Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра Атаханова, Хуршеда

Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра
<
Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Атаханова, Хуршеда. Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра : Дис. ... д-ра филологические науки : 10.01.03.- Москва 2007

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Начало обновления жанра 26

Глава II. Консолидация творческих позиций поэтов. Соединение романтических и реалистических приемов изображения 107

Глава III. Лирика и эпос 129

Лирическая поэма и ее истоки 134

Взаимосвязь эмоционального и рационального философского начал в поэме 157

Синтез лирики и эпики 182

Цикл стихотворений и поэма 192

Широта изображения и художественное обобщение 197

Глава ІУ. Таджикская поэма в 50-е - 70-е годы.

Обогащение социалистического реализма 216

Конфликт и характер 259

Лениниана 274

Война и воин 302

Реальный факт и художественный вымысел 324

Глава У. Особенности метрики и рифмовки поэмы 348

3 а к л ю ч е н и е 368

Список использованной литературы 383

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исследование процесса художественного мышления в наше время невозможно без изучения и определения основных путей развития литературных жан -ров. Становление и формирование любого жанра может явиться ярким и убедительным доказательством, подтверждающим прочные связи литературы с важнейшими процессами, протекающими в жизни общества.

Что касается поэмы, то, как отмечал В.Г.Белинский, "она схватывает жизнь в ее высших моментах". Действительно, наше социалистическое бытие проявляется в поэме в самых значительных своих чертах и в то же время служит богатым, неисчерпаемым источником появления интересных, ярких и действенных образцов этого жанра. Невиданный расцвет социалистичес -кой жизни, ее многогранный, многокрасочный мир, бурная активность советских людей, величие их исторических деяний - все это открывает широкий простор для эпических обобщений, для художественного воссоздания действительности средствами эпической поэзии.

Проблема жанровой специфики современной поэмы в общесоюзном масштабе все больше привлекает к себе внимание исследователей и поэтов, и к настоящему времени по этому поводу высказано немало интересных суждений. Одни исследователи наиболее существенной чертой поэмы нашего времени считают ее внутреннюю напряженность, драматизм столкновения характеров и вообще острую конфликтность содержания. Другие - видят отличительную особенность современной поэмы в ее обращенности

к самым решающим моментам судьбы народа и его будущего, что гарантирует высокое напряжение чувств поэта и проявление его мировоззрения. Некоторые же литературоведы, обращая пристальное внимание на задачи жанра, пришли к заключению, что поэма обрела особое значение благодаря постановке актуальных общечеловеческих проблем. "В литературе последних лет, - пишет Ю.Мешков, - наблюдается тяга к поэме как к наиболее емкой форме поэзии, позволяющей вместить все многообразие современной эпохи".

Обобщая различные точки зрения, следует заметить, что поэма, будучи синтетическим жанром, решает важнейшие проблемы эпохи в универсальной, по выражению Ю.Марцинкявичюса, форме. "Я не знаю другого столь универсального жанра, - пишет он - Это целый симфонический оркестр... Это жанр, который может и должен использовать достижения и открытия всех

других жанров литературы".

Все новые и новые поэмы, появляющиеся в советской литературе, развивая национальные эпические традиции народов нашей необъятной Родины и оказывая благотворное влияние друг на друга, обогащают общую сокровищницу многонационального советского искусства.

Поэма как особый вид художественного творчества в таджикской литературе прошла более чем тысячелетний путь исторического развития. Многие поэмы наших великих классиков

  1. Ю.Мешков. Сюжет в современной поэме. - В кн.: Русская литература XX века. М.: Советская литература. 1966, с.244-

  2. Ю.Марцинкявичюс. Судьбы поэмы. - Вопросы литературы, 1966, # 10, с.146.

Фирдоуси, Низами, Амира Хосрова Дихлави, Абдуррахмана Джами получили мировое признание. В лучших классических поэмах, отличающихся глубоким жизненным и философским содержанием, нашли яркое отображение достоинство и ценность человека, его надежды и чаяния, великая сила любви, вольнолюбивые устремления, борьба против сил зла. Идейность, высокое художест -венное мастерство, сильные человеческие образы, драматизм, увлекательные сюжеты, тонкая и мудрая дидактичность, стройная композиция классических поэм даже сейчас производят на читателя глубокое впечатление.

Однако после Великой Октябрьской революции начался по существу новый этап развития таджикской литературы и ее жанров. На этом этапе в ней наблюдаются весьма существенные процессы в плане не только содержания, но и художественного метода, причем на уровне всех жанровых форм и видов.

Классики таджикской литературы за десять столетий подняли поэзию на огромную высоту, разработали ее основные нормативы и каноны. Однако советская таджикская поэзия под воздействием самой действительности, традиций русской класси -ческой и советской литературы, литератур братских народов нашей страны и передовых литератур народов мира приобрела новые черты. Качественные изменения произошли и в метрике, и в принципах рифмовки, и в искусстве изображения, и в строфике, и в жанрах. Одни виды поэзии исчезли, другие - утратили свою прежнюю роль, некоторые же жанры продолжали развиваться и совершенствоваться. Изучение этих процессов, определение их закономерностей имеют большое теоретическое и практическое значение.

Вся история советской таджикской поэмы свидетельствует о том, что этот жанр, один из самых развитых в поэзии, получил всестороннее развитие, которое питалось традициями классической поэзии и опытом поэзии братских народов. Эволюция советской таджикской поэмы теснейшим образом связана с жизнью народа, с основными этапами развития социалистического общества и с теми задачами, которые это общество ставило перед литературой. В то же время этой эволюции присущи свои определенные этапы и тенденции, изучение которых означает глубокое проникновение в сущность общих литературных процессов.

Наступило время обобщающих исследований истории развития советской таджикской литературы и ее жанров. Возможности для этого дает само творчество таджикских поэтов и писателей, их усилия и успехи в освоении новой тематики, в создании новых образов и новых характеров, в постановке и решении новых проблем социалистической действительности.

Путь, пройденный в советский период таджикской литературой, нельзя назвать простым и ровным. Многообразие и разнообразие творческих дарований и склонностей, идейно-нравственных позиций, традиций стиля и жанра порождают известные трудности при создании полной и истинной картины литературного процесса. Эти трудности невозможно разрешить без определения методологии научного исследования новой литературы и без изучения истории вопроса, связанного с темой настоящей работы.

Изучение различных этапов истории литературы или творчества отдельных писателей в плане эволюции жанров в обще-

союзном литературоведении началось уже давно, и сейчас мы располагаем рядом серьезных исследований, посвященных данной проблеме. Началом же исследования развития жанров в совет -ской таджикской литературе можно считать "Очерк советской таджикской литературы". Изучение вопросов жанра становится

более интенсивным с выхода в свет шеститомной истории совет-

2 ской таджикской литературы. Эти труды убедительно доказали,

что само разделение жанров и определение их особенностей дают возможность высказать глубокие суждения, конкретизировать предмет исследования, раскрыть заіганомерности изменений, связанных с общей спецификой литературных родов, проявляющейся в самой ткани художественного произведения.

Степень изученности советской таджикской поэмы. Советская таджикская поэма как литературное явление уже более сорока лет привлекает к себе внимание ученых. Первые статьи, включающие некоторые наблюдения относительно жанровых особен-ностей поэмы, появились в 40-е годы. Однако они касаются в

  1. Очерки таърихи адабиёти советии точик.-Душанбе, 1956, ч,.Г- 302 с; Душанбе, 1957, ч.П - 521 с; Очерк истории советской таджикской литературы. (Под общ.ред. И.С.Брагинского, З.Г.Османовой, М.СШукурова, Ш.Хусеин-заде идр.)-М.: Наука, 1964 - 178 с.

  2. Л.Н.Демидчик. Насри солхои 30. Таърихи адабиёти советии точик.-Душанбе: Дониш, 1978, 4,.11 - 308 с; М.Шукуров. Насри солхои 1945-1974. Таърихи адабиёти советии точик.-Душанбе: Дониш, 1980, ч^.ІУ - 379 с; Р.Амонов. Адабиёти оачагона. Таърихи адабиёти советии точик.-Душанбе: Дониш, 1982, ч.У1(1) - 347 с.

