Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная концепция человека в творчестве Тембота Керашева Хачемизова, Мира Нуховна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хачемизова, Мира Нуховна. Художественная концепция человека в творчестве Тембота Керашева : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Тбилиси, 1990.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Адыгейская советская литература, начиная с 20-х годов, нтенсивно развивается в контексте советской многонациональ-ой литературы. Творчество основоположника повествователь-ых жанров адыгейской литературы Тембота Керашева — авто-а первого национального романа, удостоенного Государствен-ой премии, предоставляет возможность для всестороннего сследования целого ряда кардинальных проблем, связанных особенностями формирования в новописьменных литературах ворческого метода, концептуального осмысления проблемы ге-оя, шире — национального характера. Полувековое творчество одоначальника адыгейской литературы в настоящее время остаточно хорошо изучено. Основное внимание исследователей аследия Т. Керашева в основном ограничивается поисками (анровых характеристик, изучением различных аспектов его розы.

Процессы, связанные с эволюцией национального характе-а, личности человека, всегда привлекали писателя, являлись іерилом его ценностных ориентации. Национальная самобыт-ость и своеобразие художественных образов, созданных Т. Ке-ашевым в своих произведениях, является выражением инди-идуального своеобразия человека с его духовным миром, пред-тающим, как правило, в сочетании с жизнью всего адыгского ібщества, его социальными и классовыми особенностями. Ху-южественная концепция человека в произведениях писателя, юплощаясь в яркие национальные характеры, раскрывается ерез своеобразный, оснащенный традициями устно-поэтическо-о творчества адыгов стиль писателя. Вот почему творчество (ерашева-прозаика является богатым арсеналом для исследо-іания актуальных литературоведческих проблем.

Актуальность темы. Выбор темы — художественная кон-

цепцня — определяется многими факторами. Главный из т состоит в неразработанности этой важной проблемы, обусло ленный тем, что никогда не снижался интерес мастеров худ< жественного слова к вопросам человеческой личности. А. М. Гор кий называл литературу человековедением. Литература как ч-ловековедение ставит вопрос: Что есть Человек? Каковы еі возможности? В понятие «человек» вкладывается большой сі циально-исторический, гуманистический пафос и смысл. Чел< век является основной фигурой, находящейся ныне на передне крае острой идеологической борьбы. Усиление «человеческого фаі

Тора» В СОВреМеННОМ общеСТВеННО-ИСТорИЧеСКОМ Процессе ДІ

лает особенно актуальным всестороннее изучение проблемы ли» ности. Научное обобщение принципов воссоздания художестве» ной концепции человека в творчестве Т. Керашева, являющей ся классиком всех адыгоязычных литератур, будет способствс вать решению важной исследовательской задачи, стоящей пере учеными.

Художественная концепция человеческой личности, утверж дающей идеи мира и гуманизма, нашла выражение в литерг турах народов СССР, адыгейской в том числе. Характерно чертой современного литературного процесса является усилени идейных, духовно-нравственных исканий героев. Литератур борется за понимание того, что без глубокого и прочного нрав ственного фундамента задачу формирования нового человек не решить. Закономерно и то, что изучение художественно концепции человеческой личности, национального характер стало одной из актуальных проблем современного литературо ведения. Герой, наделенный обостренным чувством обществен ной ответственности, является основой художественной кон цепции личности, воссозданной во всей многогранности в проз Т. Керашева. Нравственные критерии в подходе к перестройк жизни, труда, ко всем сферам человеческой жизнедеятельності являются определяющими в характеристике его героев. Исто ризм характеров, созданных Т. Керашевым, обусловлен боль шими изменениями, произошедшими в жизни адыгов, в сами: героях. Отсюда многообразие проблем, новых тем, новых ха рактеров, выражающих движение времени, движение народної жизни. Герой, который смог бы донести до читателя идею ( высоком предназначении Человека, о его духовной силе, каї нравственном идеале народа, находится в центре художниче ского внимания классика адыгских литератур Т. Керашева т всех этапах развития его творчества. В период перестрой^ и обновления всех сфер нашей жизни, когда ускорился про цесс демократизации и гуманизации национальных культур

іучение национальной самобытности литератур выходит на пе-дний план. Художественная концепция человека и принципы воссоздания являются центральной и в решении проблем: рой и жизнь, герой и исторические судьбы народа. В послед-іе два десятилетия (70—80 годы) в литературоведении за-зтно активизировалось внимание ученых к проблеме личности литературе. Все это делает очевидной и весьма актуальной му художественной концепции человека в творчестве адыгей-:ого писателя Т. Керашева.

Цель и задачи исследования. Опираясь на опыт отечественно литературоведения в области изучения литератур народов ССР, на опыт изучения проблем, связанных с концепцией ге-)я, настоящая работа ставит своей основной целью изучение лцожественной концепции человека в контексте движения жиз-i народа, его исторического, социального и духовного опыта, связи с этим автор ставит решение ряда задач, связанных выдвинутой проблемой. В первую очередь необходимо про-іедить сам процесс становления художественной концепции «кости в прозе Тембота Керашева; указать на принципы во-тощения писателем единства личного и общественного в жиз-4 героев; определить роль принципа историзма в изображе-т человека; исследовать национальный характер как осново-элагающий фактор художественного познания писателем жиз-л народа; показать мастерство Тембота Керашева в изобра-ении «древнего адыга» и «нового» человека во взаимосвязи гих понятий; проследить эволюцию героев Керашева, в особен-эсти женских характеров, и в этой связи некоторые особен-эсти реалистического стиля писателя в изображении человека. Методологической и теоретической основой работы являют-ч принципы марксистско-ленинской эстетики. Автор руковод-гвовался ленинской концепцией развития национальных куль-fp в диалектическом рассмотрении проблем национального и нтернационального. Интернациональный пафос адыгейской итературы предопределил особенности процесса обогащения ационального характера, наполнил художественную концеп-ию человека новым содержанием. Новые, общечеловеческие эани личности рассмотрены в диссертации с позиций интер-ационализма, в их исторической динамике и постоянного обо-ащения под воздействием социальных, эстетических и идеоло--іческих факторов. Изображая человека как носителя общестенных интересов, выразителя новых гуманных идеалов, Т. Ке-ашев делает акцент на революционных факторах формирования ародного самосознания. Он утверждает в адыгейской литера-уре человека социального.

В решении выдвинутой проблемы автор опирался на теор тические труды Л. И. Тимофеева, М. Б. Храпченко, Д. С. Лих, чева, Г. И. Ломидзе, Н. Надъярных, 3. Османовой, Г. Ш. Циц; швили, В. Р. Щербины, Ч. Гусейнова, А. Бочарова, Ф. Кузнец< ва и др.

Научная новизна. Художественная концепция человека ь материале призведений Керашева рассматривается впервы Адыгские литературоведы — Л. А. Бекизова, X. X. Хапсироко М. Ш. Кунижев, М. Т. Тутукова, А. А. Схаляхо, К- Г. Шазз Т. Н. Чамоков, Г. Ш. Куваева, У. М. Панеш, Л. Г. Мамий, X. X. Б, ков, Н. М. Шиков и др. внесли существенный вклад в историю литературное изучение творчества Тембота Керашева, в исслі дование его жанровой системы. В этом контексте ученые к; сались и проблемы героя и национального характера.

Художественная концепция личности в прозе Тембота К' рашева во всем объеме стала предметом специального исслі дования. Опираясь на проделанную адыгскими литературов< дами работу с учетом их опыта в изучении отдельных аспекте решаемой в диссертации проблемы, с учетом трудов Е. М. Ш< бановой и Е. П. Шибинской, автор диссертации предприня комплексное исследование художественной концепции личност на материале прозы Т. Керашева. Согласно принятой период! зации творчества Т. Керашева, проблема героя, воссозданна им художественная концепция личности рассматривается историко-литературном и проблемном планах. Диссертационна работа, посвященная кардинальной проблеме, призвана воспо; нить существенный пробел в адыгейском литературоведениі На основе конкретного анализа художественных произведени в ней прослеживается идейно-эстетическая эволюция национал! ного характера в творчестве Тембота Керашева. Становлени образа нового человека рассматривается как сложный диале( тический процесс взаимодействия традиций адыгского фолькле ра и реалистического стиля письменной литературы.

Теоретическое и практическое значение работы. Основны выводы диссертации существенно дополняют в теоретическо плане имеющиеся обобщающие исследования по творчеств Тембота Керашева. В процессе исследования конкретных л^ тературно-художественных произведений автор работы опирает ся на философские принципы единства «общего» и «частного «истории и личности», «природы и человека».

С практической стороны работа поможет исследователя: адыгейской литературы глубже представить себе значение xj дожественнои концепции человека в литературном процесс» лучше понять творчество самобытного писателя. Ряд положе

йй и выводов работы можно использовать при прохождении /рса по литературам народов СССР, в изучении целостной стории адыгейской советской литературы в школах, училищах вузах. Помимо этого, отдельные положения работы могут ыть. использованы учителями-словесниками, филологами в це-ях нравственного воспитания подрастающего поколения. Вы-эды и комментарии, содержащиеся в работе, могут быть ис-ользованы студентами-дипломниками для формулировки отельных положений их дипломных работ. Монография (в случае і издания) может стать дополнительным учебным пособием ля студентов.

Материалом для исследования послужило творческое нас-едие родоначальника адыгейской "литературы, классика адыг-тх литератур Тембота Керашева, его социальные и истори-еские романы, исторические повести и новеллы, его эссеистика, удожественно-этнографические и публицистические произведе-ия. Материал исследования охватывает все наиболее харак-;рные и значительные произведения писателя, начиная с рас-каза «Арк» (1925) и кончая его последним романом «Одино-ий всадник» (1973). За основу взяты издания: Тембот Ке-ашев. Избранные произведения в трех томах.— Майкоп: Ады-;йское отделение Краснодарского кн. изд-ва, 1981 —1983; Лэрэщэ Тембот. Ытхыгъэмэ ащыщхэр тхылъищ хъоу.— Мые-ьуапэ: Краснодарскэ тхылъ тедзапізм и Адыгэ отделение, 987—1989.

Апробация работы. Работа обсуждалась на расширенном зседании сектора литературы Адыгейского НИИ, на заседании афедры адыгейского языка и литературы Адыгейского госпед-нститута и в Отделе литературных связей Института грузинкой литературы им. Шота Руставели Академии наук Грузинкой ССР. Отдельные части работы опубликованы в альманахе Зэкъошныгъ» («Дружба») и в Материалах межрегиональных онференций. Одна из глав помещена в ученых записках «Проб-емы адыгейской литературы и фольклора».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех пав, заключения и списка использованной литературы, вклю-ающего 167 наименований на русском и адыгейском языках.