Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Яковлева Виктория Дмитриевна

Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии
<
Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлева Виктория Дмитриевна. Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии : 10.01.02 Яковлева, Виктория Дмитриевна Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии (типология и поэтика) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 Якутск, 2006 205 с. РГБ ОД, 61:07-10/340

Содержание к диссертации

Введение

1 глава . Понятие лирического цикла как жанрового образования: вопросы типологии и поэтики 19

1. 1 Основные жанровые признаки и поэтические особенности лирического цикла 19

1.2. Циклы в лирической поэзии. Вопросы типологии и классификации 40

2 глава. Циклизация стихотворений свободной формы в якутской поэзии 47

2.1. Становление лирического цикла в якутской поэзии 47

2.2.Лирические циклы, основанные на идейно-тематическом и образном единстве 56

2.3. Циклизация в сатирической поэзии 68

2.4. Лирические циклы, основанные на обобщенном образе- переживании 78

глава 3. Циклизация стихотворений канонизированной формы в якутской поэзии 97

3.1. Циклы поэтических миниатюр традиционной формы ;97

3.2. Жанровые циклы 111

4 глава. Циклы стихотворений эксклюзивной формы в творчестве якутских поэтов 134

4.1. Циклы поэтических миниатюр свободной формы 134

4.2. Авторские (эксклюзивные) циклы стихотворений как переходная жанровая форма 147

Заключение 178

Библиография 184

Приложение 1 197

Приложение 2

Введение к работе

Поэтические жанры как художественная система привлекают внимание многих литературоведов, каждый из которых предполагает свой предмет исследования, свои цели, задачи и методы. Существуют исследования жанрового своеобразия в историческом, теоретическом и историко-теоретическом аспектах. Можно назвать немало отечественных исследований, в которых жанровая традиция показана во всем ее многообразии: работы Д.С.Лихачева, В.В.Кускова о жанрах поэзии древнерусской литературы, В.М.Жирмунского, Ю.Н.Тынянова, Г.А.Гуковского, А.Н.Соколова, Л.Я.Гинзбург, Л.Г.Фризмана, Г.М.Фридлендера о жанрах литературы классицизма, романтизма и реализма. В разработку теории жанров большой вклад внесли М.М.Бахтин, Г.Н.Поспелов. Однако до сих пор литературоведение нуждается в исследованиях, посвященных изучению конкретного жанра: выявлению типологических признаков, проблеме преемственности жанров, рассмотрению поэтики, традиционных и индивидуальных особенностей и т.д. В данном аспекте одной из актуальных проблем, получивших наибольшее развитие в современном литературоведении, является поэтическая циклизация.

«Цикл» как литературный термин был впервые использован Аристотелем в его «Риторике» для обозначения ряда эпических поэм, написанных после Гомера для дополнения «Илиады» и «Одиссеи»1. При этом Аристотель писал об «эпическом цикле», имея ввиду тесную связь поэм, входящих в ряд2.

В русской культуре, начиная с 1717 г. термин «цикл» используется преимущественно со значением «круг». О цикле как кругообразном и

1 Яницкий Л С. Стихотворный цикл. Динамика художественной формы Дисс.... канд филол. наук. - Кемерово,
1998 -С 12.

2 Там же.

завершенном в себе периоде времени писали в своих работах В.Даль, В.Г.Белинский и др.

В настоящее время в отечественном литературоведении существует дефиниция, что цикл - это несколько художественных произведений, объединенных общими жанровыми признаками, темой, главными героями, единым замыслом, иногда рассказчиком, исторической эпохой (в прозе и драматургии), единым поэтическим настроением, местом действия (в лирике)3. Данное положение, как правило, дополняется различными аспектами. Важно отметить, что цикл как жанровое образование возникает лишь тогда, когда цикличность воспринимается как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлеченной из него, теряет часть своей эстетической значимости4. Так как цикл состоит из отдельных произведений, его структура несет широкие возможности развития художественного смысла и допускает многообразие принципов построения. По степени авторского участия циклы традиционно подразделяют на авторские и неавторские: к первым относятся такие формы, состав и последовательность произведений в которых определены автором, ко вторым - произведения, собранные воедино редакторами или исследователями. По истории создания авторские циклы делятся на изначально задуманные как целое, а также на составленные после написания отдельных произведений.

Особой разновидностью цикла как такового является лирический цикл, который, подчиняясь единому субъективно-эмоциональному началу, строится на сложных фабульных, тематических и ассоциативных связях. Вопросы о жанровом своеобразии лирического цикла в литературоведении остаются до

Словарь литературоведческих терминов / Ред -сост. Л И.Тимофеев, С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - С. 456.

4 Литературный энциклопедический словарь / Под общ ред В М.Кожевникова и П А.Николаева. - М.: Сов энциклопедия, 1987.-С. 492.

сих пор открытыми. Авторы многих работ стремятся выделить его специфические особенности, выявить жанровые границы.

Проблема цикла в литературоведении возникает в связи с изучением творчества того или иного отдельного писателя или группы писателей. Специальное теоретическое изучение лирического цикла на материале западноевропейской поэзии начали зарубежные ученые. В 1932 г. в Германии появилась обстоятельная статья И.Мюллера «Das Zyklische Prinzip in der Lyrik» («Циклообразующие принципы в лирике» - Пер. наш), в котором структурные принципы лирического цикла были изучены на основе сопоставительного анализа циклов Шекспира, Новалиса, Гете, Браунинга, Рильке5.

В русском литературоведении Л.Я.Гинзбург, З.Г.Минц, Л.К.Долгополов, П.П.Громов, обратившись к материалу блоковских циклов, создали основу для фундаментального изучения поэтики циклических образований. Дальнейшее изучение цикла происходило в плане его исторического существования, вслед за которым последовало теоретическое осмысление данного явления. Интерес критиков, историков, теоретиков литературы к лирическому циклу объясняется его широким распространением в лирике. Обращение к циклу отмечается в разные годы в творчестве А.С.Пушкина, С.Есенина, В.Брюсова, А.Блока, А.Белого, М.И.Цветаевой, А.Ахматовой, Вяч.Иванова и др.

