Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова Борова, Асият Руслановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борова, Асият Руслановна. Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Нальчик, 1999.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/467-6

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В предлагаемой диссертационной работе "Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова" впервые предпринята попытка монографического исследования прозаического творчества талантливого художника слова, одного из основоположников романного жанра в кабардинской литературе.

В работе впервые рассматривается проблема художественного соотношения человека и истории в художественной прозе А. Кешокова в контексте адыгской и в целом северокавказской романистики.

Художник слова - А.Кешоков осознает свое время, свою эпоху как один из этапов развития общества. Он анализирует историю своей страны, своего народа, и делает далеко идущие выводы о человеке, его месте в истории. Именно поэтому его произведения стали для нас своеобразной памятью.

Творчество А.Кешокова - значительный этап в развитии всей северокавказской литературы в целом. Романы А. Кешокова - многоплановые, многопроблемные и полифоничные произведения. Их отличает тесное единство исторического факта, публицистичности, художественности, одухотворенности, внутренней музыки слова, рождающей поэтичность и лиричность прозы.

Безусловно, в большей или меньшей степени ученые, выполняя основную задачу литературоведения — изучение особенностей творчества отдельного художника слова в соотнесенности со спецификой развития жанров и историческими условиями становления национальных литератур — затрагивают данную проблему, но, как правило, на материале одного произведения. В этой связи хотелось бы отметить, что особое внимание исследователи уделяют жанру историко-революционного романа, представленному в северокавказских литературах следующими значительными произведениями: "Шамбуль" Т. Керашева, "Род Шогемоновых" Х.Теунова, "Заря над Тереком" А. Шомахова, "Новый талисман" Б. Гуртуева, "Из тьмы веков" И. Ба-зоркина, "Вершины не спят" А. Кешокова и другими.

Из всех указанных художников слова наибольшее внимание уделено А. Кешокову. Начиная с 60-х годов, критика и литературоведение подробно анализирует жанровое своеобразие романов А. Кешокова, их народно-поэтическую основу, образную систему, стиль, язык.

Вместе с тем следует отметить, что творчество А. Кешокова ещё не нашло должного изучения и анализа в трудах литературоведов и критиков, достаточно,подчеркнуть, что отдельного монографического исследования прозы А. Кешокова нет, хотя в работах Л. Бекизовой, А. Кашежевой, А. Мусукаевой, К. Шаззо, и других —- рассматриваются отдельные вопросы, связанные с романным творчеством писателя. Предметом исследования в основном становились такие романы А. Кешокова, как: "Чудесное мгновение",. "Зеленый полумесяц", "Долина белых ягнят", Сломанная подкова", а так же романов "Грушевый цвет", "Сабля для Эмира", . "Восход луны" и автобиографической повести "Вид с белой горы".

При всей изученности некоторых аспектов творчества А. Кешокова остается нерешенным вопрос соотнесения человека и истории, историзма и историчности исторического факта и художественного вымысла и домысла в произведениях писателя. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Основной целью диссертации является исследование художественной концепции человека и истории в прозе А. Кешокова.

При разработке данной темы в диссертации были поставлены следующие задачи:

-исследовать проблему художественного соотношения исторического факта и художественного вымысла в романной прозе А Кешокова;

-выявить жанровые особенности историко-революционного романа, а также романа о Великой Отечественной войне;

-уделить внимание народно-поэтическим основам творчества писателя, специфике создания характера героя в историческом контексте.

Материалом исследования послужили прозаические произведения А. Кешокова "Чудесное мгновение", "Зеленый полумесяц", "Сабля для Эмира", "Долина белых ягнят", "Сломанная подкова", "Грушевый цвет", "Вид с белой горы"

Методологической основой диссертации являются фундаментальные труды литературоведов: Л. Александровой, М. Бахтина, А. Веселовского, Б. Грифцова, В. Днепрова, В. Оскоцкого, В.Кожинова, М. Кузнецова, Г. Ленобля, Б. Сучкова, А. Чичерина, а также теоретические взгляды на рассматриваемую проблему ученых северокавказского региона: Л. Бекизовой, .Д,^ Гутова, А.Мусукаевой, 3. Толгурова, У.Панеш, А.Схаляхо, Ю..Тхагазитова, К. Шаззо, Р. Хашхожевой, X. Хапсирокова и других.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка анализа проблемы человека и истории в прозе А. Кешокова в произведениях 50-60-х гг. ("Чудесное мгновение", "Зеленый полумесяц", "Вид с белой горы"), а также в романах 70-80-х гг. ("Долина' белых ягнят", "Сломанная подкова", "Грушевый цвет", "Восход луны", "Сабля для эмира").

Проведен подробный,текстологический анализ вышеуказанных романов ("Сабля для змира" исследуется впервые).

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что исследуемая в ней концепция человека и истории в прозе А. Кешокова может стать составной частью комплексного анализа творчества писателя, специфики жанра романа в северокавказских литературах.

Впервые в творчестве А. Кешокова исследуются роман "Сабля для эмира" и автобиографическая повесть "Вид с белой горы", что может быть использовано в курсах лекций по национальной литературе и литературам народов Российской Федерации. Материалы по проблеме соотношения исторической достоверности и вымысла в прозе А. Кешокова могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, предусматривающих обращение к прозаическому творчеству А. Кешокова.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета и рекомендована к защите (ноябрь 1999 г.)

Основные положения диссертации изложены в докладах на научно-практических конференциях: Материалы II республиканской научно-практической конференции по проблемам развития государственных языков КБР, посвященный 40-летию КБГУ (Нальчик, 1997); Государственные языки в КБР в теории и практике (Нальчик, 1998); Литература народов Северного Кавказа: художественные и методологические проблемы изучения (Карача-евск, 1999); Материалы межвузовской научной конференции "Литература народов Северного Кавказа. Современные проблемы изучения и преподавания в средней школе", посвященной 140-летию К. Мечиева (Нальчик, 1999). Они также отражены в" статьях, опубликованных в периодической печати.