Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Грыгир Тютюнник, Василий Шукшин: проблемно-художественное сопоставление Козачок, Ярослав Викторович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козачок, Ярослав Викторович. Грыгир Тютюнник, Василий Шукшин: проблемно-художественное сопоставление : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Киев, 1991.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Духовное обновление общества, необходимость нравственного очищения, появление :buj болео обширноЯ, ра-изо не известной информации, мощных массивов литературы, в частности такой, которая создавалась в условиях демократических свобод, выдвинули необходимость новой творческой концепции в литературоведении," свободной от социальных оценок искусства, фантомов классовости, партийности, ссцреаяизма с его догматической формучой интернационального духа и социалистического содер-гания.

Возникла потребность осмысления историко-литературного процесса в одной национальной литература в контексте представлений о движении мировой литературы, а понимании творчества отдельного писателя через выявление контекста национальное литературы. Обостряется ориентация на потребность современного литературоведения в широком комплексном исследовании субъективных факторов освоения действительности.

В значительной мере оти процессы находят свое начало а 60-70-х год:.х. 3 условиях относительной свободы остро ощутилось несоответствие между желаемым и действительностью. Именно тогда воаникает противостояние двух мощных потоков, приведшее к концу века к разрушению тоталитарных условий существования общества. С одной сторони достиглі апогея фантомы так называемого социа*» диетического образа яязни 9 его нивелированием личности, разру-<пением извечных нравственных понятие и этических норм. С другой вследствие относительной духовней свободы в жизни и искусстве начинаются процессы осмысления человеческой личности в непосредственной . свяаи с окружающим пиром.

Общество насилия и фальши, з котором единственными носителями затравленной правды были миллионы обманути, не давало оснований для радости и опчимиэма.. Понжая это, именно писатели шестидесятых годов пытаются по мере возможности пере а кг,вотировать внимание с. офчциезнгтх обиих идей на нелегкие услоьиі: глзіга простого чело'века-тружоника. Без всестороннего ос:, деления развития украинской прозы 60-70-х годов, цены моральной и творческой, ."которую заплатили И. Чендей за книгу "Березовый снег? Е. Гуцало за повесть "Мертвая зона", В. Лрозд зя роман "Катастрофа", Р. Иванычук за роман "Мальвы" Гркгир Тютпммі., Валерий Шевчук, И. Драч, В. Кордун к другие писали, w л.» смомеи реально оценить и сегодняшнюю творчеспуп ситу: *ции и

не оценим С кадлзжащэй полнотой разритие украинской литературы вообще" .

Выше указанные'факторы в значительной мере определили объект исследоЕэния. 11м является малая проза Григора Тютюнника и Василия Шукшина. Независимо друг от друга они избрали творческим ориентиром прагду о нелегкой жизни человека, писали и жили в согласии с совестью. Критика давно сравнивает их в русле привычной традиции влияния, называя Грнгора Тютюнника украинским Шукшиным. Более глубокое сопостаачение / на социально-психологических, эстетических уровнях/ позволяет выдвинусь гипотезу о поверхностности таких оценок, об отличии творческого стиля писателей, глубокой национальной осно--ве талантов, инвар, антносту художественного осмаслеїшя жизни, богатстве осмысления кизненных конфликтов, полнота и разнообразии образов и ситуаций.

Цель и задачи диссертационного исследования состоят в том, чтобы определить:

сходство концепций мира и человека, возникшее не уровне идеологии, мировоззрения и в большой мере определившее близость художественных моделей мира писателей;

единство пафоса и эмоционального звучания, которое зависит от личностей художников слова, особенностей психики, темпера-манта, таланта;

связь на уровне образных систем, художественных структур произведений;

своеобразие художественной интерпретации проблемы морального конфликта Грмгором Гютшииксм и Засилием Шукшиным.

В таком аспекте творчество Грнгора Тютюнника и Василия Шукшина рассматривается впервые, что дает основание говорить^ но в и з н е данного исследования.

Материалом диссертационного исследования являются рассказы Грнгора Тютюнника и Василия Шукшина, глазкья тема которых -деформация -личности в несоотватствухаяих нравственным нормам общественных условиях. В них писатели фиксируют разнообразные проявления утраты человеком собственного достоинства, когда

І.Пригорницький Юрій. Слуя'Нгія і при служу вання//Авторитет: література і критика в час перебудови. -К., 1989, -С. 10.

-' 4 - явданмэ материального комфорта становится сильнее моральных устоев.- Внимание писателей привлекают ситуации, в которых лично-з сть под влиянием создаваемых и распрострашіемьк коллективных мифов утрачивает самостоятельное мышление, суверенитет в виборе. В рассказах ярко звучит мотив духовного насилия, тотальной манипуляции человеческой личностью. Писатели отражают мир в контексте бытия, а не исторических событий, пусть дале и значительных, подгсімают вопроси "вечные" - о смысле человеческого бытия, об отноиениях индивидуума с миром, человечеством,историей. Методологической основой исследования является принцип ис-торизма, который сложился в теоретико-литературных концепциях ьедгтацихся представителей научно-зстетическрй мысли XX века.

В диссертации широке использованы литературно-критические работы украинских, русских ученых, исследования литературоведов; различные типы подходов, аналитических процедур при анализа художественного произведения.

; Гарантом нахождения истины была единая современная методологическая система целостного критического анализа, которая ;.' кз монистической основе историзма вмещает в себя традиционные . и юше, рациональные и интуитивные, точные и гуманитарные, яи-терпретационные и оценочные подходы.

В реферированном исследовании используются историко-гене-гичоеккй» сравнительно-исторический, типологический методы анализа литературных явлений

Раскрывал связи творчества Григора Тютюнника и Василия Шукшина с жизнью соответствующей эпохи, историко-гекетическое '-.изучение дело возмокнесть показать движение литературы, сиену одних 'явлений другими, их взаимодействие и внутреннюю противоречивость, идейные и эстетические искания, историческую наслед-стззкность литературного развитие.

Сравнительно-исторический метод способствовал более глубокому изучении отношений между представительмн двух братских -литератур, которые проявились во влияниях и заимствованиях ц освещении ими обусловленной общности.

,'.-;' Не игнорируя. описанием факторов сугубо внешнего харяк-'sepd, различных форм связи между разнонационалыцг«1 писател"-' ми, в диссертационном исследовании обособляются тз творческий* контакты, которые стали фактором роста литератур, их

- 5 - ' идейного, худогестленггого обогащен ;я. При этом существенным является не только уяснение того,'"как литературные связи, усвоение художественного опыта другого ьарода входят з гфоцесс исторического развития той или другой-национальной литературы,'а и анализ тех особенностей ..ітого процесса, которые обуславливают характер ее межнациональных контактов."

Теоретическое и практическое значение работы определяется ее актуальностью и новизной. Диссертация способствует выявлению существенных моментов развития украинской и русской малой прозы 70-х годов, более глубокому изучению особенностей и закономерно-сї'Єй этого процесса.

Материалы исследования могут быть использованы. при чтении ;',. курса истории украинской, русской литературы, литературы наро.^ дэв СССР в средней и высшей школе; при разработке спецкурсов и спецсеминаров; создании учебников и пособий для учителей и сту-денгоз-филологов; при написании курсовых к дипломных работ. -;;

Апробация работы. Основные положения работы и результаты- -.;';_ исследования сообщались в выступлениях и докладах на итоговых ?: :-: научных конференциях профессорско-преподавательского состава ; Тернопольского пединститута им. Я. Галана /1988,1989,1990/, на ^ республиканской научной конференции молодых ученых в.Институте /; литературы им. Т.Г. Шевченко АН УССР---/1933/,і -накауцно-практи-,. ческой конференции "Воплощение--результатов исследований молодых .' . ученых в реализацию реформы средней и перестройки высшей; школы"::. /Кировоград, 1988/, на иеждународкой конференции, посвященной ": ." ИО.-летиго со дня ровдения В. Гнатвкэ. /Тернополі), І99І/. "'>..

Отдельше разделы и вся диссертация обсуадались на 'заседе-' киях кафедры украинской лйтературН/'І&езскогр-'греийрственногА''/./-.:'-.' педагогического института им,: М. Драгоманова. : ///-^:-'-л'-::'

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в-
7 публикациях, исходные данные. которых представлены в конце ;..;
автореферата."' -;'-;'..-*' ''-'-Г'

Структура работы.' Диссертация состоит из -введения," двух : : '
разделов, выводов и библиографии. :-. '/^-^ .w.:-