Первые серьезные попытки теоретического осмысления художественной природы лирического цикла принадлежали самим его творцам В.Я.Брюсову, А.Белому, А.Блоку. Общие черты их теории сводятся в основном к следующим моментам: под лирическим циклом подразумевается определенная совокупная группа произведений (чаще всего стихотворных), выделенная и композиционно расположенная самим автором на основании каких-то общих признаков: тем, мотивов, сквозных образов и т.д. При этом лирический цикл должен представлять собой некую целостность, некий единый концептуальный взгляд

5 ЛяпинаЛ.Е. Циклизация в русской литературе XIX века -СПб, 1999.-С. 3.

6 на мир, художественную волю автора6. Таковы основные черты лирического цикла, выдвигаемые его первыми теоретиками.

Наибольший интерес к лирическому циклу как к научной проблеме возрос в 1960-1970-е гг. Причем открывали эту проблему как бы заново. Как писал один из инициаторов изучения лирического цикла: «Проблема циклов в книгах стихов поэтов, начиная от сентименталистов и романтиков, продолжая поэтами «чистого искусства» середины и второй половины XIX века и кончая символистами и другими поэтами начала XX века, - мало, - чтобы не сказать вовсе, - не изучена в советском литературоведении» . С этих лет положение в изучении циклов существенно меняется: продолжается активное аналитическое рассмотрение материала - изучение конкретных произведений цикловой формы отдельных авторов XIX-XX веков.

В теоретическом плане проблема цикла была обозначена В.А.Сапоговым и рассматривалась на материале русской лирики начала XX века, в первую очередь, поэзии Блока. Исследователь приходит к выводу, что «лирический цикл XX века, есть новый жанр, стоящий где-то между тематической подборкой стихотворений и поэмой». С точки зрения литературоведа, «...несколько лирических стихотворений объединены в единую поэтическую структуру при помощи самых различных конструктивных приемов, главным из которых является единая сквозная тема или, что еще чаще, единая авторская эмоция»9.

6 Цит по. Дарвин М Н Русский лирический цикл, проблемы истории и теории на материале поэзии перв. пол.
XIX в -Красноярск, 1988 -С.13.

7 Берков П Н Итоги, современное состояние и ближайшие задачи изучения творчества В Я Брюсова //
Брюсовские чтения 1963. Ереван. 1964.-С. 29.

8 Сапогов В А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А Блока // Язык и стиль
художественного произведения - М , 1966. -С. 90.

9 Сапогов B.A. Лирический цикл и лирическая поэма в творчестве А Блока // Русская литература XX века
(дооктябрьский период). - Калуга, 1968.-С 182.

Опыт определения лирического цикла по совокупности признаков содержится в работе Л.Димовой10. К числу обязательных для цикла признаков она относит «объединенную публикацию», «общее название», «повторяемость в нескольких изданиях».

В 1980-е гг. лирическая циклизация стала предметом внимания целой плеяды исследователей. Первая в отечественной науке монография о лирической циклизации была издана М.Н.Дарвиным «Проблема цикла в изучении лирики»11, в которой дается анализ лирического цикла с разных сторон: от истории эволюции самого понятия «цикл» в литературоведении до характеристики жанровой природы лирического цикла и путей его становления в русской поэзии. Им впервые была предпринята попытка классификации литературных циклов: первичные и вторичные, авторские и читательские.

Строго научное определение лирического цикла стремился выработать И.В.Фоменко . На большом русском (Блок, Пастернак и др.) и зарубежном (Бодлер) материалах он анализирует поэтику лирического цикла: заглавие, общие принципы композиции, жанрообразующую роль лексики.

Историко-литературный анализ циклического творчества был проделан Л.Е.Ляпиной13. Основой этой работы стал сопоставительный анализ произведений. Исследователь определяет лирический цикл по нескольким критериям-признакам: авторская заданность композиции, самостоятельность входящих в цикл произведений, лирический характер их сцепления, центростремительность композиции, лирический тип изображения. Это позволило отграничить собственно лирические циклы от других соседствующих явлений (например, лирической поэмы или книги стихов). Л.Е.Ляпина выделила несколько жанровых модификаций: циклы «сельские», «сезонные», путевые, любовные.

10 Димова Л. К определению лирического цикла // Сб. «Русская филология», IV, Тарту, 1975.

11 Дарвин М H. Проблема цикла в изучении лирики. - Кемерево, 1983.

12 Фоменко И. В О поэтике лирического цикла - Калинин, 1984.

13 Ляпина Л Е. Циклизация в русской литературе XIX века - СПб, 1999.

Проблема лирической циклизации в настоящее время, благодаря усилиям независимо работающих исследователей, стала приобретать фундаментальный характер в науке. В 1990-е годы началось активное сотрудничество, появились различные центры цикловедения — школы в Кемерове (М.Дарвин), в Томске (А.С.Янушкевич), несколько позже в швейцарском городе Фрибурге (Р. Фигут)14. Следует отметить, что в современных исследованиях решаются проблемы, связанные с теорией жанровой природы цикла, категорией авторства и целостности циклической формы. Цикловеды стремятся выделить основные критерии разграничения собственно циклов от других циклических явлений в лирике (поэтических сборников, книги стихов и т.п.), а также от поэмы. Большинство работ касается общих теоретических вопросов природы лирического цикла.

