Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова Изиева Зарема Казбековна

Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова
<
Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Изиева Зарема Казбековна. Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Махачкала, 2006.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1312

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные мотивы поэзии А.-П. Салаватова 18

1.1. Жизненный и творческий путь 18

1.2. Своеобразие лирики А.-П. Салаватова начального периода деятельности («Первая часть») 27

1.3. Поэзия зрелого периода: социально-нравственные, просветительские парадигмы 41

1.4. Извечные ценности и новации в лирике А.-П. Салаватова 64

Глава II. Детская поэзия Алим-Паши Салаватова 81

2.1. Стихи просветительского содержания 83

2.2. Тема труда и родины 93

2.3. Пейзажные стихи 100

Глава III. Особенности поэтики Алим-Паши Салаватова 113

3.1. Субъективно-личностное начало поэзии А.-П. Салаватова 113

3.2. Изобразительно-выразительные средства 123

Заключение 146

Список использованной литературы 152

Введение к работе

Литературы народов Дагестана в первые десятилетия советского периода, в 1920 - 1930-е годы, характеризуются симптоматичными общност-ными явлениями, обусловливавшимися социальными преобразованиями, развитием художественного процесса эпохи социалистического строительства. В этот период наблюдается жанровое обогащение, расширение проблемно-тематического диапазона национальных литератур.

Приток в литературы довольно-таки значительного числа молодых авторов, объединение их в единую творческую организацию, проведение первого Вседагестанского съезда писателей, а затем и участие дагестанских авторов в первом Всесоюзном съезде писателей - все это, несомненно, служит показателем роста национальных культур.

В литературе кумыков, как и во всей дагестанской литературе, позиции поэзии, относительно прозы, в эти годы были традиционно сильны. В ряду поэтов, обретших известность и популярность в читательской среде, можно назвать А. Магомедова, Казиява Али, Т. Бейбулатова, Н. Ханмурзаева, А. Баширова, Б. Астемирова, А.-П. Салаватова, А.-В. Сулейманова, А. Аджаматова, А. Аджиева и др.

Первой художественной книгой на кумыкском языке, изданной в советский период, является книга стихов Алим-Паши Салаватова «Биринчи гесек», что дословно переводится как «Первая часть», увидевшая свет в 1925 году. Пронзительные по звучанию, трогательные стихи о судьбе ребенка-сироты, глубоко и тонко отражающие внутренний мир, душевные переживания лирического героя, способствовали неимоверной популярности дебютной книги начинающего автора. Затем, в 1930 году, была издана «Вторая часть» («Экинчи гесек»), которая свидетельствовала о А.-П. Салаватова как о зрелом, состоявшемся мастере поэтического слова.

В последующем А.-П. Салаватов в своей творческой деятельности значительное внимание стал уделять драматургии. Им были написаны драмы

4 «Красные партизаны» («Къызыл партизанлар»), «Айгази» («Айгъази»), «Чернокосая» («Къарачач»), первые две из которых удостаивались первых премий на вседагестанских конкурсах пьес в 1932 и 1940 годах соответственно. За весомый вклад, внесенный им в развитие драматургии, сценического искусства, имя А.-П. Салаватова было присвоено Кумыкскому музыкально-драматическому театру. Его пьесы не сходят с репертуара национального театра, пользуются неизменным успехом у зрителей, а драма «Айгази», можно сказать, стала его визитной карточкой.

Алим-Паша Салаватов сегодня известен прежде всего как драматург. В то же время следует отметить, что исследуемый автор начинал свою творческую деятельность как поэт, обрел изначально известность в этом качестве. Его поэтическое наследие составляет одну из ярких страниц дагестанской литературы 1920 - 1930-х годов, к тому же оно довольно значительно по объему. Помимо произведений, вошедших в названные выше поэтические книги, его стихи в последующем публиковались в кумыкской прессе, в частности, газете «Ленин ёлу», напечатаны в школьных учебниках, хрестоматиях, изданных под его авторством в 30-е годы.

В подтверждение значительной роли А.-П. Салаватова в истории национальной литературы можно привести суждение авторитетного дагестанского исследователя Камиля Султанова, кстати, являвшегося его современником. Так, в своей книге «критико-биографических очерков» «Поэты Дагестана», в которой помещен очерк о А.-П. Салаватове (что тоже примечательно), К. Султанов однозначно заявляет о том, что «в 20 - 30-х годах Салаватов был лучшим кумыкским поэтом»1.

Актуальность исследования обуславливается тем, что поэтическое наследие А.-П. Салаватова не введено в должной мере в литературоведческий оборот, не определен его вклад в национальную словесность, не аргументировано на научном уровне его значение в истории кумыкской и всей

1 Султанов К.Д. Поэты Дагестана. - Махачкала, 1959. - С. 120.

5 дагестанской литературы. Его имя фигурирует в обобщающих трудах, поэтические произведения характеризуются в исследованиях, посвященных его творческой деятельности в целом. Однако до сих пор поэзия А.-П. Салаватова не становилась объектом специального монографического изучения. Более того, не посвящено его поэтической деятельности даже отдельных статей.

Актуальность данной работы определяется и тем, что поэтические книги А.-П. Салаватова давно уже стали библиографической редкостью. Его произведения, даже в усеченном виде, не переиздавались уже более полувека. Современному кумыкскому читателю она малодоступна. При этом она почти не известна русскоязычному читателю, так как его произведения остаются не переведенными, за исключением нескольких стихов, опубликованных на страницах республиканской прессы.

Поэзия Алим-Паши Салаватова представляется знаменательным явлением в истории кумыкской литературы 1920 - 1930-х годов. Исследование его поэтического наследия с учетом современных достижений российского и дагестанского литературоведения дает возможность определить его роль в развитии художественного процесса народов Дагестана, вклад в национальную словесную культуру. Новое прочтение, современное осмысление поэзии исследуемого автора способствует выявлению характерных тенденций его творчества в контексте литературного развития периода социалистического строительства, неутраченную художественно-эстетическую ценность его произведений.

