Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанровые и художественные особенности "Латаиф-ут-таваиф" Фахриддин Али Сафи Сайфутдинов Бурхон Ходжиевич

Жанровые и художественные особенности
<
Жанровые и художественные особенности Жанровые и художественные особенности Жанровые и художественные особенности Жанровые и художественные особенности Жанровые и художественные особенности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сайфутдинов Бурхон Ходжиевич. Жанровые и художественные особенности "Латаиф-ут-таваиф" Фахриддин Али Сафи : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Сайфутдинов Бурхон Ходжиевич; [Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2004.- 179 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. История становления и развития персидско-таджикской прозы привлекла внимание исследователей значительно позже поэзии. Поэтому она в жанровом и художественно-этическом отношении сохраняет значительные пласты, которые остаются незатронутыми или только упомянуты в каталогах, энциклопедиях, истории литературы и других книгах справочного характера. Одним из таких прозаических произведений является «Латаиф-ут-таваиф» («Занимательные рассказы») Фахриддина Али Сафи (4), которое до нашего времени не было предметом специального исследования, хотя считается своеобразной энциклопедией жанра латифа (анекдот), обобщающей основные версии анекдотов тогдашнего общества. Фахриддин Али Сафи относится к замечательной плеяде писателей и поэтов конца XV - начало XVI веков, воспитанных знаменитой литературной школой тимуридов конца XV века. Наиболее известными из них, наряду с Фахриддином Али Сафи, были Зайнаддин Махмуд Васифи, поэты Кама-ладдин Бинаи и Бадриддин Хилоли.

Сведения о жизни и творческой деятельности Фахриддина Али Сафи в разрозненном виде встречаются в антологии и исторических хрониках Соммирзо Сафави, Мухаммада Хусайна Сабо, Фахруззамони Казви-ни, Алишера Навои, Васифи, Хондамира и других авторов. Однако эти сведения приведены в связи с данными о более известном писателе Хусайне Воизи Кашифи (2) и поэтому носят отрывочный характер. Научное изучение жизни и творчества Фахриддина Али Сафи начинается в Европе работами Ш. Шеффера, который в 1888 году перевёл и изучил некоторые разделы «Латаиф-ут-таваиф». О существовании «Латаиф-ут-таваиф» и его автора сообщают А. Крымский и индийский ученый Мухаммед Шафе. Иранские ученые Алиасгар Хикмат, Джалоли Найини, Ахмад Гулчин Маани и Алиасгар Муинийан в связи с изучением жизни и творчества современников Али Сафи осуществили издание частей и отдельных сочинений автора. В Таджикистане некоторые разделы и рассказы появлялись в периодической печати, а также их в виде сборника в 1968 году опубликовал С. Халимов. Отдельные замечания и наблюдения о жизни и творчестве Фахриддина Али Сафи встречаются также в работах М. Ахмадова, А. Афсахзод, У. Каримова, Р. Хадизаде и других.

Все эти работы весьма кратки, часто повторяют друг друга и не создают полноценной картины жизни и творчества Фахриддина Али. Отсутствие полноценного монографического изучения жизни и творчества Али Сафи и художественно-этического анализа сочинения-«Латаиф-ут-таваиф» обусловили целесообразность осуществления дан-

ного исследования.

Степень изученности темы. Жизнь и творчество Фахриддина Али Сафи, как правило, исследовалась в основном.в тесной связи с жизнью и творческой деятельностью его отца Хусайна Ваизи Кашифи. Что же касается его сочинения «Латаиф-ут-таваиф», то анализ его содержания, жанровых, художественных и других литературно- эстетических особенностей до сих пор остается неосуществленным. Основной тенденцией обращения к «Латаиф-ут-таваиф» является рассмотрение его в контексте характеристики личности автора, а также с позиций интересов издателя отдельных отрывков или же сборника анекдотических рассказов. Исследователи не обращали внимание на вопросы изучения художественной структуры, литературных моделей и образов, типологических параллелей научного и художественного значения книги. Упомянутые работы востоковедов, иранских ученых и отдельные публикации в Таджикистане не выходят за рамки оценочного и ознакомительного характера и не преследовали цели написания завершенного научного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование жанровых и художественно-эстетических особенностей «Латаиф-ут-таваиф» Фахриддина Али Сафи, определение его места в истории развития персидско-таджикской прозы. Наряду с этим воссоздание биографии автора, его творческого наследия также стали предметом исследования в нашей работе. Для достижения поставленных целей решены следующие задачи:

- восстановление возможно более полной биографии Фахриддина Али Сафи;

-восстановление творческого наследия писателя, характеристика основных жанровых и тематических особенностей;

-изучение рукописей произведений писателя, характеристика ранее написанных сочинений;

-состояние изучения и издания «Латаиф-ут-таваиф», а также других произведений писателя;

-анализ структуры и содержания «Латаиф-ут-таваиф»;

-изучение и классификация тематики «Латаиф-ут-таваиф»;

-анализ жанровых и художественных особенностей памятника;

-изучение традиций анекдотов и анекдотических сказок в истории персидско-таджикской литературы и их отражения в «Латаиф-ут- та-ваиф».

Объектом исследования данной диссертационной работы является труд Фахриддина Али Сафи «Латаиф-ут-таваиф» («Занимательные рассказы» (анекдотические рассказы о различных слоях общества), многочисленные источники средневековой персидско-таджикской литературы о

жизни и творчестве Фахриддина Али, а также о его эпохе. В процессе работы автор диссертации обращался к таким известным антологиям, как «Тухфаи Сами» Саммирза Сафави, «Рузи равшан» Мухаммада Хусайна Сабо, «Майхана» Фахраззамона Казвини, «Маджалис-ун-нафаис» Навои, «Бадаи-ал-вакаи» Васифи и «Хабиб-ус-сияр» Хондамира и др.

Методология исследования основана на комплексном историко-филологическом подходе и сравнительно-историческом принципе изучения явлений литературы. При анализе структурных, стилистических, жанровых особенностей памятника автор опирался на исторические работы бывших советских и русских исследователей, ученых-востоковедов зарубежных стран и современных ученых Таджикистана.

Новизна исследования. В диссертации впервые в монографическом аспекте исследуется жизнь и творчество Фахриддина Али Сафи, художественная структура и содержание, идейно-тематические и жанровые особенности «Латаиф-ут-таваифа». До настоящего времени фактически ни один исследователь не ставил перед собой задачи изучения жизни и творчества Фахриддина Али Сафи, и в частности его сочинения «Латаиф-ут-таваиф», лишь ограничивались отдельными высказываниями и оценками. В работе впервые рассматриваются структура, содержание, жанровые и художественные особенности памятника, вопросы связи «Латаиф-ут-таваиф» с художественными традициями прошлых веков, что поможет более широкому осмыслению его роли и места в развитии прозаических жанров в персидско-таджикской литературе.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она проливает свет на малоизученные аспекты жизни и творчества Фахриддина Али Сафи, дает возможность более глубокого понимания особенностей форм, содержания и осмысления ценности «Латаиф-ут-таваифа». Ценность работы также состоит в том, что она связана с исследованием средневековой персидско-таджикской прозы и создает почву для изучения эволюции прозы как во всей истории персидско-таджикской литературы, так и эпохи завершения классического периода ее развития.

Результаты исследования могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории средневековой персидско-таджикской литературы. Выводы по содержательно-структурному анализу «Латаиф-ут-таваиф» могут быть применены при его сопоставлении с данными других средневековых литературных памятников, что, безусловно, восполнит наши представления об истории развития таджикской прозы, её основных жанров и литературных стилей.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении курса лекций по истории персидско-таджикской литературы,

включены в учебные пособия для средних и высших учебных заведений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории таджикской классической литературы (протокол №6 от 19.03.2004 г.) и была рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены на научных конференциях профессорско-преподавательского состава филологического факультета Таджикского государственного национального университета (2003-2004) и опубликованы в виде научных статей, список которых приведен в конце автореферата.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.