Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпические традиции и становления повествовательных жанров ногайской литературы 30-40-годов Курманкаева, Мадина Менглибиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курманкаева, Мадина Менглибиевна. Эпические традиции и становления повествовательных жанров ногайской литературы 30-40-годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Махачкала, 1997.- 17 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Взаимодействие национальных эпических традиций и нового эпоса в новопнсьменных литературах, сформировавшихся за семьдесят лет своего развития как органическая часть единой многонациональной литературы страны, является задачей актуальной и своевременной для исследуемой нами ногайской литературы.

До настоящего времени не выработаны методологические принципы, концепции исследования «многодетности» литературы, создающейся па одном языке с опорой на единые этнокультурные и фольклорные традиции. Литература ногайцев, проживающих ныне компактно в Карачаево-Черкесской Республике, в Дагестане, в Нефтекумском районе Ставропольского края — на исторической родине, а также за рубежом (Турции, Румынии), не является в этом смысле исключением. Подобно литературам адыгов — черкесов, кабардинцев, татар и др., ногайская литература традиционно рассматривалась в контексте того или иного региона. Выработаны терминологические определения по факту существования едпноязычных литератур под разными названиями, в данном случае, ногайская литература Карачаево-Черкесии, ногайская литература Дагестана и т. д.

Время демократических перемен, наметившиеся тенденции возрождения этносов обусловили новый взгляд на историю культуры как целостного явления. Кроме того, отечественное литературоведение в последнее время активизировалось в попытках нового прочтения становления и развития национальных литератур с позиций историзма, с учетом их генетической общности, единства художественного менталитета.

В реферируемой работе понятие «ногайская литература» подразумевает литературу поганцев Карачаево-Черкесии и Дагестана, объединяемых на основе единства языка, этнокультурных и фольк-лорно-эппческих традиций. Необходимость такого подхода продиктована не только социокультурными, но и историко-литературными, теоретическими и практическими задачами. Этими же задачами обусловлен выбор характеризуемого периода — 30—40-е годы XX века, когда ногайская литература предстает в новом эстетическом качестве.

Отсутствие монографических исследований но истории и теории литературы ногайцев как Дагестана, так и Карачаево-Черкесии предопределило тематические рамки исследования, ограничивающиеся 30—40-ми годами, периодом, когда закладывались основы новой ногайской литературы.

Ракурс исследования — «Эпические традиции и становление повествовательных жанров ногайской литературы 30—40-х годов» — также обусловлен исследовательской задачей проследить процесс формирования литературного эпоса в его преемственных связях с эпическими и этнокультурными традициями парода.

Исследуя одну из закономерностей историко-литературного процесса как взаимодействие национальных эпических традиций и нового эпоса ногайской литературы, сформировавшегося в основных контурах уже на первом этапе развития, в 30—40-х годах, обращаясь к истокам ногайской литературы, прослеживая генетические корни эпических форм в творчестве Б. Абдуллина, X. Булату-кова, Ф. Абдулжалплова — родоначальников повествовательных жанров, мы говорим об обновлении национально-художественной традиции, о новом качестве эпического в историко-литературном процессе.

Неоценимым подспорьем в осмыслении и научном исследовании поставленных задач" послужили издания последних лет ИМЛИ им. Горького Российской Академии наук, прежде всего «История советской литературы: новый взгляд», 1 и 2 части, по материалам Бессоюзной научно-теоретической конференции (М.: Наука, 1990), «Способность к диалогу», части 1 и 2 (М.: Наука, 1993), «История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая», выи. 1 (М.: Наследие, 1995), а также труды севсрокавказских н дагестанских ученых и другие новейшие публикации многонациональной критики и литературоведения. Это касается не только публикаций последних лет, по и тех работ, в которых нашел отражение идейно-эстетический опыт развития литератур народов бывшего СССР. Среди них теоретические труды Г. Ломндзе, Н. Надъярных, 3. Ос-маповой, К. Султанова, Н. Воробьевой, Л. Егоровой, Г. Гамзатова, Р. Юсуфова, 3. Кедриной, С. Хайбуллаева, 3. Акавова, М. Гусейнова, Р. Мамин и других, составляющих опору нашего исследования.

Многовековая эпическая традиция, выраженная, прежде всего, в .монументальном эпическом творении народа эпосе «Эдиге», сыграла существенную роль нс только в эстетическом развитии ногайцев, но и в формировании национально-эпического и художественного сознания.

На конкретном материале творчества зачинателей новопнсь-меннноп ногайской литературы Карачаево-Черкесии и Дагестана в данной работе предпринята попытка рассмотреть проблему взаимодействия фольклорно-эиическнх и литературных традиций, раскрыть роль эпических традиций в формировании новых жанровых структур — повести и романа, исследовать закономерности развития литературных 'эпических традиций. В работе прослеживается роль эпических традиций в формировании стилистических особенностей поэтики первых образцов прозы, романа и повести, их влияние на принципы воссоздания национальных характеров и национального колорита.

Вопросы жанровой преемственности, рассматриваемые нами на материале прозы основоположников ногайской литературы Карачаево-Черкесии и Дагестана X. Булатукова, Ф. Абдулжалнлова и Б. Абдуллпна, дают возможность осветить ряд историко-литературных п теоретико-методологических аспектов. При этом важно помнить о том, что тенденция развития крупных эпических форм в литературе во многом обусловлена существованием в фольклоре ногайцев стойкой эпической традиции героического эпоса, а также диро-эпоса индивидуальных поэтов XIV—ХіХ веков.

Фольклорная традиция, включенная и литературный контекст, обладая известней полпвалентиостыо, оказала воздействие на язык и стиль повествования, на образность и символику языка, на поэтику, идею и проблематику произведении, на их фнлософско-нрав-стесшше основы.

Филологически и анализ творчества ногайских прозаиков 30—40-х годов позволяет не только определить типы фольклорпз-ма, но и выяснить некоторые закономерности как специфически национальные, так п общелитературные.

Немаловажным фактором становления и дальнейшего развития литературных форм эпического повествования в ногайской литературе является усвоение опыта развитых литератур, эпических традиций русской классической и советской литературы, в первую очередь.

Развитая в ногайском фольклоре эпическая традиция, о чем свидетельствует иеторпко-гсроическіпі эпос, составила прочный фундамент новей литературы. Она давала во' можнгсіь творческого освоения опыта иноязычных литератур многонациональной страны, в контексте которых и развивалась ногайская литература как в Карачаево-Черкесии, так и в Дагестане.

Словом, новый эпос ногайцев, связанный с зарождением, становлением и развитием неведомых ранее жанровых форм повести и романа, вобрал в себя эпическое дыхание истории, быта ногайского народа, отразил различные периоды исторической судьбы, то определило эпическое содержание прозы двух наиболее ярких представителей ногайской литературы Карачаево-Черкесии и Дагестана — X. Булатукова н Б. Абдуллина. Эти проблемы исторического бытия народа в связи с переломным этапом — революция 1917 года — находились в центре внимания нопоппсьменных литератур Северного Кавказа и всех народов бывшего СССР.

В своем анализе творческого наследия основоположников ногайской прозы X. Булатукова, Б. Абдуллина мы исходили из выработанных современным академическим российским литературоведением положений, касающихся, в основном, новых методологических подходов к творчеству репрессированных писателей, понятию социалистического реализма, в рамках которого шел процесс становления жанров в ногайской литературе, понятию внутрпкуль-турпой и внутриродовой диаспоры и другим основополагающим факторам.

Актуальность исследования творчества основоположников прозы в ногайской литературе, новое прочтение истории, выявление национальных особенностей воплощения бытия народа, осмысление проблем историзма, роли эпических традиции в формировании повествовательных жанров и нового эпического мышления художников слова предопределили отбор фактов, нроблемность, методику и методологию диссертационного труда.

Эти методологические подходы к осмыслению многонациональных литератур Кавказа обнаруживают себя, прежде всего, в трудах Г. Гамзатова «Преодоление. Становление. Обновление» (1986), Г. Мусахановой «Татская литература» (1992), Ю. Тхагазитова «Духовно-культурные основы кабардинской литературы» (1994), К. Султанова «Национальная литература как система художественных ценностей», А. Мусукаевои, К. Шаззо, А. Схаляхо, А. Аб-дуллатнпова, К. Абукова, В. Тугова, X. Бакова, А. Сикалиева, Ш. Курмангуловой и др. В этих трудах нас интересует тот аспект исследования, где соотносится «концепция ускоренного развития литературы с концепцией духовно-культурных основ национальной литературы» (ІО. Тхагазитов).

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в исследовании процессов зарождения н развития системы новой литературно-эпической традиции, осмыслении творческого наследия Б. Абдуллпна, X. Булатукова н других, заложивших » 30—40-е годы жанровые основы романа, повести и драмы в тесной связи с национально-культурными и фольклорно-эпическимн традициями ногайцев.

В соответствии с этой целью предполагается решение ряда задач:

— всесторонне рассмотреть творческие биографии репресси
рованных писателей и определить их место как зачинателей лите
ратуры в историко-литературном процессе;

— проследить национальную специфику, язык, мир художественных образов, поэтику первых произведений прозы ногайской письменной литературы в связи с эпическими н национально-художественными традициями народа;

— в ходе сравнительного и сопоставительного анализа творчества основоположников ногайской литературы Б. Абдуллпна и X. Булатукова выявить единство историко-литературного процесса, общность, закономерности становления жанров прозы в контексте формирования новой жанровой системы в литературах народов Северного Кавказа;

— показать роль факторов, определивших типологические осо
бенности жанрового развитии письменной ногайской литературы.

Методы исследования. Основной метод исследования состоит в учете конкретных фактов литературного развития ногайцев, начиная от древних форм (энос «Эдиге») и до литературно-эпических произведении родоначальников ногайской литературы нового этапа ее развития.

Сравнительно-сопоставительный анализ творчества зачинателей ногайской литературы проводится на фоне общего литературного процесса национальных литератур Карачаево-Черкесии и Дагестана, а главное — определяется эстетический урон, нанесенный истории ногайской литературы отторжением ее родоначальников п лице X. Булатукова п Б. Абдуллина.

Важнейшим методологическим подспорьем, обусловившим новые подходы к периоду становлення п развития ногайской литературы, осмыслению творческой судьбы зачинателей литературы, явились основополагающие труды известных ученых литературоведов ИіМЛН им. Горького Российской Академии наук;.

Научная новизна. В исследовании впервые сделана попытка восстановить недостающее звено историко-литературного процесса — творческое наследие родоначальников ногайской литературы Б. Абдуллина и X. Булатукова, репрессированных в 30-х годах.

Научная новизна исследования заключается в том, что произведения первых ногайских профессиональных писателей анализируются не только в идейно-тематическом, идеологическом планах, но и с позиций сегодняшних подходов к историческим судьбам репрессированных писателей, а также с намерениями ликвидации «белых пятен» истории родной литературы.

Теоретическая и практическая значимость. До настоящего времени не создана история ногайской литературы, не осмыслено монографически творчество родоначальников литературы, п том числе и репрессированных писателей. Нет творческих работ по поэтике новых жанровых форм прозы, не освещены актуальные проблемы взаимосвязей литературы и фольклора, этнокультурных традиций н литературы, роли русской литературы в развитии литературы ногайцев.

По мере возможности мы касаемся всех этих аспектов литературного развития.

Выдвинутая в работе проблема формирования повествователь-пых л<анров в их связи с национально-художественными и фольк-лорио-эпнчеекпми традициями ногайцев рассматривается впервые.

Исследование данной проблемы имеет не только историко-литературное, но и теоретическое значение, так как даст возможность выявить национальные основы художественного мпровндення писателен, проследить преемственные связи национально-художественных эпических традиций в новом литературном эпосе ногайцев, основы которого во многом были заложены в творчестве родоначальников литературы Карачаево-Черкесии и Дагестана X. Булатукова и Б. Абдуллина.

В этом смысле в работе предложены механизмы анали?а поэтики произведений названных писателей, способствующих выявлению

' История советской литературы: новый пзгллд. Ч. 2. — М.: Наука, 1900.; История национальных литератур. Перечитывал и переосмысливая. 13ып. 1. — М.: Наследие. 1995. Способность к диалогу. Ч. 1. — М.: Наука, 1993. Способность к диалогу. Ч. II. — М.: Наука, 1993."

Г.

эпической традиции, национальной самобытности и своеобразия их творчества, мира художественных образов, созданных ими.

Выводы и положения, выдвинутые в исследовании, важны при создании единой истории ногайской литературы, при написании теоретических трудов по проблемам фольклоризма в литературе, по осмыслению эпического наследия ногайского народа и его роли па том или ином этапе становления и развития новых жанровых форм.

Практическое значение работы состоит в том, что она может быть использована в качестве пособия для студентов, изучающих курс литератур народов России, а также в ногайских школах и качестве методического пособия для учителей и учащихся. Кроме того, основные теоретические положения, обобщения и выводы могут послужить необходимой опорой для составителей учебников н учебных пособий по ногайской литературе для школ и вузов.

Апробация работы. Основные положения работы впервые были заявлены и осмыслены нами в дипломной работе «Национально-художественные традиции ногайцев в прозе Б. Абдуллина», которые затем легли в основу данного диссертационного труда. Отдельные положения реферируемой работы были изложены на научных конференциях преподавателей и аспирантов КЧГПУ, опубликованы тезисы докладов, материалы к лекциям и статья в журнале «Половецкая луна». Диссертационная работа дважды обсуждалась на кафедре литературы Карачаево-Черкесского госпедунп-верситета и рекомендована Ученому совету для представления к защите.

Объем и структура работы. Исследование содержит 155 страниц машинописного текста, состоит из введения, двух глав и заключения. Приложен список использованной литературы, включающий 120 наименований.