Рассмотрение наследия А.-П. Салаватова в контексте проблемы традиций и новаторства позволяет охарактеризовать типологически общностные свойства исследуемых произведений с литературой Дагестана первых десятилетий советской власти, а также их оригинальность, самобытность.

Изучение проблем поэтики, творческой индивидуальности А.-П. Салаватова позволяет четко высветить характерные художественные

особенности, своеобразие его творчества. Национальные истоки незаурядного дарования кумыкского поэта находят проявление в поэтической стилистике, языке его произведений. В этих компонентах отражаются мировиде-ние, склад мышления, философия творчества исследуемого автора, базирующиеся в свою очередь на традиционных национальных ценностях.

Исследование поэзии одного из ярких авторов кумыкской поэзии способствует выявлению характерных тенденций, направлений, проблем национальных литератур 1920 - 1930-х годов, что также обуславливает значимость данной работы.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является всестороннее и объективное исследование поэтического наследия Алим-Паши Са-лаватова, выявление характерных особенностей его творчества, определение вклада в национальную словесность, роли и значения в истории дагестанской литературы 1920 - 1930-х годов. В работе решаются следующие задачи:

определяются основные мотивы, жанровое, проблемно-тематическое содержание поэзии А.-П. Салаватова;

выявляются вехи творческой эволюции поэта;

освещаются характерные средства поэтической стилистики, художественной образности исследуемых произведений;

вычленяются традиционное и оригинальное, типологическая общность и своеобразие стихов поэта;

конкретизируется роль поэзии А.-П. Салаватова в развитии национального словесного искусства 20 - 30-х гг.

Объект и источники исследования. Объектом исследования является поэтическое наследие Алим-Паши Салаватова. Источниками исследования являются произведения, опубликованные в книгах «Первая часть» («Биринчи гесек», 1925), «Вторая часть» («Экинчи гесек». Махачкала, 1930), «Избранные произведения» («Сайламлы произведениялары». Махачкала, 1951). Кро-

7 ме того, нами использованы стихи А.-П. Салаватова, опубликованные в прессе, в составленных им школьных хрестоматиях, изданных при его жизни. Следует отметить, что книга «Первая часть», ставшая раритетом уже при жизни автора, к сожалению, не сохранилась, во всяком случае нами не обнаружена. Произведения из этой книги нами исследуются на основе их последующих изданий, в сборниках его стихов, а также публикаций их в школьных хрестоматиях, кумыкской прессе.

Степень изученности темы. Прежде всего следует отметить, что в целостном виде творческое наследие, и тем более отдельно поэзия Алим-Паши Салаватова до сих пор не становилось объектом специального монографического изучения. В статьях, литературно-критических очерках, посвященных творчеству исследуемого автора, в предисловиях к его книгам освещаются, в основном, драматургические произведения, при этом дается лишь краткая характеристика, целостная оценка его поэзии.

В трудах дагестанских литературоведов обобщающего характера, в частности, в «Очерках дагестанской советской литературы» (Махачкала, 1957), в «Истории дагестанской советской литературы» (Махачкала, 1967. В 2-х т.) значительное внимание уделено сценическим произведениям А.-П. Салаватова, а его поэзия опять-таки рассмотрена лишь отчасти, - его имя упоминается при определении основных тенденций литератур народов Дагестана 1920 - 1930-х годов, в ряду имен других авторов. С полным основанием можно говорить о том, что изучение поэзии А.-П. Салаватова остается на периферии дагестанского литературоведения, что ситуация в этом плане может быть определена удручающей.

В то же время надо признать, что отдельными дагестанскими исследователями, занимавшимися изучением наследия кумыкского поэта, дана высокая оценка его стихам, обозначены их некоторые характерные свойства. Придерживаясь хронологического принципа, представляется целесообраз-

8 ным осветить вклад национальных авторов, поэтов, критиков, литературоведов в освещение поэтического творчества А.-П. Салаватова.

В 1951 году изданы «Избранные произведения» («Сайламлы произве-дениялары») Алим-Паши Салаватова. В предисловии «Алим-Паша Салава-тов», написанном составителем и редактором книги Абдул-Вагабом Сулей-мановым, подвергается анализу ряд стихов поэта, выявляются вехи его творчества. Так, А.-В. Сулейманов отмечает, что после пронзительных, трогательных стихов о своей сиротской доле, написанных в дореволюционный период, А.-П. Салаватов в 20-ые годы стал воспевать происходившие в обществе социалистические преобразования. В заключении, подытоживая рассмотрение его поэтического пути, автор предисловия подчеркивает, что стихотворение «Привет» («Салам болсун»), написанное от лица известного дагестанского революционера Зайналабида Батырмурзаева, является «одной из самых ярких страниц его творчества» («яратывчулугьуну инг тизив бетлеринден бирисибола»)1.

Значительное внимание поэтическому наследию А.-П. Салаватова уделено в работах известного и авторитетного исследователя национальных литератур Дагестана и Северного Кавказа Камиля Данияловича Султанова, который был современником, хорошо знал, был в дружеских отношениях с исследуемым автором. В своей книге очерков «Поэты Дагестана» (Махачкала, 1959) К.Д. Султанов через освещение творчества наиболее значимых поэтов, писателей попытался высветить магистральные линии развития словесной культуры народов нашего края. Согласно избранной им концепции в научный оборот включается творчество семи видных авторов, в числе которых, наряду с Ирчи Казаком, Махмудом, Сулейманом Стальским, Гамзатом Цада-са, Эффенди Капиевым, Расулом Гамзатовым, фигурирует и Алим-Паша Салаватов. Сам этот факт: включение его имени в ряд лучших дагестанских поэтов авторитетным исследователем, мнение которого считалось веским и бе-

1 Сулейманов А.-В. Алим-Паша Салаватов // Салаватов А.-П. Избранные произведения. -Махачкала, 1951. - С. 10. - На кум. яз.

9 зоговорочным, дорогого стоит, служит сам по себе фактом признания его заслуг, высокой оценки.

В очерке «Алим-Паша Салаватов» автор «Поэтов Дагестана» указывает на то, что его стихи «еще в 20-х годах принесли Салаватову славу лучшего кумыкского поэта»1. Ценно в этом очерке и то, что К. Султанов как очевидец свидетельствует о феерическом успехе среди читателей первой поэтической книги А.-П. Салаватова «Первая часть» («Биринчи гесек»), переводимой исследователями и как «Начало». Изданная в 1925 г. эта книга стала сразу же раритетом, передавалась из рук в руки. Особенно трогательными представлялись стихи о сироте, который посещает могилу матери. «На первый взгляд все кажется просто: одинокий обездоленный сирота идет к могиле своей матери ... Сила Салаватова - в том, как он передал это сокровенное. Пересказать это невозможно»,2 - пишет автор, пытаясь определить причины эмоционального накала стихов поэта.

К.Д. Султанов выявляет такие особенности его поэзии, как глубокое отражение внутреннего мира, чувств, переживаний лирического героя. Кроме этого, обращается внимание на то, что, в отличие от подавляющего большинства современных ему авторов, А.-П. Салаватов не увлекался идеологическими штампами социалистической эпохи. «В стихах Салаватова о новой жизни также нет ни рифмованных лозунгов, ни кричащих слов с восклицательными знаками»,3 - констатирует К. Султанов. Этот аспект творчества поэта сегодня вызывает повышенный интерес, говорит о его неординарности, что в ходе нашего исследования прослеживается и анализируется на должном уровне, с современных литературоведческих позиций.

Профессиональная деятельность поэта была связана с просвещением. Этим обстоятельством обуславливается известным дагестанским критиком наличие в творческом багаже поэта значительного числа стихов, адресован-

1 Султанов К. Поэты Дагестана. - Махачкала, 1959. - С. 115. 2Там же.-С. 112. 3 Там же.-С. 113.

10 ных детям. К.Д. Султанов замечает следующее: «Как учитель и человек с чутким сердцем, Алим-Паша Салаватов любил детей и хорошо знал детскую психологию. Его стихи о школе и детях и сегодня остаются лучшими произведениями детской литературы кумыков»1.

В «Поэтах Дагестана», таким образом, дана достаточно полная и всесторонняя характеристика поэзии исследуемого автора, определены ее примечательные особенности, жанрово-тематическое, идейное содержание. В последующих трудах, в том числе самого К. Султанова, исследование стихов А.-П. Салаватова дополняется и развивается. В «Литературе кумыков» («Къумукъланы адабияты») некоторые суждения уточняются и конкретизируются, наследие поэта рассматривается в контексте литературного процесса 1920-1930-х годов.

Привлекательным видится то, что прекрасный знаток родной литературы, участник художественного процесса первых десятилетий советской власти, К. Султанов дает весьма лестную оценку поэзии А.-П. Салаватова. Упоминая вместе с ним Темирбулата Бейбулатова, он утверждает: «Этих двух поэтов большой талант и жизненный опыт дали возможность написать глубокомысленные, насыщенные чувствами прекрасные стихи» («Шо эки де шаирни уллу лагьмусу ва яшав сынаву олагьа терен гьакъыллы, къайнар гьисли тизив шиърулар язмагъа имканлыкъ берди»)2.

Дагестанский критик, высоко отзываясь о детской лирике поэта, выявляет весомую роль в ней пейзажных и назидательных стихов, подчеркивает их такую черту, как увлекательность. Анализируя художественные качества стихов, исследователь выявляет наиболее употребляемые автором стилистические средства. В частности, отмечается следующее: «Неожиданные сравнения, образы делают стих похожим на рисунок талантливого художника»

1 Султанов К. Поэты Дагестана. - Махачкала, 1959. - С. 113-114.

2 Султанов К. Литература кумыков (Къумукъланы адабияты). - Махачкала, 1964. - С. 114.
Подстрочный перевод мой - З.И.

(«Эсде ёкъ тенглешдиривлер, келпетлер шиъруну уллу пагьмулу художник этген суратгъа ошата»)1.

Символична содержащаяся в книге К. Султанова информация о том, что А.-П. Салаватов в 30-ые годы подвергался резкой критике за написание стихов любовной тематики. Это служит очередным подтверждением тому, что лирика поэта не отличалась социальной ангажированностью, была раскована от политических идеологем своего времени.

Вслед за К. Султановым, авторы «Истории дагестанской советской литературы» поэзию А.-П. Салаватова рассматривают в русле основных тенденций литературы 1920 - 1930-х годов, органично вписывая в контекст не только кумыкской (как это проделано в «Литературе кумыков»), а всей дагестанской словесной культуры. При этом следует отметить, что в этом коллективном труде дагестанских литературоведов имя А.-П. Салаватова упоминается при общностной характеристике национальных литератур, называется при перечислении имен ряда авторов, при определении значимых проблемно-тематических, идейных ориентации поэтического искусства. Непосредственно проблема своеобразия его лирики никак не ставится и, естественно, не отражается. И этому есть определенные причины. Поэзия А.-П. Салаватова, к сожалению, была (ко времени издания «Истории дагестанской советской литературы») и остается непереведенной на русский язык, за исключением нескольких стихов. А авторы разделов «Истории...», посвященных поэзии 1920-х и 1930-х годов, - а это соответственно Э.Ю. Кассиев и Л.М. Соколова, - насколько нам известно, кумыкским языком не владели. Тем не менее роль поэта в развитии литературного движения в существенных чертах все же отражена.

В ряду примечательных суждений, например, можно привести следующее: «В поэзии С. Стальского, М. Чаринова, А. Иминагаева, А. Салаватова, Н. Ханмурзаева, Т. Бейбулатова тема просвещения тесно свя-

1 Султанов К. Литература кумыков (Къумукъланы адабияты). - Махачкала, 1964. - С. 134. Подстрочный перевод мой - З.И.

12 зана с революционным преобразованием действительности»1. Такого рода цитат, с упоминанием А.-П. Салаватова при оценке общего состояния дагестанской поэзии встречается немало. Что касается приведенного примера, то нельзя оставить без внимания то, что исследуемый поэт в ряду кумыкских авторов фигурирует первым. Отсюда следует, - и это действительно так, -что в советский период он первым стал поднимать проблему просвещения.

Во втором томе «Истории дагестанской советской литературы» имеется очерк «Алим-Паша Салаватов» (автор очерка - М.И. Зульфукарова), в котором, пусть и в относительной мере, освещены его поэтические произведения. При характеристике деятельности поэта советского периода, в частности, отмечается: «Уходят безвозвратно (в этот период - З.И.) мотивы одиночества, потерянности. Всю его поэзию, а затем и драматургию пронизывает могучая героическая струя, пафос утверждения революции, ее завоеваний»2. В этом очерке определяются стилевые особенности исследуемой поэзии, к примеру, отмечается, что «в отличие от поэзии Батырмурзаева и Астемирова, представителей романтического направления, поэзия Салаватова развивается как реалистическая с романтической окраской. Его образы конкретны, реальны»3.

В вышеуказанном коллективном труде дагестанских исследователей творчество поэта исследуется в относительной мере, при этом значительное внимание уделяется его драматургии. Впрочем, повторимся, это свойственно почти всем исследованиям, посвященным наследию А.-П. Салаватова.

Определенная лепта в освещении его стихов внесена известным критиком, доктором филологических наук Камалом Ибрагимовичем Абуковым. В своих развернутых, объемных статьях, приуроченных к юбилейным торжествам со дня рождения А.-П. Салаватова, он попытался прочесть по новому,

1 История дагестанской советской литературы. В 2-х т. - Махачкала, 1967. Т. 1. — С. 66.

2 История дагестанской советской литературы. Т. 2. - С. 136.

3 Там же.-С. 197.

13 осмыслить современно жизнь и деятельность кумыкского мастера слова, по большому счету, понять и объяснить его судьбу. Так, в статье «Шагая в новые десятилетия», написанной в связи с семидесятилетием поэта, К.И. Абуков своеобычно разъясняет истоки его творчества: «Диапазон его представлений и знаний об окружающей действительности изо дня в день расширялся. Мечты о возвышенном приобретали реальные, зримые очертания, и зыбкое чувство неловкости перед миром постепенно превратилось в заманчивое желание стать поэтом»1.

Неимоверный читательский успех первой книги «Первая часть» также интерпретируется критиком своеобразно. «Теперь по истечении времени нетрудно догадаться о причине столь широкой популярности этого сборника. Книга была сплошь пронизана настроением тоски и одиночества, содержала исповедь скорбящей души, была сугубо «личной»,2 - пишет автор статьи. Такой подход представляется знаменательным. Ведь предыдущие исследователи прежде всего акцентировали внимание на социальной обусловленности стихов А.-П. Салаватова, видели в нем автора, закрепившего в своих произведениях достижения метода социалистического реализма. Будучи незаурядным мастером критической мысли, обладающим неординарным дарованием, мыслящим оригинально, К.И. Абуков сумел разглядеть суть стихов начального периода творчества А.-П. Салаватова, дать им верную оценку.

Умение оперировать нестандартными критериями проявляется и в оценке детской лирики. По мнению критика, кумыкского поэта «знают и как автора пленительных стихов для детей - сочных, жизнерадостных, теплых»3. Являясь критиком, стремящимся докопаться до сути, до самых корней, К.И. Абуков и в данном случае выражается в присущей ему только манере -говорить о поэзии ярко, образно, избегая избитых и тривиальных клише.

1 Абуков К. Шагая в новые десятилетия // Дагестанская правда. 1971.25 декабря.

2 Там же.

3 Там же.

В другой своей статье «Молнии бьют по вершинам», посвященной 90-летию А.-П. Салаватова, К. Абуков судьбу поэта, драматурга трактует совершенно иначе, высвечивает ее драматизм, обусловленный неоднозначными общественными процессами первых десятилетий советского периода. К примеру, им актуально освещаются факты его творческой биографии, прежде упоминавшиеся вскользь. «Общий творческий подъем был по душе А.-П. Салаватову, но время диктовало такие темпы и требовало проявления своей сыновней преданности стране и большевистским идеям в таких подобострастных формах, что ему кое-что казалось противоестественным»1, - отмечается в этой статье. Далее К.И. Абуков приводит примеры, свидетельствующие о самобытности дарования поэта, за что он подвергался неоправданной критике. «Лирические, пейзажные стихи, стихи-раздумья А.-П. Салаватова были кое-кем истолкованы как общественная слепота, безразличие к ошеломляющим всех социальным преобразованиям»2, - конкретизирует свою мысль исследователь.

Статьи К.И. Абукова, написанные с большой любовью, сочувствием к судьбе А.-П. Салаватова, оборвавшейся трагически, в самом расцвете творческих сил, характеризуются новизной, неординарностью подходов к его творчеству. Они дают новое представление, как в целом о жизни и деятельности исследуемого автора, так и, в частности, о его поэзии. Ценность их заключается и в том, что они стимулируют к поискам, учат избегать шаблонов, клише, стереотипов.

Подводя краткие итоги, представляется целесообразным отметить, что нами освещается наиболее существенное, значительное, касающееся творчества А.-П. Салаватова, его поэзии. О нем писали и другие авторы, например, С.-М. Акбиев, И. Асельдерова-Акаева3; в работах которых стихотворное наследие поэта затронуто лишь отчасти. Кроме того, в 2001 году в Институте

1 Абуков К. Молнии бьют по вершинам // Дагестанская правда. 1992. 9 октября.

2 Там же.

3 Акбиев С.-М.Х. Неувядаемый талант // Советский Дагестан. 1981. № 6; Асельдерова-
Акаева И. Его имя - в памяти народной // Советский Дагестан. 1971. № 6.

15 языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра состоялась научная сессия, посвященная 100-летию со дня рождения А.-П. Салаватова. К сожалению, ее материалы остались неопубликованными.

Что касается рассмотренных нами, процитированных трудов, статей, то они стали подспорьем в данной работе. Суждения, заключения К.Д. Султанова, К.И. Абукова, С.-М. Акбиева и других нами уточняются, дополняются, обретают дальнейшее развитие.

Методы исследования. Основными в работе являются описательный, сравнительный, культурно-исторический и аналитический методы исследования.

Теоретической и методологической основой являются труды классиков русской критической мысли В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, советских и российских литературоведов Г.Н. Поспелова, М.Б. Храпченко, Л.И. Тимофеева, Д.С. Лихачева, В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского и мн. др.

Основу нашего исследования составляют и научные работы северокавказских, в том числе дагестанских, ученых Г.Г. Гамзатова, К.Д. Султанова, З.Н. Акавова, А.-К.Ю. Абдулатипова, К.И. Абукова, СМ. Хайбуллаева, Р.Ф. Юсуфова, А.Г. Гусейнаева, М.-З. Аминова, М.А. Алиевой, Ч.С. Юсуповой, 3.3. Гаджиевой и др.

Научная новизна. В данной диссертации впервые предметом специального исследования становится поэтическое наследие Алим-Паши Салаватова, являющегося автором первой поэтической книги на кумыкском языке, изданной в советский период. В данной работе его поэтическое наследие систематизировано и классифицировано в жанровом, проблемно-тематическом аспектах, определены характерные художественные особенности, средства поэтической стилистики, выявлено индивидуальное своеобразие творчества А.-П. Салаватова.

Изучение творчества исследуемого автора в контексте литературы кумыков 1920 - 1930-х годов, проведение параллелей, сопоставительный анализ стихов А.-П. Салаватова с произведениями известных национальных поэтов Т. Бейбулатова, Н. Ханмурзаева, А. Аджаматова и др. способствует высвечиванию самобытности и уникальности его дарования. В то же время исследование стихов А.-П. Салаватова русле основных направлений художественного процесса первых десятилетий советского периода дает возможность проследить пути развития творчества собственно изучаемого автора и эволюцию идейно-эстетических, социально-нравственных исканий национальной литературы в обозначенные выше годы.

Современное прочтение поэзии А.-П. Салаватова позволяет осветить роль этнохудожественных традиций в его творчестве, выявить произведения, не утрачивающие свою значимость и поныне. Нравственно-эстетические ценности, выраженные в его стихах, служат свидетельством весомого вклада, внесенного исследуемым автором в сокровищницу кумыкской, дагестанской и всей российской литературы.

Научная и практическая ценность работы. Научная ценность работы заключается в том, что поэзия Алим-Паши Салаватова впервые в целостном виде становится объектом специального монографического исследования. В русле современных достижений российского литературоведения рассматривается наследие автора, творческая деятельность которого приходится на годы социалистического строительства, когда идеологическая составляющая словесного искусства была довольно весома. Умелое использование опыта и традиций дореволюционной кумыкской классической поэзии, глубокое постижение внутреннего мира лирического героя, художественное своеобразие, своеобычная поэтика - это некоторые слагаемые творчества А.-П. Салаватова, которые принесли ему популярность и славу в читательской среде еще при жизни, пробуждают исследовательское внимание и по сей день. Обстоятельное изучение поэзии А.-П. Салаватова, осуществленное

17 в данной работе, дополняет сложившееся в дагестанском литературоведении представление о путях развития национальных литератур, диктует необходимость корректировки некоторых подходов, согласно которым движение литературы в 1920 - 1930-ые годы тесно обуславливалось общественными процессами, дает возможность проследить художественную эволюцию поэтической культуры этих лет.

Практическая ценность работы заключается в том, что исследование поэзии Алим-Паши Салаватова, проведенное с учетом современных разработок науки о литературе, способствует воссозданию правдивой и объективной истории кумыкской и всей дагестанской литературы первых десятилетий советской власти. Положения и заключения данной работы могут быть использованы в обобщающих трудах по проблемам дагестанской литературы, в том числе детской; они дают толчок современному осмыслению актуальных вопросов движения художественной мысли нашего края в период беспрецедентных в истории страны социальных, политических преобразований.

Данная работа может быть использована в преподавательской работе, может составить основу спецкурсов гуманитарных факультетов вузов, средних специальных учебных заведений Республики Дагестан.

Апробация работы. Данная работа обсуждена и рекомендована к защите в качестве диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук на кафедре литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения, наблюдения и заключения работы отражены в материалах республиканских научных конференций, статьях, опубликованных в научной периодике.

Структура и объем диссертации продиктованы целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического указателя.

Жизненный и творческий путь

Алим-Паша Канбулатович Салаватов родился в 1901 году в селении Аксай (в кумыкском произношении - Яхсай) Хасавюртовского района Республики Дагестан в семье мастера по изготовлению надмогильных плит. В раннем детстве он лишился родителей: в четыре года у него скончалась мать, в шесть лет - отец. С этого времени он стал жить в семье своего дяди Абдул-галима.

Детство и юность А.-П. Салаватова прошли в Терекли-Мектебе Ногайского района, куда переехал его опекун. Там он получил достаточно хорошее начальное образование. Об этом свидетельствует то, что по возвращении в Аксай в 1917 году будущий поэт и драматург сам стал учить других, помогать овладевать знаниями.

Освещая биографию исследуемого автора, надо сказать о том, что в работах, статьях, посвященных его жизни и творчеству, встречаются сведения, которые не фигурируют у других авторов. В этой связи представляется затруднительным утверждать насколько они достоверны. В подобных случаях нам видится целесообразным указывать источник. Так, С.-М. Акбиев в статье «Неувядаемый талант» пишет о том, что в 1918 году А.-П. Салаватов, совместно с Багаутдином Астемировым, создал «просветительный кружок «Враги невежества»1, а в 1919 году вступил в партизанский отряд Зайналаби-ла Батырмурзаева. Эти данные в исследованиях К. Султанова и К. Абукова, которыми довольно подробно воспроизведен жизненный путь поэта, на которых мы базируемся в первую очередь, не встречаются. Там говорится о том, что он знал, был знаком с названными и иными авторами, являвшимися уроженцами, жителями села Аксай.

В последующем, в 1919 году, он обучался на годичных курсах начального образования в городе Темирхан-Шура (ныне - Буйнакск), получил там семиклассное образование, затем работал в переводческом обществе политпросвета.

В 1920 году он учился на педагогических курсах в городе Казань, а по возвращении стал работать учителем, заведующим школы в Аксае. В 1924 году по направлению Наркомпроса Дагестана он стал обучаться в Бакинском педагогическом институте, который закончил в 1927 году. Как указывает А.-В. Сулейманов, во время летних каникул А.-П. Салаватов вместе со своими ровесниками, студентами Абдулгамидом Батырмурзаевым, Ми-каилом Канбулатовым, Вагидом Дыдымовым, Зиявом Даибовым и др., организовал курсы по обучению грамоте, которую проходили дети из Хасавюртовского и Бабаюртовского районов1.

В годы учебы в Баку, в 1925 году, произошло важное событие в его творчестве и творческой жизни всей республики: была издана первая книга стихов А.-П. Салаватова «Первая часть» («Биринчи гесек»), фигурирующая в трудах дагестанских исследователей и под названием «Начало». Особо следует отметить, что это была первая художественная книга кумыкских авторов, изданная в советский период. Книга имела неимоверный успех. Она зачитывалась всеми, передавалась из рук в руки, сразу же стала раритетом. К сожалению, «Первая часть» нами не обнаружена, ее нет ни в библиотеках, ни в архивах. О ее содержании мы можем судить по последующим изданиям произведений А.-П. Салаватова, в которые вошла часть стихов из дебютного сборника, а также по трудам исследователей, в которых они цитируются.

В своей книге «Поэты Дагестана» Камиль Султанов сообщает интересные сведения о необычайной популярности «Первой части». Эту тоненькую книжку ученики украли у своего учителя, и передавали друг другу для чтения. В числе этих учеников был и К. Султанов, который отмечает, что их трогали до слез пронзительные стихи о сиротской доле. «Помню, точно это было вчера, как мы, ученики начальной школы, не имеющие матерей, навзрыд плакали, читая стихи Салаватова о сироте. У некоторых из нас были мачехи, но если ученик утром приходил в школу особенно потрясенным, мы все-таки знали - это не мачеха его обидела, а он читал стихи Салаватова о горькой сиротской доле»1, - пишет автор «Поэтов Дагестана», вспоминая свои ученические годы, напоминая о широкой популярности первой поэтической книги А.-П. Салаватова.

По окончании Бакинского педагогического института поэт стал преподавателем Буйнакского педагогического училища. В годы работы в нем он создал литературный кружок, обретший широкую известность. В 1930-м году вышла в свет вторая его поэтическая книга «Вторая часть» («Экинчи ге-сек»). Как следует из названия, она воспринималась как продолжение и развитие первой книги. Надо признать, что она не обрела при жизни той большой популярности, которую имела «Первая часть». Тем не менее по своей художественно-эстетической ценности, она не уступает первой; более того, свидетельствует о эволюции творческих поисков автора, о выходе его на новые рубежи.

В полной мере стихи, составившие «Вторую часть», будут рассмотрены в ходе работы. В то же время следует сказать, что в контексте литературы этого периода произведения А.-П. Салаватова отличались своеобразием. Им присуща определенная раскованность от партийных идеологем эпохи социалистического строительства, что привлекает особое внимание при современном прочтении и осмыслении.

Своеобразие лирики А.-П. Салаватова начального периода деятельности («Первая часть»)

Своеобычным явлением в истории кумыкской и всей дагестанской литературы 1920-х годов видится сборник стихов Алим-Паши Салаватова «Первая часть» («Биринчи гесек»), изданный в 1925 году. В критике и литературоведении эта книга формулируется как «Начало», что, возможно, вполне оправданно. Однако она автором мыслилась именно как первая часть, ибо в последующем увидела свет его книга «Вторая часть» («Экинчи гесек»), напечатанная в 1930-м году. В связи с этим в данной работе представляется правомерным оперировать формулировкой, заключенной в ее наименовании на языке оригинала.

В литературной науке совершенно верно утвердилось мнение, что в словесном искусстве народов Дагестана первого десятилетия советской власти основным направлением, доминирующим методом был социалистический реализм. Так, Э.Ю. Кассиев в выполненном им разделе «Становление и формирование дагестанской советской литературы» двухтомного труда коллектива ученых «История дагестанской советской литературы» указывает на то, что в ней отражается «в период революции и гражданской войны процесс становления нового художественного метода - метода социалистического реализма в дагестанской литературе»1.

В последующем шло усиление социалистического реализма в литературах Дагестана. Однако при этом создавались и произведения иного характера. Например, в кумыкской литературе, и это подчеркивается Э.Ю. Кассиевым, продолжали создаваться произведения в русле просветительского реализма, утвердившегося в ней в дореволюционный период. Существенна была и роль «революционно-романтического направления» в эти годы. В частности, затрагивая эту проблему Р.Ф. Юсуфов в «Введении» к «Истории дагестанской советской литературы» приходит к следующему выводу: «Поэтому признание романтизма не стилем, не внутренним течением, не органическим структурным элементом социалистического реализма, а самостоятельным художественным методом социалистического искусства открывает на наш взгляд перспективу для разработки более органичной, близкой к реальности нашего искусства концепции истории литературы»1.

Таким образом, предшествующие исследователи, еще в советский период, признавали многообразие форм художественного воспроизведения действительности в национальных литературах 1920-х годов. Тем не менее в силу идеологических причин о наличии произведений романтического, просветительского характера лишь констатировалось, а вовлекались в научный оборот произведения, отвечающие критериям социалистического реализма. В этой связи надо сказать о том, что стихи из первой книги А.-П. Салаватова, вовлекаемые нами в научный оборот, также не становились объектом литературоведческого анализа в «Истории дагестанской советской литературы». Более того, и в «Литературе кумыков» (1964) К.Д. Султанова об этой книге не упоминается совершенно, хотя, как отмечено выше, в его же книге «Поэты Дагестана» (1959) говорится об огромной популярности дебютной книги поэта.

Естественно, задаться вопросом: в чем здесь дело? Можно предположить, что стихи Алим-Паши Салаватова также звучали не в унисон основным направлениям искусства переломной советской эпохи, не укладывались в прокрустово ложе доминирующего ее художественного метода.

Прежде всего следует указать на то, что «Первая часть» А.-П. Салаватова была первой художественной книгой на кумыкском языке, изданной в советский период. Как известно, еще до революции, начиная с 1903 года, в Дагестане было издано значительное число книг на кумыкском языке, в том числе художественных, поэтических. «Первая часть» А.-П. Салаватова была напечатана спустя почти десять лет после определенного перерыва в книгоиздательском деле. То есть кумыкский читатель к этому времени испытывал, если можно так выразиться, дефицит общения с художественной книгой, что также может служить одной из причин повышенного к ней интереса.

По утверждению К.Д. Султанова, К.И. Абукова, А.-В. Сулейманова, суждения которых отчасти приведены нами, успеху первой поэтической книги способствовали сами произведения А.-П. Салаватова, своим своеобычным художественным, тематическим содержанием. Говоря о популярности «Первой части», К.Д. Султанов приводит удивительный для того времени факт. Сразу же по издании она стала библиографической редкостью, раритетом. Об этом свидетельствует то, что ученики одной из школ (учитывая, что школьное детство К. Султанова связано с его родным селом Аксай, можно предположить, что речь идет именно о школе аксаевской) выкрали ее у своего учителя и передавали по прочтении друг другу. Это было поистине знаковым событием, оно стало достоянием гласности.

Слух о необычной краже дошел даже до Народного комиссариата просвещения Дагестана. К. Султанов приводит слова одного из руководителей Наркомпроса СМ. Омарова по этому поводу: «Это очень хорошо, что кумыки ныне крадут не коней и девушек, а книги. Значит, уже на пятом году установления Советской власти в Дагестане тяга к книгам настолько возросла, что люди начинают красть их друг у друга»1.

К. Султанов в своем очерке «Алим-Паша Салаватов» касается всего лишь двух стихов из «Первой части», которые дают возможность осознать ее суть.

Стихи просветительского содержания

Задавшись целью систематизировать стихи А.-П. Салаватова, адресованные детям, в первую очередь следует выделить произведения дидактического характера, в которых звучит призыв учиться, овладевать знаниями. Несмотря на то, что этот пласт творчества поэта отчасти нами рассмотрен в предыдущей главе, представляется правомерным вернуться к этой теме, дополнить высказанные уже суждения на примере его детских стихов. Кроме того, следует учесть и то, что стихи А.-П. Салаватова имеют широкую адресную направленность. Они рассчитаны как на детей, так и на взрослых. Тем не менее многие произведения, посвященные проблеме просвещения, им публиковались в книге «Вторая часть» в «Разделе для детей», в том числе проанализированные нами выше «Школа», «Пустите учиться».

«Большинство стихотворений для детей А.-П. Салаватова, имевшего большой опыт учителя, пронизаны одной мыслью, одной идеей - призывом учиться. Они звучат как гимн обновленному миру, дающему это счастливое право. В то же время его поэтические произведения на эту тему не однотипны, автор, не повторяясь, находит разнообразные формы для выражения своих мыслей и идей»1, - утверждает исследователь дагестанской детской литературы Ф.Х. Мухамедова. Продолжая эту мысль, можно сказать, к примеру, о том, что в «Школе» дается образ, притом возвышенный, поэтический, учебного заведения. По мнению поэта, для человека, познавшего ей цену, «нет красивее дома», чем школа. В стихотворении «Пустите учиться», как видно и из заглавия, на передний план выносится призывность, агитационность.

При внимательном прочтении становится очевидно, что автор удачно избегает голой дидактики, назидательности. Его призыв, выраженный в своеобразной художественной форме, обретает убедительность, действенность. Поэтом, в частности, используется сравнение, имеющее фольклорные истоки. Молодая поросль сравнивается с молодыми деревьями. Подчеркивая, что «с каждым днем ... раскрывается бутон науки» А.-П. Салаватов свое стихотворение «Пустите учиться» завершает призывом к взрослым:

Пусть раскрываются, вы помогите, Бутоны молодых деревьев. Ачылсын, къол ялгъагъыз, Яш тереклени бюрю2. Это родство подчеркивается неоднократно, находит отражение и в сходных лексических конструкциях: «юные сердца» - «яш юреклер» и «юные деревца» - «яш тереклер». Основываясь на этом, вправе указать на то, что в этой параллели обнаруживается скрытое сравнение знаний, наук с плодоносящим деревом, являющимся традиционным в дореволюционной кумыкской поэзии. Совершенно верным представляется суждение Н.К. Аджаматовой о том, что «примеры сравнения грамоты с плодоносящими деревьями, плодовым садом в творчестве предшествующих поэтов встречаются часто»1.

Встречаются в стихотворении устойчивые выражения: «шесть частей тела» («алты сан») человека, которые, как и в пище, нуждаются в знаниях, «свет науки (знаний)» («илму нюрю»). Они фигурируют как в предшествующей поэзии, так и в устном народном творчестве, что позволяет говорить о заключенной в них фольклорной образности.

Выше нами отмечено, что А.-П. Салаватов многие свои стихи писал в форме обращения. В детской лирике также немало произведений написано в форме обращения, но не от лица автора, а от чьего-нибудь имени. На это свойство указывается и Ф.Х. Мухамедовой, которая пишет: «Высокая цель, которой посвящены стихи поэта, - воспитание нового человека - дает ему право говорить и от имени дня («Что день говорит», 1916), и от имени наставника молодежи («Школа», 1919; «Пустите учиться, 1923»), и от имени матери («Эй, юноша», 1921), и от имени самого школьника («От имени школьника», 1923), и даже от имени самых юных граждан - обитателей детского сада («В детском саду», 1922)»

Субъективно-личностное начало поэзии А.-П. Салаватова

Кумыкская, как и дагестанская, вся советская, поэзия 1920 - 30-х годов, на которые приходится творческая деятельность Алим-Паши Салаватова, характеризуется общностными свойствами. В период построения советской власти литература обрела ярко выраженный социальный характер, одной из главных ее задач стало служение господствовавшей в нашей стране идеологии. Социалистический пафос, воспевание грандиозных преобразований, совершавшихся в этот период, человека, для которого первично общественное, а не личное, преданность идеям большевизма и т. д. стали доминирующими признаками литературы. Как отмечается в «Истории дагестанской советской литературы»: «Для всех дагестанских литератур в 20-е годы характерна одна целевая установка - воспитание и формирование социалистического человека». В 30-е годы, особенно в первой их половине, идеологическая составляющая литературы получила усиление. «Ведущими темами дагестанской поэзии 30-х годов был пафос всенародного наступления на врагов социализма, изображение трудового героизма масс, перелом в сознании горского крестьянства, происшедший в дни массового движения в колхозы», - подчеркивается в указанной выше работе.

Однако выявленные в литературе, в том числе поэзии, которая занимала ведущие позиции в дагестанском художественном процессе исследуемого периода, магистральные линии ее развития, доминирующие тенденции не исключают того, что творчество авторов, ее творивших, характеризовалось своеобразием, индивидуальностью. Касаясь кумыкской поэзии периода построения общества на социалистических началах, следует отметить, что творчество Абдуллы Магомедова, Казиява Али, Темир-Булата Бейбулатова, Абдуллы Баширова, Абдул-Вагаба Сулейманова, Аткая Аджаматова, Юнуса Алимханова, Анвара Аджиева и др., равно и Алим-Паши Салаватова, обладает как общностными свойствами, так и отличительными особенностями.

Задавшись целью выявить творческое своеобразие, творческую индивидуальность поэзии А.-П. Салаватова, его личный вклад в развитие художественной мысли, мы неизбежно приходим к проблеме изучения его поэтики, образности, средств художественной выразительности. Под поэтикой в данном случае, применительно к имени одного автора, подразумевается характерные, специфические особенности его творчества, принципы воспроизведения действительности в их совокупности, в соотнесенности друг с другом.

«В современном литературоведении все чаще и чаще акцентируется мысль о необходимости обстоятельного и всестороннего исследования проблем поэтики. Ибо их разработка проливает свет на многие вопросы художественного процесса, его динамики и прогресса, преемственности традиций, новаторских поисков, движения эстетической мысли, обогащения художественных приемов и средств»1, - пишет, подчеркивая актуальность этой проблемы, известный дагестанский литературовед СМ. Хайбуллаев.

Характерной чертой поэтического наследия Алим-Паши Салаватова является ярко выраженный лиризм. В его стихах наглядно проявляется субъективно-личностное начало. Произведения поэта из первой книги «Первая часть», написанные от имени ребенка-сироты, стихи интимного содержания, пейзажные зарисовки свидетельствуют о том, что в его поэзии доминирует лирический образ.

Следует отметить, что в коллективном труде дагестанских литературоведов «История дагестанской советской литературы» указано, что в 20-е годы в поэтическом искусстве нашего края «выделяются два основных стилевых течения» - субъективно-лирическое и публицистическое. При этом к субъективно-лирическому течению, как становится очевидно из текста, что подтверждается приводимыми цитатами, относятся произведения революционно-романтического характера. В частности, констатируется следующее: «... И романтическая мечта, и внутренние переживания, и образы природы - характерно для дагестанской лирики первых лет революции»2.

Кроме того, в указанной работе, как и в иных трудах дагестанских исследователей, термином «лирика» определяется вся поэзия, в том числе стихи гражданского, политического содержания, что характерно его широкому толкованию. Однако лирика, лирический образ в узком, исконном понимании, каковым он определяется и в современной теории литературы, имеет четкие характеристики, границы, формы выражения. Так, СМ. Хайбуллаев, освещая суть лирического образа, пишет: «Природа и специфика лирики, как одного из родов словесного искусства, обусловили структуру и своеобразие его образов. Преобладание в лирике субъективного, личностного начала, ее эмоциональная взволнованность, экспрессивность определили выразительность лирического образа, направленность его к внутреннему духовному миру человека, его взрывность и моментальность»3. В «Теории литературы» авторитетного советского ученого-литературоведа Г.Н. Поспелова акцентируется на одно из важных свойств лирики: «Речь, выражающая эмоциональные раздумья, - это медитативная (фр. meditation - размышление) речь. Лирика и представляет собой, прежде всего, словесные медитации поэта, выражающие его внутренний мир. Это - основная разновидность лирики, в которой она особенно ясно обнаруживает специфические особенности и закономерности»4. Современный исследователь Э.Я. Фесенко, ссылаясь на предшествующих ученых, уточняет и конкретизирует вышеприведенную мысль.

Похожие диссертации на Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова