Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв. Левчаева, Надежда Васильевна

Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв.
<
Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв. Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв. Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв. Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв. Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв. Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв. Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв. Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв. Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Левчаева, Надежда Васильевна. Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02. - Саранск, 2006. - 195 с.

Содержание к диссертации

Введение

1 Художественный мир современных мордовских очеркистов и рассказчиков 11

2 Поиск нового героя в жанре мордовской повести 70

3 Поэтика мордовского романа постсоветского периода 117

Заключение 168

Список использованных источников 177

Введение к работе

Каждая эпоха имеет свою преобладающую систему социальных и философских воззрений. Художник не может быть свободным от воздействия современных ему представлений о законах и сущности общественного развития. Это накладывает печать на характер его идеалов. Реальная действительность, социально-философские и идейно-эстетические представления о человеке, обществе и задачах искусства всегда имеют непосредственное отношение к художественному методу писателя или целого литературного направления.

Современный этап развития национальной литературы, пути развития которой неотделимы от истории всей многонациональной литературы нашей страны, характеризуется интенсивным ее идейно-художественным возмужанием, отражением важных явлений жизни мордовского народа, расширением тематического диапазона произведений, укреплением межнациональных связей мордовской литературы.

Изменения национального сознания, возросший мировоззренческий и нравственный уровень способствовали художникам слова Мордовии расширить поле своей деятельности в познании реальной действительности во всей ее диалектической многосложности. Всестороннее отображение жизни в ее «революционном развитии», объективный взгляд через «перестроечные позиции» на все сферы социального, общественно-политического переустройства страны во многом связаны с импульсами, получаемыми от дальнейшего расцвета всех литературных жанров. Бурный поток жизненных событий и явлений естественно стимулировал поиск все новых жанровых форм современной мордовской прозы. Наиболее заметны новые черты и особенности в прозаических жанрах современной мордовской прозы.

Национальные писатели в освоении прозаических жанров достигли значительных успехов в овладении методами психологического анализа, осмысления явлений действительности, решения нравственных и морально-

4 этических проблем, углебления лиризма, раскрытия внутреннего мира героев.

Следует отметить, что повесть и роман в современном мордовском литературоведении стали ведущими жанрами, в которых наиболее полно отражаются мысли и чувства людей, их трудовые подвиги, историческое прошлое и реальная действительность наших дней. Видоизменился и сам жанр современной повести, в нем наблюдается тяготение к роману, эпическим формам повествования (М. Брыжинский «Ради братии своих» (1986), М. Моисеева «Оду аф няйсамасть» («Больше меня не увидете» (2000) и другие.

Современная мордовская повесть обогатилась жанровыми разновидностями, среди которых можно выделить такие, как: исторические, военные, фантастические, социально-бытовые и др.

На новый качественно-высокий уровень художественного исследования поднялся современный мордовский роман, в котором наблюдается стремление авторов к осмыслению исторического опыта народа через призму актуальных проблем современности. Роман в своих жанровых разновидностях также разнообразен, как и повесть. Мордовские романисты успешно осваивают роман-сказание («Пургаз» К. Абрамова), социально-бытовой роман (А. Брыжинский «Вечкеманть тюсонзо эсензэ» («У любви краски свои»), исторический роман (А. Доронин «Баягань сулейть» («Тени колоколов») и др.

Необходимость всестороннего изучения идейно-эстетического своеобразия мордовской литературы через выявление её жанрово-стилевых разновидностей и самобытности составляет актуальность избранной темы исследования.

Данная проблема была достаточно успешно решена в изданиях «История мордовской советской литературы» (1968, 1971, 1974), «Современная мордовская литература 60 - 80-е годы» (1991, 1993), а также в трудах мордовских литературоведов В.В. Горбунова, Н.И. Черапкина, Е.И. Чернова, В.М. Макушкина, Г.С. Девяткина, А.И. Брыжинского, А.И. Алешкиным, М.И. Малькиной, М.И. Ломшина, В.И. Демина,

5 Н.Л. Васильева и других.

В каждом исследовании процесс реализации субъективно-творческих возможностей, обусловленных природным дарованием, должен раскрываться через эволюцию идейно-художественного творчества писателя. Этот путь помогает проследить, как оно наполняется общественным звучанием, как наиболее значительные его художественные создания расширяют и углубляют эстетическое познание действительности.