Явление лирической циклизации, в силу своих специфических особенностей, оказалось наиболее удобным и широко распространенным средством выражения авторской мысли в различных национальных литературах. При этом лирический цикл как самостоятельное жанровое образование, характеризуясь в разных литературных традициях рядом общих черт, обладает и специфическими особенностями, свойственными каждой литературе. В якутском литературоведении в отношении историографических и библиографических аспектов, идейно-тематических особенностей, стиховой организации якутской поэзии проделана значительная работа, в то время как исследование поэтики в плане жанра и различных его проявлений в полной мере не освещено. В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение поэтических особенностей лирического цикла, так как он как отдельное литературное явление, существовавшее на протяжении всего развития якутской литературы, до сих пор остается малоизученным.

14 Ляпина Л.Е. Литературная циклизация (к истории изучения)//Русская литература, 1998, №1.- С. 177.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в литературоведении определили выбор темы исследования: «Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии: типология и поэтика».

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

впервые в якутском литературоведении предпринимается попытка специального изучения эволюции якутского лирического цикла как самостоятельной жанровой формы, на формирование поэтических и типологических особенностей которого повлияли, как социально-исторические явления, так и основные направления развития национальной поэзии;

уточняются художественные функции и своеобразие лирического начала в поэтических циклах;

предпринимается классификация якутских лирических циклов на основе их поэтических и жанровых особенностей с учетом выделенных устойчивых циклообразующих критериев;

выявляются национальные особенности лирических циклов в аспекте изучения их фольклорных истоков и параметров влияния классических форм циклизации на их формообразующие критерии.

В якутском литературоведении лирический цикл как одно из самостоятельных жанровых образований впервые рассматривается П.В.Максимовой в разделе ее монографии «Жанровая типология якутской поэзии»15. При этом автор, анализируя циклы стихотворений якутской лирической поэзии, выделяет для удобства систематизации материала пять основных типов в зависимости от особенностей поэтической формы составляющих их частей:

  1. Циклы поэтических миниатюр свободной формы

  2. Циклы поэтических миниатюр традиционной формы.

Максимова П В. Циклы стихотворений // Жанровая типология якутской поэзии. - Новосибирск: Наука, 2002. -С. 142-163.

3. Циклы лирических стихотворений, основанные на идейно-
тематическом и образном единстве.

  1. Жанровые циклы.

  2. Авторские (эксклюзивные) циклы стихотворений.

Данная типология является отправной точкой в изучении якутских лирических циклов, так как выделяемые ею типы входят как подтипы под предложенную нами типологию, которая разделяется на циклы стихотворений канонической и произвольной формы. Следует отметить, что типология лирических циклов всегда имеет условный характер и строится по принципу преобладающего единства.

Обзор и анализ конкретного историко-сравнительного и теоретического материала, посвященного изучению лирической циклизации, позволяет выявить ряд важных моментов. Опорным в работе будет определение лирического цикла как художественного целого, части которого объединяются разнохарактерными связями. Лирическое напряжение в цикле создается за счет двойственной роли каждой из его частей и как независимого произведения, и как части большего целого - цикла. Объединение самостоятельных текстов в большее жанровое образование (цикл) представляет процесс циклизации. В данной работе выявляются основные тенденции развития указанного процесса в якутской поэзии. В рамках этого подхода предлагается разделение циклообразующих критериев на обязательные (канонические) и необязательные.

Следует отметить, что лирический цикл как составная структура может сочетать в себе признаки различных жанров. Это наблюдается в тех случаях, когда происходит объединение стихотворений с канонизированной жанровой формой (например, в циклах сонетов, танка, рубай и т.д.). Следует отметить, что в процессе циклизации наиболее выразительнее проявляются их определенные уровни как идейно-тематическая направленность, стиховая и строфическая организация, система образов.

Выдающиеся образцы лирических циклов встречаются в истории мировой поэзии. Например, в западноевропейской литературе в эпоху Возрождения большую популярность приобрели циклы сонетов Вильяма Шекспира, в которых объединяющим принципом выступает классическая канонизированная форма стиха. В восточной литературе по тематической связи и единой поэтической форме составных частей можно выделить циклы рубай персидско-таджикского поэта Омара Хайама. В русской литературе примеры лирических циклов по тематическому принципу объединения встречаются в творчестве А.Пушкина «Подражания Корану», С.Есенина «Персидские мотивы», А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме» и др.

В истории якутской литературы истоки цикличности можно обнаружить еще в фольклорных произведениях. Например, в народных песнях о создании Срединного мира и смене времен года «Аан дойду айыллыбыт ырыата» («Песни о мироздании»), «Сайын кэлиитэ» («Наступление лета»), «КуЬун кэлиитэ» («Наступление осени») и т.д.

Развитие якутского лирического цикла как отдельной жанровой формы шло наравне с историческим развитием национальной поэзии. Первые обращения к этому жанру сделаны А.Е.Кулаковским («Саха дьахталларын мэтириэттэрэ» - «Портреты якутских женщин», 1904) и П.А.Ойунским («Эргэ унжуулэр - саіга хопооттор» - «Старые танцы - новые песни», 1929). Их произведения определяются как циклы стихотворений, основанные на идейно-тематическом и образном единстве. Следует отметить, что в начале века поэтический цикл носит в основном фольклорный характер. Так, составные части цикла А.Кулаковского сходны с формой народных песен-импровизаций -туойсуу (у А.Кулаковского), П.Ойунского - хороводных песен - осуохай.

Наибольшее распространение циклы лирических стихотворений в якутской поэзии получили с середины XX в. В них прослеживаются традиционные циклообразующие элементы: тематическое, формальное и образное единство составных частей. Наблюдается и обращение к

заимствованным жанровым формам лирической поэзии (циклы танка И.Баишева, Н.Герасимова-Айталына, рубай К.Д.Уткина-Нюсюлгэнэ, сонеты И.Гоголева, В.Сивцева и др.), создание сатирических циклов (П.Тобуроков, Р.Багатайский). В современной поэзии в лирических циклах доминирует принцип выведения обобщенного образа-представления или образа-переживания (Н.Харлампьева). Также наблюдается тенденция обращения к фольклорным жанровым формам, стремление к их трансформации и обновлению (О.Корякина-Умсуура). Глобальность и философская глубина идейного замысла обуславливает обращение якутских поэтов к эксклюзивным формам циклизации - циклам поэтических миниатюр свободной формы, авторским (эксклюзивным) циклам, книгам стихов.

