Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Гуго фон Гофмансталя Елисеева Александра Владимировна

Творчество Гуго фон Гофмансталя
<
Творчество Гуго фон Гофмансталя Творчество Гуго фон Гофмансталя Творчество Гуго фон Гофмансталя Творчество Гуго фон Гофмансталя Творчество Гуго фон Гофмансталя Творчество Гуго фон Гофмансталя Творчество Гуго фон Гофмансталя Творчество Гуго фон Гофмансталя Творчество Гуго фон Гофмансталя
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Елисеева Александра Владимировна. Творчество Гуго фон Гофмансталя : 10.01.03 Елисеева, Александра Владимировна Творчество Гуго фон Гофмансталя (Ранний период) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 СПб., 2005 249 с. РГБ ОД, 61:06-10/560

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Портрет поколения конца века в ранних эссе Гуго фон Гофмансталя 16

Глава 2. Лирика 1890- 1900 годов. Тема всеединства 53

Глава 3. О композиции новелл Гуго фон Гофмансталя (особенности «поворотного пункта») 107

Глава 4. Ранняя драматургия Гофмансталя. Поиски синтеза эстетического и этического в разрешении драматического конфликта 135

Заключение 225

Библиографический список использованной литературы. 228

Введение к работе

*

Творческий путь австрийского писателя Гуго фон Гофмансталя (1874 -1929) начался рано и протекал, по крайней мере, внешне, на редкость благополучно. Будущий поэт получил блестящее образование в Венской академической гимназии. Необыкновенно одарённый ребёнок, Гофмансталь в пятнадцать лет в подлиннике читает Гомера, Данте, Байрона и Вольтера. С ранних лет будущий писатель ощущает в своём распоряжении весь арсенал европейской культуры. В 1890 году семнадцатилетний гимназист под псевдонимом Лорис опубликовал в газете «На прекрасном голубом Дунае» сонет «Вопрос». Талант молодого человека сразу привлекает к нему внимание художников, критиков и читателей. Гофмансталь знакомится с поэтами, писателями, художниками, посещавшими кафе «Гринстайдль» и принадлежавшими к литературному объединению «Молодая Вена». Это были А. Шницлер (1862-1931), Г. Бар (1863 - 1934), Р. Бер-Хофман (1866 - 1945), П. Альтенберг (1859 - 1919) и другие. Ранний гений, баловень судьбы, Гофмансталь с тех пор находится в центре литературной жизни Вены, он активно общается со многими писателями и художниками, вошедшими впоследствии в историю австрийской и мировой культуры, создаёт многочисленные произведения, снискавшие ему славу у современников и до сих пор не теряющие своего художественного очарования и своей глубины. Об этой глубине и значимости творчества Гофмансталя свидетельствует и неослабевающий интерес к его сочинениям в литературоведении разных стран.

Существует обширная литература, посвященная творчеству Гофмансталя. Первые работы о художественном мире австрийского автора

4 появились ещё при его жизни. Современники высоко ценили сочинения

Гофмансталя. Например, С. Цвейг (1881 - 1942) отмечал, что именно

Гофмансталь был для его поколения эталоном поэта1. После смерти

писателя появляются воспоминания о нём, свидетельства друзей и

знакомых2, некоторые из которых являют собой попытки осмыслить

феномен Гофмансталя в контексте его времени. Ярким примером такого

осмысления является эссе выдающегося современника Гофмансталя Г.

Броха (1886 - 1951) «Гофмансталь и его время» (1950). В тридцатые годы

возникает монография Вальтера Перла «Раннее лирическое творчество

Гуго фон Гофмансталя»3, в которой содержится периодизация лирического

творчества автора, рассмотрены основные темы и поэтические средства

стихотворений. Как свидетельствует название работы В. Перла, уже в

ранних трудах, посвященных Гофмансталю, выделяется ранний или

юношеский период его творчества. Следует отметить, что, в основном,

проблема периодизации творчества Гофмансталя не является в литературе

предметом специального обсуждения. Ранним периодом творчества

признаётся первая декада поэтической деятельности автора, примерно до

создания «Письма» (1902).

В монографии К. Й. Нэфа4 появляется тенденция исследовать

творчество Гофмансталя, пользуясь категориями, которые ввёл сам автор в

своих автокомментариях, содержащихся в заметках «Ad me ipsum»

(возникли с 1916 по 1928 г., опубликованы в 1930 г.), такими как

«преэкзистенция», «экзистенция», «переход из преэкзистенции в

экзистенцию», «магия» и т.п. Такая традиция исследования творчества

Гофмансталя, исходя из самоинтерпретации автора, продолжается и

впоследствии во многих посвященных ему работах, например, в работе Е.

1 См.: Цвейг С. Вчерашний мир. М: Радуга, 1987. С. 76 - 80.

2 См., например: Fiechtncr Н. A. Hugo von Hofmannsthal. Die Gestalt des Dichters im Spiegel seiner Freuhde.

Wicn, 1949.

3 Perl W. Das lyrische Jugendwerk Hugo von Hofmannsthals. Berlin, 1936.

4 Naef K. J. Hugo von Hofmannsthals Wcsen und Werk. Zurich, Leipzig, 1938.

5 Хедерера5 или в исследовании Р. Тарота6. Распространена концепция, в

соответствии с которой раннее творчество Гофмансталя представляет

собой развитие от «преэкзистенции» к «экзистенции», от бессознательного

самодостаточного существования к социальному или, пользуясь понятиями

Гофмансталя, «алломатическому» началу.

