Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный мир прозы Фазиля Искандера Выгон, Наталия Семеновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Выгон, Наталия Семеновна. Художественный мир прозы Фазиля Искандера : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина.- Москва, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/3914-3

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что произведения писателя, написанные в разных жанрах, а также его эссеистика и публицистика объединены прочными связями, в результате чего их совокупность образует художественную целостность, обладающую особым этико-эстетическим потенциалом, -художественный мир. При всей распространенности в литературоведческой и критической практике определение "художественный мир" не обладает категориальной определенностью, но значение его в исследованиях М.М.Бахтина, Д.Д.Благого, Ю.В.Манна и других1 совпадает. Оно подразумевает высокую степень эстетической завершенности отдельного произведения или творчества писателя в целом, создающую иллюзию реальности и одновременно раскрывающую в единичном и преходящем сущностное и вечное. Границы по-

нятия "художественный мир" были обозначены еще В.Г.Белинским . Его тезис об особом, цельном, замкнутом в самом себе мире художника.который держится на своих законах, обрел второе дыхание в принципах системного анализа, активно развивающегося в отечественных эстетике и литературоведении .

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.Изд.3-е.М.,1972;Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.М.,1965; Благой Д.Д. Творческий путь А.С.Пушкина.Кн.1-2, М.,1950-1967; Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968, № 8; Манн Ю.В. Поэтика Гоголя.М., 1976; Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1979; Мейлах B.C. "...сквозь магический кристалл..." Пути в мир Пушкина.М.,1990; Непомнящий В. Пророк.Художественный мир Пушкина и современность // Новый мир, 1987, № I; Хватов А.И. На стрежне века (Художественный мир Шолохова).М.,1975.

  2. Белинский В.Г. Поли.собр.соч. - т.7. - М.,1955 - С.307.

  3. Борев Ю. Системно-целостный анализ художественного произведения (о природе и структуре литературоведческого метода) // Вопросы литературы, 1977, № 7; Мучник Г.М. Системный литературоведческий анализ. Алма-Ата,1986; Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы //Храпченко М.Б. Художественное творчество,действительность, человек. М.,1976.

Выбор методики данного исследования обусловило предположение, что принцип системного анализа может быть особенно эффективно применен в изучении творчества писателя, осознающего мир как единое целое б контексте бытия, поскольку здесь очевидна адекватность способа познания объекту. В диссертации используется также методика социально-структурного анализа с применением методов историко-генетическо-го и типологического исследования. Реферируемая работа представляет собой попытку применения системного подхода в конкретно-аналитическом исследовании жанрового и проблемно-стилевого своеобразия прозы Фази-ля Искандера, в творчестве которого возникает особый эстетический феномен - "замкнутый" национальный мир как аналог бытия человечест- ва.

Основой целостности мира Искандера является свойство художественного мышления, которое Л.К.Толстой определил как "единство самобытного нравственного отношения автора к предмету" .

Конституирующей чертой искандеровского мира является принцип приятия бытия как безусловного единства и абсолютной целостности, где нет ничего малозначительного или незаконного, что для гармонизации жизни следовало бы исключить.

Отмеченные исследователями свойства стиля Искандера являются не просто особенностями самобытного дарования писателя, но художественным воплощением этого фундаментального свойства его мироощущения.

Приятие бытия как основа мироощущения Искандера позволяет объяснить, почему мир его прозы, "изначально вмещающий трагические стороны действительности - смерти, убийства, сумасшествие, крушение судеб и целых жизненных укладов - остается светлым и жизнеутверждающим. Это светлый мир, потому что он в прямом смысле космос (т.е. "устроенность", "украшенность"), а не хаос, и реальный ландшафт родной Абхазии естественно преобразуется в нем в универсальное, субстантное пространство, вмещающее и освещенные солнцем вершины, и мрачные ущелья человеческой души'и истории. Это иерархически организованный мир , потому что все в нем, включая и его творца, подчиняются "священноначалию" вечных нравственных истин. Искандер, утверждающий, что творчество вообще есть стремление к самоосуществлению свободы, тем не менее твердо убежден, что "жизнь иерар-

I. Толстой Л.Н. Поли.собр.соч. в 90 т.т. - Т.30. - М.:ГИХЛ -.1951.-C.I8.

хична в самой своей сущности", и потому "вне любви к Богу нет и не может быть любви к народу .

Художественный мир писателя возникает в точке пересечения координат вечность и человечество,Бог и народ, причем абсолютная нравственная идея может существовать в нем и в форме религиозных верований, и как свято соблюдаемый оби-чай, и как нравственный закон. ч

Все эти важнейшие черты включает в себя метафорический образ дерева - намек природы "на желательную форму нашей души...,

которая позволяет, крепко держась за землю, смело подыматься к He's бесам . Его можно считать формулой бытия по Искандеру. Все реальные деревья, непременно входящие в хронотоп его прозы, образуют подлинное Древо Мира, восходящее к космогоническим мифам народов Кавказа. Приятие мира как единства и гармонии определяет и назначение искусства. По мнению писателя, "художество вообще - гармонизация жизни", а смех представляет собой "гармонизацию на уровне разума..., попытку преодолеть хаос".

Цель и задачи исследования заключаются в том, чтобы, анализируя творческую эволюцию Искандера-прозаика, определить основные "законы" и структурные особенности его художественного мира, обосновать первостепенное значение типа художественного мышления писателя как жан-рообразующего и стнлеобразующего фактора и показать обусловленность всех принципов поэтики Искандера особым миросозерцанием, для которого в качестве "рабочего" термина в диссертации предлагается название эпического.

Научная новизна работы определяется поставленной задачей: проанализировать системное единство прозы Искандера на разных уровнях художественной структуры - от общего нравственно-эстетического пафоса до типологической общности характеров, художественных ситуаций и приемов, стабильность которых отличает поэтику Искандера. Изучение творчества писателя в этом аспекте предпринимается впервые.

  1. Искандер Ф. "Жизнь так устроена, что она сама себя защитит"-.Беседа с писателем // Независимая газета, 1992 - 4 пив.

  2. Искандер Ф. Сандро из Чегема: Роман. - кн.1-3.-М.,1989. - кн.З.-С.404.

  3. Искандер Ф. Потребность очищения // Лит.обозрение, 1987.- 8,-С.32.

Объектом исследования являются произведения разных эпических жанров: рассказы и повести из сборников "Запретный плод" (1966), "Тринадцатый подвиг Геракла" (1966), "Дерево детства" (1970), "Под сенью грецкого ореха" (1979), "Защита Чина" (1983), "Большой день Большого Дома" (1986), "Праздник ожидания праздника" (1986), философские сказки "Кролики и удавы" (1987)х и Джамхух-'Сын Оленя" (1982)х, повести "Созвездие Козлотура" (1966), "Морской скорпион" (1976), "Стоянка человека" (1989)х, "Сумрачной юности свет" (1990)х. Роман "Сандро из Чегема" (1989)х, эссеистика- и публицистика писателя привлекаются для установления типологических закономерностей мира его прозы.

Методологической и теоретической базой исследования послужило представление о типе художественного мышления писателя как категории, интегрирующей "мировоззрение, ценностные ориентиры, специфику творческого мировосприятия, индивидуально-психологические особенности, своеобразие таланта и внутреннюю логику его совершенствования", сформулированное Б.С.Мейлахом , а также концепция индивидуального стиля как устойчивой общности образной системы и средств художественной выразительности, развиваемая в исследованиях Г.Н.Поспелова "Проблемы литературного стиля" (М.,1970) и А.Н.Соколова "Теория стиля" (М., 1968).

Работа опирается на концепцию комического как второй правды о мире, обоснованную в трудах М.М.Бахтина, и его исследование народной смеховой культуры, а' также на исследования отечественных эстетиков и теоретиков литературы, разрабатывающих проблемы жанровой типологии (Г.В.Гачева, М.С.Кагана, Г.Н.Поспелова).

Практическое значение диссертации определяется тем, что материалы и основные выводы исследования могут быть использованы при чтении курсов отечественной литературы XX века, спецкурса по современной прозе и непосредственно творчеству Фазиля Искандера.

Структура диссертации включает введение, три главы и заключение. Общий объем работы составляет 237 страниц. Список использованной литературы состоит из 132 названий.