Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературно-критическое наследие Габдрахмана Карама Салихова, Айгюль Рустэмовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салихова, Айгюль Рустэмовна. Литературно-критическое наследие Габдрахмана Карама : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Ин-т языка, лит-ры и искусства.- Казань, 1998.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-8/301-0

Введение к работе

Актуальность исследования В свете демократических преобразований в обществе возрос интерес к историческому прошлому и богатому культурному наследию татарского народа. Провозглашение государственного суверенитета Республики Татарстан также в немалой степени способствовало росту национального самосознания, что в научном плане привело к заметному повышению интереса к национальным аспектам науки, литературы и искусства, культурным традициям татар. В последние годы открылись новые возможности для более полных и объективных исследований в данной области, для уничтожения «белых пятен» и восстановления исторической справедливости. Мы являемся свидетелями процесса переоценки укоренившихся и устоявшихся взглядов, освобождения гуманитарной науки от диктата идеологических догм. По-новому осмысливаются многие явления и процессы татарской общественной жизни. Возвращаются народу имена и произведения репрессированных и опальных деятелей национальной литературы и искусства.

В этой связи изучение личности и литературно-критического наследия видного татарского просветителя, литератора, общественного деятеля, переводчика и публициста Г. Карама представляется крайне актуальным. Необычайная широта его интересов (в некотором смысле его можно назвать энциклопедистом), его активная и разноплановая подвижническая деятельность, а также явный недостаток полной, систематичной и объективной научной информации делают его фигуру полулегендарной.

Габдрахман Карам обладал глубокой внутренней культурой, широким кругозором, логичным и образным мышлением. При этом он имел выдающееся для своего времени образование. Многие его суждения относительно татарской литературы, театра и культуры в целом предвосхитили будущее и не утратили своей актуальности и сегодня. И в любом случае, личность Габдрахмана Карама представляет для нас огромный исторический интерес, так как в некотором смысле является ключом к пониманию целой эпохи - эпохи социальных и политических потрясений, бурного роста национального самосознания и интенсивного культурного прогресса. Изучение литературно-критического наследия Г. Карама важно в плане объективного и всестороннего освещения культурной жизни татарского общества в начале XX века, развития

национального самосознания, периодической печати, литературы и театра.

Статьи и рецензии Г. Карама представляют также огромный практический интерес для современных литературоведов и театроведов т.к. они затрагивают многие проблемы, актуальные и сегодня, такие как: театр и национальное самосознание, принципы формирования репертуара, пути развития национальной драматургии, совершенствование актерского мастерства, повышение зрительской культуры и многие другие. И, наконец, возвращение татарскому народу доброго имени и богатого наследия Г. Карама, много сделавшего для развития национальной культуры и искусства, чьи заслуги в советское время незаслуженно принижались или замалчивались, является восстановлением исторической справедливости. Хронологические рамки исследования охватывают годы жизни Г. Карама (1878-1947). Эти годы богаты значительными, драматичными, а порой и трагическими событиями в жизни татарского народа. Они включают в себя три условных исторических периода.

  1. Период утверждения, развития и укрепления капиталистических отношений в обществе, которые привели к существенным изменениям не только в социально-экономической, но и духовной жизни татар. Результатом буржуазных реформ стало коренное преобразование Ислама и системы конфессионального образования, получившее название джадидизма, широкое распространение просветительства, как национальной идеологии, появление у татар новых, светских форм культуры, собственной прессы, профессиональной литературы и театра.

  2. Период бурных социально-политических процессов, приведших в 1917 году к Октябрьской революции, сама революция и гражданская война.

  3. Советское время, характеризующееся становлением тоталитарного государства, диктатуры пролетариата, утверждения идеологических догм, классового подхода к проблемам литературы и искусства.

Целью исследования является комплексное изучение жизни и деятельности Габдрахмана Карама, его богатого литературно-критического наследия, определение места и роли Г. Карама в общественной и культурной жизни татарской нации. Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи.

1. Проследить жизненный путь Габдрахмана Карама на историческом фоне его эпохи, дать оценку его общественной и

просветительской деятельности. Попытаться определить его политические взгляды и симпатии.

  1. Раскрыть взгляды Габдрахмана Карама на общетеоретические проблемы литературы, показать место Карама в контексте литературных процессов его эпохи.

  2. Проанализировать взгляды Габдрахмана Карама на драматургию, как на особый, театральный вид литературы, непосредственно связанный со сценическим искусством.

  3. Показать роль и значение Габдрахмана Карама, как первого профессионального театрального критика, оказавшего огромное влияние на формирование и развитие татарского театра: общее направление, репертуарную политику, актерскую школу и т.д.

  4. Раскрыть взгляды Габдрахмана Карама на национальную сущность татарского сценического искусства, на его роль в развитии национального самосознания, на вопросы взаимодействия мусульманской религии и театра.

6. Собрать и проанализировать суждения Габдрахмана Карама
об актерском искусстве.

Степень изученности проблемы

Литературно-критическое наследие Габдрахмана Карама в
настоящее время мало изучено. Несмотря на то, что в целом
данный исторический период привлекал к себе пристальное
внимание ученых, фигура первого татарского

профессионального театрального критика долгое время оставалась в тени. Всю литературу, прямо или косвенно относящуюся к теме данного исследования можно условно подразделить на несколько групп.

К первой группе относятся работы, в которых речь идет непосредственно о Габдрахмане Караме. Сюда можно включить статью Р. Мухамадиева1, а также статью в библиографическом сборнике «Писатели советского Татарстана»2. В них кратко изложена биография критика, намечены основные направления его деятельности, указаны основные вехи его творческой судьбы. Исследователь X. К. Махмутов, в своей статье «Развитие татарской театральной критики и театроведения»3, уделил

1 Мехеммедиев Р. Театрыбызньщ береиче тенкыйтьчесе // Эгор без япмасак... -
Казан, 1980. - 122-139 бб. Эта же статья. - Казан утлары. - 1976. - № 8. - 129-133
бб.

2 Даутов Р. Н., Нуруплина Н. Б. Совет Татарстаны язучылары. Библиографии
белешме. - Казан, 1986. - 276-277 бб.

3 Махмутов Х.И. Развитие татарской театральной критики и театроведения //
Татарский театр (новаторские искания татарского советского театра). - Казань,
1981.-С. 90-101.

довольно большое место Габдрахману Караму, раскрывая его роль как основоположника татарской театральной критики. Во вторую группу входят исследования по истории и теории татарской литературы начала XX века. Здесь можно выделить книгу Джамала Валили «Очерк истории образованности и литературы татар»4. Она примечательна тем, что ее автор -современник Г. Карама и непосредственный участник общественных, литературных и культурных процессов начала века - дает наиболее полную, конкретную и достоверную информацию об указанном периоде. Заслуживают внимания также работы М. Гайнуллина5, М. С. Магдеева6, И. 3. Нуруллина7, и др., в которых дана общая картина развития татарской литературы в начале XX века. Межнациональным связям татарской литературы данного периода посвящены исследования Э. Нигматуллина8 и Э. X. Сибгатуллиной9. Эволюция татарской критики, основные ее направления и, в частности, взгляды Г. Карама на многие из актуальнейших вопросов литературы и искусства его времени, нашли свое отражение в монографии Р. Мухамадиева «Проблемы формирования татарской литературной критики»10. Вопросы появления и развития татарской драматургии всесторонне раскрываются в работах А. Ахмадуллина". Следует также отметить одно из самых современных исследований, касающихся национальной драматургии - работу Н. Ханзафарова «Татарская комедия»12, в которой освещаются наиболее важные проблемы национальной комедиографии и, кроме того, впервые исследуются восточные истоки татарского сценического искусства.

Определенный интерес представляют монографии, посвященные отдельным деятелям национальной литературы. Здесь следует

4 Валндов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. М. - Пб., 1923.

5 Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика. - Казань, 1983.

6 Магдеев М. Реализмга таба. - Казан, 1989.

7 Нуруллин И. 3. Путь к зрелости. - Казань, 1971.

Нигматуллин. Э. Раздвигая века и границы. - Казань, 1977.

> Сибгатушшна Э. X. Значение русской драматургии в развитии реализма в татарской драматургии начала XX века (на материале творчества Г. Камала и Ф. Амирхана). Автореф. дис... к.ф.н. - Казань, 1987.

10 Мухамадаев Р. Проблемы формирования татарской литературной критики. -
Казань, 1982.

11 Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия. - М.: Наука, 1983. Он же: Горизонты
татарской драмы. - Казань, 1983.

12 Ханзафаров Н. Г. Татарская комедия. - Казань,1996.

выделить работы М. X. Хасанова13, А. Сайганова14 , Р. Игламова15 и др.

Третья группа включает в себя исследования по татарскому
театру. Среди них наиболее важным является «Дооктябрьский
татарский театр»16, где подробно прослеживается исторический
путь дореволюционного сценического искусства,

рассматриваются основные этапы в его формировании, важнейшие театральные события и достижения. Важным достоинством данной книги является то, что она содержит богатейший фактический материал. Серьезным обобщающим исследованием по истории татарского театра является также труд М. Г. Арсланова «Татарское режиссерское искусство». Определенный интерес представляют также работы Б. Гиззата, X. Губайдуллина, И. Иляловой, Ф. Кадыровой, X. Кумысникова, Д. Гимрановой, Г. Мухамедовой и др.

И, наконец, большой интерес для нас представляют работы, раскрывающие общественно-политические процессы в дореволюционном татарском обществе. Из них наиболее значительными являются труды Я. Г. Абдуллина, X. X. Хасанова, Р. У. Амирханова и др.

Кроме этого, анализируя литературоведческие и искусствоведческие взгляды Г. Карама, мы привлекали исследования по русской и советской литературе и театру.17 Особого внимания заслуживают работы по театральному искусству родственных татарам национальностей и народов, традиционно исповедующих Ислам.

Большой интерес, по нашему мнению, представляет сопоставление взглядов Габдрахмана Карама с творческой позицией представителей русской демократической литературы: В. Г. Белинского, Н. В. Гоголя, Н. Габдрахман Чернышевского и т.д.

Не менее важно для нас и состояние современной Г. Караму театральной критики. В наибольшей степени нами использовались рецензии и театроведческие статьи видного

13 Хасанов М. X. Галимджан Ибрагимов. - Казань, 1977. '* Сайганов А. У истоков эстетики реализма. - Казань, 1982.

15 Игламов Р. Выдающийся драматург. - Казань, 1987.

1 Ьонуз Мехмутов, Ильтани Иляпова, Баян Гыйззат. Октябрьге кадэрге татар театры. - Казан. 1988.

17 История русского советского драматического театра. 1917-1945. - М.: Просвещение, 1984. История советского театроведения. - М.: Наука, 1981. Немирович-Данченко. В. И. Театральное наследие, М., 1952. Хайченко Г. А. Основные этапы развития советского театроведения (1917-1941) // История советского театроведения. Очерки 1917-1941. - М.: Наука, 1981.

русского театрального критика А. Р. Кугеля, активно работавшего в начале XX века.

Основными источниками для данного исследования послужили статьи Габдрахмана Карама в периодической печати. Нами были собраны и проанализированы рецензии и литературно-критические статьи Г. Карама в газетах «Казан мохбире», «Иолдыз», «Кояш», «Эш», «Татарстан хэбэрлэре», журналах «Анг», «Ялт-йолт», «Татарстан».

Кроме этого, были активно использованы статьи о литературе и искусстве, написанные современниками Г. Карама: Г. Камалом, Ф. Амирханом, Ф. Бурнашем, К. Тинчуриным и т.д. Определенное место среди источников занимают материалы Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), которые помогли установить даты основных событий в жизни Габдрахмана Карама, определить его родственные и деловые связи, раскрыть содержание его общественной и предпринимательской деятельности. Нами были использованы материалы из следующих фондов: фонд №1 - Канцелярия Казанского губернатора, фонд № 2 - Казанского губернского правления, фонд № 98 -Казанской городской Думы и городской управы, фонд № 299 - Казанского купеческого старосты. Многие документы из вышеперечисленных фондов вводятся в научный оборот впервые.

Кроме архивных материалов, в диссертации использовались опубликованные источники.

В работе над темой использовалась мемуарная литература и воспоминания современников18. Научная новизна.

Данная работа является первым комплексным и наиболее полным исследованием богатого литературно-критического наследия Габдрахмана Карама, а также его жизни, предпринимательской, общественной и творческой деятельности. Были найдены и использованы не известные ранее архивные материалы. Выявлено и введено в научный оборот значительное количество статей Г. Карама, прежде не доступных широкой аудитории по причине того, что они написаны на арабской графике. Воссоздана и проанализирована целостная система взглядов Г. Карама на литературу и искусство с учетом

11 Тукай турында исгвлеклер. - Казан, 1986. Галивсгвр Камал турывда истелеклер. - Казан, 1979. Габдулла Кариев турында иствлеклор. - Казан, 1967. Гыйззатуллина-Волжская турында исгвлеклер. - Казан, 1982. Фатих Эмирхан турында исгвлеклер. - Казан, 1986.

личностных качеств критика, исторических и социально-политических условий, закономерностей и общих направлений эстетических процессов в татарском обществе начала XX века. Общественная и литературная деятельность Габдрахмана Карама и других деятелей национальной культуры оценивается с общечеловеческих, а не классовых позиций. Практическая значимость.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории культуры Татарстана; при чтении лекций и проведении практических занятий по истории татарской литературы, журналистики и театра, в разработке спецкурсов по истории татарской театральной критики.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на совместном заседании отдела рукописей и текстологии и отдела искусствоведения Института языка литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ и рекомендована к защите. Основные положения исследования представлены в выступлениях автора на научных конференциях ИЯЛИ им Г. Ибрагимова АН РТ, отражены в 3 авторских публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.