ибн Сины» в ходе анализа понятия «Философия машриия» Шейхурраиса и его мировоззренческого содержания излагает свои соображения и об учении Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди. Он проводит сопоставительный анализ философии озарения двух мыслителей. Опираясь на высказывания Сухраварди, ученый делает вывод, что философия машрикия Абу Али ибн Сино является философией перипатетизма, а Шейх Ишрак, наравне с дискурсивной философией, признат и философию озарения (5, 343-351).

Сравнительно подробные сведения о жизни и наследии Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди таджикские читатели получили из книги Мухаммада Рашода «Философия с начала истории», переложенной с арабской графики на кириллицу. В третьем томе указанного труда выделена отдельная глава «Шейх Ишрак». М. Рашод приводит краткую биографию шейха, излагает суть учения машрикия и его воззрения, упоминает европейских исследователей жизни и наследия Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди, дат сжатое содержание нескольких его трудов, таких как «Алтари Света» («Хаякил ан-нур»), «Книга о сиянии» («Партавнома»), «Имодовы скрижали» («Алвох ул-имодия»), «Красный рассудок» («Акли сурх») , «Язык муравьев» («Лугати муран»), «Трактат о птицах» («Рисолат ат-тайр»), «Звучание

крыльев Гавриила» («Овози пари Джабраил»), также приводит перечень его трудов, состоящий из 48 названий (11, 317-342).

Из фундаментальных исследований, где уделено более подробное внимание жизнеописанию и особенностям прозы Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди, необходимо упомянуть труд академика Н. Салимова.

В разных главах и разделах своего труда академик Н. Салимов в ходе анализа особенностей собственно прозы-(насри содаи мурсал), промежуточной прозы-(насри бейн-о-бейн), изящной прозы- (насри фаннй), фалсафй, также в ходе периодизации прозы и истолкования содержания и структуры книг путешествий разума (сафари рух,онй) цитирует произведения Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди и определяет их место в формировании различных видов прозы, эволюции известных стилей классической литературы (12, 55,201,216,228-232-234).

В иранском литературоведении исследованием, переводом и публикацией философско-мистического наследия Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди занимались многочисленные исследователи. В целом исследования, проведенные в Иране, можно разделить на две группы. В первую группу входят исследования, проведенные такими учеными, как Сайид Хусайн Наср, Сайид Джа’фар Саджоди, Козим Мухаммади, Джа’фар Мударрис Содики, в предисловиях при публикации трудов Сухраварди. Во вторую группу входят отдельные научные монографии и цикл статей, написанные выдающимися исследователями наследия Сухраварди, в том числе Таки Пурномдорином, Насруллохом Пурджаводи, Самадом Муваххидом и другими. Однако, эти исследования касаются, преимущественно, философских воззрений мыслителя.

Большой вклад в изучение мировоззрения и публикацию трактатов Шейха Ишрака внес известный исследователь истории ислама и мистики, французский учный Анри Корбэн. В своих исследованиях «История исламской философии», «Озарнный человек в иранском суфизме» и в отдельных статьях он высказывает глубокие и очень интересные суждения о корнях мировоззрения Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди, о месте его взглядов в исламской и иранской философии и мистике.

Латвийский ученый Янис Эшотс основал журнал ежегодник исламской философии «Ишрак», где систематически печатаются статьи ученых со всего мира, посвященных мировоззрению и школе Сухраварди.

Сказанное выше свидетельствует, что, хотя в зарубежных странах изучение жизни и наследия Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди продолжается систематически, в таджикском литературоведении данная тема требует всестороннего исследования.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертации является анализ и исследование содержания и структуры персидских трактатов Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди, изучение источников его научного и мистического мышления и его сочинений, исследование литературно-художественных и стилистических особенностей наследия Шейха Ишрака.

Для достижения этой цели в работе предпринята попытка решения следующих задач:

- изучение жизни и творческого наследия Шейха Ишрака;

- определение места Шейха Ишрака в истории персидско-таджикской
литературы, мистики и философии;

- установление взаимосвязи мировоззрения Шейха Ишрака с
мировоззрением мыслителей Древней Греции и Ирана, Таджикистана,
литературой пехлевийского периода, исламским наследием, философией
перипатетизма, трудами Абу Али ибн Сино и другими течениями;

определение способов использования аллегорий и символов в прозе, синтеза тем, примов использования рассказов и притч в процессе истолкования основ и проблем суфизма;

исследование использования особых норм, присущих разным видам персидской прозы в трактатах Сухраварди, таких как проза мурсал, проза мавзун и проза мусаджжа’;

- исследование стиля изложения, использования поэтических фигур,
необычности изложения, выявление писательского мастерства Шейха
Шихоб-ад-дина Сухраварди.