  3. С.Табаров. Шеърхо ва поэмахои Миршакар.-Точдкистони сурх, 1945, 28 акт.; М.Шукуров. ^^авони ва кахрамонИ. -Точдкисто-ни сурх, 1945, 21 нояб.; Дар бораи "шсари Батан".-^воно-ни Точдкистон, 1946, 25 окт.; Дар бораи достони "Шзар-пахдавон".-Точикистони сурх, 1948, 3 дек.; Дар бораи достони "%вваи дусті".-Точикистони сурх, 1949, 21 сент.; Р.Амонов. Дар бораи достони "Назарпа^лавон".-Шар^и сурх, 1948, $ I, с.34-36.

основном отдельных поэм и не затрагивают общих проблем, связанных с развитием жанра.

В 50-е годы интерес исследователей к поэме заметно возрос. В эти годы, явившиеся периодом значительного подъема поэмы, был написан ряд статей, содержащих интересные мысли и выводы. Эти статьи отличаются более глубоким научным анализом и более целенаправленным вниманием их авторов к жанровым особенностям той или иной поэмы. В эти же годы поэма становится объектом внимания литературных критиков, их споров и дискуссий, в которых сталкивались различные мнения относительно изменений, наблюдавшихся в этом жанре. Так, некоторые критики, исходя в оценке современной поэмы из жанровой специфики классической поэмы, подвергали критике все, что не соответствовало последней. А.Мирзоев, например, отмечал как своего рода недостаток использование М.Турсун-заде в поэме "Поток приветствий" различных стихотворных размеров. Между тем в "Потоке приветствий" наблюдаются первые поиски М.Турсун-заде средств и приемов создания лирической поэмы, и применение поэтом различных метров давало ему широкие возможности для выражения чувств лирического героя, его отношения к объекту изображения. В дальнейшем, вопреки суждениям подобных критиков, разнометричность получила широкое распространение в

І. М.Явич. Деє поэмы Мирсаида Миршакара. - Литературный Таджикистан, 1950, В I, с.из - 1?о Ю.Бабаев. Вдохновенная поэма. - Коммунист Таджикистана, 1951, 15 мая; А.Мирзоев. Мавчд табрикхр. - Точдатстони сурх, Т95І, 16 мая; Р.Амо-нов. Достони М.Миршакар. - Точикистони сурх, 1951, 15 мая; С.Табаров. Баъзе кдидхр дар бораи услуби достоннави-сии М.Турсунзода.-Шаркдт сурх, 1955, Л 9, с.114-129: А.Софронов. Поэмы Мирзо Турсун-заде.- Известия, 1957, 13 апр.; М.Шукуров. дар бораи достони "Точи давлат". -Шаркд сурх, 1958, J& її; с.120-128.

поэме, и многие поэты создали в такой форме интересные произведения.

Следует отметить, однако, что и в 50-е года литературоведы еще не поднимали теоретических проблем, касающихся непосредственно поэмы как жанра и за пределами их внимания оставалось то новое, что появилось в поэме за это десятилетие. Даже в "Очерке советской таджикской литературы", считающемся одним из значительных достижений таджикского литературоведения тех лет, хотя и неоднократно затрагивались вопросы эпической поэзии, тем не менее, поскольку это было связано с анализом творчества того или иного поэта, не было сделано обобщающих выводов, которые могли бы иметь большое значение для исследования эволюции жанра. Б литературных портретах, вошедших в "Очерк", творчество поэтов рассматривается либо хронологически, либо в тематическом плане, причем их поэмы не только не сопоставляются с поэмами других поэтов, но чаще всего даже поэмы одного автора не анализируются вместе, в своем жанровом единстве. В результате чита -тель не может получить ясного представления о жанровых особенностях поэм и определить место каждого поэта в развитии жанра.

Начиная с 60-х гг., исследование поэмы принимает иной характер, в чем сказался подъем таджикского литературоведения в этот период. В появившихся за это время статьях и исследованиях1 объектом особого внимания становится жанровая

I. Ш.Ниёзи. Назми эпикии точдк дар солхри ^нги Бузурги Батани. -Душанбе :Дониш, 1965-193 с: Ю.Акоаров. Лирическая поэма в современной таджикской поэзии. Автореф.дис....канд. филолог.наук.-Душанбе, 1973, 26 с; М.Шукуров. Болу пари достон.-В кн.: м.Щукуров. Пахлухри тадкдаг бадей.-Душанбе, 1976, с.88-105; Иржи Бечка. Достони советии точ^гк ва Мирзо

специфика поэмы. Значительно улучшилось и качество статей и рецензий, посвященных отдельным поэмам. В ряде монографий, написанных о творчестве наиболее видных представителей литературы, достойное место занимают суждения их авторов о жанре поэмы. Кроме того, появились работы, исследующие общие проблемы литературы и в свете этих проблем - таджикские со-ветские поэмы.

Турсунзода. - Садои Шарц, 1978, В 2, с.ЫЗ-126; Р.Ходизо-да. Таносуби-услубу устухонбанди. - Садои Шарк,, 1972, В 4, с.101-108; Ю.Акбаров. Тахдввули достон ва мунозира дар атрофи он. - Садои Шарк,, 1969. В II, с. 127-142; Тавоноии рухи инсон. - Садои Шарі;, 1976, В I. с. 134-143; Пахлухри зиндаги ва андешахри шоир. - Садои Шарк,, 1979, В 3, с.140-148.

1. Н.Маъсуми. Достони табаддулоти хаёт.-В кн.: Н.Маъсуми.
Чахрнбини ва махорат. - Душанбе: Ирфон, 1967, с.58-72;
С.Табаров. Сахисраи нави достонсарои.-В кн.: С.Табаров.
^аёт, адабиёт, реализм. Дар 2 ц.-Душанбе: Ирфон, ц.ІІ,

с.175-184; Х.Мирзозода. Дар бораи достони "Чароит адабй",-В кн.: Х.Мирзозода. Афкори рангин. Душанбе: Ирфон, 1982, с.333-348: Х.Шодащулов. Корвони эхросу мухаббат.- Садои Шарі}, 1970, В 8. с. 149-154: Х.Шарифов. Вахдати тасвир.-Садои Шарн, 1978, В 7, с.140-143; А.^акимов. Достони калъачанг. - В кн.: А.^акимов. Шеър ва Замон.-Душанбе: Ирфон, 1978, с.229-253; А.Сатторов. Самари мехнат ва чустучуй.- В кн.: А.Сатторов. Нук,таи пайванд.-Душанбе: Ирфон, 1982, с.50-63: А.Сайфуллоев. Рочд дар Кремль. -Садои Шарк, 1971, В І, с.Иб-131.

2. Ю.Бобоев. Мирзо Турсунзода. - Сталинобод: Дониш, 1961-
306 с; Певец солнечных вершин. Очерк жизни и творчества
Мирзо Турсунзаде.-Душанбе: Ирфон, 1978 - 325 с: А.Сайфул-
лаев. Мередианы поэзии.-Душанбе: Ирфон, 1978 - 135 с;
З.Кедрина. Мирсаид Миршакар. - М.: Детгиз. 1954 - 40 с.;
Х.Мирзозода. мирсаид миршакар, Душанбе, 1962 - 203 с.;
Куллаи камолот. Душанбе, Ирфон, 1982 - 172 с; С.Табаров.
Дайрав Сулаймони. 1962, 398 с: Бобо Худойдодов. Шоир

ва айёми мо, Душанбе, Ирфон, 1976, 19Г с.

3. М.Шукуров. Халкият ва майорат.- В кн.: М.Шукуров. Анъана,
халкият ва махорат, Душанбе, 1964, с.85-140; мавзуъхои
хрзиразамон ва ^заминай" классикии назм.- В кн.: Анъана,
халкдат ва махррат, с.189-231; З.Г.Османова. Проблемы
традиций и новаторства в советской таджикской поэзии.- В
кн.: Социалистический реализм в литературах народов СССР
(под общ.ред.. Г.И.Ломидзе и др.). М.: Наука, 1962,с. 145-
185; В.Асрори. А.Лохути ва фольклор.-В кн.: В.Асрори.
Адабиёт ва фольклор, Душанбе: Ирфон, 1967, с.129-278.

