Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная концепция Кавказа в русской литературе и творчестве адыгских писателей-просветителей Меграбян, Лусинэ Рафиковна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Меграбян, Лусинэ Рафиковна. Художественная концепция Кавказа в русской литературе и творчестве адыгских писателей-просветителей : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Майкоп, 1999.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/395-5

Введение к работе

Актуальность темы. Культурно-исторические взаимосвязи России с соседними народами, с народами, населяющими ее территорию, уходят в глубину веков. Уже в русских летописях присутствуют факты, свидетельствующие о взаимоотношениях России с народами Северного Кавказа, с черкесами, в частности.

Проблема художественного воссоздания Кавказа в русской классической литературе, а позднее в литературах народов России, получает наиболее интенсивное развитие с конца 18 века. Возникновение кавказской темы в русской литературе обернулось для нее началом диалога культур, определивших внутреннее развитие как самой русской литературы, так и литературы народов Кавказа. Трудно представить русскую классическую литературу без таких весьма значимых произведений, как «Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Демон» М.С. Лермонтова, «Казаки» и «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого.

На современном этапе, когда сложилась единая многонациональная литература народов России, в самостоятельную область выделяется изучение взаимосвязей русской и младописьменной литературы. Об этом наглядно говорят работы Д. Бычкова, В. Пипи-ниса, X. Теунова, И. Трескова, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, X. Хапсирокова и многих других исследователей. В этих работах ученые стремятся проследить динамику развития литературных взаимодействий и взаимовлияний. Выдвинутая нами проблема -«Художественная концепция Кавказа в русской литературе и творчестве адыгских писателей-просветителей» рассматривается монографически в ракурсе исследования впервые в сфере гуманистических традиций осмысления художественной концепции Кавказа в национальных литературах. Тем не менее, без отдельных разработок и фундаментальных трудов исследователей адыгских литератур К. Шаззо, А. Хакуашева, А. Схаляхо, Ш. Хута, М. Кунижева, Р. Хашхожевой, И. Хатковой, FL Шишховой, Ю. Юсуфова и других монографическое исследование «Художественная концепция Кавказа в русской литературе и творчестве адыгских писателей-просветителей» не могло бы состояться. Опираясь на труды вышеуказанных исследователей, автор анализирует произведения А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других, в которых воссоздана тема Кавказа и кавказских горцев.

Исследование проводится методом сопоставительного анализа творчества русских писателей и адыгских просветителей.

Автор акцентирует внимание на традиции преемственности адыгских писателей-просветителей. Также в контексте русско-адыгских литературных взаимосвязей выявлены процессы формирования национальных особенностей адыгской литературы XIX -начала XX вв.

Данная проблема выходит за рамки чисто литературных взаимосвязей, так как генезис темы Кавказа и кавказских горцев в произведениях русских писателей обусловлен историческими процессами, происходившими в тот период на Кавказе.

Русская литература и культура, начиная с конца XVIII века, стимулирует рождение профессиональных форм творчества, живописи, музыки, литературы у народов Северного Кавказа, среди которых затем появляется целая плеяда талантливых ученых-этнографов, педагогов, филологов.

Проблема взаимосвязей литератур позволяет выйти на постановку и решение важных литературоведческих целей и задач, связанных не только с открытием мира жизни Кавказа и его обитателей, но, прежде всего, с исследованием чисто литературоведческих задач, связанных с методом и жанром, стилевыми исканиями, в первую очередь.

Тема Кавказа, освоенная в русской литературе на всех этапах формирования в ней реализма, также способствовала сближению идейно-эстетических параметров и в национальных литературах Северного Кавказа, у которых до 20-х годов XX в. не было своей национальной письменности. В анализируемых произведениях вышеперечисленных авторов нашли свое художественное отражение события русско-кавказской войны с характерными жанровыми и стилистическими особенностями в сюжетных линиях произведений.

В этой связи мы рассматриваем художественное творчество и литературные произведения адыгских писателей-просветителей. Творчество писателей-просветителей является одним из основополагающих этапов историко-литературного развития,,где закладывались основы жанрового формирования национальной литературы. Обращение горских просветителей к творчеству русских писателей давало им возможность отбирать из сокровищниц русской литературы те художественные средства, которые способствовали лучшему отображению действительности Кавказа. Достаточно назвать

имя современника Пушкина Султана Казы-Гирея, чье произведение «Долина Ажитугай» было напечатано в первом номере журнала «Современник» в 1836 году. Первым произведением Султана Казы-Гирея был обозначен факт зарождения национальной литературы на русском языке и начало формирования литературно-жанровой системы. Пушкин, в свою очередь, явил пример глубокого проникновения в основы национального духа народов. Пушкин одним из первых дал подлинно художественное изображение национальной жизни многих народов России. Романтизм Пушкина и его предшественников создал определенные художественные предпосылки для реалистического изображения картины жизни у народов Кавказа.

«Сопоставление двух типов литературного развития, - как справедливо отмечает Р. Юсуфов, - дает, во-первых, более объемную и широкую картину возникновения словесности, во-вторых, младописьменные культуры сохраняют страницы истории, скрытые от нас далью веков. И, следовательно, проливают свет на проблему литературогенезиса в целом».

По мысли Юсуфова, эта проблема недостаточно изучена историками литературы, более изучены фольклорные истоки литературы, ее национально-художественные традиции. Мы согласны с доводами исследователя, что национальные литературы недостаточно изучены с точки зрения роли, которую сыграла русская литература в их формировании. На материале исследуемых художественных произведений выявляется, что русская литература сыграла важнейшую роль в создании жанровой системы литературы, литературных традиций у народов Северного Кавказа.

Недостаточно исследована история становления и развития реализма у литератур, развивавшихся до Октября 17 года на русском языке, а далее на национальном. Не найдены механизмы, с помощью которых определилось бы влияние творчества того или иного художника слова на творчество национального писателя. Между тем, существует множество фактов, доказывающих не только личное знакомство русских писателей с представителями кавказских литератур, но и обнаруживаются следы усвоения творчества русских писателей в творчестве национального автора (для примера можно сослаться на творчество Ю. Ахметукова).

В этом смысле особое влияние оказал жанр беллетристического и этнографического очерка, получившего в адыгских лите-

ратурах особое развитие. Поэтика первых повестей Султана Казы-Гирея, Хан-Гирея, Адиль-Гирея Кешева, вышеназванного Юрия Ахметукова и других отмечена взаимопроникновением очерка и повествовательной прозы, что, несомненно, роднит их с исканиями русских писателей 60-80-х годов, уделяющих пристальное внимание герою, отвечающему морально-этическим, политическим и эстетическим запросам нового времени. Не будь этого опыта, собственно национальные литературы, получившие письменность после победы Октября, не смогли бы достичь тех успехов, которыми отмечена современная литература - это, прежде всего, развитая жанровая система.

Таким образом, реалистический принцип осмысления героя и действительности в современном литературоведении, оснащенном социологией, историографией, этнографией, языкознанием, дает многомерную картину формирования литературного языка и генезиса жанров.

Обращаясь к конкретным произведениям, с учетом эволюции кавказской тематики в литературе, мы постарались проследить и раскрыть идеолого-философское, литературно-художественное содержание кавказской проблематики в русской и национальной литературе адыгов на русском языке конца XVIII- начала XX вв.

Цели и задачи исследования. В диссертационной работе «Художественная концепция Кавказа в русской литературе и творчестве адыгских писателей-просветителей» ставится задача художественного осмысления национальной культуры на материале художественно-публицистической литературы представителей общественно-прогрессивных деятелей русской и национальной интеллигенции. Автор работы на художественном материале произведений русских писателей и адыгских просветителей исследует процессы взаимодействия и взаимовлияния литератур, зарождения и становления реалистических традиций в творчестве адыгских писателей-просветителей. Автор уделяет особое внимание истокам гуманизма и реалистическому осмыслению социальной действительности в их произведениях.

Научная новизна работы. Выдвинутая проблема взаимосвязей и преемственности гуманистических традиций в русской и национальных литературах относится к числу наименее изученных проблем; нет специальных работ, посвященных роли гуманистических и реалистических традиций осмысления художественной трак-

говки Кавказа в национальных литературах, нет работ, где была бы поставлена задача проследить основополагающее значение обращения писателей к обогащению поэтики жанра, художественной концепции героя и действительности.

Теоретическая и практическая ценность работы. Данная работа имеет возможность восполнить существующий пробел, как в русском, так и в национальном литературоведении по исследованию проблем связи русской классики с литературами кавказских народов, роли русской литературы в развитии северокавказских, уточняет художественную концепцию Кавказа как в творчестве русских писателей, так и адыгских писателей-просветителей XVIII-XIX вв.

Фактический материал диссертационного исследования может помочь в структурировании различных курсов спецсеминаров по творчеству северокавказских писателей-просветителей и их связи с русскими авторами.

Апробация работы. Основные концептуальные положения диссертации были изложены на межвузовских конференциях в Пятигорске. Реферируемая работа была обсуждена на заседаниях кафедры отечественной и зарубежной литературы Пятигорского государственного университета и на кафедре литературы Адыгейского государственного университета.

Структура исследования определяется целью, поставленными задачами и содержанием работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Теоретической к методологической основой нашего исследования являются труды В.Г. Белинского, Р.Ф.Юсуфова, А.В.Попова, К. Черного, Храпченко, X. Хапсирокова, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, И. Трескова, Л. Бекизовой, А. Схаляхо, Ш. Хута, К. Шаззо, У. Панеша, М. Колепа, М. Кунижева и других.