Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Кочесокова Зухра Мусовна

Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова
<
Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кочесокова Зухра Мусовна. Эволюционные этапы развития поэтического творчества Алима Кешокова: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.02 / Кочесокова Зухра Мусовна;[Место защиты: Дагестанский государственный педагогический университет], 2016.- 190 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Поэтическое наследие известного кабардинского поэта и прозаика Алима Пшемаховича Кешокова (1914–2001) стало предметом исследования многих ученых-литературоведов и критиков, но существующие на сегодняшний день научные труды по творчеству поэта не представляют полной картины становления и эволюции его поэзии. Значителен вклад народного поэта Кабардино-Балкарии в развитие северокавказского, а в более широком плане – общероссийского литературного процесса. Наряду с поэзией, А. Кешоков работал в различных жанрах прозы, драматургии, литературной критики и публицистики. Особое место в истории адыгской литературы занимает романистика и новеллистика А. Кешокова, которые во многом определили новый уровень развития национальной прозы. Вместе с тем, лирика поэта также сыграла важную роль в продолжении традиций устного народного творчества и формировании новых направлений детерминации адыгской поэзии.

Исследование жизненного и творческого пути такого большого мастера художественного слова, как А. Кешоков, актуально во все времена, поскольку проблема национального самоопределения и творческой индивидуальности в литературоведении всегда была значимой, и задачи профессиональной самоидентификации, а также изучения этапов жанрово-стилевой эволюции литературы остаются неизменным объектом современных научных исследований.

Актуальность темы диссертационной работы заключается в комплексном исследовании поэтического наследия Алима Кешокова – выявлении особенностей тематики и проблематики, эстетики и поэтики стихов и поэм. Здесь впервые рассматриваются жанрово-стилевые характеристики лирики А. Кешокова в тесной взаимосвязи с доминирующими мотивными полями и особенностями построения композиции произведений. Подобное системное изучение поэтического творчества А. Кешокова одновременно актуализировано тем, что предоставляет возможности для более глубокого исследования процесса формирования жанрового многообразия кабардинской поэзии от 30-х вплоть до 2000-х годов ХХ века.

Цель и задачи исследования. Обращение к художественному миру поэзии Али-ма Кешокова обусловлено целью выявить и изучить идейно-тематическое и жанро-во-стилевое разнообразие, а также проанализировать особенности построения и композиции художественных произведений, подчеркнуть специфику художественного мастерства поэта.

Поставленная в работе цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

выявить роль и место поэтического наследия А. Кешокова в развитии кабардин
ской литературы 1930–2000-х годов ХХ века;

исследовать идейно-тематическую и нравственно-эстетическую направлен
ность лирики поэта;

выявить доминирующие мотивы поэзии;

провести художественно-стилистический и жанрово-стилевой анализ поэзии А. Кешокова;

выявить степень нравственно-художественной освещенности темы войны и мира в патриотической и гражданской лирике А. Кешокова;

определить поэтические рефлексии, ставящие и разрешающие проблемы «любви и счастья», «человека и природы» в художественном мышлении поэта;

проанализировать лиро-эпические произведения поэта – поэмы «Отец», «Тисовое дерево» и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка монографического исследования художественного мира поэзии Алима Кешокова. Кроме системного анализа поэзии в работе представлено исследование вопросов формирования художественного мастерства и творческой индивидуальности поэта. В диссертации приводится целостная картина развития поэзии А. Кешокова, включающая исследование тематического и жанрово-стилевого многообразия в комплексе с изучением вопросов композиции и сюжето-строения художественных произведений.

В исследовании приводятся многоаспектые новаторские подходы к решению разных актуальных на сегодняшний день вопросов национального литературоведения. Так, на примере анализа поэмы «Тисовое дерево» в представленной диссертационной работе рассматривается проблема отражения темы махаджирства в кабардинской эпической поэзии. По нашим предположениям, всестороннее исследование этих и других частных проблем поэзии А. Кешокова предоставит возможность достижения целостного научно аргументированного представления о творчестве поэта.

Объектом исследования диссертационной работы выступают лирические (стихи) и лиро-эпические (поэмы «Отец», «Тисовое дерево») произведения А. Кешоко-ва на языке оригинала и в переводах известных переводчиков Н. Гребнева, В. Звягинцевой, П. Карабана, Я. Козловского, Н. Коржавина, С. Липкина, Б. Пастернака, М. Петровых, В. Потаповой, Н. Столярова, В. Цыбина и др. В некоторых случаях используются подстрочные переводы автора диссертации.

Объектом исследования в представленной работе в основном выступают такие сборники стихов и поэм Алима Кешокова, как: «У подножия гор» (1941, на каб. яз.), «Путь всадника» (1946, на каб. яз.), «Земля молодости» (1948, на каб. яз.), «Долголетие» (1957), «Согретые камни» (1964, на каб. яз.), «Тавро» (1969, на каб. и рус. яз.), «Плечом к плечу» (1970), «Талисман» (1976), «Богатырская чаша» (1977, на каб. яз.), «Напутствие» (1978), «Звездный час» (1980, на каб. яз.), «Стихи-стрелы» (1981), «Свет в окне» (1982), «Огонь для ваших очагов» (1984), «Мед воспоминаний» (1987), «Стихи» (1988), «Шхалуко» (2001, на каб. яз.), «Избранное» (2014; сост. М.М. Хафицэ) и другие.

Предметом исследования являются нравственно-философский спектр проблем бытия, нашедших оригинальную поэтическую интерпретацию в лирике и лиро-эпи-ке А. Кешокова.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В ранних поэтических произведениях А. Кешокова, относящихся к 30-м годам ХХ века – периоду становления его поэзии, наблюдалось выражение лирических чувств с параллельным их обогащением философскими размышлениями. При этом, отходя от фольклорно-эпического повествования и перенося в центр событий свое лирическое «я», поэт поддерживал связь с национальными истоками. Постепенно осваивая проблематику кабардинской поэзии 30–40-х годов, в своих стихах А. Ке-шоков создавал образ современника, в котором воплощал типичные черты эпохи.

  2. Поэзия А. Кешокова 50–60-х годов эволюционировала по пути целенаправленного освобождения от сюжетности, повествовательности, хотя, следует отметить, что стиль прозаической передачи мысли – основная черта творческой индивидуальности поэта. Важной чертой поэзии А. Кешокова является ее глубокая народность:

героями его лирических и лиро-эпических произведений выступают люди из народа – человек труда, патриот своей земли.

  1. Особенность послевоенной поэзии А. Кешокова проявлялась в том, что в данный период он продолжал развивать форму объективного стихового рассказа-сюжета, освоенного им еще в военные годы. Кроме того, в 50-х годах ХХ века поэт начинает работать в детских жанрах. В указанный период в лирике поэта также формируется тема отражения махаджирства и художественного воспроизведения истории народа.

  2. В образе лирического героя поэзии А. Кешокова проявились черты национальных традиций и ментальной психологии адыгского народа. В лирике поэта встречаются «стихотворения-образы» (М.Г. Сокуров), которые являются источниками и главными носителями национально-культурных информаций. В глубоко национализированных произведениях А. Кешокова идеи высокого романтизма и движения к светлому будущему воплощены в образах-символах коня, всадника, камня, горы, скалы, металла, кинжала, черкески и т.д. При этом одной из отличительных черт лирики поэта является «опредмечивание» мысли и олицетворение предметов, наделенных им душой, способностью видеть, слышать, чувствовать, переживать.

  3. Одним из главных мотивов поэзии А. Кешокова выступает проблема осмысления двуединства «человек – природа». Многие стихи поэта представляют собой развернутые пейзажные зарисовки или миниатюры, передающие те или иные процессы жизнедеятельности, психологическое состояние человека, философское осмысление законов бытия с помощью разных картин и явлений природы. Одной из сильных сторон кешоковского поэтического таланта является способность олицетворять вещи и предметы окружающей действительности. Его поэзии свойственны своеобразная поэтичная аллегория и национальная символика.

  4. Жанр стихов-стрел (усэ шэрыуэхэр), освоенный А. Кешоковым в конце 50-х – начале 60-х годов, стал новаторским для адыгских литератур. Оригинальность стихов-стрел обусловлена парадоксальностью мышления поэта. В них встречаются интересные сравнения, новаторские для адыгских литератур художественно-изобразительные средства языка, кешоковский тонкий юмор.

  5. Лиро-эпические произведения А. Кешокова основаны на традициях национальных литератур и включают в себя фольклор, этнографию, историю и современность адыгского народа на примере конкретных значимых событий: Великой Отечественной войны («Отец», «Земля молодости»), Кавказской войны и махаджирства («Тисовое дерево»). Несмотря на различия в содержании, тематике и идейной направленности указанных поэм А. Кешокова, в целом они интегрированы ориентацией на национально-культурные ценности и этноментальные принципы.

  6. При исследовании текстов оригиналов и рассмотрении переведенных на разные языки произведений было выявлено уникальное языковое мастерство А. Кешокова, являющееся большим вкладом в общеадыгскую национальную словесную культуру и свидетельствующее о профессиональном владении поэта богатствами народной речи.

Степень научной разработанности темы и методологическая база работы. Поэтическое творчество Алима Кешокова характеризуется значительным количеством исследований, посвященных его изучению в разных ракурсах. Однако предмет исследования поэзии известного и талантливого кабардинского поэта далеко не исчерпан. Многие публикации критиков и литературоведов узкоспециализированы и посвящены лишь отдельным сборникам, произведениям или конкретным проблемам поэзии Алима Кешокова. Вместе с тем, в кешоковедении обнаруживается ряд

трудов монографического характера, посвященных системному исследованию творчества поэта. Таковы, например, монографии М.Г. Сокурова «Лирика Алима Кешо-кова» (1969) и В.В. Дементьева «Со временем в ладу» (1985). Однако первая попытка комплексного изучения поэзии А. Кешокова принадлежит В.Ц. Гоффеншеферу

За последние десятилетия в научный оборот влились работы молодых исследо-вателей-кешоковедов Л.Х. Хежевой и З.Х. Карамурзовой. Опираясь на указанные новаторские труды, а также на исследовательский опыт ведущих северокавказских литературоведов А.Х. Хакуашева, Х.Х. Хапсирокова, Х.И. Бакова, Л.A. Бекизовой, A.M. Гутова, А.Х. Мусукаевой, З.М. Налоева, М.Г. Сокурова, К.К. Султанова, З.Х. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, ЗА. Кучуковой, Т.Н. Чамокова, К.Г. Шаззо, Х.Т Тимижева, МА. Хакуашевой, К.М. Шикова, Т.Е. Эфендиевой, в представленной работе проведен всесторонний анализ поэтического наследия А. Кешокова.

При формировании научной концепции мы обратились к трудам известных отечественных и зарубежных ученых, а также к работам по проблемам корреляции литературы, культуры и искусства. Это труды М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, Г.В.Ф. Гегеля, ИЛ. Гринберга, В.М. Жирмунского, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Г.Н. Поспелова, Ю.М. Тынянова, В.Е. Хализева, В.К. Чумаченко и других теоретиков литературы.

Основные методы исследования. В диссертационной работе применялись исторически сложившиеся традиционные методы исследования. Сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, метод анализа и синтеза, а также комплексный метод исследования являются основными при анализе лирических и лиро-эпических произведений А. П. Кешокова.

Теоретическая значимость работы заключается в исследовании одной из актуальных тем северокавказского литературного процесса - идейно-тематической типизации, жанрово-стилевой идентификации, эстетики и поэтики лирических и лиро-эпических произведений Алима Кешокова. Результаты, полученные в ходе данного исследования, могут послужить опорой для дальнейшего изучения художественного и критического наследия поэта и составить теоретическую основу анализа творчества других адыгских поэтов. В более широком плане результаты диссертации могут способствовать сопоставительному анализу литературы народов России, а также исследованию эволюции жанрово-стилевой и нравственно-тематической специфики поэзии народов Северного Кавказа.

Выводы представленного диссертационного исследования также могут послужить базой для последующих разработок и изучения проблем теории национальных литератур и персонального художественного мастерства конкретного автора.

Практическая ценность исследования состоит в возможности использования его результатов не только при дальнейшем изучении творчества А.П. Кешокова и других поэтов и писателей, но и при разработке школьных, среднеспециальных и вузовских программ и подготовке спецкурсов по изучению адыгского, а в более широком ракурсе - северокавказского литературного процесса. Материалы диссертационного исследования могут послужить важным подспорьем при написании обобщающих литературоведческих работ по истории адыгских (адыгейской, кабардинской, черкесской, черкесского зарубежья) литератур.

Материалы диссертации также могут стать методологической базой для студентов, аспирантов, магистрантов, литературоведов, критиков и теоретиков литературы при работе над разного рода научными и квалификационными работами.

Апробация работы. Представленная диссертация прошла апробацию в работе круглого стола «Диалог культур в пространстве Кабардино-Балкарии» (февраль, 2015) и на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (апрель, 2015). Работа была обсуждена на совместном расширенном заседании сектора кабардино-черкесской литературы ФГБНУ «Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований» и кафедры литературы и фольклора народов Северного Кавказа ФГБОУ «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова» (февраль, 2016).

Структура диссертационной работы определена целью и задачами, поставленными и разрешенными в ней, а также спецификой выбранной темы. Работа состоит из введения, трех глав (подразделяющихся на параграфы), заключения и списка использованной литературы.