Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка "Слишком далеко идти" Гринева Марина Владимировна

Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка
<
Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гринева Марина Владимировна. Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка "Слишком далеко идти" : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 Н. Новгород, 2005 165 с. РГБ ОД, 61:06-10/86

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Проблема циклизации в трудах отечественных и зарубежных исследователей. С. 20.

Глава II Новеллистика Джона Апдайка в социокультурном контексте Америки 50-70 гг. С. 40.

II.1. «Идеология семьи» в контексте американской действительности 50-70 гг. и проблема семейных коллизий в литературе этого периода. С. 40.

II.2. Новеллистика Апдайка и американская новелла 50-70-х гг. С. 53.

II.3. Цикл «Слишком далеко идти» и «малая проза» Апдайка. С. 64.

Глава III Художественный мир новеллистического цикла «Слишком далеко идти» С. 88.

III. 1. Комплекс семейно-бытовых мотивов, как циклоформирующий элемент. С. 88.

III.2. Образ Ричарда Мэйпла - художественная доминанта цикла. С. 115.

III.3. Автобиографические мотивы в цикле. С. 125.,

Заключение. С. 141.

Библиография. С. 147.

Введение к работе

Джон Апдайк (John Updike, 1932) принадлежит к тому послевоенному поколению современных американских писателей, чье творчество во многом определило философскую направленность и эстетический уровень современного литературного процесса США. Являясь значимой фигурой не только в литературном процессе своей страны, но также н в истории мировой литературы, Джон Апдайк - один из немногих писателей США, которые были отмечены Пулитцеровской и Национальной книжными премиями. Его произведения становятся предметом внимания не только журнальных рецензентов, но и университетской, академической критики.

Первые переводы произведений Джона Апдайка появились в России в 60-е годы. Это были отдельные стихотворения го сборника «Деревянная курица и прочие ручные создания» (The Carpented Hen and Other Tame Creatures, 1958), новеллы из сборника «Голубиные перья» (Pigeon Feathers, 1962). Они сразу же привлекли к себе внимание литературоведов. С выходом в 1965 году самого известного романа Апдайка «Кентавр» (The Centaur) в русском переводе интерес к творчеству американского прозаика значительно возрос. Появилось большое количество статей отечественных исследователей, которые акцентировали внимание на актуальности затрагиваемых Апдайком тем1. Его имя вошло в научные монографии и сборники статей, посвященные американской литературе XX века. Пик популярности его произведений в нашей стране приходится на 70-е годы.

В российском литературоведении к творчеству Апдайка обращались такие известные американисты, как А. Елистратова, М. Мендельсон, М.

Тугушева, Ю. Лидский, А. Мулярчик, Т. Морозова, Е.Стояновская, Р. Самарин. Предметом внимания отечественных литературоведов становится проблематика основных романов писателя. Представители старшего поколения российских американистов А. Елистратова и М. Мендельсон акцентируют внимание на социальном характере затрагиваемых Апдайкам тем.

Анализируя два наиболее известных романа Апдайка - «Кролик, беги» (Rabbit, Run, 1960) и «Кентавр», А. Елистратова приходит к выводу о том, что самое ценное в них - острое чувство реальных жизненных конфликтов, наблюдательность и пытливость, с какими автор вглядывается в жизнь современников. «Сквозь натуралистическое бытописание «Кролика», как и сквозь вычурную мифологическую образность «Кентавра», - справедливо считает исследовательница, - пробивается живая, смелая критическая мысль писателя»2.

М. Мендельсон, один из наиболее часто обращавшихся к творчеству Д. Апдайка российских литературоведов, в монографии «Современный американский роман» (1964), анализируя роман «Кролик, беги», хотя и говорит, что Апдайку свойственна «не часто встречающаяся в современной литературе США способность творчески расти от книги к книге», замечает, что идейно - художественное значение этого произведения «не очень велико». С его точки зрения, Апдайк «слишком однообразным тоном повествует... об эпизодах жизни тусклой и скучной, о людях, в которых почти не пробуждаются подлинно человеческие черты» . Вместе с тем, представитель старшего поколения отечественных исследователей считает, что «нельзя пренебрегать тем интересным, что, несомненно, присутствует в лучших романах писателя, а порою чувствуется даже в отнюдь не первоклассных его сочинениях»4. Апдайк, с точки зрения М. Мендельсона, как правило, не только запечатлевает повседневную жизнь рядовых американцев, но и вводит в свои книги социальный контекст, ставит важные социальные проблемы. Немаловажным для нашего исследования является замечание М. Мендельсона о том, что романы писателя развивают тематику его новелл.

Более детальный анализ творчества Апдайка исследователь проводит в одной из глав книги «Роман США сегодня - на заре 80-х годов» (1983). В ней М. Мендельсон подробно анализирует следующие произведения Апдайка: повесть «Ферма»(ОҐ the Farm, 1965), романы «Кентавр», «Супружеские пары»» (Couples, 1968), «Кролик, беги», «Месяц безделья» (A Month of Sundays, 1975), «Давай поженимся»(Маггу Me, 1976), «Переворот»» (The Coup, 1978). Полемизируя с английским писателем Дж.Олдриджем, утверждавшим, что Алдайк - третьеразрядный прозаик, которому «нечего сказать»5, М. Мендельсон, тем не менее, приходит к выводу, что творчество Апдайка крайне противоречиво, что его романы оставляют двойственное впечатление, что тяга Апдайка к изысканной образности не всегда приносила хорошие результаты. «Автор так гордится своим умением говорить образно, что готов этим хвастать»6, - считает М. Мендельсон. Достоинством, компенсирующим этот недостаток, является, по мнению исследователя, обращение Апдайка к серьезным социальным проблемам. Лучшими произведениями писателя, заслуживающими называться шедеврами современной американской литературы, М. Мендельсон считает роман «Кентавр» и повесть «Ферма». В других произведениях Апдайка он находит значительные недостатки. Например, в романе «Супружеские пары», по его мнению, «язык писателя кажется полинявшим»7.

Ю. Лидский в книге «Очерки об американских писателях XX века» посвящает Джону Апдайку главу, в которой, наряду с биографическими

фактами, дает анализ наиболее известных произведений американского прозаика, начиная с его первого романа «Ярмарка в богадельне» (The Poorhouse Fair, 1959) и заканчивая повестью "Ферма". Он справедливо считает, что Апдайк достиг того уровня известности, когда читательский интерес привлекают не только его значительные художественные произведения, но и публиковавшиеся на протяжении ряда лет в журналах пародии, фельетоны, рецензии и автобиографические заметки. Ю. Лидский справедливо полагает, что «можно и даже нужно относиться критически к тому, что Апдайк пишет, но нельзя отрицать значения его творчества в сегодняшней американской литературе»9.

Автор монографии «Послевоенные американские романисты» А. Мулярчик посвящает творчеству Д. Апдайка главу под говорящим названием - «Кролики, кентавры, люди». Помимо романа «Кентавр», романов о Кролике и повести «Ферма», исследованием которых зачастую ограничиваются другие критики, А. Мулярчик уделяет пристальное внимание первому роману писателя «Ярмарка в богадельне», а также, романам «Давай поженимся» и «Супружеские пары». Определяя место Апдайка-романиста в истории американской литературы ХХ-го века, вписывая его произведения в социальный контекст, А. Мулярчик замечает, что подобно тому, как Достоевский в «Бесах» пытался проникнуть в суть конфликтов пореформенной России, так и Апдайк «оттеняет симптомы кризиса Америки»10. Важными для нашего исследования является обращение А. Мулярчика к теме семьи, любви и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной в творчестве Апдайка. К середине 70-х годов, - справедливо подчеркивает А. Мулярчик, область интимных человеческих переживаний полностью завладела вниманием американского прозаика и стала основной темой как в его новеллистике, так и в романном творчестве.

Наряду с социальной проблематикой, российские исследователи отмечают значимость и других тем в творчестве Апдайка.

Автор монографии «Литература и нравственный опыт человека Размышления о современной зарубежной литературе»11 В. Днепров, анализируя роман «Кентавр», отмечает противоречивость колдуэлловского гуманизма, связывая этот феномен с «идеологической плененностью и зависимостью автора»12. Известный исследователь в данном случае, как и многие его современники, оказывается в плену идеологической парадигмы.

Акцент в книге Т. Денисовой «Экзистенциализм и современный американский роман»13 сделан на проблеме индивидуума, вычлененного из коллектива, в творчестве Апдайка - прозаика. Автор связывает постановку этой проблемы с особенностями американского менталитета. М. Петрова - автор статьи «Политические мотивы в произведениях Апдайка «Переворот «Снова о Бехе» (Bech is Back, 1982)14 акцентирует внимание на все более частом обращении писателя в конце 80-х к проблемам идеологическим, политическим.

Т. Морозова в книге «Спор идет о человеке в американской литературе»15 говорит об особенностях типа героя Апдайка (романы «Кролик, беги», «Исцелившийся кролик», «Кролик разбогател», новеллы ранних сборников писателя). С точки зрения Т. Морозовой, это - один из героев, появившихся в разгар экономического процветания 50-х, принципиально отрицавший материальное изобилие в качестве конечной цели и высшего идеала человеческой жизни. Соглашаясь с мнением американского критика Д. Ристоффа, Т. Морозова пишет: «Эволюция Кролика явилась точным отражением развития общественной жизни в США о за последние тридцать лет, в течение которых на смен) молодежному бунту и разнообразным радикальным течениям пришли прггоычный консерватизм и возрождение традиционных «американских ценностей»10.

Е. Стеценко в книге «Судьбы Америки в современном романе США» а посвящает творчеству Апдайка одну из глав. Ссылаясь на исследования Р. Надо, Е. Стеценко говорит о влиянии на философскую концепцию Апдайка «новоортодоксшіьной христианской теологии» Карла Барта, отрицавшего представление о Боге как руководителе человечества, создателе цивилизации, морали и религии» е. Анализируя в большей степени роман Апдайка «Версия Роджера» (Roger s Version, 1986) и в меньшей роман «С» (S., 1988), исследовательница справедливо замечает, что у писателя любые философские и религиозные учения оказываются бесплодными, если они становятся оторванными от реальной жизни и вступают в противоречия с человеческой природой и этикой.

В. Оленева - одна из немногих отечественных литературоведов, обращавшихся к творчеству Апдайка-новеллиста. В монографиях «Современная американская новелла» и «Социальные мотивы в американской новелле»20, вписывая новеллистическое творчество писателя в контекст современной американской малой прозы, исследовательница акцентирует внимание на том, что по своей социальной направленности, типу героя, способам создания общего впечатления, произведения Апдайка наиболее близки к новеллам Д. Сэлинджера. Анализируя новеллы Апдайка, вошедшие в состав его первых сборников «Та же дверь» (The Same Door, 1959) и «Голубиные перья», В. Оленева отмечает, что наиболее характерной чертой новеллистики писателя является автобиографичность, а превалирующими в его произведениях становятся темы семьи и воспоминаний о прошлом. Исследовательница также подчеркивает пристрастие Алдайка к психологическим характеристикам, а одной из отличительных черт его дарования считает острое чувство времени.

В книге «Модернистская новелла США 60-70 гг,»л, прослеживая пути развития американской новеллы ХХ-го века, В. Оленева справедливо ставит имя Алдайка-новеллиста в один ряд с именами Д. Сэлинджера, Д. Чивера, Д. К. Оутс, Б. Малламуда, А. Мальца. Важным является упоминание В. Оленевой о влиянии на Алдайка традиций школы «Нью Йоркера». Исследовательница справедливо относит Алдайка к писателям - реалистам, которые не подверглись сколько-нибудь значительному влиянию модернистских тенденций, усилившихся в литературе США в 60-70 гг.

В контексте данного исследования нельзя не отметить статью отечественного литературоведа Н. Иткиной «Метафоры Джона Алдайка»""2. Рассуждая о поэтике апдайковской прозы, исследовательница, наряду с романом «Кентавр», анализирует новеллы «Полет» (Flight), «Голубиные перья», «Натюрморт» (Still Life), «Счастливый человек из Бостона, наперсток моей бабушки, остров Фэнинг» (The Blessed man of Boston, My Grandmother s Thimble, and Fanning Island), «Постоянство страсти» (Persistence of Desire). В основе художественного мира Алдайка, по мнению исследовательницы, -метафорическое изображение действительности, склонность к которому Н. Иткіша связывает с живописным даром писателя, с особой, врожденной воспріжмчивостью его к форме и цвету.

Среди зарубежных литературоведов к творчеству Джона Алдайка обращались такие исследователи, как Р. Детвейлер, Э. и К. Хамильтоны, Дж. В. Хант, Л. Тэйлор, Д. Грейнер, Р. Берхард, Р. Лашер, Дж. де Беллис, А. Майзенер и многие другие. Наибольший интерес представляют монографии Р. Детвейлера, 3. и К. Хамильтонов, Дж. В. Ханта и Д. Грейнера. В связи с целями данного исследования мы ограничимся упоминанием только тех глав из книг вышеупомянутых авторов, в которых идет речь о новеллистическом творчестве Алдайка.

Р. Детвейлер в монографии «Джон Апдайк»", наряду с исследованием романов, стихов и пьесы писателя «Бъкженен умирает», проводит подробный анализ новелл из сборников «Та же дверь», «Голубиные перья», «Музыкальная школа» (The Music School, 1966), «Бех: книга» (Bech: A Book, 1970), «Музеи и женщины» (Museums and Women, 1972), циклов «Слишком далеко идти» (Too Far То Go, 1979) и «Проблемы» (Problems, 1979). В главе, посвященной циклу «Слишком далеко идти», критик прослеживает развитие основных тем, указывает на наличие автобиографических элементов в произведении. К сожалению, автор монографии уделяет внимание не всем составляющим цикла. Он не упоминает, например, новеллу «Нагота» (Nakedness), которая, с нашей точки зрения, является одним из важных компонентов цикла.

Д. Грейнер в монографии «Другой Джон Апдайк: стихи/ новеллы/проза/пьеса»i4 исследует поэзию, драматургию и малые прозаические жанры в творчестве Алдайка. Анализируя новеллы сборников «Та же дверь», «Голубиные перья». Рассказы об Олинджере» (Olinger Stories, 1964), «Музыкальная школа», «Музеи и женщины», Д. Грейнер прослеживает становление и развитие мастерства Алдайка-новеллиста и полемизирует с суждениями друтих критиков. Разделяя точку зрения большинства исследователей творчества американского прозаика, Д. Грейнер приходит к выводу о том, что «носящая социальный характер художественная: проза Алдайка является метафорой Америки середины века»л .

3, и К. Хамильтоны в монографии «Элементы Джона Апдайка»"0 большое внимание уделяют анализу новелл, посвященных теме семьи и брака. В частности, четвертая и пятая главы книги посвящены исследованию новелл о чете Мэйпл, вошедших в состав сборников «Та же дверь», «Музыкальная школа», «Музеи и женщины».

В основе интерпретации большинства новелл, предложенной амерішанскими литературоведами, - парадигма библейских аллюзий и символов. Исследователи проводят параллели между новеллами и романами писателя, отмечают автобиографические моменты. Прослеживая историю отношений героев новелл, еще не объединенных Апдайком в цикл, Э. и К. Хаьшльтоны выделяют кульминационные моменты, указывают на взаимосвязи между ними. К сожалению, они не акцентируют внимание на новелле «Поклонник собственной жены» (Wife-Wooing) - одной из составляющих цикл «Слишком далеко идти», которая к момегау издания монографии уже вошла в состав второго сборника новелл Апдайка «Голубиные перья».

Дж. В. Хант в книге «Джон Апдайк и три великие секретные темы: секс, религия и искусство» дает анализ проблематики основных произведений писателя, опубликованных к моменту создания монографии. Среди новеллистического творчества Апдайка исследователь особо выделяет сборник «Музыкальная школа», поскольку, с его точки зрения, именно эта книга отражает процесс становления художеств енного мастерства американского прозаика. Сравнивая новеллы из «Музыкальной школы» с произведениями писателя, созданными им в начале творческого пути, критик фиксирует изменения в способах создания образов, проблематике, трактовке им «вечных» тем.

Среди работ, посвященных исследованию тематического комплекса новеллистики Апдайка, следует отметить монографию Р. Берхардаге. На примере анализа новелл, составляющих сборники «Та же дверь», «Голубиные перья», «Рассказы об Олинджере» и «Музыкальная школа», исследователь выявляет типологические схождения между ними, очерчивает характерные черты апдайковского героя, а также подчеркивает интерес писателя к изображению мельчайших деталей быта.

С точки зрения исследования темы памяти в новеллистическом творчестве Апдайка, большой интерес представляет статья А. Майзенера «Память в «Голубиных перьях» у. В ней исследователь на примере новелл сборника «Голубиные перья» выявляет причины обращения писателя к названной теме, рассматрішает особенности ее воплощения на страницах новелл.

Большой интерес для данного исследования представляет статья Р. Л. JlaniepaJ,J, в которой автор, анализируя новеллы Апдайка «Благословенный бостонец, наперсток моей бабушки, остров Фэннинг», «Утоптанная грязь, хождение в церковь, умирающий кот, проданная машина» (Packed Dirt, Churchgoing, a Dying Cat, a Traded Car), говорит об экспериментах писателя в области формы новеллистического жанра. Он дает положительную оценку названным новеллам Апдайка, построенным по принципу монтажа. Усматривая связь этих новелл с лирическими новеллами Апдайка, Р. М. Лашер указывает на те особенности, которые отличают его новеллы от произведений этого жанра, созданных другими писателями. Важным является вывод Р. Л. Лашера о том, что приемы, использованные Апдайком при создании новелл, построенных по принщшу монтажа, лежат и в основе объединения новелл в циклы, к которым автор статьи причисляет такие произведения писателя, как «Рассказы об Олинджере», «Бек: книга», «Слишком далеко идти» и «Снова о Беке».

Обращение к работам исследователей творчества Алдаика позволяет сделать вывод о том, что предметом внимания российских литературоведов бьши в основном наиболее известные романы американского прозаика, хотя его перу принадлежат также и многочисленные новеллы (писатель является автором более чем 13 сборников и циклов новелл), большинство из которых не были переведены на русский язык. Отечественные исследователи, в основном, ограничивались упоминанием о существовании новелл в художественном наследии писателя (А. Елистратова, М. Мендельсон, М. Тугушева, А. Мулярчик, Т. Морозова) или обращались к очень ограниченному7 числу его новелл, переведенных на русский язык (В. Оленева). В отечественном литературоведении нет монографических работ, посвященных Апдайку - новеллисту, хотя, новеллистика Апдайка занимает далеко не последнее место в развитии жанра американской новеллы. Об этом свидетельствуют исследования зарубежных критиков (Р. Детвейлер, Э. и К. Хамильтоны, Дж. В. Хант, Д. Грейнер), которые дают высокую оценку Апдайку - новеллисту. Обращение к произведениям писателя в жанре малой прозы дает более полное представление о его художественном мире, особенностях мировосприятия и стилистическом своеобразии художественной прозы Д. Апдайка.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена как необходимостью целостного восприятия творчества Джона Апдайка, невозможного без учета того вклада, который он внес как новеллист, так и актуальностью проблематики новеллистики писателя, посвященной вопросам семьи, брака, отношений между мужчиной и женщиной, активно обсуждаемым как в США, так и в России канца XX - начала XXI вв.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что это первая в отечественной американистике диссертация, посвященная новеллистическому творчеству Д. Апдайка. Автор вводит в литературный оборот не переводивитеся на русский язык новеллы, входящие в цикл «Слишком далеко идти» и другие произведения Апдайка, написанные в жанре автобиографии («Самосознание» (Self - Consciousness, 1989), эссе и литературно - критической статьи («Избранная проза» (Assorted Prose, 1965), «Избранное» (Picked - Up Pieces, 1975), «Прогулка вдоль берега» (Hugging the Shore, 1983),

Теоретическая значимость диссертации обусловлена необходимостью исследования проблемы литературной циклизации в ее соотношении с такими категориями, как мировосприятие и стиль писателя. В научный оборот вводятся работы американских литературоведов, посвященные исследованию жанровых особенностей американской новеллы и проблемам литературного цикла.

Объект исследования в диссертации - новеллистика Джона Апдайка 50-70-х гг.

Предмет исследования - тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом щжле Джона Апдайка «Слишком далеко идти».

Материалом данного исследования стали новеллы, собранные Апдайком в цикл «Слишком далеко идти», а также новеллы сборников «Та же дверь», «Голубиные перья», «Музыкальная школа», «Музеи и женщины», статьи и эссе Апдайка из его сборников «Избранная проза», «Избранное», «Самосознание», «Прогулкавдоль берега».

Цель диссертации - исследовать особенности новеллистики Джона Апдайка на материале непереведенного на русский язык цикла новелл «Слишком далеко идти», проследить развитие темы семьи, брака, отношений между мужчиной и женщиной и ее художественного решения. Тема эта, как известно, является основной как в новеллистическом щжле «Слишком далеко идти», так и в творчестве писателя в целом.

Задачи исследования: - опираясь на труды зарубежных и российских литературоведов, дать дефиниции понятий «цикл», «циклизация»;

- определить место Апдайка - новеллиста в истории американской малой прозы второй половины ХХ-го века;

- рассмотреть отношение к понятиям «семья», «брак» в американском обществе 50-70-х гг. XX века;

- дать анализ новеллистического цикла «Слишком далеко идти» в контексте сборников новелл писателя, в которые они входили до включения в цикл, выявить темы и мотивы, отражающие специфику этих сборников;

- выделить и проследить развитие комплекса семейно-бытовых мотивов цикла «Слишком далеко идти», сфокусировав внимание на функционировании «динамической модели повторяющегося развития» как циклоформирующем признаке;

- выявить автобиографические элементы цикла «Слишком далеко идти» и определить их функцию в произведении;

- ввести в литературный оборот непереведенные на русский язык новеллы цикла «Слишком далеко идти»"1, новеллистических сборников «Та же дверь», «Голубиные перья», «Музыкальная школа», «Музеи и женщины», и произведения малой прозы писателя (автобиография «Самосознание», эссе и литературно-критические статьи, включенные в сборники «Избранная проза», «Избранное», «Прогулка вдоль берега»).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Американская новелла XX века занимает особое место в литературном процессе США. Тенденция к привнесению в жанр амеріисанской новеллы XX века элементов поэтического повествования сближает ее с лирическими жанрами и обусловливает склонность американских новеллистов к созданию новеллистических циклов.

2. Новеллистические сборники «Та же дверь», «Голубиные перья», «Музыкальная школа», «Музеи и женщины» дают наиболее полное представление об эволюции художественного мира писателя, его поэтике и

отражают мировоззренческие и художественные позиции Апдаика, его видение американской действительности 50 - 70-х гг. XX века. Основными темами новеллистики писателя этого периода становятся тема формирования личности подростка, самоопределения человека, поиска им своего места в обществе, тема недостижимости идеала в реальной жизни, тема памяти. Особое место в творчестве писателя занимает тема семьи и взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которая является основной в новеллистическом цикле «Слишком далеко идти». Обращение к теме семьи в американской литературе XX века во многом было обусловлено кризисом института семьи и брака в США в этот период.

3. Аидайк является продолжателем традиций писателей старшего поколения, обращавшихся к жанру новеллы - Ш. Андерсона, 3. Хемингуэя, Ф. С.ФмцДжеральда (выбор героя, специфика композиции, жанра, стиля). Новеллы Джона Апдаика по своей художественной манере тішологіяески близки и новеллистике Дж К. Оутс, Дж. Чивера, Дж. Д. Сэлинджера.

4.Основным іткпоформирующим признаком цикла «Слишком далеко идти» является комплекс семейно-бытовых мотивов, фунщионирование которых подчинено «динамической модели повторяющегося развития». Одни и те же мотивы повторяются автором во всех составляющих цикла в модифицированной форме, получая новое звучание. Цнклоформирующую функцию выполняет и сквозной образ главного героя «Слишком далеко идти» Ричарда Мзйшга,

5. Автобиографическое начало является одной из отличительных черт художественной прозы Апдаика. В новеллистическом цикле «Слишком далеко идти» автобиографические мотивы не только отражают авторство концепцию восприятия окружающей действительности, но и выполняют іщклоформирующую функцию.

6. В новеллах цикла «Слишком далеко идти» нашли наиболее полное отражение особенности стиля Апдаика - новеллиста (лирический характер сюжета, метафоричность повествования, аллюзии, символика), а также, художественные новации литературы XX века (техника потока сознания, прием монтажа).

Теоретико-методологической основой диссертации послужили труды российских и зарубежных исследователей, посвященные литературе США XX века, а также теоретические работы по вопросам жанра новеллы, проблеме литературной циклизации. Рассматривая творчество Джона Апдайка в контексте американской литературы XX века, мы опирались на исследования российских (А. Елистратова, М. Мендельсон, М. Тугушева, Ю. Лидекий, А. Мулярчик, Т. Морозова, Н. Иткина), и зарубежных (Р. Детвейлер, Э. и К. Хамильтоны, Дж. В. Хант, Д. Грейнер, Р. Берхард, Дж. де Беллис, А. Майзенер) исследователей.

Теоретической основой диссертации послужили исследования в области теории литературы М. Бахтина, Ю. Лотмана, В. Хализева, работы, посвященные проблеме жанра новеллы - труды В. Оленевой, И. Виноградова, А. Михайлова, Р. Кае сила, Дж. Гарднера, Р. Лашера, Р. Веста, Н. Фридмана, проблеме циклизации - работы В. Жирмунского, Ю. Тынянова, Л. Гинзбург, 3. Минц, М. Дарвина, Л. Спроге, Л. Лялиной, X. Мастерд, Ф. Ингрема,

Методы исследования - в процессе работы использовались биографический, культурно-иеторігческий, социологический, типологический, лингвистический (компонентный анализ, метод фразеологической идентификации, текстологический) методы исследования. Научно-практическая ценность диссертации определяется возможностью использования ее концепции и материалов при чтении общих курсов «Истории зарубежной литературы XX века», «Истории американской литературы XX века», а также спецкурсов, посвященных американской литературе 50-70-х годов и творчеству Джона Апдайка.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений. применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, детального текстуального анализа.

Апробация работы. Концепция и основные положения диссертации нашли отражение в 6 пубжшациях, а также в докладах на научных конференциях разного уровня - международных, российских и региональных: VII международном научном семинаре «Актуальные проблемы американистики», Н. Новгород, 2001; VIII международном научном семинаре «Актуальные проблемы американистики», Н. Новгород, 2002; 1Х-ой Нижегородской сессии молодых ученых «Голубая Ока», Дзержинск. 2004, Всероссийской научной конференции «Грехневские чтения», Н. Новгород, 2004; Международной конференции «XVII Пуришевские чтения», Москва, 2005.

Структура исследования.

В первой главе - Проблема циклизации в трудах отечественных и зарубежных исследователей рассматривается феномен литературной циклизации, выявляются основные концепции понятия литературного цикла. Особое внимание уделяется принципам циклизации американской short story XX века.

Во второй главе - Новеллистика Джона Апдайка в социокультурном контексте Америки 50-70 гг. определяется место новеллистики Апдайка в контексте малой прозы США второй половины ХХ-го века. Характерные для «малой прозы» Апдайка концепты «семья» и «брак» рассматриваются в контексте американской культуры и литературы этого периода. Особо подчеркивается значимость темы семьи, взаимоотношений между мужчиной и женщиной в художественном творчестве Джона Апдайка. Предпринимается попытка системно и последовательно рассмотреть специфику художественного мира цикла «Слишком далеко идти». При этом входящие в него новеллы рассматриваются как законченные произведения.

В третьей главе - Художественный мир цикла «Слишком далеко идти» новеллы цикла «Слишком далеко идти» рассматриваются как составляющие единого художественного целого, посвященного теме любви, брака, семейных отношений"". В завершающей части третьей главы дан анализ автобиографических мотивов цикла. Вопросы стиля нами рассматриваются в процессе текстуального анализа во всех названных выше главах.

В Заключении подводятся итоги проведенной работы и определяются пути дальнейшего исследования творчества Джона Апдайка.

Список использованной литературы включает 224 названия, из них 91 на английском язьже. Цитация непереводившихся ранее текстов Апдайка дается в переводе автора данной диссертации. 3" Под художественноым миром произведения в диссертац

Проблема циклизации в трудах отечественных и зарубежных исследователей

В данной главе рассматриваются основные концепции цикла, как многокомпонентного художественного единства, а также исследуются основные принципы циклизации американской short story XX века.

Феномен литературной циклизации - это одна из фундаментальных проблем литературоведения XX века. Под циклизацией в диссертации подразумевается «объединение групп самостоятельных произведений в новые многокомпонентные художественные единства»3"1. Обилие работ, связанных с этой проблематикой, позволяют говорить о сложившемся научном направлении - «щпшоведении». Циклы возникали в литературе на разных этапах ее развития. В античности существовали киклические поэмы, в эпоху Возрождения - циклы рассказов («Кентерберийские рассказы» Д. Чосера, «Декамерон» Дж. Боккаччо), в эпох} романтизма - циклы эпические и сказочные («Еврейские мелодии» Дж. Байрона, «Караван» В. Гауфа).

Наиболее ярко развитие циклизации обозначилось к концу XIX -начал} XX века. Циклизации подвергались произведения разных жанров. Изучение опыта исследований европейских циклов позволяет многое прояснить и в циклах американских новелл XX века. В частности, исследования таких ярких примеров реалистической прозы, как «Человеческая комедия» О. Бальзака и «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси.

С точки зрения французского исследователя творчества Бальзака А. Вьормсера, в основе объединения компонентов «Человеческой комедии» в единое целое лежит, прежде всего, главная тема - деньги, являющиеся основной движущей силой общества: «Бальзак, как никто до него, ни после него, сумел изучить и показать страшную губительную силу денег во всех областях жизни» . Единство впечатления в «Человеческой комедии» О. Бальзака, с точки зрения А. Вюрмсера, достигается за счет композиционного приема, положенного в основу построения «Комедии», который состоит в том, что «он не является ловко придуманным литературным ходом, а точным воспроизведением существующих в жизни связей. Бальзаку удается сделать ощутимым течение времени»"".

С точки зрения отечественной исследовательницы Е. Кучборской, необходимость циклизации Бальзаком отдельных произведений обусловлена исторической потребностью реалистично оценить характер отношений в буржуазном обществе, проникнуть в динамику социального прогресса. Основным: циклоформирующим признаком «Человеческой комедии» О. Бальзака исследовательница считает принцип сквозного построения ходящих в нее романов, повторного появления персонажей, продолжения действия и после эпилога: «оно возобновляется в новом романе, куда герои придут в новой своей житейской стадии, новом облике, создавая впечатление непрекращающегося движения жизни»""5.

А. Обломиевский также называет сквозных героев основными скрепами цикла Бальзака, подчеркивая, что «введением в свое творчество «переходящих» персонажей Бальзак как бы концентрирует внимание на том, что отдельные конфликты, находящие разрешение в том или ином случае, не разрешают конфликтов в масштабе всего общества. Рассматривая все свои романы, повести, рассказы как составные части «Человеческой комедии», Бальзак воплощает в ее создании свое стремление сделать художественное произведение отражением всей многообразной и многоплановой жизни общества»J . Не случайно возникает потребность в циклизации романов, посвященных художественному исследованию жизни семьи в ее историческом аспекте и у Голсуорси. Она обусловлена тем. что на рубеже веков после первой мировой войны и социалистической революции в России бурное преобразование жизненных норм, недоступное для быстрого осмысления, вызывало тягу к упорядоченности, стабильности, требовало от писателей попыток разобраться в природе происходящих перемен. Этой задаче соответствовал жанр семейного романного цикла, где история рода дает материал для осмысления перемен, происходящих в обществе. С точки зрения АГавршгажа, основным циклоформирующим признаком форсаитовского цикла можно считать композищюнный прием, который заключается в «завершенности, замкнутости и сюжетообразуемости таких повествовательных единиц, как «абзац, глава, роман» и который позволяет писателю «всесторонне раскрыть каждьш образ, незаметно для читателя ввести сравнительно большое количество персонажей..., дает возможность разоблачить форсайтизм во всем его многообразии, оттенках и во всей его неприглядности, показать несостоятельность и коррупцию политической и общественной систем буржуазной Англии первой четверти XX века

«Идеология семьи» в контексте американской действительности 50-70 гг. и проблема семейных коллизий в литературе этого периода

В данной главе предпринята попытка «вписать» новеллистическое творчество Д. Апдайка в социокультурный контекст США 50-70 гг. XX века. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть отношение американского общества к институту семьи и брака, сложившееся в названный период. Тема семьи является одной из основных в творчестве писателя, в том числе и в его новеллистическом цикле «Слишком ДШІЄКО идти». Прішцшш ее художественного решения Апдайком непосредственно связаны с отражением отношения американского общества к институту семьи, брака, личностных отношений в эпоху, отмеченную бунтарством «новых левых», негритянской и секеуапьной «революциями», вьетнамской войной. На формирование художественного мира Апдайка большое влияние оказала его деятельность в качестве литературного критика. Определяя место его новеллистики в истории американской short story, представляется важным рассмотреть отношение писателя к Америке 50-70-х, ее культуре, литературе этого времени.

Идеология семьи и домашнего очага неоднократно подвергалась переосмыслению в американском обществе второй половины XX века, В силу ряда причин, отношение к институту брака в этот период было неоднозначным. С одной стороны, в послевоенные годы средствами массовой информации и кинематографом активно создавался образ благополучной, процветающей американской семьи. Большую популярность получил в свое время эпохальный фильм «Гигант» (Giant, 1956), основная идея которого заключалась в том, что крепкие семейные узы и воспитание детей - основа и залог счастливого существования американцев. Режиссером фильма был Джордж Стивене, главные роли исполняли известные актеры: Элизабет Тейлор, Джеймс Дин и Род Хадсон. В основу сценария легли события одноименного романа американской писательницы Э. Фербер70, которая создавала в своих произведениях правдивый образ среднего класса западной Америки.

С другой стороны, в этот же период в прокат вышло большое количество голливудских фильмов, в которых семейная жизнь ассоциировалась не с верхом блаженства, а с супружескими изменами, разводами, алкоголизмом, малолетней прест}чіностью. Типичной интерпретацией такого восприятия брака стал фильм «К востоку от Рая» (East of Eden, 1955), в котором подчеркивалась мысль о том, что американская семья переживает кризис, который, в свою очередь, приводит к конфликтам и непониманию между родителями и детьми. Это была экранизация получившего широкую популярность одноименного романа Дж. Стейнбека, впервые опубликованного в 1952 году. С момента выхода в свет роман «К востоку от Рая» всегда был в списке бестселлеров, а сам автор в черновиках к произведению называл свою книгу «историей своей страны».

Противоречивые взгляды на семью нашли свое отражение и в литературе этого периода. Неоднозначное отношение американского общества к институту брака показано через восприятие тинейджера Холдена Колфилда - главного героя получившего всемирную известность романа Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (1951). Американская семья в опасности - таков вывод, к которому подводит своего читателя Дж. Д. Сэлинджер и в своих новеллах (цикл о Гласеах).

Укреплению идеи значимости семьи как социального института способствовало появление большого количества литературы по воспитанию детей. Наибольшее признание получила книга Б. Спока «Ребенок и уход за ним» (Bab) and Child Саге, 1954). Автор бестселлера советовал родителям полагаться на свои инстинкты в процессе воспитания и общения с детьми. Популярность этой книги была столь велика, что в период с 1946 по 1976 гг. было продано 23 миллиона экземпляров. Увлечение этой книгой пережил и российский читатель.

Следует отметить, что значительным фактором в формировании отношения к браку и ценностям семейной жизни стала Вторая мировая война. Результаты социологических исследовашш показывают, что в период с 1944 по 1948 гг. США были вторыми после Египта по количеству заключенных браков". Следствием этого массового стремления создать семью, получившим в исторической и социологической литературе название «marriage boom», стало повышение уровня рождаемости - «baby boom». Уровень рождаемости третьего ребенка в семье увеличился вдвое в период с 1940 по 1960 гг."5. Желание вступить в брак и воспитывать детей было подкреплено в сознании многих американцев уверенностью в завтрашнем дне, верой в несомненное процветание и экономическую стабильность нации.

Комплекс семейно-бытовых мотивов, как циклоформирующий элемент

В данной главе предпринята попытка рассмотреть новеллы цикла «Слишком далеко идти» как составляющие многокомпонентного единства, обладающего художественной и эстетической значимостью. В основе объединения этих компонентов в единое целое лежит ряд признаков.

Во-первых, циклоформирующим элементом является общее для всех новелл время действия. Апдаик прослеживает историю взаимоотношений между супругами на протяжении двадцати лет: с 1956 до 1975 года. Действие большинства новелл разворачивается на фоне 60-70 гг. - «черного десятилетия» Америки.

Во-вторых, на тесную взаимосвязь между компонентами цикла указывает авторское предисловие, в котором Апдаик знакомит читателя с главными персонажами, подчеркивает наличие автобиографического элемента, а также выражает основную идею цикла, которая заключается в том, что хотя институт семьи и брака в современном ему американском обществе и переживает кризис, но в повседневной жизни есть множество моментов и ситуаций, благодаря которым человек чувствует себя счастливым ьз.

Основными скрепами цикла, отражающими единство авторского замысла, являются комплекс семейно-быговых мотивов114, образ главного героя - Ричарда Мэйила, автобиографическое начало, ощутимое в новеллах цикла.

Комплекс семейно-бытовых мотивов включает в себя мотив супружеской измены, мотив принщшиального различия между природой мужчины и женщины, мотив «сильного» начала в браке и мотив расставания.

Совокупность этих мотивов подчинена раскрытию основной темы цикла - взаішоотношения между мужчиной и женщиной в современном американском обществе. Фракционирование перечисленных мотивов подчинено «динамической модели повторяющегося развития». В каждой последующей новелле один и тот же мотив получает новую трактовку.

Мотив супружеской измены присутствует практически во всех новеллах цикла, но наиболее ярко раскрывается писателем на страницах новелл «Снегопад в Гринвич Виллидж», «Сдать кровь», «Марш через Бостон» и «Вкус металла». Реализация мотива супружеской измены в первой новелле цикла «Снегопад в Гринвім Виллидж» тесно связана с образом гостьи супругов Ребекки Кьюн. Она не просто друг, какой представляют ее Ричард и Джоан. С самого начала повествования уже самим своим присутствием она вовлекает героев в ситуацию адюльтера. Первый намек Апдайка на ее двуличность - имя героини. Это аллюзия на образ героини произведений У. Теккерея Ребекки Шарп, которая представляет в викторианской литературе Англии тип женщины-авантюристки. Двуличность героини подчеркивается писателем и в многочисленных характеристиках Ребекки. Говоря о своей работе (она не говорит прямо, чем занимается), Ребекка замечает, что тому, чем она сейчас занимается, ее научила подруга всего за один день. Причем начинает работу она в десять часов каждый день, а не каждое утро. Супругам также становится известно, что до недавнего времени Ребекка жила в «отеле для женщин». Рассказывая о своих отношениях с друзьями (одной молодой парой), она дает понять, что ее роль состояла в том, чтобы «быть между кем-то». Даже на почтовом ящике дома, где жила молодая пара, приютившая Ребекку, ее имя стояло в середине. «Georgene Clyde Rebecca Сипе Jacques Zimmerman» (курсив мой, - М.Г.).

Сначала Ребекке удается занять свое место и «между» супругами Мэйпл: наивная привлекательность Джоан не может противостоять шарму Ребекки. Алдайк подчеркивает, что обе героини бледны, но их бледность производит разный эффект на Ричарда. Джоан ассоциируется у него с героинями картин Модильяни1 ", в то время как красота Ребекки будит в его сознании образы полотен Леонардо да Винчи. Таким образом, бледность Джоан ассощшруется с печалью и простотой, а бледность Ребекки с мистикой, загадочностью.

В тот момент, когда Ричард ощущает себя окончательно очарованным гостьей, Джоан замечает, что на улице идет снег. Символ снега очень значим для художественного мира цикла «Слишком далеко идти», и для этой новеллы в частности. Снег здесь - символ добродетели, предупреждение, ниспосылаемое герою свыше. Символ этот присутствует и в названии новеллы. Увидев снег, Ричард и Джоан спонтанно обнимаются, забыв о Ребекке. С этого момента она теряет свою власть над Ричардом, йнстанктивно чувствуя это, она говорит, что ей лучше уйти.

Ребекка - не просто коварная соблазнительница и авантюристка. Ее образ в новелле несет и более значимую нагрузку. Ребекка и чета Мэйпл принадлежат к разным мирам. Добродетель, искренность и верность - это именно те ценности, на которых основано мировосприятие супругов, и которые тесно связаны в их сознании с идеей семейного очага.