Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция Федосеева Елена Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федосеева Елена Александровна. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.02 / Федосеева Елена Александровна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2007.- 444 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-10/30

Введение к работе

Актуальность исследования. Историко-литературный опыт ХХ столетия показывает: древние эпические формы по-прежнему остаются востребованными литературным сознанием, что проявляется в создании в «младописьменных» литературах книжных версий героического эпоса, сложность анализа которых заключается в разноплановости толкования понятия «книжная форма героического эпоса» фольклористами и литературоведами. В современном мордовском литературоведении жанровый подход к исследованию национальной литературы признается одним из наиболее перспективных. Осмысление ее развития с точки зрения истории отдельных художественных форм, анализ жанрово-поэтической специфики текстов открывает широкие возможности для понимания общих тенденций и эволюции словесного искусства Мордовии. Все это вызывает дискуссии о природе мордовского героического эпоса и его книжной формы, которые мордва имеет наряду с финским и эстонским народами.

Методологическую основу диссертационной работы составляют теоретические концепции Гегеля, В.Г.Белинского, В.М.Жирмунского, В.Я.Проппа, Е.М.Мелетинского, В.П.Аникина, А.И.Маскаева, П.Домокоша, А.М.Шаронова, обозначившие контуры фольклорно-литературных эпопей.

Из-за неравномерности социально-политического развития героический эпос у различных народов возникает в разное время (у греков – в VIII в. до н.э., у германцев, французов, финнов, эстов, мордвы, русских – в IX – XIV вв.), но на одной и той же исторической стадии – в эпоху перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу и формирования государственности. С появлением письменности и развитой художественной литературы эпос из устной формы бытования может трансформироваться в книжную (литературную). Возникновение книжной формы героического эпоса возможно спустя несколько столетий после создания ее фольклорного вида («Калевала» и «Калевипоэг» – XIX в., «Лачплесис» – ХХ в., «Масторава» – конец ХХ в.). Объясняется это тем, что мифолого-эпическое прошлое, воспроизведенное в ней, в сознании этноса присутствует как актуальная реальность, ибо он воспринимает свое настоящее сквозь призму прошлого, живущего в нем в виде сакрального божественного образа. Повествование «о делах давно минувших дней» в нравственно-психологическом измерении есть повествование не только о прошлом, но и о прошлом, живущем в нас сегодня. Данное обстоятельство интерес к героическому эпосу делает непреходящим и стимулирует создание его книжных форм.

К книжным формам мордовского героического эпоса некоторыми исследователями отнесены авторские произведения, которые не отвечают требованиям жанра («Сияжар» и «Тюштя» В.К.Радаева). Одни ученые отрицают существование героического эпоса в самой фольклорной традиции мордвы, считая, что для его возникновения не сложились объективные предпосылки, другие полагают, что героика в мордовском эпосе не достигла классической формы. Разброс мнений обусловлен отсутствием единого взгляда на героический эпос, существованием разных толкований особенностей его содержания и формы. В героическом эпосе запечатлены представления народа о мироздании, его мифологические и исторические воззрения, понятия об идеальном царе и государстве, эстетические и нравственные взгляды, воспроизведены отношения с соседними народами. Данное обстоятельство обязательно должно учитываться при определении произведений книжного происхождения обозначенного жанра. Большое значение имеет раскрытие типологического сходства книжных форм мордовского героического эпоса с аналогичными литературными произведениями финно-угорских народов, что позволит ярче высветить их общность и различия.

Цель исследования проследить становление и эволюцию книжной формы мордовского героического эпоса, закономерности её развития и своеобразие поэтики, что предполагает постановку и решение частных задач:

определить теоретические основы понятия книжная форма героического эпоса;

дать классификацию и проанализировать героические сюжеты с учетом эрзянских и мокшанских версий;

обозначить объектный ряд литературных произведений, отвечающих требованиям книжной формы героического эпоса;

выявить своеобразие сюжетов, проблематики, системы персонажей, особенности языка и поэтики первых образцов книжной формы мордовского героического эпоса;

установить характер отношения к мифологии и народному эпосу и роль авторского начала в поэмах «Эрьмезь» Я.Я.Кулдуркаева, «Сияжар» и «Тюштя» В.К.Радаева, раскрыть художественно-эстетическую и социально-психологическую природу их основных и второстепенных действующих лиц;

представить эпический свод «Масторава» как основной объект исследования в его проекции на народный героический эпос и установить своеобразие авторской интерпретации фольклорного материала;

выявить мифологические, социально-психологические и этноисторические черты в образе главного эпического героя Тюшти;

проследить этапы превращения в «Мастораве» эпического персонажа в эпического героя и выделить типологические признаки последнего;

определить специфику эпического сознания, представить своеобразие выраженной в нем социальной утопии, показать противоречие его эпического миропонимания практическому сознанию;

осуществить анализ процесса возникновения и эволюции книжной формы мордовского героического эпоса от «Мордовской истории» Т.Е.Завражнова-С.А.Ларионова до «Масторавы» А.М.Шаронова.

Объектом исследования является процесс создания книжных форм мордовского героического эпоса.

Предметом исследования выступают книжные формы мордовского героического эпоса, идейно-художественные особенности эпико-героических сюжетов, система персонажей и ее трансформация в авторских произведениях эпико-героического плана, идеологическая, поэтическая и эстетическая природа литературно-фольклорных эпопей.

Степень изученности проблемы. Собирание произведений героической поэзии мордвы берет начало в ХIХ веке. Особенно интенсивно и плодотворно оно осуществлялось во второй его половине. В это время появились «Очерки мордвы» П.И.Мельникова-Печерского, воплотившие фольклорно-этнографический образ эрзи и мокши. В них изложены мифы о сотворении мира и человека, описаны наиболее важные божества: Чам-Пас, верховный бог нижегородской эрзи; Шкай, верховный бог мокши; Анге-Патяй, богиня-мать, жена Чам-Паса, богиня красоты; Пурьгинепаз, бог грома и дождя; Масторава, богиня эрзяно-мокшанской земли, и др. В 1889 году увидела свет книга В.Н.Майнова «Остатки мордовской мифологии», содержащая мифы о мордовских божествах (Инешкипазе, Анге-Патяй, Пурьгинепазе, Мастораве, Ведяве и др.), о сотворении земли и человека, песни и сказания о царе Тюштяне. В работе И.И.Дубасова «Очерки из истории Тамбовского края» (1890) даются сведения о космогонических воззрениях мокшан и о царе Тюштяне. Информации об истории и художественной культуре эрзи и мокши содержится в историко-этнографическом очерке И.Н.Смирнова «Мордва» (1895). Неоценимый вклад в собирание и публикацию мордовского эпоса внес финский учёный Х.Паасонен, совершивший в 1889 – 1890, 1898 – 1902 годах поездки в мордовское Поволжье. Им записаны героические мифы и песни о сотворении мира и человека, о брачных отношениях богов и людей, об избрании эрзянами инязора (царя) и его правлении. Материалы Х.Паасонена опубликованы в восьми книгах «Mordwinische Volksdichtung» в 1938 – 1981 годах. Много текстов мифолого-эпического характера представлено в «Мордовском этнографическом сборнике» А.А.Шахматова (1910), «Образцах мордовской народной словесности» (1882) (Вып.1. Песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии), в сборнике М.Е.Евсевьева «Эрзянь морот» (1928), составленном по результатам фольклорных экспедиций, в серии «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» (1963 – 1987).

Теория героического эпоса, принципы и методы изучения его сюжетов и текстов стали предметом всестороннего осмысления в трудах таких отечественных и зарубежных фольклористов и литературоведов, как А.Н.Афанасьев («Поэтические воззрения славян на природу»), А.Н.Веселовский («Историческая поэтика», «Сравнительная мифология и ее метод», «Народные представления славян»), В.М.Жирмунский («Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки», «Тюркский героический эпос», «Литературные отношения Востока и Запада и развитие эпоса», «Калевала» и финская школа фольклористики», «Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса»), В.Я.Пропп («Русский героический эпос», «Фольклор и действительность»), Б.Н.Путилов («Героический эпос и действительность», «Русский и южно-славянский героический эпос: Сравнительно-типологическое исследование», «Методология сравнительно-исторического изучения фольклора»), В.П.Аникин («Русский богатырский эпос», «Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин»), Е.М.Мелетинский («Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники», «Поэтика мифа», «Палеоазиатский мифологический эпос»), Н.Н.Поппе («Некоторые проблемы бурят-монгольского героического эпоса»), С.Ю.Неклюдов («Героический эпос монгольских народов: устные и литературные традиции»), О.М.Фрейденберг («Поэтика сюжета и жанра», «Миф и литература древности»), Д.Фрэзер («Золотая ветвь», «Фольклор в Ветхом завете»), А.Хойслер («Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах»), С.Крамер («История начинается в Шумере»), П.Домокош («Формирование литератур малых уральских народов»), M. Dugantsy («Eposet Sijzjar») и др. Различные аспекты развития национальных эпосов народов России исследовались в работах А.Г.Эндюковского, А.К.Микушева, А.Е.Китикова, Ф.И.Урманчеева, А.И.Маскаева, Л.С.Кавтаськина, А.М.Шаронова, В.И.Рогачева, Т.П.Девяткиной, Н.Г.Юрченковой. В построении общей концепции исследования значительную роль сыграли труды финно-угроведов А.В.Алешкина, А.И.Брыжинского, Н.В.Морохина, Ю.А.Калиева, В.М.Ванюшева, Ю.М.Артемьева, З.К.Тарланова и др.

Наиболее активным и плодотворным периодом в теоретическом осмыслении героического эпоса стала вторая половина ХХ – начало ХХI века. В настоящее время он существует в своей аутентичной и книжно-литературной формах.

Методологию исследования составляют историко-типологический, сравнительно-исторический, историко-генетический методы, на основе которых дается идейно-художественный анализ сюжетов и содержания произведений, проводятся фольклорно-литературные параллели, устанавливается сходство мордовского книжного эпоса с подобными эпосами других народов в сюжетах, героях, мотивах, особенностях формы; принципы историзма, развития, всеобщей связи, автономности художественного сознания, позволяющие объяснить возникновение фольклорно-литературных явлений в их конкретно-исторической, причинно-следственной обусловленности, учесть исторические изменения и напластования в сюжетах и образах, показать относительную независимость идейного развития эпоса и литературы от общественной практики, увидеть в событиях и героях песен и сказаний поэтические создания, а не копии с действительности. Важное значение придается опыту В.Г.Белинского при анализе русских былин, оцениваемый В.Я.Проппом как существенно важный и плодотворный.

Материал исследования. Материал исследования составляют поэма Я.Я.Кулдуркаева «Эрьмезь», поэмы-сказания В.К.Радаева «Сияжар» и «Тюштя», эпопея А.М.Шаронова «Масторава», аутентичный героический эпос мордвы.

Научная новизна работы. В работе впервые в отечественном литературоведении сформулировано понятие книжной формы мордовского героического эпоса, указаны её отличительные особенности, исследованы основные сюжеты и система персонажей, определен характер героической поэзии мордвы вообще, обозначены пути её развития.

Теоретическая значимость работы. Исследование вносит вклад в разработку теории мордовского героического эпоса и его книжной формы, создает базу для дальнейших разысканий в этой области, уточняет понятийный аппарат, вносит ясность в основополагающие определения героика, богатырство, героический эпос, книжная форма героического эпоса, что будет способствовать поднятию уровня научных исследований героической поэзии мордвы и эпических произведений авторского происхождения.

Практическая значимость работы. Сделанные в диссертации выводы и суждения о поэмах «Эрьмезь» Я.Я.Кулдуркаева, «Сияжар» и «Тюштя» В.К.Радаева, эпопее «Масторава» А.М.Шаронова будут способствовать более глубокому пониманию закономерностей развития мордовской литературы в её взаимодействии с устно-поэтической традицией, фольклорной художественно-эстетической культурой.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Книжная форма героического эпоса есть аутентичный текст в его научной систематизации и литературной обработке с учетом закономерностей возникновения и развития героической поэзии, особенностей её содержания, формы, поэтики и эстетики.

2. Содержание героического эпоса, включая его книжную форму, составляют мифы о сотворении земли и человека, о создании небесной и земной семьи, песни и сказания об избрании царя и его правлении, песни и сказания о богатыре Сабане, о предводителе эрзян и мокшан Гурьяне, песня «На горах на Дятловых», в совокупности образующие многоплановое повествование о мордовской истории, о народах эрзя и мокша.

3. Главными действующими лицами героического эпоса являются верховные боги эрзи и мокши Чам-Пас, Инешкипаз, Шкай, Шкабавас, богиня-мать Анге-Патяй, антипод Чам-Паса Шайтан, принимающие участие в сотворении мира, бог грома и дождя Пурьгинепаз, богиня эрзяно-мокшанской земли и её народа Масторава, богиня воды и любви Ведява, богиня хлеба и урожая Норовава и ряд других божеств, божественные птицы Иненармунь и Белый Лебедь, девушки Азравка, Литова, Васальге и др., царь Тюштян, богатыри Сабан и Гурьян, выполняющие важные функции в организации и функционировании мордовского общества на началах государственности, закона и порядка.

4. Героический эпос мордвы формировался как многосюжетное и многогеройное повествование с циклизацией произведений вокруг имени того или иного персонажа, что содержало в себе предпосылки появления эпопеи с возможностью ее перевоплощения в книжную форму с возникновением необходимых условий для этого, а именно развитой письменной литературы и высокого уровня научных исследований по фольклору и истории народа.

5. Первым опытом создания книжной формы мордовского героического эпоса является «Мордовская история» Т.Е.Завражнова и С.А.Ларионова, содержащая некоторые черты героического повествования.

6. В основу сюжета поэмы Я.Я.Кулдуркаева «Эрьмезь» положены взаимоотношения мокшанского и эрзянского князей, носящих имена реальных исторических персонажей – Пуреша и Пургаса. Текст поэмы содержит элементы героической тематики, заключающиеся в мироустроительном характере контактов Пуреша и Пургаса, что позволяет включить ее в разряд произведений, предварявших появление книжной формы мордовского героического эпоса.

7. Произведения В.К.Радаева «Сияжар» и «Тюштя» – богатырские поэмы авторского происхождения с привлечением некоторых фольклорных мотивов, что дало основание отдельным мордовским и зарубежным литературоведам 60 – 90-х годов ХХ века отнести их к книжной форме мордовского героического эпоса. Однако мера и характер использования фольклорной эпической традиции не позволяют их считать таковыми.

8. «Масторава» А.М.Шаронова есть авторская концепция аутентичного героического эпоса, созданная в соответствии с требованиями книжной (литературной) его формы, к которой относятся произведения, написанные на основе подлинного фольклорного материала, мифов, песен и сказаний, возникших в героический век и повествующих о зарождении мироздания и человеческого общества в его конкретном этническом образе.

Апробация работы. Материалы диссертации представлялись на международных («Филологическая подготовка преподавателя-словесника в университете», Саранск, 2001; «Функционирование языков и состояние этнокультуры восточных финно-угорских народов: проблемы и перспективы развития», Саранск, 2003; «Язык, литература, культура: диалог поколений», Чебоксары, 2003; «Литературный процесс в зеркале рубежного сознания: философский, лингвистический, эстетический, культурологический аспекты», Москва-Магнитогорск, 2004; «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве», Казань, 2006; «Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические», Чебоксары, 2006), всероссийских («Финно-угристика на пороге III тысячелетия», Саранск, 2000; «Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе», Тольятти, 2004; «Социальные конфликты в России ХVII-ХVIII веков», Саранск, 2004; «Региональная журналистика в системе СМИ России: динамика и характер развития в новых условиях», Саранск, 2006; «Русский язык в контексте национальной культуры», Саранск, 2007, «VII конгресс этнографов и антропологов России», Саранск, 2007), межвузовских («Литература: миф и реальность», Казань, 2004; «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве», Казань, 2006), межрегиональных («Взаимодействие и взаимовлияние языков и литератур народов Поволжья и Приуралья», Саранск, 2006; «Состояние национально-русского двуязычия в финно-угорских регионах Российской Федерации», Саранск, 2006), зональных («ХХХ Зональная конференция литературоведов Поволжья», Самара, 2006), республиканских («Роль науки в социально-экономическом развитии Республики Мордовия», Саранск, 2003; «Роль науки и инноваций в развитии хозяйственного комплекса региона», Саранск, 2004) научных конференциях и ежегодных Огаревских чтениях (МГУ им. Н.П.Огарева). По теме диссертации опубликовано более 30 статей (из них 7 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ), монография «Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция» (Саранск, 2007).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертации на Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция