Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция жанров "малой прозы" в современной чеченской литературе Инаркаева, Субран Исламовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Инаркаева, Субран Исламовна. Эволюция жанров "малой прозы" в современной чеченской литературе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Майкоп, 2000.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/472-2

Введение к работе

Актуальность исследования. Реферируемая работа посвящена изучению современного состояния художественных и жанровых форм чеченской "малой прозы", специфике ее развития, обусловленной конкретно-исторической ситуацией, от которой зависела судьба всей литературы в целом.

Проблема жанра, особенностей его возникновения и становления в национальной литературе приобретает особую актуальность в литературоведческих работах, написанных вайнахскими учеными в начале 60-х годов. В 1961 году вышли в свет подготовленные коллективом авторов "Очерки истории чеченской советской литературы" (с участием и под общей редакцией М.Чентиевой), "Чеченская литература на путях социалистического реализма (1963) Н.Музаева, "Рожденная Октябрем" (1968) М.Сулаева, "Чеченский рассказ" (1971) Х.Туркаева. В этих исследованиях широко представлен ранний этап становления литературных жанров, в том числе жанров "малой прозы" чечено-ингушской литературы. В ней осмыслены идеи и события октябрьской эпохи, предпринята попытка раскрытия психологии обновляющейся личности. Литература 20-30-х годов, по мысли авторов литературоведческих исследований, была романтически крылатой, возвышенной, громогласной, переполненной энергией и страстью. В ней преобладал пафос радости, мажорного восприятия происходящего в стране и мире. Момент разрушения старого не существовал обособленно от созидания, что приводило молодых писателей к черно-белому изображению порожденных временем социальных явлений.

Авторы исследовательских работ более позднего периода: Л.Тасуева ("Чеченская советская проза: 20-30-е годы"), МЧентиева ("Черты современника и про'блемы чечено-ингушской художественной литературы"), Р.Чахкиева ("Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе"), ХЛуркаев ("О путях развития чеченской литературы", "Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей"), Н.Музаев ("Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров") - близки к изучению проблем литературного жанра в его частном проявлении, раскрытию особенностей внутрижанрового генезиса. По мнению Х.Туркаева, перед писателями 60-х годов "стоит одна из основных задач - отображение современной действительности, чуткое и пристальное внимание к обновлению человека. Поэтому естественно, что в прозе последних лет на первый план выдвигаются такие оперативные жанры, как очерк, рассказ, повесть. Герои очерков, рассказов и повестей далеки от национально-

ограниченного подхода к жизни. Сейчас же, в отличие от произведений 20-30-х годов, трудно встретить произведение, в котором на судьбу человека так или иначе не оказала бы воздействие общая атмосфера жизни"1. Отмечая важность развития художественных форм "малой прозы", Туркаев X. справедливо считает, что очерк и рассказ способствовали становлению реализма в младописьменной литературе, освоению средств социальной характеристики персонажей, постановке многих важных проблем жизни народа. Социальные процессы, происходящие в жизни человека, ломка традиционного быта, изображение героев-тружеников - все это отразилось в многочисленных очерках и рассказах того периода.

Учитывая важность и значительность названных исследовательских работ, диссертант полагает, что они носят все же общий характер. Более того, мы отмечаем их чрезмерную идеологизированность, делаем акцент на необходимости создания отдельного исследования (реферируемая работа таковой и является), в котором анализируется почти вековая художественная традиция "малой прозы" чеченской литературы. Важность представленной работы заключается в том, что в ней создана концепция формирования литературной традиции рассматриваемых жанровых форм, определены наиболее яркие эволюционные моменты этого процесса.

В связи с этим на защиту выносится несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных теоретических и историко-литературных положений:

а) общественно-политическая ситуация в Чечне 20-30-х годов способствовала зарождению и формированию в чеченской литературе жанра очерка, очерка-рассказа; значительную роль в этом художественно-идеологическом процессе сыграли эстетические традиции национального фольклора; появление важнейших принципов художественности в очерках и рассказах послужили фундаментом для дальнейшего развития названных жанров;

б) социально-психологические и духовно-нравственные конфликты в жизни чеченского общества 60-90-х годов и особенности развития "малой прозы" в национальной литературе, усложнение противоречий в социальном и психологическом проявлении характера современника, активизация им новых поисков духовных ценностей, возрожденческая энергия в национальном самосознании народа, расширение методологического плацдарма в осмыслении действительности, обогащение поведенческой и

Х.В.Туркаев. Чеченская литература // История советской многонациональной литературы: В 6-ти т. Т.5. - М.: Наука, 1974.

интеллектуальной культуры личности - все это в целом составило основу, на которой строилась и укреплялась литературная традиция малых жанровых форм чеченской литературы.

Национальная литература, "малая проза" в частности, всегда испытывала интерес к нравственным проблемам. В этой связи основной акцент сделан на отношении авторов литературных произведений к вопросам добра и зла. Этот момент в реферируемой работе отмечен как ключевой. Актуальность представленной работы заключается еще и в том, что в последние десятилетия предметом художественного исследования очерка и рассказа становится личность человека, ее сущностные черты, рост ее духовного потенциала. Диссертант убежден, что это - значительное достижение национальной "малой прозы", всей литературы в целом, которые таким образом вышли из-под влияния идеологических условностей.

Научная новизна. Современная чеченская "малая проза" впервые подвергается такому глубокому детальному исследованию. Очерк и рассказ рассматриваются как динамические, диалектически развивающиеся единицы национальной литературы. В реферируемой работе предпринята попытка преодолеть мощную инерцию существовавших идеологизированных концепций, устаревших форм. В научный оборот введены новеллистические произведения национальных авторов, способствующих своим творчеством обогащению художественных достижений "малой прозы". Наряду с вопросами исследования жанров "малой прозы", их связи с фольклором, вопрос нравственного поиска в произведениях современных чеченских авторов становится приоритетным в данном квалификационном труде. Необходимость изучения нравственно-психологических основ национальной прозы как составной части единого художественного организма определяет потребность в создании специальных работ. Данное исследование может рассматриваться как одна из первых попыток в решении этой задачи.

Цель и задачи исследования. В диссертации освещен генезис современной чеченской "малой прозы", ее связь с историко-культурным процессом, раскрыты истоки, берущие свое начало в устном творчестве вайна-хов, определены наиболее яркие моменты ее художественно-эстетической эволюции.

В настоящей диссертации впервые предпринята попытка выявить закономерности художественного проявления в национальной прозе 60-70-х, 80-90-х годов духовных и нравственно-этических поисков чеченского общества. В связи с этим в работе ставятся следующие задачи: анализ нравственного поиска "малой прозы", выявление критериев нравственной и моральной состоятельности героев, изучение художественного осмысления их психологии и поведенческих норм.

Объектом настоящего исследования является творчество

М.Мамакаева, У.Гайсултанова, С.-Б.Арсанова, А.Мамакаева,

М.Бексултанова, С.Бадуева, М.Ахмадова, И.Эльсанова и других. Выбор творчества названных писателей обусловлен следующими причинами. Во-первых, их активное обращение к жанру очерка и рассказа и попытки художественного осмысления сложных коллизий жизни дают возможность изучить многогранный процесс становления данных жанров в национальной литературе. Во-вторых, в произведениях названных художников на высоком уровне решаются нравственно-философские проблемы литературы сообразно творческой индивидуальности авторов. Они образуют непрерывность в развитии жанров. М.Мамакаев, А.Мамакаев, С.-Б.Арсанов, С.Бадуев, У.Гайсултанов стоят у истоков литературных традиций "малой прозы", а М.Ахмадов, М.Бексултанов, И.Эльсанов представляют поколение писателей 80-90~х годов, которые продолжили и преумножили богатство их традиций.

Предпринятая в исследовании периодизация развития "малой прозы" несколько условна. Однако она дает возможность более конкретно и детально изучить важнейшие моменты этого процесса с учетом тесного соприкосновения литературы с жизнью народа.

Методологической и теоретической основой диссертации являются труды известных литературоведов: В.Белинского, А.Веселовского, В.Жирмунского, МБахтина, Д.Лихачева, Г.Поспелова, М.Храпченко, Л.Тимофеева, ПЛомидзе, З.Османовой, К.Султанова.

Один из важных моментов диссертации - исследование взаимодействия фольклора и литературы, процесса обогащения литературы эстетикой фольклора, трансформации фольклорных традиций в литературные. В их освещении автор опирается на труды В.Проппа, У.Далгат, Е.Мелетинского, В.Гацака, Н.Джусойты.

Использован опыт исследователей северокавказских литератур: Л.Бекизовой, К.Шаззо, Р.Юсуфова, Х.Хапсирокова, И.Дахкильгова, Р.Чахкиевой, а также чеченских литературоведов: Х.Туркаева, Ю-Айдаева, Н.Музаева, М.Чентиевой, Х.Мусаева.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы для продолжения исследования прозы чеченских писателей, при изучении в вузах курса современной чеченской литературы, а также в процессе подготовки спецкурсов и спецсеминаров по изучению нравственных проблем в национальной литературе 30-90-х годов.

Апробация работы. По результатам исследований диссертантом сделан доклад на Всероссийской конференции "Актуальные проблемы об-

щей и адыгской филологии", проходившей в городе Майкопе 27-29 мая 1998 года.

Основные положения и отдельные выводы, содержащиеся в диссертации, опубликованы в научных статьях, выходные данные которых представлены в конце автореферата.

Структура, объем, содержание диссертации. Цели и задачи, объекты исследования обусловили и предопределили логику и структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, двух тав, заключения и библиографического раздела.