Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция личности в советской многонациональной драматургии 70-х начала 80-х годов Валько, Луиза Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валько, Луиза Александровна. Концепция личности в советской многонациональной драматургии 70-х начала 80-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Ин-т литературы им. Т. Г. Шевченко.- Киев, 1990.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-8/4081-x

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Оценивая современное состояние советского общества, Первый съезд народных депутатов СССР отметил, что только революционная перестройка способна привести к обновленному, гуманному, демократическому социализму, который во всех своих проявлениях ориентирован на человека. Такое общество будет сильно самостоятельностью и творчеством масс, откроет им полный простор .

Свой вклад в духовное обновление современной жизни вносят писатели, в частности драматурги; одним из приоритетных направлений их творчества.становится художественное изображение сложных процессов социализации личности. В центре внимания современной советской многонациональной литературы, драматургии в том числе, по-прежнему остается человек, его социальная активность во всех областях жизнедеятельности, его гражданская зрелость, нравственный облик.

Поэтому обращение к творчеству советских драматургов 70-х -начала 80-х годов является актуальным и необходимым для понимания сущности перестроечных процессов в современной литературе и литературной критике. Развивавшийся в условиях перестройки плюрализм мнений наиболее остро проявляется в области литературной критики, представители которой высказывают разные, порой взаимоисключающие, оценки творчества советских драматургов 70-х - первой половины 80-х годов. При этом весьма часто в полемике верх берут змоции, отсутствует глубокий научный анализ. Исследование вклада советской многонациональной драматургии этого периода в художественное постижение личности современника имеет в настоящее время большое значение.

Несомненный научный интерес представляет литературоведческий анализ пьес советской многонациональной драматургии 70-х - начала 80-х годов под углом зрения человековедения, нового концептуального видения личности. Выявление в драматических произведениях указанного периода такого видения современника, раскрытие сложной диалектики его социальной активности является одной из актуальных задач литературоведческой науки. Отсутствие обобща»-

* Постановление Съезда народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик П Правда. - 1989. - 25 ишя.

ших работ но PToti nawjiofi проблеме и олукнт обоснованием выбора темч настоящий диссертации.

Степень разработанности проблеми. В литературоведении пробле-мл личности ставилась и трактовалась преимущественно в контексте социальной активности. Предметом анализа было главным образом творчество отдельных драматургов. Некоторые аспекти отої! проблеми оснащались л трудах учених v литературных критиков, посвященных анализу лишь определенных этапов развития советской многонационально" драматургии. Творчество драматургов 70-х годов исследовали Б.С.Бугров, И. Л.Вишневская ,Д.Т.Вакуленко, Ю.А.Зубков, С.С. Импхелопа, Ф.Ф.Купнепоп, И.М.дузь, О.И.Хороб, В.М.Пискунов, а т(.іг!"<о автори ряда коллективных монографий , Некоторые аспекты проблеми со' алыюй активности личности рассматривались в статьях литературоведов, театроведов, деятелей советского театра и

кино .

методологические проблеми концепции личности освещались в диссертационных исследованиях Л.Садиковой "Проблема конфликта и героя я драматургии 70-х - начала 60-х годов" /на материале производственное драми/, Ю.Павлова "Концепция личности в творчестве В.Личутина", а таете вьетнамского авто.ра Май Тхук Лоана "Горьков-скал концепция социально активної? личности и ее художественное воплощение в ранней драматургии писателя. Пьесы "Мещане", "На дне".

Значительный віслад в изучение советской многонациональной драматургии 50-70-х годов вносят работы Б.С.Бугрова. Обращение к тематическому спектру современной драматургии позволило ему проследить такой сложный аспект самовыражения героев пьес, каким является их социальная позиция и ее мотивационнне основы .

См.: Проблемы нравственного воспитания личности в современной советской литературе. - М.: Мысль! 1979; Метченко А.И., Бугров Б.О., Герасименко А.П., Зайцев В.А. Современная русская литература в 70-е годы /актуальные проблемы/. - М.: Иэд-во МГУ, 1983, гл.Ш; їамарчєнко А. Преодоление канонов. Современная тема и драматургии // В кн.: В середине 70-х. Литература наших дней /Сост. Эвентов И.О. - Л.: Лениэдат, 1977.

