Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Амир Курбанов. Основные мотивы и жанры творчества Абдуллатипова, Лейла Абдулкадыровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдуллатипова, Лейла Абдулкадыровна. Амир Курбанов. Основные мотивы и жанры творчества : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Дагестанский пед. ун-т.- Махачкала, 1998.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-7/158-7

Введение к работе

Актуальность проблемы. В многовековой истории литератур народов Дагестана есть немало страниц, еще не получивших соответствующего историко-культурного и теоретического освещения и осмысления. В этой связи достаточно указать научно-критическую литературу, свидетельствующую о недостаточной изученности таких синтетических родов, как драма, проза (повесть) и др.

В этом смысле большой научный интерес представляет творчество выдающегося драматурга, прозаика Амира Абакаровича Курбанова, всю свою сознательную жизнь отдавшего созданию, становлению и укреплению Кумыкского государственного театра путем участия в качестве актера и режиссера, а главным образом, создания пьес на протяжении всех лет работы в театре. За почти сорокалетний период работы в театре, исключая годы репрессий и лагерей (1938—1943 гг.), им создано более тридцати пьес, тематика которых чрезвычайно многообразна.

Однако все это остается неизученным в монографическом плане, хотя и' имеются отдельные статьи или разделы монографий, рукописных трудов, посвященные творчеству А. А. Курбанова. Отсутствие монографических исследований по творчеству, например, А.-П. Салаватова, А. Курбанова, являвшихся, по существу, основоположниками кумыкской национальной дра-. матургии, создает трудности не только в вопросах о персональном вкладе каждого из них в развитие одного из трех родов литературы, но сказывается и на неполноте научного осмысления общей картины литературного процесса. Это, думается, достаточно актуально. Настоящая диссертация, в принципе, призвана в определенной степени восполнить отмеченный в литературоведении пробел.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первой попыткой монографического исследования жизни и творчества одного из основоположников кумыкской и всей дагестанской драматургии. В ней также впервые вводится в научный оборот ранее неизученные пласты творчества А. Курбанова, впервые привлечены многие прежде неизвестные документы и архивные материалы, пьесы, проливающие свет на творческий облик как Амира Курбанова, так и в равной степени обогащающие представления читателя о сложных историко-культурных процессах, определивших пути развития дагестанской драматургии и прозы.

Методологической и теоретической основой диссертации явились работы крупных теоретиков и историков литературы, в частности, Н. И. Конрада, Д. С. Лихачева, В. И. Кулешова, М. Б. Храпченко, А. Бушмина, Н. Поспелова, М. Н. Пархоменко, Н. С. Надъярных, Р. Ф. Юсуфова, К. К. Султанова, а также коллективные труды, изданные усилиями сотрудников Института мировой литературы имени А. М. Горького: "Способность к диалогу". Часть I, И. М: Наследие, 1993; "История национальных литератур. Перечитывая и

переосмысливая". Вып. I, П. М.: Наследие, 1995, 1996; "Нация. Личность. Литература". Вып. I. М.: Наследие, 1996.

В своем исследовании мы опирались и на труды дагестанских исследователей, внесших значительный вклад в исследование истории литератур Дагестана. Это работы Г. Г. Гамзатова, К. Д. Султанова, С. Говорова, М. И. Зульфукаровой, А. Ю. Абдуллатипова, 3. Н. Акавова, К. Абукова, С. X. Ак-биева, С. X. Ахмедова, Г. Г. Гашарова, М. У. Усахова, X. М. Хамзаевой, А. М. Аджиева, Г. Султановой и др.

Степень изученности. Жизни и драматургии Амира Курбанова посвящено определенное количество трудов. В архивах, в периодической печати, а также в монографиях, посвященных Кумыкскому театру и драматургии Дагестана, имеется много сведений о разносторонней творческой деятельности прославленного драматурга и актера. В числе работ, в которых содержатся сведения о жизни и творчестве А. Курбанова, можно назвать следующие: первая антология кумыкской поэзии советского периода - "Ростки новой кумыкской поэзии" ("Янгы къумукъ адабиятны оьсюмлери", Махачкала, 1932 г.); рукописный труд Антона Сегеди "О театрально-художественном искусстве народов Дагестана", относящийся к 30-м годам1; статья А. Курбанова "Первые шаги",опубликованная на страницах альманаха "Литературный Дагестан", Махачкала, 1947 г.; книга Сергея Говорова "Кумыкский театр", Махачкала, 1955 г.; МИ. Зульфукаровой "Дагестанская советская драматургия", Махачкала, 1965 г.; "История дагестанской советской литературы". В 2-х томах, Махачкала, 1967 г.; К. Д. Султанов и К. И. Абуков - сборники пьес А.Курбанова разных лет, изданные соответственно в 1968 и 1978 гг.; книги Г. А. Рустамова "Книга о моем театре", Москва, 1983 г. и Ш.Абдуллаева "Елавчулар" (Путники), Махачкала, изданные в 1984 и 1990 гг.; монография А. Ю. Абдуллатипова "Темирбулат Бейбулатов", Махачкала, 1995 г.

Цели и задачи. На основе изучения и анализа имеющейся научно-критической, мемуарной и другой справочной литературы, а также архивных материалов выявить общую картину зарождения и становления кумыкской драматургии, провести литературоведческий анализ драматургии и прозы и определить место А. Курбанова в их развитии.

Объект исследования - жизненный путь, драматургия и проза Амира Курбанова.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на современном уровне развития литературоведения освещены вопросы драматургии и прозы А. Курбанова на фоне развития этих жанров в дагестанской и, в частности, в кумыкской литературе. Аналитические данные и общие теоретические выводы диссертации могут быть использованы при разработке общих вопросов развития дагестанской советской драматургии.

Сегеди Антон. О театрально-художественном искусстве народов Дагестана. Рукоп. ф. ИИЯЛ ДНЦ РАН, ф.8, оп.1, д.88, л.7.

Практическая значимость работы состоит в возможности широкого и многоцелевого использования материала диссертации для написания истории кумыкской и дагестанской драматургии и прозы, в деле составления учебников по кумыкской и дагестанской литературам, предназначенных для учащихся и студентов общеобразовательных школ, педколледжей, филологических факультетов ДГУ и ДГПУ. Диссертация и автореферат найдут полезное применение при чтении общих курсов и спецкурсов по кумыкской и дагестанской литературам, при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в статьях, опубликованных в газете "Елдаш" (от 3 июня 1995 г.), а также в журналах "Дослукь" (№3, 1996), "Тангчолпан" (№1, 1998), "Дагъыстанлы къатын" (№1, 1998), "Къарчыгьа" (№1, 1998), в сборнике статей кафедры литературы Дагпедуниверситета (1998), а также в сборнике статей (1998), посвященном 60-летию Абдуллатипова А. Ю.

Объем и структура работы. Диссертационная работа изложена на 160 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.