Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изобразительные средства в современной башкирской поэзии Султанова Гульчачак Рафитовна

Изобразительные средства в современной башкирской поэзии
<
Изобразительные средства в современной башкирской поэзии Изобразительные средства в современной башкирской поэзии Изобразительные средства в современной башкирской поэзии Изобразительные средства в современной башкирской поэзии Изобразительные средства в современной башкирской поэзии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Султанова Гульчачак Рафитовна. Изобразительные средства в современной башкирской поэзии : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Султанова Гульчачак Рафитовна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2008.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/282

Введение к работе

Башкирская литература последних десятилетий переживает период активного творческого подъема, связанного с двумя факторами: необходимостью поэтического осмысления пройденного пути и эпохальными изменениями, произошедшими в области общественных отношений. Естественно, что все происходящее не могло не отразиться в современной башкирской поэзии. Наряду с другими видами литературы поэзия поднимает новые темы, для раскрытия которых и в целях создания наиболее объемных поэтических образов привлекается множество средств художественной изобразительности.

Как показывает анализ существующей литературы по данной теме, среди литературоведов нет единого взгляда на разновидности тропов. Так, если в отношении метафоры и метонимии многие исследователи сходятся в том, что они являются одними из важнейших средств художественной изобразительности, то в отношении эпитетов, сравнений и других изобразительных средств мнения исследователей расходятся. При анализе тропов проблема осложняется еще и тем, что необходимо разграничивать собственно литературоведческие и лингвистические вопросы, поскольку в зависимости от типа художественного текста одно и то же средство художественной изобразительности может выполнять различные функции. В башкирском литературоведении проблема исследования средств художественной изобразительности освещена в работах Г.Б.Хусаинова, Р.Н.Баимова, К.А.Ахмедьянова, А.И.Харисова, З.Я.Шариповой'.

Хусаинов Г.Б. Пути развития башкирской советской поэзии - Уфа: БКН, 1968. - 402 с; Он же. Некоторые задачи башкирской советской поэзии - Уфа: БКИ, 1957. - 179 с; Он же. Время и поэзия. - Уфа. БКН, 1964. - 176 с; Он же. Башкирское стихосложение: Монография, поэтический словарь - Уфа: Гилем, 2003. - 480 с (на башк. яз.), Он же. Поэтика башкирской литературы Часть первая. Теоретическая поэтика / Г.Б.Хусаинов. - Уфа' Гилем, 2006 - 403 с. (на башк. яз.); Ахмедьянов К.А. Теория литературы. - Уфа, 1971, 1984, 2004 (на башк. яз.); Поэтическая образность. - Уфа: Китап, 1979, 1994 (на башк. яз.), Баимов Р.Н. Судьба жанра. - 1984; Он же. Аллитерационный стих. Знаем ли свои корни? // Агидель, -2005. №3. - С. 104-155; Харисов А. Теория литературы. - Уфа, 1944. - 162 с. (на башк. яз ); Он же. Словарь литературоведческих терминов. - Уфа, 1965 (на башк. яз.); Шарипова З.Я. Изобразительные средства в башкирской литературе. - Уфа: БГУ, 2003. - 128 с. (на башк. яз.); Шарипова З.Я., Хальфетдинова Г.Н. Как рождается поэтический образ. - Уфа: БГУ, 2003. - 64 с. (на башк. яз.).

Данная проблема, особенно башкирская поэзия последней трети XX века - периода интенсивного изменения и обновления художественных изобразительных средств, остается малоизученной. Учитывая все это, диссертационная работа посвящается анализу изобразительных средств произведений башкирских поэтов, начиная 70 годов XX века - начала XXI века.

Актуальность предпринятого диссертационного исследования определяется тем, что в современном башкирском литературоведении недостаточно работ, посвященных специфике использования средств художественной выразительности, поскольку в предшествующие десятилетия основное внимание башкирских литературоведов было направлено преимущественно на выявление идейно-тематического содержания художественных произведений, их структурно-композиционных особенностей, эволюции системы образов, приемов их создания. Последнее время средства художественной изобразительности изучались преимущественно языковедами, что, естественно, накладывало определенный отпечаток на характер выводов, к которым они приходили. Наблюдения над процессами развития башкирской поэзии в течение последних тридцати-сорока лет, проводившиеся литуратуроведами, показывают, что необходимо литературоведческое исследование средств и приемов художественной изобразительности, используемых поэтами. Недостаточное освещение проблемы поэтической образности в башкирском литературоведении, преобладание чисто лингвистических исследований изобразительных средств, определяет необходимость и актуальность нашей работы.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые в башкирском литературоведении проводится системное исследование средств художественной выразительности на довольно обширном литературном материале с детальным анализом места, роли, функций изобразительных средств в структуре поэтического произведения, выявлены особенности аллитерации, исследован лексический пласт поэзии исследуемого периода.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы - выявление арсенала средств художественной изобразительности, частотности их употребления, анализ общих закономерностей развития современной башкирской поэзии, классификация и анализ тропов, поэтической лексики и стилистических фигур.

В соответствии с обозначенной целью ставятся и решаются следующие задачи:

- Выявление особенностей использования башкирскими поэтами тропов для создания художественных образов, общих и индивидуальных

черт в их использовании; определение места и роли тропов, фигур в структуре поэтических произведений; выяснение функциональных особенностей в контексте современных башкирских поэтов в башкирской поэзии 70-х г. XX в. - начала XXI в.

- Систематизация изобразительных средств и анализ их функциональных особенностей в поэтических произведениях.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее результатов при чтении курсов по истории, теории башкирской литературы, спецкурсов, написании курсовых и дипломных работ по литературе в вузах и колледжах.

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды отечественных литературоведов - А.Н.Веселовского, Л.И.Тимофеева, Б.В.Томашевского, Г.Н.Поспелова, И.В.Стеблевой, В.Е.Хализева, и др.; а также исследования башкирских ученых К.А.Ахмедьянова, А.И.Харисова, Г.Б.Хусаинова, Р.Н.Баимова, ЗЛ.Шариповой, З.А.Нургалина, Г.С.Кунафина и др.

Методологией исследования послужили разработанные в
литературоведении и языкознании положения о роли и функции
изобразительных средств языка в художественном произведении. В
диссертации использованы сравнительно-сопоставительный,

функциональный, описательный методы исследования анализируемого материала.

Объектом диссертационного исследования являются поэтические произведения современной башкирской литературы, написанные в период со второй половины семидесятых XX века до начала XXI века. Этот период характеризовался серьезными изменениями во всех сферах жизни российского общества, что не могло не найти художественное отражение и в современной поэзии. Анализируются произведения М.Карима, Н.Наджми, Р.Гарипова, Р.Бикбая, Т.Юсупова, М.Каримова, Р.Сафина, А.Игебаева, Р.Назарова, Х.Назара, И.Киньябулатова, Р.Мифтахова, Ф.Тугузбаевой, А.Тагировой, Р.Хисаметдиновой, Р.Тулякова и других поэтов.

Предметом исследования являются средства художественной изобразительности современной башкирской поэзии, представляющие собой не только инструмент создания каких-либо образов и настроений, но выступающие структурно необходимым компонентом художественного произведения, во многом предопределяющим само существование того или иного произведения в качестве художественно значимого. Проанализированы поэтические книги и произведения поэтов, изданные в изучаемый период, а также в «Антологии башкирской поэзии: Голоса веков» и др.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Проблема изучения средств художественной изобразительности в настоящее время требует более глубокого теоретико-методологического осмысления и анализа с целью разграничения собственно литературоведческих аспектов их функционирования в структуре поэтического произведения;

  2. В современной башкирской поэзии наблюдается разнообразие применения арсенала художественных средств, идущие от индивидуализации образных художественных средств и особенностей времени;

3. Средства художественной изобразительности являются
основой создания поэтически значимых образов, соединяя в себе традиции
восточной поэтики и башкирского народного творчества.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в научных докладах, представленных на международной «Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы» (Уфа, 2007), всероссийской «Башкирская духовная культура древности и средневековья: проблемы изучения» (Уфа, 2007), «Профессор Джалиль Гиниятович Киекбаев и проблемы современной тюркологии. Материалы всероссийской научной конференции» (УФА, 2006), региональной «Материалы региональной научной конференции студентов и аспирантов» (Уфа, 2003), республиканской «Материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей» (Уфа, 2001) научных и научно-практических конференциях. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 статей в научных сборниках и республиканской периодической печати, в том числе 1 статья в издании, рекомендуемом ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.