Мы не считаем необходимым подробно останавливаться здесь на всех перечисленных трудах, поскольку особое внимание наиболее важным высказываниям о поэме их авторов будет уделено в соответствующих местах данного исследования. Сейчас же коротко охарактеризуем лишь те работы, которые внесли определенный вклад в изучение жанровой специфики современной таджикской поэмы. Одной из них является исследование Ш.Ниязи "Эпическая таджикская поэзия в годы Великой Отечественной войны", опубликованное, как отмечалось выше, в 1965 году. Автор, как явствует из названия работы, анализирует таджикские поэмы, созданные за военный период. Он делит их на три группы: I. Поэмы на фольклорные сюжеты; 2. Поэмы,непосредственно посвященные теме Великой Отечественной войны; 3. Поэмы, написанные на темы исторического прошлого и героического труда народа в тылу. Рассматривая каждую группу поэм в отдельной главе своего произведения, автор в то же время затрагивает важные теоретические проблемы. Одна из них касается использования в таджикских поэмах фольклорных сюжетов, приемов и образов. Ш.Ниязи отмечает, что одна из причин широкого обращения поэтов-эпиков к фольклору в годы еойны связана с целью, которую они ставили перед собой. Они стремились таким путем пробудить в людях чувства национальной гордости и гуманизма. При этом он наблюдает два разных подхода к использованию элементов фольклора. По его мнению, если некоторые поэты критически осваивают образы и формы устного народного творчества и творчески воспринимают его передовые традиции, то другие, - относясь к фольклору некритически, "пытаются ввести в современную поэзию его устаревшие, сложные приемы, услов -

ные, абстрактно-символические образы и образные выражения, принося тем самым в жертву аллегорической архаичной фоще новое идейное содержание".

Интересны размышления Ш.Биязи о проблемах распространения в годы войны такой литературной формы, как стихотворное послание, соотнесенности "поэмы с реальным героем" и "поэмы с героем вымышленным", особенностей исторических поэм. Завершая свое исследование, Ш.Ниязи приходит к следующему выводу: "Значительное утверждение поэмы как жанра и большое разнообразие ее в отношении художественной формы следует считать одним из основных достижений литературы данного периода (периода войны - Х.А.)".

Все более интенсивное обретение поэмой новых качеств в 50-е-70-е годы, происходящие в ней серьезные сдвиги определяют также тематику исследований. В своей кандидатской диссертации "лирическая поэма в современной таджикской поэзии" (1973) Ю.Акбаров впервые в таджикском литературоведении пытается определить жанровые виды эпической поэзии, подробно останавливаясь на анализе лирической поэмы. В первой главе ее - "Из истории таджикской лирической поэмы" - он рассматривает такие произведения, как "Кровавый трон" Пайрава и "Три пейзажа" А.Дехоти, однако, как явствует из автореферата диссертации, в ней не показано четко соотношение их с современной лирической поэмой. Изложенные же Ю.Акбаровым суждения о плодотворных связях современной лирической поэмы с классической

  1. Ш.Ниязи. Назми эпикии точик дар солхои чанги Бузурги Батани, с. 72.

  2. Там же, с.193.

таджикской литературой и литературами народов СССР, особенно с русской литературой, интересны во многих отношениях. "Анализируя современную лирическую поэму без сквозного сюжета, -пишет он, - следует помнить о том, что генетически она в какой-то мере связана с традицией классической литературы".

Рассматривая ряд классических таджикских маенави, Ю.Акбаров приходит к заключению, что "композиция современной лирической поэмы имеет много общего с композицией классичес-

ких дастанов и маснави".

Во второй главе диссертации Ю.Акбарова - "Эволюция поэмы и споры вокруг нее " - утверждается, что поиски поэтов в области укрепления реалистических основ поэмы и лирического изображения носят качественно новый характер. В связи с этим автор и рассказывает о дискуссиях, развернувшихся в те годы вокруг проблем, связанных с поэмой.

Третья глава исследования Ю.Акбарова представляет собой попытку определить место лирических поэм М.Турсун-заде, Мушна Каноата и Гаффара Мирзо в советской таджикской поэзии.

Диссертация Ю.Акбарова, несмотря на ряд спорных ее положений, свое отношение к которым мы выскажем ниже, явилась серьезным шагом вперед в изучении современной таджикской поэмы.

Одним из авторов, проявивших особый интерес к жанровым особенностям советской таджикской поэмы, является чешский литературовед Иржи Бечка. В своей статье "Советская таджикская

  1. Ю.Акбаров. Лирическая поэма в современной таджикской поэзии, с.7.

  2. Ю.Акбаров, там же, с.70.

поэма и Мирзо Турсун-заде" (1978), определяя вначале термин "дастан" в таджикской классической и советской литературе, а также в современных литературах Ирана и Афганистана, он утверждает, что неопределенность и разнозначность этого термина являются следствием эволюции дастана в современной таджикской поэзии. Анализируя же поэмы Мирзо Турсун-заде, в том числе "Хасан-арбакеш", Иржи Бечка делает вывод, что "поэма в современной таджикской поэзии принадлежит к жанрам, занимающим прочное место среди других ее жанров... Назначение поэмы - отображать современное состояние народа. Таджикская национальная культура утвердила свою самостоятельность и силу в единстве с культурой русского народа и других народов Советского Союза; в то же время, принимая их поддержку и испытывая их воздействие согласно своей природе, она обрела равные с ними права на культурном поприще".

Литературоведом, внесшим особенно значительный вклад в современное изучение поэмы, является М.Шукуров. В статьях "Крылья поэмы" (1972), "О поэме "Корона счастья" (1958), "Народность и мастерство" (I960), "Современная тематика и классическая "основа" поэзии" (1962) в центре внимания автора своеобразие современной поэмы. Эти статьи очень ценны в том отношении, что направляют внимание литературоведов на проблемы, имеющие первостепенное значение для определения особенностей жанра поэмы и сложных процессов его развития.

В статье "Крылья поэзии", исследуя таджикские поэмы советского периода, т.е. с начала 30-х гг. и до 60-х гг., в

I. Иржи Бечка. Достони советии точик ва Мирзо Турсунзода. -Садои Шарк,, 1978, $ 2, с. 126.

плане метода, М.Шукуров высказывает интересные мысли о их романтических чертах. Он отмечает, в частности, что в современной таджикской литературе, в том числе в эпосе, романтические тенденции, входя составной частью в социалистический реализм, выступают только как стилевое течение".

Статья М.Шукурова "О поэме "Корона счастья", посвященная анализу произведения Г.Мирзо, выявляет его достоинства и недостатки. В статье же "Народность и мастерство" автор на примере творчества М.Турсун-заде, в том числе и его поэм, убедительно показывает некоторые черты народности советской таджикской литературы. Говоря о том, что в классической таджикской литературе "тверда и устойчива народность поэзии", он замечает, что народность советской таджикской литературы, литературы социалистического реализма значительно отличается от народности классической поэзии. "Народность советской таджикской литературы - это более зрелая народность, силу которой во много раз увеличивают социалистическая идейность и

р коммунистическая партийность".

Источниками народности произведений М.Турсун-заде автор считает фольклор и классическую таджикскую литературу и утверждает, что обращение к этим двум сферам художественного творчества способствует яркому проявлению духа народа в произведениях поэта.

В своем анализе поэзии М.Турсун-заде М.Шукуров особое внимание уделяет поэме "Хасан-арбакеш". "Благодаря этой поэме, - пишет он, - народность таджикской поэзии как в содержании, так и в художественной форме поднялась на ступень-

  1. М.Шукуров. Бахдари тадрпде бадей, с. 105.

  2. М.Шукуров. Анъана, хащият ва махррат, с.87.

