Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера) Диамбекова Зарема Аликовна

Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера)
<
Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера) Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера) Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера) Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера) Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера) Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера) Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера) Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера) Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Диамбекова Зарема Аликовна. Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера) : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Нальчик, 2006.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1341

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-биографические детерминанты, определившие характер творчества И.В. Джанаева (Нигера) 12

Глава 2. Ценностные ориентации поэзии И.В. Джанаева (Нигера) 34

2.1. Историко-хронологический и теоретический аспекты изучения ценностных ориентации 34

2.2. Трансформация ценностных ориентации в лирике И.В. Джанаева (Нигера) 49

Глава 3. Идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера)... 83

3.1. Гражданская лирика поэта 83

3.2. Любовная лирика поэта 105

3.3. Пейзажная лирика 121

3.4. Критерии оценки гуманистической направленности лирики поэта 143

3.5. Характеристика идейной основы поэзии И. Джанаева 154

Заключение 167

Библиография 172

Введение к работе

Осетинский советский поэт и литературовед Иван Васильевич Джанаев (Нигер) [21.10 (2.11). 1896 - 3.05.1947] является талантливым продолжателем литературных традиций К.Л. Хетагурова (1859-1906). Свою жизнь и творчество, связанные с советским периодом отечественной истории, когда стихи, в основном, были насыщены пафосом революционной борьбы и социалистического строительства, И.В. Джанаев (Нигер) посвятил обогащению осетинской поэзии новыми формами и содержанием, больше обращенным к истории и традициям Осетии.

Исследователи осетинской литературы (Х.Н. Ардасенов, Д.А. Гиреев, Г.З. Калоев, СТ. Марзоев, Р.К. Тедеев и др.) считают, что до XX века в жанрах лирической поэзии и вообще малых форм осетинскими поэтами об историческом прошлом своего народа, своей страны было написано мало произведений. Тематика старины была излюбленным предметом изображения обычаев и быта горцев в поэмах, стихотворных драмах, сказаниях и песнях. В прозе появлялись немногочисленные литературные записи преданий о героической, полной отваги и мужества жизни старой Осетии.

После октября 1917 г. некоторые поэты полагали, что раз свергли царя, прогнали его наместников, система управления перешла в руки пролетариата, то старый мир моментально и бесследно должен кануть в вечность, а триумфальное шествие революции не должно знать ни малейших задержек, даже тактических уступок. Тем не менее и темы, и образы, и настроения поэтов-лириков не были лишены прочной связи с прошлым, которая осуществлялась по-разному, соответственно с миропониманием и характером художественных принципов, которых придерживались осетинские поэты в начале прошлого века. Бытовые отношения в ауле, нравственные проблемы, социальные отношения - вот в самых общих чертах круг задач, решаемых ими. Они обращаются к жанру лирического стихотворения - монолога или исповеди, экспрессивного рассказа в очень небольшом объеме с резко выраженным отношением автора

к описываемому событию, медитации и аллегории высокого гражданского звучания, песенного текста, предназначенного для хорового исполнения. Особое место в осетинской поэзии тех лет занимает пейзаж. Многие нравственно-бытовые вопросы поэты освещают не без активной роли деталей одного пейзажа, выступающего то в качестве необходимого фона, то средством раскрытия интересующей поэта жизненной проблемы.

Давая подобную характеристику основным направлениям становления осетинской советской поэзии, ее исследователи не последнее место отводят духовной жизни общества того времени как объекту поэтического отражения.

Но с тех пор многое изменилось. Неоднократно наше отечество проходило испытание различными социально-политическими катаклизмами. В условиях же современных радикальных преобразований, происходящих в российском обществе, все больше утверждается в качестве приоритетной гуманистическая парадигма его развития, а трансформации в сфере культуры рассматриваются как базисные в этом процессе.

В советский период в нашей стране категории «культура» и «гуманизм» отождествлялись, а идея гуманизации процесса развития общества освещалась, как правило, в теоретическом аспекте, не следуя дальше тривиальных деклараций, не доходя до осмысления механизмов ее претворения в жизнь.

Изменения социальных условий в постсоветский период привели к тому, что отечественная культура, представлявшая ранее определенную совокупность произведений творческой интеллигенции и «культурных мероприятий», перестала решать насущные общественные задачи. Поэтому ныне проблема гуманизации приобретает особый смысл. Кроме того, бурно развивающийся научно-технический прогресс, к сожалению, не только не сопровождается адекватными переменами в жизни человека, а напротив, скорее приводит к девальвации духовных ценностей, обесценивает во многом общечеловеческие нравственные установки. Все это и актуализирует тему нравственно-духовного состояния общества.

