Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восточный ренессанс и его традиции в тюрских литературах Ганиева, Резеда Кадыровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ганиева, Резеда Кадыровна. Восточный ренессанс и его традиции в тюрских литературах : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.03.- Казань, 1992.- 38 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Переходный период от тоталитарного социализма к демократическому обществу с рыючиэЗ экономикой вызвал огромные изменения я духовней жизни народов бывшего СССР, открыл широкие возможности для восстановления утраченной в период сталинизма и юода застоя исторической памяти тюркских народов, для возроадеша и -возвращения ноаал поколениям истинно гуманистических ценкоотей.

- Демократизация духовной жизни требует отказа от догм марксистско-ленинской эстетики и исследования культурного наследия, оставивгооя нам от мусульманской, цивилизации и эпохи Восточного Реяессалса. Особую-актуальность этот вопрос приобретает также в связи с тем, что на гротяжента долгих десятилетий литературы Советского Востока была выяуадеяы жить в изоляции друг от друга и всемирного художественного процесса.

Попытки умалить значение гуманистического содержания и эстетических открытии тюркских літератур в двадцатом столетии предпринимались неоднократно. Самке тя.л<ие испытания падают на 30-50-е годы. Подвергаются гопзкяям графика, языки, периодическая печать и эпос (напр., татарский "Идегей"), общетюркская классика ренессанево-суфийского содержания. Отдельные литературоведы начинают открыто писать о реакгцюаелсти традиций восточной классики. Симптомы неприятия пепрезкгядах ценностей восточных литератур дают знать о себе до середины 80-х годов.

Одна из важнейших'задач современного восточного литературоведения - это переоценка прежних стереотипов и идеологических оценок тюркских литератур бывшего Советского Востока, а также отказ от европоцентристских тенденцій, реабилитация их как полнокровных и равноправных эстетических систем, имевших в средневековье свой богатый ренессансный. этап развития, художественными достижениями которого тюркские народы пользовались вплоть до начала XX века. Именно этил был обусловлен выбор темы диссертации.

Научная обоснованность. Проблемы Восточного Ренессанса начали привлекать внимание ученых еще в 40-ые годы. В 70-80-ые годы они сталі предметом публичных дискуссий и серьезных научных выступлений за "Круглым столом" яурнала "Вопросы ли-

- 4 -тературы" (М.,1977), odcyздалась на симпозиуме по теоретический воцросам литератур Востока (М.,1980) и на конференции в Баку, посвященной теме "Азербайджанская культура ХІ-ХП веков и творчество Низами Гяндяеви" (1930).

Несмотря на ряд опорных моментов, возникших в ходе обсуж
дения проблем Восточного Ренессанса, большинство литературове
дов, историков, философов разделяют концепцию академика Н.И.
Конрада в том, что "Возрождение есть процесс, характерный яе
только для Европы, но и представляющий собой проявление обцей
закономерности исторического процесса, обязательно выступаю
щего J8 определенный момент исторического, развития народов,ве
ликих цивилизаций" . Аналогичную мысль высказывает и И.С.Бра-
гияский. "Литература иранского Ренессанса, - пишет он, - пред
ставляет ло существу часть мирового литературного процесса,
начавшегося на Дальнем Востоке в УП-УШ веках и достигшего сво
ей вершины в Западноевропейском Ренессансе - вйлоть до ХУЛ
века"2,, - ;

. Кощепцию академика Н.И.Конрада о Восточном Ренессансе разделяют ученые М.А.Дадашзаде, Ж.З.Джафаров, М.А.Ибрагимов, Я,Караев, З.А.Кулизаде, М.Рафили, А.Турсунов, А.Х.Хайитыетов, М.И.Хайруллаев, Х.Г.Юсифов и многие другие.

Завоеванием тюркского литературоведения по проблемам Ренессанса необходимо считать монографик А.А.Гаджиева "Ренессанс и поэзия Низами Гявдзеви , где автор в соотнесенности с европейским'Возроадениеы полемичю и аргументированно защищает идею Восточного Ренессанса и убедительно доказывает наличие богатой реяессаясяой науки и худбйс-ственной литературы в странах Востока, в Азербайджане XII века в особенности.

Если термин "Ренессанс" относительно азербайджанской и у збекской литератур употребляется давно и об этом имеется до-

" Конрад Н.И. Запад и Восток. Изд.2-ое,исправ.и дополн. - М.: Наука, 1972. - 495 с.

Брагинский И. Поэзия мирового звучания //Ирано-таджикская поэздя. -М.: Худ.лит., I9i74. -,621 с.

3 Гаджев А.А. Ренессанс и поэзия Низами Гяяджеви. - Баку: Элм, 1982. - 204 с.

юльао богатая литература, то в татарском литературоведении о іенессанснгал характере творчества ряда поэтов эпохи феодализма заговорили лишь в 70-е годъг. На правомерность употребления ;ермяяов "Восточный Ренессанс", "реяессансный романтизм", "ро~ іаятасм, тесно связанный с Восточным Решссансом" в отношении : средневековым тюркским литературам, в том числе и к татаркой, указывают исследователи Р.Ганнева, Г.Халит , Н.Юзеев .

Разделяя теоретические суэдення академика Б.И.Конрада и го единомышленников, диссертант считает необходимым лродол-жтъ изучение сущности, географических и хронологических гра-іиц Ренессанса и у других тюркских народов, ибо выявление за-ономерностей реяессансного движения в тюркских литературах зербайдяаяа, Малой Азии, Средней Азии и Поволжья дозволит лубге раскрыть картину взаимосвязей и сложного единства лите-атуряого процесса арабов, иравдев и тюрков, а также Восгочно-о Ренессанса и Западного Возровденжя.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является ис-ледование тюркского Ренессанса в контексте мусульманской ци-илизации и Восточного Реяеосанса на материале арабской, ира-о-тадаикской и тюркских литератур. При этом внимание диссер-аата направляется на решение следу вдих задач:

- изучение исторических корней, социокультурных и фило-офсннх досылок Восточного Ренессанса, основанного на мощном эоплатояическом антропоцентризме и самоутверядении человека;

1 Ганиева Р.К. Проблемы творческих методов в тюркоязычных итературах, - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. -26 е.; аниева Резеда. Терки адвбиягларда щат методы месьэлвлэре взерге татар эдэбият белеменен актуаль мэсьэлэлэре. - Казан: атнитнашр., 1979. -97-105 б.; Хисамов Н.Ш. Поэма "Кысса-и рсуф" Кул Али. - М.: Наука-, 1979. - 254 с.

* Гаягева Р.К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Галн. - Ка-інь: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - 172 с.

* Халдт Г. Метод hen сталь - эдебият белеменен игътибар івгевде // Хезерге татар вдэбият белеменен, актуаль масьэлэлэ-». - Казан: Таткитнввр., 1979. - 70-84 б.

4 Юеюєв Нял. Поэт ыудростя, любви и печали // Поэт-гума-іст Кул Гали. - Казань: Тат;нн. изд-во, 1987. - С.59-73.

-6-.

определение истоков тюркского Ренессанса, восходящих в далекое историческое прошлое тюркской цивилизации и ее взаиыо связи с Востоком и Западом;

обоснование возможности ренессансвой культуры и литера-турн Камско-Волжской Булгарии; определение художественного ме тода и выявление каноничности ревессансно-неоплатоанческой эс гетики поэмы "Киссаи %суф" Кул Гали; ''*

осмысление роли традиций Восточного Ренессанса в тюрксн литературах Позднею Средневековья в сложном соотноиении с эп курейсними и религиозно-суфийскими воззрениями;

показ значения ренессансных традиций и неоплатоническое эстетики в развитии реалистической и романтической литературь тюркских народов ХП-начала XX века.

Научная новизяа.даосертации. Предлагаемая работа являете первой научной попыткой изучения булгаро-татарского и тюркскс Ренессанса в широком хронологическом и историко-культурном диапазоне с*выходом на литературные традиции, взаимосвязи и

Особенностью средневековых тюркских литератур является v что они развивались в нерасторлаяой связи с арабоязычной фил софией, уходящей своими корнями в греко-римско-византийскую философию. Следовательно, соискатель уделяет серьезное внша ние освещению философских и эстетических взглядов поэтов Вое точного Ренессанса. Отсвда частое обращение в работе к терми нам, категориям и моделям античной й арабоязычной философии, широко употребляемым в каноничном восточном литературоведени В связи с этим подробно исследуются различные аспекты яеопла нической эстетики, являвдейся основой ренессансного роыантиз поэмы "Киссаи Лусуф" Кул. Гали (этико-эстетическая категория прекрасного, проблемы разума и любви, тела и душ, философия искусства и божественного, светоносные и числовые образы).

В диссертации делается попытка более углубленно осмыслить творчество татарских поэтов Позднего Средневековья Мэвла Колый і Утыз Имяни, туркменского поэта Махтумкули, а также предла-?ается анализ романтической аоэзии Вагифа. Соискателем впервые ^осматривается вопрос о традициях ренессансного романтизма і неоплатонической эстетики в тюркских литературах Нового вре-іени (ПХ-начало XX века). В этих целях привлекаются к анализу сдельные произведения писателей просветителей, критического эеализыа и неоромантизма, а также выделяются мотивы ренессанс-юго жизнелюбия,разума и любви (Мдрза Шафи Вазех, Абай Кунан-JaeB, Н.Нариманов,Г.Исхаки, Г.Тукай, Г.Ибрагимов.Г.Муяасиб t др.).

Методологической основой диссертации являются труды известных философов Востока и Запада, отечественных и зарубежных востоковедов, теоретиков культуры и литературы. При освещении теоретических проблем Восточно-тюркского и булгаро-татарского 'енессансов, ренессансного романтизма и неоплатонической эстетики диссертант обращается и к отдельным положениям марксист-їкой эстетики, но при этом стремится н отказу от упрощенного классового подхода, противопоставляемого общенародным и обще-іеловечеоким ценностям, и осуществляет конкретно-исторический . і сравнительло-гияологический анализ на материале различных , іациональшх литератур Советского Востока.

Апробация и практическая значимость работы. Основные положения диссертации нашли отражение в монографии "Восточный ^нессано и поэт Кул Гали", а также в работах, опубликованных на страницах газет и журналов на татарском, русском, азер-Зайджаноком, узбекском, украинском языках; во всесоюзных и зарубежных изданиях; в различных сборниках, энциклопедиях, словарях. Ба основе материалов диссертации сделаны доклады на зжегоднях итоговых научных конференциях в Казанском государственном университете, республиканских, региональных, всесо-пзннх научных конференциях в Алма-Ате, Баку, Бишкеке, Казани, иеве, Махачкале, Чебоксарах.

По материалам диссертации написаны две главы третьего то-іа авсгитомной "Истории татарской литературы". Результаты научных-изысканий автора вошли в учебники, методические-разработ-ш,.в "Словарь литературоведческих терминов".

Материалы исследования использованы в курсах лехший по Ли тературам народов СССР .и Истории татарской литературы, а также в спецкурсах, посвященных творчеству Габдуллы Тукая, Гаяза Исхаки ж проблемам творческих методов в восточных литературах

5Жїї^ра_^осЧе^диссе^ацш. Привлеченный к анализу ли терагурный и научно-теоретический материал распределен дочетз рем главам, диссертации.