Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах Гочияева Лейла Юзефовна

Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах
<
Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гочияева Лейла Юзефовна. Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.02 Карачаевск, 2007 154 с. РГБ ОД, 61:07-10/1315

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Этнохудожественные традиции изображения человека как нравственного идеала в этнонациональной культуре и мифоэпической традиции народов северного кавказа и литературном творчестве русскоязычных писателей- просветителей 12

Глава II. Принципы художественной типизации национального характера в русской литературе и художестве иной беллетристике северокавказских просветителей 66

Глава III. Концепция национального характера в историчес кой перспективе и динамике развития 104

Заключение 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования. XX век ознаменовался формированием письменных литературных традиций у народов Северного Кавказа, включением литератур в общероссийский процесс. Много общего обнаруживается в изображении героя литературы, в воссоздании образа человека, сформированного новыми историческими обстоятельствами, социалистической действительностью.

Литературы народов Северного Кавказа являются частью художественного общекавказского феномена, сформировавшегося в контексте всероссийской историко-культурной традиции XX столетия. Художественная мысль народов Северного Кавказа во все времена была сосредоточена на изображении человека - носителя этнической культуры и художественной традиции своего народа, его идеалов и устремлений. Генетически и исторически родственные литературы Северного Кавказа - карачаевская, черкесская, абазинская, ногайская, адыгейская, балкарская, кабардинская, осетинская, чеченская, ингушская, как и литературы народов Дагестана, - схожи по типу своего развития, по принципам изображения национального характера.

Актуальность избранной темы проистекает из назревшей необходимости научного осмысления кардинальной литературоведческой проблемы, связанной с принципами типизации и художественного изображения главного объекта национальных литератур - человека, национального характера горца в эволюционном, типологическом и историческом освещении.

Исследование проблем, связанных с художественной концепцией национального характера на материале литератур народов Северного Кавказа, является на сегодняшний день первоочередной задачей в силу важности и актуальности исследования эволюции художественного сознания литератур,

4 путей формирования реалистических традиций в изображении национального характера.

Актуальным является принцип рассмотрения проблемы с учетом того, что литературы Северного Кавказа формировались в общероссийском контексте художественного развития, в ходе усвоения всероссийских художественных традиций, прежде всего традиций реализма русской литературы.

Материалом исследования послужили фольклорные тексты, эпос Нарты, бытующие у народов Кавказа, этнографические материалы, творчество русскоязычных писателей-просветителей, заложивших основы литературных жанров, создавших образы героев с опорой на реалистические традиции русской литературы и на мифоэпические традиции родного фольклора, предопределившие принципы создания художественной концепции в литературах народов Северного Кавказа.

Заявленная проблема исследуется на материале творчества писателей Северного Кавказа, сформировавших концепцию человека как представителя этноса, как носителя этических традиций своего народа. В свете избранной темы анализируются произведения классиков русской литературы - А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького, положивших начало созданию художественной концепции образа горца и образа Кавказа.

Цели и задачи исследования. Поставлена цель исследовать и охарактеризовать принципы изображения человека, национального характера, особенности мира художественных образов, созданных в национально-художественной традиции народов Северного Кавказа, в общекавказском эпосе Нарты, исследовать мир национальной действительности и способы изображения национального характера в творческом наследии русскоязычных писателей-просветителей, ориентировавшихся на опыт А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького и других, охарактеризовать творческую концепцию национального мира народов Кавказа и образа горца в соотношении

5 с концепцией изображения национального характера в творчестве русскоязычных писателей-просветителей в их типологических связях. В ходе исследования ставятся следующие задачи:

- проследить процесс формирования концепции национального характера
на материале мифоэпической традиции народов Северного Кавказа (эпоса
Нарты);

исследовать концепт «человек» в качестве ключевого концепта в этнокультурной и художественной традиции народов Кавказа;

выявить генетические истоки, легшие в основу художественной концепции героя в литературах народов Кавказа;

исследовать особенности художественной характеристики национального характера и национального мира в творчестве русскоязычных писателей-просветителей;

- осмыслить на материале писателей национальных литератур опыт
русских реалистических традиций изображения Кавказа;

исследовать в рамках кавказского литературного феномена эволюционный процесс изображения национального характера, создание его художественной концепции.

