Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная интерпретация нравственных проблем в современной литературе Мордовии : На материале русскоязычной прозы 80-90-х годов Снитко, Ольга Ивановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Снитко, Ольга Ивановна. Художественная интерпретация нравственных проблем в современной литературе Мордовии : На материале русскоязычной прозы 80-90-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Саранск, 1998.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 98-10/390-2

Введение к работе

Актуальность работы определяется необходимостью разностороннего исследования на новой методологической основе этических проблем в современной русскоязычной прозе Мордовии, которая столкнулась в переходный период с принципиально иными социально-нравственными основами жизни.

Смелое вторжение в реалии сегодняшнего бытия предполагает со стороны писателей художественнее отражение всех аспектов нового социального передела, случившегося в стране на пороге XXI века. В непосредственной художественной практике русскоязычная проза Мордовии разрабатывает характерные для переходных периодов многослойные пласты жизни, населенной множеством стронутых с прежних мест людей, потерявших привычную социальную, профессиональную, культурную, нравственную ориентации.

В сегодняшнем писательском поиске по-иному начинает смотреться проблема общечеловеческого идеала: здесь уже проглядывается преодоление дуалистского (классового) видения мира в социальном плане, а в художественном — отход от традиционной формулы противостояния сугубо положительных и отрицательных героев. В соотнесенности настоящего с минувшим важным становится поиск упущенных возможностей в прошлом бытии, в рамках которого обозначается, например, художественный пересмотр многих «незыблемых» ценностей давних исторических событий — коллективизации и индустриализации, гражданской и Отечественной войн.

Это разноплановое влияние переходного социума на художественное мышление с постановкой нетрадиционных задач перед литературой Мордовии определило предмет исследования — новые писательские подходы к показу особенностей современного периода, новая методика художественного осмысления процесса формирования нравственного сознания, отвечающего велениям времени.

Целью исследования является многоаспектный анализ нравственных тенденций на пересечении социального и эстетического векторов в русскоязычной прозе Мордовии в контексте переходного периода развития общества. В связи с этим выдвинуты следующие задачи:

- определить место этических начал в системе эстетических координат со
временного литературного процесса Мордовии с учетом сегодняшних со
циально-культурных реалий;

- проследить эволюцию новых литературных героев в этико
эстетическом контексте;

выявить художественный образ переходного периода, изучить методы отображения правды жизни в современной литературе;

раскрыть трансформацию художественно-изобразительных средств в русскоязычной прозе Мордовии в связи с расширением возможностей нравственного выбора;

показать творческую индивидуальность современных писателен Мор-, довии, исследующих проблемы быстро меняющейся действительности во всех ее измерениях.

Новизна исследования состоит в том, что в ней впервые в мордовском литературоведении анализируется процесс художественного познания переходного периода в жизни нашего общества в контексте русскоязычной прозы национальной республики с акцентом на этико-эстетические аспекты. На основе общих принципов морали — как предтечи прекрасного — выводятся этические начала в системе эстетических координат художественной литературы, занятой поиском принципиально иных социально-нравственных ориентиров: отход от формулы классового противостояния, поиск упущенных нравственных возможностей в прошлой жизни, модификация дилеммы долга и чувства в столкновении коллективистских и индивидуалистских устремлений человека. Определение многосторонних взаимосвязей «переходный период — переходная литература» позволяет вывести в схематическом виде художественный образ постсоветского времени.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили:

- труды отечественных и зарубежных ученых, мыслителей, специалистов,
раскрывающие теорию и практику взаимодействия этики и эстетики в ду
ховной практике человека, — В. Белинского, Н. Добролюбова, П. Буало,
Г. Лессинга, Н. Чернышевского, Ш. Сент-Бева, Г. Плеханова, М. Кагана,
В. Кожинова и др.;

- работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, иссле
дующие проблемы поэтики (содержание, форма, язык, стиль, образ) худо
жественной литературы как особого вида искусства, отражающего быстро
меняющуюся действительность, — М. Бахтина, Л. Аннинского, А. Бушми-
на, Г. Гуковского, Ч. Гусейнова, В. Жирмунского, Ю. Тынянова, В.
Шкловского, В. Эйхенбаума, И. Гете, А. Шлегеля и др.;

- труды мордовских литературоведов, рассматривающие становление и развитие художественной прозы в регионе, в том числе в русскоязычном варианте, и отмечающие ее этико-эстетические особенности, — А. Алеш-кина, П. Бардина, А. Брыжипского, В. Горбунова, Г. Горбунова, II. Зиновьева, М. Имярекова, С. Конкина, В. Макушкина, Е. Чернова и др.;

- публикации современных критиков и литературоведов Мордовии в журналах «Мокша», «Сятко», «Странник», «Вестник Мордовского университета», характеризующие текущий литературный процесс.

Эмпирическую основу диссертации составили художественные произведения различных прозаических жанров (роман, повесть, рассказ, новелла и т. д.), написанные как русскими, так и национальными писателями,, использующими язык межнационального общения: К. Абрамовым, Ф. Анд-' риановым, Г. Балабаевым, А. Громыхиным, В. Еремкиным, В. Кижняевым, А. Кнреевым, А. Косенковьш, В. Косыркиным, В. Мишаниной, Г. Петелиным, В. Петрухиным, Г. Пинясовым, А. Соболевским, А. Цапко и другими. Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр русской и зарубежной литератур и финно-угорских литератур Мордовского госуниверситета имени Н. П. Огарева.

По итогам и результатам исследований автором сделаны доклады, сообщения на научно-практических конференциях в Мордовском государственном университете (Саранск, декабрь 1995 г., декабрь 1996 г.) и в Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевье-ва (Саранск, март 1997 г.). По теме исследования опубликованы три статьи в журналах: «Вестник Мордовского университета» (1996 г.), «Сятко» (1997 г.), а также в межвузовском сборнике научных работ «История, образование и культура пародов Среднего Поволжья» (Саранск, 1997 г.).

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что-в нем выявлены и определены современные тенденции развития русскоязычной прозы в национальном регионе, претерпевающем і социально-нравственные и духовно-культурные изменения. Выработаны конкретные познавательные и оценочные подходы к новейшему прозаическому тексту, во многом трансформирующие прежнюю целевую характеристику художественно-изобразительных средств.

Материалы диссертации могут оказать практическую помощь всем специалистам, занимающимся проблемами современной художественной прозы. Использование положений и выводов возможно в двух направлениях: в непосредственной педагогической работе в ходе преподавания соответствующих дисциплин и в качестве пособия для специального курса «Региональная литература и современность» на филологических факультетах государственных университетов и педагогических институтов.

Структура диссертации продиктована логикой раскрытия темы и решения поставленных задач. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Основной текст диссертации изложен

на 151 странице. Список использованной литературы включает 190 наименований.