ку выше". Важнейшей особенностью стиля поэмы он считает широкое использование в ней элементов живого разговорного языка и отмечает, что эта черта произведения таджикского поэта,-без сомнения, результат изучения им опыта русской реалистической поэзии. Автор утверждает также, что образ Хасана как "образ простого человека, арбакеша, выходца из самых демократических слоев народа" является большим достижением не только М.Турсун-заде, но и всей советской таджикской литературы. На приведенных из поэмы примерах он показывает, насколько органично и уместно введены и в речь героев и в авторское повествование пословицы и поговорки, народные выражения и мудрые афоризмы. М.Шукуров замечает далее, что в речи персонажей не наблюдается ни одного книжного выражения, они разговаривают в такой манере, употребляют такие поговорки, какие широко распространены среди народа, и это обстоятельство еще более усиливает народную основу их речи.

Статья "Современная тематика и классическая "основа" поэзии" насается тематики творчества третьего поколения таджикских поэтов, т.е. тех, которые в начале 60-х гг. только начинали свой путь в литературе. Считая все более активное обращение поэтов к жанру поэмы знаменательным явлением, М.Шукуров объясняет его их стремлением к более широкому охвату жизни, желанием более полно обрисовать образы советских людей. В поэме "Триста шестьдесят шесть граней" Г.Мирзо он видит убедительный пример творческого претворения в таджикской поэзии завоеваний русской литературы и е свете именно

I. М.ШукуроЕ. Анъана, халкият ва махррат, с. 127.

этой мысли он раскрывает сильные и слабые стороны произведения.

Интересные мысли высказывает М.Шукуров и о поэме "Аллея влюбленных", относительно которых автор этих строк выскажется в ІУ главе настоящей работы, в ходе конкретного анализа этой поэмы.

В статье Р.Ходи-заде "Соотношение стиля и композиции" рассматриваются стилистические и композиционные особенности поэмы М.Турсун-заде "От Ганга до Кремля". Автор отмечает, в частности, что "в эстетической действенности поэмы особое значение имеют композиционное построение произведения и разнообразие стиля и манеры повествования в различных его главах" .1

В книге Ю.Бабаева "Мирзо Турсун-заде" (1961), русский, дополненный вариант которой опубликован в 1978 году под названием "Певец солнечных вершин", прослеживается путь, пройденный поэтом от самых первых его поэтических опытов до последних произведений. В этой работе, хотя и не решается специально!: г проблема поэмы как жанра в творчестве М.Турсун-заде,тем не менее в ходе анализа его поэм излагаются весьма важные мысли относительно их жанровых особенностей. Так, анализируя поэму "От Ганга до Кремля" автор пишет: "Оригинален композиционный строй поэмы, смешением средств лирики и эпики, восточных притч и мудрых речений, романтико-символического стиля с опорой на реализм событий поэт ведет читателя от ощущения тревожной взволнованности в первых главах к полному философскому

р покою в финале". Внимательно и подробно рассматривая поэму

  1. Р.Ходизода. Таносуби услубу устухонбандй.-Садои Шарк,1972, № 4, с.108.

  2. Ю.Бабаев. Певец солнечных вершин, с.234.

"Вечный свет", Ю.Бабаев определяет главной ее темой пробуждение Востока и его шаги к новой жизни и утверждает, что изображение революционных событий и судеб различных людей, введенное в художественную ткань произведения, не нарушает его целостности. "Вечный свет" он оценивает как итоговое обобщение более ранних произведений М.Турсун-заде на международную тему и отмечает, что в этой поэме эпически спокойное повествование воплощает глубокие раздумья поэта о судьбах древней и новой Азии. Все главы поэмы связаны между собой единством пафоса борьбы. Важные мысли высказывает автор и относительно сюжета поэмы. Он отмечает, что основу сюжета "Вечного света" составляет рассказ о двух знаменательных фактах, которые особенно ярко запечатлелись в памяти поэта. При этом факт биографии осмысливается поэтически, и "личное становится отражением

общечеловеческого".

Анализируя образ устода Айни, Ю.Бабаев приходит к выводу о том, что он олицетворяет в себе не только исторический период жизни народа до Октябрьской революции, но и становление новой жизни в Советском Таджикистане.

Содержательны также суждения Ю.Бабаева о поэме "Голос Азии". Он отмечает, что в этом произведении органически сочетаются лирика и публицистика и называет его настоящим поэтическим открытием. Сущность ее новаторства, по мнению автора, не только в единстве формы и нового содержания и масштабности ее идеи. Ю.Бабаев отмечает прежде всего огромную силу обобщения в поэме и утверждает, что М.Турсун-заде добился этого,

I. Ю.Бабаев. Певец солнечных вершин, с.172.

прибегая к классической стилевой манере "недоступной простоты" ("сахли мумтанеъ"). Благодаря этой манере, - пишет он,-поэт добивается пластической полноты, единства общего и индивидуального, большой жизненности образов мужественных бор -

т ЦОВ .

Обстоятельно исследована в книге Ю.Бабаева поэма "Ха-сан-арбакеш". Анализируя образы Хасана, его возлюбленной Са-даф и других персонажей произведения, автор высказывает верные и важные мысли. Однако его мнение о том, что из-за малой активности лирического героя остались недостаточно полно раскрытыми различные стороны жизни и взаимоотношения героев, нам представляется спорным. "В фокусе художественного исследования, - пишет Ю.Бабаев, - судьба двух людей: Хасана и лирического героя. Последний менее активен. На протяжении всего долгого пути от Душанбе до Термеза он почти не говорит со своими спутниками, тогда как неграмотный Хасан, полный интереса ко всем переменам в жизни и многого еще не понимающий, вопросами и расспросами буквально донимает своих обра-зованных спутников".

По нашим же наблюдениям, лирический герой этой поэмы, хотя и имеет свои особые задачи и место, тем не менее глав -ной целью автора является создание живого, убедительного образа Хасана, и активность лирического героя также связана с его образом и служит раскрытию его характера, ясно показывая отношение к нему поэта, на чем более подробно мы остановимся в ЗУ главе диссертации. М.Турсун-заде стремится больше всего

  1. Ю.Бабаев. Певец солнечных вершин, с.164.

  2. Там же, с.155.

к тому, чтобы вовлечь в разговор Хасана, раскрыть его отношение к людям, к событиям времени, так что упреки в этом плане в адрес автора неправомерны.

Как бы то ни было, книга Ю.Бабаева сыграла значительную роль в изучении творчества М.Турсун-заде, в частности, его поэм и заняла в таджикском литературоведении достойное место.

Большой интерес представляет также книга А.Сайфуллаева "Мередианы поэзии" (1978), в которой дан творческий портрет М.Турсун-заде. Наряду с анализом лирики поэта здесь определяется и место поэмы в его творчестве. Автор стремится показать наиболее характерные черты поэм "Сын Родины", "Моя дорогая", "Голос Азии", "Хасан-арбакеш", "Вечный свет", "От Ганга до Кремля".

Заслуживает внимания работа Х.Мирзо-заде "Мирсаид Мир-шакар" (1952), вышедшая в 1982 году вторым, исправленным и дополненным изданием под названием "Вершина зрелости" ("1фл-лаи камолот"). Автору ее удалось успешно осуществить свою задачу - ознакомить читателей с идейным содержанием поэм М.Миршакара.

В одной из глав книги В.Асрори "литература и фольклор" (1967), носящей название "Лахути и фольклор", прослеживается влияние устного народного творчества на поэзию А.Лахути, в том числе и на его поэмы. Использование в "Путешествии в Фа-рангистан" и в "Сказании о Мардистане" приемов аллегории автор считает следствием изучения поэтом фольклора, отмечая также близость поэмы "Пери счастья" в стилевом отношении к народной сказке. "Действительно, - пишет он, - внешне поэма

напоминает сказку. В ней налицо все атрибуты сказки: образы, ситуации, действия персонажей, приемы изображения, традиционный сказовый стиль повествования и т.п. Однако зерно произведения, его идея и содержательная сущность - реальная жизнь, история борьбы советского народа, история Октябрьской революции, история жизни и революционной деятельности великого Ленина".