- исходя из проблем взаимодействия русской и национальных литератур,
определяя результаты этого взаимодействия, исследовать художественную
специфику, проявляющуюся в изображении Кавказа и кавказских горцев,
принципы типизации национального характера, созданного русскими,
русскоязычными национальными писателями, а также представителями
генетически и исторически близких литератур народов Северного Кавказа.

Научная новизна работы. Предлагаемая диссертационная работа практически является первым монографическим исследованием кардинальной литературоведческой проблемы, связанной с опытом создания образа горца, художественной концепции национального характера и национальной

действительности в этнокультурной и художественной традиции народов Северного Кавказа, в русской литературе и в русскоязычной прозе северокавказских просветителей. Заявленная тема впервые исследована на смежном уровне, на стыке фольклора, этнографии, литературы.

Исследуемый материал подчинен новаторским задачам и целям, организован структурно в соответствующих проблемных главах диссертации. Научная новизна исследования заявленной темы состоит в выявлении принципов художественного осмысления национального мира, национальной действительности и героя в анализируемых произведениях - как фольклорных, так и литературных, в создании эпической картины национального образного мира.

Степень изученности темы. Выдвинутая тема относится к наименее изученным. Нет единичных подходов к определению понятий национального характера, не сформулированы составляющие критерии понятия «художественная концепция национального характера». В работах этнографов, литературоведов и фольклористов исследованы лишь отдельные аспекты, связанные с принципами изображения национального характера и национального мира в литературах народов Кавказа и национально-художественной традиции. Целостное исследование заявленной темы с опорой на смежные науки осуществляется впервые.

Методологической и теоретической основой диссертации являются общетеоретические положения литературоведения, фольклористики, эстетики, этнографии, касающиеся в той или иной степени заявленной нами темы. Это работы С. Аверинцева, А. Агаева, С. Арутюнова, Э. Баграмова, М. Бахтина, Ю. Бромлея, Г. Гачева, С. Кона, Ф. Кессиди, Д. Лихачева, 3. Османовой, К. Султанова, К. Юнга, А. Холмогорова и других, исследовавших различные аспекты теории национального характера. А также работы северокавказских литературоведов, посвященные различным аспектам становления и развития

7 литератур народов Кавказа, фольклору и этнографии, в которых осмыслены философские и нравственные традиции воссоздания образа человека и этноса. Это работы X. Бакова, Т. Биттирова, Л. Бекизовой, Г. Гамзатова, А. Гутова, А. Караевой, М. Кунижева, X. Малкондуева, А. Мусукаевой, У. Панеш, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, X. Хапсирокова, Р. Хашхожевой, Ш. Хут, Т. Чамокова, К. Шаззо, Р. Юсуфова и других, послужившие важным подспорьем в исследовании заявленной темы.

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что с опорой на ее результаты возможно продолжение исследования актуальной литературоведческой проблемы героя, в первую очередь принципов создания художественной концепции национального характера, решение которых до настоящего времени ограничивалось исследованием образов положительных героев, созданного в литературах советского периода.

Наблюдения и выводы предпринятого исследования будут способствовать новаторским подходам в исследовании проблем, связанных с художественным воссозданием концепции национального характера в художественной культуре народов Северного Кавказа, прошедших типологически сходный путь развития. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении спецкурсов по проблемам теории и практики литератур Северного Кавказа на филологических факультетах гуманитарных вузов Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, при составлении учебных пособий по истории литератур народов Российской Федерации, в научной разработке проблем изображения национального характера как основополагающей задачи национального литературоведения.

На защиту выносятся следующие положения:

- фольклорно-эпическая традиция в художественном изображении героя как представителя народа (эпос Нарты);

- этнокультурные традиции народов Кавказа, нравственные идеалы,
легшие в основу художественной концепции человека, образа горца в
литературной традиции народов Северного Кавказа;

- концепция национального характера, образ Кавказа и кавказских горцев,
воссозданный в русской классической и современной литературах;

- значение русской литературы в создании художественного образа
Кавказа, роль реалистических традиций в творчестве русскоязычных писателей-
просветителей;

- проблема создания художественной концепции национального
характера в его эволюции, в обусловленности историческим временем и
преемственных связях с этическими и эстетическими представлениями народа,
воссозданного в литературе северокавказских народов.

Диссертация состоит из введения, трех проблемных глав, заключения и библиографии.

Литература каждого народа своими корнями уходит в национальную почву. Представление о национальном эстетическом идеале, включающем в себя этические и эстетические воззрения, накопленные народом на протяжении своего развития, выдерживает проверку временем, историей народа, его судьбой.

В первой главе "Этнохудожественные традиции изображения человека
как нравственного идеала в этнонациональной культуре
и мифоэпической
традиции народов Северного Кавказа и в литературном творчестве
русскоязычных
писателей-просветителей" исследованы этно-

художественные традиции изображения человека как нравственного идеала, отраженного в фольклоре народов Северного Кавказа. Исходной является мысль о том, что традиционная художественная культура народов Кавказа во все периоды своего развития была направлена на формирование этических и нравственных качеств, характеризующих этнос, на воспитание человека в

9 нравственных традициях, выработанных на протяжении веков. Эпос Нарты как общее достояние, бытующее у всех народов Северного Кавказа, содержит много общего в эпических и эстетических характеристиках главных героев - Сосруко, Бадыноко, Сатаней и других.

В данной главе в типологическом аспекте рассмотрены принципы изображения человека в этнохудожественной и этнокультурной традиции народов Северного Кавказа в первую очередь карачаево-балкарской и адыгской с учетом типологии обозначенной проблемы.

В национально-художественных традициях народов Кавказа были определены художественные контуры человека, выявлены гуманистические основы образов эпических героев.

Человек-личность, смысл и цель существования на земле человека, его
взаимоотношения с окружающим миром всегда находились в центре внимания
традиционных художественных форм искусства и культуры народов Кавказа.
Поиск национально-художественных традиций народов Кавказа - это поиск
принципов изображения и воссоздания личности и человека как представителя
народа. »

В осмыслении мира и человека в художественной традиции народов Северного Кавказа нами учтены исторически сложившиеся связи фольклора с этнологией, с особенностями исторического бытия, объясняющими психологический уклад, систему ценностей в различных категориях этики, сущностными определениями которых являются понятия добра, чести, правды, справедливости.

Во второй главе "Принципы художественной типизации национального характера в русской литературе и художественной беллетристике северокавказских просветителей" речь идет о проблемах формирования художественной концепции национального характера и национальной действительности в литературах Северного Кавказа, о роли

10 русской литературы в создании реальной концепции национального характера в литературном творчестве.

В начале XIX века на Северном Кавказе начинается процесс преодоления барьеров разобщения и обособления духовных культур народов России. Новые исторические обстоятельства, связанные с вхождением народов Северного Кавказа в состав Российского государства, способствовали единению народов посредством диалога культур. Деятельность русских литераторов, путешественников, этнографов в связи с освоением образа жизни, быта, культуры многонационального кавказского региона способствовала активизации диалога и явилась проводником между русской литературой и художественной культурой народов, вступивших на путь литературного развития.