Объектом исследования являются авторские циклы стихотворений в якутской поэзии.

Предмет исследования - художественные особенности и эволюционные признаки циклов стихотворений в истории якутской лирической поэзии.

Материалом исследования служат циклы стихотворений А.Е.Кулаковского, П.А.Ойунского, К.Урастырова, В.Чиряева, И.Арбиты, И.Чагылгана, М.Тимофеева, И.Артамонова, И.Эртюкова, П.Тобурокова, Р.Ермолаева-Багатайского, Сем.Данилова, И.Гоголева-Кындыла, М.Ефимова, В.Сивцева, Н.Харлампьевой, Н.Корякиной-Умсууры, В.Башарина, В.Дедюкина, Н.Герасимова-Айталына, И.Баишева, К.Уткина-Нюсюлгэнэ, С.Тарасова, А.Старостина-Сиэн Кыната. В рамках диссертации рассмотрено 138 лирических циклов в контексте исторического развития якутской поэзии.

Целью данной работы является выявление особенностей и закономерностей развития циклов лирических стихотворений как самостоятельного жанрового образования в якутской поэзии в аспекте типологического анализа их художественной специфики.

Гипотеза исследования. Выявление жанровых особенностей, типологических свойств и национального своеобразия поэтики якутского

лирического цикла возможно только в результате сравнительно-исторического изучения, выявляющего его эволюцию как особого художественного единства, части которого объединены на основе различных циклообразующих критериев. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи исследования:

уточнение понятия «лирический цикл» как особой формы поэзии, рассмотрение проблемы классификации и выявление основных циклообразующих компонентов, обеспечивающих его целостность;

освещение проблемы автора в лирическом цикле как условия целостности;

выявление типологических особенностей и принципов построения якутского лирического цикла;

сравнительно-типологический анализ поэтики и жанровых особенностей якутских лирических циклов в эволюционном аспекте;

определение закономерностей развития и национального своеобразия якутского лирического цикла на основе анализа их поэтических особенностей.

Методологическую основу исследования составили основные теоретические положения о лирической циклизации, сформулированные в работах В.А.Сапогова, Л.Димовой, И.В.Фоменко, М.Н.Дарвина, Л.Е.Ляпиной, О.В.Мирошниковой и др. Теоретической базой послужили труды по макропоэтике и стилистике А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, Л.И.Тимофеева, В.В.Виноградова, Б.В.Томашевского, Ю.М.Лотмана, работы по теории литературы В.Е.Хализева, Л.В.Чернец и др. А также несомненное значение имели работы якутских литературоведов Н.Н.Тобурокова, П.В.Максимовой, Н.З.Копырина, В.Б.Окороковой, М.Н.Дьячковской, Л.Н.Романовой и др., посвященные изучению якутской поэзии.

Методы исследования. Диссертация выполнена в рамках сравнительно-исторического, историко-литературного и сравнительно-типологического методов.

Отправной точкой в изучении конкретных циклов является методика
анализа, предложенная О.В.Мирошниковой16, позволяющая представить
комплексную структуру как образно-системное целое. В нее входит несколько
аналитических и обобщающих операций: определение типа цикла способом
выявления основных принципов соединения и взаимодействия составных
частей; анализ поэтических особенностей наиболее значимых стихотворений,
составляющих мотивный комплекс цикла; выявление сквозной коллизии и
принципов взаимосвязи отдельных произведений-фрагментов,

демонстрирующих развертывание авторской концепции.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут иметь значение для дальнейшей разработки ряда вопросов, касающихся эволюции и жанровой типологии якутской поэзии. Также основные выводы работы могут быть использованы как теоретический и практический материал в лекционных, специальных курсах по истории якутской литературы в целом, при организации практикумов по анализу поэтического текста в высших и средних учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждалась на заседаниях Центра изучения литературы Якутии Института гуманитарных исследований АН PC (Я). По материалам диссертационной работы сделаны доклады и выступления на научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов ИГИ АН PC (Я) (Якутск, 2003 г.); в аспирантских чтениях, проведенных в рамках Форума научной молодежи

16 Мирошникова О В Анализ и интерпретация лирического цикла: «Мефистофель» К.К Случевского Учеб пос - Омск, 2003. - С 23-24.

(Якутск, 5 февраля 2004 г.); на республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения И.М.Гоголева -Кындыла (Якутск, 18 января 2005 г.); научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов ИГИ АН PC (Я) (Якутск, 2006 г.); Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию Д.К.Сивцева -Суоруна Омоллоона (Якутск, 2006). Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях диссертанта. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Тенденция к циклизации является исконно национальной чертой якутской поэзии в целом. Истоки цикличности обнаруживаются в фольклорных песнях, которым характерен тематический принцип циклообразования.

  2. Развитие лирического цикла как жанрового образования непосредственным образом связано с историей развития всей якутской литературы.

  3. Циклы А.Кулаковского и П.Ойу некого находятся в тесном единстве с фольклорной поэтикой.

  4. С появлением авторских циклов стихотворений в творчестве основоположников литературы, в якутской поэзии закрепился тип лирических циклов, основанных на идейно-тематическом и образном единстве.

  5. В создании лирических циклов в якутской поэзии наблюдается обращение не только к фольклорным традициям, но и склонность к заимствованию канонических жанровых форм европейской и восточной поэзии.

  6. В якутской поэзии наблюдается тяготение лирической циклизации к большим жанровым формам (поэме, книге стихов), что обуславливается глобальностью авторской идеи и темы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, степень разработанности в отечественном и якутском литературоведении, также

16 сформулированы цели и задачи исследования, указаны теоретические и методологические основы, научная новизна и основные положения диссертации, выносимые на защиту.

Первая глава «Понятие лирического цикла как жанрового образования: вопросы типологии и поэтики». Первый параграф «Основные жанровые признаки и поэтические особенности лирического цикла» посвящен обзору литературоведческих представлений о лирическом цикле как своеобразной жанровой формы поэзии, анализу подходов исследователей к объяснению его поэтических особенностей и рассмотрению принципов построения. Во втором параграфе «Циклы в лирической поэзии. Вопросы типологии и классификации» рассматриваются пути типологической классификации циклов в литературоведении для выделения в дальнейшем основных теоретических категорий.

Во второй главе «Циклизация стихотворений свободной формы в якутской поэзии» рассматриваются якутские лирические циклы свободной формы, в которых главным циклообразующим началом выступает смысловая установка автора на развернутое воплощение одной идеи и темы. Анализ поэтических особенностей этих циклов позволяет в работе определить основные тенденции развития циклов стихотворений в якутской поэзии в целом.

В первом параграфе «Становление лирического цикла в якутской поэзии» выявлены истоки становления якутского лирического цикла как жанрового образования, проведен анализ циклов стихотворений основоположников якутской литературы А.Е.Кулаковского, П.А.Ойунского, у которых наблюдаются основные критерии циклообразования как идейно-тематическое, формально-композиционное и образное единство составных частей. В этих циклах сохраняется тесная связь с фольклорным началом в плане формы, поэтики и стиха.

Во втором параграфе «Лирические циклы, основанные на идейно-тематическом и образном единстве», на основе классификации лирических циклов по тематическому признаку (Л.Е.Ляпина), выделяются несколько жанровых модификаций. Тематической разновидностью циклов стихотворений свободной формы выступают сатирические циклы, которые рассмотрены нами в третьем параграфе главы «Циклизация в сатирической поэзии» на примере творчества П.Тобурокова и Р.Багатайского. В четвертом параграфе «Лирические циклы, основанные на обобщенном образе-переживании» рассматриваются изменения в циклах стихотворений свободной формы 1970-2000-х гг., когда тематическая и образная группировка стихотворений начинает уступать место иным принципам циклизации, среди которых основное значение имеет принцип выведения обобщенного образа-переживания. При этом циклизация выступает как показатель своеобразного авторского стиля.

В третьей главе «Циклизация стихотворений канонизированной формы в якутской поэзии» рассматриваются лирические циклы, основанные на единстве поэтической формы составных частей. В первом параграфе «Циклы поэтических миниатюр традиционной формы» исследованы циклы стихотворений, которые представляют собой систематизированные четверостишия и двустишия. По своей жанровой сути они являются авторскими пословицами или афоризмами, перекликающимися непосредственно с особенностями малых жанров фольклора. К данному типу циклов относятся также группы стихотворений с установленной организацией в восемь и более строк. Второй параграф «Жанровые циклы» посвящен циклам стихотворений, составные части которых представляют собой заимствованные жанровые формы, ориентированные на определенный канон: например, сонет, хокку, танка, рубай.

В четвертой главе «Циклы стихотворений эксклюзивной формы в творчестве якутских поэтов» представлены эксклюзивные варианты циклизации. Первый параграф «Циклы поэтических миниатюр свободной

формы» посвящен изучению циклов, специфическая черта которых заключается в разнообразии формы или тематики составных частей, что обычно компенсируется наличием единого образа. Во втором параграфе «Авторские (эксклюзивные) циклы стихотворений как переходная жанровая форма» рассматриваются «пограничные проявления» циклизации, которые выделяются как авторский (эксклюзивный) тип циклов. Следует отметить, что при этом основная идея автора в силу своей глобальности и глубины требует большей жанровой формы - цикла лирических стихотворений и поэмы в единстве, или осуществляется в пределах книги стихов.

В заключении в обобщенном виде излагаются основные итоги исследования.

I глава. Понятие лирического цикла как жанрового образования: вопросы типологии и поэтики

1 Основные жанровые признаки и поэтические особенности лирического цикла

Цель настоящей главы - дать наиболее полную характеристику понятия «лирический цикл», определить его художественную специфику как особой жанровой формы поэзии. Не претендуя на обоснование новой теоретической модели, в рамках данной работы можно выделить основные аспекты, в которых определяются типологические свойства, жанровые границы, разнохарактерные циклообразующие критерии, поэтические особенности лирического цикла, наблюдавшиеся на протяжении его становления и развития в литературной традиции.

В современном литературоведении изучение проблемы циклизации является самостоятельным, сформировавшимся научным направлением. Тенденция к созданию особых художественных единств, именуемая циклизацией, обычно рассматривается литературоведами в рамках одного литературного рода. В этом плане особый научный интерес представляет изучение циклообразования в лирике. Как известно, лирика как род литературы тесно взаимосвязана с категорией жанра. Наравне с другими родами литературы, она обладает определенной системой жанров. Под жанром обычно понимается такая художественная форма, которая, по выражению исследователей, «есть отвердевшее, превратившееся в определенную литературную конструкцию содержание»1. Становление любого литературного жанра обычно наблюдается на определенной стадии развития литературы. Его формирование и развитие в литературе происходит в силу признания авторами и критикой. При этом он может либо войти в область постоянного употребления наравне с другими утвердившимися жанрами, стать каноническим и общепринятым в литературе, либо может совсем исчезнуть из нее, в лучшем случае сохранившись лишь в словарных определениях. Если рассматривать цикл через такое понимание, то он, став в лирике одним из распространенных явлений, вполне правомерно может рассматриваться как явление жанровое, развивающееся по собственным законам. Согласимся с мнением Л.Е.Ляпиной, утверждающей, что «очевидна жанрообразующая потенция циклизации и способность цикловых форм в определенных исторических условиях формироваться и развиваться по законам жанра»2.

Литературное произведение, как определено теоретиками литературы, «не является однородным монолитом. Это предмет многоплановый, имеющий различные грани (стороны, ракурсы, уровни, аспекты)» . В этом плане цикл, с одной стороны, является художественно завершенным, самостоятельным целостным произведением, с другой стороны, он представляет собой структуру, состоящую из нескольких произведений-компонентов, которые также являются отдельными, самодовлеющими, индивидуальными целыми4. В целом, объединение поэтом самостоятельных, законченных стихотворений в циклы понимается как создание другого нового самостоятельного художественного произведения. При этом поэтическое своеобразие цикла сводится к тому, что жанровые характеристики могут относиться и к собственно целому, и к отдельным частям.

В любом художественном произведении можно выделить два аспекта: «во-первых, внешняя, материальная форма произведений, то есть материальный объект - артефакт; во-вторых, эстетический объект -совокупность того, что закреплено материально и обладает потенциалом художественного воздействия на читателя»5. Эти два аспекта по существу находятся в нерасторжимом единстве. Данное положение применительно к. циклу относится равно как к произведению художественному. При этом эстетический объект сосредотачивает в себе сущность цикла как целого, в то время как артефакт гарантирует ему доступность для восприятия. Эстетическая значимость цикла как целого, прежде всего, заключается в представлении реципиента отдельных частей-стихотворений как одно образное единство, основанное на различных связях, возникающих между ними. Читатель воспринимает цикл как художественное произведение через материальную, внешнюю форму, то есть через звуковую, лексическую, стиховую организацию и ряда других свойств составных частей цикла. А сущность цикла как целого возникает на границах связи между этими произведениями-частями в результате единого субъектно-образного восприятия.

При всей распространенности явления циклизации в литературной традиции, а в последнее время как отдельной научной проблемы, лирический цикл как жанровое образование до сих пор не имеет точного установившегося определения. Причина этого объясняется относительной сложностью природы циклического единства как такового, а также сложностью установления циклообразующих связей между стихотворениями. Даже установившиеся и традиционные литературные жанры зачастую с трудом поддаются строгому определению, цикл же, с его комплексной структурой, которая может включать в себя признаки, свойственные другим жанрам, тем более ускользает от точного определения.

Становление лирического цикла в якутской поэзии

Становление лирического цикла в якутской литературе происходило вместе с зарождением письменной литературы. На ранних этапах развития поэзии наблюдаются примеры, позволяющие говорить об авторском объединении отдельных стихотворений в единое целое. Так, первые попытки создания циклов стихотворений были предприняты основоположниками якутской литературы, творчество которых имеет прямую генетическую связь с устным народным творчеством. Дальнейшее развитие этого явления также непосредственным образом связано с историей развития всей якутской литературы. Лирический цикл как жанровое образование существовал на протяжении всего XX века в творчестве разных поэтов. Так как в лирических циклах наиболее ярко «отражается способность поэзии к быстрой и глубинной реакции на изменения в жизни общества»1, они наиболее плодотворно и активно осваивались якутскими поэтами в переходные моменты истории своего народа.

Как было установлено ранее, в основе лирического цикла как жанрового образования лежит определенная структура, актуализирующая категорию автора и критерий целостности. Исходя из этого, жанровый статус якутского цикла стихотворений в каждый конкретный период его исторического развития определяется авторским замыслом и особой ролью целостности структуры, основанной на разнохарактерных связях между составными частями.

Формированию якутского лирического цикла, прежде всего, способствовал фольклор. Как известно, народное творчество находится в синкретическом единстве с обслуживаемыми им определенными бытовыми и обрядовыми ситуациями. То есть устное творчество является естественным продолжением правил бытового поведения народа или их определенных ритуалов и обрядов. В таких произведениях обычно «категория авторства замещена категорией авторитета»2. В истории якутской поэзии истоки цикличности можно обнаружить еще в фольклорных песнях, которые, на наш взгляд, являются начальным условием для развития циклической формы в якутской письменной литературе. Например, в народных песнях о мироздании ("Аан дойду айыллыбыт ырыата" («Песня о создании изначальной земли») и сезонным песням, отражающим в своей структуре естественный ритм смены природных явлений, («Сайын кэлиитэ», («Наступление лета»), «КуЬун кэлиитэ» («Наступление осени»), «КыЬын кэлиитэ» («Приход зимы») и т.д.) характерен тематический принцип циклообразования. Явления цикличности в народном творчестве, как не раз отмечали исследователи, связываются с особым мифологическим ощущением времени и истории: «...различные явления циклизации распространены уже в народно-поэтическом творчестве. Как известно многие литературные фольклорные жанры имеют циклическое построение. Например, обрядовая поэзия - циклы заклинаний, свадебные, похоронные; календарная поэзия (песни крестьянских праздников) - циклы, отражающие в своей структуре естественный ритм смены природных явлений (времен года)»3. В сознании якутского народа жизнь также изначально определяется природными и биологическими циклами, регулярными повторениями биокосмических ритмов: смерть и жизнь, свет и тьма, смена времен года и т.д. Все это находит свое отражение в обрядовой и творческой практике народа. Образу мыслей якутского человека, воспринимающего жизнь как непрерывный, сменяющий друг друга временной круг, изначально свойствен циклический характер. Каждый якут своего рода певец-импровизатор, недаром говорится в народной поговорке "Саха киЬитэ ogyhyrap олордо да ырыаЬыт, оподун иннигэр олордо да белеЬуек" («Как сядет якут на быка, так песню заводит, сядет перед очагом - философ»). Якуту изначально свойственно нечто увиденное или услышанное воссоздавать в своих песнях, в которых естественным образом находит отражение его циклическое мироощущение. Главными организующими и связующими звеньями якутских народных песен являются поэтические образы, постоянные эпитеты, формообразующие элементы, которые повторяются из песни в песне и впоследствии становятся традиционными средствами национальной поэзии.

Исходя из выделенных нами истоков, можно объяснить и то обстоятельство, что с самого начала развития якутской письменной литературы стали создаваться поэтические произведения циклического характера. Тенденция к циклизации в этом случае является исконно национальной чертой якутской поэзии в целом.

В творческом наследии А.Е.Кулаковского и П.А.Ойунского можно выделить собственно поэтические циклы. Авторская заданность композиции в обоих циклах является одним из важнейших моментов признания их самостоятельными жанровыми формами. В произведениях А.Е.Кулаковского «Саха дьахталларын мэтириэттэрэ» («Портреты якутских женщин") (1904) и П.А.Ойунского «Эргэ унжуулэр — caira xohoorrop" («Старые танцы - новые песни») (1929) намечены одни из основных критериев циклообразования, как идейно-тематическая, образная систематизация, а также композиционная общность составных частей. Выделенные критерии в этих циклах взаимопереходны, однако, по преобладающей содержательной константе они относятся к типу циклов стихотворений, основанных на идейно-тематическом единстве. Их можно охарактеризовать как циклы, закрепляющие фольклорный тип циклизации в силу того, что в них наиболее ощутима тесная связь с национальным мировоззрением, с традиционными ритуалами или обрядами. Фольклорная установка проявляется в этих произведениях максимальным образом в поэтике и ритмике. Произведение А.Е.Кулаковского «Саха дьахталларын мэтириэттэрэ» («Портреты якутских женщин") является первым классическим примером, представляющим собой основу для разностороннего развития жанра якутского лирического цикла. Это цикл, основанный на идейно-тематическом и образном единстве. По принципу изображения внешности и отдельных моментов жизни поэтических образов можно определить его как персонажный цикл. Циклообразующая функция темы сформулирована в самом названии произведения в ключевом слове «портреты» в форме множественного числа, что указывает на многогранность лейтобразов. Названия составных частей передаются в перечислительном порядке: «Маїгнайгьі мэтириэт» («Первый портрет»), «Иккис мэтириэт» («Второй портрет») и т.д. Обобщение разных портретов отображает целостное художественное проникновение поэта в народную жизнь.

Циклы поэтических миниатюр традиционной формы

Не менее распространенным типом циклизации в якутской поэзии выступают лирические циклы канонизированной формы, внутри которых выделяются циклы поэтических миниатюр традиционной формы и жанровые циклы. Создание лирических циклов за счет единства формы является одним из распространенных способов в якутской поэзии. Циклы данного типа стали создаваться начиная с 1950-х гг. Повод обращения к систематизированным формам лирики у каждого поэта является по-своему своеобразным. Специфическая черта этих циклов заключается в том, что это не просто тематически-организованный комплекс стихотворений, а скорее воплощение «системы авторских взглядов»1.

Циклы поэтических миниатюр имеют единую строфическую форму. Как отмечает В.Е.Холшевников: «Выбирая строфическую форму, автор налагает на себя дополнительные ограничения - необходимость вложить нужную мысль в заранее заданное количество стихов определенной структуры, зато выигрывает в мерности, экспрессивности речи, отчетливости композиции»2. В данном типе циклов регулярно повторяются стихотворения с установленной стиховой и ритмико-строфической организацией, что значительно усиливает их мерность и ритмичность, а также укрепляет целостность составной структуры в виде органической системы самостоятельных лирических или философских фрагментов в форме миниатюр.

К циклам поэтических миниатюр относятся систематизированные четверостишия и двустишия. Важно подчеркнуть фольклорный характер содержания и формы, так как по своей жанровой сути это авторские пословицы или фразеологизмы, перекликающиеся непосредственно с логикой и грамматическими особенностями малых жанров фольклора. В силу этого к данному типу циклов якутские поэты обращались наиболее часто. Характерные примеры находим в творчестве Сем.Данилова, П.Тобурокова, Р.Багатайского, И.Гоголева, Н.Герасимова-Айталына.

В форме миниатюр традиционной формы написан поэтический цикл Сем.Данилова «Туертуу строканан» («Четверостишия», 1955-1958), состоящий из двадцати четырех четверостиший. Циклообразующую роль играет опора на жанровую природу составных частей при выведении заглавия всего цикла, что на наш взгляд, в целом характерно для данного типа циклов. Каждое стихотворение в этом цикле имеет свое заглавие в виде стандартных назывных конструкций, что усиливает равенство статуса фрагментов цикла, переданных в единой форме. Заглавие каждой миниатюры играет немаловажную роль в интерпретации цикла, так как указывает на разнообразие их тематики, и соответственно определенную самостоятельность. Целостность цикла, кроме формы, достигается за счет единства лирического героя. В четверостишия заключены философские высказывания и лирические переживания поэта. Автора привлекает в четверостишиях особая выразительность высказываний, которая достигается за счет их емкости и краткости. Если в типе лирических циклов, основанных на идейно-тематическом и образном единстве, в 1950-60-е гг. доминировала установка на раскрытие гражданской идеи, то в цикле миниатюр канонизированной формы наблюдается тенденция к философствованию и самоанализу в выведении лирического героя. Например, в четверостишии «Ыарыым ырыата» особо ярко чувствуется глубина и драматичность переживания: Мин ыарыым ырыаны кыланна Олохтон маппыт абабын, ИЬиттэ кэп туона, кырана ДууЬам, суобаИым саргатын. (Моя боль песней отозвалась, / от досады на то, что не жил, ,/ со стоном и с проклятием, /прислушиваясь к моей душе и совести). (Пер. наш). Составные части цикла даются в основном в 6-ти, 7-8-сложных стиховых параметрах при различных способах рифмовки. В силу того, что в них не наблюдается точной метрики, то данный цикл следует признать полиметричным.

Для наибольшего эффекта Сем. Данилов в данном цикле обращается к разным поэтическим образам. Для сравнения он использует образы птиц, животных (например, «хомпоруун хотойдуу», «Энэлии инийэллэр» и др.). Однако лаконичная форма составных частей не допускает использования распространенных эпитетов и сравнений при раскрытии художественного изображения, так как обычно в четверостишия «легко укладывается фраза, изображающая без большого количества подробностей какую-либо картину или выражающая переживания поэта»3. Циклу присущи простота и доступность поэтического слова при устойчивой определенности формы составных частей.

Циклы поэтических миниатюр свободной формы

Циклы поэтических миниатюр свободной формы в якутской поэзии представляют собой эксклюзивные варианты циклизации, специфическая черта которых заключается в разнообразии формы или тематики составных частей, что компенсируется наличием единого образа. Как отмечает П.В.Максимова, в этих циклах естественность циклизации выражается в относительной самостоятельности каждого стихотворения при логической взаимной связи всех составных частей, объединенных образом лирического героя1. В основе данного типа циклов лежит замысел (идея) автора, который не может быть выражен в рамках одного стихотворения по отдельности, а осуществляется в пределах комплексной структуры. При этом циклическая форма способствует философскому обобщению темы и идеи, укрупнению лирического высказывания.

Циклы поэтических миниатюр можно наблюдать в творчестве Сем.Данилова, Р.Багатайского, М.Тимофеева, Л.Попова и Н.Харлампьевой (см. Прил. 1). Поводы обращения поэтов к данной форме циклизации по-своему своеобразны. Общим является то, что в них воплощена система авторских взглядов, так как «лирический цикл в силу комплексной природы сводит ряд разнообразных лирических моментов в большее целое» . В данном случае целостность цикла соотносится с жизненным целым, в котором проявляется бесконечное разнообразие явлений, их взаимосвязь и противостояние.

Циклы поэтических миниатюр свободной формы встречаются в начале 1970-х гг. Обращение поэтов к данному типу циклов обуславливается тем, что в эти годы осознается необходимость философского осмысления действительности. Так, в цикле Сем.Данилова «Кылгастык» («Коротко», 1977) объединены 12 поэтических миниатюр, которые отражают философские размышления лирического героя о разных явлениях жизни. Название «Коротко» указывает на малую поэтическую форму составных частей, в которых не наблюдается единства стиховой и строфической организации. Каждое стихотворение также имеет свое название, в котором отражается разнообразие тематики с определенным поэтическим настроем. Публицистическая идея цикла выражается в воспевании нового времени («Саіга дьыл» («Новый год»), «СуурбэЬис уйэ салгына» («Веяние нового времени»)), патриотический дух проявляется в стихотворениях о родном крае («Дойду ахтылдана» («Тоска по родине»)), в некоторых компонентах наблюдается философское осмысление действительности, воплощающее народную мудрость («Субэ» («Совет»), Додор туЬунан» («О друге»), «Ардах уонна ерус» («Дождь и река»), в других заключены любовные переживания («Сойбут таптал» («Остывшая любовь»), «Ынырыы» («Призыв»).

В составных частях цикла можно наблюдать определенные способы организации ритма. Большинству стихотворений характерно использование анафорической связи между строками. Как отмечает исследователь: «Анафорическая связь - отнюдь не внешняя, не простое украшение речи. Структурные связи (повторы синтаксические, интонационные, словесные, звуковые) выражают и скрепляет смысловые связи стихов и строф»3. Например, в первом стихотворении «Саіга дьыл» («Новый год») используется лексическая анафора: Саниныы сарыал куннээх С новым ясным днем Саіга дьылбыт ууннэ! Новый год пришел! Саіга уиа бипиктэнэн И в новом гнездышке Сайта чыычаах уескуе... Новый птенчик появился (Пер. наш). В некоторых стихотворениях наблюдается разновидность звукового повтора - слоговая аллитерация, характерная для якутского фольклора: 3 Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. -Л.: ЛГУ, 1991. - С.201. 136 Харахпын эрэ саптарбын Как только закрою глаза Хаарыан дойдубун керебун: Милую родину вижу: блуенэм хаардаах мыраанын, Заснеженные Ленские горы, блуенэм уллэр кемуелун. Рыхлые Ленские льдины. «Дойду ахтылдана» («Тоскапородит») (Пернаш) Здесь слоговая аллитерация дается в сочетании с лексической анафорой. В целом использование анафоры и аллитерации для организации ритма составных частей цикла способствует укреплению смысловой связи между ними. Национальное своеобразие заключается в использовании поэтических образов, изобразительных средств. Например, в процитированном отрывке из миниатюры «Новый год» наступление нового времени и связанных с ним общественных изменений в метафорическом осмыслении поэта выступает в образе только что рожденного птенца. В другом отрывке стихотворения «СуурбэЬис уйэ салгына» («Веяние нового времени») дается образное сопоставление веяний нового времени с запахом родного кумыса: Алаас чараігар бугун эрдэ Арыылаах кымыс сытыныын Сурэхпэр биирдэ сайан киирдэ Суурбэьис уйэм салгына. (В березовую рощу аласа с утра / С запахом родного кумыса /В сердце мое вошло / Веяние двадцатого века) (Пер. наш), В эволюции циклов поэтических миниатюр свободной формы отдельным жанрово-тематическим явлением выступает цикл Р.Багатайского сатирического характера «Ылгын чыныйа угэлэр» («Басни с мизинец», 1980). Его оригинальное заглавие образно передает особенности жанровой природы составных частей в виде басен-миниатюр. Как известно, басня - это короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл4. Миниатюры цикла по форме напоминают краткие басни - апологи. Специфической особенностью басен является также комизм и мотив социальной критики, что находит отражение в данном цикле, построенном из 13-ти сатирических миниатюр. Компонентам характерен личный тематический мотив, указанный в их заглавии, и свободный объем от простых четверостиший до вполне самостоятельных сатирических стихотворений. Четверостишия представляют собой авторские изречения, состоящие из двух логических единиц, часто противоположных по смыслу.

Похожие диссертации на Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии