Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фантастическое в прозе В. А. Каверина Бондаренко, Галина Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондаренко, Галина Леонидовна. Фантастическое в прозе В. А. Каверина : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Моск. пед. ун-т.- Москва, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/3561-x

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Усиленный интерес исследователей к проблемам фантастики в литературе, особенно к вопросам эволюционного плана, выделяет настоятельность и актуальность задачи исследования фантастического в творчестве В.А.Каверина, писателя, который отдавал дань фантастике на протяжении почти 70-летнего творческого пути.

Художественное творчество и писательская биография В.Каверина постоянно привлекали внимание критиков и историков литературы.

Различные проблемы его творчества исследовались в диссертационных и монографических работах Е.В.Волковой, Д.Г.Терентьевой, Ю.М.Еганян, М.Я.Фесенко, О.И.Новиковой и В.И.Новикова.

В диссертациях в рамках фантастического творчества В.Каверина рассматривается лишь его новеллистика и отдельные романы 20-30-х годов. Авторы диссертационных исследований, в частности, Е.В.Волкова, Д.Г.Терентьева, Ю.М.Еганян, категорію фантастического в творчестве В.Каверина как самостоятельное явление, определяющее эволюцию художника, не рассматривали. Она анализировалась лишь в связи с реалистическим творчеством писателя, оценивалась как преодолеваемая В.Кавериным ошибка на его пути к реализму. И лишь в критическом очерке О.И.Новиковой и В.И.Новикова "В.Каверин" била заявлена тесная связь между реалистическим и фантастическим творчеством писателя, хотя собственно проблема фантастического в его творчестве авторами работы не рассматривалась.

Исследователи художественной литературы (Е.М.Неелов, З.В.Привалова, И.П.Лупанова, А.Н.Акимова, Л.А.Козыро, Б.А.Еегак) уделяли внимание и сказочному творчеству В.Каверина. Проблемы сказочной поэтики или рассматриваются преимущественно изолированно, не включаются в эволюцию категории фантастического в творчестве п::-

сателя.

В последние два десятилетия заметно усилился в литературоведении интерес к осмыслению истоков развития советской литературы. Множество исследований этих лет посвящено советской прозе 20-30-х годов. Как заметное явление анализируются в подобных работах (например, В.В.Гуры, М.А.Макиной, А.Н.Грозновой, Е.Б.Скороспеловой и др.) и произведения В.Каверина, в частности, его фантастические новеллы и первые романы. Рассмотрение фантастических произведений В.Каверина в столь широком плане исследования литературы не дает качественно новой оценки собственно фантастического творчества писателя.

Традиционно устоявшееся понимание роли и места фантастической новеллистики 20-х годов в творческой эволюции В.Каверина привело к тому, что вопросы о проявлении категории фантастического в его произведениях 40-70-х годов в работах о творчестве писателя не ставились.

Цель диссертации состоит в исследовании эволюционного развития категории фантастического в прозе В.Каверина, определении закономерности проявления данной эстетической категории в творчестве писателя и причин обращения автора к фантастическому способу отображения жизни.

Научная новизна исследуемой проблемы состоит в том, что впервые категория фантастического рассматривается как эстетическая категория творчества В.Каверина, определяющая эволюцию писателя. Избранный аспект исследования дает возможность по-новому оценить '. не только место, роль и значение данной категории в прозе В.Каверина, но и отдельные закономерности развития фантастического и реалистического творчества, писателя.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются работы классиков науки о литературе (А.Афанасьева, В.Проппа, М.Бахтина и др.), исследования ведущих советских литературоведов и критиков. Основные метода исследования: конкретно-исторический с элементами сравнительного анализа, проблемно-тематический, сравнительно-титюлогический.

Научное значение исследования состоит в том, что его результаты, полученные выводы и оценки могут расширить представление об эволюции творчества и художественного мастерства В.Каверина, а также могут бнть полезны в дальнейшем исследовании общетеоретических и методологических проблем фантастического в творчестве от-

- ІЗ --

дельных писателей, в исследовании других проблем, связанных с творчеством В.А.Хаверина.

Апробация диссертационной работы. Диссертация обсуздена на кафедре советской литературы Московского педагогического государственного университета гал. В.И.Ленина. Основные положения и результаты проведенного исследования были изложены в докладах на зональных научных конференциях по актуальным проблемам литературоведения "Проблема художественности и анализа литературного произведения (в вузе и школе)" (Пермь, 1989), "Проблема характера в литературе" (Челябинскг 1990) и на ХХУ1 конференции молодых ученых "Актуальные проблемы..." (Москва, 1991).

Объем и структура работы. Общий объем диссертации машинописных страниц. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Список использованной литературы включает 227 наименований.