Третья глава "Концепция национального характера в исторической перспективе и динамике развития». В главе подчеркнута мысль о том, что историзм мышления развивается и обогащается в ходе освоения и овладения художественным мастерством, реалистическими принципами создания образа героя национального характера, обусловленного временем и обстоятельствами.і На конкретном материале исследуются принципы изображения человека как представителя этноса, характеризуются типологические черты образа кавказца, ведущие свое начало от эпических традиций нартского эпоса, принципы изображения человека в эпическом времени.

Динамика развития образа кавказца, художественная концепция национального характера рассматриваются в связи с освоением эпической традиции народов Северного Кавказа, художественных принципов типизации. Развитие исторической прозы в национальных литературах способствовало овладению историзмом мышления, росту мастерства писателей в создании национального характера.

В трудах литературоведов и фольклористов Северного Кавказа

сформировались теоретические положения, связанные с развитием эпических жанров историко-революционной прозы. Новаторские тенденции писателей-прозаиков связаны с достижениями в изображении национального характера и бытия.

В фундаментальных трудах теоретиков северокавказских литератур (Н. Джусойты, А. Караевой, 3. Караевой, Р. Мамий, А. Мусукаевой, У. Панеш, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитова, 3. Толгурова, Ф. Урусбиевой, Р. Фидаровой, М. Хачмизовой, А Хакуашева, К. Шаззо) исследованы проблемы формирования эпических жанров романного мышления, в том числе ими затронуты вопросы, связанные с художественной концепцией национального характера.

Их труды послужили отправной точкой в исследовании художественной концепции национального характера, воссозданного в литературах Северного Кавказа с позиции историзма в качестве наиболее плодотворного способа его изображения. Анализ основывается на творческом опыте ряда крупных писателей, внесших вклад в формирование литературного, историко-революционного эпоса: X. Абукова, X. Аппаева, X. Байрамуковой, М. Батчаева, К. Джегутанова, М. Дышекова, Н. Джусойты, Т. Керашева, И. Капаева, А. Кешокова, Д. Кубанова, И. Машбаша, А. Суюнчева, А. Теппеева, 3. Толгурова, Б. Тхайцухова, О. Хубиева, Ю. Чуяко и других.

Этнохудожественные традиции изображения человека как нравственного идеала в этнонациональной культуре и мифоэпической традиции народов северного кавказа и литературном творчестве русскоязычных писателей- просветителей

В художественной культуре народов Северного Кавказа легко обнаружить сходные подходы воссоздания образа человека, мифоэпического героя (эпос «Нарты»), начиная с фольклорно-эпических традиций, а в дальнейшем и через письменные литературные формы. Это дает возможность проследить процесс складывания общих для различных литератур структурных элементов, структурных принципов эстетического идеала, хотя конкретное содержание идеала, как и художественных способов его осмысления, наряду с общими структурными принципами, имеет индивидуальную национальную структуру, образующую содержание эстетического идеала.

Долгое время в нашем литературоведении господствовал термин, с помощью которого обозначался принцип характеристики героя литературы. Этот термин применялся как в отношении героев мифоэпических жанров, так и литературных. Не случайно была установка "взглянуть на фольклор под социально-политическим углом зрения". Отсюда и терминология: "социальный", "антропологический", "просветительский", применявшаяся для определения типа героев. Основная характеристика эстетического идеала базировалась на ориентации художника на социальную действительность. Считалось, что такой подход позволяет во всей полноте выразить писателю гуманистическое содержание литературного героя.

Социальный принцип в структуре эстетического идеала базировался на четком осознании писателем и художником слова социальной детерминированности человека, тесно связанного с общественным развитием. В основу реалистического типа творчества был положен этот принцип и узаконен на I Всесоюзном съезде писателей в 1934 году Уставом создаваемой литературы социалистического реализма. Там же было заявлено, что главным героем литературы всех народов страны должен стать человек труда.

Поиски прекрасного в натуре человека в национальных литературах всегда выражали стремление писателей вырваться за пределы данного социально-общественного уклада жизни, освободиться из плена конкретно-исторического времени, придать своему идеалу универсальный, общечеловеческий характер.

