Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века Угурчиева, Рукият Хажбикаровна

Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века
<
Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Угурчиева, Рукият Хажбикаровна Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 Москва, 2006

Содержание к диссертации

ГЛАВА /. ПУБЛИЦИСТИКА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ИНГУШЕЙ 16

  1. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ, ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОИ ПРОЗЫ. ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПАМЯТНИКОВ УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА (Ч. АХРИЕВ, А. БАЗОРКИН, М. ДЖАБАГИЕВ, О. МУРЗАБЕКОВ, И. ДОЛГИЕВ) 16

  2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ (Ч. АХРИЕВ, А. БАЗОРКИН, В.-Г. ДЖАБАГИЕВ,

О. МУРЗАБЕКОВ, И. БАЗОРКИН) 41

3. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (А.-Г. ДОЛГИЕВ,

М. КОТИЕВ, X. АРСАМАКОВ, И. БАЗОРКИН, 3. МАЛЬСАГОВ) 84

ГЛАВА //. СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105

1. ПРОЗА НАЧАЛА XX ВЕКА. ПРОБЛЕМЫ, ИДЕИ, ОБРАЗЫ (О. МУРЗАБЕКОВ, А.-Г. ГОЙГОВ,
С. ДОЛТМУРЗИЕВ, Ш. АХУШКОВ, ТЕМБОТОВ (М. КОТИЕВ), С. МАЛЬСАГОВ, ХАНИЕВ,

X. ОСМИЕВ) '. 105

2. ИНГУШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ 20 - 30-Х ГОДОВ XX ВЕКА. КОНФЛИКТЫ И ХАРАКТЕРЫ
(3. МАЛЬСАГОВ, Х.-Б. МУТАЛИЕВ, О. МАЛЬСАГОВ, Б. ДАХКИЛЬГОВ, Д. МАЛЬСАГОВ,

X. УЖАХОВ, А. ШАДИЕВ) 147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

БИБЛИОГРАФИЯ / 72

Введение к работе

Эпоха второй половины XIX-начала XX века-период активной, разносторонней научной и творческой деятельности северокавказских просветителей. Публикации фольклорных материалов, исторических, научно-этнографических очерков, фольклористических, лингвистических исследований и других работ заполнили страницы крупнейших периодических изданий Владикавказа, Тифлиса, Баку, Санкт-Петербурга, Москвы, Риги, Парижа. До этого времени Северный Кавказ был объектом изучения русских и зарубежных путешественников, выдающихся ученых, военных. Их труды по истории, языкознанию, экономике, этнографии, исторической географии, правоведению северокавказских народов составили целую эпоху отечественного кавказоведения. Взгляд национальных ученых, писателей, взгляд изнутри, уже по определению предполагавший обстоятельное и тщательное освещение всех граней жизни народов Северного Кавказа, был исторически востребован и необходим. Возникновение и становление северокавказской просветительской мысли, сформировавшейся под влиянием прогрессивных идей русского и европейского просветительства^ исследователи относят к концу XVIII века. Деятельность северокавказских просветителей - научная, общественно-политическая, педагогическая, литературно-художественная, журналистская, издательская - яркая страница в развитии российского Просвещения XVIII - XX вв.

В исследовании северокавказского просветительства отчетливо выделяются два периода. Первый период - 40 - 90-е гг. XX в. - период выявления, систематизации фактов, их описания и классификации. Отличительная особенность этого периода - изучение северокавказского просветительства как отдельных, во многом изолированных друг от друга, самостоятельных явлений национальной культуры народов Северного Кавказа. Второй период - рубеж XX - XXI вв., когда наметились

качественные изменения в исследовательских подходах. Стало ясно, что северокавказское Просвещение - одно из крупных и развитых звеньев российского Просвещения XVIII - начала XX вв., по своим историческим масштабам сопоставимое с просветительством Урало-Поволжья и других культурных регионов России. Явление характерное, типологическое, мощное, преобразующее культурный облик многонациональной России.

Ингушское просветительство - составная и неотъемлемая часть
северокавказского и российского просветительства - явление

самостоятельное, самобытное и неизученное, развивавшееся на арабском и русском языках. Оформление ингушского просветительства на русском языке как целостной культурной системы приходится на 70-е гг. XIX века. Исследование содержания, предпосылок зарождения и развития ингушской просветительской мысли-задача крайне важная для национальной культуры. В северокавказском и ингушском литературоведении отсутствуют критико-биографические очерки, в которых освещались бы проблемы ингушского просветительства, жизнь и творчество его деятелей. Значительные трудности из-за неразработанности конкретного материала представляет проблема периодизации ингушского просветительства. Работа по созданию целостной истории национального просветительства с выявлением его исторических предпосылок, особенностей, этапов и закономерностей развития еще впереди.

В литературоведении советского периода объектами исследования становились лишь фигуры Ч. Ахриева, А. Базоркина и А.-Г. Долгиева. Впервые данные о биографии и творческой деятельности Ч. Ахриева были систематизированы Л. Семеновым в работе «Чах Ахриев. Первый ингушский краевед» (1928). Анализу общественно-политических, социологических, этических взглядов Ч. Ахриева посвящено исследование А. Яндарова «Ингушский просветитель Чах Ахриев» (1968). Краткая и емкая характеристика творчества Ч. Ахриева и А. Базоркина дана в

монографиях И. Дахкильгова «Ингушская литература» (период развития до 40-х годов)» (1975), X. Туркаева «Зарождение и становление реализма в чеченской и ингушской литературах (60-е гг. XIX - 40-е гг. XX в.)» (1984). В статье А. Мальсагова «Кто он, Асланбек Базоркин?» (1990) объектом серьезного внимания стала художественно-этнографическая проза А. Базоркина, в том числе не известные ранее и впервые обнаруженные исследователем очерки «Из недалекого прошлого» (1883) и «Воспоминания из путешествия по Чечне» (1883). Сложной и трагической судьбе просветителя А.-Г. Долгиева посвящена статья Ш. Дахкильгова «А.-Г.О. Долгиев: борец, мыслитель, поборник просвещения» (1989). Богатейшее классическое наследие братьев М. и В.-Г. Джабагиевых, возвращение которого стало возможным лишь в условиях-современной демократической России, до настоящего времени неизвестно российской общественности. Попытки освещения и анализа столь массивного и абсолютно неизученного пласта их трудов впервые предприняты в 1990-е годы. В статьях И. Дахкильгова «Палгіай меттахи багахбувцамахи французски меттала баь тохкам» (в соавторстве с X. Дзейтовой) (1990) и «М. Джабавагиева вай багахбувцамах баьча балхах» (1992) представлены и описаны уникальные исследования по ингушскому языку, фольклору и мифологии ученого-лингвиста, фольклориста М. Джабагиева. Первым исследователем просветительской, публицистической, общественно-политической, научной деятельности В.-Г. Джабагиева является М. Яндиева. Ее работы: «По кодексу чести. Ингушское зарубежье» (1991), «Возвращенное имя» (1992), «Общекавказская государственность: вчера, сегодня, завтра» (в соавторстве с А. Мальсаговым) (1999), «Вассан-Гирей Джабагиев: возвращение забытого имени» (2001), «Ингушская политическая публицистика 50-х годов. В.-Г. Джабагиев на страницах журнала "Свободный Кавказ"» (в соавторстве с Б. Газиковым) (2003) -широко использованы автором в диссертации. Литературная, научная,

общественная деятельность другого представителя ингушской культуры 3. Мальсагова рассмотрена в работах О. Мальсагова «Общественно-литературная деятельность З.К. Мальсагова» (1959), И. Дахкильгова «Ингушская литература (период развития до 40-х годов)» (1975), М. Яндиевой «Заурбек Куразович Мальсагов» (1994) и А. Мальсагова «Его делам не позабыться» (1998).

Анализ, предпринятый нами в диссертации, показал, что в ингушском просветительском движении четко выделяются две волны просветителей и, соответственно, два периода в истории его развития. Это обстоятельство определяет следующую периодизацию ингушского просветительства: 1) 1870-е - начало 1890-х гг.; 2) 1890-е гг. - 1920-е гг. Результаты исследования позволяют существенно дополнить и уточнить картину северокавказского просветительства, хронологические границы которого в свое время были обозначены в работах северокавказских литературоведов1. Помимо Ч. Ахриева, А.-Г. Долгиева и А. Базоркина, в общем списке северокавказских просветителей появляются имена других ингушских просветителей: А. Тутаева, М. Джабагиева, И. Базоркина, В.-Г. Джабагиева, М. Котиева, О. Мурзабекова, X. Арсамакова, 3. Мальсагова. За пределами нашего внимания или рассмотренным не в полной мере оказалось творчество таких просветителей, как Б. Котиев, И. Базоркин, X.-М. Горчханов, Б.А. Котиев, Т. Беков, Д. Мальсагов и др. Фактологическая основа ингушского просветительства в настоящий момент находится на стадии выявления, что, возможно, повлечет за собой коррективы и в хронологической периодизации материала, и в его содержательных историко-культурных характеристиках.

Формирование ингушской просветительской мысли связано прежде всего с именами Ч. Ахриева (1850-1914), А.-Г. Долгиева (-1845-1909), А. Базоркина (1850-?) и А. Тутаева (1863-1943). Плеяде первых просветителей-ингушей выпала честь быть первопроходцами - первыми

«осуществлять культурные прорывы» (Ю. Лотман) во всех сферах жизни ингушского общества. Ингушские просветители видели свою первостепенную задачу в представлении национальной культуры ингушей, во включении ее в общекультурный мировой контекст. Отсюда их стремление дать всестороннюю картину жизни соотечественников. Наблюдаемый и изображаемый просветителями мир-мир истории, этнографии, фольклора, духовной и материальной культуры, общественно-политической и экономической жизни ингушей. Мир современников и природы в просветительской прозе представлен во всем своем многообразии и многоцветий красок. Ингушский просветитель-мыслитель, художник, прозаик, публицист, педагог, социолог, правовед, общественный и политический деятель.

Научное наследие первого ингушского просветителя Чаха Эльмурзиевича Ахриева составляют исследования по фольклору, историко-этнографические и публицистические очерки, записи фольклорных материалов, знакомящие читателя с древнейшей историей, уникальными памятниками культовой архитектуры (склепы, храмы, часовни, святилища), языческими воззрениями, обрядами, устным поэтическим творчеством ингушей: «Несколько слов о героях в ингушевских сказаниях» (1870), «Ингушевские праздники» (1871), «Об ингушевских женщинах» (1871), «Этнографический очерк ингушевского народа с приложением его сказок и преданий» (1872-1873), «Ингуши (их предания, верования, поверья)» (1875) и др. В исследованиях Ч. Ахриева, в которых привлечен богатый документальный и фактический материал, тщательно им систематизированный, прослеживается процесс становления национальной историографии как научной дисциплины - накопление исторических знаний и их систематизация, осмысление и оценка исторических событий. Труды Ахриева-историка и этнографа заложили теоретические основы ингушеведения, стали своего рода точкой отсчета в развитии ингушской

научно-исторической, социологической, философской мысли. Масштаб научной деятельности первого ингушского просветителя позволяет рассматривать его творчество как целостный этап зарождающегося просветительского движения Ингушетии.

Продолжателем историко-этнографических традиций Ч. Ахриева выступил Асланбек Бунухоевич Базоркин. Однако А. Базоркин не только последователь идей своего предшественника: он первым нарушил устоявшиеся традиции научно-этнографического исследования и развил элементы художественного повествования. Его творчество (очерки «Горское паломничество» (1875), «Из недалекого прошлого» (1883), «Воспоминания из путешествия по Чечне» (1883)) можно считать шагом вперед в развитии этнографического очерка. А. Базоркин в отличие от Ч. Ахриева избирает принцип художественного осмысления и познания реальности. Благодаря таланту, художественному мастерству автора-повествователя мир духовных ценностей, истории, социально-политической жизни ингушей, чеченцев читатель видит глазами мыслителя-художника.