Альтернативой расцвету технократии и дегуманизации человека является

новая «гуманистическая парадигма». Проблема эта относится к обществу в целом; более того - она имеет поистине глобальный характер. Свой особый вклад в ее решение призвана внести и современная культура. Обеспечение гуманизма цивилизации - это приоритетное направление, связанное с поисками новых институтов культуры, конкретных и многообразных путей решения проблемы. Однако здесь имеются и бесспорные успехи, и разочаровавшие неудачи.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами.

Во-первых, на сегодняшний день недостает научных разработок и практических рекомендаций по гуманизации многих сфер общественной жизни. Существует значительный разрыв между гуманистической мыслью и ее претворением в жизнь. Эта проблема, на наш взгляд, является проекцией общих политических и экономических проблем на макроуровне, приобретающих в настоящее время для нашего государства особенно острый, сфокусированный, а иногда и вопиющий характер.

Долгое время в нашей стране преобладало мнение о том, что в эпоху научно-технической революции, инновационных технологий, развития компьютеризации и информатизации во многом обесценивается роль человеческого фактора, ослабляется роль духовности, нравственных ценностей. Но данные рассуждения оказались бесперспективными и постепенно стали расходиться с тенденциями общественной эволюции. Стало очевидным, что достигнутый уровень и темпы технического развития не только не принижали значение всестороннего раскрытия способностей человека, а напротив, совершенно четко и однозначно переносили акцент на стимулирование духовной культуры современных специалистов. Оказалось, что истоки творчества, исследовательской мысли, чувства нового в любой области знания все-таки заложены в общечеловеческой культуре, нашей психологии и обогащаются за счет духовно-нравственных принципов, которые, прежде всего, формируются в процессе приобщения человека к литературе.

Во-вторых, как указывает Н. Джусойты, современное поколение не сказало еще свое слово о том, какое наследство оставил нам И.В. Джанаев (Нигер).

В-третьих, в материалах научно-практических конференций, монографиях,

6 очерках, статьях, посвященных творчеству И.В. Джанаева (Нигера), не проводится комплексный анализ его поэзии с целью выделения идейной основы его лирики в отдельную проблематику.

В данной работе впервые предпринята попытка обобщить творчество И.В. Джанаева (Нигера) и проанализировать его сквозь призму концепции гуманизации общества во имя использования литературного наследия поэта как духовной базы для гражданской инициативы и созидания.

Постановка проблемы гуманизации общества как составляющей всего комплекса социальных отношений продиктована не столько теоретическими соображениями, сколько стремлением высказать свои суждения по затронутым вопросам, помочь наметить приоритетные задачи в сфере культурной жизни, области образования, в молодежной политике, в духовно-культурном воспитании граждан нашей страны. В этом аспекте трудно переоценить значимость гуманистической основы лирики И.В. Джанаева (Нигера).

Степень разработанности проблемы. Наиболее важное значение для изучения творчества И.В. Джанаева (Нигера) имеют исследования X. Ардасенова, Т. Бесаты, А. Газдаровой, Д. Гиреева, Ш. Джикаева, Н. Джусойты, Х-М. Дзуцца-ти, В. Загиева, Г. Калоева, С. Косирати, Д. Мамсурова, С. Марзоева, Р. Тедеты, А. Тибилова и др.

В «Известиях» научно-исследовательских институтов и трудах педагогических вузов Северной и Южной Осетии, в материалах региональных научных конференций также опубликованы исследования произведений И.В. Джанаева (Нигера) и отдельные разработки по историко-теоретическим вопросам осетинской поэзии и проблеме становления некоторых жанров.

В последнее десятилетие по исследуемой проблематике появился ряд работ (Ш. Джикаев, Р. Кантемирова, Б. Хозиев, Г. Плиев, И. Хозиева и др.), представляющих определенный научный интерес.

Однако до сих пор проблема гуманизма в лирике И.В. Джанаева (Нигера) особого внимания отечественных исследователей его творчества не привлекала. Даже в серьезных монографических публикациях ее рассматривали бегло, т.е.

«периферийным взглядом». «Гуманизм» как понятие, характеризующее отдельные произведения И.В. Джанаева (Нигера), лишь «мимоходом» упоминается в трудах таких авторов, как Калоев Г.З., Ардасенов Х.Н., Гиреев Д.А., которые назвали его поэму «Слово красноармейца» («Сырхазфсазддон дзурдзжн») примером активной проповеди, а автора - поэтом социалистического гуманизма [26]; Тедеты Р.К., который характеризует стихотворение «Цжр!..» отличным доказательством верности И.В. Джанаева (Нигера) гуманистическим традициям Коста Хетагурова [93]; Джикаев III., который рассматривает «человечность» произведений поэта сквозь призму эстетики его творчества [17]; Марзоев СТ., который показывает, что герои И.В. Джанаева (Нигера) являются носителями новой морали, новых человеческих отношений [36].

Таким образом, отсутствие анализа такой общей идейной основы творчества поэта как гуманизм, как понятия, характеризующего характер его произведений, в работах перечисленных авторов, определило проблему исследования: восприятие лирики поэта для выявления ее идейной основы.

Цель исследования: проанализировать лирику И.В. Джанаева (Нигера) сквозь призму концепции гуманизации для выявления возможности использования литературного наследия поэта для утверждения в обществе необходимых нравственных ценностей.

Основные задачи исследования:

  1. Охарактеризовать социально-политические условия и историко-литературный фон творческого становления И.В. Джанаева (Нигера) как поэта.

  2. Провести идейно-содержательный анализ творчества поэта.

  3. Выявить критерии для определения идейной основы творчества И.В. Джанаева.

  4. Определить идейную основу лирики поэта.

  5. Проанализировать средства выражения идейной основы в произведениях поэта.

Объектом исследования является поэзия И.В. Джанаева (Нигера) и анализ его творчества различными авторами.

Предмет исследования: идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера).

Гипотеза исследования: ведущей идейной основой лирики И.В. Джанаева является гуманизм.

Теоретическую значимость исследования определяет динамичное развитие науки, научно-теоретический уровень опубликованных работ, широкий круг исследовательских проблем, степень освоения методологической и общетеоретической базы. По замыслу автора, работа должна дополнить имеющийся весьма небольшой опыт анализа идейной основы поэзии И.В. Джанаева (Нигера), обогатить практику общественно-литературной деятельности новыми подходами к разработке научно-обоснованных рекомендаций по развитию духовности членов нашего общества.

Практическая значимость работы состоит в рассмотрении комплекса условий, обеспечивающих возможность использования гуманизма как идейной основы поэтической лирики. Разработанные и апробированные в данном исследовании методы позволяют проводить комплексный анализ деятельности творческой интеллигенции, расширить познание культурно-исторического прогресса, критически проанализировать и переосмыслить сложившиеся представления и оценки, имеющие значение для использования всего воспитательного арсенала граждан. Разработка данной темы способствует созданию концепции, которая позволит обеспечить более плодотворный подход к изучению проблем литературы в целом, сыграть положительную роль в улучшении качества историко-литературных исследований.

Научная новизна исследования:

  1. Идейная основа творчества поэта связана с трансформациями его жизненных ценностей.

  2. Проведен идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера).

  3. Выявлены основные характерные черты лирики поэта.

  1. Определена идейная основа лирики И.В. Джанаева и дана ее характеристика.

  2. Сформулированы основные составляющие, посредством которых осуществляется имплементация гуманизма в творчество поэта.

Методологической и общетеоретической базой исследования являются известные научные положения теории литературы; источники, факты, документы, отражающие особенности творчества И.В. Джанаева (Нигера); материалы с экспертными оценками писателей, литературоведов и политологов, опубликованные в периодической печати; обзоры литературы о творчестве поэта (X. Ар-дасенов, Т. Бесаев, 3. Джанаева, Ш. Джикаев, В. Загиев, Г. Калоев, С. Марзоев, Р. Тедеев и др.).

Методы исследования. В процессе работы над темой мы руководствовались основными принципами историзма, объективности, научности. Характер определенных в работе задач вызвал необходимость применения и других многообразных методов исследования. Наряду с общенаучными методами исследования, автором использовались: проблемно-хронологический, периодизации, актуализации и параллелей.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Жизненные ценности И.В. Джанаева изменялись как во времени, так и в социальном пространстве и определяли его жизненный путь на достаточно длительных отрезках биографии, обозначив наиболее значимый детерминант линии его бытия, нашедший выражение в его творчестве.

  2. Трансформации ценностных ориентации И.В. Джанаева обуславливают следующие основные характерологические черты его лирики: любовь к Родине, борьба за лучшее будущее Отчизны, стремление к свободе, надежда на будущее в сопоставлении с прошлым, патриотизм, сострадание к человеку труда, тревога за свой народ и забота о нем, любовь к несправедливо обиженным и бедным, милосердие к людям, социальная уверенность в приближении новой, светлой жизни, идеалы высшей любви и человечности, способы обретения счастья и ряд других.

3. Основными критериями оценки идейной основы лирики И.В. Джанаева
(Нигера) являются:

- патриотизм, как любовь к Родине, преданность своему отечеству; борь
ба за лучшее будущее своего народа;

гражданская ответственность, выполнение принятых (возложенных) обязанностей перед обществом;

уважительное отношение к людям, почтительное отношение, основанное на признании общечеловеческих ценностей;

альтруизм, готовность бескорыстно действовать на благо других;

справедливость, беспристрастное действие в соответствии с истиной;

сострадание, сочувствие, вызванное несчастьем, горем, проблемами и пр.;

стремление к новому при уважении к настоящему и прошлому, настойчивое желание совершенствования на основе достигнутого опыта;

отрицание насилия, эксплуатации, несправедливости, эгоизма и пр., отвержение всякого зла, приносящего ущерб в широком понимании.

  1. Доминирующей идейной основой лирики И.В. Джанаева является гуманизм, как совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

  2. Основными составляющими имплементации гуманизма в творчество поэта являются духовное служение людям; эстетическое воздействие на людей; философский поиск путей победы добра над злом и торжества социальной справедливости.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертации, ее теоретические подходы были изложены в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях. Выводы исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий гуманитарных факультетов Северо-Осетинс-кого государственного университета.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Историко-биографические детерминанты, определившие характер творчества И.В. Джанаева (Нигера)» исследуется обусловленность творчества поэта с точки зрения принятого в науке соотношения личностного аспекта с биографией поэта, а также процессуального аспекта - с историческими условиями, в которых шло становление и развитие Нигера как писателя, и всей национальной культуры в период его жизни. Во второй главе «Ценностные ориентации поэзии И.В. Джанаева (Нигера)» исследуются историко-хронологический и теоретический аспекты изучения ценностных ориентации. В третьей главе «Идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера)» проводится анализ гражданской, любовной и пейзажной лирики поэта.

В заключении приводятся выводы по результатам исследования.

Историко-хронологический и теоретический аспекты изучения ценностных ориентации

Первые представления современных общечеловеческих ценностей сложились, если не говорить о более давних временах, на базе общегуманистических идей в Европе, которым была придана либерально-индивидуалистическая трактовка, но сама концепция ценностей стала разрабатываться позже, в первую очередь в немецкой литературе в конце XIX -начале XX веков.

Если дать краткий исторический обзор начального этапа процесса формирования понятия ценностные ориентации, то следует отметить, что сначала речь шла "просто" о ценностях (определение "общечеловеческие" было им придано позже). Под ценностями понимались априорные принципы человеческой деятельности, имеющие всеобщую значимость. Они использовались в связи с отбором и обобщением исторических фактов (в основном на философско-социологической основе) в исследованиях В. Вильденбанда и Г. Риккарта, с чьими именами обычно и связывается постановка этой проблемы в науке. Переход к выделению и анализу ценностей был намечен в работах М. Шелера, который составил градацию ценностей (чувственные, гражданские, культурные, религиозные), М. Вебера, основное внимание уделявшего уже социальным ценностям, и более определенно обозначился у предтечи идеологии фашизма О. Шпенглера. Последний утверждал, что каждая цивилизация создает свои ценности. Особое внимание социальным ценностям в XX веке уделяли австромарксисты М. Адлер, К Ренпер, американец Дж. Дьюи, испанец X. Ортега-и-Гассет, француз Э. Мунье. Австромарксисты к числу социальных ценностей относили справедливость, свободу, равенство, заявляя, что человек - всегда цель, а не средство. Дж. Дьюи связывал ценности и с их практической полезностью для общества и относил к ним демократию и свободу. X. Ортега -и- Гассет особенно настаивал на индивидуальности. Э. Мунье, напротив, выступал за коллективизм. Свою иерархию общественных ценностей предложил К. Поппер. Он отдавал предпочтение свободе перед справедливостью, считая, что это можно осуществить в "открытом обществе", принципиально отличном от социалистического тоталитаризма. Известный американский современный философ Дж. Роле, напротив, утверждает, что справедливость - первая необходимость для социальных институтов, а другой современный американский автор Р. Нозик считает, что абсолютной ценностью является "минимальное государство", созданное для защиты людей и не вмешивающееся в процессы естественного развития общества.

Активно разрабатывали эту проблему марксисты, противопоставляя идеи прав человека, свободы, демократии теории и практике тоталитарного социализма. В основном в связи с их работами и утвердилось название "общечеловеческие ценности". Какого-то общего перечня этих ценностей не составлялось (почти каждый автор толковал их по-своему), но в исследованиях обычно упоминаются права человека, демократия, свобода, равенство, разделение властей, местное самоуправление, иногда - конституционализм, политический и идеологический плюрализм, все чаще называют социальную солидарность и социальную справедливость. Нередко фигурируют конкретные ценности, например, для некоторых стран это федерализм, для других — парламентаризм, для третьих - свободные выборы.

Из этого перечня видно, что, как правило, общечеловеческие ценности имеют характер принципов, сформулированных на уровне высокой степени обобщения.

В современной научной литературе доминирующие ценностные представления называются ценностными ориентациями.

Ориентация ценностная (англ. - orientation value; нем. - wertorientierung; франц. - orientation de vaieur) - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение [52: 350].

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентации образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности [32: 389].

Ориентации ценностной личности - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Ориентации ценностной личности - продукт социализации индивидов, т.е. освоение общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам данных социальных общностей. Ориентации ценностной личности образуют высший уровень иерархии пред-расположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности и к поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора служат опорными критериями принятия жизненно важных решений.

Понятие «ориентации ценностной личности» было введено в 1920-е гг. в социологию У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ориентации ценностной личности в качестве социальной установки личности, регулирующей ее поведение.

Трансформация ценностных ориентации в лирике И.В. Джанаева (Нигера)

Анализ сущностных аспектов категории «ценностные ориентации», проведенный выше, позволяет определить наиболее значимые ценности в произведениях И.В. Джанаева (Нигера) непосредственно в самом творчестве поэта, а также те, на которые было обращено внимание его критиками, биографами и другими авторами, изучавшими творческое наследие поэта.

Среди исследований лирики поэта (Н. Джусойты, X. Ардасенов, Ш. Джикаев, Р. Кантемирова, Б. Хозиев, Г. Плиев, А. Газдарова и др.) есть немало работ, в которых изучаются проблемы, мотивы, интересы, заботы и другие детерминанты творчества поэта, показывается их динамика в процессе его жизни.

Вместе с тем существуют и достаточно однозначные оценки деятельности поэта. Так, например, Р. Кантемирова указывает на то, что Нигер посвятил свою жизнь лишь проблемам трудной доли горской бедноты [89:14-17].

А. Тибилов обращает внимание на неизменность ценностей творчества И.В. Джанаева. Так, например, разбирая достоинства и недостатки поэмы «Гыцци» («Мать» - 1934), автор указывает на «преобладание в ней мотивов прошлого, поскольку поэт еще полностью не проникся духом нового мира. Старую жизнь он изобразил достойным образом, в то время как новую действительность он рисует бледными красками, схематически. Это случается потому, что зачастую наши писатели не углубляются в процессы новой жизни, не разбираются в них» [60: 264-265].

В связи с этим можно, на наш взгляд, согласиться с мнением Р.К. Теде-ты, который указывал, что художественные просчеты поэта в области изображения нового мира должны мотивироваться еще и объективным отставанием и известной консервативностью художественного мышления, которое не всегда поспевает за временем, если только речь не идет о крупных писателях с самым передовым мировоззрением, чего при всем нашем желании мы не можем сказать о Нигере [93: 265]. Весьма своеобразную, по нашему мнению, динамику тематических трансформаций лирики Нигера приводит СТ. Марзоев [36: 11]. Автор считает, что народ и его судьба стали центральными художественными проблемами в творчестве И.В. Джанаева с самого начала его пути на поэтическом поприще. В его лирике, указывает СТ. Марзоев, рождается мотив бесправной человеческой личности, ищущей счастья и свободы, и мы солидарны с данной точкой зрения. Однако мы не согласны с мнением СТ. Марзоева о том, что И.В. Джанаев, будучи оторванным от рабочего движения, не имел благоприятных условий для выработки революционного мировоззрения и это, якобы, предопределило возникновение утопических по их социальной природе его иллюзий. По нашему мнению, то образование, которое получил Нигер в духовной семинарии, вполне «обеспечивало» возможность философского осмысления И.В. Джанаевым происходящих событий. СТ. Марзоев, в силу идеологических причин, в советский период не мог об этом говорить открыто.

После революции, - указывает СТ. Марзоев, - у Нигера намечается позитивный сдвиг в его исканиях. Взаимоотношения бедствующих горцев и их «спасителя» (в этом, как мы понимаем, смысле указывается на связь с религиозным образованием Нигера) его поэзия, по мнению СТ. Марзоева, становится более содержательной. Поэт, как указывает автор, переходит к конкретному изображению труда и трудовых будней, однако у него не хватает опыта и знаний, чтобы оценить наблюдаемое в свете задач строительства нового общества и неизбежности трудностей (здесь опять советские оценки СТ. Марзоева), в свете перспектив нарождающегося, хотя уже в стихотворениях «Осень», «Холодно у нас осенью» одним из ведущих мотивов было сильное желание видеть окружающий мир обновленным. В них чувствуется, однако, неясное видение нового, начала возрождения. В своих стихотворениях для этого он использует такой художественный прием, как передача личных переживаний посредством описания природы. Рисуя нерадостные осенние пейзажи, поэт противопоставляет им мечту увидеть весеннюю новь [36: 33]. В дальнейшем СТ. Марзоев с творческой фантазией представляет трансформации жизненных ориентации поэта, рисуя лирического героя И.В. Джа-наева (Нигера), наконец, проникнутого передовыми идеями, принесенными рабочими в горы вместе со свободой. Ощущение подавленности, закоснелость мировоззрения, как указывает автор, постепенно уступают место бодрому, ясному мироощущению. «Его неразвитое, патриархальное сознание порождало сонмы божеств, святых, внушавших ему болезненный страх и боязнь кары сверхъестественных существ за ослушание. Это сковывало его духовное развитие, обедняло его. Став борцом за переустройство общества, он становится и волевым, непримиримым богоборцем. Не к милости взывает он ныне, полемизируя с небожителями, не о ниспослании благ и не о пощаде молится он, не верой в их всемогущество дышит его страстная речь. Его сознание очищается от всего того наносного, реакционного, что укреплялось в нем веками и успело закостенеть, впитаться в кровь и плоть, отложиться на всем облике. Рождается могучий голос протестанта, богоборца, правдоискателя» [36: 38-39].

Не претендуя на оценку научности воззрений СТ. Марзоева, отметим лишь, что подобные комментарии обуславливались, на наш взгляд, лишь той обстановкой литературной среды и общества в целом, в которой они писались.

Более глубоко, по нашему мнению, проводит анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера) X. Ардасенов [71]. Автор отслеживает мотивы тревоги и раздумий, гнева и борьбы, поиски и экспериментаторство в творчестве поэта в 1913-1917 гг. (стихи «Мое имя», «Думы Осетин», «Бежать - я говорю себе», «Не знаю, как сложится жизнь» и др.). Автор отмечает, что И.В. Джана-ев уже в дореволюционные годы связал свою судьбу с судьбой трудящихся, встал на сторону народа и поет свободу, зовет к борьбе, рвется вперёд. Эти особенности, - отмечает X. Ардасенов, - говорили о прогрессивном характере поэзии Нигера и чем дальше, тем больше развивались.

Гражданская лирика поэта

Из теории литературы известно, что произведения гражданской лирики с особенной силой выражают высшую ступень общественного сознания, достигнутого в конкретный исторический период. Это художественный сгусток мыслей, чувств, страстей, общественных настроений определенного времени, выражение лучших, наиболее гуманных стремлений общества в борьбе за наиболее достойные условия его существования.

Исследуя поэзию И.В. Джанаева, следует подчеркнуть, что уже на первом этапе творчества И.В. Джанаева основу его произведений составила именно гражданская лирика. Так, в одном из первых своих стихотворений «Маг ном» («Мое имя», 1914 г.) поэт дает характеристику (одновременно звучащую как самохарактеристику) горца, от имени которого поэт говорит, интересы которого защищает, радость и горе которого разделяет как свои.

Лирический герой в данном произведении И.В. Джанаева бедности своей не стесняется, наоборот, он полон человеческого достоинства; в своей исповеди говорит, что он оскорбленный осетин, невзрачный, безродный. Нерадостным выглядит и его родной край - Иристон, отмеченный печатью бедности.

Часто и в других стихах начального периода творчества поэта мы чувствуем определенную «социальную неуверенность». Но не они определяли идейную сущность его поэзии. Она звала к борьбе за свободу, характерной чертой ее были любовь к народу, к исстрадавшейся родине.

Пройдет еще немного времени, и нарастающие революционные события вдохнут силы в поэзию И.В. Джанаева. В стихотворении «Вперед» его призыв к борьбе обретает уже более конкретное, действенное содержание: Проснись же, о, горец! Сегодня народ На суд беспощадный Алдара зовет [106: 24]. (Перевод Э. Левонтина).

С точки зрения исследования гражданской лирики И.В. Джанаева, интересен круг тем его поэзии. В 1914 году, находясь вдали от дома, тоскуя по родным местам, поэт воскрешает разносторонние картины горской жизни -он пишет стихотворение о первом дне сева, всегда торжественно отмечаемом в народе - «Фыццаг хуымы бон» («Первый день пахоты»). Здесь поднимается извечная проблема гражданской лирики И.В. Джанаева - любовь к Родине. Позже, в 1916 году он пишет стихотворение «Ліз хъусын наз Иры сагъазстаз» («Я слышу стон Осетии»), которое проникнуто нежным сыновним чувством к родной земле. Читая эти стихотворения, убеждаешься, какая глубокая, неподдельная искренность руководит поэтом. И не возникает сомнений в том, что «ирон царды гегъдау», жизнь и устремления горца поэт знает и чувствует своим сердцем. В стихотворении «Ліз хъусын наз Иры сагъазстаз» («Я слышу стоны Осетии») проложена своего рода параллель между бедняком и его притеснителем, против которого, как считает Нигер, надо бороться, и поэта не покидает надежда: - «чысыл ма наз хъазуы...» («ещё немного осталось»). Ритм стиха четкий, энергичный, напоминающий песню-марш.

Другое стихотворение И.В. Джанаева «Хазсты быдыры» («На поле брани», 16) - образец, на наш взгляд, «высокой» гражданской лирики; поэт провозглашает: «Цагъайраг базстаг, рабыр азназ мыггаг» («Житель рабской страны, вылазь, безродный»). Но героя произведения забирают воевать, и в одном из боев он смертельно ранен. Солдат знает, что Родины ему больше не увидеть никогда, потому и прощается с ней. Предсмертный монолог героя построен целиком на образности осетинских народных причитаний. В строе предложений, их ритмике, - везде угадывается особая манера, в лексике -слова, уместные не в обычном разговоре, а в беседах и размышлениях о вечных непреходящих проблемах жизни и смерти.

Во всех словах героя произведения важную композиционную роль иг рают обращения - к стихиям природы, к родным, это усиливает трагизм положения. Юноша, прежде всего, вспоминает Родину - прощай, Ирыстон! -потом - мать. Родина в этот предсмертный час ассоциируется в его сознании со стремительными реками. Мучимый смертельной жаждой, юноша вдруг увидел пенящиеся потоки: прощай, Иристон, не увижу тебя больше, не напьюсь больше из твоих бегущих вод - пишет Нигер.

Те же мотивы звучат и в стихотворении «На поле брани», где говорится о судьбе молодого горца, погибшего на войне.

Даже в стихах со столь лирическими названиями, как «Дзылы» («Чиж»), «Уалдзгег» («Весна», 1916) Нигер верен правде жизни. Она ни на миг не отпускает его от себя. Однако поэт и не собирается от нее отдаляться. В большинстве его ранних произведений ярко заметна афористичность нигеровской строки, отчего строки-изречения западают в память: Нге уалдзазг - мгегуыры ргевдаугег! или ...Хуыскъгелгей йге угелдзейттге уадзы (йге нартон кусазрттаг ыснард ис!).

Эта образность языка одинаково отличает и социальные картины, и человеческие характеры, создаваемые поэтом. Она - отличительная черта всей поэзии И.В. Джанаева. Например, стихотворение «Дзылы» («Чиж»,191б) -это своего рода иносказание, мораль, обращенная к молодежи, бездействующей в тяжелое для Родины время. Но помимо совершенно точного адреса - к уму молодежи, стихотворение, по нашему мнению, несет в себе огромный поэтический заряд и невольно пленяет сердце. Оно динамично и исключительно музыкально.

Любовная лирика поэта

Познать, охватить, воспринять сердцем и умом сущность любовной лирики И.В. Джанаева может только человек с тонкой организацией чувств, с богатым собственным внутренним миром, человек, душа которого, по образному выражению, не перестает трудиться, чтобы постичь и преобразовать себя, окружение, весь мир. Душа обязана трудиться над воспитанием культуры чувств, чтобы человек не только стал Человеком, но и был им, оставался бы им в любых условиях, в любых коллизиях нашего быстро меняющегося мира.

«Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей», - писал русский педагог К.Д. Ушинский [118:72].

Бесценный талант дарован человеку его «лабораторией эмоций»: любить раньше, чем понимать, понимать раньше, чем узнавать...

Для поэта же наибольшие возможности обрести гармонию и счастье представляет, конечно, любовь. Но любовь - не средство исцеления от мук души, ищущей в этом мире справедливости. Анализ лирики И.В. Джанаева позволяет нам сделать вывод, что для него выдвигается еще одно основание несостоятельности любви как основного содержания жизни - ее недостаточность при том деятельном, активном отношении к жизни, какое является определяющим для поэта.

Любовная лирика была, на наш взгляд, «ахиллесовой пятой» осетинской поэзии вплоть до предвоенных лет. Произведения И.В. Джанаева, посвященные теме любви, как считается, «страдают» отсутствием в них элементов интимности, сокровенности, так необходимых в любовной лирике.

Многие почему-то видят проявление (выражение) любви, своего сокровенного, тайного только в показе близких отношений между мужчиной и жен щиной. Однако, прежде всего, понятие «интимный» трактуется как «глубоко личный, сокровенный; связанный чувством симпатии, близкий, дружественный» [49:199].

Если подходить с данной позиции ко всем поэтическим произведениям И.В. Джанаева [110-112], то примерно половина из них соотносится с любовной лирикой, направленность которой имеет ряд характерологических особенностей.

Первая особенность проявляется в том, что И.В. Джанаев рассматривает любовь, как драгоценный камень, который имеет много граней. И если лирика И.В. Джанаева «грешит» отсутствием интимности «не в первостепенном» значении этого слова, то она с лихвой восполняет этот пробел другим - воспеванием идеала высшей любви и человечности - сострадания -чувствам и эмоциям более глубоко личным, сокровенным. Служению этим идеалам посвятил свою жизнь поэт, в этой тональности настроил он свою лиру.

Воспитание эмоций - важнейшее средство становления человека, регулятор социального опыта людей, чувства патриотизма, интернационализма - эту основу нравственности нельзя воспитать в человеке бесчувственном, а только в способном любить жизнь, природу, красоту, защищать прекрасное и беззащитное.

Воспитание эмоций - это воспитание человека. Эмоции, страсти, порывы души, которые определяют характер творчества И.В. Джанаева, направляют по сути дела и всю его жизнь, всякую его писательскую активность.

Одна из «продуктивных» эмоций, ставшей девизом И.В. Джанаева на всю жизнь - сопереживание, сострадание, соучастие. И произведения, пронизанные этими чувствами, показывают нам, как глубока социальная природа души поэта. Самые «похвальные правила» бессильны что-либо изменить, по утверждению Шиллера, если человек лишен способности «делать своими чужие чувства».

Вот эта спасительная способность «делать своими чужие чувства» и воспитала И.В. Джанаева человеком, не способным на дурные поступки, то есть те, что способны причинить боль, обиду, разочарование и просто неудобства другому. Именно ощущение, что от твоего поведения, слова и чувства зависит настроение, а, может, и здоровье, самочувствие других людей, сознание взаимосвязи своей с обществом становится «пружиной действия» в творческой жизни И.В. Джанаева.

Не умел И.В. Джанаев петь серенады, когда его народ, и, самое главное - женщины, дети, мать - страдают от непосильного труда, от голода и болезней. Не позволяла ему делать этого его совесть. Совесть - это сложное психическое образование, характеризующее способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и проводить самооценку собственных поступков. Совесть содержит в себе такие существенные стороны как: морально-этический идеал, оценку собственной деятельности и моральные чувства, возникающие от совпадения или несовпадения поступка с идеалом. У И.В. Джанаева благодаря развитию совести проявляется способность испытывать особое удовлетворение в форме эмоциональной реакции оттого, что он действует «по совести» или, наоборот, испытывает внутреннюю неудовлетворенность по поводу некоторых своих действий, идущих в разрез с личным идеалом, испытывает чувство вины, которое зачастую сопровождается неприятной эмоциональной реакцией («... Бежать, бежать ...» и т.п.).