Русские поэты и прозаики, начиная с А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова, Ф. Достоевского и других, обратились к образу горца, к осмыслению инонационального характера в традициях романтизма, в рамках реалистического художественного метода.

Обращаясь как к своей, так и к инонациональной действительности, русская литература показывала трагедию человеческой личности в условиях несправедливого общественного строя, трагедию пробуждения сознания человека из народа. Это начало пронизывает творчество Ф.М. Достоевского, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других не только по отношению к своему народу, но и к другим народам России.

А. Пушкин, а до него В. Жуковский, положили начало диалога русской культуры с культурой населяющих Россию народов. Они открыли для русского и русскоязычного читателя не только неповторимую красоту природы кавказских гор и ущелий, но и показали человека гор, создали образ кавказских горцев, далеко не тождественный существовавшим тогда официальным представлениям о кавказцах.

Об этом свидетельствуют авторы работ, в которых исследовано творчество писателей-первопроходцев, обратившихся к кавказской теме и образу кавказца, писавших о "стране раздольной воли".

В предисловии к книге "Кавказский легион. Повести и рассказы русских писателей XIX века" доктор исторических наук Р.У. Туганов отмечает: "Кавказ занимает особое место в истории русского народа. Начиная с IX века, т.е. с периода становления и развития Киевской Руси, походы вольных русских дружин на море, Хвальенское и Царь-град положили начало знакомству русских людей с жителями Кавказа, которая получила дальнейшее развитие в XI веке - с образованием на территории Таманского полуострова русского Тмутараканского княжества, связанного с известным эпизодом единоборства князя Мстислава с косожским богатырем Редедею. Однако, завладев частью земель адыго-черкесов-косогов, Мстислав не смог удержаться на Тамани... Тем не менее после падения первого государственного образования на территории Кавказа русско-черкесские связи не прерывались" [13:5]

Исследователи истоков формирования эстетических представлений у различных народов отмечают, что в одних национальных литературах эстетический опыт прошлых поколений передается чаще всего через устное народное творчество. Это положение можно отнести и к литературам Северного Кавказа. Эстетические идеалы народов Кавказа, по своему содержанию и по форме воплощения, во многом близки между собой. Художественная концепция образа горца в русской и национальных литературах базируется на типизации общих качеств и черт национального характера. Художественный опыт народа аккумулировал в себе наиболее устойчивые "долговременные" черты национальной психики и национальной действительности, которая формирует психологический склад нации, определяющий структуры и функции эстетического идеала.

Принципы художественной типизации национального характера в русской литературе и художестве иной беллетристике северокавказских просветителей

Формирование художественной концепции национального характера и национальной действительности в литературах Северного Кавказа обусловлено ролью русской литературы в исторических и культурных судьбах народов России, в том числе и народов Кавказа.

В начале XIX века начинается процесс преодоления барьеров разобщения и обособления духовных культур народов России. Новые исторические обстоятельства, вызванные вхождением народов Северного Кавказа в состав России, положили начало процессу единения народов через диалог культур. Это выразилось в усилении социально-культурного взаимодействия прогрессивной части горских народов с русской интеллигенцией, пропагандировавшей антифеодальные идеи и просветительские идеалы. Творчество русских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, утверждавшее идеалы человеколюбия и равенства народов, было воспринято первыми северокавказскими просветителями, способствуя расширению горизонтов их социального философского, исторического мировоззрения, положенного впоследствии в основу художественной концепции национального характера, образа горца.

Наметившийся в XIX веке процесс приобщения горцев к просвещению, образованию и посредством этого к русской культуре, способствовал зарождению литературного творчества, появлению произведений различных жанров, тематически обращенных к жизни народа, к его историческому бытию, к человеку, к его положению в обществе. Русская литература явилась для горцев, для ее творческой интеллигенции, для писателей-первопроходцев примером художественного изображения человеческой личности как продукта исторического развития. Это было началом выхода общественного сознания горских народов на новые идейные рубежи, предполагающие сближение народов, осуществление общих задач и целей.

