Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дилогия А. Кешокова "Вершины не спят" : этнофольклорная основа, жанровая специфика, историко-культурный контекст Кушхова, Асият Лиуановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кушхова, Асият Лиуановна. Дилогия А. Кешокова "Вершины не спят" : этнофольклорная основа, жанровая специфика, историко-культурный контекст : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Кушхова Асият Лиуановна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2012.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1021

Введение к работе

Актуальность темы научного исследования. XX век стал переломным этапом для развития национальных литератур. На начало столетия приходится время зарождения и становления словесного искусства Северного Кавказа. За сравнительно короткий период писатели и поэты национальных литератур (кабардинской, адыгейской, черкесской, абазинской, карачаевской, балкарской, чеченской, ингушской, осетинской) достигают высокого художественного мастерства. С опорой на опыт русской литературы, а также народный поэтический эпос художники слова быстро осваивают жанры прозы. Происходит «ускоренное развитие» (Г.И. Ломидзе) «молодых» литератур.

Становление романного жанра в национальных литературах происходит со своими «взлетами и падениями». Первые историко-революционные романы представлены именами Х.Абукова («На берегах Зеленчука», 1930), М.Дышекова («Зарево», 1934) – в черкесской литературе; С.Бадуева («Петимат», 1930) – в чечено-ингушской; К.Фарниона («Шум бури», 1930) – в осетинской и т.д. Основная проблематика, тематика названных произведений связана с социальными преобразованиями в жизни народа, изображением классовой борьбы, созданием образов людей нового времени. В то же время историко-революционные романы этого периода не лишены описательности, нередко характеры попадаются статичные, «застывшие», чаще всего в этих произведениях дается лишь хроника событий, лишенная художественного осмысления, динамики характеров. Историзм как важнейший принцип художественной трактовки реальных явлений, конфликтов и событий еще не выработан.

Конец 1950-60-х годов в истории развития северокавказских литератур единодушно признается исследователями как плодотворный и характеризуется бурной эволюцией жанра исторического романа. Появляются историко-революционные романы Е.Уруймаговой «Навстречу жизни» (1951) – в осетинской литературе, Ж.Залиханова «Горные орлы» (1961), Б.Гуртуева «Новый талисман» (1969) – в балкарской литературе, А.Кешокова «Вершины не спят» (1965), Х.Теунова «Род Шогемоковых» (1969) – в кабардинской литературе, И.Базоркина «Из тьмы веков» (1968) – в ингушской и др. При создании эпических полотен национальные авторы опирались как на опыт предшественников (М.Дышекова, Дж.Налоева, А.Шортанова и др.), так и русскую советскую литературу, давшую эталонные образцы эпического жанра («Тихий Дон» (1928-1940), «Поднятая целина» (1932-1959) М.Шолохова).

Историко-революционные романы 1950-70-х годов знаменуют собой расцвет жанра исторического романа в литературах народов Северного Кавказа и новый этап в их развитии. На смену схематическому изображению действительности в романистике Северного Кавказа приходит концептуальное осмысление и реалистическое отражение событий прошлого. От «фотографирования» исторических событий, от простого документализма романная проза развивается в сторону анализа психологии личности, писатели пытаются правдиво отразить взаимосвязь и взаимоотношения личности и истории.

Дилогия кабардинского писателя А.Кешокова «Вершины не спят» занимает важное место в ряду историко-революционных романов северокавказского региона. «Вершины не спят» – эпическое полотно, на котором разворачиваются грандиозные события начала XX века: империалистическая война 1914 года, Октябрьская революция 1917 года, гражданская война и период коллективизации. Ключевая позиция, занимаемая данным произведением в северокавказской прозе, его значимость в истории становления и развития исторического национального романа обусловила наш научно-исследовательский интерес.

Талант и удачу А.Кешокова-романиста при создании «Вершин…» отмечали ведущие исследователи, критики и теоретики литературы: Л.А.Бекизова, А.Х.Мусукаева, У.М.Панеш, К.К.Султанов, Ю.М.Тхагазитов, Х.Х.Хапсироков, К.Г.Шаззо и многие другие. Так, Ю.Тхагазитов называет дилогию А.Кешокова «большим завоеванием адыгских литератур», Х.Хапсироков уверен, что именно в этом произведении мы найдем «диалектическое раскрытие смысла» истории. Широкий резонанс и высокая оценка романа «Вершины не спят» объясняется тем, что он выходит за жанровые пределы традиционных историко-революционных романов, так как Кешоков отводит главную роль в произведении не запечатлению исторических фактов и событий, а изображению человека в сложное революционное время, смещая акцент с событийного аспекта жанра на онтологический, психологический, философский.

Несмотря на известную изученность, дилогия А.Кешокова и в настоящее время привлекает внимание исследователей. Вопросы соотношения в произведении документальных фактов и художественного вымысла, объективных способов отражения действительности и субъективного мира писателя, психологизма, «фольклоризма», этнографизма, стилевых качеств, жанровой специфики, архитектоники, изобразительно-выразительных средств и символики остаются и в настоящее время научно-перспективными и дискуссионными. Необходимость всестороннего анализа романа «Вершины не спят» обуславливает обращение к данному произведению.

Актуальность диссертационного исследования определяется постановкой и решением значительных и малоизученных проблем: история создания дилогии «Вершины не спят»; соотношение документального факта и художественного вымысла в историческом романе, проблема взаимодействия прототипа и литературного героя; художественный и смысловой мир романного текста; система персонажей; этнофольклорная основа; символика; жанровое своеобразие; сюжетно-композиционные особенности; индивидуальный стиль писателя и др.

Цели и задачи исследования. Цель работы заключается в целостном и всестороннем анализе дилогии А.Кешокова «Вершины не спят».

Достижение обозначенной цели представляется возможным при последовательном решении ряда взаимосвязанных задач:

- изучить специфику развития жанра историко-революционного романа в национальных литературах;

- исследовать историю создания дилогии «Вершины не спят»;

- определить жанровую природу произведения с учетом особенностей, позволяющих рассматривать его как специфическое проявление историко-революционного романа, синтезирующее признаки разных жанровых образований;

- определить художественно-поэтическое своеобразие романа;

- выявить характерные особенности творческого стиля писателя;

- изучить дилогию в контексте историко-революционных романов северокавказского региона;

- обозначить роль и место произведения А.Кешокова в ряду других историко-революционных романов, а также определить его значение для развития не только кабардинской, но и всей северокавказской прозы.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые осуществляется попытка целостного осмысления и монографического исследования историко-революционной дилогии А.Кешокова «Вершины не спят». Особое внимание в работе уделяется поэтическому своеобразию романа. Основной акцент делается на интерпретацию художественного текста, раскрытие глубинных смыслов с опорой на символику, фольклорные источники. Роман Кешокова рассматривается нами в контексте национальной исторической прозы: выявляется общее и своеобразное в наиболее ярких историко-революционных романах Северного Кавказа.

Результаты научных поисков:

- изучена имеющаяся критическая и научная литература по творчеству А.Кешокова;

- рассмотрена проблема взаимодействия и соотношения в романе «Вершины не спят» исторического документа и художественного вымысла;

- выявлены особенности стиля и языка писателя;

- проанализированы в контекстуальном и сравнительно-типологическом соотношении историко-революционные романы И.Базоркина, Ж.Залиханова, А.Кешокова, Х.Теунова, Е.Уруймаговой;

- осмыслен и обоснован новаторский характер творчества А.Кешокова-романиста;

- определены роль и место дилогии «Вершины не спят» в творчестве самого писателя и в романной прозе Северного Кавказа.

Объектом исследования является жанр национального историко-революционного романа и его конкретное художественное воплощение – дилогия А.Кешокова «Вершины не спят».

Предмет диссертационного исследования – историзм, национальные истоки и художественное своеобразие историко-революционной дилогии А.Кешокова.

Материалом для изучения и анализа послужили, в первую очередь, произведения А.Кешокова. Это, помимо «Вершин…», роман «Сабля для Эмира», автобиографическая повесть «Вид с белой горы», а также лирические стихотворения и критические статьи.

Контекстуальный аспект исследования потребовал привлечения для анализа широкого среза исторической национальной прозы – это историко-революционные романы северокавказских национальных писателей: «Из тьмы веков» И.Базоркина, «Горные орлы» Ж.Залиханова, «Род Шогемоковых» Х.Теунова, «Навстречу жизни» Е.Уруймаговой. Выбор произведений обусловлен художественной ценностью и значимостью в формировании, становлении и развитии национальной исторической прозы.

