Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Насерипур Мармар

Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми
<
Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Насерипур Мармар . Житие пророка Моисея в «истории Табари» и его образ в «Месневи» Мевляна Руми: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Насерипур Мармар ;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2016.- 189 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Образ пророка Моисея в «Истории Табари» и «Месневи манави»

1.1. Житие Моисея в «Истории Табари»

1.2. Образ Моисея в «Месневи манави»

Глава II. Рассказы и повествования о пророке Моисее и монотеизм его религии в «Истории Табари» и «Месневи манави»

2.1. Легенды и истории о пророке Моисее в «Истории Табари»

2.1.1. Появление Моисея в жизни фараона

2.1.2. Рассказ о переселении Моисея в Мадьян

2.1.3. События, связанные с пророчеством Моисея

2.1.4. Предания о чудесах Моисея

2.1.5. Моисей и десять заповедей

2.1.6. Война Моисея с амалитянами (джаббаран)

2.1.7. Смерть Моисея

2.2. Мистический и духовный образ Моисея в «Месневи манави»

2.2.1. Рождение пророка Моисея и история его появления во дворце фараона

2.2.2. Рассказ о переселении Моисея в Мадианитян

2.2.3. История пророчества Моисея и оповещение Всевышнего об этой миссии

2.2.4. Божественные чудеса Моисея и обращение волхвов в веру

2.2.5. Валаам (прорицатель)

2.2.6. Рассказ о тельце Самири

2.2.7. Поучительная и грустная история Каруна

2.2.8. Рассказ о корове иудеев

2.2.9. Рассказ о Моисее и пастухе

2.2.10. Удивительная история Хизра

2.2.11. Рассказ о болезни Всевышнего

2.2.12. Рассказ о смерти Моисея

Глава III. «Сравнительный анализ религиозной и культурной личности Моисея в «Истории Табари» и «Месневи манави»

3.1.1. Терпеливость Моисея

3.1.2. Жесткость и строгость Моисея

3.1.3. Гор дыня Моисея

3.1.4. Прощение, оказание помощи и поддержки, выполнение обещаний

3.1.5. Смирение перед Всевышним Господом

3.1.6. Спокойствие перед лицом смерти

3.2. Художественная разработка личности Моисея в «Месневи манави»

Заключение

Приложения

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Диссертационная работа посвящена изучению образа пророка Моисея на основе литературных и исторических источников. В ней главным образом были приложены усилия выявить посредством божественных откровений основные жизненные критерии пророка Моисея. Затем с опорой на «Историю Табари» («История пророков и царей») и поэму «Месневи манави» («Духовная поэма») изучить личность пророка Моисея. Как свидетельствует история, пророки всегда избирались и наделялись миссией пророчества, когда то или иное общество сталкивалось с серьезным социальным кризисом, деспотизмом и тиранией властителей, а также невежеством самого человеческого общества. Исходя из этого, пророки, опираясь на Священные Писания и откровения, ниспосланные им Господом, появляясь в назначенных обществах, противостояли гнету и насилию правителей, а также общественным неурядицам и нестабильности в целом. Внося перемены в жизнь группы людей и общества, они направляли их к совершенству, помогали им в достижении высоких человеческих целей. Пророк Моисей, известный как «Калимуллах» (Общающийся с Аллахом) является одним из самых известных пророков и предводителей еврейского народа. Он жил в XV веке до нашей эры и спас еврейский народ от гнета фараона. Исследование образа Моисея в избранных нами историческом и литературном произведениях, бесспорно, способствует определению соотношения реального и художественного в литературе и историческом представлении народа.

Степень изученности темы исследования. Вопрос назидательности и нравоучения мифологических и исторических рассказов и легенд, связанных с личностью пророков, относится к числу вопросов, которым менее всего уделяется внимание, в особенности в области изучения слияния прозаического искусства и знаний, способов их трансформации в персидской поэзии требуют новые, более глубокие исследования. Относительно раскрытия религиозной личности и литературного образа пророка Моисея существует ряд работ. К их числу относятся: магистерская дипломная работа Розиты Захаби на тему «Образ пророка Моисея и Иисуса в Месневи» (2002 г.), выполненная в университете Азад Тегерана. Автор в своем исследовании рассматривает жизнь пророков, проводя сравнительное исследование личностных особенностей двух великих пророков с точки зрения Руми в его поэме «Месневи манави». В 2008 году издательством Дехсара города Решт была опубликована книга Асадулло Абдуллохиёна. Автор книги весьма кратко и красноречиво описывает события из жизни двух пророков. Существует также магистерская дипломная работа Хамиды Мазлум, написанная в 2008 году в Мазандаранском университете под названием «Образ пророка Моисея в «Месневи манави» Руми». Данное исследование, имеющее больше литературный, характер, посвящено

рассмотрению поучительных событий из жизни пророка Моисея с точки зрения Руми. Существует также другая магистерская дипломная работа «Исследование образа пророка Моисея и выявление особенностей иудаизма в «Месневи манави», выполненная в университете Азад в 2010 году. Автор работы Самоне Алимардони рассматривает личность пророка Моисея в связи с последователями его божественной религии с точки зрения Руми. Махдохт Пурхалеги Чатруди в книге «Словарь историй пророков» («Фарханги киссахои паёмбарон») изучает образы пророков и персонажей поэмы «Месневи манави» с точки зрения поэтических и эстетических аспектов, привлекая к исследованию некоторые предания и рассказы, указывает на ряд художественных целей и намерений Руми, освещая тем самым в тринадцати заглавиях (рассказах) события из жизни пророка Моисея. Пурхалеги убеждена в том, что в стихотворении Руми «наполненная событиями жизнь Моисея» заложен прочный стержень его поэтико-мистических идей. Личности Моисея Руми отводит особое внимание, несравненно большее, нежели остальным мифическим персонажам. Описывая события из жизни Моисея, он черпает в них вдохновение. Зарринкуб в двухтомной книге «Тайна флейты» («Серре ней») пишет, что его труд не является комментарием к «Месневи» или же анализом этого произведения, а, наоборот, автор старается вникнуть в его тонкости и тайны. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные жизнеописанию и биографии пророков, в особенности Моисея, с точки зрения «Месневи» Руми, количество исследований и комментариев, направленных на изучение жизни пророка Моисея с точки зрения «Истории Табари» является небольшим. Авторы данных исследований в основном опираются на «Историю Табари», так как данное произведение признано одним из достоверных исторических источников. С другой стороны, важно отметить, что каждое исследование, выполненное по сей день в этой области, в основном и непосредственно направлено на изучение восприятий, намерений и мнений, заложенных в рассказах о пророке Моисее в «Месневи манави». Что касается «Истории Табари», то тут всё обстоит по иному: рассказы, посвященные житию пророка Моисея, в «Истории Табари» выражены весьма ясно и открыто, а также наблюдается большое число материалов и сочинений, извлеченных из этой драгоценной жемчужины в качестве толкований и комментариев к рассказам о Моисее другими авторами. Важно отметить, что по сей день не было проведено исследование, которое могло бы сопоставить и соединить воедино противоречивые взгляды и комментарии о житие пророков, содержащихся в «Истории Табари» и «Месневи манави», в особенности в области описания личности и жития пророка Моисея. Следовательно, настоящая диссертация практически может служить фундаментом также для последующих исследований в области жития других пророков. Важно также отметить, что в 2001 и в 2015 годах в Республике Таджикистан была опубликована полная версия «Истории Табари»,

а в 2003 году – полный текст «Месневи манави». В области персидской литературы в этом направлении осуществлены некоторые исследования, к числу которых относятся диссертация «Тарих»-и Абу Али Балами как литературный источник» Ф. Бобоева, а также другая научная работа, посвященная «Месневи манави», автором которой является Ф.Хади-заде. Следует также отметить, что оба популярных произведения персидской литературы неоднократно исследовались как в языковом отношении, так и с точки зрения историков и философов.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью настоящего исследования является изучение отражения жития пророка Моисея в двух выдающихся произведениях – «Истории Табари» и «Месневи манави», а также выявление сходств и отличий событий, связанных с описанием жития пророка Моисея. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

  1. изучение жития пророка Моисея с точки зрения материалов «Истории Табари»;

  2. выявление важных событий из жизни пророка Моисея, отраженных в «Месневи манави»;

  3. ссылка на аяты и хадисы о жизни пророка Моисея в качестве основных критериев исследования;

  4. определение важных событий в жизни пророка Моисея, сопоставление мнений и суждений, отраженных в «Истории Табари» и «Месневи манави» в связи с нижеследующими вопросами: а) каковы взгляды Табари на житие пророка Моисея; б) как описывает Руми в своей поэме «Месневи манави» жизнь пророка Моисея; в) как описывается житие пророка Моисея в коранических аятах и хадисах; г) какой источник вслед за кораническими аятами может служить основным критерием, описывающим жизнь пророка Моисея; д) аспекты сопоставления и интерпретации «Истории Табари» и «Месневи манави» с точки зрения моисееведения; е) изучение художественного мастерства Руми в создании образа пророка Моисея в поэме «Месневи манави».

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в системно-комплексном плане представлены и рассмотрены исторические факты и события из жизни пророка Моисея, чудеса, сотворенные им и отраженные в «Истории Табари» и «Месневи манави». В диссертации также представлено сравнение исторических, духовных, нравственных, религиозных и литературных аспектов жития пророка Моисея.

Изложенные моменты и обстоятельства из жизни пророка Моисея с точки зрения авторов этих исторического и литературного произведений поучительны, так как соприкосновение истории и мистической литературы, опирающейся на реальность, а также содержащей в себе элементы художественных фигур,

способствует многократному увеличению интереса к увлекательным и поучительным рассказам.

Материалом для настоящего исследования послужили Ветхий Завет и Новый Завет, Евангелие, Коран, «История Табари», критический текст «Месневи манави» Никольсона, «История Балами», «Мурудж аз-захаб ва ма’адин ал-джавахир («Золотые копи и россыпи самоцветов» аль-Масуди», перевод «Истории Якуби» Ахмеда ибн Исхака, «Аль-камиль фи-т-тарих» («Полный свод всеобщей истории») Ибн аль-Асира, «История» Ибна Халдуна, комментарии к «Месневи» Карима Замани, доктора Мухаммада Эстелами, Валимухаммада Акбарабади, «Сборник рассказов и аллегорий Месневи», «Предания и легенды Месневи» доктора Бадиуззамана Фурузонфара.

Методологические основы и методы исследования определяются тем, что данная работа посвящена рассмотрению двух важных литературно-исторических произведений, относящихся к богатому историческому и мистическому наследию, а потому в диссертации широко используются методы сравнительно-исторического и компаративного анализа. Нами приложены усилия для выявления и привлечения материалов, не исследованных до сих пор в этой области, а также источников, менее всего рассмотренных на специализированном уровне. При проведении настоящего исследования были использованы также архивные материалы разных стран, в частности Ирана, Таджикистана и России. Основная часть исследования проводилась в таких авторитетных и престижных библиотеках, как Центральная библиотека национальных архивов Ирана, библиотеки Тегеранского университета и университета Бехешти.

Практическая ценность работы. Исследуемая тема занимает особое место в персидском и таджикском литературоведении, ее дидактические и нравоучительные особенности, безусловно, окажут положительное влияние на общество. Сравнительный метод, выбранный нами, помог усовершенствовать и восполнить научную литературу в исследуемой области, в какой-то степени пополнив её пробелы, впервые упорядочить и систематизировать разбросанные материалы, охватывающие литературно-исторический образ и житие пророка Моисея, придав ему целостный литературный и мистический облик. Следует также напомнить, что в настоящем исследовании нами было уделено особое внимание элементам создания образа пророка Моисея в «Месневи манави». Табари и Мевляна Руми в своих произведениях уделяли особое внимание вопросу человеческой сущности и личности в целом. Преемственность, политическое кредо, социальная прозорливость, корректное суждение и многое другое относятся к числу актуальных вопросов, рассматриваемых как в истории, так и в литературе. Изложенный в диссертации материал может помочь педагогам в составлении учебных пособий по истории и литературе, а

также служить материалом при чтении лекций на уровне высших учебных заведений.

Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут служить критерием достойного поведения в разных аспектах жизнедеятельности человека, о чем свидетельствует сама «История Табари», являющаяся достоверным и образцовым эталоном для следования и приверженности. История является учителем человека. В «Месневи» Мевляна предания «Истории Табари» излагаются простым, изящным и мистическим языком, формирующим личность, убеждения и ценностные ориентации. Каждый из этих двух историко-литературных наследий служит руководством для всего человечества.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В «Истории Табари» содержится реалистичный взгляд на жизнь Моисея, со ссылками на аяты, хадисы и предания автор подробно и на основании указанных в аятах событий красочно и увлекательно излагает рассказы о жизни Моисея.

  2. В описании жизни Моисея Руми выступает как искусный мастер слова.

  3. Стихотворное описание событий из жизни Моисея, идеи, заложенные в рассказах «Месневи», до того привлекательны и глубоки, что побуждает читателя к углубленному изучению и осмыслению их содержаний и идей.

  4. Рассказы о Моисее в «Месневи» в основном включают в себя суфийские идеи и поведения тариката, и ввиду того, что Моисей является пророком, Руми изображает его как мистика и религиозного лица, достигшего совершенства на пути к Истине.

  5. Руми в разных эпизодах и отрывках «Месневи» противопоставляет злые и добрые силы, преподнося моральные и мистические уроки.

Апробация диссертационного исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и новейшей персидско-таджикской литературы филологического факультета ТНУ (протокол №… от 30 июня 2015 года).

Основные результаты исследования отражены в 4 научных статьях, перечень которых прилагается в конце автореферата. По теме диссертации автор выступал с докладами на международных и региональных (Таджикистан, Исламская Республика Иран, 2014), республиканских (Душанбе, 2012, 2015) и общеуниверситетских (2012-2015 гг.) конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка цитированной литературы. Общий объем диссертации составляет 147 страниц компьютерного набора.

Образ Моисея в «Месневи манави»

По мнению Табари, история - это назидательный урок в школе знаний и осведомленности. К примеру, когда он повествует о судьбе Хосрова Парвиза, он описывает его деяния и поступки, подчеркивая то, что он не извлек урок из судеб своих предков и предшественников, обрекая себя на сложившуюся участь. Он описывает историю подобно исследователю: каждый раз, заимствуя материал из того или иного источника и киги, он даёт полное описание этой книги, а также ссылку на источник. Автор не занимается самовольным исправлением текстов сочинителей, предоставляя читателю право самому делать выводы и суждения.

Табари был первым человеком, написавшим первый образец всемирной истории, заменив писание летописей в мусульманской литературе всемирной историей, так как до него исторические события описывались в виде биографий и жизнеописаний.

Свою «Историю пророков и царей» он начинает с детального описания мифологии древнего Ирана, подобно Геродоту, начавшему свое произведение с греческой мифологии. В описании доисламской истории он опирался на полезные информации, извлеченные им из «Ходай-наме» («Книга владык») и его арабского перевода. («Ходай-наме» является историческим сводом, включающим мифологические и исторические сказания про Персию и древнеиранских царей, охватывая события конца эпохи Сасанидов). Табари пишет: «Пророк Моисей родился между 15 и 13 веками до нашей эры в Египте. Его отца по Торе звали Амрам, в арабском языке Омран. Его мать звали Иохаведа» (Табари, 1996: 294) Среди пророков он известен как Калимуллах в значении общающийся с Аллахом. Он был вождем иудейского народа, вывел его из Египта, освободив из плена египтян. Всевышний посредством Моисея ниспослал иудейскому народу на горе Синай иудейскую религию. (Следует отметить, что имя пророка Моисея 136 раз упоминается в Коране и в двадцати сурах этой священной книги). Пророк Моисей умер в возрасте 120 лет (Ибн Вазех Якуби, 1992: 51) Гробница Моисея ибн Омрана даже в те эпохи оставалась неизвестной среди евреев и еврейского народа. Известный историк Табари по этому поводу пишет следующее: Моисей и его брат Аарон (Гарун) скончались в пустыне, и не одна живая душа не знает где находится их могила. (Табари, там же, 351, Ибн Асир, 1991: 180) В ряде других сочинений в виде домыслов и предположений указываются Сейхан и Леванта (Хамави, 2001: 211), по мнению других, местом, где был захоронен Моисей, является гора Нево. Моисей - персонаж и герой множества исторических книг в особенности «Истории Табари». Среди представителей семитских религий (иудаизма, христианства и ислама) он признан одним из великих пророков и согласно традиционным религиозным сказаниям этих религий он вывел из Египта израильский народ. Ряд источников также пишет о том, что у Моисея нет могилы. (Табари, там же, 351)

Табари убежден в том, что историю нужно изучать точно и беспристрастно, и судить о ней не с моральной точки зрения. Необходимо определить преимущества и недостатки, а также правдивость или неправдивость действий и сказаний каждого народа, каждой династии и цивилизации. Историю необходимо изучать и анализировать в рамках правдивости и неправдивости. Суждение об истории должно быть не моральным, ибо история лишена духа, а бездушная история не может помочь совершенствованию человечества. В любом случае при изучении истории, необходимо осуждать плохие и хвалить достойные поступки разных народов. Должно существовать историческое суждение, нужно оценить мораль и деятельность предшественников, и таким образом, получить судебную душу, мышление и мораль оценщика, и силу понимания разных тем и человеческих вопросов. Несмотря на сказанное, «Тафсир Табари» («Комментарий Табари») обладает некоторыми преимуществами по сравнению с книгами, написанными в том периоде, а также трудами, которые были написаны после него. «Тафсир Табари» отличается высокой научной целостностью, благодаря тому, что Табари при сборе рассказов и историй, связанных с аятами Корана, рассматривает их лексические, семантические, исторические и религиозные аспекты. Это старейший целостный Тафсир, в котором приведены многие комментированные сочинения и рассказы предшественников. Табари особым порядком разделяет рассказы, связанные с каждым аятом, и выбирает самый подходящий вариант из них. Это первый Тафсир, в котором комментированы все аяты Корана, и потому его называют «Великим Тафсиром Табари». Книга «Тафсир Табари» всегда привлекала внимание современных ученых и древних мыслителей. Основным произведением Табари, является книга «История пророков и царей», написанная в нескольких томах. «История Табари» призывает задумываться о судьбе верующих людей среди предшественников, и о том, как они сталкивались с трудностями и испытаниями. Не были ли эти люди более нагруженными по сравнению с остальными? не страдали ли они больше других? И не была ли их жизнь труднее материалистичных людей? Обратите внимание на то, как фараоны брали их в рабство и подвергали их к истязанию и травили им жизнь. Почему они всегда были под властью тиранов, жили в нищете, даже не были способны защитить себя и не поддаваться подчинению. Все это длилось до тех пор, пока Господь не принял во внимания их труды и устойчивость в вере, страдания и терпения зла (ради веры), что исходило с их божьего страха, и освободил их от бедственного положения. Пророк Моисей является примером идеального человека.