2 См. работы М.Швыдкого, М.Дмитревской, 0.Ефремова, А.Салынского, Л.Зися, Г.Баткщева, Б.Любимова, В.Мекуева, Г.Семешока, А.Коло-

мпйца и др.

г»

^ Бугрьв Б.С. Русская советсісал драматургия 50-70-х годов: Основные тенденции Развития /Автореферат дис. д-ра филол. наук. -М. 1986. С.36/.

Исследуя проблему современного героя в советской Шогииа--циональной драматургии, СЛ'шхелова констатирует, что производственные публицистические пьесы 70-х годов представили герои, активно вторгающегося в жизнь, преобразующего ее. Однако нредло-кенная в монографии С.Лмихеловой трактовка образа делового человека в пьесах 70-х годов не дает комплексного видения тех сторон деятельности героя, которые в сложной диалектике общественной жизни могут трансформироваться в свою противоположность.

Вопрос концепции личности рассматривался в работав К.Рудницкого, А.Степановой, А.Тамарченко, С.Севдшкова, П.Збороица и др. Так, А.Тамарченко полагает, что герой иьео И.Дворецкого "Человек со сторони" и Г.Бокарэва "Сталевари" социально активен по-новому. Эта новизна стала возможной в результате обновления драматического конфликта и описания героя через раскрытие сложного внутреннего мира личности, ее взаимодействия о другими личностями и коллективом . Это интересное положение не получило в х>аботе А.Тамарченко надлежащего развития, поскольку основним моментом исследования являются вопросы поэтики и жанров драматургии указанного периода.

Проблему социальной активности личности в драматургии 70-х годов разрабатывает ССендюков13. Автор справедливо относиі главных героев пьео А.Гельмана "Премия", Г.Бокареиа "Сталевары", М.Ибрагимбекова "Мезозойская история" к людям активной жизненной позиции. Она объективно и субъективно обусловлена их социальным статусом и индивидуальными человеческими качествами. D отом Синдиков видит адекватность положительного героя пьес 70-х годов своему времени и миропониманию авторов драматически произведений. С.Сеїідюков обратил внимание на появление в пьесах отого периода персонаяа, социальная активность которого вступала в противоречие с традиционным пониманием ее. И.Вишневская, Н.С&виц-

Имихелова С.С. Современный герой в русской советской драматургии 70-х годов. - Новосибирск: Наука. Сибирское отд. ID83.

с.з-ш.

" Тамарченко А. Преодоление канонов. В іш.: Б середине семидесятых. - Л.: Лениэдат. 1977. С.344-378.

Сендюков С.Д. Нравственные искания в современной ссіп.-тской многонациональной драматургии. В кн.: Проблеми нравственного воспитания личности в современной литературе. -- и.: Мислі.. Н)?й.

с.ш-пз.

кий, В.Андреев, А.Мамбетов и другие отмечают в драматургии начала 80-х годов повышенный интерес к изображению сложных социальных коллизий, обусловливающих противоречивый характер общественной активности героя.

Все это вместе взятое позволяет утверждать, что исследование концепции личности в драматургии 70-х - начала 60-х годов, в частности такого ее аспекта, как проблема социальной активности личности, нуждается в более полном и всестороннем научном анализе.

Цель и задачи диссертации. Сопоставление степени научной разработки в трудах ученых исследуемой в диссертации проблемы и необходимости литературоведческого осмысления концепции личности в советской многонациональной драматургии 70-х - начала 80-х годов позволило сформулировать главную цель в задачи настоящего диссертационного исследования. Ілавная цель работы состоит в раскрытии концептуальных подходов авторов драматических произведений 70-х - начала 80-х годов в изображении сущностных черт и характеристик личности современника, степени коррелятивности концєіщий личности с реалиями обществешюй ЖИЗНИ. ДоСТИЖЄг-пие главной цели диссертации осуществляется путем решения сле-дутапх исследовательских задач:.

раскрыть содержание концепции личности в советской многонациональной драматургии 70-х - начала 80-х годов; доказать правомерность соотношения его с социальной жизнедеятельностью человека ;

выявить критерии, какими руководствуются драматурги при изображении героя, а критики при интерпретации и отнесении его к людям активной жизненной позиции;

проанализировать духовный мир героев пьес, состояние которого является определяющим фактором их социальпоЗ активности; рассмотреть ее содержание и направленность;

сопоставляя поэтику драматических произведений советских авторов 70-х - начала 80-х годов, показать, как художественно, средствами драматургии, разрабатывалась концепция личности.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили труда классиков марксизма-ленинизма, в которых нашли отражение проблемы диалектики общества и личности, места и роли личности, в общественных процессах, закономерности ее социализа-

ции, а также исследования теоретиков драш. В работе использованы принципы сравнительного и системного анализа, комплексного подхода при рассмотрении драматических произведений.

Источниками исследования в диссертации явились драматические произведения советских авторов, созданные и 70-е - начале ВО-х годов, в частности пьесы А.Мишарина, А.Дударева, Н.Зарудного, Я.Стельмаха, А.Гельмана, А.Абдуллина, В.Дозорцева, К.Амирова, содержащие обширный материал дня осмислення предотавлешшх в них концепций личности.

Новизна научного исследования настоящей диссертации заключается;

- в предложенной'і'еме, разработка которой позволяет воспол
нить имеющийся в современном литературоведении пробел, возникший
вследствие утвердившейся традиции анализа отдельных произведений
определенного автора;

-"в комплексном подходе и рассмотрении концепции личности, ее социальной активности, художественно отобракаемой в драматургии 70-х - начала 80-х годов;

в соответствии о указанным подходом расширился диапазон анализируемых в диссертации пьес, что позьоляет отойти от сломившейся практики рассмотрения в литературоведческих исследованиях творчества одного автора или одного драматического произведения;

на основе анализа пьес советских драматургов предпринимается попытка освещения многовариантности личности и ее социальной активности;

раскрывается типология драматического конфликта пьес 70-х - начала 80-х годов, которая монет служить надежным ориентиром исследования сущности драматических конфликтов и конфликтных ситуаций, отражающих диалектику развития социальной активности персонажей пьес, сложный механизм трансформации активности под воздействием условий общественного развития, социальных и нравственно-психологических мотиваций самой личности.

Научно-практическая значимость и апробация результатов исследования. Исследуемые в диссертации подходы трактовки личности в пьесах 70-х - начала 80-х годов дают возможность изобразить эволюцию социальной активности личности, которая проявлялась, иногда подспудно, во всех сферах человеческой мизнеде-

ятельностн, но имела различную, часто взаимоисключающую направленность. Объективно такая эволюция ведет либо к застою в социальном и духовном развитии, либо к возможности перестройки общества и личности. Выполняемый анализ позволяет глубже осмыслить процесс социализации личности, содержание ее общественной направленности, конструктивности и деструктивностн, а также необходимость проникновения в сложный механизм трансформации социальной активности личности.

Как исследование в целом, так и отдельные его разделы можно использовать при чтении спецкурсов для студентов филологических факультетов университетов и педагогических институтов. Некоторые положения диссертации использованы на занятиях со слушателями подготовительного отделения Киевского государственного университета при чтении обзорных лекций по курсу советской многонациональной литературы. Дисссртадиоішая работа по проблеме концепщіп личности в советской многонациональной драматургии может вметь определенное значение для поисков худсякественного изображения современников в творчестве драматургов нашего времени, преодоления тех сложившихся канонов и стереотипов восприятия социально активной личности, которые были доминирующими в конце 70-х - начале 80-х годов в советской драматургии.

Тема исследования и научная концепция одобрены на заседании кафедры истории русской литературы Киевского государственного университета им.Т.Г.Шевченко. Результаты исследования излагались соискателем на методологическом семинаре преподавателей кафедры гуманитарных дисциплин подготовительного отделения Киевского государственного университета. Диссертационная работа обсуждалась на заседаниях отдела русской литературы и литератур народов СССР и отдела украинской советской литературы Института литературы им.Т.Г.Шевченко АН УССР. Материалы исследования отражены в четырех публикациях.