Степень научной разработанности темы. Широта охвата мира, многоплановость произведений и художественное мастерство кабардинского писателя не могли не стать постоянным объектом изучения теоретиков и критиков литературы. Анализу прозы и лирики А.Кешокова посвящены отдельные статьи и главы монографий известных литературоведов Северного Кавказа: Х.Бакова, В.Гоффеншефера, А.Гутова, В.Дементьева, Р.Камбачоковой, М.Сокурова, М.Хакуашевой, Х.Хапсирокова и др. Ученые исследуют отдельные аспекты творчества А.Кешокова: вопросы проблематики и поэтики произведений, проблему историзма, связь с фольклором, анализируют различные грани философской поэзии, выявляют своеобразие художественного метода Кешокова-лирика и прозаика.

Отдельно следует отметить труды литературоведов, в которых представлено контекстуальное исследование романного жанра: «От богатырского эпоса к роману» (1974) Л.Бекизовой, «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993) А.Х.Мусукаевой, «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990) У.Панеш, «Эволюция художественного сознания адыгов» (1996) Ю.Тхагазитова, «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) К.Шаззо и др.

Между тем, следует признать, что при всем разнообразии и многочисленности научных работ, посвященных творчеству А.Кешокова и жанру национального романа, отдельного монографического исследования историко-революционной дилогии «Вершины не спят» на сегодняшний день не существует.

Теоретической и методологической основой исследования стали положения современного литературоведения, изложенные в трудах отечественных филологов: М.К.Азадовского, Ю.А.Андреева, М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, В.В.Виноградова, Л.Я.Гинзбург, Л.И.Емельянова, Д.В.Затонского, В.В.Кожинова, С.И.Кормилова, Д.С.Лихачева, Н.С.Надъярных, М.Н.Пархоменко, В.Е.Хализева и др

Теоретической опорой служат и работы видных северокавказских ученых: Л.А.Бекизовой, У.Б.Далгат, З.А.Кучуковой, А.Х.Мусукаевой, К.К.Султанова, З.Х.Толгурова, Ю.М.Тхагазитова, Х.Х.Хапсирокова, К.Г.Шаззо. Теоретико-критические принципы, разработанные в трудах названных авторов, сыграли существенную роль в формировании научной концепции нашей работы, позволили выработать адекватные механизмы исследования заявленной проблемы.

Основные методы, применяемые нами в работе, – методы сравнительно-исторического и типологического анализа, семантический, а также комплексный анализ художественного текста.

Теоретическая значимость диссертационного исследования мотивируется его новизной и состоит в определении и анализе этапов становления и развития такой сложной жанровой разновидности, как северокавказский историко-революционный роман, а также в разработке одной из актуальных проблем кабардинского литературоведения – жанровой идентификации, определения особенностей поэтики и стилистики, образной парадигмы, проблематики и символики романа А.Кешокова «Вершины не спят».

Теоретический потенциал исследования обусловлен возможностью применения полученных результатов для последующего изучения жанра исторического романа в национальных литературах. Изложенная концепция текстологического анализа художественного произведения призвана устранить существующие пробелы в теории кабардинской литературы.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями и студентами при изучении истории кабардинской литературы, подготовке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам современного кабардинского литературного процесса. Материалы диссертационного труда будут полезны при составлении учебных и учебно-методических пособий и программ, при выполнении квалификационных работ по творчеству А.Кешокова.

Апробация результатов научного исследования. Основные положения диссертации отражены в статьях и обсуждены на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (КБИГИ, Нальчик, 2010; ЮФУ, Ростов-на-Дону, 2010; НГТУ, Новосибирск, 2010; КБГУ, Нальчик, 2010; Ломоносовский научный центр, Санкт-Петербург-Киев, 2011), а также опубликованы в научных журналах, в том числе три статьи в изданиях, реферируемых ВАК.

Диссертационная работа обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (декабрь, 2011г.) и на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (февраль, 2012 г.).

Структура диссертационной работы определена основными целями, задачами и материалом исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Дилогия А. Кешокова "Вершины не спят" : этнофольклорная основа, жанровая специфика, историко-культурный контекст