Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символы в рубаиятах использованных в произведениях Айнулкузата Хамадани Резаиан Мохаммадреза

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Резаиан Мохаммадреза . Символы в рубаиятах использованных в произведениях Айнулкузата Хамадани: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Резаиан Мохаммадреза ;[Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2014

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исследуя мистические произведения, особенно поэтическую мистику, можно судить, что литература и мистика в какой-то степени родственны и следует считать язык литературы отражением двух сущностей – земной и небесной.

Для достижения своей цели, последователи суфизма использовали литературу и её возможностями, как в воспитательных, так и эмоциональных измерениях, и пришли к выводу, что литература и мистика дополняют друг друга, поэтому приложили усилия к тому, чтобы, по возможности, сделать литературу спутницей и союзником своей школы. С одной стороны, язык как средство создания связи и передачи информации, представляет себя в мистической литературе по-иному, поскольку для объяснения моральных опытов, откровении души являющихся запредельными (потусторонними), понятиями такими, как экзальтация () и учения школы, имеющей присущие только ей особенности, применяется символическая форма языка. Суфии, учитывая цели и политические, социальные, литературные, интересы школы суфизма и т.д., используют поэзию, особенно рубаи, довольно часто, что само уже подтверждает возможности рубаи для представления мистических идей и понятий во всем великолепии.

АйнулкузатХамадани как поэт-мистик не исключение из этого правила. Он воспитанник школы суфизма, немалого достигший на этом поприще, при этом разборчив в литературе, которую он использовал в качестве усилителя своей мистической идеологии. Хотя учёные считают его одним из корифеев персидской прозы, тем не менее, его стихи, включенные в его прозаические произведения, свидетельствуют о его незаурядности и знаниях поэзии.

Лучшие его стихи воспеты именно в жанре рубаи, которым он воспользовался для объяснения, передачи и особенно проникновенности своих мыслей в своих произведениях. Он относится к числу литераторов-мистиков, которые, обладая знаниями о символике, очень тонко и умело используют символическую лексику для выражения своих мистических идей. Его рубаи написаны символическим языкам. Важнейшим аргументом при выборе этой темы исследования является то, что до настоящего времени поэтический потенциал Айнулкузата не был предметом специального изучения, в то время как только при анализе его творчества, особенно рубаи, выявляется значение данной темы. Кроме того, его рубаи как лучший образец выражения и соединения мистики и литературы дают возможность анализа и расшифровки языка символов, что является основой данного исследования.

Степень изученности проблемы. Данная тема не была подробно изучена в упомянутом плане, но можно отметить ряд исследований и трудов, осуществлённых за последние несколько десятилетий, которые прямо или косвенно имеют отношение к настоящей теме. Эдуард Браун в «Истории литературы Ирана» (« ») , Забихолла Сафа «История литературы в Иране» (« »), Расул Хадизаде в своей работе «Суфизм в таджикско-персидской литературе» («Тасаввуф дар адабиёти форсии точики») и другие, исследуя возникновение и распространение этого течения в литературе, показали его место и значение в формировании персидской литературы. Произведения иранского учёного Абдолхосейна Зарринкуба «Поиски в иранском суфизме» (« »), «Ценность наследия суфизма» (« ») посвящены экскурсу в историю и формированию суфийской литературы. Научную и специальную литературу: «Символика и символические повести в персидской литературе («Рамз ва достонхои рамзи дар адабиёти форси»), принадлежащую перу Таги Порнамдарияна, «Язык мистики» («Забониирфон») д-ра Алирезы Фулади, «Зеркальный кодекс» ( ) Хосейнали Кобади и Мохаммада Хосрави Шакиба, «Введение в науку о мистических символах [cимволоведение]» (« ») Джалала Саттари, «Прекрасные кудри» (« ») Махди Моджтеба и др., можно считать серьёзным шагом к общему изучению настоящей темы. Уместно отметить, что в мистических произведениях поэтов-суфиев в течение прошлых веков осуществлялись комментарии к суфийской терминологии и производилось изучение некоторых понятий мистицизма. Наиболее яркими представителями подобных исследований и авторами комментариев были Айнулкузат Хамадани, Шахабоддин Сохреварди, шейх Махмуд Шабестари.

Специализированные толковые словари суфистской терминологии, такие как «Мир’ат-ол-ошшаг» («Зеркало влюблённых») неизвестного автора, «Истелахатесуфийе» («Суфийская терминология») Азиддина Кашани (XIV в.), «Толковый словарь мистических терминов» («Фарханги истилохот ва таъбироти ирфони») под руководством Сейед Джафара Саджади и «Об основах суфизма и о суфиях» («Мабонийе эрфан ва авале арефан» д-ра Али Халаби и множество подобных работ могут служить путеводителем и пособием для настоящего исследования. Несмотря на существование вышеперечисленных пособий, не следует считать, что указанная тема полностью изучена и что каждое исследование – это новое слово в этом вопросе.

Цели и задачи исследования. В исследовании «Символы в рубаятах использованные в произведениях Айнулкузата Хамадани» рассматриваются вопросы и проблемы, связанные с персидской литературой, особенно, рубаи, с целью выяснения следующих моментов:

- существующая взаимосвязь между литературой и суфизмом;

- возможности рубаи и его место в мистической литературе;

- специфичные особенности языка суфизма;

- символика в рубаятах Айнулкузата;

-толкование символических терминов в контексте поэзии Айнулкузата и других суфиев.

Исследование данных проблем поможет в решении нижеследующих вопросов:

- Взаимосвязь между литературой и суфизмом.

- Жанровые возможности рубаи для освоения мистических учений и доктрин.

- Место литературного жанра рубаи в мистической литературе.

- Место символа в мистической литературе.

- Образы символизирующие суть слова.

- Символ с точки зрения Айнулкузата Хамадани.

- Соотношение взглядов и мнений Айнулкузата с другими суфиями в использовании символической лексики.

Методологической основой исследования послужили принципы и методы историко-сравнительного анализа, объектно-критический подход к литературным материалам и нормативной лексики суфийской поэзии.

Научная новизна. В диссертации на примере творчества поэта-мистика Айнулкузата Хамадани (492г.х./1099– 525 г.х./1131) впервые в истории иранистики конкретно и аргументировано продемонстрирован интерес последователей суфизма к литературе, к поэзии в целом и к рубаи в частности, анализированы особенности использования символики рубаи, возможности для выражения мистических понятий в этом литературном жанре.

Научно- теоретическую основу исследования составили труды известных учёных иранистов, литературоведов дальнего и ближнего зарубежья, среди которых следует особо отметить работы А.Зарринкуба, Н.Порджавади, А.Тадайюна, Т.Порнамдарияна, С.Шамиса, Б.Фурузанфара, М.Каззази, Э.Е.Бертельса, М.Н. Османова, Н.Чалисовой,, Н.Рейснер, Н.И. Пригарина, Р.Хадизаде, Х.Шарифова, А.Саттарзаде.

Источники и материалы исследования. Основными источниками при написании диссертации послужили произведения (/труды) Айнулкуззата Хамадани: Прославления [Тамхидот] (Тегеран, 1386/2008), Проекты [Лавоех] (Тегеран, 1379/2001), Письма [Намэха] (Тегеран, 1387/2009, в 3-х томах), Поэтические высказывания АбусаидаАбольхайра [Суханони манзуми Абусаиде Аболхейр] (Тегеран, 1334/1956), Тайны единства Шейха Абусаида Мохаммада ибн Монаввара [Асрар-от-тоуид фи маамати Шейх АбусаидМоаммад ибн Монаввар] (Тегеран, 1388/2010 в 2-х томах), Сборник рубаятовАбусаида, Хайяма, БабаТахира [Маджмуэйе робаийатэ Абусаид, Хайям, Баба Тахер] (Тегеран, 1387/2009).

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рассмотрена на заседании ИГН АН РТ (протокол № 11 от 4.11.2011) и расширенном заседании отделов истории литературы, современной литературы и фольклора Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. А.Рудаки АН РТ (протокол № 2 от 7.02.2012) и на заседании кафедры истории таджикского литературы Таджикского национального университета (протокол № 7 от 27.06.2013).

Научно-практическая ценность работы. Основные положения и фактические материалы исследования можно использовать при написании учебников, методических пособий для филологических специальностей высших учебных заведений, составлении учебников по истории персидской литературы, организации спецкурсов по персидско-таджикской суфийской литературы.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.