Горская интеллигенция, воспитанная на русской культуре, владеющая русским языком, вступив на путь просветительства, широко использовала художественный опыт русской литературы и через ее посредство овладела художественным опытом и достижениями мировой литературы. Приобщение народов Северного Кавказа к гуманистическим идеалам русского просвещения предопределило логику формирования концепции человека, образа горца, как в русской, так и в русскоязычной литературе северокавказских писателей-просветителей.

Велико значение художественно-публицистических жанров русской литературы, сыгравших роль "посредника" между русской классикой и национальными культурами Северного Кавказа. Жанр очерка и жанр литературы путешествий стали активными проводниками диалога и находились на переднем плане общения и явились проводниками между русской литературой и национальными литературами страны.

Эти жанры сыграли не последнюю роль в формировании новых представлений о культуре, истории, о жизни кавказских народов, о горцах и горской действительности. Достаточно указать в этом значении на литературу декабристов, открывшую для русского читателя тему Кавказа: "Путешествие по Тавриде" И. Муравьева-Апостола, "Записки о Голландии" Н. Бестужева, "Европейские письма" А. Бестужева, "Очерки о Прибалтике и Кавказе", "Путевые заметки" А. Грибоедова, "Перечень писем из Грузии" А. Шишкова и других, описывающих жизнь народов Кавказа, кавказской действительности, содержащие сведения об их быте и мире.

Художественно-этнографические очерки, как и литература "путешествий", сыграли посредническую роль в деле формирования художественного познания мира. Характерны в этом смысле очерки 20-30 гг. XIX века Л. Свиньина, И. Бенедиктова, описывающие жизнь народов Кавказа в достоверных реалистических образах, раскрывавших особенности жизни и быта народов Кавказа. Впервые этнографический материал в их очерках становится структурообразующим началом, определяя жанровую специфику этнографического очерка через посредство языка искусства.

Как замечает исследователь творчества русских писателей, обратившихся к кавказской теме, Р. Юсуфов, в 30-е гг. XIX века, декабристская мысль продолжает работать над проблемами философского историзма. Свидетельством тому является постановка и новое осмысление проблем, связанных с исторической тематикой, в частности, с действительностью кавказской войны.

Концепция истории, основанная на этом материале, пафос движений истории, формирующей внутренний мир человеческой личности, лежит в основе повести А. Бестужева "Аммалат-бек". Исторические факты послужили основой "Писем из Дагестана" А. Бестужева, повествующих о военных действиях русской армии на Кавказе, о горцах, защищающих свои аулы от порабощения. Впервые предметом осмысления в связи с исторической темой становится обличение бесчеловечности войны. В романтической концепции исторических событий, осмысленных в произведениях о военных действиях на Кавказе, обозначился историзм мышления авторов, оказавшихся на Кавказе. Это касается произведений А. Бестужева, А. Шишкова, А. Полежаева, М. Лермонтова.

Концепция национального характера в историчес кой перспективе и динамике развития

Динамика развития национальных литератур, изображение человека, национального характера обусловлены формированием историзма художественного развития в качестве коренного принципа реалистического искусства. Историзм мышления развивался и обогащался в ходе освоения и овладения художественным мастерством, реалистическими принципами создания образа героя в национальных литературах, воплощения национального характера, обусловленного временем и обстоятельствами. Исторический подход к осмыслению проблемы характера, уяснению художественной концепции дает возможность проследить проблему в исторической перспективе и динамике развития.

В предыдущих главах мы исследовали традиционные формы и приемы изображения человека как представителя этноса в литературных и фольклорных жанрах, проследили типологические черты восприятия и осмысления образа кавказца на материале эпической традиции народов Кавказа, на героях эпоса «Нарты», являющегося общим творением генетически родственных народов. Изображение человека в эпическом времени и в связи с обстоятельствами находился в центре внимания северокавказских литератур, начиная с первых шагов их появления и развития.