Как явствует из сказанного выше, проблемы жанра поэмы обсуждаются в таджикском литературоведении в течение достаточно длительного времени и в самых различных аспектах. Однако до настоящего времени не создано ни одной специальной исследовательской работы, в которой прослеживалась бы вся история становления советской таджикской поэмы и обобщался бы процесс ее эволюции. Между тем советская таджикская поэма за пять десятилетий своего развития под влиянием новых тем и нового содержания, выдвигаемых самой действительностью, претерпела серьезные изменения и в отношении формы и стиля. Особенно стремительно ее развитие в послевоенные годы и в наше время. Поэма обретает все новые и новые черты, все более совершенствуется, в ней наблюдаются важные качественные сдеиги. Те перемены, которые произошли в жизни нашей страны за период 50-х - 70-х гг., дают обильный материал для больших поэтических обобщений. "В процессе перехода к коммунизму, - сказано в программе КПСС, - все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества, расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается значение административного регулирования взаимоотношений между I. В.Асрорй. Адабиёт ва фольклор, с.225.

людьми".

Нравственные нормы строителя коммунизма, которые определены программой партии, действуя на сознание людей, изменяют его. Все эти важные изменения в общественной и духовной жизни советского народа как объект размышлений поэтов и писателей не могут не влиять на художественную литературу, как на прозу, так и на поэзию. Что касается поэмы, то она является именно таким жанром, который предоставляет широкие возможности четко и ярко выявлять самые существенные черты современной поэзии. В силу своей жанровой специфики поэма не позволяет поэтам отходить от основного принципа связи искусства с жизнью - воздействия действительности на поэзию и, наоборот, воздействия поэзии на действительность.

Советская таджикская поэма с самого начала своего формирования развивалась в тесном взаимодействии с литературами народов Советского Союза. Это взаимодействие, начиная с 50-х гг., становится все более глубоким и творческим. Осваивая достижения всесоюзного советского поэтического эпоса, эпическое творчество таджикских поэтов пополняет его сокровищницу достойными произведениями. Многие советские таджикские поэмы, переведенные на русский язык, не только становятся достоянием широких масс советских читателей, но и играют значительную роль в развитии многонациональной литературы нашей страны. В I960 году М.Турсун-заде за поэмы "Хасан-арба-кеш" и "Голос Азии" удостоен звания Лауреата Ленинской премии. В 1956 г. М.Миршакар за поэмы "Непокорный Пяндж" и "So-

I. Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.,' шртиздат, 1973, о. 119.

лотой киїшіак", а в 1973 г. Мумин Каноат за поэмы "Голоса Сталинграда" и "Мое имя - Таджикистан" удостоены Государственной премии СССР. Эти произведения, а также поэмы "Вечный свет" и "От Ганга до Кремля" М.Турсун-заде, "Ленин на Памире" М.Мир-шакара и "Колыбель Авиценны" М.Каноата по праву считаются значительным явлением всесоюзной литературы.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования - проследить эволюцию жанра поэмы в советской таджикской литературе. При этом в центре внимания автора главным образом послевоенное и современное развитие поэмы, поскольку именно данный период считается качественно новым этапом становления этого жанра, что проявляется в обновлении его идейного содержания и художественном совершенствовании, в заметном возрастании его роли в процессе развития таджикской поэзии, т.е. этапом стремительного расцвета поэмы и завоевания ею всесоюзного признания.

В своей работе мы стремимся раскрыть во всей их сложности взаимосвязи таджикской советской поэмы с действительностью, ее роль и место в общем литературном процессе, закономерности ее развития и в то же время сильные и слабые стороны творчества таджикских поэтов-эпиков.

В задачу автора исследования входит также определение на осноеє конкретного анализа поэм 50-х - 70-х гг. места в них лирики и лирического героя, факторов, обусловивших их лиризащго, соотношение поэмы с другими литературными жанрами. В работе сделана также попытка раскрыть романтические черты советской таджикской поэмы и утверждение в ней метода социалистического реализма, рассмотреть в свете истории раз-

витии жанра проблемы традиций и новаторства, конфликта и характера, сущности историзма в таджикском поэтическом эпосе.

Впервые в таджикском литературоведении выявляются в настоящей диссертации особенности метрики и принципов рифмовки в современной таджикской поэме, причем эта сторона поэмы исследуется не как формальный компонент произведения, а в тесной соотнесенности с его содержанием и идейно-эстетическим замыслом, в свете тех важных изменений, которые произошли в последние десятилетия в литературе вообще и в поэзии - в частности.

Раскрытие всех этих явлений, процессов, сдвигов и изменений, наблюдаемых в плане как содержания, так и формы современной таджикской поэмы, невозможно без изучения предшествующих этапов развития жанра. Поэтому в работе дана характе -ристика особенностей советской таджикской поэмы начального этапа ее развития, т.е. 30-х гг., и периода Великой Отечественной войны, чему посвящены первая и вторая главы нашего исследования.

Эволюция лее жанра поэмы в послевоенное время и на современном этапе, на которые приходится расцвет творчества таких видных представителей советской таджикской литературы, как Абулькасим Лахути, Мирзо Турсун-заде, Мирсаид Миршакар, а также новых творческих сил, пришедших в литературу в 50-е годы (Амияджона Шукухи, Гаффара Мирзо, Мумина Каноата, Фай-зуллы Ансори, Абдумалика Бахори), рассматривается в основных - третьей и четвертой главах работы.

Следует заметить, что слабая изученность творчества многих поэтов-эпиков, отсутствие специальных исследований на

данную тему обусловили определенные трудности для автора настоящей работы, вынужденного подробно останавливаться на выявлении основных особенностей произведений, т.е. ради го-лучения обобщающих выводов заниматься анализом отдельных поэм.

Теоретической и методологической основой нашего исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, касающиеся проблем литературного творчества и теории искусства, произведения классиков русской эстетической мысли (В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова), материалы ХХУІ съезда КПСС, монографии известных советских литературоведов и критиков.

Существенной помощью для нас, в частности, для более точной оценки и определения встающих перед нами проблем, явился опыт, накопленный таджикским литературоведением в области изучения жанров, особенно исследования М.Шукурова, Р.Амонова, Л.Демидчик, А.Сайфуллаева, Ш.Биязи, содержащих ценные наблюдения и суждения относительно процесса развития литературы с точки зрения формирования и становления литературных жанров.

Лирическая поэма и ее истоки

Некоторые литературоведы, учитывая место и роль поэмы в современной советской поэзии, называют 60-е годы "годами поэмы". То же самое можно сказать о таджикской литературе. За эти годы таджикская поэма качественно изменилась. Если в 40-е и 50-е годы в таджикском поэтическом эпосе преобладали эпические сюжетные поэмы, то в 60-е гг. стала стремительно развиваться и выходить на первое место поэма лирическая.

Что же такое лирическая поэма и чем она отличается от поэмы эпической? Различие между ними определяется значимостью той роли, какую играет в художественном произведении объективное или субъективное изображение. В эпической поэме события, характеры, социальные условия перед взором читателя предстают как самостоятельные, внешние по отношению к автору, чувства же самого поэта занимают второстепенное место. В лирической же поэме предметом художественного воспроизведения являются представления, мысли, переживания лирического героя, и все органически связано с представлениями самого автора. Если и наблюдаются в такой поэме отдельные элементы повествовательности, то они служат выявлению душевного состояния или биографии лирического героя. При этом если лирическое стихотворение выражает какое-либо одно мгновение сознания или взволнованного восприятия действительности, то в лирической поэме отражено мировосприятие отдельной личности во всей полноте и целостности.

На какой же почве возникла - таджикская советская лирическая поэма? Изучение этой проблемы заставляет нас искать основные ее истшда в таджикской классической литературе, русской литературе, в художественном творчестве других братских народов, а также в самой социалистической действительности.

В таджикской классической литературе, кроме эпических сюжетных дастанов, как "Хосров и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Юсуф и Зулейха", "Вис и Рамин", существовали стихотворные произведения, называющиеся маснави, которые мы называем сейчас также поэмами. Буквальное значение слова "дастан" - рассказ. Не случайно в современной литературе Ирана рассказ и повесть тоже называют дастанами. Маснави не имела единого сюжета. В каждой главе маснави-рассматривалась какая- нибудь одна важная этическая или философская проблема, а для иллюстрации и подтверждения авторских суждений о ней, приводились рассказ или притча. Главы произведения объединялись мыслью поэта, его идейным замыслом. Говоря о различии между маснави Санаи и Аттара, Е.Э.Бертельс отмечает такие особенности маснави последнего: "Что касается композиции дидактических поэм Аттара, то в них план гораздо более четок, чем у Санай. Аттар не компонует их как придется. С самого начала поэмы он вполне сознательно преследует определенную цель, причем все детали даются в полном соответствии с основной идеей произведения. При однократном чтении поэмы это, конечно, не бросается в глаза, так как зачастую большое число вставленных в нее рассказов затрудняет прослеживание основной линии". Относительно же "Духовного месневи" ("Маснавии маънави") Джалаладдина Руми Е.Э.Бертельс пишет следующее: "Большая поэма Руми, знаменитое "Месневи, построена также, как и поэмы Аттара, без определенного сюжета, без задания,-ряд рассказов, как бы случайно идущих друг за другом, сЕязан-ных только ассоциацией мыслей, в данный момент возникших". Эта особенность таких философско-дидактических поэм, как "Сокровищница тайн" Низами, "Духовное месневи" Джалаладдина ] ми, "Книга света" и "Книга счастья" Насира Хосрова, "Книга путешествия" Низари Самарканда, "Зерцало примера" Аджзи, "Путешествие в Фергану" Хайрата сказалась в определенной ме-ре и на современной лирической поэме другим жанром классической литературы, в котором наблюдаются черты лирической поэмы, является саки-наме (песня кравчего).

Воспевание вина, музыканта и кравчего занимает в классической поэзии значительное место, начиная с X в., с творчества Рудаки и его современников. Исследователи, однако, пришли к выводу, что определенную форму этим мотивам придал

Низами, и поэтому его можно считать основоположником поэзии саки-наме.

Обогащение социалистического реализма

Общие тенденции развития советской таджикской литературы, наметившиеся в ней, начиная с 60-х гг., не могли не сказаться на жанре поэмы. В нем, как и в других литературных жанрах, заметно усилилось тяготение к отображению сложности жизненных явлений, сложности человеческого характера, место человека в жизни и истории, к проникновению в его внутренний мир. Активизировалась и борьба со схематизмом, примитивизмом и абстрактным декларированием в показе событий реальной действительности.

Развитие лирики положительно воздействовало на появление качественно новых лирических и эпических поэм. Эпическая поэма и в количественном отношении и в плане художественной формы и идейно-тематической значимости обнаруживает тенденцию к ускоренному развитию.

В послевоенные годы вышли в свет такие значительные поэмы, как "Пери счастья" ("Парии бахт", 1947) А.Лахути, "Хасан-арбакеш" (1954), "От Ганга до Кремля" (1970) М.Турсун-заде, "Чудо народа" ("Муъчдзоти халк", 1946), "Гудок победы" ("іудоки зафар", 1946), "Горнопроходцы" ("Кухнавардон", 1952) Сухайли Джавхари-заде, "Ленин на Памире" (1954), "Ленивая степь" ("Дашти Лаванд", 1961), "Любовь горянки" ("Ишки духта-ри кухрор", 1962), "Страницы дневника" ("Варакхри мухдббат", 1979), "Бунт разума" ("Исьёни хирад", 1979) М.Миршакара, "Аллея влюбленных" ("Кучабоги ошикон, 1962) Л.Шукухи, "Легенда гор" ("Киссаи кухсор", 1968), "Чудо" ("Эъчози санъат", 1968), "Неоконченная повесть" ("Киссаи нотамом", 1969) Боки Рахимзода, "Солнце в пути" ("Офтоб дар pox", 1956), "Гуль-шан" (1956), "А мать здала" ("Модар нигарон буд", 1962) Ф.Ансори, "Асрор" (1957), "Сестра революции" ("Хашпираи инки-лоб", 1979), "Солнце и свет" ("Нору нур", 1975) Гаффара Мир-зо, "Вступление в жизнь" ("Сарахбори зиндаги", 1958), "Первая любовь" ("Мехри аввал", 1961) Абдумалика Бахори, "Антон" (1976), "Часовой у мавзолея" ("Посбони макбара", 1980) Кутби Кирома, "Голоса Сталинграда" ("Суруши Сталинград", 1979), "Отец" ("Падар", 1976), "Раненые книги" ("Китобхри захмин", 1969), "Колыбель Авиценны" ("Гахвораи Сино", 1979) Мумина Каноата.

После 50-х гг. в таджикской советской литературе место изображения общих картин постепенно занимали исследование и осмысление характера. Изображение общей судьбы народа, исторических судеб широких народных масс все чаще осуществлялось через изображение оудьбы отдельного человека, его места в обществе, ответственности личности перед обществом, перед народом.

В 20-е - 30-е гг. в центре внимания литераторов была общая судьба народа."Одна из отличительных особенностей революционной поэзии 20-х гг. у различных народов заключалась в том, что поэты почти не придавали значения конкретным приметам явлений времени, обращая основное внимание не на частные, индивидуальные качества человека, а на общие черты его характера , - пишет М.Шукуров. Эту особенность он наблюдает и в поэмах 30-х - 40-х гг., что могут подтвердить многие черты поэм того периода.

В поэме Лайрава Сулаймони "Кровавый трон" весь мир произвола и гнета отображен в образах эмира и его окружения, однако эти персонажи ни одной какой-либо конкретной чертой не отличаются друг от друга, их образы воплощают лишь общее для всех них. В этом произведении отсутствует даже положительный герой, и народ- крестьяне и труженики городов "действует как положительный герой".

В поэмах же, где изображаются судьбы отдельных людей, эти отдельные личности выражают также лишь общее. В поэме "Вода жизни" в символических образах Сангина и Сїдоангуль воплощен образ таджикского народа. История этих героев, их жизнь, полная страданий и лишений - история жизни всего трудового таджикского народа.

В поэме "Золотой кишлак" образ старика-отца Шарафцжона также символизирует судьбу всех обездоленных, которые в поисках лучшей доли скитались вдали от родных мест.

Эти особенности романтической поэмы не исчезают и в начале 50-х гг. В этот период, с одной стороны, под влиянием традиций классической литературы и поэм 30-х - 40-х гг., а с другой, - под воздействием реальной действительности появляются романтические поэмы, образы героев которых не индивидуализированы и содержат в себе элементы обобщения. Таковы поэмы "Чудо народа" Сухайли (1946) и "Пери счастья" (1946) Лахути. Обе они написаны в форме аллегорической притчи. I. М.Шукуров. Болу пари назм. - Садои Шарк,, 1972, J& 4, с.ИЗ. В своей поэме Сухайли стремится показать героизм таджикских трудящихся, их самоотверженный труд. При описании главного героя поэмы Кодирова, прибегая к романтическим краскам, к романтически приподнятой тональности повествования, он рисует образ сказочного богатыря.

С середины 50-х гг. поэма начинает новый путь своего развития, прочную основу для которого, отвечая на требования времени и используя опыт литератур народов СССР, заложили некоторые поэты-новаторы. Здесь следует отметить в первую очередь роль М.Турсун-заде и его поэмы "Хасан-арбакеш". В этой поэме М.Турсун-заде впервые в таджикской советской поэзии нашел реалистические средства изображения внутреннего мира, действий и поступков рядового таджикского труженика, формирования новых черт его характера, его мировосприятия в условиях советской действительности. В этом произведении проявляются такие особенности реалистического изображения, как индивидуализация образов и отображение места и времени описываемых событий со всеми характерными для них историческими приметами.

Уделяя в этой поэме особое внимание качествам, характерным для своего героя, М.Турсун-заде создает живой, индивидуализированный образ человека-труженика в его соотнесенности с общей судьбой народа. "До "Хасана-арбакеша" у него ( у М.Турсун-заде, Х.А.) не было такого произведения, где психологизм, показ становления человека достигали бы такого уровня мастерства, - пишет В.Огнев!

I. В.Огнев. Я с Востока свободного. - Памир, 1971, $ 4, с. 23.

Характер Хасана сложен и порой противоречив. С одной стороны, это смелый юноша, трудолюбивый и благородный, всем сердцем ненавидящий врагов Советской власти. Он испытал все горести жизни дореволюционного прошлого и поэтому особенно ценит новую жизнь. Когда спекулянт мукой предложил Хасану перейти вместе с ним границу, Хасан сбросил его с арбы вместе с его мешками и доказал тем самым чистоту своих помыслов, честность и порядочность.

Достоинства Хасана поэт изображает с увлечением, с каким-то особым горделивым чувством. Употребляя местоимение "наш" он каждый раз подчеркивает свою симпатию к нему:

Его высоко нагруженный воз

Стал вдруг ареной яростной борьбы:

Хватил он спекулянта чем пришлось

И на землю спихнул его с арбы.

(пер. В.Державина)

Когда автор говорит о Хасане, в его речи появляются шутливые народные выражения:

Край тюбетейки загнут для красы

Платком затянут юношеский стан,

Хоть не пробились у него усы,

р Мужчиною себя считал Хасан.

С другой стороны, Хасан упрям, горд и заносчив. Эти качества не позволяют ему, подобно друтим арбакешам, вступить в какую-либо организацию. Независимость и "свобода" для него дороже всего. Ни за что не хочет он расставаться со своим "породистым конем" и своей "кокандской арбой". Этими качествами он напоминает героя поэмы А.Твардовского "Страна Мура твия" Никиту Моргунка. Раскрывая эти черты Хасана, М.Турсун-заде исследует психологию мелкособственничества, обусловившего неорганизованность и слабость трудового народа.

Духовный мир, психология Хасана раскрываются ж в его поступках, и в диалогах и в авторской характеристике. Психологизм в поэме "Хасан-арбакеш" тесно связан с общественной жизнью. Изображая духовный мир Хасана, М.Турсун-заде показывает те огромные сдвиги, которые произошли в жизни общества, и те факторы, которые сыграли важную роль в формировании социалистического сознания. В этой поэме духовный мир человека неразрывно связан с общественным развитием, и мы через призму сознания героя наблюдаем возникновение важных явлений в общественной жизни.

Большая жизненная сила образа Хасана в его изменении и развитии. Он не одинаков на протяжении всей поэмы. Кипение новой жизни глубоко воздействует на Хасана, на его характер. М.Турсун-заде, подобно психологу, прослеживает эти изменения через выразительные, чтанко поданные картины, путем противопоставления старого и нового и других точно найденных деталей, Хасан - неглупый человек, он понимает, что в одиночку, без людей он не сможет жить. Но даже самому себе не хочет в этом признаться. Он завидует тем, кто пересел на машину, он страдает в душе, однако для него "слезть с коня - значит сдаться". В поэме все эти душевные страдания, сомнения, колебания Хасана показаны весьма достоверно, реалистически убедительно, и в каждой строке повествования ощущается биение сердца поэта. Этот факт очень интересен, и при анализе поэмы нельзя не обратить на него внимания.

Читая некоторые строки поэмы, читатель не может сдержать улыбки. Однако, когда поэт рассказывает о страданиях героя, его обидах и огорчениях, в стихах его начинают звучать тоскливые нотки. В таких случаях он выражает не только переживания своего героя, но и собственное волнение, превращаясь в лирического героя.

Лирический герой предстает в поэме как самостоятельный образ и играет в ней весьма значительную роль. Внося в эпическое повествование лирическую струю, он изменяет природу эпической поэмы и тем самым расширяет возможности жанра.

В эпических поэмах классиков лирика также занимала немалое место. В них или в начале, еще до описания событий, или в конце, уже после завершения его, следуют разделы, в которых автор объясняет причины написания произведения, дает некоторые сведения о себе, жалуется на несправедливости неба-судьбы, обращается с наставлениями к сыну и т.п. При этом он выражает свои чувства, свое отношение к окружающим, к обществу, к содержанию книги. Однако, когда начинается рассказ о событиях, изображаемых в поэме, роль автора меняется. Личность поэта в классической поэме находит выражение также в выборе сюжета, конфликта, в обрисовке героев, в пейзажных зарисовках и т.д. Однако все это не означает его непосредственного участия в движении сюжета.

Реальный факт и художественный вымысел

Г.М.Фридлендер, один из исследователей реализма, писал: "... законом реалистического искусства и литературы является не только наличие у автора творческой индивидуальности, но и значительность этой индивидуальности, которая определяется в первую очередь широтой, многосторонностью и глубиной авторского отношения к жизни.

Не случайно всякое крупное произведение реалистической литературы ведет нас не только к своим героям, но и к автору, вызывает у читателя интерес к его личности, его взглядам на жизнь и даже к его биографии. Подобный интерес определяется,

с нашей точки зрения, самой природой реалистического искусст р ва слова, вытекает из внутренних основ его поэтики".

В таджикских поэмах последних лет видное место занимает лирический герой, в них вводится все больше фактов биографии автора, глубже и четче раскрываются его отношение к изображаемым событиям, субъективное начало, что еще сильнее укрепляет реалистические основы жанра.

Поэма Мумина Каноата "Отец" опирается на конкретно-исторические события и действуют в ней исторические личности. Большую роль в этом произведении играет лирический герой. И хотя не с ним происходят изображаемые события, о них рассказывает ему близкий человек, тем не менее он чувствует, какое впечатление они произвели на его отца, и поэт, обращая все свое внимание именно на это, показывает таким образом, насколько чужды простым людям кровопролитие, насилие, жестокость. Размышляя об исторических судьбах народа, он старается заставить и читателя задуматься вместе с ним.

Через образ положительного героя М.Каноат связывает исторические события периода борьбы народа против басмачей с нашим временем, т.е. поднимает проблему преемственности поколений. Он показывает современное поколение как продолжателя дел и борьбы поколений прошлых лет:

Дитя души широкой, как река,

Я вырос на подоле кишлака.

И я твое наследство сберегу

На этом и на новом берегу.

Уже моим огнем озарено

Великой революции зерно!

(Пер. Ю.Кузнецова)

Образ поэта, чуткого, впечатлительного, усиливает также лиризм поэмы, ее эмоциональность. Весьма впечатляющи обращения лирического героя к старшему поколению, прекрасно выражающие его чувства, его любовь и преданность отцу, революции, народу и родной стране.

Нельзя не отметить, однако, что порой биение сердца лирического героя приглушает биение пульса отца. Если бы в поэме мысли отца, его .душевное состояние, его страдания были изображены глубже, то и характер его предстал бы полнее. Поэт же, говоря о душевных движениях отца, простого, честного человека, готового пожертвовать своей жизнью ради спокойствия и блага других, ограничивается лишь краткими его воспоминаниями. Однако, хотя воспоминания эти и вызывают сильные чувства и изложены со всей искренностью, в чеканных, берущих за сердце строчках, не могут полностью удовлетворить читателя.

Лирический герой в эпической поэме только тогда способствует укреплению ее реалистической основы, когда, ярко и глубоко выявляя себя, свой образ, с неменьшей яркостью и глубиной раскрывает качества главного героя, помогает проявлению его чувств.

Внимание Мумина Каноата обращено на те события жизни, которые являются поворотными в судьбе человека и народа. И эта судьба подчинена велению истории. Этому велению подчинены и действия героя.

Это можно считать одной из характерных особенностей эпической поэзии М.Каноата.

Сталинградская битва была решающим поворотом в ходе Великой Отечественной войны, определяющим судьбу участников этого сражения, судьбу советского народа, судьбу мира. Это событие и стало в центре внимания в поэме "Голоса Сталинграда". Что же касается поэмы "Отец", то в ней на первый план выступает проблема судьбы поколений в свете революции, свершенной народом навсегда сбросившим цели рабства и угнетения. Концовка произведения еще раз утверждает мысль, что над трудовым народом навечно воссияла Звезда счастья.

В поэме "Колыбель Авиценны" поэт также обращается к тем моментам жизни великого таджикского мыслителя, которые отражают в себе итоги серьезных исторических сдвигов. Каждая глава этой поэмы охватывает какой-либо один важный этап жизни Абу Али Сино, данный в свете жизни общества и эпохи.

В целях глубокого постижения личности Абу Али Сино Мумину Каноату пришлось долго и внимательно изучать его произведения, рассказы и легенды о нем, прочитать немало исторических трудов. Эпоха, в которую жил Абу Али Сино, была временем заката государства Саманидов, захвата и разорения кочевниками-завоевателями Бухары, временем усиления невежества и дикости абсолютизма, жестокого давления на науку и культуру, гонений и преследований их великих представителей. Все это служит в поэме не просто фоном, а оживает в ярких картинах. Отношение героя к изображаемым событиям движет сюжет и выявляет сущность истории.

Мудан Каноат смотрит на историю глазами художника,склонного к философским обобщениям. В этом смысле духовная настроенность поэта полностью совпадает с исканиями великого философа, что приобретает еще большее значение для создания его яркого образа.

Трудности, с которыми на каждом шагу сталкивался Абу Али Сино, этот знаменосец науки и знаний, светоч могущества человеческого разума, делают его похожим на человека, спасающего из огня сокровищницу .духовных ценностей и желающего надежно сохранить ее.

Абу Али Сино сын своего времени, и его личность необходимо было рассматривать в свете тех сдвигов в развитии общественного сознания, которыми была насыщена его эпоха. В лице Ибн Сины нашли свое воплощение достижения человеческого мышления,, сила человеческого гения и стремительное развитие знаний.

Мумин Каноат стремился высветить сущность личности Абу Али Сины с позиций современности. В чем же она, эта сущность? Ответ на этот вопрос поэт искал в творчестве самого Ибн Сины и установил .для себя, что же имеет первостепенное значение для создания образа великого сына народа. На это указало ему одно из известных четверостиший Ибн Сины:

От глубин черного праха до зенита Сатурна

Я разрешил все загадки мироздания.

Я развязал пути всех хитрых мыслей.

Развязались Есе узлы, кроме одного, - узла смерти.

Именно эта мудрость определяет композицию поэмы, ее структуру. В каждой главе идет речь о какой-либо одной из тех загадок, которые Абу Али Сино стремился разрешить ЕСЄМИ силами своих знаний и способностей. Начиная с первой главы Ибн Сино выступает не только как мудрый ученый и искусный врач, но и как большой мыслитель и совершенный человек. В избавлении Нуха Саманида от страшной болезни он видит путь к осуществлению своих жизнетворных устремлений. Кроме того, он надеялся пробудить в правителе патриотические чувства. Под влиянием суждений Ибн Сины в Нухе заговорила гордость древней культурой народа его страны, укрепилось стремление к мирным, дружественным отношениям с соседними государствами. От главы к главе все четче вырисовывается облик Ибн Сины как человека-борца, истинного жреца, науки, человека глубокой мысли и высоких помыслов. Необычайная сила воли, целеустремленность в поисках истины дают ему возможность выдержать все невзгоды и испытания его неустроенной, скитальческой жизни и ни на минуту не прекращать своей деятельности. Он активен и деятелен при любых обстоятельствах. Даже в те дни, когда, не подчинившись приказу такого жестокого правителя, как султан Махмуд, он вынужден скрываться от его гнева, не ослабевают стремления Ибн Сины служить интересам человечества. Именно в это время он отважился на столь опасное дело, как изучение анатомирования трупов умерших.

Б действиях и поступках героев поэт раскрывает диалектику человеческих характеров и суть эпохи. Поэма насыщается глубоким философским содержанием. Особое место Е ней занимает символика. Приемы символики и аллегории, способствующие бо -леё полному раскрытию глубины смысла изображаемого и широте охвата и осмысления жизненных явлений, наблюдаются во всех главах. При описании решения первых загадок жизни в качестве символа выступает корона Пуха Саманида, олицетворяющая произвол и власть его над обездоленными и указывающая в данной главе на одну из заповедей искусства врачевания Ибн Сины: для исцеления тела необходимо исцеление духа. Именно поэтому, говоря о короне, поэт называет ее второй болезнью. Эмир снимает с себя "обруч золотой" - этот жест символизирует здесь отступление гордого высокомерия повелителя перед мудростью и гением Абу Али Сины:

... Вспомнил шах о жизни сладкой,

Погасил свой гнев украдкой,

Снял свой обруч золотой...

Нелегко далась уступка,

но и все же решено...

(Перевод М.Синельникова)

Рассматривая величие духа Авиценны с позиций народа, поэт ищет в народных легендах об этом необыкновенном человеке наиболее характерные черты его личности. Так, в разделе о второй загадке приведены предания о том, как Сино предсказал, из какой двери выйдет шах, о том, как он нашел средство избавить людей от страшного чудовища и о том, как он почувствовал, что под покровом что-то лежит "толщиной всего в лезвие кинжала". Эти легенды использованы не только для того, чтобы продемонстрировать мудрость и проницательность Ибн Сины. Каждая из этих легенд содержит в себе аллегорию, имеющую глубокий философский смысл. Приводя их, поэт размышляет о жизни и смерти, добре и зле этого мира, добром и злом началах человеческой природы, убедительно раскрывая в то же время отношение к этим проблемам Авиценны и причины гибели государства Саманидов.

Но всего лишь два выхода ведает мир:

Пробуждения путь, засыпания путь,

Разрешения путь, прорастания путь,

I. Мумин Каноат. Колыбель Авиценны, с.31.

Справедливости путь,

Угнетения путь...

Царь - последний избрал и не хочет свернуть,

И сегодня мне жаль не дворца и двора,

Жаль такого слепца и тебя, Бухара.

Одним из проникновениейших мест поэмы является рассказ о горестных переживаниях Ибн Сины у бездыханного тела перелестной девушки. Его скорбные рыдания по загубленной молодой жизни - резкий протест против невежества, против порочных устоев эпохи. Тело прекрасной деЕушки - символ красоты жизни и последствий фанатизма и дикости законов того времени. Этот эпизод, показывающий преклонение как Ибн Сины, так и поэта, перед красотой, имеет особое значение для раскрытия гуманистической направленности произведения.

Жизнь дает человеку всевозможные поводы для раздумий, особенно тому, кто пытается повлиять на ход времени. Как выясняется из произведений Абу Али Ибн Сины, он постоянно размышлял над загадками и тайнами жизни. В поэме М.Каноата раздумья ученого-мыслителя занимают значительное место. Само толкование сложностей жизни предстает как СЕОЄГО рода загадка, и размышления о них, продолжающиеся на протяжении всего повествования, составляют философский аспект произведения, подчиняя себе художественную мысль автора.

В главе, воссоздающей встречу Авиценны с шейхом Абу-саидом Мейхени, особенно убедительно отражено, что основу философских взглядов Абу Али Ибн Сины на природу и человека определяют объективные законы действительности. Аргументы

Ибн Сины выявляют бессилие шейха перед ясностью мысли и практикой жизни. Большой жизненный опыт, огромные знания, активный гуманизм, которым руководствуется Ибн Сино, побеждают суфийскую мистическую философию с ее проповедью затворничества и отрешения от жизни.

Ибн Сина ко всему подходит с точки зрения интересов и пользы для человека и именно с этих позиций критикует суфиев: О эти праведники! Пусть

чуть выйдут из себя самих, Покинут угол темный свой

забудут саван хоть на миг! Увидят все, что видел я

глазами зоркими ума: В телах страдают сотни душ,

когда их давят гнет и тьма... Частицу боли ощутив,

узнают стыд, И сострадания порыв

их возродит, Забудут поиск свой пустой,

но станут все-таки людьми. Искать не будут маяка,

но станут звездами, пойми!... Основу сюжета поэмы, связанного с диалектической жизни общества, составляет острый конфликт, причем этот конфликт -не просто столкновение положительных и отрицательных героев, его суть определяют важные ЯЕЛЄНИЯ общественной жизни и развития философской мысли. Это конфликт между светом и тьмой, I. М.Каноат. Колыбель Авиценны, с.53.

Разумом и невежеством, справедливостью и низостью, сообщающий большой драматизм произведению. В каждой главе поэмы, охватывающей какое-либо одно событие из жизни Ибн Сины, повествование принимает напряженный драматический характер.

Похожие диссертации на Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра