Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная условность в современной Азербайджанской драматургии (1960-1980 гг. ) Алекперов, Азиз Юсиф оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алекперов, Азиз Юсиф оглы. Художественная условность в современной Азербайджанской драматургии (1960-1980 гг. ) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Академия наук Азербайджана. Ин-т литературы.- Баку, 1991.- 29 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/4037-0

Введение к работе

Актуальность темы определяется двумя векторами,первый из которых носит' «исто теоретический характер. Так, несмотря на оби-

_ 4 -лис стлтеГ и мо.чогрч'иГ о проблеме .условности в художественном

твор»естт>е эя псслсдняе десять лет,псе еще ждут своего обгектив-ного кауаюго решения.такие концептуальные вопросы,как художественно-эстетический статус, типологическая классификация условности, ее отношение к отдельным смежным категориям, место в процессе художественного отражения (как одного из двух способов, выделяемых по принципу соответствия формам действительности).

Пагом вперед является понимание.исследователями под.термином "первичная'условность'" не самого общественного сознания, а именно акта художественного отражения, но неточное обозначение пределов,с одной сторони, художественного отражения (т.е. пер-вич:юй условности), и, с другой, условности приводит ко многим непрэпокеркнм научным' предположениям .Вследствие -.этого,по сей день различима жанры (сказка,притчз.миї.легенда и др.),худо-жестветше-сродства (символ, адлсгоркл, Фантастика,гротеск,метонимия, синеклота, эстетический знак, метяїора и т.п.), методы' и течения (романтизм, символизм, Формализм, модернизм и др.) ошибочно исследултея и представлюзгея как особые

Характерным фактом азербайджанской литературно-критической и тёорзтичвскоЯ мисли является отсутствие специального внимания к проблеме условности как самостоятельному предмету исследования на уровне художественно-эстетической категории.

Таким образом,в азерба?джансиои - в не только - литературоведении проблема художественное условности в теоретической аспекте сохраняет свою актуальность.

Второй вектор, которым обуславливается акт:альность исследования, непосредственно связан с художественным опытом -национальной драматургией 1960-80-х годов. Этот период напей дра-

- 5 -матургии - один нэ самых многогранных с точки зрения использования прпемоп худобестланной условности как в целом в литературе, так и в истории драматургии. Критика такте стала признавать,что "в драматург»» лос-"с;;ого периода явно ощупается тенденция к нс-лользовеїгяп условности.Это есть процесс,свяэажшй со стремлением драматургов и театра соответствовать сопремекішм требованиям"! и ясно, что она не мояет бить в стороно от комментирования этого процесса.

С друго? стороны, реалистическая литература, особенно драматургия, более консервативная по сравнении с другши лпте- ратурннми Нормами в области жизнеподобного изображения действительности, аккумулирует в себе новые образные возможности худо-явственного отражения. В этом смисле драматургия 1960-80-х гс-.дов дает богатиЯ материал.

Наконец, диссертация представляет определенный интерес о точки зрения методологическо!" оценки идейно-эстетичэских принципов литературного процесса G0-80-X годов,являющегося важным звеном в истории развития национальной драматургии, ее поэтического своеобразия.

История изучения теми. В отличие от художественного опыта, теоретическая тюль.всегда занимала неустойчивую позицию в отно-пешта этой важной литературно-эстетической категории.Причина такого положения кроется прежде всего в двойственном характере условности, в отсутствии точной дафТеренциащот ее содержания, роли и функции как философской литературно-эстетической категории.

В первые послереволюционные десятилетия господства вульгар-'но-социологических взглядов и официально!! марксистской эстетики

I- Талыбзадо-К. Тонгид »е твнгидчплэр.-Г., 0аенчы,1989,с.465.

понятие "условность" о"ило вычеркнуто не только из литературоведческих,но и лингвистических словарей,в дучзем случае его лексико семантическое толкование определялось кзк "отрешение от реалистического по ян яшУ! действительности .

Наконец,начиняя с середины 50-х годов,в советском литературоведении в эстетике снопа проявляется интерес к проблеме ху-дочретвешгой услогпости.п она становится предметом нескольких дисхусеггй .развернувшихся на страницах журналов "Творчество", "Зрчрссн литепптупн", "^езгр", "Искусство к:ио".

По холу этих обсуждений,естественно,высказывались противоположное мнения,и ели не прекращались в последующие десятилетия. Чесмотпя на пеоднократнне опровержения одной и той же мысля, лозинки,они ставились и защищались заново,обусловливая затяжной хаог-ктер псгорни исследования проблеми художественней условности за последние десятилетия.

Идея о необходимости'определения категориального содержания понятия "условность" находила свое отражение еще в первых исследованиях.Довольно скоро теоретическая мысль стала различать два'начала в содержании этого понятия: гносеологическое и художественно-эстетическое .выдвинув, тезке о двух типах условности:' первичной, художественной .Первый из них подразумевает сущность познания искусства,тем самш ставя знчк равенства между условностью и художественным познанием.Второй тип условности,в отличие от первого, предполагает не художественное познание дей-

I. Подробно об этом см.': Михайлова А. О х.'догествеш.'ой ус-ловности-ї!1.:Инсль,І370,с.І6;Дглі;трцев В.Реализм я х;дояествгянся условность.-М. ,СИД974,сЛІ ;Скрауцис В.ВДудожестгенная условность и ее глрриое проявление в лат'ХЕской согетско? литературк,-АКД Рига/ 1975, с. 4.

_ 7 -с'тзктелыюсти.а его особый метод,преднамерение д.&!о(*л:щию в изо^рт-'ешш жпмнешшх Форм.

