Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Знаменитая пьеса в жанре наньси "Пипа цзи" ("Лютня") Гао Мина : XIV в. Маяцкий Дмитрий Иванович

Знаменитая пьеса в жанре наньси
<
Знаменитая пьеса в жанре наньси Знаменитая пьеса в жанре наньси Знаменитая пьеса в жанре наньси Знаменитая пьеса в жанре наньси Знаменитая пьеса в жанре наньси
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маяцкий Дмитрий Иванович. Знаменитая пьеса в жанре наньси "Пипа цзи" ("Лютня") Гао Мина : XIV в. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Маяцкий Дмитрий Иванович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 231 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1262

Введение к работе

Темой данного научного исследования является пьеса «Пипа цзи» Ш

SiB («Лютня») Гао Мина ЯївЯ (13067-1360?) - одного из выдающихся

китайских классических драматургов XIV века.

Актуальность темы исследования. Гао Мин (другое его имя -

Цзэчэн ДУМ) был одним из первых китайских литераторов, обратившихся к народному жанру пьес наньси («южные пьесы» ШЖ, другое название

сивэнь - «тексты пьес» ?#3fc). Эти произведения зародились в конце XII

века в южных приморских районах Китая (на территории современной провинции Чжэцзян, на юге Цзянсу и севере Фуцзяни), были достаточно широко распространены там более столетия, но в начале XIV века, в связи

с господством северных пьес цзацзюй («смешанные представления» s^U),

начали приходить в упадок и забываться. Гао Мин создал принципиально новую южную пьесу, которая по форме, стилю, идейному содержанию, использованным художественным приемам значительно превосходила предшествующие наньси. Произведение способствовало возрождению интереса к жанру, обращению к нему других литераторов. Используя и развивая идеи Гао Мина, они стали создавать свои пьесы, которые, по причине их отличия от ранних народных произведений, получили новое

название чуанъци ( Щ. пї). Эти пьесы на протяжении трех столетий

занимали видное место в китайской драматургии во второй половине XIV - начале XVII веков. За «Пипа цзи» же с того времени закрепилось

почетное звание «родоначальницы южных пьес» (ШЖ'І.Ш, или ^гвї'е.Ш).

Поскольку пьеса «Пипа цзи» способствовала последующему за ее созданием развитию наньси, определила его пути, поскольку она считается

одной из лучших классических пьес Китая, в последние четверть века в КНР наблюдался рост научного интереса к произведению Гао Мина. Это проявилось в недавнем увеличении количества выходящих по пьесе

монографий и проведении в 2005 году в городе Жуйань 3 (провинция

Чжэцзян) в ознаменование 700-летия с предполагаемого года рождения Гао Цзэчэна отдельной конференции по пьесе. Таким образом, изучение «Пипа цзи» и в настоящее время продолжает оставаться актуальным.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней делается акцент на комплексном подходе в изучении своеобразия пьесы, которое выявляется во взаимосвязи с жизнью и творчеством создателя, его исторической и драматургической эпохой, историей жанра, происхождением и эволюцией сюжета, структурой произведения. Также некоторые структурные и художественные особенности «Пипа цзи» изучаются в сравнении с современными драматургу пьесами цзацзюй.

Дополнительная значимость исследования заключается в том, что на данный момент отечественное китаеведение не располагает работами на русском языке (за исключением статей автора диссертации), которые были бы посвящены названному произведению. Что касается западной научной литературы, то в ней, за редким исключением, представляются лишь короткие справки о пьесе «Пипа цзи» в общих работах по истории китайской литературы.

При написании диссертации, в основном, были использованы исследовательские работы зарубежных авторов: главным образом,

китайских и тайваньских, но также - одного японского (Аоки Масару mrfs

IEJL) и одной корейской Ким Ёнсук &ШШ.

Наиболее полно пьеса «Пипа цзи» представлена в работах китайских исследователей, таких, как Ван Юнбин ЭЕ^С#5, Хоу Байпэн ^ЖЯЕ, Хуан

Шичжун fttt&, Лань ФаньЗІЯ, Дай БуфаньШ^Я, Дун Мэйкань1И5

Ш. Вопросам пьесы были посвящены также серьезные проблемные статьи Сюй Шофана ШШЗэ, Ху Сюэгана ИЩИ, Цянь Наньяна &ШШ, Цзянь

Боцзаня ІШЙІЙ, Чэнь До Ш$> и других ученых.

В отечественных научных работах (Б.Л. Рифтина, В.Ф. Сорокина, Л.Н. Меньшикова, И.В. Гайды, С.А. Серовой и Л.Д. Позднеевои) юаньскому драматургу и его творению даются лишь краткие характеристики, но в них подтверждается важнейшее значение пьесы для театральной жизни Китая и даются существенные представления о произведении Гао Мина.

Для исследования «Пипа цзи» важны наблюдения и выводы В.Ф. Сорокина, сделанные им при изучении пьес жанра цзацзюй, современного Гао Мину.

В качестве источников в диссертации использовались, прежде всего, «Собрание сочинений Гао Цзэчэна» (Ханчжоу, 1992) и переиздания пьесы «Пипа цзи» недавнего времени с комментариями современных и старых

ученых: Ли Чжоу $4И (1527-1602; Пекин, 1954), Чэнь Мэй-гуна ШШ<й

(1558-1639; Пекин, 1954), Цянь Наньяна (1899-1987; Пекин, 1987) и Цай

Юньчжана З^йИ*: (Пекин, 2000). Кроме того, мы опирались на «Собрание

материалов по пьесе «Пипа цзи»» Хоу Байпэна (Пекин, 1989), куда включены содержащие ценные сведения о жизни и творчестве Гао Мина отрывки из различных исторических, географических и литературных сочинений XIV-XIX веков. Обращались мы также к некоторым театроведческим трактатам XIV-XIX веков, опубликованным в «Собрании трактатов по китайской классической драме» (Пекин, 1959).

Целью диссертационной работы является изучение идеологических, структурных и некоторые художественных особенностей пьесы «Пипа цзи». В соответствии с поставленной целью определяются задачи исследования:

рассмотреть жизнь и творчество Гао Мина в контексте современной ему исторической и литературной эпохи; собрать как можно больше фактов его биографии, изучить основные факторы, определившие его мировосприятие и эстетические представления;

исследовать историю возникновения и развития сюжета пьесы «Пипа цзи», определить его особенности в пьесе и установить влияние мировоззрения драматурга на его авторский сюжетный вариант;

изучить идейное содержание пьесы Гао Мина, определить главную его идею, найти ее связь с другими произведениями драматурга, а также - обусловленность ее характера нравственно-этическими и эстетическими установками эпохи и самого драматурга;

рассмотреть структуру «Пипа цзи», проанализировать текст пьесы и охарактеризовать некоторые основные приемы и лексические средства выражения в художественном языке писателя.

Объектом исследования в диссертации выступает пьеса Гао Мина «Пипа цзи». Предмет исследования - идейное содержание произведения, его структура и основные приемы художественного изображения.

Методом изучения произведения является литературоведческий
метод, при котором учитываются и биографические факты становления
личности автора, и характер сложной исторической эпохи,
рассматривается воздействие религиозно-философских идей

конфуцианства, даосизма, простонародного буддизма и чань-буддизма в их состоянии в юаньскую эпоху, уделяется внимание связи творчества драматурга с эстетическими установками китайцев и художественным опытом в поэзии, прозаической и драматургической художественной традицией страны. Выявлению и анализу главных тем и идей, структуры и художественных средств в «Пипа цзи» способствует последовательно проводимое сравнение с ранними пьесами наньси и современными драматургу пьесами цзацзюй.

Теоретическое значение данного исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в изучение китайской литературы в целом и периода становления южной классической драмы в частности.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в лекционных курсах по истории средневековой китайской литературы, а также на спецсеминарах, посвященных классической драме Китая и переводам ее произведений на русский язык. Таким образом, данная работа может быть интересна студентам, изучающим китайскую литературу и среднекитайский язык, а также преподавателям. Кроме того, она может быть полезна для тех, кто интересуется восточной драмой.

Апробация работы была осуществлена в виде докладов, сделанных на международных конференциях, посвященных проблемам литератур Востока в Санкт-Петербурге (2004 и 2008) и XXIV конференции «Источниковедение и историография стран Азии и Африки» (2007). Ряд разделов и положений диссертации были использованы в ходе преподавания курса по истории древней и средневековой литературы Китая (2008 - 2009) и спецкурса по классической драме Китая (2006 - 2007) в Санкт-Петербургском государственном университете.

По структуре данная работа состоит из введения, шести глав, заключения, приложения, содержащего выполненный автором исследования комментированный перевод первых трех картин пьесы «Пипа цзи» на русский язык и списка использованной литературы.