Рассказ о переселении Моисея в Мадьян

Имя Моисея в истории автоматически дополняется упоминанием о его жезле, что свидетельствует об их неотъемлемости. Превращение Моисеева жезла в вечное и удивительное чудо весьма красочно описано в «Истории Табари». «У Шуайба в доме вместе с другими посохами хранился жезл, который обычно брали в руки пастухи. Посох, разделенный на конце на две части принес Шуайбу ангел в лице мужчины, следовательно, Шуайб не мог догадываться об ангельской сути этого человека. Когда Моисей принял решение покинуть его дом, Шуайб сказал ему: зайди в комнату и выбери один из посохов, чтобы мог опираться на него в пути. Моисей зашел в комнату и выбрал посох, который по воле Господней принес в дом Шуайбу ангел. Увидев его выбор. Шуайб сказал: Его оставил на сохранение мне один муж, иди и выбери себе другой. Моисей поставил посох на место, и хотел было выбрать себе другой, как в очередной раз тот же самый жезл оказался у него в руках. Шуайб обратно настоял на том, чтобы он вернул чужую вещь ,однако и в этот раз в руки Моисея попал тот же жезл. Тогда Шуайб сказал Моисею: видимо он предназначен для тебя, забирай его» [История Табари, 1972: 279-280]. В другом месте Мухаммад бин Джарир Табари повествует эту историю следующим образом: «Группа сынов Израилевых столкнулась с большими трудностями, жили они одно время настолько тягостно, что говорили: «Лучше нам умереть и избавиться от всех этих страданий». Тогда Господь ниспослал Иезекиилю откровение: «Твой народ стонет под бременем трудностей, предпочитая смерть страданиям. Или они думают, что Я не смогу оживить их после смерти? Ступай к ним, там их четыре тысячи человек». Господь велел Иезекиилю: «Ступай к ним, оказавшись среди их разбросанных костей, позови их». Иезекииль выполнил приказ своего Творца и сказал: «О, прогнившиеся и разбросанные кости! Господь велит вам собраться воедино». Затем кости каждого усопшего собрались вокруг него. И тогда он опять воскликнул: «Кости! Господь велит: Мясо и плоть покройте их кости». Затем они покрылись плотью и были покрыты кожей. Затем Иезекииль в третий раз проговорил: «О, усопшие! Всевышний велит, чтобы вы вернулись в свои тела». Таким образом, все покойники ожили по воле Господа и начали нести хвалу и говорить «Господь Велик» [История Табари, том 1: 457].

Фараон, посоветовавшись со своими политическими советниками, увидел единственный и дельный выход из положения в смерти Моисея. Однако духовное лицо дворца фараона наказало не трогать Моисея, ибо убийство посланника Божьего является грехом и будет лучше, если фараон и его окружение обратятся к Единому Господу и прекратят свое упрямство. Однако слова его не имели для них никакого смысла. Прожив сложные годы, испытывая большие сложности и давление в Египте, а также состояние находящихся под гнетом фараона соплеменников Моисея послужило тому, что Господь велел Моисею вывести свой народ из Египта. В «Истории Табари» об этой поучительной истории говорится: «Всемогущий Господь сказал: Ниспослал откровение, чтобы ты вывел Мои творенья из Египта» [там же: 306].

Причиной бунта в любое время и эпоху заключается в том, что человек, одержимый этим состоянием не понимает и не хочет понимать никаких доказательств и аргументаций, признает доводы разума и логик, единственным и действенным методом для него являются запугивание, суровое наказание и гнет. Подобные крайности и логика в эпоху Моисея были свойственны фараону. И, как свидетельствует история, в любое время и эпоху логика и стратегия фараонов мало чем отличалась от поведения их предшественников, однако логика пророков руководствовалась разумом и мудростью, отражающихся в словах Моисеевых. Здесь и становится ясным, что путь, направление и цель всех пророков были едиными, так же как и их приглашение исповедовать Единого Бога. Аналогичную концепцию можно наблюдать в пути и целях всех агитаторов и лиц, призывающих к пустоте и никчемности. Что касается итога и результата, то он всегда один, так как победителями всегда оставались верующие, и разрушительное поражение выпадало на участь последователей зла и лжи.

«И тогда Моисей поставил в известность сынов Израилевых и стал готовиться в путь, он сказал: Всемогущий Господь обречет коптов на смерть и удовлетворит ваши желания. Возьмите у жен коптов их драгоценности и платья» [История Табари, 1972: 308]. И вывел таким образом пророк Моисей сынов Израилевых из Египта, и дошли они до берегов Нила. Но затем последовали негодования со стороны его народа и соплеменников, озадаченных тем, что судьба их обрекла на смерть, ибо впереди них стоит река, позади же фараон и его войско. Бог велел Моисею ударить жезлом по воде и река мгновенно распростерлась, колена Израилевы в целости и сохранности смогли пройти через реку, однако фараоново войско утонуло в нем [Ибн Асир: 1991: 198]. Далее приводится подробное описание распространения вод Нила для Израилевых сынов, а также смерти фараона и его войска. Люди всего мира веками находятся в удивлении от истории прохождения Моисея и его соплеменников/народа через воды Нила, и всегда задаются вопросом, имеет ли это событие место в истории, является ли историческим фактом. Новые исследования свидетельствуют о том, что отступление и деление воды на две части имеет место в законах физики. Приняв решение убить Моисея, Фараон решил еще больше усложнить жизнь и участь израильтян, являющихся соплеменниками Моисея и обратившихся в его религию. Осведомившись о планах фараона, он ночью вместе со своим народом покинул Египет по направлению к Иерусалиму. По воле Всевышнего ни фараон, ни его окружение не узнали о том, что они покинули город. Моисей и его соплеменники преодолели широкую степь, однако впереди их ожидала вода. У них не было корабл, чтобы переплыть через воду. В то же время их преследовали люди фараон, узнавшие об их побеге. Соплеменников Моисея, тех, кто не достиг полной веры в Господа, охватил сильный страх, боялись также дети и часть женщин. Этот страх достиг своей вершины, тогда, когда издали показалась большая армия фараона, возглавляемая самим фараоном. Оставалось всего несколько минут до трагической массовой гибели. Вдруг из толпы раздался крик одного из соратников Моисея Йушы бин Нуна (Иисуса Навина): «О, Моисей! Что же нам делать? Остался всего лишь шаг до смерти! Мне велено ударить по воде, но я не знаю как, - ответил Моисей. Вдруг раздался голос: Ударь своим жезлом по воде! Моисей немедля ударил посохом по синей воде, как вдруг вода стала делиться надвое и расступаться перед стоявшими на берегу людьми. Подобных путей параллельно раскрылось перед их ногами еще одиннадцать, что в совокупности они олицетворяли двенадцать израильских колен, сплотившихся в единый израильский народ. Народ Моисея смог пройти через воду. Армия фараона, следующая за ними, увидев происходящее, подумала, что это чудо сотворил фараон, и так как расстояние между ними и Моисеем было невелико, они пустились на лошадях по тем путям за ними. Но стоило им дойти до половины пути, как по воле Господней гора волн сплелась друг в друга и покрыла всех водой, в том числе и фараона. Мертвое тело фараона Всевышний выбросил на сушу, тем самым преподнеся урок слабоверующим и той группе сынам Израилевым, не верящим в смерть и позор фараона, чтобы каждый мог воочию увидеть его позор и унижение, оставшиеся в итоге от пустой гордости и высокомерия.

Теперь от фараона осталось набухшее и беззащитное тело. «Взгляни на мудрость Господню и на их судьбы: божественный [Моисей] остался невредимым, а на долю нечисти [фараона] выпали смерть и срам. Знай, что чародейство нечисти всегда скрыто от глаз людских, ибо чародей старается преподнести его людям в другом облике, не соответствующем истине, а соответствующем его гнусной сущности. Знай, что магия недолговечна. Магия способна действовать в течение определенного срока, будь это час, день или десять дней. Говоря, что самая сильная магия способна действовать в течение сорока дне, но не больше». [История Табари, 1972: 298] и [Ибн Асир, 1991: 197].

Мистический и духовный образ Моисея в «Месневи манави»

Сила, исходящая из ладони Моисея и его жезл, превращающийся в змея, являются двумя несравненными и уникальными чудесами, которыми Всевышний одарил его в ночь его пророчества, и о которых говорится в разных сурах Корана. О чудесах Моисея также отчётливо говорится в Ветхом Завете. Во многих историях и толкованиях приводятся указания на то, что до входа Моисея в Мадиамскую землю его жезл был принесен в дом Шуайба ангелом, просящим Шуайба передать жезл в руки его хозяина. Однако ангел в лице мужчины не сказал Шуайбу кому именно должен принадлежать посох. Об этой истории говорилось в предшествующих разделах. Жезл Моисея в «Месневи» является наиболее частотным словом, так как о нем при жизнеописании пророка Моисея упоминается в поэме ровно 60 раз. Данный раздел посвящается рассмотрению ряда бейтов, связанных с описанием жезла Моисея и чудесах, относящихся к нему.

Из посоха змий, а из столба .жалость пять чередов отбивают /в литавры бьют/ [каждый день] ради религии. Одарил Я Моисея храбрым сердцем, И сотни тысяч копей он сокрушит одним своим посохом. [Замани, 1999: 1/2142]

Обычно Руми использует слово посох, временами в его поэме можно встретить слова трость, палка, змей, в одном из бейтов также встречается слово червяк. Мевляна также обращается ко словам, обладающим высоким духовным значениям, типа: преобразование предметов по Божьему велению, воскресение мертвых, наличие Судного дня, аскетизм и подвижничество святых. В поэме он не указывает на такие события из жизни Моисея, как разведение и расхождение вод Нила, на глотание магии волхвов, отпор нашествия саранчи, на посвящение Моисея в миссию пророчества, о страхе фараона при виде змея. Он только поверхностно указывает на историю о том, как посох попал Моисею в руки: Когда посох испил воды из рук Моисея, То мигом проглотил царство фараона. [Замани, 1999: 2/919]. По мнению Руми разница между начинающим путником и странником, находящимся в конце духовного пути, весьма велика. [Но ведь] от этого посоха до того посоха есть различие глубокое, от этого деяния [= колдовства] до того деяния [= чуда] путь огромен.

Проклятие Аллаха этому деянию вослед, милость Аллаха тому деянию во исполнение (обещания). [Замани, 1999: 1/278]. Подобно том, как является сложным распознать и различить Путь Божий от ложного пут, и это познание дается человеку только благодаря Божьей милости и вниманию, так и отличие божьих мужей и святых от лжепретендентов является намного сложнее и опаснее в процессе путешествия из мира бытия в мир «Абсолютного Бытия» - сиро сулук. У каждого в руке посох, и он говорит, что : Я — Моисей! И дует он на дураков, и говорит, что: Я -Иса/Иисус! Увы, тебе в тот день, когда правдивости правдивых людей Взыщет с тебя пробный камень. [Замани, 1999: 5/1425] Лучшим способом передачи своих глубоких мистических идей Руми видит в аллегориях. В последующих бейтах Моисей или Хусам-уд-Дин являются символом мужа Истины, посох же олицетворяет нафс или самость и эго человека:

Мевляна неоднократно указывает на предупреждающие аспекты посох, говорит, что Моисей в ответ фараону, назвавшего его колдуно, предупреждает его, что если тот перестанет сопротивляться и пойдет по пути Моисея, который является путем Господним и перестанет идти на поводу своего «Я», то обещает освободить его. Он говорит ему: «Так как тебя обуздали твой нафс и эго, то ты даже в червяке видишь змея». С целью исправления фараона, и для того, чтобы уничтожить змея его нафса -самости, он превращает посох в змея, который проглотил гордыню фараона.

По мнению Руми, не каждый заслуживает быть посвященным в тайны Сокровенного. Только тот может трогать змею, кто сам имеет способность и дар превращать змея в посох. Эта сверхъестественная сила является результатом внимания Всевышнего Господа в отношении своих избранных творений - мужей Истины. Л3 ІДj jl (jjjlui Ij \ г- Л AJj (_у, (jl l&Jjl JJ diui Лишь тот человек коснется дракона, чья рука сделает посох драконом. [Замани, 1999:3/3385] В ответ всем те, кто отрицает будущую жизнь в потусто.оннем мире, и объясняет это те, что не видели ее воочию, следовательно она не может иметь место, следует сказать, что только глаз души и сердца может созерцать Истину и если материальный глаз не в состоянии узреть ее, то это отнюдь не означает ее отсутствие: Глаза Моисея видели посох как палку, А глаза потустороннего мира — как змею и смятение. Глаза головы и глаза внутренней сути вступили в схватку, Но для глаз потустороннего мира она была очевидным светом. [Замани, 1999: 5/3932]

Мевляна неоднократно указывает на ранг мужей Господних, мужей Истины: «Муж Истины подобен посоху Моисея, который на первый взгляд кажется деревом, в то время как этот кусок дерева находится в руках Господа Бога и в результате духовного роста может совершать чудеса, глотать колдовство колдунов и разводить воды морей. dlull i \ HJC j jalS Qj aA /e-e.il dlull _ю1 л (_І_і аЄ (j j jaA /д- jJS JJUJJJO a. Lail I_XJ (jjS jl (JJlJJ (j rr J i ij - (J jAUa Человек — как посох Мусы, человек — как заклинание Исы. Внешне он (посох) — палка, однако перед ним [все] бытие — [лишь] один кусок пищи, когда открывает он горло. Ты не пройми тот посох легко обнаруживаемым, а посмотри, как он Красное море расколол. [Замани, 1999:3/4260] [Замани, 1999: 1/134] Моисей сказал фараону, не принявшему его приглашение, что посох применяется для воспитания глупых людей. Поскольку ты превратился в дракона, властвующего материальным миром, то должен быть воспитан моим небесным драконом и почувствовать часть своего адского наказания. Так ты поймешь, что в день страшного суда каждый будет отвечать за свои поступки.

Прощение, оказание помощи и поддержки, выполнение обещаний

С нашей точки зрения, в вышеуказанных стихах, яблоко является символом милостей потустороннего мира, а душа человека всегда ищет его. Таким образом, несклонный к смерти Моисей, как только понюхал яблоко, освободился от всех земных принадлежностей и привязанностей, и отдал свою душу Творцу души. Моисей является персонажем святой книги (Торы), Корана, исторических книг и в особенности Истории Табари. С точки зрения последователей Авраамических религий (Иудаизм, Христианство и Ислам) Моисей является великим Пророком. Исследование истории показывает, что в истории Иудаизма существуют изумительные и бесподобные события, которые связаны с Моисеем [Мир Ему!] и меньше встречаются в других религиях. История иудеев входят в число рассказов в Истории Табари, которые рассматриваются больше и подробнее других. Также как в Коране, обстоятельства, связанные с Моисеем, упоминаются больше и чаше остальных Пророков. Оттого восстание Моисея [Мир Ему!] более значительное и имеет в себе наиболыпе количество поучительных моментов. Среди исторических эпох этого народа особо выделяется период, связанный с фараоном и Моисеем [Мир Ему!] и большое количество божественных откровений связано с этой исторической эпохой. В любом случае, в Истории Табари перечисляются некоторые характерные, психологические, индивидуальные и общественные черты Моисея [Мир Ему!] и в особенности иудеев, которые, как кажется, до сих пор живы в иудейских обществах и не поддавались изменению. Таким образом, познание и выделение данных свойств и черт, имеют особе значение для исследователей. Мавлави во многих рассказах использует персонажей из Корана и образы Пророков. Также как в священном Коране, Моисей [Мир Ему!], является часто употребляемым персонажем, и этот факт также можно заметить в Истории Табари. Мевляна не намерен сочинять сказки и создавать развлечения, а ищет уподобительное уразумения для выражения своих мыслей и высших мистических идей. Наше исследования показывает, что исторический ход рассказов о Моисее [Мир Ему!] в Истории Табари, следует этому же образу действия, поскольку можно сказать, что не только История Табари, но и стихи Мевляна, берут основу из Корана. Ход речи и целесообразность тем вынуждают Мавлави указывать на определенное событие и иногда одно слово ассоциирует целый рассказ в его мысли. Оттого рассказы о Моисее в Месневи отличаются от оригинального рассказа. Мевляна вмешивается в рассказы, расширяет диалоги или, используя предания и хадисы создает рассказ о Моисее, иногда меняя суть оригинального текста по своему усмотрению. Однако большим превосходством Истории Табари является передача рассказов из Корана, хадисов и повестей. История Табари не вторгается в хадисы. Иначе говоря, История Табари, очевидно, делает свои усилия для сохранения оригинала при цитировании тем из Корана, хадисов и исламских повестей.

Моисей [Мир Ему!] вместе со своим братом и истинным другом, являющимся символом красноречия, пошел к фараону, который владел самой могущественной силой своего времени, т.е. колдовством и волшебством. Моисей своим чудотворящим посохом, являющимся символом запугивания противников и белой рукой, приносящей добрую весть и надежду для сподвижников, доказывает свое пророчество. В Истории Табари часто упоминаются чудотворения Моисея, и поскольку они аргументированы Кораном, считаются более очевидными и надежными. Мавлави также часто указывает в Месневи на чудотворения Моисея и с его точки зрения, эти чудотворения не являются лишь причиной пророчества и божьей помощью при сражении с противниками, но и представляют собой доказательства некоторым мистическим моментам. Таким образом, Мавлави не смог указать все этапы, как это указано в Истории Табари, поскольку Мевляна в некоторых местах от себя добавляет некоторые темы, похоже на мифы. Такие темы, как целесообразность Пророков и их действий, превосходство аскетизма, воскресение мертвых в Судный День, правдивость, различие между внешностью и внутренним миром, бесчестье ложных суфиев, зоркий глаз Пророков и условия способности, отвержение причин. По нашему мнению, важнейшим моментом, выраженным Мевляна во всех чудотворениях, является приписывание разума и понимания неодушевленных, потому что такая вера для мистика имеет особое значение. Он убежден в том, что неодушевленные кажутся нам бездушными и неразумными, но они живы в связи с Истиной, выполняют божественную миссию и могут различать Истину от тщетного. Также как посох Моисея проглотил колдовство колдунов, но в руках Моисея превратился в посох, Земля узнала Каруна и проглотила его. Нил пропустил израильтян, но после их прохода погрузил фараонов. Нил меняется для египтян и становится кровавым, но при этом для верующих вода его сладкая и приятная. История Табари указывает именно на эти же чудотворения и следует такому же методу. Но при этом стоит напомнить, что давность Истории Табари, больше чем Месневи Манави. Возможно, многие моменты и темы, изложенные в стихах в Месневи, взяты из этой великой книги. Мы думаем, что История Табари убеждена в том, что эти изменения и способ образования, отвергающий причин, являются причинами тому, что не одно существо не в состоянии не повиноваться божьему приказу. Кроме того, они служат причиной существования Судного Дня, поскольку Моисей до своего пророчество не был извещен об изменениях своего посоха, но эта особенность существовало в посохе, оттого, можно сказать, что если чего-то невидно, то это не доказывает его отсутствие. Понимание всех этих моментов нуждается в наличии зоркого глаза, который достигается духовным ростом, а очищение духа достигается аскетизмом, что вполне заметно в произведении Истории Табари, а также в повестях Месневи.

По толкованию Истории Табари и Месневи Манави, Моисей и фараон являются внутренней натурой всего человечества, т.е. в природе каждого человека существуют и свет Моисея и тьма фараоновская и каждый человек соразмерно своему духовному положению притягивается к одной из данных натур и развивает ее в себе. Другими словами, для того чтобы избавиться от внутренней тьмы, необходимо аскетизмом преодолеть фараоновскую душу и поддаться наставлению. Основываясь на Историю Табари и Месневи Манави, это возможно лишь следуя Пророкам.

Исламская мистика, многие понятия которой изъяты из Коранической культуры и исламских учений, настолько поразила персидскую литературу, что сохранившиеся литературно-мистические произведения, считаются важнейшими произведениями персидской литературы. В мистической литературе наряду с понятиями, значениями, терминами и толкованиями, внимание обращается на многие Коранические персонажи и в особенности Пророков, что является наглядным примером борьбы аскетизма с животной душой на пути к Истине и достижению совершенствования. Моисей [Мир Ему!] является одним из личностей и персонажей, чьи особенности и черты, а также разные аспекты жизни таинственным и символическим образом отражены в разных текстах, описание и толкование большей части мистических тем и терминов, произошли на основе его личности и рассказа о его жизни. Моисей, будучи образованным и повидавшим свет человеком и спасателем израильтян от Египта, является исправителем и создателем цивилизации этого народа. Со своими десятью заповедями, он ликвидирует признаки вчерашней нецивилизованности своего народа. При этом, Моисей мог своими десятью заповедями, преобразить мышление своего народы и приблизить его к мировой цивилизации [от Митры до Мохаммада (да благословить Бог Его и Его род!].