Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов) Ахмедова Зулфия

Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов)
<
Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов) Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов) Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов) Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов) Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов) Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов) Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов) Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ахмедова Зулфия. Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов) : ил РГБ ОД 61:85-10/495

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Шор, сатира и образ 19

1. Средства и методы создания юмористических и сатирических образов 19

2. Шор, сатира и дидактика 81

Глава II. Проблем смжа, шора и сатиры в узбекской детской поэзии 99

Заключение 151

Список использованных источников и литературы. 158

Введение к работе

Коммунистическая партия и Советское государство неустанно призывают наших писателей широко и всесторонне изображать созидательный труд и моральный облик советских людей, борющихся за обеспечение победы коммунизма, разоблачать все те явления, которые мешают развитию нашего государства, достижению поставленной перед нами цели. На февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко говорил: "Строить новый мир - это значит неустанно заботиться о сформировании человека нового мира, о его идейно-нравственном облике"1. В настоящее время в нашем обществе - обществе развитого социализма наряду с развитием науки и техники, созданием материально-технической базы коммунизма особое внимание уделяется искусству и литературе, являющимся важным воспитательным средством в повышении коммунистического сознания народа, обогащении его духовного мира, повышении социальной активности. Важное значение в этом отношении приобретает высказывание Ю.В. Андропова о том, что "Партия постоянно заботится о подрастающем поколении, на плечи которого в ближайшие десятилетия ляжет ответственность за судьбы общества. Задача партийных организаций, комсомола - шире привлекать молодежь к общественно-политической деятельности, воспитывать ее в духе преданности коммунистическим идеалам, развивать чувство гордости за свою страну, стремление личным трудом содействовать ее расцвету, ••" В нем указано и то, что "... дел у нас на идеологическом участке много, и надо браться за них, не откладывая".

Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяли особое внимание в своей деятельности этому вопросу, В сущности, нельзя усилить воздействие литературы и искусства, не добиваясь широкого развития всех их видов и жанров. Это указание, безусловно, относится и к созданию критических художественных произведений. В материалах ХХШ, ХХІУ, ХХУ, ХХУІ съездов Коммунистической партии Советского Союза было уделено особое внимание с$ере воспитания советских людей в духе коммунистической морали. "Новый облик советского человека, его коммунистическая мораль и мировоззрение утверждаются в постоянной, бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого. Не может быть победы коммунистической морали без решительной борьбы с такими ее антиподами, как стяжательство, взяточничество, тунеядство, клевета, анонимки, пьянство и т.п. Борьба с тем, что мы называем пережитками прошлого в сознании и поступках людей, - это дело, которое требует к себе постоянного внимания партии, всех сознательных передовых сил нашего общества".

В процессе этой борьбы главной задачей литературы социалистического реализма, наряду с изображением положительных явлений в нашей жизни, пропагандой и освещением всего могущего служить примером, является и выдвижение идеи борьбы с отрица тельными явлениями, порочащими советский строй. С этой точки зрения большая доля труда в борьбе с пороками, преграждающими путь развитию нашего общества, возлагается на особую creepy художественного творчества - сатиру и юмор (сатирические и юмористические произведения). Как и вообще в советской литературе, призванной всесторонне исследовать основные черты характера нового человека, сатира и юмор в узбекской детской литературе, являющейся органической ее частью, выполняют огромную идейно-эстетическую задачу - воспитательную функцию, являющуюся "великим делом" (В.Г.Белинский).

Сатира и юмор в детской литературе помогают подрастающему поколению избавляться от недостойных поступков, предоставляют возможность стать в дальнейшем самоотверженными борцами за дело народа, преданными Родине, высокосознательными, культурными, свободными от недостойных порок людьми.

Встречаются у детей и подростков такие черты характера, как грубость, лень, нечистоплотность, взбалмошность, злобность, хитрость, хулиганство... Они растут, по словам П.Павленко, "под воздействием "трех школ": семьи, улицы и школы"1. Не вовремя предупрежденный недостаток воспитания может нанести большой вред обществу. Не случайно мудрая узбекская народная поговорка гласит: "Ребенок дорог - милый, а учтивость его еще дороже" ("Бола - азиз, одоби ундан азиз"). А раз так,надо поощрять в нем все хорошее, показать в нем все примерное и, наоборот, выставить в смешном виде его недостатки, раскритиковать с помощью сатиры и юмора некоторые дурные привычки. В настоящее время это приобретает важное политико-воспитательное

I. Павленко П. Дети и мы. - Литературная газета, 26 июня 1954 г. и общественное значение,

В детской литературе большую роль играет дидактика, то есть наставления, нравоучения. Но в детской литературе дидактика не должна быть сухой, "голой"• Наоборот, дидактика должна быть передана в увлекательной форме, посредством галора,образно, искусством художественного слова. От этого зависит ее действенность и эффективность.

Сатирические и юмористические произведения, проникнутые глубокомысленным смехом, доставляют детям эстетическое наслаждение, помогают им выбрать верный путь в жизни, отличить хорошее от плохого, верного товарища от врага, истинную красоту от мнимой. Эти произведения играют большую роль в процессе становления детских характеров. В жизни детей важное место занимают сатирические и юмористические произведения устного народного творчества различных жанров: сатирические и юмористические песни, игры красноречия, загадки, скороговорки и др. В круг детского чтения входят сатирические и юмористические произведения классической литературы. Благотворные традиции фольклора и классической литературы, богатый опыт узбекской сатирической и юмористической литературы в настоящее время обогащаются новым жизненным смыслом, веяниями нового времени. В первые годы существования узбекской советской литературы в ней были созданы образцы юмористических и сатирических произведений для детей, в том числе такие стихотворения, как "Черепаха и скорпион" ("Тош-бака билан чаён"), "Урюк" ("Урик"), "Черешня" ("Гилос"), "Вишня" ("Олича") Хамзы Хакимзаде Ниязи, произведения его последователей "Резной зуб Нартаджи" ("Нортожининг курак тиши"), "Ахмад ведь мальчик не плохой, но..." (Ахмад ёмон бола эмас-ку, аммо...") Гафура Гуляма, "Капризная" ("Инжик"), "Беспорядочный"

"Ивирсик,"), "Все вымокло" ("Шалоббо") Шукура Сагдуллы, "Хвост" ("Дум"), "Почему Дунаншер двоечник?" ("Дунаншер нега иккичи?"), "Салим и книжка" ("Крравойнинг шу иши тугрими?"), "Не стыдно ли получать замечания от воробья?" ("Чумчукдан ran эшитмак уят эмасми?") Куддуса Мухаммади, "Обида" ("Зарда"), "Смех" Вали" ("Валининг "кулгиси") Пулата Мумина, "Талиб-неповоротливый" ("Толиб сулокмон"), "Взбалмошный" ("Тантик"), "Упрямец" ("Ужар-жон"), "Как я избавился от двойки" ("Мен "икки" дан кандай ку-тулдим?") Кудрата Хикмата и другие. Они заняли почетное место в детской юмористической и сатирической поэзии. Трудно найти среди произведений, написанных истинными мастерами слова для детей, такие, которые бы не были проникнуты юмором. Поэтому произведения таких писателей особенно ценны. Конечно, такой редкий талант, как умение создавать юмористические произведения, бывает не у каждого писателя. Поэтому действительно талантливые смешные произведения приобретают большое воспитательное значение и заслуживают достойного внимания читателя, как малого, так и большого. Подтверждением высказанной мысли могут быть жизненные произведения, полные народного юмора, талантливого писателя Худайберди Тухтабаева, отлично продолжающего традиции своего учителя, мастера советской литературы Гафура Гуляма.

Сатирическая поэзия как один из видов лирики кратка и лаконична. Эти свойства помогают ей быстро проникнуть в мир детей. Наши писатели, создавая сатирические произведения, считают это дело выполнением своего гражданского долга. Высокохудожественные сатирические произведения, бичующие недостатки нашей жизни, обладают большим воспитательным значением.

В узбекской советской детской поэзии в настоящее время создано большое количество сатирических и юмористических произведений, которые помогают развитию у детей чувства юмора. Это чувство, конечно же, не одинаково развито у всех детей. Это естественно. Чувство юмора, вкус к нему надо воспитывать у детей с раннего возраста. Для достижения поставленной цели с малых лет нужно знакомить ребенка с произведениями сатирической и юмористической литературы, соответствующей его возрастным особенностям, умственному развитию. И долг каждого педагога-воспитателя, пропагандиста советской литературы правильно донести до понимания детей смысл смеха, раскрыть его критический дух, определить объект осмеяния сатирических и юмористических произведений.

Писатель с помощью разнообразных художественных образов и богатых средств художественного языка выполняет роль учителя - воспитателя. Воспринимая истинно художественные произведения, дети с малых лет приучаются критически относиться к окружающим их изъянам жизни, порокам людей, смеяться едко, а иногда легко и с иронией над ними, улавливать иронию в контексте произведения, в выборе слов, в разнообразных вариантах использования изобразительных приемов.

Если смысл шутки юмористического стихотворения понятен ребенку, то это беспредельно его радует, на его лице появляется улыбка. В нем усиливается любовь к добру. Непонятный, трудный для ребенка (сатирический или юмористический) смысл, наоборот, может ослабить и даже убить в нем это чувство. И поэтому детям с малых лет с учетом возрастных особенностей и умственного развития необходимо прививать навыки восприятия юмора постепенно, от простых форм до сложных, с постижением тонких -граней смысла смешного. В итоге в сознании ребенка формируется непримиримое отношение даже к мелким недостаткам и порокам, искореняется безразличие; он уже не может стоять в стороне от важных общественных событий и старается принять активное участие в них. Кроме того в сатирических и юмористических произведениях идея подается читателю в скрытой форме, как говорится, в узбекской поговорке, "слово найдет своего хозяина" ("ran эга-сини топади"). Декларативность может привести, как и в любом другом литературном виде, к обратному действию. Юмор помогает читателю видеть в произведении недостатки в характере литературных образов, прослеживать их нежелательные последствия. Он проникается стремлением избавиться от них в своей жизненной практике. Так в детском читателе формируются черты положительного характера. Именно в этом и заключается воспитательное значение, эстетическая действенность сатиры и юмора в литературе, адресованной детям. 

Смысловые грани смеха различны. В процессе развития человеческого разума по требованию жизни, эпохи смех как эстетическая категория обогащается все новым и новым смыслом. Его сущность определяется требованиями художественного замысла и темы произведения, отношением автора к предмету изображения и его идейной позицией, принципами и методом изображения. Это возлагает ответственную задачу на художественную критику. Она должна правильно определить идейно-воспитательную направленность произведения, указать пути достижения этой цели, обратить внимание на важные аспекты художественного мастерства писателя. Выполняя эту функцию, критик вносит свой вклад в точное определение идейно-художественного содержания того или иного произведения, помогает расширить сферу его воздействия. Вместе с тем критик играет определенную роль в повышении идейного и художественного уровня детской литературы, в создании все новых и новых художественно полноценных произведений. Именно поэтому литературоведы все настойчиво обращают внимание на освещение проблемы и задач, связанных с важной областью, своеобразным видом художественного творчества - сатирой и юмором.  

Средства и методы создания юмористических и сатирических образов

Перед узбекской детской литературой как составной частью единой советской литературы стоит важнейшая задача - способствовать воспитанию всесторонне развитого, способного к активной деятельности в жизни общества и страны, умственно и физически развитого борца за коммунистические идеалы, советского человека. Именно поэтому общественная, воспитательная и эстетическая роль юмора и сатиры в настоящее время приобретает важное значение, ибо юмористический дух в художественном произведении не самоцель, а средство передачи читателю в увлекательной форме высоких нравственных идей. Нельзя забывать и слова А.М.Горького о том, что "нам нужна и веселая, забавная книжка, развивающая в ребенке чувство юмора".

Но это не значит, что произведения, созданные для детей, должны быть чрезмерно смешными. Х.Тухтабаев вспоминает слова М.Кольцова: "Когда читаешь фельетон, один раз смеешься, - это хорошо, два раза смеешься - это отлично, третий раз смеешься и до конца смеешься, это уже не фельетон, а интеллигентская шпилька"1. Значит, когда в фельетоне больше смеха,чем положено, читатель забывает об основном.

Неуместный, беспочвенный смех, смех ради смеха отвлекает внимание читателя от основной идеи. Эта мера определяется мастерством писателя, его замыслом,художественными принципами методом отображения действительности и, наконец, тематикой произведения.

В прошлом, когда еще не сформировалась детская литература как таковая, отношение к юмористическим произведениям не было одинаковым. Требования юного читателя в определенной степени удовлетворялись жанрами устного народного творчества, в частности занимательными сказками. С развитием письменной литературы деятели науки и культуры разных эпох, педагоги, великие писатели уделяли большое внимание проблемам детского воспитания, используя при этом художественные произведения для маленьких читателей. Выдающиеся представители мировой литературы А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, Г.Гейне, В.Гете, В.Гюго и другие не забывали своих юных друзей, считая своим долгом писать для них. Для детей предназначены нравоучительные полустишия в произведениях гениальных узбекских поэтов Алишера Навои и Гул-хани ("Зарбулмасал"), в которых в аллегорических образах высмеиваются отрицательные стороны феодальной эпохи. Они имеют большое воспитательное значение. Подобных примеров в истории мировой литературы можно найти много.

После того, как в процессе присоединения Средней Азии к России судьбы русского пролетариата и узбекского народа переплелись, активную общественную и культурную работу ведут демократически настроенные интеллигенты - Мукими, Фуркат, Хамза Хаким-заде Ниязи, Абдулла Авлони, Садриддин Айни и др. Они стали активно пропагандировать среди трудового узбекского народа достижения передовой русской культуры и литературы. Но господствующая феодальная знать и духовенство противились этому, считая деятельность просветителей-демократов кощунством над религиозными догмами и существующими патриархальными обычаями. Несмотря на это, поборники просвещения и передовой культуры пропагандировали светлые идеалы, принялись каким бы то ни было образом детей бедняков без платы воспитывать и учить.Они открывали школы, составляли учебники. Громадную роль в формировании характера, мировоззрения, в повышении эстетического вкуса молодого поколения того далекого времени сыграли учебники, статьи и художественные произведения "Легкая литература" ("Енгил адабиет") I9I4-I9I5 гг., предназначенная для I класса, "Нравоучительные рассказы" ("Ахлокий хикоялар") для 2 класса, "Книга для чтения" ("Укиш китоби") и включенные в них "Учись" ("Уки"), "Карандаш" ("Калам"), "Книга" ("Китоб"), "Школа" ("Мактаб"), "Притча" ("Хикоя"), "Черепаха" и скорпион" ("Тош-бака билан чаен") Хамзы, "Литература и национальные стихи" ("Адабиет ва миллим шеърлар"), "Первый учитель" ("Биринчи му-аллим"), 1912 г., "Цветущий Турки и этика" ("Турки гулистон ва ахлок"), 1913 г., "Второй учитель" ("Иккинчи муаллим"), 1915 г., "Цветущая школа" ("Гулистон мактаб"), 1917 г., Абдул-лы Авлони и другие.

В своих рассказах и стихотворениях Хамза осуждает недос тойные поступки некоторых людей, воспевает положительные человеческие качества, присущие в основном людям труда. Он умело использует в воспитательных целях богатый фольклорный материал, стремясь пробудить в молодом поколении страсть к просвещению и наукам. Он учит их быть смелыми, энергичными, правдивыми. Хам-за стремится заставить учеников задуматься об окружающей их несправедливости. С этой целью в книги для чтения он включил нравоучительные басни: "Черепаха и скорпион", "Верблюд и верблюжонок" и другие.

Одной из задач Программы Коммунистической партии Советского Союза является формирование нового человека, высокоидейного, преданного делу коммунизма, всесторонне и гармонично развитого. Воспитание молодого поколения в советское время стало общим делом каждого члена общества. Коммунистическая партия и Советское правительство в своей деятельности основываются на принципе, выдвинутом В.И.Лениным: "Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов..., без которых не может быть современного образованного человека" .

Советское государство с первых дней своего существования неустанно заботилось о развитии литературы для детей. Но противоречия эпохи, острая идейная борьба, неопытность молодых советских писателей и многие другие факторы затрудняли ее развитие в нужном направлении.

Шор, сатира и дидактика

Кмор и сатира имеют большое функциональное значение в узбекской детской литературе неотделимой части советской литературы, одной из главных задач которой является формирование нового человека, преданного Коммунистической партии, социалистической Родине, относящегося трезво к действительности, преодолевающего недостатки в своем поведении.

В характере детей встречаются такие пороки и погрешности в поведении, как ненужное упрямство, безответственность, каприз, взбалмошность, шаловливость, неряшливость, лень и т.д. Большое положительное значение в воспитании приносит подчеркивание достоинств, положительных качеств в детских характерах и вместе с тем беспощадная борьба с мерзостью, низостью, стремление очистить от них человека и общество с помощью "щетки юмора" и "веничка сатиры" (В.В.Маяковский).

Ощутимую роль в узбекской детской литературе, в том числе в юмористической и сатирической, играет дидактика - наставления, нравоучения. Серьезное значение дидактики в узбекской детской литературе обусловлено, во-первых, ее близкой связью с устным народным творчеством и, во-вторых, с широким использованием традиций классической литературы Востока, в том числе и узбекской классической литературы.

Узбекский народ создал немало примеров дидактических произведений. Но дидактика должна быть окрашена теплым юмором,который позволит ей ярко, точно донести до читателя идею. Голые, сухие дидактические наставления без помощи юмора никогда не достигнут цели, не смогут выполнить задач, поставленных перед ними. И наоборот, высокохудожественные юмористические и сатирические произведения, проникнутые глубокомысленным, содержательным смехом, всегда доставляют эстетическое наслаждение детям, помогут им отличить положительное от отрицательного...

Природа смеха разнообразна, и как сложное эстетическое явление в процессе развития человеческого мышления он постоянно обогащается все новыми и новыми оттенками.

Его степень, уровень, как говорилось выше, теснейшим об разом связаны с темой произведения, авторским замыслом, его отношением к объекту осмеяния, принципами и выбором художественно-изобразительных средств его отражения (изображения).

Воспитатель-писатель должен стремиться в своей практике привить ребенку с младенческих лет непримиримое отношение к порокам окружающих его людей, самокритичное отношение к себе, воспитывать чувство юмора, умение смеяться и правильно оценивать обстановку, понимать иносказательный смысл выражений, игру слов. В этом большую помощь ему должна оказать детская юмористическая литература.

Услышанные или прочитанные в детстве увлекательные истории, необыкновенные приключения, чудеса ребенок запоминает на всю жизнь. Это оказывает большое воздействие на весь жизненный путь человека. Нашу мысль подтверждают слова Н.К.Крупской о том, что "книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребенка".

Примеров этому можно привести много. Алишер Навои в детстве прочитал поэму "Птичьи мысли" ("Мантик-ут-тайр"). Под ее впечатлением, будучи уже взрослым человеком, поэтом, он написал поэму "Птичий язык" ("Лисон-ут-тайр"). Сказки, рассказанные в детстве Максиму Горькому его бабушкой Акулиной Ивановной Каши-риной, пробудили в юноше стремление к художественному творчеству .С большой благодарностью вспоминал Хамид Алимджан сказки, рассказанные его матерью. Но взрослые должны быть предельно ос-торожнн в выборе смешных историй, рассказов для маленьких слушателей. Лучше воздержаться от грубых шуток, не соответствующих детской психике, так как подобная "педагогическая" неосторожность может ослабить, а порой и уничтожить чувство юмора у ребенка, так нужное для его развития.

Ребенок беспредельно радуется, если смысл шутки, юмористического рассказа, игра слов ему понятны, и наоборот,непонятное, далекое от детского восприятия содержание юмористического произведения может притупить в нем это чувство. Чтобы это предупредить, писателю нужно в соответствии с умственным развитием,с возрастными особенностями ребенка постепенно переходить от простого к сложному, развивать в нем способность понимать, чувствовать тонкий смысл юмора. Характерно отметить, что с развитием, возмужанием ребенка в нем растет неприязнь к порокам, появляется желание бороться с недостатками своего поведения. Так постепенно формируется положительный характер человека.

Детям в жизни все кажется интересным, таинственным, удивительным. Они стремятся расширить свой кругозор, обо всем узнать более подробно. И в литературе для детей необходимо это учитывать. С этой целью в произведениях для детей предметы и животные иногда изображаются очеловеченные, одушевленные, в движении. Парты и чернильницы, сандал и печка, лампочка, деревья и животные - все "разговаривают", "думают", "двигаются" как люди. Разнообразные иносказания, очеловечивание явлений природы и предметов способствуют развитию мышления детей, обогащают их знания о природе, жизни, способствуют повышению живого интереса к познанию тайн природы. "Во всякой сказке есть элементы действительности, - писал В.И.Ленин по поводу, не имеющему отношения к фольклору, но глубоко верного по существу самого высказывания, - если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться" .

Но, конечно, для детской литературы создание образов одушевленных предаетов и аллегорий не является самоцелью. В юмористических произведениях в иносказательной форгле критикуются те или иные отрицательные качества человеческих характеров, даются примеры детям для их правильной оценки.

Эзоповский язык помогает раскрыть авторскую мысль в волшебном, таинственном виде, а слово, как говорится в народе, "найдет своего владельца". Уместно здесь вспомнить стихотворение Куддуса Мухаммади "Сандал и печка", написанное в духе народной сказки. В нем в споре неодушевленных предметов (печки и сандала) в аллегорической форме своеобразно изображена борьба старого и нового и победа нового над старым. В юмористическом стихотворении "

Проблем смжа, шора и сатиры в узбекской детской поэзии

Человек живет в окружении живой природы, полной неожиданностей, его окружает вихрь событий, беспрестанно сменяющих друг друга, приносящих ему заботы, горе и радость. Это естественно. Человек стремится украсить свою жизнь, загладить печаль смехом - вечным и древним своим спутником. Разные народы на протяжении многих веков своей истории слагали легенды, устные рассказы, песни, пословицы и поговорки о том, что такое смех, какую радость он приносит людям: "Смех - великий врач", ".Иди без смеха - потерянные дни", "Смех молодит", "От смеха душа молодеет, от злобы старится", "Хорошо посмеешься - на пуд поправишься" и т.д.

Широко распространены среди народа поверия и легенды о людях, поборовших свои недуги смехом. Вот одно из них: "...прибытие в город паяца значит для здоровья жителей куда больше (он нужен - S.A.), чем десятки нагруженных лекарствами мулов".

Действительно, смех, улыбка - украшение жизни человека,не-оценимый дар природы. Смех так же важен для человека, как вода для жаждущего, как воздух для всего живого.Не зря народные мудрецы сравнивают смех с теплотой солнечного луча, проникшего в сырое подземелье, с водой, несущей с собой жизнь в знойную пустыню. Ребенок смеется с первых недель своего существования,это заметил еще древнегреческий ученый Плиний. Разноцветные безделушки, еда, музыка, материнская ласка, шутливые слова - все-всб располагает его к смеху, и развиваясь, сам он своим голосом, первыми неумелыми шагами, лепетом возбуждает добрую улыбку у взрослых. Опыты, проведенные психологами, свидетельствуют о том, что младенцы ясельного возраста (до 4 лет) смеются, наблюдая необычные поступки взрослых (кто-нибудь наденет одежду наизнанку или споткнется, упадет и т.д.)

С возрастом у ребенка расширяется понятие смешного, комического. Так, если у пятилетнего ребенка смех вызывают неправильные движения или вид людей и животных, то позже он уже начинает понимать сущность некоторых взаимоотношений между людьми.

Исследователь-психолог Р.Садыкова провела эксперимент, в результате которого стало известно, что в четырехлетнем возрасте ребенок начинает понимать шутку по шутливому тону речи, а пятилетний ребенок уже может различить ошибки в речи собеседника. В статье "Что смешило ребенка? , посвященной этому опыту, она указывает, что девочки Надира и Акида смеялись, слушая сказку "Колобок", рассказанную мальчиком Шавкатом, потому что он не мог произнести букву "р". Дети в возрасте от шести до семи лет реагировали и на комические ситуации в юмористических стихотворениях и скороговорках. В самом раннем возрасте дети, не вникая в мысль иносказаний, смеются, подражая старшим. А начиная с шести-семи лет, как утверждают психологи, они стараются раскрыть смысл слов; понять шутку, каламбур и т.д. Это вызывает у них смех. В дальнейшем сами они стремятся в своей речи создать подобные словесные каламбуры. С взрослением человека, приобретением жизненного опыта его смех приобретает общественный характер, становясь одним из средств общения. Улыбка у всех народов является признаком радости, удовлетворения.

С древнейших времен ученых-медиков привлекала природа смеха. Об изменении физиологических процессов в организме смеющегося человека впервые говорили великие ученые древности Гиппократ и Абу Али ибн Сина. Примечательно и то, что врач Жубер, живший в ХІУ в. во французском городе Монепелье, написал две книги, посвященные специально вопросам смеха. Они названы "Произведение о смехе" и "Духовные причины возникновения смеха".

По мнению современного советского ученого-медика З.Эгам-бердиева, с медицинской точки зрения смех оказывает положительное воздействие на человеческий организм и необходим человеку так же, как воздух. Здоровый смех успокаивает нервы, очищает, открывает органы дыхания, регулируя сердцебиение, способствует улучшению кровообращения, обмену веществ в организме, расширяет кровеносные сосуды, в результате улучшается кровоснабжение мозга. Смех, повышая защитные свойства организма, превращает его в неприступную для болезней крепость.

История знает немало царей, императоров, султанов, ханов и т.д., которые постоянно имели при себе шутов, клоунов.Всегда, во все времена смех был добрым спутником человека. Но нужно уметь различать искренний, здоровый смех от неестественного "смеха", бесполезного для человека и его организма. Смех должен быть искренним, душевным, естественным, Но, как говорится, всему свое время и своя мера. В том числе и смех должен иметь свою меру. Пустое зубоскальство не приводит к до бру. Недаром есть в узбекском народе выражение : "Чуть не умер от смеха" ("Кулаве-риб ичагим узилаёзди" - не переводится). Обратившись к историческим фактам, можно убедиться, что в этих словах скрыта истина. Действительно для жизни опасно глубокое дыхание, когда человеку приходится беспрестанно смеяться. Так, древний персидский царь Ксеркс, немецкий поэт П.Флеминг умерли от безостановочного смеха. Восьмидесяти трехлетний французский писатель Вольтер и великий греческий драматург-трагик Софокл стали жертвами бурной радости, охватившей их вследствие аплодисментов зрителей. Племянник немецкого философа и ученого Лейбница также умер от радости, найдя под постелью умершего дяди шестьсот тысяч франков, и т.д. Улыбка, смех являются признаками здоровья, благополучия, жизнерадости,и веселья. В условиях нашей жизни, когда истинная свобода человека труда стала реальностью, они приобретают большой вес.

Смех отдельного человека и большого коллектива имеет и общественное значение. Зарубежные гости, государственные деятели, туристы, путешественники в первую очередь обращают внимание на лица, настроения, душевное состояние жителей страны. Веселые, приветливые лица возбуждают в них добрые чувства.

Общественный смех вызывается произведениями искусства и литературы. Колористические и комические ситуации в произведениях искусства и литературы выполняют огромную эстетическую и нравственно-воспитательную функции.

Похожие диссертации на Юмор и сатира в узбекской детской поэзии (60-70-х годов)