Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Армянский зарубежный роман (национально-осво6одительная и историко-биографическая тематика) Даниелян, Сурен Давидович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Даниелян, Сурен Давидович. Армянский зарубежный роман (национально-осво6одительная и историко-биографическая тематика) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Ереван, 1993.- 53 с.: ил.

Введение к работе

Армянская зарубежная диаспора - одна из древнейших в мировой истории. По особенностям национальной судьбы, государственности, _стремлэнию к сохранению нации правомерно ее сравнение лишь с еврейской. Эмиграция издавна сопутствовала армянской действительности. Политическое и экономическое положение Армении обусловили ее возникновение еще в период феодальных отношений. С точки зрения исторического времени, темпы и направленность эмиграционных процессов нарастали с беспорядочной быстротой. Обычно на пересечении миграционных потоков образовывались колонии беженцев,

В отличие от испанской, немецкой, русской или украинской зарубежных колоний, армянские "островки" поселений, з частности, за последнее столетне образовались как следствие насильственных", переселений к погромов. Если, первые покидали родные места по причине инакомыслия или стремясь к материальному обогащению, в оснозе побудительных тенденций армянской эмиграции лежал фактор национального самосохранения.

Экспатриация приобрела массовый характер особенно в 40-ые годы прошлого века, когда турецкие правители Западной Армении начали проводить в жизнь государственную программу притеснений и гонений на, армян, а затем и их истребления: только весной и летом 1915 года жертвой этой человеконенавистнической политики стали полтора миллиона армян. Тысячи беженцев искали себе пристанище, пополняя ряды переселенцев ss стремительно расширяя' границы и "географию" армянских зарубежных колоний.

Естественно, что в подобных условиях нереально было создание мощного литературного движения, равнозначного некогда существовавшему. Распалась западноармянская литературная школа со своими замечательными традициями, с европейскими и национальными классическими устоями. Зародилось новое понятие - литература армянского зарубежья с ее скептицизмом по отношению к истории и национальной судьбе, с ее мечтой о национальном единстве, надеждой на это

единство и его долговечность. Эта литература стала выражением западнсармянского художественного мышления, защищавшего свое право на существование.

Армянский зарубежный роман наилучшим образом выразил новейшую фазу развития." армянской литературы с ее акцентированными "горячими" оценками исторических судеб народа. Художественный взгляд, устремленный в историю, полон ностальгии по родине, и это естественно.- герои этих произведений вместе с их авторами прошли дороги хрозя si страданий.

В диссертационной работе автор рассматривает вопросы теории и истории жанра романа, становление и динамику развития исторических и биографических романов.

Актуальность темы. Изучение романа армянского зарубежья носило несистематический и недостаточно последовательный характер. Часто исследованием литературной жизни занимались сами писатели (А.Ошакан, Ш.Шахнур, ТШант, А.Андреасян.). И здесь исключительно интересен пример А.Ошакана, который наряду с огромным художественным наследием, создал столь же упорядоченную систему научного мышления, замечательные десять томов своей "Панорамы", посвященной западноармянским литературным деятелям. Однако к новейшим проблемам литературы армянского зарубежья он обратился лишь в последнем томе, который полностью посвятил, своему творчеству. Разумеется, подобное построение материала не позволило ему сосредоточить внимание на объективном осмыслении вновь формирующейся литературы и, в частности, жанра романа. В условиях зарубзжья мало кто занимается литературоведческой деятельностью (Н.Тестекюл, М.Теолеолян, Г.Шагиняк, Е.Азатян и ряд других). При этом их подходы к научному исследованию весьма различны. К примеру, М.Теолеолян в своей трехтомной монографии "Век литературы" ограничивается хрестоматийными наблюдениями, характеризующими писателя всего лишь несколькими штрихами. Н.Тестекюл прибегает к экспериментальным изыскам, а в сравнительно более позднее время Г.Шагинян, Н.Акишян и Е.Азатян обращаются лишь к близ-

ким им пс духу художникам.

Литературоведы Армении а .течение ряда десятилетий подходили к творчеству армянского зарубежья с политико-идеологическими критериями, в результате чего подлинные художники оказались пне поля зрения ученых и не получили достаточной литературоведческой оценки. Несколько выправилась ситуация стараниями Ст.Куртнкяна, Г.Севана, В.Га-брнеляна, Ст.Топчяна и К.Даллакяна. Благодаря их публикациям, исследованиям, статьям, читатель получил определенное представление о действительно плодотворном литературном движении армянского зарубежья. Так, в 60-80-ые годы увидели свет избранные сочинения В.Шушаняна, Ш.Шахнура; А.Ошакана, Амастеха, однако многие писатели еще ждут своего часа.

В работе впервые (как за рубежом, так н у нас! делается попытка системного подхода к исследуемому материалу, тщательно анализируются философские и исторические предпосылки становления зарубежного армянского романа, закладываются основы его целостного изучения, необходимость которого к концу ХУ. столетия давно назрел?..

Дело в том, что армянская литературоведческая мысль пока еще полноценно и обобщенно не осмыслила пути развития зарубежного армянского романа, многообразие его жанровых: тенденцяй и разновидностей. А между тем он является неразрывной составной частью и ответвлением новейшей литературы, оставшейся в стороне от модернистски?; зли'яний. И, наконец, данная диссертационная работа дает возможность уже сейчас,.в наши дни создать целостную историю армянского романа XX века, не отдавая предпочтения восточноармянехой или какой-либо одной литературе армянского зарубежья. Подобная направленность нашей работы определяет ее актуальность и значимость.

Материал, цель н-задачи исследования. Основные темы армянской зарубежной литературы, естественно, находят свое полноценное выражение в сфере романа. 5 первые же годы доминирующее звучание приобрели мотивы, типичные для литературы изгнания: тоска по родине, отступление, тяготы реальной жизни, осмысление истории, контрастные

взаимоотношения человека и чуждой ему ерзды. Автор работы
обстоятельно рассматривает особенности исторического и
автобиографического романа,армянского зарубежья, именно в
них обнаруживая истоки развития литературы армянского
зарубежья в целом. - - .

Цель диссертации - на основе асего многообразия новейших воззрений на современный роман, соотношении принципов теории к традиций, дать научную классификацию периодизацию исследуемого материала и положить начало процессу его фундаментального изучения.

В работе рассматриваются ' и конкретные задачи, вытекающие из выдвинутых научных постулатов. Отправной точкой необходимой .систематизации разнообразного материала явилась для автора сфера художественных интерпретаций истории и трагедии народа. В этом аспекте рассматриваются автобиографические, и.биографические романы, особое внимание уделено роману-летописи, а также.историко-революционному роману Амастеха "Белый всадник".

Научная новизна работы. Впервые в истории отечественной литературоведческой мысли, а также в литературе армянского зарубежье освещаются предпосылки зарождения и развития армянского зарубежного романа, уточняются тематическая, .и 'хронологическая периодизация, которая устанавливается автором, исходя из армянского и, шире, мирового литературного опыта. Доныне история романа в том или ином научном контексте представлялась как состаакая часть общей постановки проблемы. Чаще исследуемая нами проблема рассматривалась в связи с творчеством отдельных писателей в общем кругу затрагиваемых вопросов. В данной работе систематизирование отражена многоохватная история зарубежного армянского романа. Аналитическое рассмотрение разнообразия поджанров сочетается с исследованием разнородных эстетических образований в своем жанре

Методология исследования. Методологической основой диссертационной работы явились принципы сравнительно-исторического литературоведения. Избирая отправные точки и принципы исследования, автор

руководствовался разысканиями и постановкой проблем А.Оша-кана, Г.Шагнняна, Эд.Джрбашяна, С.Арзуманяиа, З.Габриеляна, М.Бахтина, В.Кожннова, которые затрагивают новые жанрозые процессы, связанные с романом, традиции и особенности его внутринационального развития, а также другие идейно-эстетические положения. На основе новых критериев исследованы некоторые страницы истории, пересмотрены сомнительные оценки своего времени, восстановлены незаслуженно отвергнутые объективные оценки национального движения и его художественных выразителей.

Практическое значение данной работы тесно связано с ее определенными научными результатами и выводами. которые помогают придти к совершенно новым оценкам литературы армянского зарубежья. Основополагающие положения работы могут содействовать написанию в дальнейшем новой истории литературы армянского зарубежья, в которой не будет места старым идеологическим штампам. Обобщенный в диссертации материал и аналитические разборы будут способствовать дальнейшим исследованиям, посзященным деятельности и разноаспектным литературным проблемам армянского зарубежья.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в многочисленных изданиях. В 1990 году вышла з свет монография "Американские армянские романисты", в которой впервые получили оценку роман-сказ Амастеха, стоящий у истоков американского армянского романа, а также романическая эпопея и политический роман нового времени (А.Асатурян, А.Андреасян). В 1991 году.в издательстве "Напри" был опубликован третий сборник "Критического ежегодника", в котором помещено исследование автора диссертации, посвященное современным тенденциям турецкого армянского романа. В 1992 году з Бейруте вышла в свет первая книга обширного монографического исследования диссертанта "Роман армянского зарубежья: жанр, традиции, философия истории". В мае 1989 года автор выступил с докладом на втором международном симпозиуме, организованном Институтом литературы им. М.Абегяна АН РА и Ереванским госуниверситетом. Тема доклада - роман

З.Пиперяна "Закат муравьев". В сентябре того же года по инициатива автора в Стамбуле был организован н проведен "Круглый стол", посвященный новейиюму периоду зарубежной армянской литературы, в работе которого приняли участие крупнеіїине писатели диаспоры Отчет о научных результатах этого форума был полностью опубликован на страницах журнала "Норк" и получил широкий отклик за рубежом.

Диссертация была апробирована на заседании отдела армянской литературы XX века в Институте литературы АН РА (июнь 1992).

Структура иг объем работы. Данная диссертационная работа состоит из Введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Разделение на главы и объем работы обусловлены значимостью поднятых проблем и степень» их разработанности. Объем диссертации 376 страниц.