Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное осмысление проблемы развития личности поэта : На материале творчества А. Т. Твардовского, Н. Ш. Кулиева, И. Ш. Машбаша Юрина, Алла Анатольевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юрина, Алла Анатольевна. Художественное осмысление проблемы развития личности поэта : На материале творчества А. Т. Твардовского, Н. Ш. Кулиева, И. Ш. Машбаша : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Майкоп, 1998.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-10/1-9

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Среди множества проблем современного человскознания к концу XX века центральной и определяющей стала задача изучения человека как целостного начала. Ведущая тенденция современной науки - ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, «возвращение» ее человеку. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции - важнейшая задача, поставленная самой жизнью, это одна из глобальных проблем современности.

Ведущей идеей цивилизованного общества является утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала. Единство проблем личности и гуманизации общества переносит центр тяжести на субъектность человека, изучение его самодвижения, самостроительства, развития его духовности, обогащения его творческого потенциала.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что первостепенной задачей на современном этапе становится выявление соотнесенности науки и культуры непосредственно с человеком как субъектом познания, общения, творчества. Известно, что всякий конкретный вид творчества - это проявление актуализирующейся (творящей самое себя) личности не только в науке, искусстве, общественной деятельности, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию нравственного поведения.

Особый интерес для комплекса философских, психологических, искусствоведческих, литературоведческих научных дисциплин представляет творческая личность. Уже в античности наметилась двоякая трактовка природы творческой личности. Идеи Платона о творчестве как непознаваемом акте, мистическом откровении, интуитивном прозрении личности легли в основу идеалистической трактовки, а воззрения Аристотеля положили начало объективной детерминированности творчества. Исследователей эпохи Возрождения более всего занимали проблемы самосознания, обожествления отдельной человеческой личности. Мыслители эпохи Просвещения Н.Буало, Д.Дидро, Г.Лессинг были сторонниками объективной детерминированности творчества, обнаруживали зависимость характера творческой деятельности от времени, социальной среды, поэтических принципов. Представители немецкой классической философии Г.Гегель, И.Кант разделяли взгляды Аристотеля на творчество и природу творческой личности.

В 70-е годы XIX века в литературоведении сложилась психологическая школа, которая источником искусства считала душевную жизнь автора (творческой личности). Представители этой школы считали, что научное и художественное творчество дает человеку незаменимое сокровище -самопознание, они стремились определить душевные особенности личности творца, найти психологическое обоснование различных способов воздействия произведения на зрителей, читателей, слушателей.

В 20-е - 30-е годы XX века проводились многочисленные исследования специфики художественного творчества и личности творца. Среди наиболее значимых работ можно назвать труды В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, СО. Грузенберга, П.Н. Медведева, В.Полонского, Н.А. Рубакина и др." В 40-е - 50-е годы исследования творческой личности были малочисленны, отдельные вопросы затрагивались в трудах психологов Б.Г. Анананьева, А.Г. Коватева, В.Н. Мясишева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др.3 Особый интерес к проблематике творчества и творческой личности возник в 60-е годы, что нашло свое отражение в трудах литературоведов, лингвистов, культурологов, психологов: М.Арнаудова, М.М.Бахтина, В.В. Виноградова, Л.Я. Гинзбург, Г.М. Лен-обля, Л.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, О.И. Никифоровой, ІО.Н. Тынянова, А.Г. Цейтлина и др.4 В 70-е - 80-е годы проблемы личности творца были в центре внимания Н.К. Бонецкой, Т.Л. Власенко, В.В. Дементьева, О.А. Кривнуна, Е.П. Крупника, Д.Б. Колесова, Б.О. Кормана, А.Н. Лука, И.И. Резвицкого, В.Е. Семенова, Е.Н. Соколова и др.5

' В европейском искусствоведении ее представляли: Э.Бертрам, В.Вундт, В.Вец, Э.Гроссе, С.Жирарден, Г.Зибск, И.Фолькельт, Э.Эльстер, Эннскен. Среди российских ученых идеи психологической школы разрабатывали: Л.Л. Потебня, А.Горнфельд, М.Григорьев, ИЛалшин, Б.Лезин, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Т.Райков, В.Харциев.

" Бехтерев В.М. Личность художника в рефлексологическом освещении // Сб.: Арена. - П., 1924; Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968; Грузенберг СО. Психология творчества. - П., 1923; 1'орн-фельд А. Пути творчества. - П., 1922; Медведев П.М. В лаборатории писателя. - М., 1933; Полонский В. Сознание и творчество. - М., 1934; Рубакин Н.А. Избранное. - т. I. - М., 1975

' Ананьев Б.Г. О психологической структуре личности // Сб.: Проблемы личности. - М., 1969; Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1970; Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности//Доклады на совещании по вопросам психологии личности; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976; Якобсон П.М. Художественное восприятие. - М., 1965 4 Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М., 1970; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики; Исследования разных лет. - М., 1975; Бахтин М.М. Проблема автора // Вопросы философии. -1977. - № 7. - Эстетика словесного творчества. - М., 1979; Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. -М., 1961; Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. -Л., 1971; Гинзбурі Л.Я. О лирике. -Л., 1974; Гинзбург Л.Я. Литература а поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. - Л., 1987; Ленобль Г.М. Писатель и его работа. - М., 1966; Лихачев Д.С. Литература - реальность -литература. -Л., 1981; Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л., 1972; Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. - М., 1972; Тынянов Ю.Н. Писатель и ученый. Воспоминания. Размышления. Встречи. - М., 1966; Цейтлин А.Г. Труд писателя. - М., 1968;

s Бонсцкая Н.К. Образ автора как эстетическая категория // Контекст. - М., 1986; Власенко Т.Л. Собственно автор в истории русской лирики, типологические параллели и наблюдения // Типология литературного процесса. - Пермь, 1988; Дементьев В.В. Мир поэта. Личность. Творчество. Эпоха. - М.. 1980; Дементьев В.В. Личность поэта: По страницам русской советской поэзии 1917-1987 гг.-М., 1989;Кривцун О.А. Личность художника как предмет психологического анализа // Психологический журнал. - т. 17. -

Многочисленные труды в области исследования творческой личности свидетельствуют о неиссякаемом интересе к указанной проблеме, однако интерес ученых главным образом ограничивается самим творческим актом - проблемами вдохновения, таланта, мастерства. Мало изученной остается проблема исследования художника не только в рамках творческого акта, но и за пределами искусства - как личности со своей самобытной судьбой, поступками, образом жизни. Сложность проблемы заключается в том, что психологическое своеобразие развития личности творца в каждом отдельном случае столь различно, что затруднительно обнаружить какой бы то ни было инвариант. Между тем феномен творческой личности, предполагающий изучение скрытых, но прочных форм сопряженности творческого дара художника и его образа жизни, стиля общения, мотивации деятельности, типа активности - большая философская, психологическая, литературоведческая проблема, которая еще не получила полного научного освещения.

В реферируемом диссертационном исследовании особое внимание уделено работам А.В.Петровского и В.А.Петровского. Гипотетическое предположение авторов концепции персонализации о том, что через творческую деятельность «...художник удовлетворяет свою потребность быть личностью, осуществляет полноценный действенный вклад в других людей, впечатляет их, производит в них существенные смысловые и мотива-ционные преобразования»,1 с нашей точки зрения нуждается в дополнительном исследовании на примере конкретных творческих личностей. Недостаточная разработанность данной проблемы обусловила выбор темы диссертации: «Художественное осмысление проблемы развития творческой личности поэта (на материале творчества А.Т. Твардовского, К.Ш. Кулиева, И.Ш. Машбаша).

Выбор объектов исследования обусловлен рядом причин. Во-первых, все избранные нами поэты широко известны читателям как у себя на родине, так и далеко за ее пределами. Их по праву можно назвать народными поэтами, каждый из них является сыном своего народа - русского, балкарского, адыгейского. Подлинные поэты всегда национальны по характеру, по духу своего творчества, по истокам, но в то же время они всегда общечеловечны и интернациональны по своей сущности. Во-вторых, в судьбах и творчестве названных поэтов нашли свое отражение трагедии целых народов. Период коллективизации 30-х годов, принявшей

1996. - № 2; Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности//Психологический журнал.-т. 12. - 1991. -№ 1;Колесов Д.Б., Соколов Е.Н. О психологии творчества // Психологический журнал. -1992. - № 3; Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. - М., 1977; Лук А.Н. Психология творчества. -М., 1982; Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. - М., 1984; Семенов BE. Социальная психология искусства. - Л., 1988

' Петровский Л.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. - М., 1984. - С. 249

характер геноцида, наложил отпечаток на развитие личности А.Ї. Твардовского. Клеймо «народа-изменника», депортацию 1943 - 1944 года, мучительные годы изгнания, обретение утраченной родины и возвращение к родным очагам разделил вместе со всем балкарским народом К.Кулиев. И.Ш.Машбаш не был непосредственным свидетелем геноцида адыгского народа в Кавказской войне XIX века, но трагедия массового насильственного переселения адыгов со своих исконных земель в Турцию и другие страны Ближнего Востока оказала огромное влияние на развитие личности поэта.

Основным ракурсом реферируемого диссертационного исследования избрано изучение особенностей развития личности поэтов, их стремления максимально «транслировать» себя, свою личность в социум и тем самым удовлетворять потребность в персонализации. Творческая личность поэта характеризуется не только духовной потенцией, но и способностью эту потенцию реализовать в произведении, «одарить» своим богатым внутренним миром читателей, чье мнение всегда было значимо для избранных нами поэтов. Еще одним аргументом при выборе объектов исследования явилась склонность данных творческих личностей к проявлению неадаптивной активности как в творчестве, так и в личной судьбе. Неадаптивная активность характеризуется В.А. Петровским как предпочтение действий с неопределенным исходом, выходом за границы известного и предсказуемого. Творчество избранных поэтов зачастую направлено на преодоление сложившихся установок, норм, традиций, на расширение границ самораскрытия.

Через судьбы избранных поэтов прошла Великая Отечественна война. А.Т. Твардовский и К.Ш. Кулиев встретили это испытание достаточно зрелыми людьми, тема войны, этика «пожизненных обязательств» перед павшими, чувство «вины неизбывной» стали лейтмотивом их творчества. И.Ш. Машбаш принадлежит к другому поколению, события военных лет были восприняты им глазами аульского мальчика, но все пережитое оставило глубокий след в душе.

Есть в судьбах избранных нами поэтов еще несколько характерных черт, оказавших несомненное влияние на развитие их личностей: все они родились в больших крестьянских семьях, с детства познали тяжелый крестьянский труд, бедность, лишения. К.Ш. Кулиев и И.Ш. Машбаш очень рано потеряли отцов, стали свидетелями вдовства своих матерей. Каждый из избранных нами поэтов на определенном этапе жизни получил образование в лучших учебных заведениях Москвы. Необходимо отметить, что поэты были лично знакомы, их связывали теплые дружеские отношения. Для реферируемой работы представляет интерес и тот факт, что А.Т. Твардовский является представителем славянской культуры, а К.Ш. Кулиев и И.Ш. Машбаш олицетворяют особенности кавказской культуры.

Таким образом, при выборе объектов исследования диссертант исходил из перечисленных выше предпосылок.

Предметом исследования является процесс развития творческой личности поэта и отражение этого процесса в его литературной деятельности.

Цель исследования - охарактеризовать сущность и своеобразие процесса развития личности поэта на материале творчества А.Т. Твардовского, К.Ш. Кулиева, И.Ш. Машбаша.

Реализация этой цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

проанализировать процесс развития творческой личности поэта с точки зрения удовлетворения потребности в иерсонализацин (потребности «быть личностью»);

выявить и отметить закономерности этого развития;

- изучить психологические особенности влияния фаз развития
(адаптации, индивидуализации, интеграции) на творческий процесс;

- охарактеризовать индивидуальные особенности в развитии лично
сти поэтов.

Научной базой исследования, его методологической и теоретической основой послужили: философская антропология как учение о целостности человеческой реальности, о бесконечности человека и принципиальной незавершенности его бытия; сиетемно-деятелыюстный подход к развитию личности, восходящий к культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и разработкам в области теории деятельности А.Н. Леонтьева; концепция персонализации А.В. Петровского, концепция неадаптивиой активности В.А. Петровского. При определении направлений и ориентиров диссертационной работы мы обращались к трудам известным критиков, литературоведов, философов: М. Арнаудова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Л.Я. Гинзбург, В.В. Дементьева, Э.В. Ильенкова, А.Г. Ковалева, П.Н. Медведева, Б.С. Мейлаха, Д.Н. Овсянико-Куликовского, Ю.Оклянского, B.C. Соловьева, Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова, А.Г. Цейтлина, К.Г. Шаззо.

Большую помощь при изучении особенностей развития личности А.Т. Твардовского оказало обращение к трудам В.Н. Александрова, П.С. Выходцева, А.Л. Гришунина, В.В. Дементьева, А.А. Кондратовича, Е.Любаревой, В.Лакшина, А.В. Македонова, А.Н. Муравьева, П.Ф. Рощи-на, Р.Романовой и др. В освещении вопросов, касающихся личности и творчества К.Ш. Кулиева, автор опирался на труды Н.М. Байрамуковой, В.В. Дементьева, СБ. Рассадина, В.Огнева, З.Толгурова, Л.Шерешевского, Т.Е. Эфендиевой и др. При изучении творческих и личностных особенностей И.Ш. Машбаша мы обращались к монографии К.Г. Шаззо и работам Л.Бондиной, К.И. Бузарова, Н.Веленгурина, А.Гадагатля, В.Елагина, Е.Ш.

Ергук-Шаззо, В.Канашкина, А.Керашева, Д.Кикииа, П.Кошубаева, II. Кон-чаловской, К.Паранук, Р.Рожественского, А.Схаляхо, Х.Тлспцерше, Т.Н. Чамокова и др.

Для решения поставленных задач автором были использованы следующие методы неследования:

метод отраженной субъектности (В.А. Петровского), предполагающий анализ личности через ее представленность в жизнедеятельности других людей;

метод интроспекции (самонаблюдения) и самоотчета, предполагающий использование автобиографических и дневниковых записей, представляющих уникальность внутреннего мира человека в единстве переживания, понимания, отношения, его отраженность в самосознании автора;

биографический метод как способ познания, основанный на изучении человека в контексте его истории, через описание его биографии в форме психологической реконструкции жизненного пути творческой личности;

метод диалогической беседы, строящейся на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором познание усматривается только через понимание;

метод герменевтики (истолкование различного рода текстов - литературных, научных, исторических).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринимается попытка проанализировать процесс развития творческой личности поэта с точки зрения удовлетворения потребности в аерсонализации («потребности быть личностью»), рассмотрены на конкретных примерах творческих судеб поэтов фазы в развитии личности (адаптация, индивидуализация, интеграция) и их отражение в творческом процессе, охарактеризованы индивидуальные особенности развития личности А.Т. Твардовского, К.Ш. Кулиева, И.Ш. Машбаша. В результате исследования выявлено, что для развития творческой личности характерен нсадаптивный тип активности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в реферируемой работе проанализирована идея личности как социально-гуманистическая проблема, сделан обзор современных концепций личности. Результаты исследования содержат в себе положения, углубляющие знания и представления об идее развития личности, которая была и остается принципиальной проблемой. Особое значение имеют теоретические основы развития творческой личности, представленные в диссертационном исследовании.

Практическая значимость работы выражается в том, что реферируемая диссертация может стать основой спецкурсов и спецсеминаров,

учебных и методических пособий; может быть использована в качестве лекционного материала для студентов вузов по гуманитарным дисциплинам.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе Северо-Кавказских чтений «Проблемы журналистики в контексте новых общественных реальностей» (1995 г. Ростов-на-Дону), Северо-Кавказских чтений «Проблемы речевого воздействия» (1996 г. Ростов-на-Дону), XV региональных психолого-педагогических чтений «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (1996 г. Ростов-на-Дону). Результаты исследования отражены в публикациях автора, в монографической работе «Формирование личности поэта» (1996 г.). Основные положения диссертации были доложены на ежегодных научных аспирантских и профессорско-преподавательских конференциях АГУ (1996-1997 гг.), на кафедре истории отечественной литературы АГУ в 1998 году.

Структура диссертации определяется целью, поставленными задачами и содержанием работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.