Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Искусство портрета в прозе С. Айни Имомов, Махмаисуф Сайдалиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Имомов, Махмаисуф Сайдалиевич. Искусство портрета в прозе С. Айни : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Ин-т языка и лит-ры.- Душанбе, 1990.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-8/2010-2

Введение к работе

Актуальность темы. Главным предметом исследования художественной литературы является человек, а изображение внешнего или внутреннего облика персонажа - проявлением двух сторон одного понятия. Изображение внешнего облика служит, с одной" стороны, средством выявления характера личности, ее индивидуальности и внешней неповторимости, средством воплощения ее бытия, с другой стороны, средством раскрытия духовного мира человека.

Внешний облик человека - форма его души, и они нерасторжимы; К так как тело не может существовать без души, а душа без тела, портрет литературного персонажа"~является неотъемлемым компонентом целостного изображения человека в литературе. Исходя из зтого, изучение портрета в художественном произведении имеет важное значение.

Важно также и определение роли портрета в поэтике литературного произведения, художественном стиле и творческом почерке художника. В выдающихся образцах литературы изображение портрета выступает непременным, устойчивым компонентом художественного образа и в то же время - одним из составных элементов системы изобразительных средств. Понятия художественный образ и портрет находятся в неразрывной взаимосвязи и образуют во взаимодействии друг с другом целостный художественный образ.

В исследованиях советских литературоведов искусству создания художественного портрета уделено достаточно' большое внимание. Работы Li.И. Андрониковой, А.И. Белецкого, Б. Галанова, Н.А. Дмитриевой, П.Т. Пустовойта, Н. Соколовой, А.Г. Цейтлина и других посвящены общим и теоретическим вопросам художественного портрета, исследованию портрета в отдельных произведениях или творчестве отдельных писателей.

Менее благополучно обстоит исследование проблемы художественного портрета в таджикском литературоведении, но и здесь кое-какие шаги в этом направлении предприняты. В таджикском литературоведении данная проблема более всего рассматривалась в творчестве Садриддина Айни. Портрет в произведениях С. Айни применяется часто и занимает важное место в системе изобразительных средств его творчества.Начиная с первых прозаических произведений, писатель уделяет художественному портрету пристальное внимание. Многие персонажи его произведений наделены неповторимыми знешни-

ми чертами. Именно поэтому искусство портрета в творчестве писателя привлекает к себе внимание многих исследователей. Большинство исследователей, рассматривавших творчество С. Айни, отдельные проблемы его творчества или произведения, так или иначе затрагивают проблему художественного портрета. Высказывания М. Шукуро-ва, А. Сайфуллаева, З.Г. Османовой, Б. Худойдодова, 3. Мулладжа-новой касаются различных сторон функций портрета в произведениях С, Айни. Роль к место художественного портрета в творчестве С. Айни наиболее серьезно'рьссматриваются в работах М. Шукуроза /8,9, 10/. В этих работах делаются важные выводы о соотношении романтического и реалистического в структуре портрета, роли портрета в проявлении характера персонажа, месте сатирического портрета в художественной и эстетической концепций произведения. Б замечаниях А.. Сайфуллаева о месте портрета в прозе С. Айни акцент делается на романтической и реалистической характеристиках портрета, на некоторых традициях искусства портрета в персидско-таджикской литературе, идейном соотношении портрета и пейзажа /5,6/.

Тем не менее, в таджикском литературоведении и по сей день отсутствует последовательное монографическое исследование проблеі. литературного портрета не только в творчестве С. Айни, но и во всей таджикской литературе. Исходя из этого положения, мы поставили целью выяснить путем изучения литературного портрета некоторые принципы изображения человека в творчестве С. Айни.

Цели и задачи исследования. Наше исследование преследует две главные цели: во-первых, определение соотношения литературного портрета и художественного образа, роли портрета в раскрытии характера, душевного состояния персонажа, социальных отношений, типизации и индивидуализации образа, г. симпатиях и антипатиях писателя, во-вторых, освещение путем исследования искусства портрета некоторых вопросов поэтики, стиля, творческого мастерства в произведениях С. Айни. В диссертации также делается попытка рассмотреть эволюцию изображения человека в произведениях С. Айни на примере портрета, а иногда и независимо от него.

Научная новизна. Наша диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным одной из важных проблем поэтики прозы С. Айни - искусству портрета. Место портрета в творчестве С. Айни, его роль в раскрытии содержания произведения, типизации и индивидуализации образов, эстетическая и художественная ценност портрета, мастерство писателя в создании портрета и т.п. относят-

ся к току кругу вопросов, которые впервые стали предметом нашего специального исследования. Мы также рассматриваем отношение писателя к традициям персидско-таджикской литературы, лишь вследствие чего возможно выявление подлинных творческих достижений художника в этом направлении.

Методология и методика исследования. Методологическая основа и общая методика исследования определяются методами и приемами литературоведческого анализа художественного произведения, разработанными в советском и мировом литературоведении. Теоретическую основу работы определяют труды советских и зарубежных ученых по поэтике, стилистике и художественном мастерстве. Автор широко пользуется опытом исследований М. Бахтина, А.И. Белецкого, А.П. Гроссмана, В.Б. Шкловского, Д.С. Лихачева, А.П. Чудако-ва, Б. Галанова, З.Г. Османовой, B.C. Барахова, Н.А.. Дмитриевой, П.Г. Пустовойта, Е. Тагера, М. Шукурова, А. Сайфуллаева, Б. Худой дедова и других.

Практическая ценность диссертации состоит в возможности использовать ее материалы и выводы при написании монографии, фундаментальных исследований, посвященных творчеству С. Айки, особенно поэтике его творчества. Материалы диссертации могут быть использованы для чтешт специальных курсов на филологических факультетах. Выводы диссертанта также могут заинтересовать специалистов, творческих работников, других категорий читателей, желающих проникнуть в тайны творческих процессов и писательского искусства.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании отдела советской литературы и секции литературоведения Ученого Совета ИЯЛ им. Рудаки АН Таджикской ССР. По материалам диссертации были сделаны доклады на республиканских конференциях молодых ученых и специалистов (Душанбе, 1986, 1987, 1989, Ленинабад, [990). В научных сборниках и журналах по теме диссертации опубликован ряд статей и тезисов. Диссертация состоит из введения, грех глав, заключения и перечня использованной и цитированной литературы.