Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпический цикл в современной русской прозе (на материале творчества В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина, Ю. Бондарева) Ильин, Александр Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильин, Александр Анатольевич. Эпический цикл в современной русской прозе (на материале творчества В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина, Ю. Бондарева) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Санкт-Петербург, 1992.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Интерес к изучению жанрового развития и движения литературы из-зестен и в комментариях не нуждается. Исследования такого рода в зовременной науке " градационны и занимают в ней одно из ведущие мест.

Однако трудно назвать работу, в которой бы рассматривалось столь заметное явление современной русской прозы как циклизация произведений разных жанров. Ведь в творчестве таких писателей как Ф.Абрамов, Ю.Трифонов, В.Астафьев, В.Тендряков, А.Битов, В.Солоухин, В. Белов, Ю.Бондарев, В.Крупин и др. значительное - если не главное -место занимают именно циклы очерков, рассказов, повестей и романов, что до сих пор не было достаточно изучено и оценено.

Наиболее исследованной областью цикловедения является история и теория лирического цикла /В.Сапогов, Л.Ляпина, М.Дарвин и др./, где основные наблюдения и выводы делаются преимущественно на материале русской поэзии XIX в. и рубежа Х1Х-ХХ вв., а ведущей темой оказывается вопрос о жанровом статусе цикла и поиск "относительно объективной основы для интерпретации творчества целого ряда поэтов". /И.Фоменко/ '

Изучение эпического цикла носит, главі- ал образом, историко-литературный характер и ограничивается опять-таки рамками русской литературы XIX в., рассматривая цикл как переходную нанровую форму, как этап на пути становления романа и романа-эпопеи /Ю.Лебедев/.

О циклическом строении многих произведений современной прозы говорится лишь попутно, в связи с другими, привычными аспектами. Поэтому можно о достаточной степенью уверенности сказать, что подход к изучению эпического цикла на материале современной литературы еще только складывается и носит эпизодический характер /К.Нестерова, М. Ландор, Т.Рыбальченко/.

Актуальность и новизна реферируемой работы состоит в том, что в ней делается попытка анализа эпического цикла как своеобразного "сЕерхтекстового единства". В дальнейшем исследовании это позволит не только выделить жанровые признаки цикла, но и обозначить всевозможные типологические ^яды, уточнить г."«огие вопросы, связанные о творческой индивидуальностью писателя, найти подход для поншлания и трактовки творчества тех авторов, у которых циклизация занимает ведущее место.

Цель настоящей работы - углубленный текстовой анализ некоторых известных произведений современной русской прозы с точки зрения их оригинального циклического строения. Мы не ставим задачу определить цикл как нанр, не пытаемся развести понятия собственно цикл и цикли-

-г -

зация. Делать это преждевременно,.так как подобная работа предполагает наличие определенных выводов, итогое и результатов, исследования достаточно большого количества произведений. Избранный в диссер тации подход к изучению эпического цикла определяется, скорее, поис ком метода "вхождения" в художественный мир произведения циклическс структуры, способа его прочтения и понимания. Отчасти цикл имеет, да нас условное значение и рассматривается как усложненный и расширенный Еариант того яелєния, которое Л.Толстой называл "сцеплением міс лей', как определенный тип контекстных отношений между состовляющи-ми цикл частями, взаимодействие которых создает новое художественнс единство и новое качество смысла-.

Поэтому главная задана работы состоит в том, чтобы выяснить те или иные особенностт авторского способа обработки и подачи материала, его индивидуальную манеру углублять повествование особым образом; установить степень и характер содержательности самой циклической структуры, те законы, по которым она создана, наконец, понять є роль и значение в авторском замысле.

Выбор писательских имен и произведений определялся стремлением максимально представить жанровый' диапазон различных циклов: очеркої /"Лад" В.БелоЕа/, рассказов /"Царь-рыба" В.Астафьева/, повестей /чє таре повести В.Распутина/, романов /трилогия Ю.Бопдарева/. Именно йо поводу этих произведений в критике возникал вопрос о цикле, шире ко обсуждаемый после их публикаций. Кроме того, используемый в диссертации материал для анализа позволяет сопоставить циклы писателей различного типа, уровня и характера творчества.

Теоретическую основу работы составляют известные труды по поэтике и теории литературы П.Медведева, Г.Гуковского, Б.Эйхенбаума, В. Виноградова, В.Еирмунского; а также исследования, посвященные спеод альному рассмотрению проблем литературной циклизации.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы-в курсе лекций, при подготовке семинаров и практических занятий по истории русской литературы советского периода в вузах и факультативных занятий в старших классах средней школы.

Дпообагош работы. Результаты исследования опубликованы в трех статьях, изложены в докладах на межвузовской конференции "Проблемы литературных жанров" в Томске, а также на Герценовских чтениях РГПУ им.А.И.Герцена.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, даух глав и заключения. Обьем работы с. К работе приложена библлогра-