Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный анализ психологии личности и массы в русской советской прозе 20-х годов Станоевич, Драгица

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Станоевич, Драгица. Художественный анализ психологии личности и массы в русской советской прозе 20-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1990.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-6/1254-x

Введение к работе

Актуальность проблемы. Разворачивающийся на наших глазах процесс перестройки, ключом к которому стала формула "возвращение к человеку", выдвинул на первый план необходимость всестороннего осмысления проблемы "личность и общество". Важной ее составной частьо является вопрос о роли литературы в формировании общественных представлений о человеке.

Рассматривая процесс освоения молодой советской литературой исторической действительности периода Великой Октябрьской социалистической революции н гражданской войны иод углом зрения художественного психологизма, мы стремились установить характер связей между исторически эволюционирующей концепцией личности и- особенностями худоиэствимого изображения человека в прозаических про і jведениях 20-х годсв. Был ля свойственный психологизму подход в равной степени присущ художественным произведениям, относящимся к разным фазам становления послереволюционной литературы - этот вопрос является предметоц нашего специального интереса в настоящей работе.

Значение этой проблемы выходит за рамки узкого литературоведения. Советские исследоватоли неоднократно подчеркивали необходимость исторического подхода к проблеме психологизма, правильное понимание которой невозмоано без учета особенностей характерного для разных „талов общественного климата. Этот подход особенно актуален теперь, когда "исторический взгляд на русскую литературу советского времени" рассматривается не только как "невыполненная задача науки, но, пожалуй, одно из напряженных ожиданий совермєкного общественного

сознания" .

К настоящему времени усилиями советских историков, обществоведов и литературоведов уже проделана достаточно большая работа, чтобы пытаться иод новым углом зрения рассматривать литературный процесс, разворачивавшийся в СССР в 20-х годах.

Разработанность темы. Советской наукой накоплен большой и полновесный опыт изучения проблем психологизма. Среди об-цетеоретических трудов, им посвященных, необходимо в первую очередь назвать- работы таких ученых, как М.Бахтин, Л.Гинз-бург, Д.Дихачев . Благодаря их исследованиям термин "психологизм" об^ед содержательную глубину, позволяющую рассматривать обозначаемое им понятие в первую очередь в качестве . принадлежности литературы как явления социально-психологического по своей природе.

Различные аспекты психологизма как теоретической проблемы рассматривались в работах Ю.Андреева, Г.Белой, С.Бочаро-ва, А.Есина, А.Карельского. М.Храпченко и др. . В настоящей

Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы и деформации в литературном процессе. / Новый мир. - 1988, № 9. - С.240.

Бахтин Ы. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Сре-днгчековья и Ренессанса. - Ы., 1965; Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - Ы., 1975; Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979; Гинзбург Л. О литературном герое. - Д., 1979; Лихачев Д. Чего-век в литературе древней Руси. - М., 1970; Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения. / Вопросы литературы. - 1968. » 8 и др.

'Андреев Ю. Человек в мире. Поиски и утверждение принципов социально-психологического анализа в советской литературе. // Дроблены психологизма в советской литературе. - Л.,

- З -

работе были широко использованы подходы к изучение психологизма, предложенные А.Иезуитовым .

Значительное внимание уделило советское литературоведение и психологизму советской литературы 20-х годов. Помимо специальных исследований на эту тему, среди которых особо надо отметить работы В.Компанееца и В.Гришина , психологическая проблематика затрагивалась в работах, посвященных творчеству отдельных писателей .

При всем внимании ученых и критиков к проблемам психологизма в этой сфере до сих пор остается немало "белых пятен". Прежде всего требует более углубленного теоретического исследования вопрос о содержании таких терминов, как "психологизм", "психологический анализ". В их истолковании до сих пор наблюдаются определенные разночтения.

1970; Белая Г. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. - Ы., 1977; Белая Г. Художественный мир современной прозы. - Ы., I9S3; Бочаров С. Психологическое раскрытие характера в русской литературе и творчество Горького. // Согчалистический реализм и классическое наследие. - М., І^бО; Есин А. Психологизм в русской классической литературе. - М., 1982; Карельский А. От героя к человеку (развитие реалистического психологизма в европейском романе 30-60-х годов). / Вопросы литературы. - 1983, * 9; Храпчен-ко Ы. Художественное творчество, действительность, человек. - М., 1976 и др.

Иезуитов А. Проблемы психологизма в эстетике и литературе. // Проблемы психологизма в сг ^етской литературе.

Компанеец В. Художественный психологизм в советской литературе (1920-е годы). - Л., 1980; Гришин В. Традиции и новаторство в решении проблемы психологизма советской прозы второй половины 20-х годов. - Ы., 1977.

% работе над избранной темой были использованы труды: Вол-

_ 4 -

Применительно к советской литературе некоторая неопределенность в использовании понятия "психологизм" связана с тем, что на определенном этапе ее развития психологизм стал неким абстрактным нормативным требованием, механически предъявляв-вшыся к любому произведении.

Цели и задачи исследования. В своем исследовании мы исходили из того, что валким условием объективного изучения избранной темы является полный отказ от установки на психологизм как непременную принадлежность любого произведения советской литературы. В основу настоящей работы положен анализ художественного психологизма "Железного потока" А.Серафимовича и "Разгрома" А.Фадеева - этих двух ставших классическими произведений советской литературы. Сопоставляя эти романы, мы стремились не только проследить эволюцио литературного процесса в послереволюционный период, но и предложить некоторые объяснения причин, обусловивашх характер этой эволюции, а также поставить вопрос о том, какие из особенностей этого процесса носят характер закономерностей.

Пытаясь выделить типологические черты, характеризующие

ков А. Творческий путь А.Серафимовича. - М., 1963; Гладков-ская .1. Рождение эпопеи. "Железный поток" А.С.Серафимовича. - М.-Л., 1963; Ершов Г. А.Серафимович. Страницы жизни, борьбы и творчества. - М., 1982; Киселева Л. Творческие искания А.Фадеева. - М., 1965; Озеров А. Александр Фадеев. Творческий путь. - М., 1970; Бупшин А. Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности. - Л., 1983; Дубровина И. О революции, коллективе и человеческой личности. // Фадеев А. Разгром. - Ы., 1970; Великая Н. Роман А.Фадеева "Раз. юм" и поиски эпического синтеза. // Формирование художественного сознания в советской прозе 20-х годов. - Владивосток, 1975 уі ДР-

становление послереволюционных литератур в сходных исторических условиях, в качестве материала для сопоставления ыы взяли два сербских романа: "Прорыв" Б.Чопича и. "Солнце далеко" Д.Чосича. Народная революция в Югославии произошла на несколько десятилетий позже Октября 1917 г. Естественно, что и литература, ее отразившая, возникла в другой период мировой истории. Тем интереснее и, на наш етляд, плодотворнее мояет быть сравнительный анализ общности и различий произведений двух славянских литератур. Как отмечал югославский критик М.Бабовнч, в Югославии советская литература воспринималась как родная литература . Однако нас интересуют не факты прямого воздействия и даче не хронологические паррале-ли, а совпадения (и различия), которые можно назвать стадиальными, связанными с сущностным единством переливаемых народами разных стран исторических „обитай, отраженных в советской литературе в 20-х годах, а в сербской - в 40-50-х годах нашего века.

Предпринимая свое исследование, їді рассчитывали решить следующие осноыше задачи: выявить особенности художественного психологизма на первых этапах становления советской литературы, относящейся к периоду 20-х годов, и установить, насколько путь, пройденный en, является типичным для литератур других стран, имевших сходный исторический опыт.

Методы исследования. Для- решения поставленных задач нами была взята на вооружение выдьинутая Д.Лихачевым концепция внутреннего мира художественного произведения. Указав на

Бабович Ы. Советский роман об Октябре и сербохорватская литература. / Филолошки преглед. - 1969, № I. - С.58.

- б -

ограниченность литературоведческого подхода, ориентированного на прямое сопоставление изображения о действительностью, Д.Лихачев предложил художественный мир произведения рассматривать как неразрывное единство, охватывающее все образующие его компоненты - идейную сторону, сюж т, фабулу, интригу и др. Д.Лихачев разработал методику анализа внутреннего мира художественного произведения: в ее основу положена установка на восприятие этого мира в качестве замкнутой, обладающей собственными закономерностями системы, которая описывается в глобальных категориях "мира настоящего": время, пространство, психологический климат, социальное устройство и т.д. .

С позиций изложенной концепции задачи своего исследования мы видим в том, чтобы выделить морально-этические нормы, на которых строится внутренняя жизнь разбираемых произведений, принятые в них нравственные ориентиры, особенности подхода к проблеме выбора, "факторы сомнений", порождающие психологическую раздвоенность персонажей, роль социальных связей и пр., по возможности сводя все это в единую систему. Конечная цель наших усилий - воссоздание концепции личности в ее взаимодействии с революционной действительностью на материале прозы на разных этапах становления послереволюционной . ітературн.

Научная новизна. Новизна предложенного подхода состоит в попытке более динамичного, чем в некоторых из прежних работ, и отвечалщего нынешнему этапу дальнейшей революционизации общественной мысли рассмотрения художественного психологизма но только как чуткого индикатора, указывающего на суп,-ствен-

См. Лихачев Д. ВнутреннМ мир художественного про- введения.

ные особенности общественно-исторической ситуации, но и как фактора, имеющего в известной мере самостоятельное значение -эвристическое, активизирующее возможности сознания и в конечном итоге способствующее целенаправленному преобразованию такой ситуации. Кроме того, в работе предлагается, насколько нам известно, первый опыт сопоставления советской и сербской литератур послереволюционного периода по- углом зрения художественного психологизма.

Что касается используемой нами методики анализа внутреннего мира художественного произведения, то, отрабатывая ее на относительно хорошо изученном отрезке развития художественного психологизма, їді рассчитываем на то, что в дальнейшем она может быть применена для исследования менее освоенных отрезков истории литературы, советской в частности.

Практическое значение. Нам представляется, что сделанные в диссертации выводы могут быть использованы в дальнейших исследования как по истории советской литературы, так и других литератур. Разрабатывая один из аспектов изучения литературного процесса в плане сопоставления литератур разных народов, ыы сделаем посильный вклад в создание истории мировой литературы.

Содержащийся в диссертации историко-литературный и теоретический материал может найти применение при составлении курсов и спецкурсов по истории литературы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.