Наконец, н ISCG году появляются перішо моногг.'"ir.jc.r.iG Ий-сл5Діш;шкя, благодаря которым біти сделаны кирдииальнне шаги в изучении ппоЛяомн.Ресмотря на все недостатки этих исследопаниіі, впервые во всеспаном литературоведении художественная условность рассматривалась как предмет поотики применительно к современному художественному опыту. В последующих годах продолжалось изучение теоретические вопросов проблеми художественно!1, условности, а тркчє рассмотрение отдельных национальных литератур в этом налрпвлешнг,

И в то же время намеченная ди}Ференциация в содержанки понятия "условность" не смогла расставить точки над " 1 " в связанных о ним слооах.

Палтпо бнли разногласия в дискуссиях на. страницах "Литературной газети" в мяе-иэтне 1?78 года, а такяе в исследованиях' Т9Г.0-70-Х годоп.

В последнее время в национальном литературоведении возрос интерес к проблеме художественно!', условности, опубликованы от-делыше статьи Эльпина, В.Вердиева, Я.Ахундова, Т.Гахраманова, Р.Исмайлова я других"'. Авторами этих статей еде лани интересные

I Михайлова А. О художественной условности.-М.:Мнсль, 1966; Аскаров Т. О природе художественной условности.-Фрунзе(Кыргызстан, І9ГВ,

тоат к тСМп:п Елъ)ш> Драштуркнз.-ща івдрт,,,.,,,, барздэ.-'Тобустап ",. iJ/l,»l; а.іЗорднпов. г.улслр AsopoajvuH нперинда реаллнг вэ портшшк.-Азорбалчнн совет адпбиізаташн поетека мпсолплэри.-Г-.,АДУД986,с.Я6-9'. J.Ахундов.Тприхо мгасир бахиш: роман па бодік; ттітклик.-в кн. дарих п< Г,оман.-Г.,^азнчн,ІЄ88,с.І54-Ііі6; РЛІсмаішюп.Оосиллист реализки адаби латында оедии шорталлк, Т.Гврроманов.Мгае.ир АяяроалЧан нясринде іпорти-«етофорпк тслуб.-обе статьи и кн.: Ларпдтгші!>г ретоду мчсалэлари.-Б., ЕлкДЭьЭ, с.57-66, С.ІЗ&-147.

- 8 -разбор» проияіжцони."., но и они не избежали некоторых методоло-гических ошибок, обуслояшшнх существующим теоретическим уровнем.

Іїо только дрлматургил ЄО-80-х годов, но и критика того периода, в частности публикация Дж.Дляїарова, М.Дхафара, Я.Гара-ева, Л.Сятиеяп, И.Рпгпмли, Э.Мамедопа, дает определении^ материал в связи с проблемо?, художественной условности. В их исследованиях питали свое научное телковпиио и .аяементи условности, испольчог'пішче в анплизир;смнх произведенных, определены их художественно-эстетические ^ункп'.к, многообразие, кзтегорналь-ннв особенности и.др.

Основной объект ясслодовяяяя составляет озербзйлданская дтмятургия РО-ВО-х годов - пьесы И.Э$ендиева, Р.Ибрагимбекова, Ї.Тіпгзбзпде, НЛазри,- в которих пепольэуптся различие Формы в элементы художественной .условности.

МртолологнчрскрГ и теоретическое осново?, диссертации является пмепднГся эстетический, ллтературоі'едческпГ. опыт в области художественного дознания и отракения.Основной метод исследованпл-сровиительло-тилологический. По мере необходимости использованы

ЛОПТЧЄСКИЙ И ИСГ0рЙК0-ГЄ!!ЄТИЧЄСЮЙ7!ЄТ0ДЦ,

Цель и задачи диссертации. Основная цель- работы эаклг>-

чалась в исследовании роли художественной условности поэтических исканиях азербайджанской драматургии ІЗбО-вО'-х годов.

Достижение Данной пели предусматривало решениеследующего круга вопросов:

- исходя из понимания условности как особого способа художественного отражения, дать оценку даевпдася мнениям V определиться по поводу места условности в процесое художественного отражения, ее художественно-аствтического статуса;

ппосг.р*;-.!"'!, преемственные св;ши с нышонплышми традициями драматургии в рассматриваемом аспекте;

охіппктеризовпгь типологические особенности услошостн. на основе чего дать ее класснйи."::;:::»;'

провести анализ отделышх ТИ!ЮП, злеглонтов условности в драматургии ІОГО-80-х годов с точки зрения их роли в реализации индивидуального стиля того или иного драматурга, о тоїсаз в контексте поэтического своеобразия конкретного произведения.

Чпуччпя новизна. Проблеми-художественной условности п азербайджанском литературоведении вперьие становится предав-то м моногрштического исследования.

В диссертации сделана попытка на материале современней азер-йаЙдч:?нскоГ драматургии определить художественно-эстетический стат:с условности как специфической. (Тормы познания.

Определена категориальная сущность условности, охарактеризованы типологи^екпе признаки, на основе чего разработана классификация типов условности, исходя из предмета обращенности (субъекта, псострзнственцая, временная).

На основе анализа драматургическихпроизведений в рассматриваемом аспекте показана роль художественной условности (различных ее типов и уровней) в выражении индивидуального стиля автора, жанровой реализации произведения, поэтическом контексте драматургии.

Hnymo-прпктическая значимость работы заключается в том,' что ее методико может представлять определенный интерес для ПОСЛЄ-дуетдах исследований в области художественной условности, в том числе по материалам других жанров. Кроме того, отдельные положения диссертацтт мог>т быть полезны в трудах по теории литературы, в частности о различии уровнях в системе худоздетвшшого отражения.