Традиции Ч. Ахриева и А. Базоркина были развиты в просветительской деятельности историка и этнографа Албаста Тутаева, проделавшего большую работу по освещению и разработке важнейших вопросов истории и культуры Ингушетии. Записи А. Тутаева датируются восьмидесятыми годами XIX века и сделаны во время научных экспедиций автора по горной и равнинной Ингушетии. Обширный и совершенно неизученный архив А. Тутаева на сегодняшний день недоступен, лишь отдельные записи из личного архива писателя С. Озиева и Б. Газикова появились в печати благодаря усилиям М. Яндиевой, Б. Газикова и А. Мальсагова. Это работы из цикла «Галгаевский календарь» (т.е. ингушский. - Р.У.) (1881): «Ингушский праздник после окончания поста»

(«Палгіай мархий бутт ці ей»), «Скачки "Мархий ці ей"», «Праздник Тушоли» («Тушоли ці ей»), «Царь Аландий», «Галгаевцы» и др.

Исследование художественно-этнографических и исторических очерков А. Тутаева показывает, что круг тем, освещаемых автором, разнообразен: происхождение галгаевцев, Галгаевского общества, множества ингушских фамилий, основание селений, церемонии проведения языческих праздников, исполнения обрядов, ритуалов. Большое внимание автор уделяет памятникам архитектуры: истории появления храмов, святилищ, башен.

Примером и попыткой практического претворения социально-политических убеждений в общественной жизни служит жизненная и творческая биография просветителя, педагога, политического мыслителя, сотрудника газеты «Терские ведомости» Адиль-Гирея Олмазовича Долгиева. Наследие А.-Г. Долгиева не обнаружено и не исследовано (за исключением одной-двух статей).

Заслуга просветителей второй волны: М. Джабагиева (1877-1937), И. Базоркина (1878-1948), В.-Г. Джабагиева (1882-1961), М. Котиева(1886-1973), О. Мурзабекова (?), X. Арсамакова (?), Т. Бекова (1873-1966), 3. Мальсагова (1894-1935), Д. Мальсагова (1894-1966) и других, перенявших эстафету у предшественников, - в деле просвещения ингушского народа не менее велика.

Главная особенность публицистики начала XX в. - преимущественное внимание к исследованию современности как объекта изображения. У просветителей существенно меняется понимание смысла, задач и роли публицистики. Для них характерно активное вмешательство в ход исторических событий, в реалии жизни современного ингушского общества и их художественное осмысление. На первый план выходит социально-политическая публицистика с ее стремлением осмыслить острые проблемы общественно-экономической жизни не только

ингушского общества, но и в целом российского общества. С описания истории, фольклора, культурных традиций народа акцент смещается на изображение социальной действительности. В результате ослабевает интерес к исследовательски-этнографической деятельности. Публицистика становится полемичной, динамичной. Расширяется круг тем, событий, сюжетов, намечается глубокий интерес к судьбе народа и отдельного конкретного человека.

Ученый, мыслитель Магомед Джабагиев из всех перечисленных, пожалуй, один из немногих, кто продолжил научные традиции Ч. Ахриева, А. Базоркина, А. Тутаева. М. Джабагиев внес серьезный вклад в создание ингушской письменности, изучение мифологии, языческого мировоззрения, древних религиозных верований и культов ингушей. Он впервые систематизировал пантеон языческих божеств ингушей, дал их классификацию. М. Джабагиев - автор следующих трудов: рукопись «Галгайские (ингушские) народные произведения» на ингушском языке с пометкой автора «Собраны и обработаны М. Джабагиевым (Владикавказ, 1889-1897)», «Ингуше-чеченская азбука» (Владикавказ, 1908), книга «Ингушские народные тексты» (Париж, 1935) с комментариями и подстрочным и литературным переводом с ингушского языка на французский Ж. Дюмезиля, «Галгайский (ингушский) фольклор» на ингушском языке с французским переводом, «Древнегалгайская мифология», «Учебник галгайского языка» с русскими и французскими текстами. Богатое научное и творческое наследие ученого до сих пор полностью не обнаружено и не исследовано.

На историческом, культурном фоне Просвещения Северного Кавказа особо выделяется фигура ингушского просветителя, выдающегося социального мыслителя, крупного политического и общественного деятеля, экономиста-аграрника, социолога, публициста, писателя Вассан-Гирея Ижиевича Джабагиева, чье творчество - универсальное,

беспримерное по многообразию тем, сюжетов, проблем - вышло за рамки Северного Кавказа, получило общероссийский и мировой резонанс. Огромная, разносторонняя деятельность, творческое и научное наследие В.-Г. Джабагиева наиболее полно характеризует социально-политическую, правовую, экономическую, культурную программу ингушского и северокавказского просветительства. В центре внимания В.-Г. Джабагиева аграрная, экономическая и культурная политика России, стран Европы (Германии, Нидерландов, скандинавских стран, Боснии и Герцеговины), США, международные отношения, внешняя и внутренняя политика России, проблемы реформирования ислама, просвещение ингушского народа, положение «инородцев» в Российской империи. Это далеко не полный перечень вопросов, освещаемых прозой В.-Г. Джабагиева. Джабагиев - автор более 150 трудов, и это только лишь часть его доэмигрантского наследия. В.-Г. Джабагиев писал свои труды на русском, французском, турецком, польском языках, и его творчество - яркое явление культурного наследия народов России, которое ждет полноценного научного изучения. Рамки настоящего исследования не позволяют дать полную картину теоретической и практической деятельности выдающегося ингушского просветителя. Наше исследование сосредоточено на социально-политических и экономических очерках В.-Г. Джабагиева, в которых автор касается проблем популяризации европейского опыта и знаний среди российского крестьянства, положения инородцев в империи и социально-политических, культурных реалий жизни Ингушетии и Кавказа в целом. Широко пропагандируя идеи прогресса и демократического либерализма, В.-Г. Джабагиев выступил против «резкой культурной ломки» (Ю. Лотман) народов и их разрыва с традицией. Глубокий политик и трезвый аналитик, В.-Г. Джабагиев в своих трудах обозначил векторы политического, социально-

экономического, культурного развития многоцивилизационной России и народов, ее населяющих.

Наследие ингушских мыслителей XX века братьев М. и В.-Г. Джабагиевых - ядро и стержень ингушского просветительства, имеющее общероссийское культурное значение. Оно заслуживает исследования с самых разных научных точек зрения.

Просветительство на Северном Кавказе развивалось не только на русском языке. Первой его ветвью было просветительство, ориентированное на арабскую культуру и литературу, и в частности на арабское культурное «возрождение» второй половины XIX в. («ан-нахда»). Просветительство, развивавшееся в пространстве арабской письменной традиции и арабской культуры, предметом серьезного исследования в отечественном литературоведении еще не стало. Имена его представителей лишь эпизодически упоминаются. Впервые на феномен арабской культуры на Северном Кавказе обратил внимание крупнейший ученый-арабист И.Ю. Крачковский: «Здесь (в Дагестане, Чечне, Ингушетии. - Р.У.) в течение нескольких веков он (арабский язык.-Р.У.) был единственным литературным языком не только науки, но и деловых сношений. На нем развивалась здесь своеобразная традиция, выдвинувшая местных канонистов, историков и поэтов, возникла целая живая литература на мертвом языке, который, однако, звучал как живое средство междуплеменного общения» .

Арабская письменность, литература, религиозные источники получили в Ингушетии известное распространение. Свидетельства о двух ярчайших фигурах ингушского просветительства Абдуррахмане (Индерби) Озиеве и Магомете Куркиеве (Артаган Сагов), ориентировавшихся в своей деятельности и творчестве на арабо-исламскую культуру Ближнего Востока, содержатся в книге И.Ю. Крачковского «Над арабскими рукописями» (1945) и в воспоминаниях ингушского писателя С. Озиева.

А. Озиев (1834-1923)-ученый-богослов, арабист, десять лет учившийся в медресе в Стамбуле, где окончил высший курс арабистики и в совершенстве овладел турецким и арабским языками. В 1887 году в Ингушетии усилиями А. Озиева было открыто медресе, которое за годы его преподавательской деятельности превратилось в центр воспитания и обучения образованных богословов-арабистов, знатоков исламского права, географии и просто грамотных людей.

М. Куркиев (1897-1975)-блестящий знаток арабского языка и литературы, поэт, писавший и стихи, и прозу в жанре классической арабской поэзии. После учебы в Гамурзиевском медресе в 20-е годы он поступил в Ленинградский институт восточных языков. Экзаменационную работу за второй курс студент-ингуш написал в стихах на арабском языке. Незаурядные способности М. Куркиева поразили И.Ю. Крачковского, о чем он пишет в своей автобиографической книге: «Даже в 20-х годах два ингуша, присланные в Ленинградский институт восточных языков, знали только два языка: родной ингушский и арабский. Совершенно свободно они беседовали по-арабски на разнообразные темы мировой политики и современной жизни, а один (М. Куркиев. - Р.У.) с легкостью писал стихи по всем правилам старых арабских канонов»4.

После закрытия по политическим соображениям арабского факультета М. Куркиев покинул страну и оказался в Афганистане. Там после ряда лет работы на различных должностях его назначили заместителем министра просвещения Афганистана по арабскому языку. Труды М. Куркиева доэмигрантского периода - «Мировой кризис», «Жемчужина ожерелья», «Для ищущего истинного пути», «Суть главного» - не переведены с арабского языка, не исследованы и хранятся, по данным С. Озиева, в Петербургской арабской библиотеке при Институте восточных языков.

Наследие ингушских просветителей, богатое, уникальное, многожанровое - национальное культурное достояние ингушей, которое ждет полноценного научного исследования и освещения. Художественный опыт и литературные традиции, сложившиеся в творчестве ингушских просветителей последней трети XIX - начала 20-х гг. XX в. (Ч. Ахриева, А. Базоркина, А.-Г. Долгиева, А. Тутаева, М. Джабагиева, И. Базоркина, В.-Г. Джабагиева, М. Котиева, О. Мурзабекова), по сути, оказались вне поля зрения исследователей на протяжении целого ряда десятилетий. Общественно-политическая, научно-популярная, художественная публицистика просветителей служила тем источником, почвой, в недрах которой складывались философско-теоретические основы и предпосылки зарождения художественной литературы.

Тезис советского литературоведения о зарождении ингушской литературы, как и многих других национальных литератур Северного Кавказа, в 1917 году в свете фактов, накопленных современной литературной наукой, подлежит пересмотру. Подобная постановка вопроса позволяет раздвинуть рамки исследуемой проблемы и говорить о том, что начиная уже с 70-х гг. XIX века шло формирование литературно-художественной мысли ингушей. Говоря об ингушской литературе, важно прежде всего выявить ее просветительскую «родословную», воссоздать реальную картину литературной жизни ингушей с дооктябрьского периода вплоть до начала 30-х гг. XX в. Продолжение и развитие просветительских идей мы отмечаем в художественном творчестве целого ряда ингушских писателей советского периода.

В историю ингушской литературы за последнее десятилетие вошли имена писателей (Темботов (М. Котиев), С. Мальсагов, Ш. Ахушков и др.), чьи произведения в силу разных (в том числе и политических) причин не вошли в историю ингушской прозы. Вновь открытые имена позволяют говорить о существовании отдельной ветви ингушской литературы,

которую мы пока условно назвали другой прозой. Другая проза - проза, свободная от идеологических установок и идейной заданности. Проза-неизвестная, нечитанная, неизученная. Проза, которая ждет своего возвращения в национальную культуру.

Собранный и систематизированный исследователями материал свидетельствует о том, что ингушская литература - самостоятельная ветвь словесной культуры народов Северного Кавказа, выражающая национальную идентичность ингушского народа.

Похожие диссертации на Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы : Конец XIX - начало XX века