Объектом исследования данной работы являются трактаты, написанные до и после создания персидских трактатов Сухраварди, такие как «Ме’роджнома» («Книга о вознесении»), «Донишнома» («Книга знании»), «Хай ибн Якзон» («Живой сын Бодрствующего»), «Саламона и Абсол» Абу Али ибн Сино, «Джоме’-ул-хикматайн» («Соединение обоих мудростей»), «Ваджхи дин» («Лицо веры»), «Зод-ул-мусофирин» («Пища странсвующих») Носира Хисрава, «Кашф-ул-махджуб» («Открытие скрытого») Сагзи, «Асос-ул-иктибос» («Основа выписок») Насираддина Туси, «Джоме’-ул-улум» («Свод наук») Фахраддина Рози, «Кимии саодат» («Эликсир счастья») Абу Хамида Газали, а также трактатов писателей соответствующего периода.

Предметом исследования в диссертационной работе являются персидские аллегорические трактаты Шихоб-ад-дина Яхья Сухраварди.

Методология исследования. Методологическую основу

диссертационного исследования составляет сравнительно-исторический
метод. Теоретическую основу работы составляют научные достижения таких
зарубежных и отечественных исследователей, как Анри Корбэн, Забехулло
Сафо, Сирус Шамисо, Абдулхусайн Зарринкуб, Таки Пурномдорин,
Насруллох Пурджаводи, Самад Муваххид, Сайид Хусайн Наср, Сайид
Джа’фар Саджоди, Козим Мухаммади, Джа’фар Мударрис Содики,
М.Диноршоев, Х.Шарифов, Н.Салимов, К.Олимов, А.Насриддинов,

Н.Зохидов, А.Абдусаттор, Б.Максудов У.Гаффарова и других.

Источники исследования. Всестороннее исследование темы

осуществлено на базе трех изданий персидских трактатов Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди, таких как «Трактат о птицах», «Красный рассудок», «О состоянии детства», «Один день в обществе суфиев», «Звучание крыльев Гавриила», «Язык муравьв», «Свист Симурга», «Об истине любви», или

«Друг влюбленных». Также использован персидский перевод самого известного произведения Сухраварди «Философия озарения» и других его трактатов.

В процессе написания диссертации для сопоставления и анализа мы также использовали философско-мистические аллегорические произведения Абу Али ибн Сино «Хай ибн Якзон», «Саломон и Абсол», «Трактат о птицах».

Научная новизна диссертации. Диссертация представляет собой первое
монографическое исследование в таджикском литературоведении, в котором,
наравне с исследованием содержания, темы, стиля и языка персидских
трактатов Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди, также подвергнуты

всестороннему анализу жизнь и наследие этого выдающегося мыслителя. Впервые литературно-мистическое наследие Шейха Ишрака исследуется с учетом философского и литературно-мистического мировоззрения писателя, его интеллектуальной связи с научно-философскими школами Древней Греции, общности его воззрений с учением перипатетизма и неоплатонизма, отличия и общности логической доктрины Сухраварди с учением Мани и Маздака, с аллегорическими произведениями Абу Али ибн Сино и т.д.

Теоретическая и практическая ценность диссертации.

Материалы диссертации могут быть использованы при исследовании связи теоретических проблем философии и литературы, также е можно использовать при написании истории таджикской литературы, особенно глав, посвященных формированию и эволюции персидско-таджикской и философско-мистической прозы. Кроме того выводы относительно биографии и творческого наследия Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди можно использовать в качестве научного материала для дополнения и совершенствования книг по истории литературы, суфизма, также словарей, учебных пособий. Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования поэтических образов и символов в персидско-таджикской суфийской литературе.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Жизнь и творческое наследие Шихоб-ад-дина Яхья Сухраварди находятся в тесной взаимосвязи с социально-политической и литературной жизнью его эпохи.

  2. Шейх Шихоб-ад-дин Яхья Сухраварди занимает особое положение в истории персидско-таджикской философии, мистики и литературы своими десятками малых и больших аллегорических трактатов.

  3. Вследствии атрибуции некоторых сочинений, приписываемые Сухраварди, показывает, что некоторые из них не относятся его перу.

  4. Шейх Шихоб-ад-дин Яхья Сухраварди питает особую склонность к использованию художественных суфийских символов и аллегорий. В его персидских трактатах почти большинство понятий, личностей, местностей, цифр, птиц и зверей, растений выражают определнных

его суфийско - философских идей, и помогают правильной их интерпретации.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры таджикской классической литературы Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова 31.01.2015 г. (протокол № 5), на заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета Таджикистана 03.11.2015г. (протокол № 5) и рекомендована к защите.

По материалам диссертации опубликованы 9 статей, в том числе 5 в изданиях, зарегистрированных в ВАК Минобрнауки РФ.

Основные положения диссертации нашли отражение в докладах на ежегодных научных конференциях Худжанского государственного университета имени академика Б. Гафурова и на традиционных научно-практических конференциях молодых учных РТ (2010-2015гг.)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, семи разделов, заключения и списка литературы.

Литературное наследие Шихоб-ад-дина Сухраварди

Шихоб-ад-дин Абулфутух Яхья ибн Хабаш ибн Амирак Сухраварди, более известный в истории мировой литературы и философии под псевдонимами Шейхи Ишрок («Учитель философии озарения»), Шейхи Мактул («Убиенный шейх», мученик), является одним из выдающихся персидско-таджикских философов и литераторов. Шихоб-ад-дин Сухраварди относится к когорте тех исторических личностей, жизнь и наследие которых из-за запутанности, неясностей и иносказаний не изучены в должной мере.

О жизненном пути этого выдающегося представителя средневековой таджикской мистики и философии в исторических и литературных источниках содержатся крайне запутанные и противоречивые сведения, что затрудняет реконструкцию его биографии.

Краткие и разбросанные сведения о жизни и мировоззрении Сухраварди приведены в следующих древних и авторитетных источниках: «Нузат-ул-арво ва равзат-ул-афро» (Непорочность душ и сад наслаждений) Шамсаддина Мухаммада ибн Махмуда Шахрзури, «Наводир-ус-султония» судьи города Алеппо Бахоаддина по прозвищу Ибн Шаддод, «Вафаёт-ул-аПён» Ибн Халликона, «Табаот-ул-атиббо» Хазраджи, «МаджмаП-ул-удабо» Якута Хамави, «Маколот» Шамса Табрези, «Дуррат-ул-ахбор ва ламаПот-ул-анвор» Носираддина Ходжа Мунтаджабаддина, известного под именем Носираддин Мунши. Несмотря на то, что автор «Нафахот-ул-унс» Мавлоно Абдаррахмон Джоми заимствовал свои сведения о жизни и наследии Шейха Мученика из «Истории» Имома ЕфеПи, его книгу можно поставить наряду с древними источниками.

Шамсаддин Мухаммад ибн Махмуд Шахрзури, которого считают учеником Шихоб-ад-дина Сухраварди, в «Нузхат-ул-арвох»-е следующим образом представляет своего наставника: «Высокочтимый шейх и высокоуважаемый философ, божественный ученый и истинный знаток калама, сеййид мира, совершенство эрудиции, метеор веры и религии, осведомленный о тайне истины, вестник мира святости и света Абулфутух Яхья ибн Хабаш Амирак Сухраварди был единственным в своей эпохе и несравненным в своем веке, знатоком дискурсивной и интуитивной философии» (107, с. 89).

Среди современных иранских литературоведов изучением его биографии занимались в основном те ученые, которые переводили и публиковали его произведения, в том числе известные исследователи Сайид ДжаПфар Саджоди, Козим Мухаммади, ДжаПфар Мударрис Содики, Мухаммад Ибодзода Кирмони и др.

В книгах и статьях таджикских ученых: академика НуПмона Негматова и философа Якуба Одинаева приведены краткие сведения о жизни мыслителя.

Год рождения шейха Ишрока в источниках точно не зафиксирован. Большинство историков и исследователей со слов его ученика Шахрзури о том, что в год казни 586-й год хиджры / 1191-й год после рождения Христа Сухраварди было тридцать шесть или пятьдесят лет, устанавливают приблизительно дату его рождения. По версии Ибн Халликона, «... некоторые годом его смерти указывают 588, что не верно» (43, с. 26). Французский востоковед Анри Корбен годом рождения Сухраварди считает 1155, что соответствует 550 году хиджры (45, с. 18). Другую дату приводит переводчик и комментатор «Философии озарения» Сайид Джа фар Саджоди. Он пишет, что Шейх Ишрок, «по словам Шахрзури, родился в 545 или 550 году хиджры (1150 или 1155 год) и был казнен в 581 г. хиджры (1185г.)» (109, с. 1).

Из выше сказанного можно сделать вывод о существовании многочисленных списков труда «Нузхат-ул-арвох» Шахрзури, содержащего сведения о жизни и наследии Сухраварди. Видимо, в некоторых списках был неправильно указан год казни Сухраварди (581 г. хиджры), и Максуд Али Табрези - персидский переводчик книги при переводе после сопоставления нескольких списков выбрал наиболее правдоподобную дату. Данное соображение подкрепляется словами Мухаммада Рашода: «И между прочим разъясняем, что оригинал книги на арабском языке и Максуд Али Табрези перевел её на персидский, и хотя в некоторых случаях в арабских текстах он обнаружил разночтения, в принципе, текст годен для работы» (87, с. 319).

Таджикский ученый Якуб Одинаев определяет год рождения Сухраварди между 1153-1155 годами (78, с. 119). Академик Нумон Негматов считает, что Сухраварди родился между 1150-56 годами (69, с. 161).

Большинство исследователей придерживаются мнения, что Шихоб-ад-дин Сухраварди родился в 1154 году в селе Сухравард области Занджон Ирана. Источники ничего не сообщают о семье и родителях Сухраварди, об их занятии, детских годах и учёбе мыслителя.

Основным документом, свидетельствующим о духовной атмосфере в семье Сухраварди, и особенно о личности его отца, являются два упоминания самого Шейха Ишрока в трактате «Звучание крыльев Гавриила». В указанном трактате автор упоминает об отце как о человеке, владеющем хонакохом (дервишской обителью): «А потом у меня появилось желание войти в хонакох отца. Хонакох имел две двери: одна дверь открывалась в сторону города, а другая – в сторону степи и цветника» (107, с. 35). «Затем, как только завершился день в хонакохе отца, закрыли внешнюю и открыли городскую дверь. Вошли базарные люди (бозориён), и группа стариков исчезла с моих глаз» (107, с. 40).

При использовании указанного факта необходимо иметь в виду, что в наследии Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди личности имеют глубокое аллегорическое и символическое значение. Поэтому на основе упоминания Шейха можно сделать достоверный вывод только о том, что он родился и вырос в семье образованного и почитаемого человека.

По словам Шахрзури, с ранней молодости он проявил склонность к странствованию в поисках знаний и любил переезжать из города в город, чтобы найти друга в изучении божественной истины. По преданиям источников, Шихоб-ад-дин Сухраварди начальное образование получил на малой родине, то есть освоил там распространенные в ту эпоху науки, такие как Коран и хадис, теология и литература. Затем, чтобы продолжить учёбу, предпринял путешествие в г. Марога, где прошел полный курс современных

Мировоззрение Сухраварди в свете суфийских учений

Он скончался в 1193 году в Дамаске. После смерти Салохаддина государство разделилось между его детьми: Афзал стал правителем Дамаска, Азиз владел Каиром, Зохир был правителем Алеппо. Со временем Айюбидское государство разделилось на мелкие местные владения, и до 1390 года в распоряжении этой династии был только город Алеппо. Единственным пятном в героическом жизнеописании Салохаддина Айюби была незаслуженная казнь по его приказу Шихоб-ад-дина Сухраварди.

Общая панорама социально-политической и культурной атмосферы рассматриваемой эпохи показывает, что одновременно с внутренними раздорами, восшествием на престол представителей мусульманских и немусульманских племен – каракиргизов и каракитайцев – началом крестовых походов были заложены предпосылки синтеза культур и различных философских и религиозных учений. Данная историческая эпоха считается периодом развития перипатетической философии и платонизма, возникновения научно-политического движения «Братьев чистоты» («Ихвон-ус-сафо») и каламистских школ, совершенствования исламского суфизма.

С этой точки зрения было бы правильней предпосылки появления таких выдающихся мыслителей, как Мухаммад Газали, Ахмад Газали, Айнулкузот Хамадони, Фахраддин Рози, Шейх Шихоб-ад-дин Сухраварди, Ибни Араби и других, связать именно с указанными факторами.

Другим путем вхождения в мир размышлений Шейха Шихоб-ад-дина Сухраварди является выяснение его религиозной принадлежности, его отношения к религии. Существуют разные точки зрения о религиозной принадлежности Шейха Ишрока. Шамсаддин Мухаммад ибн Махмуд Шахрзури считает Сухраварди «приверженцем шафиитского толка (мазхаба) и сведущим в богословии и хадисоведении» (32, с. 95). Однако современный иранский ученый Козим Мухаммади, игнорируя высказывания ученика Сухраварди, пишет: «По рассказам и преданиям, приведенным в его сочинениях, хорошо ощущается его приверженность шариату Мухаммада и сунне (традициям) пророка и алавидскому тарикату и явствует о его принадлежности к шиитскому толку» (43, с. 38).

Другой иранский ученый, Сайид ДжаПфар Саджоди, в предисловии к персидскому переводу «Философии озарения» выделил отдельный параграф под названием «Вера Сухраварди», однако что-либо удовлетворяющее по данной проблеме не предлагает. Вначале, опираясь на измышления фанатичных мусульман об огнепоклонстве и приверженности Сухраварди к манихейству, Саджоди считает его зороастроийцем: «Как известно, шейха иногда оговаривали в принадлежности к огнепоклонничеству и манихейству, и, так как он сам однозначно говорит об обратном, оснований, чтобы назвать его зороастрийцем, не остается» (109, с. 27). На другой странице, на основе того факта, что Шейх встал на защиту «единобожия и исламского учения», Саджоди считает его мусульманином: «Внешне Шейх был мусульманином и приверженцем ислама» (109, с. 28).

Затем он опять указывает на зороастрийские симпатии Сухраварди: «Религию Зороастра считает небесной религией и намеревается приступить к признанию Зороастра пророком, очистить его учение от ереси и многобожия и доказать, что Зороастр был монотеистом» (109, с. 28). Однако из последнего рассуждения Сайида ДжаПфара Саджоди по данной проблеме вытекает третий вывод: «Очевидно, что в религиозном отношении он является фанатиком и конечную цель всех религий видит в совершенствовании человека (инсонсозй), а себя считает соединяющим кутбом» (109, с. 28). Можно предположить, что Сухраварди в отношении к религиям не проявлял нетерпимости и в своих сочинениях как истинный философ и мистик учитывал и использовал объединяющие аспекты религий разных народов и нацией мира.

Необходимо отметить, что в своих малых по объему аллегорических и символических трактатах Шейх Шихоб-ад-дин Сухраварди постоянно выражает недовольство людьми, противостоящими его воззрениям. Он неоднократно называет их «недостойными» («ноал») и выражает удивление, как такие недостойные люди появляются в его жизни и на его духовном пути. Так, в трактате «Дар холати туфулият» («О состоянии детства ») в ходе беседы с шейхом говорит: Чун маз[абу эътиrоди пок аст маро, Аз таънаи ноа[л чb бок аст маро? (107, с. 24) Подстрочный перевод: Если у меня чистая вера, То что мне указы недостойных. Во всех своих произведениях Шейх Шихоб-ад-дин Сухраварди возвеличивает священный Коран и хадисы пророка. В некоторых его произведениях наблюдается обильное использование коранических аятов. Сам Шейх Шихоб-ад-дин Сухраварди об использовании аятов преславного Корана в своих сочинениях пишет: «Привел я аргументы для доказательства философских утверждений. Затем обратился за примерами к кораническим аятам, поочередно доказал общие положения и вслед привел в качестве иллюстрации аяты» (81, с. 38).

Признание и распространение чистоты и света, по сути, есть проявление уважения к учениям всех религий.

В истории мировой науки Шейх Шихоб-ад-дин Сухраварди в основном известен философией озарения. Слово ишрок означает сияние, сверкание. Согласно учению, Ишрока мир состоит из двух миров: светлого (нур) и темного (зулмот) (78, с. 119).

Сухраварди говорит: «В древнем Иране были люди, управляемые Богом. Вел высокопоставленных философов, в корне отличающихся от огнепоклонников, сам Бог. Высшие основы их воззрений, суть которых был свет и которые опытами Платона и его предшественников были доведены до

Источники трактатов Сухраварди

И некоторое время павлин оставался в таком смятении, пока однажды царь не сказал: «Снимите с той птицы кожаный мешок и освободите её!» Когда сняли те покрывало, павлин увидел, что находится в саду, и увидел тогда свои узоры, и сад, и свои цвета, и формы. И увидел он также (огромное) пространство мира, и мог снова ходить и летать; и увидел тех (разных) птиц, и услышал (ясно) их голоса и напевы. И он смутился от всего этого и опечалился.

Девятый рассказ начинается упоминанием о пророке Идрисе (Гермесе), который будто бы беседовал со звёздами. Как-то он спросил Луну: «Почему иногда твой свет убавляется, а иногда – возрастает?» Та ответила: «Знай, что моё тело – чёрное, гладкое и чистое и что у меня (самой) нет никакого света. Но когда я стою напротив Солнца, то в зависимости (от способа) этого противостояния на зеркальной поверхности моего тела появляется образ (его), подобно тому как образы других тел появляются в зеркале. Когда я становлюсь прямо напротив него, то поднимаюсь из пропасти новолуния на вершину полнолуния и из молодого месяца превращаюсь в полную луну».

Идрис спросил её: «Насколько близка твоя дружба с Солнцем?» Луна ответила: «Настолько близка, что всякий раз, когда я смотрю на себя во время противостояния ему, то (вместо себя) вижу его, поскольку на мне отражается образ солнечного диска, и вся моя гладкая поверхность и моё полированное лицо утопают в его свете. Поэтому, когда смотрю на себя, я вижу только Солнце – так, если поставить зеркало напротив Солнца, то в нём появится образ его. И если представить, что (это) зеркало имеет глаза и что оно смотрит само на себя во время своего противостояния Солнцу, то оно увидит, что оно целиком (состоит) из Солнца, – хотя (в действительности) оно из металла, – и скажет: «Аз есмь Солнце», – ибо оно не будет видеть в себе ничего, кроме Солнца. И когда (великие) говорят: «Аз есмь Истина» или: «Слава мне! Как высок чин мой!», то следует прощать им эти слова (107, с. 46-47).

В десятом разделе Сухраварди на примере солнца излагает свое видение бесконечности бытия Бога. Он пишет, что Всевышний очищен от места и пространственных измерений и чист от всякой погрешности. О дозволенности распространения божьей власти на все создания писатель рассуждает на следующем примере: в доме все вещи становятся похожими на хозяина, то есть поведение хозяина влияет на все или порядок в доме связан с хозяином.

В одиннадцатом разделе он говорит: «Всё, что препятствует добру, – зло, и всё, что преграждает Путь – кощунство в глазах мужей. Потакание душе (нафс) и всему, чего ей захочется, и потворство ей для вступившего на Путь – слабость, а довольство собой – погибель, будь оно даже послано Богом. Спасение же в том, чтобы обратиться целиком к Истине (107, с. 47).

В двенадцатом разделе приводится рассказ о глупце, который держал светильник перед солнцем. Глупец сказал: «Матушка! Солнце делает наш светильник невидимым» (107, с. 47). Мать ответила: «Если вынесешь его из дома, особенно в солнечное место, то света его вовсе не будет видно. Не только свет светильника исчезает, но также, когда глаз видит нечто огромное, он не замечает на его фоне маленького дитяти. Если кто-то входит со двора, где светит солнце, в дом, то, хотя в доме светло, он (некоторое время) ничего не видит. Трактат «Свист Симурга» также начинается славословием Бога и восхвалением пророка. Затем писатель отмечает, что скажет несколько слов о братьях-отстранения (ихвони тачрид). Трактат состоит из двух разделов: первый раздел посвящен основам (мабодї), второй – о конечной цели (маосид).

В начале книги Сухраварди пишет о качествах и статусе Симурга -благородной птицы. Основываясь на высказываниях просвещенных людей, автор пишет: «На всякого удода, который весной покидает своё гнездо, клювом вырывает у себя перья и направляется к горе Коф, падает тень этой горы, и это продолжается тысячу лет нашего времени и эта тысяча лет в глазах приверженцев истины – одно утреннее мгновение сияние Великой Божественности. На этот срок удод становится симургом, свист которого пробуждает спящих, и гнездо его на горе Коф» (107, с. 48).

Далее речь идет о других качествах Симурга, в частности, отмечается, что его звук достигает всех, однако не все его воспринимают. Все с ним, но большинство без него. Тень Симурга излечивает больных, страдающих водянкой и чахоткой. Эта птица сверкает разными красками. Симург перемещается без движения и достигает нужного места без преодоления пространства. Все науки происходят от звука Симурга, из его звука извлечены удивительные инструменты, наподобие органа.

Первая часть трактата, названная «Об истоках», состоит из трех разделов. В первом разделе излагается превосходство этой науки над всеми другими науками. Второй раздел о том, что получают начинающие, третий раздел – о сакина.

Вторая часть – «О конечной цели» – также состоит из трех разделов: первый раздел о фано (самоуничтожение в Боге), второй – о том, что больше знающий является также более совершенным, третий раздел – «В котором устанавливается возможность наслаждения раба Всевышним»

В первом разделе первой части говорится о превосходстве своей науки над другими науками. Он приводит несколько аргументов в подтверждение своих слов. Первый – благородство изучаемого предмета, второй – по силе доказательств, которыми одна наука превосходит другую, и третий – по важности, которую имеет наука, и пользе, ею приносимой. Превосходство этой науки проявляется в том, что «в этой науке целью, искомым и изучаемым является Бог, и другие существа не сравнимы с его величием» (107, с. 49).

Писатель утверждает, что доказано превосходство созерцания над умозаключением. Ибо «знатоки основ вероучения считают несомненно доказанным, что в потусторонней жизни возможно, чтобы Бог даровал рабам способность, чтобы они видели Истину без помощи аргументов и доказательств. И людям истины не нужны доказательства и аргументы. Согласно сим правилам возможно, чтобы Бог дал им постижение, подобное тому, чтобы они могли видеть его и в этом мире без помощи доказательства (107, с. 50).

В продолжение Сухраварди говорит, что в этих словах есть сокровенные тайны, раскрывать которые здесь не место. Великий мыслитель воздерживается от разглашения сокровенной тайны, раскрытой в его сердце. Он пишет, что наивысший способ быть счастливым – это познание Бога, и нет сомнения в его значимости. Ибо установлено, что познание – самая благородная из всех наук. Он приводит высказывание Джунайда Багдоди: «Если бы знал, что под небом есть наука более благородная, чем та, в которую углубляются постигающие истину познания, я занимался бы только ею и старался бы изучить её с совершенным прилежанием» (107, с. 50).

Художественно - изобразительные средства персидских трактатов Шихоб-ад-дина Сухраварди

Построение текста в виде вопроса и ответа, или диалога, считается одной из наиболее употребительных фигур, цель которой в большинстве случаев служит не для «выражения эмоций» (34, с.82), а в том, чтобы сделать общедоступными сложные и запутанные философско-мистические понятия. Именно эта сложность вынуждает автора прибегнуть к использованию такой фигуры. Большинство вопросов и ответов проходят между старцем и повествователем киссы. В трактате «Красный рассудок» большинство мистических и философских проблем излагаются при помощи диалога. Например: «Потом сказал: «Эй, старец, откуда идешь?» Сказал: «Из-за горы Каф, где я живу. Твое жилище тоже было там, но ты забыл». Сказал: «Что ты делал здесь?» Сказал: «Я путешественник, постоянно путешествую по миру и вижу удивительные вещи». Сказал: «Что ты видел из удивительных вещей мира?» Сказал: «Семь чудес: первое – гора Каф, которая является нашим вилаятом. Второе – жемчуг, озаряющий ночь. Третье – дерево Тубо. Четвертое – двенадцать коргохов. Пятое – кольчуга Давида. Шестое – меч Балорака. Седьмое – источник Жизни» (107, с.10).

В этом диалоге вопросы короткие и лаконичные, ответы - обстоятельные, многогранные. Вопросы в зависимости от темы и содержания должны были ограничиться одним ответом. Однако ответы становятся подробными, развернутыми. То есть фигура суолу джавоб (вопрос и ответ) стала способом выведения новых тем спора и диспута из ответов, что предоставляет автору возможность последовательно излагать предмет беседы.

Талмех (аллюзия, намек) относится к смысловой группе поэтических фигур. При помощи талмеха писатель намекает на исторические события, мифологию, легенды и сказки или на известный стих великих поэтов (34, с. 92; 131,117). В приводимом ниже примере, кроме фигуры суолу джавоб, содержится изящный намек на легенды о Хизре выраженный в словосочетании «чашмаи зиндагонї» (источник жизни) и в слове «хизрвор» (подобно Хизру): Сказал: «О старец, где находится источник жизни?» Сказал: «В стране мрака. Если ты хочешь достать живую воду, то должен надеть подобно Хизру обувь и выйти на дорогу упования на Бога, чтобы дойти до страны мрака!» Сказал: «В какой стороне находится дорога?» Сказал: «В какую сторону направишься (там дорога). Если ты путник, то путь доведет тебя (Агар рохравй, рох, барй)».

В этой цитате автор в ответах очень к месту использует фигуру талмех. Здесь он вопрошающему не дает подробных сведений о трудностях дороги к источнику живой воды, только в соответствии с определенными требованиями фигуры талмех - «небольшим количеством слов - выразить большое содержание» (92, с.301) одним словом «хизрвор». Необходимо отметить, что намек, или аллюзия, на предание о Хизре в истории персидско-таджикской классической литературы является одним из частоиспользуемых фигур.

В таком ключе в трактате «Красный рассудок» встречаются намёки на киссу о горе Каф, дереве Тубо, Зале и Симурге, Рустаме и Исфандияре, Хизре; в трактате «О состоянии детства» - аллюзия на имя Абуязида (Боязида) Бистоми; в трактате «Звук крыльев Гавриила» - намек на имена Ходжи Буали Формади, Исуса Рухуллоха; в трактате «Язык муравьев» - упоминание имен известных суфиев -Абутолиба Макки, пророка Соломона, и птиц, Чаши, показывающие мир и Кайхусраве, в трактате «Свист Симурга» - намеки на имена мистиков и суфиев Хусейна Мансура Халлоджа, Джунайда, Гумма Халила, Амирулкулуба Абулхусайна Нури, Каттони, Раккома, предание о Ноеве ковчеге, посохе Мусы; в трактате «Об истине любви» - о сотворении Адама, Юсуфе, Я кубе, Азизе Мисра,

Зулейхе. Кроме того, есть отдельные слова, выражения и словосочетания, которые намекают на те или иные исторические события или предания без указания имени героев. Так, слово «аналхак» (Я есмь Истина) - намек на известного мистика Халлоджа. Или словосочетание «субхона мо а зами шани» (О боже, преславен мой сан) указывает на великого мистика Боязида Бистами, который в состоянии экстаза произнес эти слова. Автор при упоминании имен указанных исторических и мифологических персонажей изящно намекает на личностные характеристики, известные слова, поучительные события из их жизни.

Наделение животных и растений человеческими качествами, например речью, называется ташхис (персонификация). Данная фигура очень часто используется писателями и поэтами. Шейх Шихоб-ад-дин Сухраварди очень часто в своих персидских трактатах обращается к этой фигуре. Он наделяет человеческими качествами не только животных и птиц, минералы и планеты, но даже и Всевышнего. Конечно, такие ташхисы другие литераторы и философы использовали как до Сухраварди, так и после него. Последнее предложение следующей цитаты из трактата «Рассказ о птицах» свидетельствует, что Шейх Шихоб-ад-дин Сухраварди уподобляет Всевышнего по красоте человеческому лицу, а по щедрости - человеческой руке: «Бидон, ки хар гох, дар хотири худ чамоле тасаввур кунед, ки хеч зиштие бо у наёмезад ва камоле, ки хеч нук,с перомуни у нагардад, уро он чр ёбед, ки хамаи чамолхр ба хакик;ат урост. Гохи некуй хама руй аст, гохи ч,уд хама даст аст»(107, с.7) . В последнем предложении, где использована фигура ташхис, действительно при помощи нескольких слов выражено большое содержание. Шейх Шихоб-ад-дин утверждает, что, когда Всевышний оказывает милость своим избранным рабам, он, то есть Бог, на их лицах сверкает в виде света и, по словам Джалоладдина Руми, куда бы ни обратился такой человек, его лицо излучает свет Бога: