Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное пространство в хакасской поэме второй половины XX в. Чочиева, Алена Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чочиева, Алена Сергеевна. Художественное пространство в хакасской поэме второй половины XX в. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Чочиева Алена Сергеевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Абакан, 2012.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/441

Введение к работе

Актуальность темы данного исследования. Ярким и значительным явлением в хакасской литературе следует назвать становление и развитие жанра поэмы, которая во второй половине ХХ в. достигла наивысшего расцвета и отличается широким дыханием и исторической зоркостью, умением хакасских поэтов пропустить через собственный личный опыт события и жизненные судьбы и обобщить их до уровня национального опыта. Уже в середине 20-х гг. ХХ в. этот жанр вошел в хакасскую литературу и значительную роль в ее становлении сыграли видные деятели хакасского общественного движения, такие как И.И. Коков, А.К. Манаргин, Н.Г. Доможаков. Во второй половине ХХ в. расцвет и укрепление жанра поэмы происходят благодаря поэтам нового поколения – М.Н. Чебодаеву, М.Р. Баинову, В.Г. Майнашеву. Они подняли хакасскую поэму на более высокий профессиональный уровень, придали ей глубоко индивидуальный облик, развили ее тяготение к жанровому многообразию, философскому познанию мира. Получает развитие, не без влияния русской литературы, лирическая поэма, продолжает традиции национального устно-поэтического творчества эпическая поэма. В этих жанрах отразились события остродраматического характера, запечатлен неповторимый, самобытный облик народа и народного характера.

Уникальность хакасской поэме придает пространственная структура. На фоне не только сибирской, но и общероссийской и мировой литературы в поэмах Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, М.Н. Чебодаева, М.Р. Баинова, В.Г. Майнашева отчетливо проявились особенности национального мира, выразившиеся в своеобразии художественного пространства, что позволяет проследить общие и отличительные черты хакасской поэзии ХХ в. в целом. Актуальность темы исследования определяется тем, что проблемы развития и современного состояния хакасской поэмы не становились еще предметом монографического изучения, а вопрос о художественном пространстве в поэмах хакасских поэтов второй половины ХХ в. до сих пор остается малоизученным.

Степень научной разработанности проблемы. Пройденный хакасской поэмой путь и накопленный богатый эстетический опыт исследовался в статьях, вошедших в коллективную монографию «Очерки истории хакасской советской литературы» (1985):
К.Ф. Антошин впервые обратил внимание на особое видение времени в поэмах М. Баинова; П.А. Трояков создал творческие портреты М. Кильчичакова, Н. Доможакова, М. Баинова; У.Н. Кирбижекова осуществила периодизацию хакасской поэмы и провела анализ поэм 1920-1930-х гг. военного времени. Различные периоды развития хакасской поэмы исследовала А.Л. Кошелева в монографиях «Поэтическое слово Сибири» (1996), «Хакасская поэзия 1920-1990-х годов: типология и закономерности» (2001). В.А. Карамашева в монографии «Творчество хакасских писателей в школе» (1995) раскрывает творческие искания поэтов в драматической поэме
М. Кильчичакова «Ожившие камни» и поэмах В. Майнашева «Мага» и «Таг Ээзi» (Хозяйка Горы). В.П. Прищепа в работе «Щемящей совести строка: Книга о современной литературе Хакасии» (2006) исследует творческий путь В.Г. Майнашева, А. Кыштымова, Н. Ахпашевой. В учебном пособии «Поэзия Хакасии (В. Майнашев,
А. Кыштымов, Н. Ахпашева)» Он поднимает вопрос о соответствии хакасских поэм традиционным характеристикам жанра. Н.Н. Таскаракова ведет большую работу по изучению хакасской поэзии, а также истории создания и формирования жанра хакасской поэмы.
В диссертационном исследовании «Развитие хакасской поэзии 1940-1990-х годов (традиции и новаторство)» она выделяет категорию времени в творчестве М. Баинова, рассматривает индивидуальное своеобразие хакасской поэмы. Творческие портреты хакасских поэтов создавали практически все перечисленные исследователи.
В хакасском литературоведении подвергалось анализу и хакасское стихосложение. С.А. Майнагашев в монографии «Становление и развитие системы хакасского стихосложения» (2003) исследует особенности стихосложения, в частности, поэмах М. Баинова.

Непосредственно развитию и становлению хакасской поэмы посвящены статьи Н.Н. Таскараковой «Становление и развитие хакасской поэмы» (2001) и А.Л. Кошелевой «Хакасская поэма 1920-1990-х годов: типология и закономерности развития» (2003). О поэмном творчестве отдельных поэтов написано немало работ. Так, признанному корифею этого жанра в хакасской литературе М.Р. Баинову посвящены статьи и разделы монографий К.Ф. Антошина,
П.А. Троякова, У.Н. Кирбижековой, М.Н. Чебодаева, Г. Сысолятина, С.А. Майнагашева и др. Поэмное творчество В.Г. Майнашева рассматривали М.Н. Чебодаев, В.А. Карамашев, В.П. Прищепа. Исследования последних лет, касающиеся творчества отдельных поэтов, помогают понять художественный мир хакасской поэмы, приемы и способы его воссоздания, отдельные вопросы поэтики жанра. Но до сих пор нет работ, посвященных особенностям хронотопа, своеобразию пространственной структуры хакасской поэмы. Анализ художественного пространства позволит точнее охарактеризовать общие тенденции развития хакасской поэмы второй половины ХХ в., выявить в ней специфику целостной модели национального мира, особенности национального видения, отразившиеся в пространственных представлениях хакасских поэтов.

Объектом исследования является хакасская поэма, особенности ее развития в ХХ в.

Предмет исследования – поэтика пространства в хакасской поэме 1950-1990-х гг.

Цель исследования – выявление особенностей художественного пространства, его связи с жанровым своеобразием и поэтикой хакасской поэмы второй половины ХХ в. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

  1. Охарактеризовать современное состояние теории художественного пространства в литературоведении, выявить еще не использованные подходы в исследовании пространственной структуры хакасской поэмы.

  2. Определить своеобразие пространственной организации в жанровых разновидностях хакасской поэмы второй половины ХХ в.

  3. Описать структуру мифологического пространства в эпической поэме М. Баинова, В. Майнашева, М. Кильчичакова.

  4. Выявить особенности социально-исторического и индивидуально-личностного пространства в лирической поэме М. Баинова.

  5. Проанализировать устойчивые образы природного пространства в творчестве М. Баинова, В. Майнашева.

Методологические принципы исследования обусловлены комплексным подходом, основывающимся на целостном анализе поэтического текста и сочетающим историко-типологический, мифопоэтический, сравнительно-семантический методы изучения художественного мира писателя. В работе также привлекается биографический метод, позволяющий интерпретировать произведения хакасских поэтов в свете их личного жизненного опыта.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды ученых-классиков – С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Б.Н. Путилова, В.Н. Торопова и др. В диссертации использованы также основные положения, содержащиеся в работах сибирских исследователей – К.Ф. Антошина, С.Ж. Балданова, С.И. Гармаевой, В.А. Карамашевой, Н.М. Киндиковой,
А.Л. Кошелевой, Н.Н. Таскараковой, В.П. Прищепы, П.А. Троякова и др.

Материал исследования: хакасские поэмы 1950-1990-х гг. «Думы о степи», «Путешествие во времени», «Текущие реки», «Встреча на Венере», «Хан Тонис на темно-сивом коне» М.Р. Баинова; «Мага», «Осенняя береза», «Чатхан» В.Г. Майнашева, «Алып Пиль Тараан» М.Е. Кильчичакова и другие произведения хакасских поэтов ХХ в. в аспекте обозначенной проблемы. В работе рассматривались тексты поэм как на хакасском языке, так и переведенные на русский язык.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые изучается специфика художественного пространства в хакасской поэме второй половины ХХ в. Дан подробный системный анализ жанровых разновидностей хакасской поэмы, который позволил изучить вклад ее создателей в национальную литературу. Впервые выделены и проанализированы особенности природного, исторического и субъективно-личностного художественного пространства в хакасской поэме. Исследована структура мифологического пространства в хакасской эпической поэме, еще не ставшего объектом научного изучения.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. До настоящего времени теоретическое изучение художественного пространства в хакасской поэме ограничивается лишь отдельными замечаниями исследователей. Но именно пространственная организация играет важную роль в воссоздании индивидуально-авторской модели мира и, наоборот, совокупный опыт автора, его представления о мире находят свое явное выражение в пространственной организации текста.

  2. Художественное пространство в хакасской поэме второй половины ХХ в. выступает как структурная модель двойственной природы: она передает структуру объективной реальности, воспринятой и переосмысленной субъективным сознанием национального поэта, его индивидуальной художественно-ценностной позицией. Двуединству пространства соответствует двуединая – лирическая и эпическая – природа жанра поэмы.

  3. Структура художественного пространства обусловлена прежде всего жанровым своеобразием поэмы, принадлежностью к таким ее жанровым разновидностям, как лирическая, эпическая и лиро-эпическая поэма.

  4. В структуре хакасской поэмы представлены различные виды пространства, такие как мифологическое, природное, историческое и субъективно-личностное. Значимыми образами-лейтмотивами художественного пространства в хакасской поэме являются образы дома, степи, реки, горы, тайги.

  5. Пространственная картина мира в хакасских поэмах соответствует концепции личности, утверждаемой в хакасской литературе 1950-1990-х годов. В лучших хакасских поэмах этих лет представлен образ героя-поэта, человека-труженика, хакасской женщины как личности современного человека, гармонично соединяющего мир реальный и идеальный, утверждающего гармонию в окружающем мире и противостоящего социальному и экзистенциальному хаосу.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях хакасской поэзии. Изучение художественного пространства в жанре поэмы восполнит недостающее звено в комплексном исследовании других жанров хакасской литературы.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и результаты исследования могут быть применены в преподавании истории хакасской литературы, привлечены при разработке уроков в школе, чтении вузовских спецкурсов, разработке учебно-методических комплексов по литературе народов РФ.

Апробация и реализация результатов работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры литературы Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Основные положения диссертации изложены в докладах на научно-методических семинарах кафедры литературы Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, в сборниках материалов международных конференций: «Народы и культуры Южной Сибири и сопредельных территорий: история, современное состояние, перспективы» (Абакан, 2009), «Тувинская письменность и вопросы исследования письменностей и письменных памятников России и Центрально-Азиатского региона» (Кызыл, 2010); всероссийских: «Алтай – Россия: через века в будущее» (Горно-Алтайск, 2006); региональных научных и научно-практических: «Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста» (Улан-Удэ, 2006); в докладах на научных конференциях, проводившихся в рамках «Катановских чтений» Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (Абакан, 2006, 2007, 2008 2009, 2010). По теме диссертации опубликовано 14 работ в том числе 2 статьи в рецензируемом научном издании «Мир науки, культуры, образования» (Горно-Алтайск, 2010), а также статья в зарубежном издании «Актуальные проблемы комплексного исследования алтаистики и тюркологии» (Кокшетау, 2009).

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационная работа посвящена исследованию хакасской поэмы второй половины ХХ в., в ней выявлена и определена жанрово-типологическая система хакасской поэмы, особенности образной структуры ее жанровых разновидностей. Полученные результаты соответствуют формуле специальности 10.01.02 – литература народов Российской Федерации (филологические науки), пунктам 4 и 5 области ее исследования.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего библиографический указатель рассматриваемых произведений. Общий объем работы составляет 160 с., из них основного текста – 144 с. Список использованной литературы включает 180 наименований.

Похожие диссертации на Художественное пространство в хакасской поэме второй половины XX в.