Нябл\у№іі::я и ыгюди диссиртлшш могут биТЬ ИСПОЛЬЗОПОНИ нп Л-илологичгсгих if лкзльтетах пузов при изучении курсов теории . литературы, вопрсс.оп поэтики.

Апг'О^т'ня работы. Тема диссертации утьсркдена координационным сопстсм Института литератур» им .Низами ЛІІ Азербаі'д-:ана, Рг^ота оСсутдена и рекомендована к защите отделом теопик\лкте-ратурн Института.

Основное положения диссертации нагуш отражение в докладах, зачитанных на научннх кбы'ерениплх, организованных All Азербайджана и F.ikhhckvm Государственным Унигсрситотом (1987, ТРП9, І0Я9), в статье "И з пост нях" АН Азербайджана.

Структура работ». Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения п библиографии,

КРАТКОЕ ССЛЕРГХ'ПЕ РАГСТЫ

Во введении обосногивпется актуальность исследования,определяется его научная новизна . освеиается исторг разработки вопроса, Формулируются цель и задачи диссертагая.

Первая глава - "Условность как спеил'ически!! способ художественного отражения мира. Условность субъекта" - состоит ня четырех разделов.

I. Категориальная сущность художественной условности и проблема ее типологическое класса?якацди. Ввиду отсутствия в современной научной мысли общего принятого мнения относительно изучаемое проблемы, в настоящем разделе предпринята попытка рассмотрения художественной условности - на уровне гоотэйовки вопроса на конкретном одыте азербайджанской драматургии 1950-80-х годов. Здесь зыделенн два аспекта: ytommme содержания ка-тагоротт "художественная условность я ее граней, а также разра-

- II -

ботк.ч типологической классификации условности.

Анализ имеющегося опита наблюдений и суждений об условности как художественно-эстетической" категории ив позволяет выделить единого мнения о ее диМерспциалышх катогориплт.»!'* грнзнч-ках.Хптя з лгобом случае элементы художественной условности в синтезе сводятся к деформативному изображению внешних форм объективной действительности, либо к конкретно-чувственному отражен того, что не существует пли но может существовать в реально? жизни. !>го позволяет рассматривать условности не как одно из средств выражения в системе художественного отражения, художественный прием » т.п., а как универсальную категорию, характеризующую способ художественного отражения.

В диссертации специально освещен вопрос об имеющемся опыте класс иг иканий художественной условности. В частности, критически оценивается попытки рассмотрения различных методов, направлений .стилей, жанров, художественных средств и т.п. как особых форм условности. В диссертации ставятся под сомнение научиш принципы классификации столь, неоднородных, нерзвновеликих литет>атурно-эсте?ических явлении.

Попытка пергой системной классификации художественной условности встречается в работе В.Разумного . Более подробная ти-полони дана в исследовании Т.Аскаро'ва*'. Однако в первом случае художестгенпяя условность не ограничивается от первичной условности', классификация жо, предложенная во втором исследовав

1 . См.: Рязумиий В. О природе художественного обобщения.-
М.: Соцэкгиз, IW0, с. 51-52.

2 См,: Аскаров Т.'Художественная условность как эстети
ческое явление в свате ленинской теории отра:дашш.-Фрунзе,
Киргизстан, 1984.

- ЇЙ -нго», отличалась субъективностью теоретической мысли, к тему ас ни один из двух вариантов не охратнвзл всех элементов художественного ош.та. Что касается диТч1 ерекццровакйя по принципу, реалистическая - формалистическая, то оно имело идеологический' оттенок - поотілюпостагление социалистического реализма буржуазному искусству.

Правильная методологическая постановка проблемы наблг-одзег-ся в ит!ем литературозеденпа ецс в 6С-Х годах. В частности. Я,Карэев>определяя место jстоимости по отношения к различным методам и напрлвленичм, писал: "...Эгимл же олементл"к пользовались п рчгкл::ошне ромянтаки, но нельзя по отої! правке эти . элементы грі!*исл-~ть к разряду реакционных... Аг-гор, правильно осоэпаюгсий дс:зленя:яв действительность, мозет дать изображение больае соответстг.утцес: ее якзнеі:ноГ чорме... К тому да в это время "соответстрие жизяенпоі: <|орме..." не является юптерирм, определяющим художествешшГ уровень образа и :»оСае уровень типичности и реализма . .

В диссертация ставится вопрос о научноґ. целесообразности классификации худохгствеяной условности, опирагязеГся на обох?. эстетический' прізшяп. ІІнкми словам»,художественная мисль отражает реальность, имеющую основними Йормачи суцест-ОЕачлк пространство и время Свае зависимости от объективности и с;.бгектпа-ности), различило еобытгч и харскт&рч.і'о лосколы:у собнтие есть не что иное как движение.дейстгдя субъектов, а в этом смисле

OHO раСТВОряеТСЯ Ь, П0НЙТИ7. ?ре;.'.еНИ, ТО 3 Лг)бСМ ХуДО.'йСТГ'СП'ОМ

отратании отчєтлкро просматривается три основных компонента:

I Зааир Г. Фвчг.е вр гаЬрамап.-Е. ,Азар5.СС~.ПА, 19?Ь, с.96-?7,

- ІЗ -

субъект,пространство и время.Художественный опыт подтверждает, что нет элементов вне трех видов условности - условности субъекта, пространства и времени.Дшшая классификация позволяет не только охватить все Форми вираження условности з художественной литератуое-.чо я ка^ык раз объективно оценивать их функциональное своеобразие.

П. Обиие типологические особенности субъектной условности. Конкретно-чувственное определение "внутреннего я" образов. Основу субъектной условности составляет условное - в основном . деформированное изображение внешних яигненных форм того или иного субъекта,являющегося объектам изображения в конкретном художественном произведении (сюда относится все, что касается образов - общий вид, бблик,одежда, манеры,речь и т.п.). Но художественное сознание, наряду о объективной действительностью, отражает то, что не существует' или не-может существовать. Последнее характеризуется двумя типами объекта изображения: изображается либо внутренний мир образов, либо изображаемое не зависит от внутреннего мира образов и существует в объективном мире произведения. Этот второй тип образов, как правило, чисто міфячеоко-Фантасгического происхозвдения (бог,демон,ангел, дух я:др.), они аключэдтся в "объективный мир" произведения как продукт субъективного мира писателя.

Таким образом, в диссертации зыделяются три типасубъект» ноА услорности: I. деформация внешних жизненных форм,имевщих место в объективном мире (реальної! жизни) субъектов; 2. конкретно- чувственное выражение."внутоенлего я" образов; 3. изображение субъектов, не существующих'в объективном мире,'включаемых в художественную ткань произведения как продукт субъективного мира автора.

ПерпнР it трети!! тигн субъектио!! условности не характерны для азербайджанской драматургии 1960-80-х годов. Б целях создания общего представления о них а диссертации приведенії конкретные примеры из нпциоиаш'ого и мирового художественного наследия. В 60-60-е годы азербайджанские драматурги отдавали предпочтение в основной второму типу условности,что объясняется прежде всего спецификой этой драматургам - выдвижением на первый плян лирического и психологического стилей.

Художественны!! опыт покайньает, что сом второй тип неоднороден и внутри него можно наделить подвиды.Так, вне зашего/ости от идеРнэ-эстетической сущности художественно!! системы во всех случаях конкретно-чувственное выражение субъективного мира образов ведется в двух неправлениях: е/ неыатериализованкые "голоса" (размышления, яечты и т.Д;) внутреннего "л" материализуются в жизненных звуках; б/ внутреннее "я" зключается в художественную ткань как конкретний персонаж,

П. Условнь-й образ "голоси как особая .'(Герма вырат-ети" внутреннего я" {"Уничтоженные дневники", /7.!ои 'грехи", "Не могу забить", "Если ты не горишь", "Ультиматум"). На ранних порах художественного сознания услоэяий образ "голос" функішоналіно был более однообразен,как правило, выражал ззаимоотнесения и духовко-психолощоеское ооиений смертных - простых лодеЕ и полубогов с бессмертными .'богами,.-';,.

На следующих этапах развития художественное мысли мимические сюжеты постепенно теряют свей ведущие позицкя и литература приближается к ревльному бытих, повседневним жизненным событиям. Это поелтжило толчком к.возникновения.човых форм условного, елемента "голос". Теперь г«рби прокзве де чий слшат не толтко голоса, божестмшних сил, но и более реальные "заземленные" голо-

ся,например, голос человека, не существующего в конкретном пространстве (либо вообще а жисни), голос /"из-за сценн", своії внутренний голос, свяяалішй с конкретними психологическими состояниями (беззвучний "разгоіюр", спязшнти с такого рода осстоя-ниями, как сомнения, копейский и т.п.).

Закономерным результатом расширения функционального смыслового диапазона условного элемента "голос" язилось то, что на сегодняшни? день иеобходщо различать.два его типа: I. Слшкмый голос, являющийся размышлениями субъекта, т.е. пертого лица. ?. Голоо из индивидуального мира постороннего субъекта - второго липа или его голос, появлявдпися периодически.

Если в первом случае в САМОМ субъекте он СМ же становится объектом художественного изображения,то .во втором случае в САМОМ субъекте ДР'ТИЕ становятся объектом изображения.

Оба оттенка элемента "голоса" можно считать характерними для.доачатургии 60-80-х годов. Одншл из таких произведений является пьеса "Уничтоязшшє дневники" И.З^ондкева. В пьесе голос как условный элемент обнаруживается лишь в форме внутреннего одного лица - героини пьестгФариди. На протяжении всей пьесы мы олшим внутренш;!! се голос, который сконцентрирован в дневнике героини. Без этого художественного способа невозможно комментировать драму событий и характеров, нравствс-нно-психологичэскйе причины этой драмы. И здесь дневник явился той самой незаменимо? Формой, пояноляшчой автору проникнуть во внутренний мир образа.

Глогодаря этому художественному способу мы наблюдаем ее внутреннее состояние, преображение. Если в первом "внутреннем голо-се" <Т'яріт.пн заложен фундамент драматического конфликта пьесы,то то втором "внутреннем голосе" противоречие меаду.идеалами героини

и деГстчтельиостъю прегрвшается в открытую дрзмятичееку» кодлк-шго.

Следующие внутренние голоса Фаради идут после ее замужества, из бездни, безысходность которой она еще не осознала.Постепенно нарастает драматический накал проиэпедепш, появляется почка для нпстогких драматических столкновении. Но пока драматические конфликт ке достиг полюй силы, уже начинается его решение-развязка. Хоть я поздно, но Фарада пробуждается, что сопровож-деется сот?.енпрм дкелкиков,которые она писала на протл,т.ен:ги всеЕ пьесы. Эти дневники' олицетзоря&т иллюзии Саридц о счастье. Драматический конфликт завершается уничтожением этих иллюзий (дневников).Вся кдеГ.ияя сущность, па

Второй оттенок элемента "голоса" также нередко неблхуіаетея в драматургии 1960-РО-х годов. В диссертант подробно анализируются несколько произведения, в которых использован этот художественный способ - пьесы "Моя вина", "Ее могу заботь" И.Зфенди-ева, "Если ты не гориаь" НДазри, "Ультиматум" Р .Ибрагимбекова.

В пьесе "Моя вина" И.Зфендиева этот художественные способ выражается в'^орме "голоса Сахиба". Нидаахан-хан}.ч всю жизнь носила в свое", памяти, в своем сознании этот пятнадцатилетнее давности голос. И сегодняшни день она воспринимаем ч*рез свет того голоса, гол же она измеряет искренность или $элы:.ибость сьоего окружениям

В произведении "lie могу забить" тот же худедестьенннй СПС-СОЙ служит более лрактпческо!'. цели - прочтение письма одного персонажа к другому голосом напасавшего письмо. Такая подача пксі*:г. позволяет не только ознакомиться с его содержанием к- сохімкить динамичный темп развития событий, но и испытать сач:тл тупстее к

- T7 -переживании, испнташше героем при написании пиоша.

В пьесе "Если ты не горишь" использованы оба типа голоса кпк условного элемента: голос покинувшего жизнь человека (сахиба) я голося из прошлого - песг.Гйгисячелетнсй давности.

TJ пьесе "Улътттмлтум" в повествование вводится незнзчителъ-ная па прози*! взгляд деталь - "голоса Ленина'*,- которая слугит воссоздания главного героя фанатиком-поборником революционных иле.Г Ленина. Иннмн словами,здесь в качестве закономерности революционного развития приводится образ Яешша.Внутреншй голос Ленина, соответствуя по сути внутренним убеждением героя,пронизывает буїтяльно все сцени пьеси;ои мотет комментировать различные собнтга,происходящие на различных этаяах власти: "з парламенте, на -липе,метлу "СН" и "Я".

ТУ, Персоналиэацня "внутреннего я"("Второй голос","Ульти-мятум", 'Тн всег-г. со мной", "Момент истины"). В этом элементе условности "внутреннее я"героев материализуется в образах конкретних лялей .либо их чаянта или тєнєі'.

. Как в условном элементе "голос",так и здесь,в.зависимости от предмета изобоаяенил,мокко различать два типа: І.'персонализа-дия разм!г:ле:игі" гтервзго лица,точиее",суб*екта (сталкивание образа с самп.: собой); . Г.'персэналнзация "посторонних лиц",существующих и "периодически обнаруттлваизкея во внутреннем мире оубъекта.И опять в.первом случае субъект превращается в объект изображения САМ в СГРЕБ,я во втором случае - ДРУГИХ.я CUBE.

' Гплрієп З.Епдш! гэпраман: тарвхп мовзу вэ мтасир поетика ах~ тарыгалаг.ы*.-й кн.: Совет Ъо?зт терзи ве мтасар адебиЗдатыа гэпрема*!-ларь.-Ь,, "Зли, ISU6, c.It5.

3 азербайджанской драматургии 1260-80-х годов нашли свое отражение различние оттенки обоях типов этого элемента усдоанос-ти. Itep-.ый тип рассмотрен на материале анализа пьесы "Второй голос" Б.Вэгобзаде.

Драматургический опыт показывает, что как правило, внутренняя борьба героев из диалога с самим собой превращается в противостояние с самим собой и приобретает драматический харак-,тер.В этом'случае наилучшим средством художественного выражения такого нравственно-психологического настроения в драматургии является, олицетворение "второго голоса". Этот способ нашел приоритетное выражение и в пьесе "Второй голос".

"Второй голос" в произведении В.Вагзбзаде реализован в образах второго Рашада, являющегося внутренним голосом Рашада, и второго Арзу, соответственно представляючего тшутрениии голос Арзу. Как отмечалось в'критике, второй голос, "который слышится во всей поэзии Бахтияра-Вагабзадо,здесь превращается в отдельной

.образ-символ и участвует, наряду с остальными образами,в качест-

т ве равноправного" . Такое раздвоение позізоляет проникнуть в х-лу-

бину психологического мира героя и способствует раскрытий'его характеоа. Это раздвоение появляется как выракение двух взаимоисключающих друг друга морально-нравственных критериев в конкретной .ситуации, как.выракение колебаний героев, оказавшихся меж двух полярных выборов - долга и любви,и не знащкх, к которому из них приблизиться,и от которого отдалиться,

В другом значительном произведении современной драматургии-в пьесе "Ультиматум."" Р.Ибрагимбекова использован тот же художественный способ. Но, в отличие от пьесы "Второй голос", здесь

* Гарадев 3.,Салманов Ш. Поєзіфшш 'гятимф\,-',, Оазнчы, Il'So, c.IlB. .''

- 19 -теnoft на развивается,л разделяется на несколько "внутренних я". Анализ проітзпє,гл""я гр:гго.ч::т ;с виводу, что оно характеризуется-противостоянием четнрох лнчюетей - гопоя и его трех "внутренних я" (от етичного спора вплоть до вооружение-го столі'ловєіжя). На самом деле, ^еенс-логство и ответственность героя,оеозпаще го историчность предпринимаемого км шага перед целим народом^тра-ноР,сомнения л колебания.пороэденние отим беспокойством, г.путрен-няя борьба нашли слое отражение в персснализяпии трех 'чувств, обусловливающих: психологическое состоя!;ие главного героя в конкретно? йсторичгеког* ситуации; эти же чувства - Гуманизм,Решительность я Осторожность - вкупе спорят с самим героем.

В пьесе "^Ультиматум" автор столь та искусно использует вто-pof тля персон.глизации "внутреннего я*. Это художественное сродство в произведении реализовано в условиях образах Коломбини-РеполчішояноГ Реи, Обрученной, девушки и Потери, Эти образы проявились к рез; льтяте наделения различиях идеалов п представлений "внутреннего я" главного героя конкретной яизненной формой.

Среди драм, в которых используется олицетворение посторонних сил, сугаестзуппих в индивидуальной мире субъекта, особое .место занимает nvcr, И.Зїеидичва "Ти аоегла со мноГ". Образ Хуркуд-ханум, состг-влял неотъемлема часть поэтической структуры пьесы, ?тряет своеобразную роль в pjsejithh ее сшета. Не случайно героГг пьесн часто "обращается к умершей 22 года назад Хурщуд-хянум при необходимости осознать трудности жизненной ситуации и придти к конкретному рс-ениг, при восстановлении нарушенной п:утсе!Г'ей rsnv.OHmt" .

П'-в^а ""/'омент истины" Р.Ибрагимбекова в этом ряду отличіет-

1 p.-?h'.'J-'.;-n К. Театр» драматург вв гіХтарнишар.^Азврбозчан"»., I9t:2, * 2.

-ЯО-

ся от других по специфике использования данного художественного способа. Основную сюжетную линию "составляет история драматической борьбы до момента истины** Сама эта борьба ізєдєтся в двух направлениях: первое яространотео - в событиях мезду Следователем и Обвиняемым, разворачивающихся в комнате Следователя, следователь борется за обвиняемого, во имя его борется с призраком лжи, нависшим над ним; во ьтором пространстве - в тюремной камере эта/борьба или "допрос" происходят непосредственно внутри Обвиняемого и такое '"раздвоение" героя реализуется введением а повествование нового образа * образа жены Обвиняемого.Собственно, пьеса и. начинается с отого, "раздвоения:" допрос первоначально происходит не в комнате Следователя, а в морально-нравственном и психологическом мире Обвиняемого/Конец этого раздвоения (Обвиняемой гонит свою 2ену из тюремной камеры) совпадает с ' завершением, пьесы. . '...:

'. Вторая глава - "Условность пространства л времени" - также состоит из четырех чаете!:,

I. Общие типологические особенности временной и пространственной условности. Как и во всех, областях художественного творчества,в литературе изображение атрибутов времени и про-стренства с точки зрения ккзнеподобия находит свое отражение в двух планах: соответствия, жизненнш формам, деформации этих форм./ .;''-.:".:v '. '[ '-

В существующей теоретической литературе .отсутстпует классификация условности как самостоятельной категории, а выдвигаете-ся.же предположения и тезиси относительно этол проблемы зачастую игнорировали друг друга. В основном качеств, относящиеся к спецт^ике художественной трансформации реального времени и про-

I Гареі&в^ 0. Me'jsp шаусиазеїДіїр.-І'., Зй.йі;чн, Лі!, о.263,

-21 -стротства (перенесение локсльннх и ограниченных во времени событий на более глобалыше уровни.л тшасе изображение событий з различных пространственно-временных измерениях я т.п.), ошибочно счителтея Пактом худокествепиой условности1 .

В диссеотациг утверждаете:, --а-о для опрелеленкп спещйшта и гп»!Т!П1 обоих видов условности следовало Си исходить из ее об-гаих кятегоргзлышх особенностей. В этом смисле за основу берется то, что является услознш отражением того, что не может существовать в действительности или просто ие существует. Это и диктует рассмотрение пространственной условности как ирреального прострэнствз, е временной условности как тяла ирреального Бремени. .

В пелом предлагается различать два' типа пространственной
условности: I/ изображение событий я ирреальном пространстве;
9/ санхроняческоз течение событий в едином пространственном из-
мереттл. ...

Что касается условности времени, то в действительности реально" сущестзупт события настоящего времени, соответственно в том пли пнем произведении реальным худояеетвешшм временем спи-тчвтея только события настоящего времени. Белі эта реалькость-"время нястоялее" изрезается, время в произведении не йодчиня-ется замену "едлнолииеГного развитая" и может дзже двигаться г>сп<"ть (несмотря ha то, что едшголинеГное развитие и необратимость чррырии в #илссо?ки является зксиомоіі), то появляется не-

Т См.: Асгяроз Т. Худо?есг-ечная условность как эстетические лтечто п свете ленинской теории отражения,- Фрунзэ,. IP"*, с. во; Сагглинч Б.Ф. Поэииа эпического пространства п вгта---Л7 в "Одиссее" Гоиера АІСІ, !!,, ІЬВЗ, с. 10,

г 32 -

обходимость говорить об условности времени.

Одним из самих распространенных типов временной условности в художественно? литературе является изображение собитиВ в ретроспективе.

В художественном опите подтверждается и тип перспективного изображения, (изображение будущего,предстояще го). Но следует учитывать,что при изображении событий в. хронологической последовательности порой меуду первым и вторым собнтием происходит скачок длиною в несколько лет, и этот интервал остается брешью ' во временной атмосфере произведения. Такого рода скачки во времени нельзя считать фактом художественной условности, Ибо в обоих событиях художественное время остается реальній.! - настоящим временем, а когда понятие времени завершается ни "сегодня", и переходит на "завтра", тооно прододкется не как "завтра",' а кек "сегодня",-

Типом щ художественного времени следует считать то перс-

' .\ .,

. пективное изображение собитий, при котором события движутся "вскачь", не отрываясь от "сегодня" и снова "возвращаются" в "сегодня". ,''.-'

В художественной литературе наблюдается также сложное и многослойное изображение временных границ,(например,как в романе. "Лень казни" Ю.Самедоглу). Этот тип временной условности можно назвать и "хаотичес.чим" изображением,-

Таким образом, в диссертации классифицируются четыре типа временной условности: I/изображение-событий в ирреальном времени; 2/ ретроспективное изобракение собнтиіі; 3/ перспективное 'изображение событий; 4/ хаотическое изображение событий,

П. Изображение событий в ирреальном пространстве и времени ;.{"Момент истины", "Парк"), Ирреальность изображаемого и нроиаве-

- 23 -Лгнпт пррмрни и ппогтрчнсті'п хзрпкторнп для образа міяїілєния древ-неГ ргто^и, особенно для »'ол?.клорэ. Нппример, п полиюбинх сказ- ' клх "папство,п которое попадает геро!1, отделено о~ отцовского дома игпгпуоли"чм л^сом, морем, огненної» рокоР. с мостом, где

ПРІ'ТЛИЛСЯ 3"р!', ИЛИ ПРОППСТЬЮ, КУЛЯ ГОПОІ! ГірОГііїлИП.'ІПТСЯ или

спускпртся. >о - ~і'ридпсятог>" или "иное" или "нєбішалое" ГОСУДАРСТВО"

Но п «Тольклого it литературе уоловнпе пространства сушеотпу-пт нр только я ішло "условного" мира, в которые попадают герои, покидая "реллмшг" ».'нр произведения, иной раз таким условным простолкст-ом ятишетсп тумант»!* мир, в которнР приходят мимические горой или из готового они вишли. В няппонялыюи драматургии Т9Г0-80-Х голов п ирреальном пространстве условности доминируют эти особенности.Но эти условные пространства обладают mittj"wcki'vi» споРствлги. Например,в пьесе Момент истини*' Р.Ибра-гпмбррс-гя Угпя Обвиняемого каялии раз появляется яз зиягаїеіі чер-яото? плети кямерн я, покидая сцену, поэпрлщоетйя в эту же тем-/ ноту, "е'однокрлтное попторояпв ятого эпизода в произведении ПОЗ- \ водяг-т утвегтллть, что если на сцепе нет Женн Обвиняемого, то, зпя'тт, она находится в этом мраке' и всегда готова ntiftTH на сйе~ ну. Хотя в реллыюГ деСстптяльности нет такого пространства и с нет никакое дорогії от тюремной камеры.Таким образом, то, чгд 7 ?епя Обваленого является не более, чем воображением, подтверждается усложним содержанием згой) пространства.

В wee . "Парк" Р.Ибрагимбекова такяе имеет место "ирреальг. чое прогтрпнст"о" как тип условного пространства в "моменте ис!-гтга". I! все *е наблюдения показывают, что этот тип не является

Т Пропп В.Я. исторические корпи волшебной сказки,-Л.:йад-во rry,'T9W>, о. 281, ,

- P4 -

плодотворным для няшеї; драматургии 60-80-х годов.

*<то та касается "кореального типа времени", то в драматургии указанного периода отдается предпочтение воссозданию реального времени в пределах р('-.чьного времени.

Ш. Ситфлт'«еское изображение различных событие в единой пространственной плоскости ("Іеїшішш за зеленой дверью", "Ультиматум", "Момент истины", "Дом на песке"). Анализ драматургического творчества позволяет выделить два вида синхронного изображения разных событий в едином локальном пространстве ("*он-иина зп зеленой дверью") во втором случавсобытия, взаимоисключающие дру> друга юга происходящие за километры друг от друга, входят на сцену "со своими пространствами", составляя различные его полисы ("Момент истшш", "Ультиматум", "Дом на песке").

Б отличие от многих типов художественной условности этот-тип не является характерним для поэтической спеця{ ики фольклора. В Фольклоре действует только пространство, окружающее героя во время его эмпирическое деятельности, иными словами,происходящее за пределами этого пространства не может стать предметом повествования, поэтому фольклорное мышление не приемлет одновременного течения в' разных пространственных измерениях двух или более событии. В письменной же литературе, наоборот, 'увеличилась потребность в синхронном изображении событии с тенденцией отображения синхронической действительности в близких к жизни (Торнах во всей ее многоплановости и сложности.

Сопоставительное рассмотрение показывает, что в национальной драмр'Г'пгии 1960-80-х годов самые интересные и удачные примеры этого художественного способа создал Р.Ибрагимбеков. Одним из Т'мсих произведений является, пьеса "Женщина за зелено? дгепыо". Именно эта ее особенность выделена'критикой с точки

- 25 -зпония поэтическое структуры: "В "Женити; an пелено!: дверью"... рпзли"ире собгтия происходят к.'їк би одновременно. Перед ИЛМИ постоянно открыты и дворик, гло течет, бурная ЖИЗНЇ- болшоЯ СР.ЧЬИ сяпо^гиі'п ?!;тчт, и квартира бнвтего директора пепчгогячг.оі.'сгс

ТПХ!П"'"МЛ Л'ПЛ-',.""рО",Т... .

!Гг."Сгрг!иг.тпрт?г!Я условность, внбранная в пьесе,прежде всего ПОЗВОЛИЛИ ППТОПу ПОІ'ЯПЧТЬ Представителей рЧЛЛ'.ІЧШ'Х ОЛОЄП 0(5-

иествв.п т"г"р - преЛстгонть голос жеігт.тіш за золено* днормо как яр-то, относящееся ко всему человечеству и обществу.Основная идея пьосн п паекрнвлетея в отношении общества, его различных «лоноп к cnfnv- п о-повременно общечеловеческому крику этой яен-инн.

Второ? вил синхронического изображения собитий при пространственной условности встречается в пьесе "Момент истины" Р.Ибра-та-бековз на сцену с0 своїми пространствами. События пьесы происходят в дв:х разлихих измерениях - в кабине Следователя я тгремпог камере. Этот элемент пространственной" условности позволяет автору пподолтать собитил, не ослабляя драматизм,, а. такте обеспе'твает бнетпнн переход от одного собнтяя'к другому; Это, в своп оче"^ггь, полдпртапает необходим»? Зровенї. псіпсологическо^ втмоофвд во проченном промежутке, от одного: события, к другому.

Ч отличие от "Жеппины за зеленой дверьп" и Момента истины"'" в nwee "Ультиматум* пространство, где разворачиваются действия, растеряется до городских гррл.упГ. В прологе-ремарке драматург..сам; делит сгте"У на три части. В одной из них (в глубине сцены) идёт заседание Муся^ятского парламента,, в другой (на протяжений всей впеян) происходят собнтия бакинской действительности 20-го года;

I Дгбасов Г. Масштаб личности.- Правда,1974,'26 декабря.

-:6--

а в тін'тье!* оіша из исторических личностей, которой предстоит перепеть ультиматум Парламенту от Революционного Комитета, ГОТО-тпея и споем кабинете (на авансцене) предпринять этот шаг.

В еще одной пьесе Р .И' лгимбекоаа - "Дом на песке" - ис-нальзоипн тот го тип усло'.тости, правда, в несколько иной Форме. Так, находясь в слоеЯ городской квартире, "Зльдар видит и слышит нее, что происходит у родителей,преодолев пространстю, отделяющееего от них" . Точно тпк же родители могут без препятствие слепить за событиями, происходящими в городской квартире йльдара. Зльдар -сам после приезда на дачу "сидит" все, что творится в его городской квартире.

Таким образом, синхроническое изображение собитиР, являясь
одним из основних компонентов психологической драмы, определяет
свой статус в литературе и требует признания в теоретической
масли. '

ІУ. Ретроспектишое изображение событий. Одним из наибо-лее распространенных ти юв временной условности не только в драматургии 60-80-х годоа, но и в целом в мировой литературе является ретроспективное изображение событие. Тем не менее,как и некоторые типы условности, и данині! тип нельзя считать характерним для всей истории развития художественного сознания. Например, наличие принципа единства времени в Фольклоре исключает способ ретроспективного изображения в этой области поэтического сознания. Но психика человека, психологический мир человека настолько слогсннА механизм, что по может жить только сегодняшним днем,не может ограничиваться только увиденным. С другой стороны, "не мотет быть и речи об отражении эпохи вне хода времени,

I Ибрагимбеков Р. Избранное.-М.искусство,1984,с. 167.

вил связи с пг-о'плим я будущим, пне полноты времени" .

В яекоторнх работах2 проблема ретроспекции явилась предме-гом специального исследовлния, в них рассмотрены *<\ различные Аогми и фунюти,

В дрг"зтл>пїи последних лет наиболее интересное ислольэорз-ние ретроспективного изображения собнтиіГ встречается в аьесе Р.Ибрагимбекова "Парк". В этой психологической драме сразу после первого втттка драматического конфликта, вслед за первыми событиями "борьба" переносится в нравственно-психологический мир геоон. И продолжается в пробудившейся памяти и воспоминаниях, рязмтлештях героя.

Анализ ппояэвеДения в аспекте рассматриваемся проблеми приводят к виводу об органическое вписанности в по этическую структуру пьесн.в ее сюкетнуп линию ретроспекции. Ибо собнтия, протекягсше и. в інстоянем времени пьесы со всеми своими деталями, яе что иное как продолтяиие событий десятилетней дагности. й без тфоге.'-ання о тех миншпях днях незозкотно-постичь суть не только лоследутпих событии, но п самих образов, С помощь» ретроспективою иэобт^ения героев автор резлизуот эту потребность прчмо на "сиене".

Согласно закону, ретроспекциям, в пьесе "Парк" через прошлое "автор лает позмояюсть... своему герою как бы взглянуть на себя і иа своя постугкп со сторони,глазами другого человека, чтобы пра-

  1. Ерхтги М.М. Литературно-критические статьи. М.,Х,1,' І9Г6, с. 18?.

  2. См.: Рхерскяя Н. Концепция худояеетиеинего времени в сорпег'ешгом ромячефункции ретроспекции в романе.-Филологические науки; ЬТ,М. ,1970, If 4, Рогова Г.И. Ретроспекция как форма композрттгонннх поисков в современно? прозе,- АКД,М.,1983.

- ..-28 - : вюлно оценить, проанализировать промахи,допущешше юл"1. Дальнейшее развитие собитий а пьесе показывает,что логическим завер шением внутренней борьбы героя о самим собой стало то, что он смог возлнситься над мелич;..,;и 'жизни к придти к торжеству идеи лъеси.

Таким образом, одна из паяных особенностей ретроспекции -вновочявйние структуры образа - ярко выразилась в этом худо-жестпенном образца, .

Вторую функцию ретроспекции составляет определение сюжетно-композиционкойспецифики пьесы. Раскритюэ этой функции способствует произведенный в диссертант! анализ пьесы "Шире круг" И.Гасимова, который позволяет заключить, что ретроспекция как вид временной условности здесь служит не столько раскрытию духовного мт'ра главного героя,сколько прослеживания хроники .прошлых собнтиЯ,

В заключении подытоживаются наблюдения,полученные в результате исследования функций и форм использования художественной условности в азербайджанской драматургии 1960-80-х годов.