Динамика развития образа героя, национального характера нами рассматривается в связи с освоением в литературной и эпической традиции народов Северного Кавказа художественных принципов типизации героя и действительности, создания концепции национального характера. Все углубляющийся историзм мышления национальных литератур сказался в первую очередь на путях освоения писателями исторической темы прошлого и настоящего народа. Современные писатели обращаются к страницам своей истории, которая долгое время не являлась объектом изображения, так как точкой отсчета исторического движения народов были революционные события начала XX века. Историзм мышления тесно связан с формированием эпических жанров в младописьменных литературах Северного Кавказа, с мастерством романистов, определивших достижения жанра, особенности эпического воссоздания жизни и судьбы народа, национального характера в первую очередь.

Исследователи северокавказских литератур в своих трудах всесторонне исследовали пути развития генетически единых литератур, народов Северного Кавказа, формирование в них развитой целостной жанровой системы. В трудах литературоведов и фольклористов сформировались теоретические положения, связанные с развитием эпических жанров, его историко-революционной и современной национальной прозы.

Литературоведческая мысль вызревала одновременно с процессами становления и развития повествовательных жанров литератур народов Северного Кавказа. Начало нового этапа развития литератур тесно связано с новаторскими исканиями писателей в изображении национального бытия и национального характера.

Труды теоретиков северокавказских литератур - А. Гутова, X. Теунова, Р. Хашхожевой, А. Хакуашева, Ю. Тхагазитова, А. Схаляхо, К. Шаззо, Р. Мамий, М. Хачмизовой, Л. Бекизовой, Р. Фидаровой, Н. Джусойты, А. Караевой, 3. Толгурова и других - послужили фундаментом в исследовании кардинальных вопросов, связанных с художественной концепцией национального характера, образа горца в русской и национальной художественной традиции. В данной главе нет возможности исследовать все грани означенной проблемы, проследить во всей полноте и индивидуальности выражения образа горца,

национального характера, воссозданного в литературах народов Северного Кавказа. Мы избрали принцип историзма характера в качестве наиболее плодотворного способа изображения в творчестве писателей определяющих тенденции развития эпических жанров и эпического героя в литературах Северного Кавказа.

Основываясь на опыте предшествующих исследований на характеристике героев литературного историко-героического эпоса, созданного усилиями известных прозаиков X. Аппаева, X. Абукова, X. Байрамуковой, М. Батчаева, Н. Джусоиты, М. Дышекова, К. Джегутанова, X. Жирова, X. Кациева, Д. Кубанова И. Машбаша, А. Суюнчева, Ж. Токумаева, А. Теппева, 3. Толгурова, Ю. Чуяко, О. Хубиева, О. Эгизова и других, мы исследуем принципы изображения человека в его общественных связях, психологизме характеров и.т.д. В создании концепции национального характера писатели не обходят стороной традиции осмысления человека, что способствует изображению нравственных основ личности, взаимосвязи этических идеалов народа.

Как отмечалось, реалистический опыт создания образа был накоплен в русскоязычной прозе писателей-просветителей. Овладевая реализмом письма, национальные писатели использовали опыт, накопленный в общероссийской и мировой практике, реалистические традиции русской литературы, в контексте которой они развивались. Как было показано в соответствующей главе диссертации, этот опыт сказался на творчестве писателей просветителей Северного Кавказа, заложивших основы литературно-эпической традиции жанров рассказа и повести. Известный литературовед Б.Л. Сучков говорил о том, что понятие "характер" - это основополагающая категория литературы. Эта категория "сложная и постоянно развивающаяся, меняющая свое наполнение в зависимости от конкретных исторических условий, творческого метода, каким пользуется художник, и степень постижения искусства сущности человека". [57:41]