Современная мордовская литература, выступая неотъемлемой компонентой общего литературного процесса республики и региона, является его важной составной частью, развивающейся по сложившимся здесь закономерностям. Среди современных мордовских прозаиков есть немало поистине талантливых, одаренных художников слова (К. Абрамов, М. Петров, А. Брыжинский, М. Брыжинский, А. Доронин, М. Сайгин, И. Кудашкин, Г. Пинясов, В. Мишанина и др.). Поэтому мы вполне солидарны с А.Г. Бочаровым, который считает, что «поступательное движение литературы складывается благодаря успехам отдельного произведения, отдельного мастера, отдельного направления, открывших новую тенденцию, новую возможность, новые изобразительные средства, которые становятся общим достоянием» [41, с. 183].

Состояние научной разработанности проблемы

Проблема идейно-эстетического своеобразия мордовской прозы уже была предметом исследования мордовских литературоведов. Ученые неоднократно обращались к истории жанров в мордовской литературе, связывая ее с историей литературного развития в целом. Одной из первых наиболее крупных работ по изучению жанров мордовский прозы' стало исследование Б. Кирюшкина «Мордовский советский роман» [133]. В дальнейшем история возникновения и развития романного жанра нашла отражение в работах А.В. Алешкина, Н.В. Зиновьева, В.М. Макушкина и др. [15; 112; 167]. Жанр повести в мордовском литературоведении исследовался А.И. Брыжинским, М.И. Малькиной, Т.И. Кубанцевым, В.Е. Соколовой и др.

[46; 172; 148]. Истории становления и эволюции малых жанровых форм посвятили ряд своих работ Г.И. Горбунов, Г.С. Девяткин, Е.И. Чернов и др. [95; 143; 255].

Помимо работ, посвященных истории формирования и развития отдельных жанров прозы, мордовские литературоведы создали ряд исследований о жанровом развитии мордовской литературы в целом, в единстве с идейно-тематическими и стилистическими исканиями, соотнося их с отечественным литературным процессом в целом [165; 171; 223; 224].

Наиболее значимые труды литературоведов и критиков ежегодно выходили в специальных сборниках, издаваемых учеными Мордовского НИИЛЯИЭ [20; 21; 22; 192; 193;].

Важный вклад в плане более глубокого изучения идейно-эстетического своеобразия мордовской литературы был сделан М.И. Малькиной, авторами сборника «Проблемы современной мордовской литературы» (1980), Н.Л. Васильевым [171; 59;].

Обзор литературоведческих исследований по данной теме показывает, что до настоящего времени единой обобщающей работы по идейно-эстетическому своеобразию современной мордовской прозы писателей Мордовии нет. Те же отдельные статьи, рассматривающие творчество лишь некоторых писателей, не создают цельного представления о месте современной мордовской прозы в общем процессе развития мордовской литературы.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа конкретных художественных произведений мордовских писателей проследить наиболее характерные идейно-эстетические особенности и определить актуальные тенденции жанрового своеобразия творчества представителей мордовской прозы конца XX - начала XXI вв.

Реализация цели обусловила необходимость решения следующих адач:

- проанализировать и показать специфику жанра и особенности

7 построения мордовской очерковой прозы и рассказа;

выявить особенности формирования авторской позиции и охарактеризовать художественные средства выражения, используемые писателями Мордовии при построении фабулы произведения;

рассмотреть тенденции развития эстетической мысли мордовского народа в представленных видах прозаического жанра;

определить идейно-эстетическое своеобразие и героико-национальное содержание мордовской повести;

- исследовать актуальные аспекты своеобразия поэтики и жанра
современного романного творчества мордовских прозаиков;

- охарактеризовать степень взаимообогащения используемых жанров в
контексте формирования и развития литературных процессов региона.

Эмпирической основой и объектом исследования явились наиболее
значимые художественные произведения представителей мордовской прозы
конца XX - начала XXI вв. - К.Г. Абрамова, М.И. Брыжинского,
A.M. Доронина, В.И. Мишаниной, М.С. Моисеева, Г.И. Пинясова,

М.Л. Сангина, А.П. Тяпаева и других. Их произведения отличаются многообразием тематики, остротой постановки нравственных проблем, богатством художественных средств и способов создания образа. Предметом исследования выступили идейно-эстетические элементы художественного своеобразия прозаических жанров современно мордовской литературы.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами известных отечественных литературоведов, исследовавших проблематику жанра, вопросы поэтики и основные тенденции развития многонациональной отечественной литературы в идейно-художественном отношении (Л. П. Александрова, Л.А. Аннинский, М.М. Бахтин, В.Г. Белинский, А.Г. Бочаров, Л.Г. Гинзбург, В.В. Кожинов, Ю.Б. Кузьменко, Г.И. Ломидзе, СИ. Машинский, B.C. Синенко, Б.В. Томашевский, М.Б. Храпченко, В.Б. Шкловский и др.), а также конструктивным разнообразием произведений, отражающих идейно-эстетические аспекты и

8 художественно-стилевые искания видных представителей и исследователей современной мордовской прозы (А.В. Алешкин, А.И. Брыжинский, Р.П. Васильева, В.В. Горбунов, Г.И. Горбунов, В.И. Демин, Е.А. Жиндеева, Н.В. Зиновьев, В.М. Макушкин, М.И. Малькина, В.Е. Соколова, Н.И. Черапкин, Е.И. Чернов и др.).

Инструментарно-методический аппарат исследования определяется использованием системного подхода, направленного на рассмотрение совокупности определяющих теоретических положений и конкретных идейно-эстетических аспектов рассматриваемых прозаических жанров, а также на изучение художественной структуры произведений в их связи с центральной проблематикой.

В диссертации дополнительно использовались следующие методы:

сравнительно-исторический, позволяющий рассмотреть современную мордовскую прозу в контексте общего литературного процесса;

аналитический, помогающий изучить внутреннюю организацию художественного произведения;

- типологический, способствующий раскрытию социально-нравственной
обусловленности современной прозы.

Использование функциональных возможностей этих частных методов в рамках достижения цели диссертационной работы позволило существенно расширить научный эвристический потенциал системного подхода исследования.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в мордовском литературоведении проводится многоаспектный анализ проблемы идейно-эстетического содержания и развития современной прозы с применением системно-целостного анализа творчества мордовских прозаиков на уровнях тематики, проблематики, художественного своеобразия. Работа является целостным исследованием, охватывающим современную мордовскую литературу как часть общего литературного процесса.

Элементами реального приращения новационного знания,

9 характеризующего эвристический потенциал диссертационной работы, обладают следующие положения проведенного исследования:

впервые в национальном литературоведении проведен многоаспектный анализ идейно-эстетического своеобразия мордовской прозы и обобщены важные эстетические категории в творчестве современных писателей;

- определено место прозаических жанров в общем литературном
процессе Мордовии;

- выявлены наиболее характерные тенденции и особенности стилевых
исканий прозаических жанров;

показано влияние национальных устно-поэтических традиций на творчество современных мордовских прозаиков;

раскрыты идейно-эстетические особенности и своеобразие поэтики мордовской прозы конца XX - начала XXI вв.

Теоретическая значимость исследования. Ценность работы заключается в том, что в ней на конкретном материале раскрываются актуальные положения идейно-эстетического своеобразия прозаических жанров. Теоретические выводы и рекомендации могут быть использованы в разработке вопросов эволюции и перспектив развития современной мордовской прозы.

Практическая значимость исследования обусловлена потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании художественного своеобразия современной прозы. Разработанные положения, конкретный материал и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы учителями-словесниками при изучении национальной литературы в общеобразовательных школах, преподавателями вузов при разработке спецкурсов, построении учебного процесса и подготовки специальной литературы для студентов филологических специальностей.

Апробация результатов исследования проходила в отделе филологии и финно-угроведения ГУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных

10 наук при Правительстве Республики Мордовия». Основные положения и выводы исследования изложены в статьях и тезисах, опубликованных в периодической печати, а также докладах и сообщениях на научно-практических конференциях различных уровней: ежегодных Макаркинских чтениях (2004 г., 2005 г.); республиканской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора В.В. Горбунова (Саранск, 2004 г.).

Структура работы определяется логикой раскрытия темы, поставленной целью и решением ряда этапных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 260 наименований. Общий объем диссертации составляет 195 страниц.

Художественный мир современных мордовских очеркистов и рассказчиков

Мордовская проза 80-90-х годов XX - начала XXI веков отличается широтой тематики, разнообразием выведенных характеров, жанровых форм, она заметно освободилась от иллюстративности, от эмпирического бытописательства и дидактизма.

Художественно-публицистическому жанру в мордовской литературе отводится особая роль. Пожалуй, в Мордовии не найдётся литератора, кто бы ни писал в этом жанре. Более того, многие крупные прозаические произведения их подчас как бы произрастали на почве художественной публицистики художественного очерка.

Очерк - разновидность малой формы эпической литературы. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённой обычно в отдельных личностях) [143, с. 107]. Существующие определения очерка, системы классификации пытаются охватить всё видовое многообразие произведений этого жанра, но сопоставление и анализ подходов к изучению не поддаётся однозначному истолкованию.

Общепринятого единого теоретического определения очерка нет. В.Я. Канторович объясняет это тем, что его «границы крайне изменчивы, можно сказать, не определённы» [125, с.30]. Существует немало формулировок, которые в совокупности позволяют сформировать достаточно полное представление об очерке, выделить наиболее типичные черты, определить его сущность и специфику, отличие от других жанровых структур. Г.Н. Поспелов, указывая на отличительные признаки очерка, писал: «Очерк представляет собой короткое повествовательное произведение, основной целью которого является образная иллюстрация или образная информация» [206, с. 122]. В словарях и справочниках очерк характеризуется как один «из видов эпической повествовательной литературы, который отличается от романа, повести, рассказа достоверностью, т.е. тем, что в нем более или менее точно изображаются события, происходившие в реальной жизни» [161, с.215], «или небольшого литературного произведения, кратко описывающего жизненные факты» [190, с.39] Различные значения термина «очерк» сходятся в выделении его краткости, некоторой незавершённости сюжета. В специальных трудах даются более развёрнутые характеристики: «Очерк является самостоятельным литературно-художественным жанром, находящимся на вооружении газеты. В отличие от других жанров публицистики, он содержит элементы художественного, образного описания; в отличие же «от других литературных жанров, он основывается на конкретных фактах, содержит элементы публицистики, исследования» [228, с.36]. К основным чертам очерка относятся: публицистичность, образность, самостоятельность. Говоря о его специфике, следует отметить, что очерк стоит где-то на грани между рассказом и исследованием. А. Горький особенно выделял краткость и оперативность очерка как самостоятельного художественно-публицистического жанра. Эскиз, набросок картины делается быстро и с натуры. Тем не менее, краткость нельзя назвать исключительной чертой жанра в целом. История его развития доказывает, что очерк может быть представлен довольно большим по объёму произведением. Характерной особенностью очерка также следует считать пристальное внимание к факту как таковому, как к моменту процесса. Злободневность, актуальность и действенность очерка выражается, прежде всего, не только оперативном отклике на само событие, но и оценке его со всех сторон. Диапазон художественных возможностей современного мордовского очерка весьма широк. Грани и очертания этого жанра постоянны и вместе с тем подвижны. В этом его диалектика и в этом его сила. Как показывает опыт работы писателей, современный очерк даёт множество самых неожиданных сюжетных и композиционных вариантов в зависимости от его тематики, стилевого своеобразия и других особенностей содержания и формы. Цели очерка предельно ясны и просты - познание человеческой души и условий его бытия. Человек — главная тема литературы и в современных условиях. Изображая жизнь своего народа, мордовские писатели стали смотреть на человека как на личность, характер во всей многозначности его проявления [51,с.37]. Многие современные литераторы Мордовии в своём очерковом творчестве отдают предпочтение портретному очерку, чтобы полнее показать людей труда, организаторов производства, представителей нового класса предпринимателей. Рисуя характер реальных героев, чётко подчёркивают при этом в индивидуальном и типичное. Они, как правило, эмоционально насыщены, вызывают у читателя чувство сопереживания, что усиливает их эстетическое воздействие. Это характерная черта большинства портретных очерков писателей Мордовии. Достойное место среди них занимают книги очерков М. Моторкина «Мелиораторт» («Мелиораторы») - (1986), И. Девина «Коса келунь шачеманяц» («Где родина берёзоньки») - (1985), Г. Пинясова «Ялгане и содафоне» («Друзья и знакомые») - (1985) и другие. При знакомстве с этими произведениями кристаллизуется общее представление об оперативности жанра. Через ряд удачно выписанных портретов, путём показа социальной активности персонажей очеркистами создана публицистическая летопись, зафиксировавшая самые приметные черты времени. Так, например, среди портретных очерков писателей Мордовии заслуживает внимания книга очерков М. Моторкина « Мелиораторт» (1986). Герои его очерков Сергей Павлович Неверов «Эрямонь вий» («Жизненная сила»), Нектарий Константинович Славцов «Свал вешнемасо» («Вечно в поиске»), Александр Романович Калинин «Мелиораторт», Владимир Каргаев («Ведьбайгенть питнезэ») («Цена мельницы»), Александр Романов «Мазычинь теиця» («Создатель красоты») и др. - реальные люди, сердцем прикипевшие к своему любимому делу. Будь то экскаваторщик, тракторист, асфальтировщик, архитектор, геолог, объединяет их одна цель -обеспечить все колхозы районов водой. Автор называет воду «жизненной силой». Так он и назвал свой первый очерк «Эрямонь вий» («Жизненная сила»). В первой части очерка дается биографический экскурс жизни героя очерка - Сергея Павловича, который не может равнодушно видеть, как гибнет окружающая природа. Экология близлежащих рек, озер, прудов, колодцев находится в катастрафическом состоянии. Автор с гневом и болью говорит о том, что люди из-за сиюминутных выгод забыли о завтрашнем дне. «Ки чиретнева, паксява лисьмапрятнень ванськавтылизь, озавтнильть чувтынеть ды теильть озамо таркат. Эрьва ютыцясь лоткиль оймсеме. Кельме веднесь максыль тензэ од вий. Ломанесь прок оде чачиль. Ней ансяк вейке лисьмапря кадовсь веленть пес, сеньгак виезэ яла аламоньгады» [182, с. 11]. («Вдоль дорог, на полях очищали бы родники, сажали бы деревья и делали бы скамейки для отдыха. Каждый прохожий мог бы остановиться и отдохнуть. Холодная водичка давала ему новые силы. Человек как будто бы заново рождался. Теперь остался один только родник на краю деревни, и у него сила все слабее» (Здесь и далее подстрочный перевод наш - Н.Л.). Автор показывает нам речки Сарка («Эрямонь вий»), Нуя («Мелиораторт») и каждый раз ставит нас перед насущной проблемой - охраной окружающей среды.

Поиск нового героя в жанре мордовской повести

В динамике литературного процесса конца XX - начала XXI вв. одним из ведущих жанров стала повесть. Многоликая, многотемная повесть удивительно органично сумела вобрать в себя сегодня высокое чувство лиризма и глубокое философское раздумье нашего современника о жизни и судьбах людей.

В свое время, определяя своеобразие повести, В.Г. Белинский писал: «Есть события, есть случаи, которых так сказать, не хватило бы на драму. Повесть ловит их и заключает в свои телесные рамки. Ее форма может вместить в себе все, что хотите - и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жесткую игру страстей...Повесть - распавшийся на части, на части частей роман; глава, вырванная из романа...она дробит жизнь по мелочам и вырывает листки из великой книги этой жизни» [33, с. 272].

Подобная трактовка в определении жанра повести во многом совпадает и в высказываниях современных исследователей - Г. Поспелова, Ю. Суровцева, Н. Утехина, В. Кожина, А. Бочарова, В. Синенко и других. На обширной литературной ниве современности повесть сумела повсеместно утвердить свою творческую жизнеспособность. Тяготея к синтетической форме художественного изображения, к исторической правде, современная мордовская повесть вместе с другими эпическими жанрами, углубленно исследует нравственные качества в характерах героев, их растущие с каждым днем духовные потребности. Становление характеров подобного склада можно всесторонне проследить в благодатной атмосфере преобразования современной жизни, в процессе строительства сегодняшнего общества. Не оттого ли произведениям наших дней свойственно пристальное внимание к этической сущности человеческой личности, стремление авторов к философской наполненности повествования тревогами и надеждами современности. Можно предположить, что это обстоятельство и привлекает в последнее время особое внимание многих критиков и литературоведов. И разговор о своеобразии современной повести, о ее роли в литературоведении, о ее идейно-эстетической традиции и жанровой эволюции становится достаточно обстоятельным. Примечательно, что критики единодушно признают заметно возрастающее значение повести для последующего развития литературы, а также художественные достижения в изображении характеров и явлений современной действительности.

Место и жанровая эволюция повести в литературном процессе своеобразны. Так, например, в древнерусской литературе слово «повесть» включала в себя довольно обширное понятие, первоначально обозначая эпическое повествование вообще, и включала в себя и летописи, и жития святых, и народные легенды, и сказания и т.д. Однако в результате долгой и сложной эволюции повесть претерпела масштабные изменения и обрела жанровую определенность. Известно, что каждый эпический жанр сформировался в границах своих возможностей. Жанр позволял художнику освещать жизненные пласты действительности под определенным углом видения. Именно такое понятие вкладывал В.Г. Белинский в свое знаменитое суждение: «если есть идеи времени, то есть и формы времени» [33, с. 276]. Не удивительно поэтому, что в истории развития отечественной прозы встречаются периоды, в которых ведущее место занимает то роман, то повесть. Читая труды современных литературоведов, приходишь к мысли о том, что повесть является произведением с сюжетом менее сложным, чем в романе, но более сложным, чем в рассказе. Такое промежуточное, серединное место повести между рассказом и романом отмечали ряд исследователей: Н. Утехин, В. Кожинов, В. Синенко. В современном литературоведении изучение жанра повести ведется сразу по нескольким направлениям. Так, например, А. Бочаров, Л. Якименко, Ф. Кузнецов в своих работах больше обращают внимания на специфику осмысления в повести категорий общественной нравственности, создание социальных типов характеров героев, содержания и развития конфликтов. Время и пространство в качестве основных элементов поэтики повести рассматриваются также в трудах известных ученых Г. Поспелова, Д. Лихачева, Н. Гея. По проблеме о месте повести в системе жанров до сих пор нет единого мнения. Одна из причин, по которой жанровые особенности повести трудно уловимы, состоит в том, что она, как уже не раз отмечали исследователи, занимая серединное положение между рассказом и романом, как бы растворяет свои приметы в художественных структурах. Многие критики и теоретики (В. Синенко, Н. Утехин) существенным жанровым качеством повести считают объем жизненного материала, охваченный писателем в произведении. Но понятие «объем» нельзя понимать как чисто количественную характеристику, потому что есть романы меньше, чем повесть, и рассказы больше, чем повесть. Понятие «объем», прежде всего, включает в себя масштабы изображение действительности. Иными словами, повесть по размеру находится в середине между романом и рассказом, но жанровое ее свойство определяется не этим количественным фактором, а масштабом изображения действительности, диктующим образную систему повествования, его структуру, способы развертывания характера и действия и соответствующие им стилевые приемы. И роман, и повесть берут жизнь в сложном переплетении . ее исторических конфликтов, рассматривают воздействие общества на судьбу человека и место личности в общественной борьбе ее времени. И тот, и другой в своих конкретных проявлениях всегда выступают как концепция действительности. Но роман создает при этом более широкую, многообразную и многогранную картину, чем повесть. Роман призван дать целостную концепцию эпохи. Он берет жизнь в целом, в движении и развитии ее основных тенденций, глобальных противоречий, непосредственно связывая с ними изображение сложной диалектики человеческих судеб. Широта охвата действительности, обилие и разнообразие проблематики в романном творчестве гораздо шире, нежели в повести. С этой эстетической программой романа повесть состязаться не в силах. Ее цели иные.

Поэтика мордовского романа постсоветского периода

Наряду с жанрами рассказа и повести в современной мордовской прозе конца XX - начало XXI активно развивается роман. « За сравнительно короткий исторические период своего существования роман постоянно пополнял свое видовое разнообразие, осваивал новую тематику, стремился к более глубокому отражению действительности» [195, с. 126-184].

В романном творчестве мордовских писателей обращает на себя внимание глубокий художественный анализ сложных и противоречивых коллизий, стремление писателей, независимо от жизненного материала, широко осмыслить закономерности развития действительности. «Раскрывая действительность в нормах, близких к самой жизни, роман создает иллюзию полной достоверности событий и человеческих судеб, придуманных писателем, - подчеркивает особенность жанра СИ. Машинский» [173, с.520].

Мордовские прозаики детально исследуют нравственно-психологические и социальные проблемы. При этим углубляется трактовка положительного как в исторической, так и в военной, и современной тематиках. При всей остроте и актуальности поставленных проблем в мордовском романе конца XX в. - начала XXI вв. явственно нарастает стремление писателей пристальнее вглядеться в саму субстанцию народного бытия, в те неразрывно связанные с землей, трудом на земле, с национальной психологией и культурой начала, которые и делают народ народом, дают ему возможность выжить и укрепиться наперекор всем трудностям.

Мордовская литература отличается многообразием разновидностей крупного прозаического жанра. Можно выделить исторический роман, А. Доронина «Баягань сулейть» («Тени колоколов»), «Кузьма Алексеев»; политический М. Петрова «Красный колосс»; роман лирических раздумий А. Доронина «Кочкадыкесь-паксянь нармунь» («Перепелка - птица полевая»), социально-бытовой роман А. Брыжинского «Вечкеманть тюсонзо эсензэ» («У любви краски свои») и др.

В настоящее время мордовский роман обладает широким жанровым диапазоном. Это показатель, преисполненный большого смысла. Он свидетельствует не только о зрелости романа, о возросших творческих возможностях и уровне мастерства писателей. Здесь таятся причины более весомые, глубинные. Во-вторых, роман находится в постоянном взаимодействии с основными жанрами внутри эпического рода. Происходит интенсивное общение между романом и эпосом, а также малыми формами повествовательных жанров.

Человек становится не только объектом, но и субъектом романа. Действительность требует более мобильного и, в то же время, более сосредоточенного внимания на анализе души современника. Поэтому естественно стремление современных прозаиков сдвинуть границы между рассказом и лирической исповедью, между романом и легендой. Современный мордовский роман все уверенней изображает «духовное происхождение» действий персонажей, преодолевая главенство сюжетности. В 1980 - 90-е годы прошлого столетия романное слово в лучших его образцах все глубже и дифференцированнее проникает в мир человека. Роман как бы стягивает к себе и внутрь себя всю повествовательную энергию, накопленную его и литературной, и фольклорной предысторией. Он демонстрирует, что психологический анализ не является прерогативой одного жанра. Он может создаваться в романе лирическими, эпическими средствами и новым переосмыслением отдельных приемов фольклорных жанров. Именно это сочетание позволило мордовской прозе в последние два десятилетия освоить новую манеру повествования, приближенную к психологизму зрелой прозы. В данный период налицо усиление стилевых исканий, заметно изменяющих традиционные жанровые формы. Не случайно появление автобиографических романов и мемуаров. Их свободный и непосредственный способ повествования словно подсказывал писателям стилистические формы, которые ломали прежнюю публицистическую сухость панорамного романа. В 119 современной мордовской литературе наблюдается тенденция приверженности писателей к исторической тематике. Нет ни одной национальной литературы, в которой бы не поднималась историческая тема. История народа - предмет самого пристального внимания многих писателей. «История представляет нам событие с его лицевой, сценической стороны, не приподнимая завесы с закулисных происшествий, в которых скрываются и возникновение представляемых ею событий и их совершение в сфере ежедневной, прозаической жизни. Роман отказывается от изложения исторических фактов и берет их только в связи с частным событием, составляющим его содержание; но через это он разоблачает перед нами внутреннюю сторону, изнанку, так сказать, исторических фактов, вводит нас в кабинет и спальню исторического лица, делает нас свидетелями его домашнего быта, его семейных тайн. Колорит страны и века, их обычаи и нравы выказываются в каждой черте исторического романа. И потому он есть как бы точка, в которой история, как наука, сливается с искусством; есть дополнение истории, ее другая сторона» [2, с. 40]. Особенно остро нравственные вопросы ставятся в романах о далеком прошлом народа, где мордовские прозаики повествуют о переломных моментах в истории нашего общества. По верному утверждению В.М. Макушкина, «роман и повесть в современной мордовской литературе -основные жанры в постижении мордовской литературой истории народа, правды века» [167, с. 162]. Творчески развивая плодотворные традиции романа 1940-60-х годов, современные писатели все решительнее освобождаются от идеализации и натурализма, свойственных ряду романов предшествующего периода. Они пристальнее обращаются к осмыслению многотрудного опыта народной истории, социальной и духовной жизни нации, к утверждению преемственности великих традиций ее культуры. «Современность слишком спутана, слишком нас волнует, чтобы мы могли разобраться в ней цельно и спокойно, отыскивая ее законы, к старине мы хладнокровнее и невольнг ищем в ней уроки, которым не следуем, обращения, к которым манит ее видимая законченность, хотя сами мы живем в ней наполовину», - пишет А.Н. Веселовский [63, с.43].

Похожие диссертации на Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы : Конец XX - начало XXI вв.