Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философская поэзия Л. Мартынова и особенности развития лирики 60-70-х годов Лельков, Александр Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лельков, Александр Анатольевич. Философская поэзия Л. Мартынова и особенности развития лирики 60-70-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Москва, 1993.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Становление и развитие русской философской поэзии XX века тесно связано с традициями классической лирики. В XIX веке А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и Е. А. Баратынский создали образцы философской лирики. В их творчестве всегда уделялось большое внимание бытийным проблемам. Философское содержание было характерно п для поэзии «серебряного века». В лирике А. Блока и В. Брюсова, А. Ахматовой и Н. Гумилева , М. Цветаевой и О. Мандельштама и многих других постоянно присутствуют мотивы судьбы, памяти, бессмертия, свободы.

Формирование современной философской поэзии приходится на 60—70-е годы XX века. Это было время, когда творили замечательные художники различных поколений: «старшего» (Аре. Тарковский, А. Твардовский, Л. Мартынов, В. Шефнер), «военного» (Е. Винокуров, Д. Самойлов), «шестидесятники» (А. Кушнер, А. Прасолов, 10. Кузнецов) и др.

Внимание к этому непростому перпоту развития отечественной литературы со стороны современных исследователей связано со стремлением выявить истоки тех художественных явлений, с которыми имеет дело сегоднешняя поэзия. И если еще совсем педазпо велась бурная полемика о существовании (Ьилософской поэзии, то последние работы Павловского А. И., Филиппова Г. В., Мазепы Н. Р., Спивак Р. А., Смирнова В. П. и др., а также недавно увидевшие свет антологии («Я связь миров. Философская лирика русских поэтов XVIII—-начала XX вв.»; «Русская философская поэзия. Четыре столетия») подтверждают правоту тех, кто доказывает ее реальность как особого эстетического фіепомена и па основании этого стремится выявить ее специфику.

Среди поэтоз 60—70-х годов, в творчестве которых особенно сильна философская направленность, Л. Н. Мартынов (1905—1980) занял свое особое место. А между тем литературоведы и критики, исследуя поэзию 60—70-х годов, недостаточное внимание уделяли его философской лирике. В данной диссертации предпринята попытка основным предметом исследования сделать философскую поэзию Л. Мартынова 60—70-х годов. При этом вполне закономерно стремление соотнести лирику Мартынова философской направленности с ранним периодом его творчества, а также определить ее место среди предшественников и современников.

Реферируемая диссертация связана с основным направлением научно-исследовательской работы кафедры русской лн-

тературы XX век л МПУ по проблемам жанра. В неп ставится цель охарактеризовать философскую поэзию Л. Мартынова в ее целостности п динамике. Отсюда вытекают конкретные зацачя:

— выявить элементы преемственности между философской поэзией Л. Мартынова и творчеством русских классиков: М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, В. Брго-ссва, В. Хлебникова, С. Есенина, Н. Заболоцкого;

проследить процесс формирования принципов философской поэзии Л. Мартынова в раннем (20—40-е гг.) и переломном (50-е гг.) периодах его творчества;

определить художественное своеобразие п жанровую специфику философской поэзии Л. Мартынова в 60—70-е годы;

рассмотреть особенности развития лирики 60—70-х годов и выявить место философской поэзии Л. Мартынова, отметив взаимодействие с творчеством Аре. Тарковского, В. Шефнера, Н. Рубцова, В. Соколова, Е. Винокурова, Д. Самойлова, Ю. Кузнецэза, О. Чухонцева, А. Кушпера и др.

В основе метода исследования лежит системный подход в изучении проблем философской поэзии, опирающийся па идейный и художественный анализ п сопоставление лирпко-философских произведений поэтов различных поколений. Методологической основой послужили труды по философии и эстетике крупнейших отечественных философов XX иека Бахтина In. М. и Лосева А. Ф., исследования классиков русской филологии Тынянова Ю. Н., Жирмунского В. М., Эйхенбаума Б. М., а также теоретические работы ведущих критиков и литературоведов нашего времени: Мелетинского Е. М.. Гас-парова М- Л., Гинзбург Л. Я-, Лихачева Д. С, Лотмана Ю. М.

Научная новизна работы связана с тем, что в пей впервые философская поэзия Л. Мартынова рассматривается на широком фоне эволюции классической и современной философской лирики. В диссертации выделяется целый ряд ранее не исследованных творческих связей художника с поэтическими традициями Ломоносова, Тютчева, Хлебникова и Брюсова.

Особое внимание уделяется выявлению художественной специфики философской поэзии Мартынова 60—70-х годов, которая определяется природой авторского сознания (универсализм и рационализм) и своеобразием создаваемой художественно-философской модели мира. В исследовании детально рассматриваются основные принципы поэзии Мартынова (ассоциативность, фантастичность, парадоксальность), а также формирующийся на их основе жанр «философского стихотво-

рения» и его разновидности (философская миниатюра, пейзаж-ассоциация, лирико-философский монолог-спор, лирнко-философский монолог-исповедь).

В работе показана логика внутреннего развития философ-скоп поэзии Л. Мартынова, начиная от ранних этапов его творчества в 20—40-е годы (зарождение), переломного периода в 50-е годы (формирование) и заканчивая 60—70-ми годами— эпохой зрелости и своеобразного подведения итогов. В этой связи в контекст исследования вводятся многочисленные параллели: философская поэзия Д. Мартынова сопоставляется с лирикой А. Тарковского, В. Шефнера, А. Кушнера, О. Чухонцева, Ю. Кузнецова, Д. Самойлова, Е. Винокурова, В. Соколова, Н. Рубцова.

Практическое значение диссертации связано с научно-пе-дагогнческой деятельностью автора в его практической работе в вузе, основные положения диссертации могут быть использованы при теоретической разработке вопросов развития русской поэзии, при изучении курсов литературы в вузе и в школе, а также при подготовке спецкурсов по проблемам изучения философской поэзии.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре русской литературы XX века МПУ, на основе материалов был прочитан доклад на итоговой научной конференции МПУ (1992). По теме диссертации опубликованы две статьи и две статьи депонированы.