После Второй мировой войны интерес к поэзии, прозе и драматургии

Гофмансталя не угасает. В пятидесятые годы появляется монография Р.

Алевина «О Гуго фон Гофманстале», переизданная в 60-х годах и ставшая

с тех пор классикой исследовательской литературы о Гофманстале. На

первый план в работе Р. Алевина выходит проблема критики эстетизма у

Гофмансталя. Начиная с книги Р. Алевина, отношение Гофмансталя к

эстетизму находится в центре многих работ, посвященных отдельным

произведениям австрийского автора, например, исследования X. К. Зеебы

«Критика эстета. Герменевтика и мораль в «Безумце и смерти»

Гофмансталя» . Также классическими работами о Гофманстале являются труды Г. Вунберга «Молодой Гофмансталь. Шизофрения как поэтическая структура» , В. Маузера «Гуго фон Гофмансталь. Преодоление конфликта и структура произведения: психосоциологическая интерпретация»10. Г. Вунберг рассматривает проблематику антитетических структур в раннем творчестве Гофмансталя, тему расщепления личности, двойничества, соотнося данные явления с феноменом времени - тенденцией к деперсонализации, которая пронизывает современную Гофмансталю философию, особенно теории Э. Маха (1838 -1916), Ф. Йодля (1849 - 1913) и Ф. Брентано (1838-1917), лекции которого слушал Гофмансталь. Г. Вунберг выделяет ранний период творчества Гофмансталя (1890 - 1900), видя его специфику в опыте деперсонализации личности. В. Маузер

5 Hcderer Е. Hugo von Hofmannsthal. Frankfurt/M., 1960.

6 Tarot R. Hugo von Hofmannsthal. Dascinsformen und dichterische Struktur. Tubingen, 1970.

7 Alcwyn R. Uber Hugo von Hofmannsthal. Gottingen, 1963.

8 Sccba H. С Kritik des asthctischen Mcnschen. Hermcncutik und Moral in Hofmannsthals "Der Tor und der
Tod". Bad Homburg, 1970.

9 Wunbcrg G. Der friihe Hofmannsthal. Schizofrenie als dichterische Struktur. Stuttgart, 1965.

10 Mauser W. Hugo von Hofmannsthal. Konfliktbewaltigung und Werkstruktur: Eine psychosoziologische
Interpretation. Munchen, 1977.

исследует раннее творчество Гофмансталя, соединяя психологический и социально-психологический метод. Исследователь полемизирует с основными положениями книги Р. Алевина и видит основную проблему ранних произведений Гофмансталя не в отношении к эстетизму, а в кризисе самоидентичности, характерном для периода взросления, который в обстановке рубежа веков соединяется с кризисом австрийской буржуазии, утратившей надежды на обретение стабильности и власти.

М. Хоппе продолжает традицию исследования творчества Гофмансталя, исходя из категорий, используемых самим писателем: «магия», «мистика», «литераторство» (Literatentum)11. В труде М. Хоппе исследуется взаимодействие в творчестве Гофмансталя магических, мистических и литературных компонентов. Понятие «магия» фигурирует и в названии одной из самых известных работ о Гофманстале «Языковая магия и языковой скепсис в творчестве молодого Гофмансталя» К. Песталоцци . Это исследование посвящено проблеме языка в произведениях Гофмансталя. В раннем творчестве виртуозное владение языковыми средствами сочетается с сомнением в способности языка выражать суть происходящего в мире. Проблематика языка находится в центре ряда других работ о творчестве Гофмансталя13.

Существуют работы, посвященные исследованию различных литературных жанров в творчестве Гофмансталя. В. Дерунгс исследует развитие лирики австрийского автора14. Диссертация Г. Хагедорна посвящена жанру сказки в творчестве Гофмансталя1 .

Исследовались также отдельные проблемы творчества Гофмансталя. В. X. Рей анализирует проблематику времени, тему бренности и преодоления

11 Норре М. Literatentum, Magie und Mystik im Frtihwerk Hugo von Hofmannsthals. Berlin, 1968.

12 Pestalozzi K. Sprachskepsis und Sprachmagic im Wcrk des jungen Hofmannsthal. Zurich, 1958.

13 Requardt P. Sprachverleugnung und Mantelsymbolik im Werke Hofmannstlials II Hugo von Hofmannsthal
Wege dcr Forschung. Bd. CLXXXIH. Hrsg. von S. Bauer. Darmstadt, 1968. S. 40 - 60.

14 Derungs W. Form und Weltbild der Gedichtc Hugo von Hofmannstlials in ihrer Entwicklung. Zurich, 1960.

15 Hagcdorn G. Die Marchendichtung Hugo von Hofmannsthals. Diss. Koln, 1967.

7 страха перед быстротечностью времени16. М. Клейн посвящает свою

работу отношению творчества писателя к мотивам театра и игры,

исследованию образов, связанных с театром, и их оценочных коннотаций в

произведениях Гофмансталя .

Большинство работ о Гофманстале сочетают имманентное исследование с экскурсами в мировоззрение эпохи, её философию (Г. Вунберг, К. Песталоцци), социальную психологию (В. Маузер).

В литературоведческих работах о Гофманстале представлено практически всё многообразие существующих научных методов. В исследованиях отразилась методологическая полемика. Так, например, литературовед П. Сцонди выступает в защиту имманентного исследования против культурно-исторического метода Р. Хаманна и И. Херманда, который, по мнению исследователя, сводит на нет авторскую индивидуальность, растворяя её в совокупности характеристик времени18. В научной литературе находят отражение и меняющиеся литературоведческие «моды». В 1974 г., начиная свой доклад об импрессионизме Гофмансталя, В. Неринг говорит о «немодности» импрессионизма и о существующей моде на литературный югендстиль19.

Большое распространение в литературе о Гофманстале получает компаративистский подход, представленный, например, такими направлениями как исследование отношения творчества Гофмансталя к различным художественным направлениям и стилям, этой проблеме посвящены монография Берендсона , статья В. Неринга, в которых исследуется импрессионистическое начало в сочинениях Гофмансталя. К.

Rcy W.H. Die Drohung dcr Zeit in Hofmannsthals Friihwcrk II Hugo von Hofmannsthal Wcge der Forschung. Bd. CLXXXIII. Hrsg. von S. Bauer. Darmstadt, 1968. S. 165 - 206.

17 Klein M. Theater als Paradigma des Werkes von Hofmannsthal. Bern, Miinchen, 1964.

18 Szondi P. Das lyrische Drama des Fin de siecle. Frankfurt/M., 1991. S. 22 - 23.

19 Nchring W. Hofmannsthal und dcr osterreichische Imprcssionismus II Hofmannsthal - Forschungcn 2.
Freiburg in Br., 1974. S. 57.

20 Bercndsohn W. A. Dcr Imprcssionismus Hofmannsthals als Zeitcrscheinung. Hamburg, 1920.

8 Егер-Треес анализирует черты декаданса в раннем творчестве

Гофмансталя.21

Творчеству Гофмансталя уделено внимание также в монографиях, посвященных художественным направлениям, стилям и мировоззренческим компонентам эпохи рубежа веков. Так, Е. Хайек рассматривает черты югендстиля в творчестве Гофмансталя .

Другим аспектом компаративистики в литературе о Гофманстале является проблема влияний. Данная проблематика находится в центре таких исследований как работы Т. А. Ковача «Гофмансталь и символизм»23, Б. Бёшенштайна «Гофмансталь и европейский символизм»24, С. П. Сондрупа «Гофмансталь и традиции французского символизма» в которых рассматривается влияние французских символистов на творчество Гофмансталя. В данных работах также идёт речь о влиянии на Гофмансталя его выдающегося современника немецкого поэта С. Георге (1868 - 1933). Проблемой влияния философии Ф. Ницше на творчество Гофмансталя занимался X. Ю. Вендт .

Ещё одним из подходов компаративистского плана можно считать исследование развития жанров. Жанр лирической драмы в творчестве Гофмансталя рассмотрел П. Сцонди в монографии, посвященной данному жанровому явлению в конце века27.

С позиций психоанализа написаны такие исследования как статья Д. Кон о «Сказке 672-й ночи» или работа Р. Штайнляйна, посвященная психоаналитической интерпретации новеллы «Кавалерийская история» 29.

21 Jaeger-Trees С. Aspekte der Dekadenz in Hofmannsthals Dramen und Erzahlungen des Friihwerks. - Bern,
Stuttgart, 1988.

22 Hajek E. Literarischer Jugendstil. Vergleichende Studicn zur Dichtung und Malerei um 1900. Dusseldorf,
1971.

23 Kovach Тії. A. Hofmannslhal and symbolism. Art and life in the work of a modern poet. New York, 1985.

24 Boschenstein B. Hofmannsthal und der curopaische Symbolismus II Hofmannsthal-Forschungcn 2. Freiburg in
Br., 1974. S. 73 - 86.

25 Sondrup S.P. Hofmannsthal and the French symbolist tradition. Bern, Frankfurt/M., 1976.

26 Wendt H. Ju. Der friihe Hofmannsthal und die Gcdankenwelt Nietzsches. Heidelberg, 1973.

27 Szondi P. Op. cit.

28 Cohn D. "Als Traum erzahlt" The Case for a Freudian Reading of Hofmannsthal's "Marchen der 672. Nacht"
II Deutsche Vierteljahresschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 1980. Jg. 54, H. 2. P. 284-305.

9 В отечественном литературоведении Гофмансталю уделялось

значительно меньше внимания, чем в зарубежном. В советский период

автор явно не отвечал идеологической конъюнктуре, поскольку в его

произведениях присутствуют черты усталости, декаданса, эстетизма.

Оживление интереса к Гофмансталю наблюдается уже на закате советской

идеологии в связи с общей либерализацией культуры и, в частности, науки.

К наиболее значительным исследователям Гофмансталя в России

принадлежат 10. Архипов30 и Ю. Цветков31. В научных журналах и

сборниках опубликован ряд статей о различных проблемах произведений

Гофмансталя32. В России защищено также несколько диссертаций,

посвященных творчеству Гофмансталя33.

Относительная малочисленность работ о Гофманстале на русском

языке определяет актуальность данной работы, в которой впервые в

отечественном литературоведении будет комплексно, в разных жанровых

проявлениях, рассмотрен ранний этап творчества Гофмансталя.

Актуальность исследования в контексте зарубежной науке заключается в

обращении к мало изученным аспектам ранних произведений автора. Так,

29 Steinlein R. Hugo von Hofmannsthal II Zeitschrift fur deutsche Philologic. 1991, № 110. S.210-229.

30 Архипов Ю.И. Гуго фон Гофмансталь: поэзия и жизнь на рубеже веков // Гуго фон Гофмансталь.
Избранное. М: Искусство, 1995. С. 6-43.

Он же. Мифы и сны Гуго фон Гофмансталя // Театр. 1988. N 12. С. 129-142.

31 См: Цветков Ю.Л. Поэтология молодого Гуго фон Гофмансталя // Вестник Ивановского
государственного университета. Сер. Филология. Вып. 1. Иваново, 2000. С. 54 -68.

Цветков Ю.Л. Синтез лирического и драматического в раннем творчестве Гуго фон Гофмансталя // Национальная специфика произведений зарубежной литературы Х1Х-ХХ вв. Иваново, 1993. С. 55 - 65. Цветков Ю.Л. Романтические и символические черты эстетики Гуго фон Гофмансталя // Национальная специфика произведений зарубежной литературы Х1Х-ХХ вв. Проблемы реализма. Иваново, 1996. С.76- 88.

Цветков Ю.Л. Становление драматургического жанра в раннем творчестве Гуго фон Гофманст&тя // Национальная специфика произведений зарубежной литературы Х1Х-ХХ вв. Проблемы жанра. Иваново, 1994. С. 90-104.

32 См, например: Левина СМ. Гуго фон Гофмансталь // Западноевропейский театр от эпохи Возрождения
до рубежа XIX-XX вв. М., 2001. С. 381 - 386.

Сучкова Т.В. Концепция личности в драме «Глупец и смерть» Гофмансталя // Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. Вып. 3. Псков, 2003. С. 117 - 121.

33 См: Цветков Ю.Л. Искусство и действительность в ранних драмах Гуго фон Гофмансталя. Авторсф.
дисс... канд. филол. наук. ЛГУ, 1987.

Королькова О.В. Эволюция художественного метода Гуто фон Гофмансталя: Авторсф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1988.

Смирнова Т.П. Лирическая драма в раннем творчестве Гуто фон Гофмансталя: становление и преодоление жанра. Авторсф. дисс... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2000.

10 на периферии данной работы находится проблематика языка в раннем

творчестве Гофмансталя, достаточно хорошо проанализированная в

литературе, а также вопрос о влиянии на Гофмансталя философских

учений Ф. Ницше, Э. Маха, А. Шопенгауэра, его рецепции поэзии

французских символистов, творчества М. Метерлинка, С. Георге. Данные

темы достаточно обстоятельно исследованы в немецкоязычных и

англоязычных работах, на которые в случае необходимости будет указано в

ссылках. Значительно больший интерес представляла проблема иронии. На

присутствие иронии у Гофмансталя уже указывали исследователи, но, как

представляется, этому феномену не было уделено надлежащего внимания.

Также не нашёл глубокого осмысления в науке факт цитатности и

палимпсестности в творчестве Гофмансталя, хотя его не раз отмечали

исследователи. Одна из целей данной работы состояла в том, чтобы по

возможности восполнить существующие в исследовании лакуны.

Расстановка акцентов в данном исследовании обусловлена как

смысловыми доминантами, имманентными творчеству Гофмансталя, так и

фактором большей или меньшей изученности отдельных вопросов в

литературоведении34.

Практическая ценность данного исследования, как и всех работ такого рода, состоит в том, что его материал может использоваться как в плане углубления и развития обозначенных аспектов творчества Гофмансталя, так и в преподавании: в курсах истории и теории зарубежной литературы.

Данное исследование посвящено раннему периоду, а именно первой декаде творчества Гофмансталя. Основными методами исследования служат культурно-исторический и структурный метод. Творчество писателя рассмотрено в неразрывной связи с культурным, духовным

34 Следует отметить, что несмотря на определённое сходство с Т.П. Смирновой и О.В. Корольковой в выборе объекта исследования - раннего творчества Гофмансталя, и несомненные значительные заслуги исследовательниц, автору данной работы представляется, что в ней найдена своя ниша изучения материала- рассмотрение всеединства жизни, проблематика иронии, осмысление интертекстуальных связей.

См.: Королькова О.В. Указ.соч. Смирнова Т.П. Указ.соч.

контекстом эпохи. Данные методологические основания литературоведческого исследования сформировались у автора работы благодаря знакомству со стилем научного мышления А.Г. Березиной . Культурно-исторический анализ произведений Гофмансталя особо важен также, потому что сам австрийский автор, как будет показано впоследствии, при обсуждении эссе, мыслил себя в значительной мере человеком своего времени. Культурно-исторический метод сочетается в данной работе с имманентным анализом текста, структуры произведений. Использование компаративистского метода позволило найти общие эстетические и мировоззренческие тенденции произведений Гофмансталя и его современников, а также сопоставить сочинения австрийского автора с их источниками, ибо спецификой художественного метода Гофмансталя является, как будет показано в исследовании, обработка уже существующих произведений. Необходимость учитывать такие биографические факторы творчества Гофмансталя как исключительное гуманитарное образование, интенсивное общение с современными ему авторами и иными представителями художественной жизни того времени, а также кризис, пережитый им во время военной службы, вносит в исследование элементы биографического метода.

Стремление исходить при анализе творчества преимущественно из текста обусловило структуру исследовательской работы: исследование состоит из четырёх глав, которые посвящены различным жанрам: эссе, лирике, новеллам и драмам. Представляется целесообразным исследовать различные жанры отдельно с учётом присущей им специфики.

Выбранная методология и указанные приоритеты определили следующую структуру работы: в первой главе дан краткий очерк эпохи, её мировоззрения и основных художественных направлений, во второй части

См., например, монографии: Березина А.Г. Поэзия и проза молодого Рильке. Л., 1985. Березина А.Г. Герман Гессе. Л, 1976. Также большое влияние оказали на автора данной работы прослушанные в студенческие годы лекции профессора А.Г. Березиной по истории зарубежной литературы первой половины 20-го века, а также лекции, посвященные творчеству Г.Гсссс.

12 данной главы показано преломление атмосферы конца века в эссеистике

Гофмансталя, создающей портрет целого поколения, который отчасти

является автопортретом автора.

Вторая глава исследования посвящена рассмотрению лирического творчества Гофмансталя. Ранний период творчества австрийского автора отмечен расцветом лирики. Несмотря на то, что некорректно было бы отождествить лирическое творчество Гофмансталя с первой декадой его писательской деятельности, несомненым остаётся тот факт, что именно в первое десятилетие возникают лирические шедевры поэта, благодаря которым он вошёл в число лучших европейских лириков. Такие стихотворения как «Вселенская тайна», «Баллада о внешней жизни», «Терцины о бренности», «Песня жизни» сам автор относил к числу своих лучших лирических сочинений. В главе представлена эволюция лирического творчества Гофмансталя на протяжении первого десятилетия, рассмотрены импрессионистические тенденции ранних стихотворений и, наконец, на основании анализа нескольких стихотворений 1894 - 1896 гг. показано значение темы всеединства мира, которая доминирует в этот период в лирике австрийского поэта. Художественное осмысление данной темы неразрывно связано у Гофмансталя с поэтикой символизма. В главе рассматриваются характерные для автора символы, передающие всеобщую взаимосвязь - символы воды, танца, ребёнка. Рассмотрена связь идеи всеединства с поэтической структурой стихотворений. Представление о взаимосвязи явлений определяет не только тематику стихотворений, но и ритм стиха, его рифму, стихотворные формы (частое обращение к форме терцин). В заключение речь идёт о диалектике отношения поэзии и жизни, проблеме, которой автор посвятил свой доклад «Поэзия и жизнь». В стремлении к синтезу жизни и искусства, воспринимаемых поэтом как разнородные начала, реализуется также идея всеединства.

Третья глава посвящена исследованию новелл Гофмансталя. Исходным пунктом анализа стала специфика поворотного пункта в

13 новеллах Гофмансталя, его логическая немотивированность и

антиномичность разделяемых им частей. Исследование особенностей

поворотного пункта в новеллах Гофмансталя позволяет задуматься о том,

что его функция состоит в соединении кажущихся противоположностей и

восстановлении целостности картины мира. Поэтика новелл также

рассматривается в русле поэтики символизма. В данном контексте

анализируется и проблематика эстетизма, которая, несомненно,

присутствует в прозе, особенно в «Сказке 672-й ночи». Эстетизм как

одностороннее мировоззрение также обнаруживает неразрывную связь с

неэстетичными сторонами бытия, уродством и смертью. Однако, в отличие

от концепции критики эстетизма, содержащейся в ряде работ,

посвященных «Сказке», в данном исследовании сюжет новеллы и

поворотный пункт рассматриваются только как элементы структуры

произведения, которая обнаруживает также и эстетизирующие,

стилизаторские компоненты. Сочетание критики эстетизма с элементами

эстетизации, стилизации осмыслено при помощи категории иронии.

Ирония становится в творчестве Гофмансталя выражением невозможности

любого одностороннего мировосприятия.

Наконец, четвёртая глава посвящена драматургии до 1900 года.

Данный род литературы рассматривается в последней главе, поскольку

именно драматургии было суждено приоритетное положение и бурное

развитие в творчестве Гофмансталя второго периода. Исследование

сосредоточено на некоторых аспектах ранней драматургии Гофмансталя -

прежде всего на изображении и способе разрешения драматического

конфликта. Исследован инвариант ранних драм Гофмансталя, в которых

эстет или персонаж, иным способом ограничивающий своё видение жизни,

терпит крах либо отказывается от одностороннего восприятия жизни. В

драмах Гофмансталя намечается оппозиция эстетского и этического

подхода к миру. Предметом анализа в четвёртой главе становятся

компоненты эстетского и этического мира. В главе рассматривается

14 сходство между функцией поворотного пункта новелл и моделью развития

конфликта в ранней драматургии автора. Прослеживается эволюция

разрешения конфликта в драматургии Гофмансталя до 1900 г., а также

эволюция героя - от пассивного к совершающему выбор. Предметом

анализа становятся также элементы символизма в пьесах. Как и в главе,

посвященной прозе автора, в главе о драматургии рассмотрены

эстетизирующие уровни структуры - отнесение действия в прошлые эпохи,

стилизация персонажей. Спецификой драматургии является стилизаторская

функция прологов и эпилогов. Особое место в последней главе уделено

проблеме цитаты и стилизации в раннем творчестве Гофмансталя. Если в

предыдущих главах только регистрировались многочисленные факты

стилизации, цитирования мотивов, ритмов, образов, переработки уже

существующих произведений, то в заключительной главе данный материал

подвергается анализу. Делается попытка осмыслить факт настойчивого

обращения автора к «чужому» материалу в русле тех тенденций, которые

распространяются в конце девятнадцатого века - это признание примата

искусства перед жизнью, ориентация на восприятие действительности

через призму искусства. Таким образом, «цитатность» и палимпсестность

творчества Гофмансталя рассматриваются как эстетизирующие элементы

структуры, участвующие в порождении иронии.

Ряд положений исследования был апробирован в статьях и докладах36.

Елисеева А.В. Творчество Хуго фон Хофмансталя и эстетизм // Вестник Санкт-Петербургского

университета. 1996. Серия 2. Вып. 1. С. 91 -94.

Она же. О композиции новелл Гуго фон Гофмансталя (особенности «поворотного пункта») // Вопросы

филологии. Вып. 3. СПб, 1997. С. 108-117.

Она же. Портрет поколения конца века в ранних эссе Гуго фон Гофмансталя // Studia Germanica.

Сборник статей памяти профессора А.В. Русаковой. Санкт-Петербург, 2004. С.144 - 153.

Кроме того, был сделан ряд докладов на ежегодных межвузовски научно-методических

конференциях: «Символ Венеции в творчестве Гофмансталя», «Мотив С&чомеи на рубеже веков»,

«Тема смерти в творчестве Гофмансталя».

* * *

Необходимо сказать несколько слов о принципах цитирования в данном диссертационном сочинении. Поэтические тексты цитируются по-немецки, в сноске даётся, как правило, художественный перевод с указанием имени переводчика. В том случае, если перевод на русский язык не был обнаружен, приводится подстрочный перевод. При анализе принципов организации стиха или стилистических конструкций текста перевод не даётся. Когда интерпретируются прозаические произведения, они цитируются в переводе, за исключением тех случаев, когда рассматриваются стилистические средства автора - повторы, антонимы, метафоры и т. п. Расмотрение переводов сочинений Гофмансталя на русский язык в задачу исследования не входило.

Портрет поколения конца века в ранних эссе Гуго фон Гофмансталя

Анализу восприятия Гофмансталем его эпохи необходимо предпослать краткую характеристику времени, в которое он творил, ибо, как будет показано ниже, автор чувствовал неразрывную связь своей духовной жизни с мировоззренческими тенденциями конца 19-го века. Неоднозначная картина культурного пространства рубежа веков, как она сложилась в современной науке, будет соотнесена в данной главе с его отражением в эссеистике Гофмансталя. Попутно в первой части главы будут уточнены некоторые термины, которыми предстоит пользоваться при анализе сочинений автора.

При анализе культуры конца 19-го - начала 20-го века учёные используют большое количество культурологических и литературоведческих терминов - таких как «модерн», «модернизм», «конец века», «рубеж веков» (Jahrhundertwende, die Kunst um 1900) «декаданс», «эстетизм», названия художественных направлений: символизм, импрессионизм, стиль модерн, неоромантизм. Ряд понятий вызывает разночтения, используется в различных значениях, поэтому нужно уточнить термины, которые будут использованы в данной работе. Прежде всего, целесообразно размежевать культурологические термины - такие как «модернизм», «рубеж веков», «конец века», определяющие культурную эпоху, термины, относящиеся к мировоззренческим компонентам эпохи -такие как декаданс, эстетизм и непосредственно искусствоведческие и в более узком смысле литературоведческие понятия - импрессионизм, символизм, стиль модерн. Как общее культурологическое понятие, определяющее глобальную смену парадигмы мышления, научного и художественного сознания в европейских странах, которая началась в 19-м веке и продолжалась до Второй мировой войны, используется термин модернизм (Moderne), хотя он и не является чётко очерченным. Данное понятие в приложении к художественным явлениям подразумевает тенденцию искусства к эмансипации от принципа мимезиса, оппозиционность по отношению к предыдущим художественным направлениям - таким как реализм и натурализм, ориентацию на игровое начало1. Внутри данной макроэпохи выделяют микроэпохи, среди которых важное место занимает эпоха рубежа веков. Понятие «рубеж веков» (Jahrhundertwende), которым активно пользуются как отечественные, так и зарубежные исследователи, вмещает в себя все тенденции, направления, настроения микроэпохи - конца 19-го и начала 20-го века, в это время наиболее интенсивно происходят те изменения в научном и художественном сознании, начало которых, по мнению многих историков культуры, восходит ещё ко времени романтизма. Другие исследователи считают именно начало последнего десятилетия 19-го века переломным моментом в культуре2. Искусство того времени охвачено предчувствием и желанием перемен.

Представляется разумным такой взгляд на причины изменения сознания, который сочетает в себе как анализ имманентных причин изменений в культуре, так и исследование влияния на неё исторических и социальных факторов. Исчерпанность позитивизма в науке и художественного метода реализма, а затем и натурализма в искусстве приводит к поискам новых методов восприятия и художественного отражения действительности. Культура рубежа веков, представляющая собой сложную картину, определялась среди прочих факторов реакцией на предшествующую эстетику, т.е. натурализм с его интересом к сфере обыденного, низкого, на философию позитивизма, лежащую в основе натуралистического искусства, на материализм . Это время, по мнению всех историков искусства, отличает невиданное до сих пор обилие художественных направлений, стилей, тенденций, в которых, однако, можно уловить определённую общность . На смену мимезису приходит представление о самоценности искусства и его автономности. В то же время несомненным является воздействие внешних факторов на художественную жизнь конца 19-го - начала 20-го века. Исторические события конца 19-го века, нарастание политического и социального кризиса в Европе, и в частности в Австро-Венгрии, порождают в обществе рост отчаяния, пессимизма, что не может не отразиться в культуре эпохи. На смену вере в прогресс, разум, пристальному интересу к социальным проблемам приходит иррационализм. Широкое распространение получают всевозможные мистические учения. В. Раш отмечает, что к 90- м годам в обществе нарастает «скрытая глубокая неуверенность, потаённое неверие в собственные силы»5, к этим настроениям приводит, среди прочего недоступность для понимания экономических и социальных процессов, происходящих в европейском обществе, быстрый рост благосостояния одних и обнищание других. Буржуазный оптимизм был поколеблен кризисами, причины которых остаются таинственными, непрозрачными для большинства людей. Крупным событием австрийской экономической жизни стал крах на венской бирже в 1873 году, от которого пострадали многие представители средней буржуазии, в том числе и родители Гофмансталя6. Предвестниками будущих потрясений начала 20-го века стали такие события как самоубийство кронпринца Рудольфа (1889) и убийство императрицы Элизабет (1898). В Австро-Венгрии растут в конце 19-го века националистические настроения, стремление к сепаратизму7. Эти тенденции в свою очередь приводят к усилению пессимизма, неуверенности, к эскапизму. В европейской культуре нарастает также оппозиционность по отношению к нормам и ценностям современного буржуазного общества, соответственно, и по отношению к его официальной культуре . Усиливается неприятие мира цивилизации, научно-технического прогресса, который ведёт к утилитаризму, плоскому восприятию явлений, к демифологизации жизни, лишает мир волшебства и поэзии. Утилитарность мышления, сухая прагматичность и одномерность буржуазного позитивистского мировосприятия порождают реакцию ухода из прозаического мира, поисков иных неоднозначных и многомерных моделей понимания жизни. Культ утончённых переживаний, настроений, а также и неврозов, пороков становится реакцией на идеал здоровья буржуа, его мораль и здравый смысл9. Эти тенденции берут начало ещё в романтизме.

Лирика 1890- 1900 годов. Тема всеединства

Своеобразие первого десятилетия творчества Гофмансталя связано с преобладанием в его творчестве лирики. Гофмансталь дебютировал именно как лирический поэт. С 1890 года, с сонета «Вопрос» начинается лирическая декада творчества поэта. Он регулярно публикует стихотворения в различных изданиях. До 1900 года поэт создаёт свои наиболее значительные лирические произведения, такие как «Тайна мира» (1894), «Терцины о бренности» (1894), «Песння жизни» (1896), «Умирать иным...» (1896) и другие. Лирическое творчество Гофмансталя не оборвалось и после 1900 года, однако в поздний период он создаёт стихи, в основном, эпизодически, иногда на случай, так, например, ряд стихотворений является откликом на смерть знаменитых венских актёров. Лирика Гофмансталя первой декады его творчества намного лучше известна, чем его поздние стихотворения. Примечательно, что исследовательская литература и читательское восприятие соотносят Гофмансталя-лирика, прежде всего, с его произведениями конца 19-го века.

В ранний период творчества Гофмансталь также сформулировал взгляды на лирику, на сущность поэзии в своей речи «Поэзия и жизнь» (1896), а спустя несколько лет обратился к этой теме в эссе «Разговор о стихах» (1903).

Вопрос о периодизации лирики Гофмансталя был поднят ещё в тридцатые годы В. Перл ем. Исследователь выделил 4 основных этапа лирического творчества поэта: раннюю лирику 1890 - 1892 года, ещё несамостоятельную, отражающую поиски автором собственного поэтического языка, переходный период 1892 - 1894 года с тенденцией к простой песенной форме, но в то же время с тяготением к «пышному» слогу, изысканным образам и звукам, период с 1894 по 1896 год, который

Перл считает расцветом лирики Гофмансталя и, наконец, спад лирического творчества, наметившийся после 1896 года, в это время поэт тяготеет к жанру песни и лирики на случай1. Периодизацию Перла можно принять с некоторыми оговорками. Представляется убедительным его мнение, что апогеем лирического творчества поэта стали годы 1894 - 1896, именно в этот период Гофмансталь находит свой неповторимый голос в поэзии. Спорным представляется выделение исследователем двух периодов в творчестве Гофмансталя до 1894 года - раннего и переходного периода. Явного различия между лирикой 1890 - 1891 годов и лирикой последующих двух лет не чувствуется. Можно говорить только о некоторых тенденциях развития его поэзии в этот период. Так, в 1893 году поэт действительно обращается к жанру песни («Песня девушки»), после 1892 года из его творчества уходят чисто импрессионистические стихи, такие как «Предвесеннее» (1892), «Облака» (1892). Несмотря на это чёткая граница в творчестве до 1894 года отсутствует. Представляется более оправданным выделить условно три основных этапа поэзии Гофмансталя до 1894 года, когда поэт создаёт ещё много эпигональных стихотворений , также этот период отмечен интересом к импрессионизму, период с 1894 по 1896 и, наконец, лирику после 1896 года. Стоит отметить, что и эта периодизация условна. Ряд тенденций проходит через всю лирику Гофмансталя, делая её единым целым. Прежде чем обратиться к поэзии 1894 - 1896 гг., которая представляет собой вершину лирического творчества Гофмансталя, стоит проследить вкратце эволюцию его лирики с 1890 г. по 1894 г.

В раннем творчестве Гофмансталя интерес представляют стихотворения, которые можно назвать импрессионистическими. Яркими образцами такой лирики являются два произведения 1892 года - «Облака» и «Предвесеннее»3. Они служат образцами поэзии настроения, поэзии впечатлений. Стихотворение «Облака» передаёт впечатления лирического героя, погружённого в созерцание облаков на небе. Постоянно меняется узор облаков, и стихотворение фиксирует мимолётные переходные состояния, движения в природе и в душе героя.

О композиции новелл Гуго фон Гофмансталя (особенности «поворотного пункта»)

Прозаические произведения Гуго фон Гофмансталя раннего периода довольно немногочисленны. До 1900 г., писатель опубликовал несколько новелл, хотя письма и черновые наброски автора свидетельствуют о большем количестве замыслов и идей. Ряд произведений остался неопубликованным при жизни. Сохранились названия некоторых новелл, над которыми собирался работать автор, до нас дошли наброски и фрагменты прозаических сочинений писателя. Так, в письме А. Шницлеру от 28 апреля 1895 года Гофмансталь сообщает, что начал писать историю Актеона.1 В одном из писем Герману Бару писатель сообщает о своём намерении создать целый цикл новелл, среди них историю двух любовных пар, историю друга, солдатскую историю и историю кадетского унтер-офицера. Из этих замыслов Гофмансталю удалось воплотить в законченном виде только два - «Солдатскую историю» ("Soldatengeschichte") (1895J и «Историю двух любовных пар» ("Geschichte zweier Liebespaare") (1896). Оба произведения при жизни не были опубликованы.

При исследовании прозы Гофмансталя нередко возникает вопрос о жанровой принадлежности некоторых его прозаических произведений. Литературовед сталкивается с проблемой, какие сочинения автора назвать новеллами, а какие отнести к другим прозаическим жанрам. Представляется убедительной точка зрения исследователей Б. фон Визе и К. Польхайма , полагающих, что все критерии новеллы как жанра носят исторический характер. Однако при этом Б. фон Визе и другие исследователи обращают внимание на такой относительно устойчивый признак новеллы как наличие в ней события. Об обязательной событийности новеллы пишет также Й. Кунц4, преобладание действия считает жанровым признаком новеллы Е.М. Мелетинский5. Очевидно, такое понимание новеллы восходит ещё к определению Гёте, выделявшего в новелле «неслыханное происшествие»6.

Если считать основным признаком новеллы событийность, то едва ли можно отнести к данному жанру такие произведения Гофмансталя как «Скрипач с Траунзее» (1889), «Age of innocence» (1891) или «Деревню в горах» (1896). В этих произведениях нет некоего центрального значительного события. «Age of innocence» посвящен причудливому миру ребёнка, затем подростка, его настроениям и переживаниям. «Скрипач с Траунзее» изображает грёзы главного героя. «Деревня в горах» - это зарисовка местности, ряд небольших эпизодов из жизни отдыхающих горожан. В данных сочинениях преобладает статичность повествования. «Деревня в горах» и «Age of innocence» близки к жанру прозаической зарисовки, наброска, характерных для литературного импрессионизма и распространённых, например, в творчестве П. Альтенберга. Это жанр, позволяющий передать впечатления и настроения автора или героя.

Сложно однозначно определить и жанр такого произведения Гофмансталя как «Справедливость» (1893). Это прозаическая миниатюра, где присутствуют два персонажа - герой и ангел. Абстрактность персонажей, отсутствие индивидуальных черт, несколько дидактический смысл повествования (ангел отвергает образ жизни героя, называя его болтуном) сближают эту миниатюру с жанром притчи. В новелле, как правило, действуют индивидуализированные персонажи7.

В немалой степени сам писатель способствовал созданию ощущения жанровой неопределённости некоторых сочинений. В размывании жанровых границ прослеживается художественно значимая интенция автора. Это относится в первую очередь к «Сказке 672-й ночи» и к «Письму».

Завершённые новеллы Гофмансталя «Сказка 672-й ночи» (1895), «Кавалерийская история» (1898) и «Приключение маршала Бассомпьера» (1900) достаточно хорошо известны и не раз привлекали к себе внимание читателей и литературоведов.

Действие трёх новелл Гофмансталя происходит в разное время и в разных странах. В «Приключении маршала Бассомпьера» события разыгрываются во Франции 18-го века. «Кавалерийская история» рассказывает о походе войск Радецкого в Италию в 1848 г., и, наконец, действие «Сказки» происходит в некоем вневременном, условно восточном обрамлении.

Несмотря на различие времени, места действия, сюжетов, героев новеллы Гофмансталя обнаруживают удивительное сходство структуры. В фабуле произведений достаточно ясно выделяются две части, они разделены поворотным пунктом - изменением хода событий, переменой состояния или настроения героев. В первой части «Сказки» речь идёт о красоте, которой окружил себя купеческий сын, во второй части он попадает в безобразный город, где гибнет от удара копытом во дворе казармы. Две части можно выделить и в «Приключении маршала Бассомпьера».

Похожие диссертации на Творчество Гуго фон Гофмансталя